Расторжение контракта по соглашению сторон
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Расторжение контракта по соглашению сторон». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
При составлении соглашения о расторжении контракта по согласию сторон важно учитывать все условия контракта и действующее законодательство, чтобы избежать возможных конфликтов и проблем в будущем. Также стоит помнить, что при расторжении контракта по соглашению сторон не требуется вносить сведения об исполнителе контракта в реестр недобросовестных поставщиков.
Порядок расторжения контракта по 44-ФЗ
Закон не устанавливает порядок расторжения контракта. Поэтому нужно следовать общим правилам Гражданского кодекса.
1 этап. Составить и подписать дополнительное соглашение.
Документ составляет одна из сторон и направляет контрагенту для подписания. В соглашении указывают сведения:
- реквизиты и контакты сторон;
- причина, по которой расторгают договор;
- объем поставленного товара, оказанных услуг или выполненных работ и сумму, которую заказчик уже заплатил или обязуется это сделать;
- сроки возврата обеспечения и аванса, если в договоре нет таких данных;
- отсутствие претензий друг к другу;
- сроки, когда прекращаются обязательства.
Когда можно расторгнуть контракт
В 44-ФЗ не отражается четкий перечень обстоятельств, когда стороны могут принять решение расторгнуть контракт по обоюдному согласию. Контрагентам разрешается прекратить взаимоотношения, если они об этом предварительно договорятся и, если это не противоречит действующему законодательству.
Рассмотрим наиболее частые обстоятельства для прерывания сотрудничества мирным путем, встречающиеся на практике:
- Одна из сторон не заинтересована в сделке. Встречаются ситуации — инициатор закупки перестает нуждаться в поставке товара или исполнитель по определенным причинам не имеет возможности выполнять условия договора. В таком случае прекращение взаимоотношений между сторонами по обоюдному согласию — лучший выход из сложившегося положения. Однако соглашаться или нет на подобные условия — решать контрагенту, которому их предложили. Заказчики обычно крайне редко идут на подобные меры, т.к. возникает необходимость заново провести торги, что требует существенных затрат.
- Организатор тендера не выбрал указанный в контракте объем товара/услуг. Порой заказчик не нуждается в части продукции или поставщик не успевает оказать услуги в оговоренные сроки, при этом договор еще действует, а стороны не предъявляют взаимных претензий. В таких ситуациях контрагенты могут договориться и принять решение расторгнуть госконтракт по обоюдному согласию. Альтернативный вариант — составить дополнительное соглашение с корректировкой объема услуг и указанием полученных денежных средств.
- Исполнитель изменил юридический статус. Законодательство позволяет не менять контрагента в случае реорганизации предприятия, если к новому поставщику переходят права предыдущего. Но, если исполнитель ранее имел статус ИП, а позднее поменял его на ООО, в подобной ситуации организатору придется расторгнуть договор по обоюдному решению сторон и провести новый аукцион на недостающий объем продукции.
Расторжение контракта по 44-ФЗ
В соответствии с ч. 8. ст. 95 Федерального закона № 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда и в одностороннем порядке в соответствии с гражданским законодательством.
Для всех вариантов существуют свои условия и факторы риска.
По общему правилу допустимо разорвать контракт по обоюдному согласию заказчика и поставщика в любое время до конца срока его действия.
Однако, нужно учитывать некоторые детали.
Данный способ расторжения контракта можно применять, когда клиент больше не нуждается в товарах, работах или услугах (ТРУ) конкретного поставщика, но за уже поставленные и выполненные он готов заплатить. У поставщика и заказчика нет претензий друг к другу.
Разрывать контракт таким способом недопустимо, когда:
- нет обоснований для расторжения по соглашению сторон
- у поставщика остались неустойки
- заказчик необоснованно проводит повторно закупку в короткий срок после расторжения
Повторно закупать аналогичные ТРУ вскоре после разрыва контракта для заказчика рискованно, так как возникает вопрос, зачем было заказчику соглашаться на расторжение контракта, когда данные ТРУ ему необходимы до сих пор.
