Основания и порядок возбуждения надзорного производства
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Основания и порядок возбуждения надзорного производства». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Основным правилом, действующим в процессе надзора над пересмотром вынесенного решения в судебной инстанции, становится недопустимость вынесения вердикта, направленного на ухудшение положения направившего необходимое ходатайство.
Значимость апелляционного/кассационного производства
Значение апелляции или кассации относится к одному из серии этапов, связанных с делопроизводством.
Критериями этого производства становится пересмотр принятых в рассмотрение дел, по которым были получены жалобы на вступившие уже в силу закона приговоры/ претензии или определения судебных органов.
В задачи такого контроля входят:
- Исправление вердиктов, по ошибки принявших законную силу.
- Предоставление законных прав потерпевшим/ обвиняемым или подозреваемым, а также адвокатам/прокурорам на предъявление претензионного заявления направленного на пересмотр вступившего в силу приговора/постановления или определения.
Проблемы поднадзорного производства
К сожалению, не все так гладко, и проблемы надзорного производства в арбитражном процессе тоже имеются. Например, тридцать шестая глава Арбитражно-Процессуального кодекса говорит о том, что пересмотр дела в надзорном порядке возможен в Высшем Арбитражном суде. Здесь все в порядке, но дальше возникают проблемы. Согласно Кодексу, дело рассматривает судейская коллегия и о самом заседании участников дела не информируют. Перед тем как отправить дело на пересмотр, та же коллегия должна решить, есть ли основания для пересмотра. Если оснований, которые соответствуют статье 304 АПК, не обнаружено, то в пересмотре дела откажут. И вот тут мы отчетливо видим проблему. Закон не допускает обжалования отказа или повторное обращение того же человека с тем, чтобы дело пересмотрели.
А так как Высший суд обязан контролировать и устранять любые недочеты нижестоящих судов, то 299-я статья Арбитражно-Процессуального кодекса, которая позволяет вернуть надзорную жалобу, препятствует в выполнении своих прямых обязанностей Высшему Арбитражному суду.
Права людей, которые являются участниками дела, также ограничиваются, а точнее, право на защиту оспариваемых и нарушенных прав. Ведь люди не могут рассчитывать на защиту Высшего суда, так как большинство таких жалоб возвращаются обратно еще на стадии рассмотрения, и аргументируется это тем, что отсутствуют основания для пересмотра дела.
По этой причине необходимо внести в законодательство изменения, касающиеся оспаривания отказов в рассмотрении дела Верховным Арбитражным судом. Если такие поправки будут приняты, то это повысит качество работы суда и авторитет его.
Понятие надзорного производства
Пересмотр в порядке надзора как стадия процесса представляет собой урегулированную нормами гражданского процессуального права совокупность тесно связанных между собой процессуальных отношений, возникающих в суде надзорной инстанции с целью проверки законности судебных решений, определений, постановлений, вступивших в законную силу.
Надзорное производство является самостоятельной стадией гражданского процесса.
Необходимость такой стадии обусловлена рядом обстоятельств. Возможна ситуация, когда вступившее в законную силу судебное решение оказывается незаконным, а рассмотрение дела судами апелляционной и кассационной инстанций не всегда обеспечивает исправление судебной ошибки.
Сущность и значение надзорного производства;
Надзорное производство – это регламентированная законом деятельность, состоящая в проверке управомоченными должностными лицами законности и обоснованности вступивших в законную силу судебных решений, принесение протеста в порядке надзора, проверка судом законности и обоснованности опротестованного приговора, определения, постановления и вынесения решения по делу.
Производство в подзорной инстанции – самостоятельная акция уголовного процесса. Оно возникает тогда когда выясняется, что приговор незаконен, необоснован или несправедлив и судебная ошибка не исполнена в кассационном порядке, такой приговор, а также вступившее в законную силу судебное определение или постановление могут и должны быть пересмотрены, отменил или изменил. Такой пересмотр осуществляется в порядке судебного надзора, а само производство по пересмотру именуется производством в надзорной инстанций или судебно-надзорным производством.
Сущность и значение пересмотра приговора, определений и постановлений судов, вступивших в законную силу, выражается прежде всего в том, что он является весьма важной гарантией осуществления правосудия в строгом соответствии с законом. Судья надзорных инстанций устраняют значительное число ошибок, допускаемых как судами первой, так и судами других инстанций. В этом отражается сходство данной стадии с кассационном производством. Разница же между ними, прежде всего, состоит в том, что в порядке судебного надзора, в отличие от кассационного, пересматриваются уже вступившие в законную силу судебного решения, которые возможно, уже обращены к исполнению, либо даже частично или полностью исполнены.
