Как подготовить будущего фармацевта к работе в аптеке

09.02.2024 0

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как подготовить будущего фармацевта к работе в аптеке». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Адаптация этого вида отвечает за приобретение молодым фармацевтом или провизором новых знаний и умений, а также его включение в рабочий процесс. Здесь тоже есть ряд нюансов, которые нужно предусмотреть руководителю аптеки.

Производственная и профессиональная адаптация

Недостаток навыков работы с кассовым аппаратом и ПК. Эта проблема может стать причиной финансовых потерь как для аптеки, так и для конкретного сотрудника. Например в час пик сотрудник, который медленно работает с кассой, не успевает обслужить всех покупателей. Это может спровоцировать негатив со стороны посетителей аптеки и даже побудить их уйти в другую аптеку.

Решение: обучение. Руководителю следует заранее продумать и организовать систему полноценного обучения сотрудника работе с кассовым аппаратом. Можно подготовить подробные инструкции с иллюстрациями, назначить наставника, который на первых этапах работы будет контролировать работу молодого специалиста.

Обучение на фармацевта заочно в институте

В институте, академии или университете получают высшее образование. После него студент имеет диплом по специальности провизор, который, к сожалению, не дает право работы. Чтобы иметь возможность работать по специальности, необходимо закончить ординатуру и получить сертификат специалиста. Отучиться на фармацевта заочно можно практически на любом фармацевтическом факультете. Только форма обучения будет не совсем заочная, очно-заочная. При очной форме обучение длиться пять лет, при очно-заочной 5,5 лет. Вступительные экзамены также проводятся в июле месяце, а зачисление на факультет осуществляется во второй половине августа. Экзамены проводятся по русскому языку, химии и биологии. Некоторые вузы в перечень вступительных испытаний добавляю еще и физику. Чтобы быть зачисленным в институт, надо иметь знания по химии и биологии, которые значительно превышают уровень школьной программы. Это значит, что надо заниматься дополнительно (самостоятельно, с репетитором, посещать подготовительные курсы или переводиться на 10-11 классы в специализированный класс или лицей). Но это не значит, что поступить невозможно. Хотя проходной балл здесь значительно выше, чем в медицинском институте (а когда-то это было наоборот, на фармацевтический факультет поступали те, кто завалил экзамены на медицинский). Это все обусловлено высокой востребованностью специалистов данного профиля.

Стоимость обучения на фармацевта заочно

Стоимость обучения на фармацевта заочно отличается в разных регионах страны и разных вузах в пределах одного города. Примерные цифры могут выглядеть так: от 70 000 до 120 000 рублей в год при очной форме обучения, от 46 000 до 68 000 рублей в год при заочной форме обучения. При этом стоимость образовательного процесса на первых двух курсах раза в два больше, чем последующие три года обучения.

В любом случае, все цифры нужно узнавать непосредственно в том учебном учреждении, куда планируется поступление. Стоимость изменяется из года в год, причем в сторону ее увеличения. Обучение в колледже стоит гораздо ниже, она составляет 40 000-45 000 рублей.

Если студент получает образование на коммерческой основе, то общежитие ему не предоставляется, особенно если нет мест. В случае наличия свободных мест, комната может быть предоставлена, но тоже только на коммерческой основе.

При заключении договора надо внимательно его читать, потому что некоторые учебные учреждения оставляют за собой право повышать годовую оплату вне зависимости от того, какой она была изначально. Это надо знать, чтобы не быть отчисленным за несвоевременное внесение денежных средств. Потому что такое встречается, и не редко в наше время.

Кому необходимо пройти обучение

Знаниями об управленческих навыках и формировании корпоративной культуры должен в первую очередь обладать руководитель предприятия. Это логично. Именно руководители требуют от подчиненных выполнение конкретных целей и задач, и именно они и отвечают за результат. На первоначальных этапах руководитель обязан иметь информацию об инструментах, которые использует коллектив аптечной организации. Руководитель – главный пример для коллектива, если он не имеет необходимых знаний и навыков, которые будут прививаться подчиненным, то он не будет иметь возможности вести контроль за результатами. Кроме того, он не сможет настаивать на их применении.

Последующее повышение квалификации будет зависеть от нескольких моментов: приоритетов аптечной фирмы, специфики работы каждого сотрудника и принятий решений. Мои рекомендации для клиентов – это вот такой поэтапный подход к организации процесса обучения.