В первую очередь необходимо отправить претензию поставщику до обращения в суд. Если вам ответили отказом или вообще не ответили в положенный срок, смело подавайте иск.
В суде потребуется доказывать, что партнёр нарушил свои обязательства, а значит, у вас есть основания, чтобы расторгнуть контракт.
Контракт считается расторгнутым не раньше, чем решение суда вступит в силу.
Как правило, данный метод применяется, когда заказчик и поставщик не могут урегулировать спорные вопросы в досудебном порядке. В обязательном порядке нужна претензия от одного из партнёров к другому, обычно к поставщику от заказчика.
Если этого оказалось недостаточно для решения вопросов, то есть повод подавать в арбитражный суд. Помимо расторжения контракта, суд изучит все связанные с ним обстоятельства, установит долю вины и соответствующую сумму неустойки. Контракт перестанет действовать, как только вступит в силу решение суда.
Разорвать договор в одностороннем порядке допустимо по любой из причин, прописанных в ГК РФ, если это условие было предусмотрено при составлении контракта. Но эта процедура может привести к последствиям, нежелательным как для поставщика, так и для заказчика.
Заказчик вправе разорвать контракт в одностороннем порядке, если поставщик:
- поставляет товар (исполняет работу, оказывает услугу), не соответствующие прописанным в контракте критериям (См. также “Как заказчику защититься от покупки некачественного товара“)
- серьёзно нарушил сроки (к примеру, исполнитель не приступил к ремонтным работам в заявленные начальные сроки, и заказчику становится ясно, что за остаток положенного срока закончить эти работы невозможно)
- выполняет свои обязанности так, что явно не сможет уложиться в заявленный срок
- вообще не начал выполнять работы, поставлять товары или оказывать услуги
- серьёзно нарушил технологию
- не приложил необходимые сопроводительные документы
Порядок и последствия изменения госконтракта
В соответствии со статьей 450 ГК РФ «Изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором».
Законодатель не предусмотрел специального порядка заключения дополнительных соглашений к контрактам. Таким образом, дополнительное соглашение к государственному контракту должно быть совершено в той же форме что и сам контракт.
После подписания дополнительного соглашения, оно должно быть опубликовано в ЕИС в течении 5 рабочих дней в соответствии с требованием ч. 3 статьи 103 Закона № 44-ФЗ.
Из существа статьи 450 ГК РФ следует, что условия госконтракта могут быть изменены только в двустороннем порядке, по соглашению сторон. В связи с этим возникает вопрос – возможно ли изменить условия госконтракта, если, например, такие положения будут включены в его условия? Представляется, что в таком случае такие положения госконтракта не будут соответствовать действующему законодательству, поскольку ни ГК РФ, ни Закон № 44-ФЗ не указывает на возможность одностороннего изменения условий госконтрактов.
В соответствии с ч. 1 статьи 453 ГК РФ является «При изменении договора обязательства сторон сохраняются в измененном виде».
Согласно ч. 3 статьи 453 ГК РФ «В случае изменения или расторжения договора обязательства считаются измененными или прекращенными с момента заключения соглашения сторон об изменении или о расторжении договора, если иное не вытекает из соглашения или характера изменения договора, а при изменении или расторжении договора в судебном порядке – с момента вступления в законную силу решения суда об изменении или о расторжении договора.»
Таким образом, после вступления в силу решения суда или дополнительного соглашения к госконтракту, обязательства между заказчиком и исполнителем контракта сохраняются в измененном виде, согласно условиям дополнительного соглашения или соответствующего решения суда.
Резюмируя, можно сказать, что процедура изменения госконтрактов достаточно сложный и многогранный процесс, который включает множество обязательных к исполнению условий и правил. Однако, несмотря на всю сложность, процедура изменения госконтрактов является одной из самых важных составляющих контактной системы РФ, позволяющая в процессе исполнения госконтрактов адаптировать их положения к динамично изменяющимся обстоятельствам.
7 января 2022 г.