Другое различие между этими стадиями заключается в том, что в кассационном порядке соответствующее судебное решение может быть пересмотрено только один раз, а в порядке судебного надзора оно может быть пересмотрено неоднократно, поскольку судебно-надзорных инстанций несколько и одна (вышестоящая) обладает правом пересмотра решений другой (нижестоящей). И, наконец, очень важным отличием является то, что кассационная жалоба или протест влекут за собой обязательное рассмотрение дела в суде второй инстанции, тогда как судебно-надзорное производство возбуждается только при наличии усмотрения соответствующих должностных судебных или прокурорских органов.
Таким образом, судебно-надзорное производство является важным средством исправления ошибок и восстановления законности справедливости, нарушенной не только при рассмотрении уголовного дела по существу в суде первой инстанции, но и при пересмотре его в кассационной или нижестоящей судебно-надзорной инстанции.
Вместе с тем следует отметить, что пересмотр в порядке надзора обвинительного приговора, определения и постановления суда в связи с необходимостью применения закона о более тяжком преступлении, за мягкостью наказания или по иным основаниям, влекущим ухудшения положения осужденного, а также оправдательного приговора либо определения или постановления суда о прекращении производства по уголовному делу допускается в течение одного года по вступлении их в законную силу.
Понятие, сущность и значение стадии производства в надзорной инстанции
Право граждан РФ участвовать в отправлении правосудия, равно как и судебная защита их прав и свобод в связи с обжалованием решений органов государственной, в том числе и судебной власти, гарантируется Конституцией РФ (ч. 5 ст. 32 и ч. 1 и 2 ст. 46). В уголовно-процессуальном судопроизводстве обжалование судебных решений в надзорном порядке предусмотрено гл. 48¹ УПК РФ. Стадия надзорного производства – это исключительная, самостоятельная стадия уголовного судопроизводства, в ходе которой Президиум Верховного Суда РФ рассматривает в порядке надзора уголовные дела по жалобам и представлениям на предмет законности вступивших в законную силу приговоров, определений, постановлений. Непосредственной задачей пересмотра судебных решений в надзорном производстве является: судебная проверка законности судебных решений, вступивших в законную силу, с целью обеспечения прав, свобод и законных интересов участников уголовного судопроизводства, а также обеспечения интересов общества и государства. Эта проверка производится с целью исправления юридических ошибок.
Производство в надзорной инстанции отвечает назначению уголовного судопроизводства как в части защиты прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, так и в части защиты личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения её прав и свобод. А это, в свою очередь, влечёт за собой назначение судом виновному справедливого наказания либо освобождение от наказания, реабилитацию каждого, кто необоснованно подвергся уголовному преследованию. Производство в надзорной инстанции исключительное, так как:
- в этом производстве пересматривается судебное решение уже вступившее в законную силу и подлежащее исполнению. Пересмотр этого решения возможен лишь в порядке исключительного надзорного производства. Этот порядок не является обязательным, а зависит от усмотрения определенных законом лиц в случаях подачи ими надзорных жалоб, представлений;
- предметом проверки в порядке надзора могут быть не только решения судов первой инстанции, вступивших в законную силу, но и решения апелляционной и кассационной судебных инстанций.
В Президиум Верховного Суда РФ обжалуются вступившие в законную силу:
Не нашли что искали?
Преподаватели спешат на помощь
Дипломные
Контрольные
Курсовые
Рефераты
- судебные решения судов уровня субъекта РФ, вынесенные при рассмотрении уголовного дела по первой инстанции, если указанные решения были предметом апелляционного рассмотрения в Верховном Суде РФ;
- судебные решения окружных (флотских) военных судов, вынесенные этими судами при рассмотрении уголовного дела в первой инстанции, если указанные решения были предметом апелляционного рассмотрения в Верховном Суде РФ;
- судебные решения Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ и Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда РФ, вынесенные ими в апелляционном порядке;
- определения Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ и определения Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда РФ, вынесенные ими в кассационном порядке;
- постановления Президиума Верховного Суда РФ.
