Сколько все-таки налогов в цене бензина?
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Сколько все-таки налогов в цене бензина?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
На российском рынке сегодня можно встретить несколько видов организации бизнеса АЗС. Это крупные международные сети, российские сети и независимые предприниматели. Эксперты говорят о том, что организация топливного бизнеса по франшизе известного бренда может принести гораздо больший доход, нежели независимый бизнес.
Транспортный налог по километрам — тревожный сигнал Дептранса Москвы
Если сложить общую стоимость по видам затрат получим следующее:
- Общая себестоимость = добычи + транспортировки + переработки + затраты на розницу. 9,5 % + 1,2 % + 6 % + 11 % = 27,7 %
- Совокупная прибыль = 23,3 %.
- Общий процент налогов = 49 %.
Стоимость бензина АИ-92 по Москве и Московской области находятся в пределах от 38,9 руб до 44,16 руб за 1 литр. Возьмем среднее значение — 41,53 рубля.
В рублевом выражении получаем:
- Себестоимость 41,53 руб * 27,7 % = 11,504 рубля.
- Прибыль 41,53 руб * 23,3 % = 9,677 рубля.
- Налоги 41,53 руб * 49 % = 20,35 рубля.
Себестоимость 1 литра бензина без учета налогов составляет:
41,53 – 20,35 = 21,18 рубля
В России нефть из месторождений извлекается максимально. Но ее цена не оказывает большого влияния на себестоимость бензина и окончательную цену для конечного покупателя. Поскольку себестоимость добычи в рублях составляет всего:
41,53 * 9,5 % = 3,95 рубля
За последние 20 лет цена на бензин выросла в среднем в 14 раз. В то же время росла и стоимость барреля нефти, которая регулируется рыночными отношениями. В моменты, когда стоимость нефти снижалась, цена бензина не падала, а иногда даже продолжала рост. Это регулируется ценообразованием, которое основано на цене рынка, даже для внутреннего потребителя продукта. Однако компании, занимающиеся нефтедобычей, нацелены на снижение затрат.
Добыча 1 барреля нефти, что составляет 158,987 литра, колеблется в пределах от 2-3$ до 20$ в трудноизвлекаемых единичных скважинах, по данным из открытых источников. На данный момент, цена доллара 63,9 рубля. Если предположить, что всего трудных скважин до 20 % от общего количества разрабатываемых месторождений, то тогда себестоимость добычи составляет:
6,4$ * 63,9 руб = 408,96 рублей / 158,987 литров = 2,57 рубля
В итоге получается, что себестоимость сырой нефти от 2,57 до 3,95 рубля. Бензин для внутреннего потребителя продается в 16-20 раз выше, чем себестоимость черного золота.
В большинстве стран, добывающих нефть, стоимость бензина для внутреннего потребления немного ниже, чем для мирового рынка. Примером может служить Саудовская Аравия, Венесуэла или Иран.
Процесс реально сложный, потому как большие нефтяные запасы располагаются у нас на северной части нашей страны, где холода, плохая инфраструктура и т.д. Но также хочется отметить что много работает и старых месторождений, которые располагаются на Кавказе, в средней полосе России. Прежде чем бурить землю, проводят геологическую разведку, затем ставят буровые — бурят, после чего начинают выкачивать нефть и гонят ее по трубам, цистернами на поездах, нефтевозах или танкерами.
Как вы поняли на нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ), происходит трансформация сырой нефти до конечных продуктов. В первую очередь, это:
- Бензин
- Дизель
- Керосин
- Прочие химические объекты
Под прочими я понимаю, действительно множества химических объектов и соединений. Как следствия эти вещества применяются даже в легкой промышленности, производят искусственные ткани и различные пластмассы.
Это то, что можно распределить на всю цепочку от разведки (добычи) + транспортировка + переработка + реализация. То есть каждый в своем звене закладывает прибыль, чтобы не уйти в минус. Ведь нужно на что-то развиваться. Это самая большая цифра она составляет примерно – 23,3%. Однако поймите что процесс очень длинный и иногда это разные предприятия, то есть общая прибыль делиться на части. Также есть и гиганты на рынке, например РОСНЕФТЬ, которая сама разрабатывает, транспортирует, перерабатывает и после продает бензин.
