Действие «дачной амнистии» в водоохранной зоне
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Действие «дачной амнистии» в водоохранной зоне». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Нормативная база идет по пути упрощения бюрократических процессов. Со вступлением в силу в 2007 году нового Водного кодекса из обязательных процедур была исключена обязанность согласовывать с органами Росводресурсов предоставление участков для строительства в водоохранных зонах.
Однако земли в водоохранной зоне (если они не находятся на территориях общего пользования — пляжи, набережные) ограничены в обороте, и приватизация возможна только с разрешения местных органов по управлению муниципальным имуществом. Также разрешение уполномоченных органов требуется на строительство в водоохранной зоне новых объектов недвижимости и реконструкцию уже введенных в эксплуатацию строений.
Предоставление участков в водоохранной зоне
Владельцы земельных участков, получившие отказ от местной администрации по какому-либо обращению, обращаются в суд. Это дополнительная возможность оформить землю в собственность и реализовать иные имущественные права. Рассмотрение дел в суде дает возможность землепользователям отстоять свою точку зрения и добиться необходимых разрешений. Тем более что действующая редакция Водного кодекса разрешает проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию и эксплуатацию хозяйственных и иных объектов на территориях водоохранных зон.
Водоохранной зоной в соответствии с Водным кодексом будет считаться территория, которая находится вблизи водного объекта. Такая зона составляет 500 метров он береговой полосы. На таких территориях нельзя вести различную хозяйственную деятельность, дабы не загрязнять расположенный рядом водный объект.
Вблизи таких территорий также запрещено движение транспорта, нет стоянок, нет заправок, не располагаются склады с какими-либо смазочными материалами, запрещается мойка транспортных средств, а также сброс вод.
Размещать различные сооружения допускается на подобных территориях, иначе бы моря пустовали. Тем не менее в рамках водного законодательства требуется, чтобы подобные сооружения были оснащены технологиями, которые бы препятствовали загрязнению морей. Таким образом, например, если рядом размещен аквапарк, то на нем должны быть размещены водоочистительные сооружения.
Стоит учитывать, что тип очистительного и охранного сооружения выбирается самостоятельно застройщиком. При этом нельзя забывать, что такие сооружения все равно должны проектироваться с учетом заданных Постановлениями Правительства нормативами.
Аренда прибрежной зоны
Санитарно-защитные зоны устанавливаются для водных объектов, используемых для питьевого и бытового водоснабжения в соответствии с законодательством о санитарном и эпидемиологическом благополучии населения.
В силу ст. 43 Водного кодекса Российской Федерации в зонах санитарной защиты источников питьевой воды, деятельности и отвода территории под жилье, строительство производственных и сельскохозяйственных сооружений запрещено или ограничено в случаях и в порядке, установленных санитарными правилами и нормы в соответствии с законодательством о санитарном и эпидемиологическом благополучии населения.
Боковые грани второй зоны санитарно-защитной зоны от водяного края в летне-осенний маловодный период должны располагаться на расстоянии не менее 500 метров с равным местностью, с горной местностью — к верхушке первого склон, обращенный к источнику воды, но не менее 750 метров с пологим склоном и не менее 1000 метров с крутым.
В соответствии с пунктом 3.3.3.2 этих правил и положений, расположения лагерей и выпаса, а также любое другое использование водоема и земли, лесные угодья в прибрежной полосе шириной не менее 500 метров, что может привести к ухудшению качества или уменьшение их количества, запрещено. водоснабжения источник водоснабжения.
Присутствует еще одна интересная норма, которая, казалось, бы ограничивает оборотоспособность земель, но в то же время делает оговорку на тот факт, что такой оборот все же допускается, но в предусмотренном законе случаях. Это дает некоторые лазейки для желающий оформить земли на подобных территориях, а значит такие земли можно не только приобрести, но и использовать их для своих нужд.
Опять-таки не стоит забывать, что многое зависит от самой администрации. Администрация может отказать с какой-либо отпиской и обычным гражданам не так легко получить те земли, которые они хотели бы. Также землей стараются просто так не разбрасываться, поэтому в данной сфере также преобладают коррупционные отношения.
Как узнать об охранной зоне
Чтобы узнать о попадании участка в водоохранную зону (частично или полностью), владельцы изучают публичную кадастровую карту. С помощью этого источника можно получить интересующие сведения, но в некоторых случаях отображается неактуальная информация, поэтому юристы рекомендуют заказать ГПЗУ. Этот документ позволяет узнать об охранных зонах и установленных нормах, которые требуется соблюсти во время проведения работ на участке. Схематично увидите, где можно построить дом.
Важным условием получения ГПЗУ является наличие межевого плана, если границы не отмежёваны и участок не отображается на кадастровой карте, градостроительный план не выдадут и не согласуют уведомление о строительстве. Заказать информацию сможет только собственник или законный представитель, для этого требуется оформить заявление в местной администрации или заполнить форму на сайте госуслуг. Документ будет изготовлен в течение 12 рабочих дней и выдан бесплатно. Из ГПЗУ владелец узнаёт о максимальной площади застройки в зависимости от особенности расположения участка, а также о наличии охранных зон, нормах и ограничениях при ведении хозяйственной и иной деятельности.