Значение стадии производства в надзорной инстанции заключается в том, что своей деятельностью Президиум Верховного Суда РФ способствует укреплению законности, оказывает важное влияние на судебную практику нижестоящих судов, направляя деятельность судей в сторону правильного и единообразного применения законов при осуществлении правосудия. Надзорное производство имеет важное значение не только для повышения эффективности правосудия, но и для улучшения качества рассмотрения судами уголовных дел, обеспечения законности и охраны прав участников уголовного судопроизводства.
Сущность и значение стадии надзорного производства.
Пересмотр в порядке надзора как стадия процесса представляет собой урегулированную нормами гражданского процессуального права совокупность тесно связанных между собой процессуальных отношений, возникающих в суде надзорной инстанции с целью проверки законности судебных решений, определений, постановлений, вступивших в законную силу.
Пересмотр вступивших в законную силу решений, определений и постановлений судов общей юрисдикции в порядке надзора — самостоятельная стадия гражданского процесса.
Необходимость такой стадии обусловлена рядом обстоятельств. Возможна ситуация, когда вступившее в законную силу судебное решение оказывается незаконным, а рассмотрение дела судамиапелляционной и кассационной инстанций не всегда обеспечивает исправление судебной ошибки.
Значение надзорного производства:
1. проверка вступивших в законную силу судебных решений в порядке надзора является дополнительной гарантией защиты прав и охраняемых законом интересовграждан и организаций;
Порядок производства в суде надзорной инстанции
Производство в надзорной инстанции можно условно разделить на два этапа. На первом этапе судья соответствующей надзорной инстанции в течение 30 суток со дня поступления рассматривает надзорные жалобу или представление и решает вопрос о возбуждении по ним надзорного производства. В необходимых случаях он вправе истребовать в пределах своей компетенции любое уголовное дело (ч. 1,2 ст. 406 Уголовно-процессуального кодекса).
Изучив надзорные жалобу или представление, судья принимает решение либо о возбуждении надзорного производства и передаче надзорных жалобы или представления на рассмотрение суда надзорной инстанции вместе с делом, если оно было истребовано, либо об отказе в удовлетворении надзорных жалобы или представления. Последнее решение может быть обжаловано председателю краевого, областного и приравненного к ним суда, Председателю Верховного Суда РФ либо его заместителям, которые вправе не согласиться с решением судьи об отказе в удовлетворении надзорные жалобы или представления, отменить его и вынести постановление о возбуждении надзорного производства и передаче надзорные жалобы или представления на рассмотрение суда надзорной инстанции.
Второй этап надзорного производства – это рассмотрение жалобы (представления) судом надзорной инстанции, которое должно быть осуществлено не позднее 15 суток, а Верховным Судом РФ – не позднее 30 суток со дня принятия предварительного решения.
В судебном заседании принимают участие прокурор, а также осужденный, оправданный, их защитники и законные представители, иные лица, чьи интересы непосредственно затрагиваются жалобой или представлением, при условии заявления ими ходатайства об этом. Указанным лицам предоставляется возможность ознакомиться с надзорными жалобой или представлением.
Дело докладывается членом президиума краевого, областного или приравненного к нему суда или другим судьей, ранее не участвовавшим в рассмотрении данного дела. Затем предоставляется слово прокурору для поддержания внесенного им надзорного представления.
Если в судебном заседании участвуют осужденный, оправданный, их защитники или законные представители, потерпевший и его представитель, то они вправе после выступления прокурора дать свои устные объяснения.
Затем стороны удаляются из зала судебного заседания. После удаления сторон из зала судебного заседания президиум суда выносит постановление, а Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ – определение.
Решение об отмене или изменении приговора, определения, постановления суда принимается большинством голосов судей. При равенстве голосов судей надзорные жалоба или представление считаются отклоненными, за исключением случаев, когда в качестве меры наказания назначена смертная казнь. Надзорные жалоба или представление об отмене смертной казни и о замене ее более мягким наказанием считаются удовлетворенными, если за оставление смертной казни проголосуют менее двух третей членов Президиума Верховного Суда РФ, присутствующих на заседании.
Дополнительный аргумент
В качестве него выступают общеевропейские подходы к вопросу о допустимости надзорного пересмотра окончательного (вступившего в действие) решения суда. В соответствии с пунктом «С» статьи 7 Рекомендации Комитета министров СЕ, проведение такого рода процедур возможно, в первую очередь, в рамках определенного круга дел. К ним, например, относят такие, которые могут способствовать единообразному толкованию законодательства или развитию права, а также имеющие значение для всей общественности в целом. Россия не могла проигнорировать данную Рекомендацию, в связи с чем и появилась статья 304 в современной ее редакции.