НУ что ребята давайте подобьем общую стоимость:
- Себестоимость – 9,5 + 1,2 + 6 + 11 = 27,7%
- Прибыль – 23,3%
- Налоги – 4,8 + 12 + 15,3 + 16,9 = 49%
Как видите, налоги доходят почти до 50 процентов от стоимости топлива. Таким образом, если взять среднюю цену АИ-92 в 33 рубля за литр. То получается:
- 33 Х 27,7% = 9,141 рубля
- 33 Х 23,3% = 7,689 рубля
- 33 Х 49% = 16,17 рубля
Таким образом, без налогов 1 литр топлива стоит – 16,83 рубля!
Акцизы на дизельное топливо вынесены в отдельный подпункт Налогового кодекса:
Виды подакцизных товаров | с 1 января по 31 декабря 2021 года включительно | с 1 января по 31 декабря 2022 года включительно | с 1 января по 31 декабря 2023 года включительно |
Дизельное топливо | 9 188 рублей за 1 тонну | 9 566 рубль за 1 тонну | 9 938 рубль за 1 тонну |
Сколько в цене бензина налогов?
Чтобы понять, где наблюдается продажа самого дорогого бензина в мире, а также где топливо наиболее доступно, рекомендуется взглянуть на список стран. Этот перечень состоит из государств, предлагающих купить самый дешевый бензин:
- Венесуэла. Цена бензина в Венесуэлеравна 0,01 доллара.
- Иран – 0,28 доллара.
- Кувейт – 0,35 доллара.
- Нигерия – 0,41 доллара.
- Египет – 0,43 доллара.
- Саудовская Аравия – 0,54 доллара.
- Малайзия – 0,54 доллара.
- Индонезия – 0,67 доллара.
- Объединенные Арабские Эмираты – 0,68 доллара.
- Россия – 0,72 доллара.
Также приводим таблицу, где указаны расценки на 1 литр топлива для авто в арабских странах, Азии, США, Европе, Украине, России.
Государство | Цена за 1 литр/рублей |
Австралия | 67,2 |
Азербайджан | 29,63 |
Армения | 54,22 |
Боливия | 34,05 |
Испания | 92,97 |
Куба | 5,67 |
Мексика | 69,36 |
Туркменистан | 27,11 |
Украина | 72,51 |
США | 51,07 |
Россия | 42 |
Китай | 75 |
Турция | 90 |
Канада | 71,9 |
Корея | 88,2 |
Германия | 104,2 |
Греция | 119 |
Гонконг (Китай) | 126,9 |
Нидерланды | 120,8 |
Бензин на заправках в Баку обойдется в 58 рублей. Из таблицы можно сделать вывод, что топливо из Туркмении, иранский, индийский бензин считаются наиболее доступными. Самой высокой стоимостью топлива может похвастаться Евросоюз – в этих странах горючее дорогое.
Акцизы на дизельное топливо в 2023 году
Еще раз обратимся к части 1 статьи 193 части второй Налогового Кодекса РФ:
37) дизельное топливо:
- с 1 января по 31 декабря 2023 года включительно — 9938 рублей за 1 тонну;
- с 1 января по 31 декабря 2024 года включительно — 10 336 рублей за 1 тонну;
- с 1 января по 31 декабря 2025 года включительно — 10 749 рублей за 1 тонну;
Проведем расчет, аналогичный бензину, для дизельного топлива:
Дизельное топливо | |
Плотность, кг/м3 | 840 |
Литров в тонне | 1190 |
Акцизы на литр в 2022 году | 8,04 руб. |
Акцизы на литр в 2023 году | 8,35 руб. |
Себестоимость добычи разведки нефти
Процесс реально сложный, потому как большие нефтяные запасы располагаются у нас на северной части нашей страны, где холода, плохая инфраструктура и т.д. Но также хочется отметить что много работает и старых месторождений, которые располагаются на Кавказе, в средней полосе России. Прежде чем бурить землю, проводят геологическую разведку, затем ставят буровые — бурят, после чего начинают выкачивать нефть и гонят ее по трубам, цистернами на поездах, нефтевозах или танкерами.