Основание для расторжения контракта по 44-ФЗ
В контрактном законодательстве не описаны основания для двустороннего прекращения обязательств. Стороны должны прийти к консенсусу в процессе мирных переговоров. В большинстве случаев заказчики идут навстречу, если у поставщика возникли реально весомые причины для расторжения контракта, а законодательство позволяет аннулировать контракт по этим причинам.
Разберем несколько примеров, когда прекращение обязательств по взаимной договоренности допускается.
Возникли причины, по которым поставщик не может закончить взятые на себя обязательства:
- производитель больше не выпускает необходимый товар;
- закончился срок поставки товара, а заказчик не успел по заявкам до конца его забрать.
В этом случае закупающее госучреждение может оплатить поставщику фактически отгруженный товар и предложить прекратить сделку. Если поставщик согласен, то стороны мирно расторгают контракт без претензий друг к другу.
Если стороны не намерены продолжать сотрудничества, то до момента расторжения они должны «рассчитаться» за частично исполненные обязательства.
Например, если поставщик уже передал часто товара заказчику и он его принял, то должна быть произведена оплата, пропорционально исполненным обязательствам. То же самое касается выполненных работ/оказанных услуг.
В случае, если поставщик некачественно исполняет обязательства по контракту и заказчиком проведена соответствующая экспертиза, то для продолжения сотрудничества он должен не только дать обязательство исправиться и поставить качественный товар/оказать услугу/выполнить работу так, как это предусмотрено контрактом, но и компенсировать расходы на проведенную экспертизу.
Подробнее про процедуру и алгоритм действий читайте здесь.
Если расторжение все же неизбежно, то всегда нужно стараться договариваться! Согласие между сторонами — идеальный вариант, который поможет избежать лишней волокиты и нежелательных последствий.
И, конечно же, если заказчик расторгнул контракт без вашего желания и без веских причин, определенных законом, то не стоит отчаиваться. Свои права всегда можно отстоять в суде.
Прекращение контракта по 44-ФЗ по соглашению сторон: порядок действий Сначала нужно разобраться, стоит ли вносить в контракт возможность его расторжения по соглашению сторон. Как правило, это не обязательно.
Подобное условие существует по умолчанию. Порядок действий при прекращении регламентируется статьями ГК РФ:
В ст. 453 ГК РФ определены последствия расторжения договора: при расторжении договора обязательства сторон прекращаются, если иное не предусмотрено законом, договором или не вытекает из существа обязательства.
В случае расторжения договора обязательства считаются прекращенными с момента заключения соглашения сторон о расторжении договора, если иное не вытекает из соглашения.
Стороны не вправе требовать возвращения того, что было исполнено ими по обязательству до момента расторжения договора, если иное не установлено законом или соглашением сторон.
Отметим, что в случае расторжения контракта по соглашению сторон заказчиком не направляются в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок (Федеральная антимонопольная служба), сведения и информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), подлежащие включению в реестр недобросовестных поставщиков.
Как заказчики подставляют поставщиков.(Подстава №1)
Админ Опубликовано: 24.03.19
Наш заказчик, далее поставщик, выиграл госконтракт. В процессе подписания выяснилось, что ответственное лицо за подписание госконтракта косвенно имет свой интерес в исполнении контракта, а именно последние 3 года ее супруг самостоятельно исполнял контракт.
Несмотря на то, что последние два года. данную закупку выигрывали иные подрядные организации, ответственное лицо, создавало условия исполнения госконтракта, усложняющие работу. Таким образом вынуждая, уйти исполнителя, или брать на субподрят на невыгодных условиях организацию, принадлежавшую супругу.
С нашим поставщиком сложилась аналогичная ситуация. На встрече с заказчиком поставщика начали «кошмарить» драконовскими условиями исполения контракта, предлагая расторгнуть контракт по соглашению сторон по инициативе исполнителя.
Предложили написать в адрес заказчика письмо, предложенный заказчиком шаблон письма прилагаю.
Алгоритм проведения процедуры расторжения
Шаг 1. Определение причин для расторжения
Прямо перечисленного списка причин для возможного расторжения госконтракта не предусмотрено.