Пересмотр в порядке надзора
как стадия процесса представляет собой урегулированную нормами гражданского процессуального права совокупность тесно связанных между собой процессуальных отношений, возникающих в суде надзорной инстанции с целью проверки законности судебных решений, определений, постановлений, вступивших в законную силу .
Надзорное производство является самостоятельной стадией гражданского процесса.
Необходимость такой стадии обусловлена рядом обстоятельств. Возможна ситуация, когда вступившее в законную силу судебное решение оказывается незаконным, а рассмотрение дела судами апелляционной и кассационной инстанций не всегда обеспечивает исправление судебной ошибки.
Куда и как подавать надзорную жалобу
Жалобы, представления прокурора на определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации и Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, вынесенные ими в надзорном порядке, подаются в Президиум Верховного Суда Российской Федерации при условии, что такие определения нарушают единство судебной практики.
После изучения надзорных жалоб судья Верховного суда РФ уполномочен вынести определение:
- отказывающее в передаче для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ;
- разрешающее направить надзорную жалобу, представление с делом в судебное заседание Президиума ВС РФ.
Это значит, что не может пересматриваться приговор оправдания или судебное определение о том, чтобы криминальное дело было прекращено. Данное правило касается всех видов судебных решений, которые, согласно надзорному производству, можно опротестовать в пользу осужденного.
Надзорная жалоба подписывается лицом, которое ее подает. Закон допускает подачу документа представителем заинтересованного гражданина. В этом случае в обязательном порядке прилагается доверенность или иное документальное удостоверение полномочий представителя. Надзорное представление подписывается Генеральным прокурором РФ или его заместителем.
Надзорное производство выполняет важнейшие задачи. В первую очередь в ходе него осуществляется контроль над деятельностью нижестоящих институтов. В рамках надзорного производства верховные и соответствующие военные суды руководят практикой, обеспечивая ее единство на базе точного применения законодательства и соблюдения принципа независимости системы.
Пределы прав надзорной инстанции
Суд правомочен выйти за рамки полученного ходатайства.
Многие авторы научной юридической литературы и студенты в курсовых заданиях отмечают ревизионный характер проверки, что означает полный контроль законности поступающих документов:
- правовые нормы должны применяться корректно, особенно это касается специального законодательства в области материального права;
- процедурные нарушения должны отсутствовать.
При этом законодатель подчёркивает важный признак изъянов, выявление которых становится причиной отмены или изменения. Этот признак – существенность.
Какие нарушения можно считать существенными, указано в нескольких примерах:
- Имело место изготовление протокола секретарём в заседании по частям, каждая из которых отдельно не была заверена, только в конце стояла подпись председательствующего и секретаря, а между тем ведение протокола осуществлялось двумя лицами.
- Отказ в допросе свидетеля, о вызове которого настаивала сторона обвинения, по причине того, что его слова «не относятся к существу предъявленного обвинения», является препятствием к представлению доказательств. Сторона обвинения была лишена возможности подтвердить обвинение.
- Описательно – мотивировочная часть не содержит описания умысла, не расписано, почему сделаны такие выводы, если исследованные доказательства не в полной мере подтверждают эту позицию.
- Признание виновным за совершение нескольких преступлений, когда состав одного охватывает состав другого и назначение наказания в большем размере.
- Непредставление переводчика на любом этапе следствия и судебного заседания.
Несущественным нарушением можно посчитать, к примеру, отказ в допросе свидетеля, характеризующего личность подсудимого.
Какие действия входят в круг полномочий Верховного Суда РФ, это:
- отказ в удовлетворении протеста;
- отмена и прекращение производства;
- возврат без рассмотрения по существу (ст.412.4);
- изменение документа;
- отмена и передача для нового разбирательства.
Следует понимать, что отмена может коснуться не всех представленных актов, а только вынесенных в определённой инстанции – кассации или апелляции, соответственно новое рассмотрение продолжится именно с указанного момента.
Понятие и сущность надзорного производства
Производство в порядке судебного надзора — исключительная и самостоятельная стадия уголовного процесса, заключающегося в правоотношениях и деятельности его участников при определяющей роли суда надзорной инстанции по установлению наличия или отсутствия фактических и юридических оснований для отмены или изменения вступивших в законную силу судебных решений нижестоящих судов.