Может показаться, что процесс добычи и разведки сложный, с одной стороны да, причем, если буровая станция находится где-то в море, ведь ее нужно обслуживать, платить зарплаты мастерам и рабочим и прочему персоналу – однако стоит один раз пробурить и вы будете качать из этой скважины многие годы, окупится очень быстро, затем будет идти только прибыль.
Не смотря, на все «сложные» процессы, себестоимость разведки и добычи сейчас всего около 9,5 – 10 % от стоимости литра топлива.
Полный бак. На новосибирских АЗС подскочили цены
Прошлый год был богатым на громкие экономические темы: сокращение дефицита госбюджета до 4 %, на которое правительство бросило все свои силы, замедление темпов инфляции, стабилизация цен на нефть, выборы президента США, в ожидании которых, казалось, замер весь мир… На фоне таких громких и активно обсуждаемых тем внутренняя финансовая политика в России, казалось, отошла на второй план.
Между тем, в конце прошлого года правительство и Госдума практически заложили новый вектор движения для финансового и налогового сектора экономики России на ближайшие годы. Одним из наиболее важных решений стали изменения в Налоговый кодекс, которые Госдума утвердила в ноябре прошлого года. Парламентарии увеличили акцизы сразу на несколько видов товаров: алкоголь, табак и топливо.
Ставки акцизов в течение трех лет (2017–2019 годы) будут подниматься на вина и шампанское (кроме отечественного), сидр и медовуху, пиво, крепкий алкоголь, а также на все виды табака (и даже электронные сигареты), автомобильный бензин 5-го класса, дизельное топливо и средние дистилляты.
Повышение коснулось оптовых цен на топливо, и было зафиксировано в денежном выражении. Так, рост ставки акциза на автомобильный бензин 5-го класса вырос с 10,13 тыс. рублей за тонну до 10,535 тыс. рублей за тонну в 2018 году (рост на 4 %), и до 10,957 тыс. рублей – в 2019 году (рост на 8,16 % по сравнению с 2016 годом).
Что год грядущий нам готовит?
Бензин за 2017 год подорожает в пределах инфляции (которая, по прогнозу ЦБ РФ, должна составить 4 %), заявлял в декабре вице-премьер Аркадий Дворкович. Однако уже тогда некоторые эксперты выражали с этим несогласие. Так, управляющий директор Vygon Consulting Григорий Выгон говорил ТАСС, что рост средней цены бензина будет выше инфляции (на 1,5–2,5 рубля из-за увеличения акциза).
По словам Выгона, в среднем по году стоимость бензина вырастет больше инфляции, и это отразится на общем росте цен, так как приведет к росту стоимости грузоперевозок на 5-7 %.
А вот председатель общественного совета при Минтрансе Новосибирской области, автопутешественник и блогер Алексей Носов в беседе с «ФедералПресс» был более категоричен. По его подсчетам, к концу 2019 года бензин будет стоить 45 рублей за литр.
«В очередной раз экономический блок правительства не увидел иных способов исправления собственных ошибок, кроме как залезть в карман населению, – заявил Носов «ФедералПресс». – По результатам наших проверок до 40 % бензина, и до 60 % дизтоплива на рынке – это контрафакт. То есть, государство недополучает по акцизам до половины положенных средств, но правительство никаких мер не предпринимает.
И я не готов понимать, почему чиновники не желают забрать причитающиеся стране деньги у жуликов, а в очередной раз решают свои проблемы за счет народа. Притом, не только за счет автомобилистов. Акциз, а вместе с ним и розничные цены, вырастут в первую очередь на солярку, значит, вырастет и стоимость работы сельскохозяйственной техники, грузового и пассажирского транспорта.