Дополнительно, чтобы получить информацию об обременениях, можно заказать выписку из Росреестра. Запрос делается лично через портал госуслуг или кадастрового инженера, информация о водоохранных зонах будет указана на первой странице документа.
Транспорт в водоохранной зоне: движение и стоянка автомобилей, мотоциклов, мопедов
Начнём рассказывать про ограничения на территории водоохранной зоны с того, какой режим установлен для нахождения в ней транспортных средств (далее — ТС).
В Водном кодексе сказано, что в границах водоохранных зон запрещено движение и стоянка ТС (кроме специальных ТС). Движение допускается только на дорогах, а стоянки только на дорогах и в оборудованных местах с твёрдым покрытием. В ФЗ «О безопасности дорожного движения» дорога определяется как «обустроенная или приспособленная и используемая для движения ТС полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии». То есть по дорогам, которые расположены на территории водоохранной зоны, можно спокойно передвигаться, а машину без риска можно оставить на её обочине. По остальной территории передвигаться нельзя. Что же касается специально оборудованных мест, то обычно их очень мало, а найти достаточно трудно.
Исключением из правила являются специальные транспортные средства, которые могут ездить и останавливаться в водоохранной зоне. Разберёмся, какой транспорт можно считать в данном случае специальным.
Понятие специального транспортного средства установлено в пункте 5 Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств (постановление Правительства РФ от 10.09.09 N 720):
— это «транспортное средство, предназначенное для выполнения специальных функций, для которых требуется специальное оборудование (автокраны, пожарные автомобили, автомобили, оснащенные подъемниками с рабочими платформами, автоэвакуаторы и т.д.)». Кроме того, Минприроды относит к таковым транспортные средства МЧС, «скорую помощь», транспортные средства правоохранительных органов, контрольно-надзорных органов и иных спецслужб. При этом движение и стоянка перечисленных транспортных средств в водоохранной зоне допускается только при осуществлении ими своих полномочий.
Указанные правила распространяются не только на автомобили, но и на мотоциклы. В ПДД сказано, что «транспортное средство» – это устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем. Понятия «мотоцикл» и «мопед» также определяются как транспортные средства. Это необходимо помнить и иметь в виду, иначе есть возможность получить штраф.
В связи с этим в пределах водоохранных зон также не допускается размещать заправки, склады ГСМ, СТО, мойки ТС.
Строительство в водоохранной зоне: что можно строить, какие ограничения
Ещё один важный вопрос, на который стоит ответить – можно ли строить на территории водоохранной зоны? Если да, то есть ли ограничения на строительство? Давайте разбираться.
Водный кодекс не запрещает строительство на территории водоохранной зоны. Однако существуют некоторые ограничения на строительство. Для того чтобы строительство было законным, необходимо оборудовать строящийся объект очистными сооружениями, которые обеспечат защиту окружающей среде. К таким Водный кодекс относит канализации, ливнёвки, иные системы отведения (сброса) вод, очистные сооружения (септик), сооружения для сбора отходов производства и потребления. Указанные особенности распространяются и на расположенные на территории водоохранной зоны дачи, сады и огороды. До их оборудования надлежит использовать приемники, изготовленные из водонепроницаемых материалов, предотвращающих поступление загрязняющих веществ и микроорганизмов в окружающую среду.
Кто выдаёт разрешение на строительство
Возводить любые строения на территории прибрежных защитных зон арендаторы или собственники ЗУ могут только после получения соответствующего разрешения от местной администрации. Кроме соблюдения в процессе строительства основных противопожарных и санитарных норм, в этом случае дополнительно должны учитываться ограничения, которые устанавливаются Водным кодексом РФ. В соответствии ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» возведение строения или любого иного объекта недвижимости согласовывается с территориальным управлением по рыболовству.
Природоохранная прокуратура разъясняет: законодательством установлены требования при проведении строительных и иных работ в водоохранных зонах — границах водных объектов
Водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. Ст. 65 Водного кодекса РФ.
Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью: до 10 км — в размере 50 м; от 10 до 50 км — в размере 100 м; от 50 км и более — в размере 200 м.
Для реки, ручья протяженностью менее 10 км от истока до устья водоохранная зона совпадает с прибрежной защитной полосой. Радиус водоохранной зоны для истоков реки, ручья устанавливается в размере 50 м.
— Реклама —
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 50 Федерального закона от 20.12.
2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания.
Проведение строительных и иных работ в водоохранных зонах в отсутствие согласований на проведение данных работ, а также в отсутствие в конкурсной документации сведений о специальных условиях ведения таких работ недопустимо.
Осуществление деятельности в водоохранной зоне в отсутствие согласования влечет административную ответственность, предусмотренную ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ, в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от 8 тыс. до 12 тыс. руб., на юридических лиц — от 200 тыс. до 400 тыс. руб.
Нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира и водных биологических ресурсов влечет административную ответственность по ст. 8.33 КоАП РФ в виде административного штрафа на должностных лиц — от 5 тыс. до 10 тыс. руб., на юридических лиц — от 10 тыс. до 15 тыс. руб.