Но, опять же, практикой были выработаны следующие основания для прекращения взаимоотношений между заказчиком и поставщиком:
- отсутствие необходимости в дальнейших поставках товара или оказании конкретного вида услуг. Например, поставка продуктов питания для работников уменьшится в объеме в связи с сокращением штата;
- форс-мажорные обстоятельства — ситуации, в которых поставщик вне зависимости от своей воли не сможет выполнить условия госконтракта (пожар, наводнение, стихийное бедствие и т.д.).
Также возможно подписание согласия о прекращении действий договора по 44-ФЗ, если поставщик не исполняет или плохо исполняет условия контракта. Например, нарушение сроков, качества продукции и т.д.
Важно! Отказ госзаказчика от услуг в одностороннем порядке приведет к привлечению второй стороны к ответственности (денежный штраф, пени, возмещение убытков или упущенной выгоды, внесение в реестр поставщиков, нарушающих условия сотрудничества), а при взаимном, добровольном согласии сторон наказания можно будет избежать.
Причины, по которым договор может быть расторгнут
Прекращение действия контракта возможно, если изменились условия сотрудничества, в результате чего его выполнение становится не выгодным. Тогда одна из сторон может предложить расторжение контракта мирным путем. Сам процесс и его последствия регламентированы в главе 29 ГК РФ.
Решение о прекращении действия договора могут быть следующими:
-
Если выполнение требований исполнителем не возможно по не зависящим от него причинам;
-
Заказчику больше не нужна продукция контрагента;
-
Поставщик не в состоянии выполнять условия договора по причине наступления форс-мажорной ситуации.
Порядок действий при расторжении контракта
На первом этапе следует определить основание для расторжения контракта, так как это не установлено законодательно.
2. Подготовить соглашение и подписать его. Обязательно в тексте указать, что действие договора прекращается ввиду совместного решения прекращении действия договора.
3. Вернуть денежное обеспечение контракта в указанные в соглашении сроки. Невозвращение средств в установленные сроки считается незаконным безосновательным обогащением, исключение гарантия банка, которая является невозвратной.
4. Внести информацию о прекращении действия договора в реестр контрактов (ЕИС). Предоставить информацию Федеральному казначейству в течение 5 рабочих дней.
Исключением является контракт, имеющий отношение к государственной тайне. На публикацию сведений отводится семь рабочих дней.
Изменение существенных условий
Согласно общему правилу менять существенные условия запрещено. Однако, в ч.1 ст.95 и ч.54 ст.112 44-ФЗ указаны основания, по которым это правило можно нарушить.
Основания | Условия | НПА |
Цена уменьшается, а объемы ТРУ остаются неизменными. | Отражается в документации и контракте или только в контракте, если закупка проводится у единственного поставщика (ЕП). | п.п.«а» п.1 ч.1 ст.95 44-ФЗ |
Увеличиваются или уменьшаются по предложению заказчика объемы ТРУ, пропорционально происходит изменение суммы договора. |
Цена уменьшается либо увеличивается в пределах 10% в обе стороны. Возможность указывается в документации и контракте или только в контракте, если закупка –у ЕП. Изменение договора по 44-ФЗ по этому основанию не дает сторонам право дополнять спецификацию новыми пунктами или убирать из нее уже утвержденные. |
п.п. «б» п.1 ч.1 ст.95 44-ФЗ |
Изменяются условия из-за возникших по не зависящим от сторон обстоятельств, и продолжать исполнять обязательства не представляется возможным. | Контракт заключен на срок не менее 3-х лет. Его стоимость равна или превышает размер стоимости, обозначенной в п.1 Постановления Правительства № 1186 от 19.12.2013 г. для обеспечения: · федеральных потребностей — 10 млрд. руб.; · региональных нужд — 1 млрд. руб.; · местных нужд – 0,5 млрд. руб. Для закупок по проведению клинических исследований лекарственных средств для медицинского предназначения сумма договора должна быть не менее 40 млн. руб. Внесение изменений в госконтракт происходит по решению правительства, высшего органа исполнительной власти региона или местной администрации соответственно. |