Соответственно, вырастут цены и на прилавках магазинов, и на проезд в транспорте».
Сколько сейчас стоит газ на заправках?
Стоимость топлива на заправках Беларуси сегодня 6 июня 2021 года
Марка топлива | Цена, бел.рубль | Цена*, евро € |
---|---|---|
Бензин BN-92 | 1.84 +0.02 | 0.60 |
Дизель ДТ-К5 | 1.94 +0.02 | 0.63 |
Дизель ДТ Арктика | 0.00 | 0.00 |
Газ пропан | 1.01 +0.01 | 0.33 |
Акцизы на бензин в 2022 году
36) автомобильный бензин класса 5:
- с 1 января по 31 декабря 2022 года включительно — 13 793 рубля за 1 тонну;
- с 1 января по 31 декабря 2023 года включительно — 14 345 рублей за 1 тонну;
- с 1 января по 31 декабря 2024 года включительно — 14 919 рублей за 1 тонну;
В Налоговом кодексе размер акциза приведен для 1 тонны бензина. Чтобы получить величину налога в 1 литре бензина, нужно произвести несложные расчеты:
АИ 92 | АИ 95 | АИ 98 | |
Плотность, кг/м3 | 735 | 750 | 765 |
Литров в тонне | 1360 | 1333 | 1307 |
Акцизы на литр в 2021 году | 9,75 руб. | 9,95 руб. | 10,15 руб. |
Акцизы на литр в 2022 году | 10,15 руб. | 10,35 руб. | 10,56 руб. |
Где топливо обойдется дешевле
Самый дешевый в мире бензин – в самых бедных странах, которые добывают нефть. Рекордно низкие цены – в двух странах:
- Венесуэла – там литр стоит 2,5 цента, или 1,83 российских рубля. Правда, завидовать жителям страны по понятным причинам не стоит – во всем остальном жизнь там напоминает скорее выживание;
- Иран – там цена литра бензина стоит 5,1 цента, или 3,77 рубля. Причина – находившийся под западными санкциями Иран долго не мог поставлять нефть за рубеж, и был вынужден перерабатывать и продавать нефтепродукты внутри страны по бросовым ценам. Правда, есть и минус – автомобили иранского производства расходуют в разы больше топлива, чем западные или восточные аналоги.
Дальше идут страны с более-менее адекватными ценами – Ангола с бензином по цене около 21 рубля, Сирия с 23 рублями, Алжир с ценой в 24,3 рубля за литр и Кувейт с бензином по 25,5 рублей. Как ни странно, Казахстан, продающий российский бензин, показывает даже более низкие цены (34,5 рублей за литр), чем Россия (51,3 рубля) или нефтедобывающий Азербайджан (43,2 рубля).
Как можно заметить, среди стран с самым дешевым бензином почти нет развитых (кроме разве что небольшого Кувейта с зарплатами инженеров и врачей в 300-500 тысяч рублей). Это объясняется легко – чем богаче страна, тем больше жителей могут себе позволить купить автомобиль, и тем острее становится проблема пробок и отсутствия парковочных мест. В итоге власти ищут компромисс – такие налоги и акцизы, чтобы люди пересаживались на общественный транспорт.
Но есть и несколько исключений:
- небольшие нефтяные арабские монархии – Кувейт (25,5 рублей за литр бензина), Бахрейн (39 рублей), Катар (42,4 рубля), Оман (45,6 рублей) и ОАЭ (53,2 рубля за литр бензина). Эти страны разбогатели на нефти и удерживали низкие цены на нефтепродукты, но сейчас постепенно начали облагать их налогами;
- США – литр бензина стоит 96,4 цента (хотя измеряют объем там галлонами – он стоит 3,65 доллара). В рублях это больше, чем в России – 70,82 рубля за литр, однако уровень жизни в США в целом значительно выше российского. В США цены определяются рынком, поэтому в отдельные моменты могут резко взлетать, и так же резко падать (как в марте 2020 года, когда литр бензина стоил менее 60 центов).