Пункт 1: Составление списка с указанием должности и специфики деятельности каждого сотрудника. Если должностные обязанности планируется расширять, то новый функционал надо будет дописать в необходимую графу.


Пункт 2: Провести оценку нужных компетенций и знаний. Оценить навык и личную характеристику, необходимую для осуществления действующих должностных обязанностей. Если обязанности в перспективе будут расширены, то есть смысл добавить дополнительный пункт – обучаемость.

Читайте также:  Что положено матери одиночке с тремя детьми от государства в 2024 году


Пункт 3: Оценка реальных компетенций уже работающих сотрудников и каждый раз при оформлении в штат нового сотрудника. Проверка их соответствия требованиям для выполнения должностных обязанностей и выявление недостающих компетенций. Именно на основе последних и нужно строить планы по обучению и развитию каждого члена коллектива.


Пункт 4: Определение вида обучения, который поможет в приобретении недостающих компетенций максимально эффективным или выгодным способом (в зависимости от целей и задач сегодняшнего дня).


Пункт 5: Оценка возможностей и расстановка приоритетов соответственно со стратегической и оперативной целями.

В большинстве случаев обучением сотрудников занимается назначенный руководством сотрудник имеющий больше всего опыта, или даже начальник самостоятельно. Смысл этого обучения заключается в прямой передаче знания и опыта связанных с функциями именно этой конкретной профессии и особенностями фирмы, от наставника другим сотрудникам.

Работа с наставником – это весьма оперативное обучение. Оно помогает новым работникам в кратчайшие сроки приступить к самостоятельному выполнению рабочих задач с минимальными ошибками. Если наставник опытен и лоялен к компании и ее продукту, то этот вид передачи знаний быстро дает хорошие результаты.

При этом финансовые затраты будут минимальными. Обучение новых сотрудников может входить в должностные обязанности компетентных работников. Оплачивать их работу можно из премиального фонда.

Кроме того, процесс может проходить прямо на рабочем месте, а это дает возможность не снижать темпы работы.

Что поможет успешно пройти собеседование для работы в аптеке

Повысить шансы успешно пройти собеседования могут и некоторый представленные предполагаемому работодателю документы. Положительное впечатление произведет рекомендация / характеристика, написанная предыдущим работодателем. Если в письменном виде ее получить не удалось, то можно предложить связаться с бывшим руководством по телефону. Но это необходимо делать только в том случае, когда кандидат уверен, что его охарактеризуют положительно. Для студентов медицинских ВУЗов, решивших параллельно учебе подработать по профилю, неплохо было бы представить характеристику из учебного заведения.

Сегодня вошло в практику перед наймом на работу отправлять работодателю свое резюме. Рекрутер перед собеседованием обязательно его изучит, возможно соберет дополнительную информацию о кандидате и только потом составит перечень конкретных вопросов для интервью. Поэтому написание резюме столь же ответственный момент подготовки к собеседованию.

Если есть сертификат специалиста фармацевта, его необходимо предоставить на собеседовании. Он подтвердит квалификацию претендента и возможно снимет целый ряд вопросов.

Информации о трудоустройстве выпускников за последние 3 года

В связи с большим развитием в нашей стране рынка розничной и оптовой торговли лекарственными средствами и предметами медицинского назначения наши выпускники — дипломированные специалисты — в этой области очень востребованы.

Код/ Специальность 2019 год 2019 год 2020 год 2020 год 2021 год 2021 год
Кол-во выпускников Кол-во трудоустроенных выпускников Кол-во выпускников Кол-во трудоустроенных выпускников Кол-во выпускников Кол-во трудоустроенных выпускников
33.02.01 Фармация 44 98% 57 96% 99 97%

РАБОТА В АПТЕКЕ: ПОЧЕТНЫЙ И НЕЛЕГКИЙ ТРУД

От фармацевта, который каждый день встречает пациентов в аптеке и общается с ними, многое зависит. Простые задачи, в рамках которых требуется лишь выдать требуемый препарат, встречаются редко. Чаще всего посетители аптек нуждаются в квалифицированном совете, рекомендации, помощи в определении назначений врача и просто в человеческом внимании. Фармацевт должен быть готов решить любую задачу, какой бы сложной она не была, оставаясь при этом вежливым и доброжелательным.
Нет ничего удивительного в том, что профессия фармацевта считается не только почетной, но и очень нелегкой. Многочасовые (а иногда и ночные) смены, «трудные» посетители и целый комплекс непростых задач, требующих внимания, обязывают фармацевтов быть выносливыми, стрессоустойчивыми и эмоционально стабильными. Ведь от их решений зачастую зависят жизнь и здоровье людей.