Задачами стадии судебного надзора являются:
1) обнаружение ошибок, допущенных нижестоящими судами при рассмотрении и разрешении уголовных дел;
2) принятие предусмотренных уголовно-процессуальным законом мер по устранению выявленных ошибок путем отмены или изменения вступивших в законную силу судебных решений нижестоящих судов Гельдибаев, М.Х., Вандышев, В.В. Уголовный процесс. Учебник для студентов вузов, обучающихся по юридическим специальностям. 3-е изд., перераб. и доп. / М.Х. Гельдибаев, В.В. Вандышев. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2012. — С. 582..
Пересмотр в порядке надзора
I. Надзор на приговор районного суда
Надзор для приговоров судов районной подсудности
— обжалование приговоров этих судов в надзорную инстанцию, возможно только в том случае, если соблюдено категорическое условие, его суть в следующем: должно состояться судебное заседание коллегии по уголовным делам Верховного Суда. Вот его решения и могут обжаловаться в надзорном порядке.
Объясняем, подробно по пунктам
— из всей статьи 412.1 УПК, практический смысл имеет только один подпункт (а все иные не имеют практического значения для большинства дел) пп.1 п.4 ч.3 412.1 в котором говорится о том, что «в надзорном порядке обжалуются определения Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ, вынесенные в кассационном порядке«, то есть:
а) обжаловать в надзорном порядке можно только — кассационные решения Судебной коллегии ВС, и никакие иные судебные акты. Никакие решения судов общей юрисдикции (районных, областных) — в надзор обжаловать нельзя.
б) обжалование в надзорную инстанцию, возможно только в том случае, если существует тот процессуальный документ, который мог бы быть обжалован в надзор.
Такой документ может возникнуть (а может и не возникнуть) только на II-й ступени кассации (при обжаловании в Судебную коллегию ВС, в порядке п.2 ч.1 401.
3 УПК), когда жалоба, поступившая в Верховный суд проходит процедуру первичного изучения кассационной жалобы (согласно ч.1 401.10 УПК).
- Будет ли надзорное обжалование возможно или нет — зависит от успеха или неуспеха на этом этапе:
- Вариант 1 (надзор невозможен, если в передаче кассационной жалобы отказано)
Оспорить в ПВС допустимо вердикты и определения, полученные от судов первой, кассационной и апелляционной инстанций. Сюда относят еще региональные военные суды, коллегиальные подразделения высшего судебного органа. ПВС принимает во внимание обжалования вердиктов, уже начавших действовать, и определений ВС РФ, утвержденных им по первой инстанции, когда подобные вердикты выступали при вынесении апелляции.
Когда жалобы будут проанализированы, ПВС нашей страны должен будет составить определение:
- отрицательное относительно направления жалобы для изучения в процессе заседания ПВС;
- положительное относительно направления жалобы, отправка с делом в заседание ПВС России.
По какому поводу возбуждается надзорное производство
Надзорное производство в гражданском процессе отличаются от такового в уголовном по большему счету только составом правонарушения. Поэтому процедура одинакова в обоих случаях. Поводом для возбуждения данного процесса может быть только информация, которая свидетельствуют о том, что вердикт суда вынесен незаконно и без надлежащих оснований. Важно и то, что сроки подачи надзорной жалобы не ограничены. К тому же надзорных инстанций существует несколько. То есть, одно и то же дело в ходе надзорного производства в уголовном процессе или в гражданском можно рассматривать неоднократно.
Этапы производства по надзору
Предмет апелляционного рассмотрения надзорной жалобы – это судебная проверка законности, справедливости и обоснованности судебного решения.
Объектом надзорного пересмотра считаются вступившие в законную силу приговоры, определения и иные судебные акты. При рассмотрении производств в порядке надзора президиум Верховного суда РФ четко соблюдает стадии проведения подобных судебных заседаний. Лицам, участвующим в деле, отправляются копии определения о передачи надзорной жалобы для рассмотрения. Граждане извещаются о дате, времени и месте проведения заседания суда.
Неявка лиц, заинтересованных в рассмотрении дела, не является препятствием для рассмотрения производства в порядке надзора.
Сроки рассмотрения надзорной жалобы в ВС РФ ограничиваются двумя месяцами, если не было истребовано дело. В случае необходимости получения производства, срок увеличивается. Он может составлять не более трех месяцев.