В этом сравнении цены на бензин и дизельное топливо в России оказываются не самыми высокими – около 50-52 рублей за литр 95-го бензина и 53-55 рублей за литр дизельного топлива. О таких ценах мечтают многие европейцы, но принципы экологической безопасности и углеродной нейтральности сильно изменили ситуацию.
Что облагается акцизом
Объектом, облагаемым акцизом, выступает:
- реализация подакцизного товара – передача права собственности на такой товар от одного лица другому. Причем в данные категории операций попадают как возмездные, так и безвозмездные сделки, то есть при дарении подакцизного товара также следует заплатить в бюджет акциз;
- ввоз подакцизного товара на российскую территорию (таможенный акциз).
181 ст. НК РФ определяет список товаров, в отношении которого происходит начисление акциза. В данный список, наряду с прочими, входит автомобильный и прямогонный бензин. Первый используется для передвижения транспортных автомобильных средств, второй является углеводородным сырьем.
Как правило, в группу ценностей, называемых подакцизными, попадают те товары, которые популярны среди потребителей, пользуются повышенным спросом и, вместе с тем, не относится к товарам, жизненно необходимым. Данное утверждение справедливо и в отношении рассматриваемых видов подакцизных товаров (автомобильного и прямогонного бензина), потребности в которых растут с каждым годом, но, тем не менее, жизненно важными их назвать нельзя.
Отличительные черты подакцизного товара:
- Его производством занимается ограниченное число лиц, что упрощает контроль за изготовлением и продажей;
- Потребляется большим числом потребителей, что формирует значительную базу для обложении акцизом;
- Не является жизненно необходимым;
- Значительная разница между себестоимостью и продажной ценой, добавление к низкой себестоимости суммы акциза не уменьшает спрос на товар.
Автомобильный и прямогонный бензин по всем параметрам и характеристикам соответствуют указанным критериям, а потому законодатели относят их к подакцизным товарам.
Суть акциза заключается в изъятии с производителя (импортера) доли повышенной прибыли, когда фактическая себестоимость значительно ниже потребительской.
Сколько в цене бензина налогов?
Если сложить общую стоимость по видам затрат получим следующее:
- Общая себестоимость = добычи + транспортировки + переработки + затраты на розницу. 9,5 % + 1,2 % + 6 % + 11 % = 27,7 %
- Совокупная прибыль = 23,3 %.
- Общий процент налогов = 49 %.
Стоимость бензина АИ-92 по Москве и Московской области находятся в пределах от 38,9 руб до 44,16 руб за 1 литр. Возьмем среднее значение — 41,53 рубля.
В рублевом выражении получаем:
- Себестоимость 41,53 руб * 27,7 % = 11,504 рубля.
- Прибыль 41,53 руб * 23,3 % = 9,677 рубля.
- Налоги 41,53 руб * 49 % = 20,35 рубля.
Себестоимость 1 литра бензина без учета налогов составляет:
41,53 – 20,35 = 21,18 рубля
В России нефть из месторождений извлекается максимально. Но ее цена не оказывает большого влияния на себестоимость бензина и окончательную цену для конечного покупателя. Поскольку себестоимость добычи в рублях составляет всего:
41,53 * 9,5 % = 3,95 рубля
За последние 20 лет цена на бензин выросла в среднем в 14 раз. В то же время росла и стоимость барреля нефти, которая регулируется рыночными отношениями. В моменты, когда стоимость нефти снижалась, цена бензина не падала, а иногда даже продолжала рост. Это регулируется ценообразованием, которое основано на цене рынка, даже для внутреннего потребителя продукта. Однако компании, занимающиеся нефтедобычей, нацелены на снижение затрат.