Еще 32 вопроса для интервью с фармацевтом

Вот 32 дополнительных вопроса для собеседования с фармацевтом, с которыми могут столкнуться кандидаты:

    1. Почему вы выбрали профессию фармацевта?
    2. Почему ты хочешь работать здесь?
    3. У вас есть опыт введения вакцин?
    4. Если вы считаете, что стали свидетелем поведения, связанного с поиском наркотиков, что бы вы сделали?
    5. Есть ли у вас опыт разрешения споров на рабочем месте между техническими специалистами?
    6. С какой самой большой проблемой сталкивается аптечное сообщество?
    7. Вы раньше работали в крупной аптеке?
    8. Если вы считаете, что допустили ошибку при приеме лекарства, но не подумали об этом, пока пациент не ушел, что бы вы сделали?
    9. Что бы вы сделали, если бы клиент спросил о лекарстве, о котором вы не слышали?
    10. Опишите самую большую проблему, с которой вы столкнулись на работе.
    11. Если бы пациент проходил сложное лечение, как бы вы объяснили это так, чтобы он мог понять?
    12. Расскажите мне о случае, когда вы не оправдали ожиданий пациента.
    13. Что бы вы сделали, если бы пациент заявил, что получил только часть рецептурного антацида, когда взял последнюю добавку? Вы бы поступили иначе, если бы наркотик был опиатом?
    14. Опишите случай, когда вы сделали все возможное для клиента.
    15. Что является наиболее важным аспектом работы фармацевта с точки зрения бизнеса?
    16. Расскажите мне о времени, когда вам пришлось использовать свои исследовательские навыки на работе.
    17. Если бы пациент не мог позволить себе все свои лекарства, что бы вы сделали?
    18. Если у пациента есть вопросы, но он не говорит по-английски, что вы будете делать?
    19. Ваша лицензия действительна?
    20. Какие из ваших качеств лучше всего подходят для того, чтобы преуспеть в качестве фармацевта?
    21. Если бы покупатель предъявил рецепт, который, по вашему мнению, был подделкой, что бы вы сделали?
    22. Расскажите мне о случае, когда у вас был особенно сложный клиент. Как вы справились с ситуацией?
    23. Если бы технический специалист аптеки, который обычно точен, начал ошибаться, что бы вы сделали?
    24. Что бы вы сделали, если бы фармацевт не приехал вовремя?
    25. Если бы технический специалист аптеки не согласился с вашим решением, что бы вы сделали?
    26. Какая ваша лучшая профессиональная привычка? А как насчет твоего худшего?
    27. Как бы вы помогли пациенту справиться с трудной медицинской ситуацией?
    28. Если бы клиент принимал добавку, которая могла бы взаимодействовать с его лекарством, как бы вы разрешили разговор? Что бы вы сделали, если бы они отказались прекратить прием добавки?
    29. Если в ходе инвентаризации выяснится, что часть опиоидного препарата отсутствует или пропала без вести, что вы предпримете? Что делать, если не хватает только одной таблетки?
    30. Расскажите мне о случае, когда поспешные выводы привели к неприятным последствиям.
    31. Как бы вы наняли нового фармацевта?
    32. Если бы пациент стал беспокоиться о побочных эффектах нового рецепта до такой степени, что не был бы уверен, что хочет его принимать, что бы вы сделали?
Читайте также:  Государственная пошлина при расторжении брака в 2024 году

Квалификационные характеристики: фармацевт

Специальность

Должность

Квалификационные требования

Фармация (фармацевт)

Младший фармацевт

Среднее профессиональное образование по специальности «Фармация» без предъявления требований к стажу работы.

Фармацевт

Среднее профессиональное образование по специальности «Фармация» и сертификат специалиста по специальности «Фармация» без предъявления требований к стажу работы.