п.2,3 ч.1 ст.95 44-ФЗ |
Изменяются цены (тарифы) на ТРУ. | Эти тарифы должны регламентироваться действующим законодательством. | п.5 ч.1 ст.95 44-ФЗ |
Уменьшаются лимиты бюджетных обязательств заказчика. | Стороны готовят допсоглашение на изменение договора. Так согласовываются новые условия контракта, в том числе цена, сроки исполнения обязательств и объемы ТРУ. Изменение спецификации контракта по 44-ФЗ для уменьшения объемов обязательств осуществляется в соответствии с Методикой, разработанной Постановлением Правительства № 1090 от 28.11.2013 г. |
п.6 ч.1 ст.95 44-ФЗ |
Изменяется сумма обязательств, заключенных с иностранной организацией на лечение гражданина РФ за рубежом. | Сумма договора уменьшается или увеличивается по медпоказаниям списка услуг, которые связаны с лечением. Важно предусмотреть эту возможность в договоре. | п.7 ч.1 ст.95 44-ФЗ |
Изменяется контракт с единственным поставщиком. | Существенные условия можно менять, если контракт был заключен на основании п. 1, 8, 22, 23, 29, 32, 34, 51 ч.1 ст.93 44-ФЗ. | п.10 ч.1 ст.95 44-ФЗ |
В какой форме составляется соглашение о расторжении документа
Особое внимание стоит обратить на п.1.ст. 452 ГК РФ. Данная норма говорит нам о том, что согласие сторон о прекращении действия договора должно быть подписано в той же форме, что и сам договор.
Это значит, что если была, например, государственная регистрация или нотариальное удостоверение сделки, то с согласием о расторжении нужно произвести те же самые действия.
Исключение составляют случаи подписания соглашения об отступном. В такой ситуации вышеуказанное правило не применяется, так как оформление отступного – самостоятельная сделка, последствием которой является прекращение взаимоотношений между сторонами в силу определенного требования закона, а не в силу мнения сторон.
Запомните! Нарушение правил относительно формы добровольного согласия сторон о прекращении действия контракта может повлечь за собой ряд последствий:
- незаключение соглашения на основании того, что добровольное согласие сторон не доказано в полной мере (определение Московского городского суда под номером 4г-741/2016 от 2 февраля 2016 года);
- недействительность подписанного сторонами документа (постановление АС Московского округа по делу № А41-82273/2015 от 21 сентября 2021 года).
Внимание! Наши квалифицированные юристы окажут вам помощь бесплатно и круглосуточно по любым вопросам. Узнайте подробности здесь.
Соглашение о расторжении государственного контракта
Что касается ссылки на Постановление Президиума ВАС РФ об особом порядке расторжения государственных контрактов, регулируемом ч. 8 ст. 9 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ, а именно, о возможности расторжения контракта только по соглашению сторон или по решению суда, следует отметить, что в рассматриваемом случае сторонами не подписано соглашение о расторжении контракта, решения арбитражного суда о его расторжении также нет. Согласно ч. 1 ст. 452 ГК РФ, соглашение о расторжении договора должно быть совершено в той же форме, что и договор, т.е. отдельным документом, подписываемым двумя сторонами.
В результате толкования указанных норм права, судебной практики и конкретного государственного контракта, можно сделать вывод о том, что предусмотренный данным контрактом срок его действия фактически подразумевает под собой срок исполнения сторонами своих обязательств, а не дату расторжения контракта.
Более того, полагаю, что регулирующие отношения в сфере государственного заказа специальные нормы укрепляют правовую позицию, при которой истечение срока действия контракта (если в контракте не согласовано иное) не прекращает обязательства сторон, если отсутствует составленное отдельным документом письменное соглашение о расторжении государственного контракта или решение арбитражного суда о его расторжении.
Обновлено в мае 2013 года: следует отметить, что к настоящему моменту судебная практика по рассмотрению таких споров сложилась достаточно противоречивая – есть ряд судебных актов, поддерживающих указанную позицию и есть судебные акты о том, что прекращение срока действия контракта прекращает все обязательства сторон по нему.