Добыча 1 барреля нефти, что составляет 158,987 литра, колеблется в пределах от 2-3$ до 20$ в трудноизвлекаемых единичных скважинах, по данным из открытых источников. На данный момент, цена доллара 63,9 рубля. Если предположить, что всего трудных скважин до 20 % от общего количества разрабатываемых месторождений, то тогда себестоимость добычи составляет:
6,4$ * 63,9 руб = 408,96 рублей / 158,987 литров = 2,57 рубля
В итоге получается, что себестоимость сырой нефти от 2,57 до 3,95 рубля. Бензин для внутреннего потребителя продается в 16-20 раз выше, чем себестоимость черного золота.
В большинстве стран, добывающих нефть, стоимость бензина для внутреннего потребления немного ниже, чем для мирового рынка. Примером может служить Саудовская Аравия, Венесуэла или Иран.
Процесс реально сложный, потому как большие нефтяные запасы располагаются у нас на северной части нашей страны, где холода, плохая инфраструктура и т.д. Но также хочется отметить что много работает и старых месторождений, которые располагаются на Кавказе, в средней полосе России. Прежде чем бурить землю, проводят геологическую разведку, затем ставят буровые — бурят, после чего начинают выкачивать нефть и гонят ее по трубам, цистернами на поездах, нефтевозах или танкерами.
Как вы поняли на нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ), происходит трансформация сырой нефти до конечных продуктов. В первую очередь, это:
- Бензин
- Дизель
- Керосин
- Прочие химические объекты
Под прочими я понимаю, действительно множества химических объектов и соединений. Как следствия эти вещества применяются даже в легкой промышленности, производят искусственные ткани и различные пластмассы.
Это то, что можно распределить на всю цепочку от разведки (добычи) + транспортировка + переработка + реализация. То есть каждый в своем звене закладывает прибыль, чтобы не уйти в минус. Ведь нужно на что-то развиваться. Это самая большая цифра она составляет примерно – 23,3%. Однако поймите что процесс очень длинный и иногда это разные предприятия, то есть общая прибыль делиться на части. Также есть и гиганты на рынке, например РОСНЕФТЬ, которая сама разрабатывает, транспортирует, перерабатывает и после продает бензин.
В России подсчитана стоимость литра бензина без налогов
Федеральная антимонопольная служба России подсчитала, сколько должен стоить литр бензина в России без учета налогов. Так, более 60% стоимости литра бензина в стране составляют всевозможные сборы и налоги.
Сейчас средняя стоимость бензина АИ-95 в России составляет 41 рубль 8 копеек. По данным Федеральная антимонопольной службы, в цене каждого проданного литра российского топлива налоги составляют порядка 65%. Специалисты ФАС отметили, что если бы «девяностопятый» бензин на всех этапах его производства не облагался налогами, то его реальная стоимость составляла бы 14 рублей 38 копеек за литр. По информации ведомства, бензин в стране также дорожает из-за сезонного спроса на нефтепродукты, профилактики и ремонтов НПЗ, условий мелкооптовой отгрузки, динамики производства нефтепродуктов, а также роста налоговой нагрузки, отраслевых издержек и мировых цен.
Сколько государства в литре бензина?
Хотите заправиться бензином по 26 рублей за литр? Кто ж не хочет… Но тогда вам два пути: либо на 8 лет назад (что нереально), либо на 1700 км от Новосибирска на юг, в Казахстан (что долго и бессмысленно). Так что придется заправляться по 41,65 — и это в случае, если ваше авто потребляет «дешевый» АИ-92.
Мой пепелац немолод, и потому потребляет. Вот и заехал я сегодня на заправку, утешая себя тем, что мой бензин все-таки на три рубля дешевле, чем у страдальца на соседней колонке, с отвращением смотрящего на табло с быстро мелькающими рублями. Поймав мой взгляд, страдалец хмуро кивнул, захлопнул лючок, и уехал, буркнув напоследок в никуда: «Да когда же они нажрутся-то»?
А кто это, собственно — они: жадные нефтяники-олигархи, ненасытные нефтепереработчики, хитрые перекупщики-трейдеры, ушлые хозяева АЗС? Граждане, заправляющиеся все более дорожающим бензином, привычно костерят именно их. И, наверное, граждане в чем-то правы, но вот только…
Вот только в соседнем Казахстане точно такой же АИ-92, который я сегодня залил по 41,65 за литр, стоит сегодня, в пересчете на наши деньги, 26 рублей. Причем бензин российский и в российской же сети АЗС. Но не может же быть, что вот все вышеперечисленные нехорошие люди при поставке бензина в Казахстан уже нажрались до отвала, а вот на родной земле все никак остановиться не могут?
Да, не может. Все не так просто, а намного проще. Бензин что на наши заправки, что на казахские журчит от производителей и поставщиков по сходной цене. Ну а потом свою длань к кошельку автовладельца протягивает государство…
Государство казахское со своих граждан взимает поумереннее. НДС там — 12%, акциз на тонну бензина — 765 рублей. Ну а государство российское мелочиться не привыкло. И потому НДС здесь 20% — на две трети больше казахского. И акциз на тонну бензина — 12 314 рублей — в 16 раз выше, чем в Казахстане.
С того благословенного 2011 года, когда россиянин мог заправить машину по сегодняшней казахской цене, государство подняло НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых) в 2,2 раза. А акциз на бензин — в 2,4 раза. Кстати, акциз будет методично расти еще минимум 6 лет, так что в 2025-м году о ценах на бензин года 2019-го можно будет вспоминать с ностальгией и растроганностью.
Нормативные документы
Основным нормативным актом, осуществляющим регулирование вопросов, связанных с подакцизными товарами, является Налоговый кодекс РФ, глава 22 «Акцизы». Этот документ определяет подакцизные товары, налогоплательщиков, объекты налогообложения, налоговые ставки, налоговую базу.
Кроме этого, Налоговый кодекс описывает случаи, при которых налогоплательщики освобождаются от уплаты акциза, уточняет механизм начисления налога в тех или иных случаях, устанавливает условия, когда налогоплательщик может получить налоговый вычет в связи с реализацией подакцизных продуктов.
Глава 22 постоянно обновляется в соответствии с введенными поправками, что позволяет государству регулировать цены на продукты массового потребления и объем их реализации. Кроме этого изменения в действующие нормативно-правовые акты в силах пополнить бюджет государства.
Налоговые вычеты по акцизу на автомобильный бензин
200 ст. НК РФ определяет систему вычетов в отношении акцизного налога, которая имеет свои нюансы и особенные моменты применения.
Суть вычета та же, что и для НДС – акцизная величина к уплате с реализаций, авансов и импорта может быть сокращена на величину акциза, направленного к вычету.
Конечная сумма к уплате формируется с учетом заявленного к вычету налога. Если акциз к вычету превышает начисленную к уплате величину, то плательщик имеет право получить возмещение из бюджета.
К вычетам можно отнести те суммы оплаченного налогоплательщиком или импортером акцизного налога, которые предъявил поставщик по поставляемым подакцизным товарам, используемым в качестве сырья для производства другого подакцизного товара.
Например, фирма приобретает у другой компании прямогонный бензин с целью использования его для производства автомобильного бензина. В этом случае акциз, предъявленный на прямогонный бензин поставщиком, после оплаты покупатель сможет принять к вычету при расчете акциза на автомобильный бензин.
Также к вычету можно направить акциз по тем товарам, которые были возвращены покупателем.
Лица, имеющие свидетельство на производство бензина прямогонного типа, имеют право на вычеты следующих сумм:
- Акциз, посчитанный при продаже или передаче такого бензина владельцу сырья, из которого он изготовлен, в случае если этот владелец сырья перепродает полученный прямогонный бензин лицу, обладающему свидетельством на его переработку;
- Акциз по операциям из пп.7 и 12 п.1 ст.182 НК РФ, совершаемым с прямогонным бензином;
- Акциз, умноженный на коэффициент из п.15 ст.200 НК РФ, при совершении операций из пп.21, 23 и 24 п.1 ст.182 НК РФ.
Право на вычет приобретается при наличии имеющегося документального подтверждения такого права. Одним из основных документов для возможности вычета является счет-фактура с выделенной величиной акциза. Также список необходимой документации в отдельных случаях определяется 201 ст. НК РФ.
К нефтепродуктам, которые облагаются акцизами, гл.22 НК РФ отнесены:
- автомобильный бензин;
- дизельное топливо;
- моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных двигателей;
- прямогонный бензин.
Как вы знаете, с 1 января 2003 г. акцизами облагается получение подакцизных нефтепродуктов, а не их реализация, как это было прежде. Соответственно плательщиками акцизов теперь являются не те, кто реализует нефтепродукты, а те, кто их получает. Исключение составляет, во-первых, передача нефтепродуктов, изготовленных из давальческого сырья, собственнику, не имеющему свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами (далее — свидетельство). В этом случае акцизы платит передающая сторона, то есть переработчик. И, во-вторых, — продажа по решению судов или других уполномоченных органов конфискованных нефтепродуктов. В этой ситуации акцизы платит продавец.
Плательщиками акцизов независимо от наличия у них свидетельства признаются лица:
- производящие нефтепродукты из собственного сырья;
- получающие нефтепродукты в собственность в счет оплаты услуг по их производству из давальческого сырья.
В остальных случаях операции по приобретению нефтепродуктов в собственность облагаются акцизами только у лиц, имеющих свидетельство. Так, например, оптовик, имеющий свидетельство, должен начислять и уплачивать в бюджет акцизы при приобретении нефтепродуктов. Если же у него свидетельства нет, платить акцизы в бюджет он не будет, но тогда ему придется покупать нефтепродукты по цене, в которую уже включен налог.
Должны ли платить акцизы организации или индивидуальные предприниматели, переведенные на уплату ЕНВД? Да, должны, если они получили свидетельство на реализацию нефтепродуктов. Ведь единый налог заменяет уплату таких налогов, как налог на прибыль, НДС, налог с продаж, налог на имущество и ЕСН (п.4 ст.346.26 НК РФ). Акцизы в этот список не включены.
С 2003 г. не является самостоятельным объектом налогообложения использование нефтепродуктов на собственные нужды. Но это не означает, что такие нефтепродукты освобождаются от акцизов. Они облагаются налогом при получении.
Акциз в стоимости бензина вместо транспортного налога
Транспортный налог как отдельная юридическая категория регулируется положениями гл. 28 НК РФ. В ней не предусмотрено какой-либо корреляции соответствующих платежей в бюджет и расходов автовладельца на приобретение бензина.
Однако на протяжении последних лет в сообществе экспертов, деятельность которых связана с законотворчеством, возникают тезисы о необходимости корректировки положений гл. 28 НК РФ либо внесении в них существенных дополнений в части замены транспортного налога для физлиц дополнительными налогами или новыми акцизами на бензин (которые уже существуют как отдельная правовая категория — ее специфику мы также рассмотрим).
Основной аргумент инициаторов нововведений — автолюбители смогут делать перечисления в бюджет не за то, что владеют транспортным средством, а за то, что фактически пользуются им. Ведь многие граждане, являясь собственниками автомобилей, ездят на них крайне редко, например, только в летний сезон, но вынуждены платить транспортный налог.
Замена транспортного налога акцизами на бензин, привязанными к фактическим объемам расходуемого топлива, позволила бы значительно повысить эффективность налоговой политики государства: с одной стороны, платежная нагрузка на относительно пассивных владельцев машин снизилась бы, а сборы с относительно активных автолюбителей были бы пропорциональны интенсивности пользования ими транспортными средствами.
Подобные изменения в законах, как полагают инициаторы нововведений, избавили бы и законодателя от внедрения так называемого экологического налога, о необходимости установления которого в последнее время говорят многие эксперты и налоговики. Уплачивая акцизы на бензин пропорционально его расходованию, гражданин одновременно компенсировал бы вред экологии, наносимый продуктами сгорания топлива.