Старший фармацевт

Среднее профессиональное образование (повышенный уровень) по специальности «Фармация» и сертификат специалиста по специальности «Фармация» без предъявления требований к стажу работы.

Директор (заведующий, начальник) аптечной организации,

Заместитель директора (заведующего, начальника) аптечной организации,

Заведующий складом организации оптовой торговли лекарственными средствами,

Заместитель заведующего складом организации оптовой торговли лекарственными средствами,

Заведующий (начальник)

Среднее профессиональное образование по специальности «Фармация» и сертификат специалиста по специальности «Фармация», стаж работы не менее пяти лет.

Сегодня действуют профессиональные стандарты «Провизор», «Провизор-аналитик» и «Специалист в области управления фармацевтической деятельностью». В этих стандартах прописаны трудовые функции, требования к образованию, обучению и опыту практической работы. Уже есть проект профессионального стандарта «Фармацевт», который пока не утвержден.

Помимо этого, действует приказ Минздрава России от 07.10.2015 № 700н «Номенклатура специалистов» и приказ Минздрава России от 08.10.2015 № 707н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки». В этих нормативных документах указаны требования к уровню подготовки и уровню дополнительного образования – курсы профессиональной переподготовки и повышения квалификации.

Развитие профессиональных навыков и знаний

К важным для фармацевтов знаниям относится информация о фармакологических группах лекарств, а также данные об их применении при разных заболеваниях. Предложить препараты для комплексного лечения и осуществить допродажу безрецептурными препаратами сотрудник аптеки сможет, только если разбирается в основных симптомах заболеваний и знает побочные действия лекарственных препаратов.

В учебных заведениях фармацевтов больше уделяют внимание международным непатентованным наименованиям, в то время как в аптеке чаще используются торговые. Так как их очень много, без опыта можно растеряться. В этом случае будут полезны обучающие мероприятия и шпаргалки.

Во время работы первостольникам можно составить шпаргалку, которая будет содержать разделение товаров аптечного ассортимента по группам и местам их хранения. Все места хранения имеют свои показатели: сердце, ЖКТ и другие. Одно действующее вещество может иметь несколько торговых наименований — в шпаргалку стоит включить и эту информацию, исходя из ассортимента аптеки.

В обязанности фармацевта, кроме реализации лекарств, входит поддержание установленного в аптеке порядка, ведение журнала дефектуры, приём и разборка товара, заполнение журналов температурных режимов и других документов. Для этого новичку потребуется определённая база знаний, которая обычно приобретается во время работы.

Новичку будет полезно поставить себе задачу как можно быстрее выучить основную информацию и научиться правильно выполнять свои обязанности. Поэтому важно как можно больше строго по принятым правилам разбирать товар, вести отчётные журналы.

Хорошая физическая форма

Конечно, хорошее здоровье еще никому и никогда не доставляло хлопот (если не брать в расчет отчаянно желающих избежать армии). А для тех, кто весь день проводит на ногах и общается с большим количеством не всегда здоровых людей, хорошая форма и крепкий иммунитет особенно важны. Но, что важнее всего, — в качестве бонуса вместе с физическим тонусом приобретается тонус ментальный.

«Физиология — первое, с чего вы должны начать, если решили работать над развитием своих способностей, — говорит коуч Анна Хохлун. — Наши способности обусловлены нашим мозгом, скорость передачи импульсов по нервам зависит от того, в каком состоянии находится мышечная система, а любая двигательная активность улучшает питание тканей».

Читайте также:  Расчет дней компенсации отпуска при увольнении в 2024 году

У каждого свой секрет хорошей формы и самочувствия, но есть ряд правил, которые несложно выполнять в любом возрасте даже самым занятым специалистам. Анна Хохлун советует следующее:

  • Меньше алкоголя и тяжелой жирной пищи, больше углеводов (крупы, фрукты, цельнозерновой хлеб). Мозгу нужна энергия, а не токсины
  • Проветривайте помещения и чаще гуляйте. Мозгу необходим кислород
  • Находите время на полноценный сон, организм непременно скажет спасибо
  • Занимайтесь любым спортом, который приносит вам удовольствие. Пусть это будет утренняя зарядка или пешие прогулки по воскресеньям, главное, чтобы они были

Бакалавр, специалист, ординатор, магистр

— Насколько я понимаю, образовательные стандарты вводятся для специалитета. А как обстоят дела с магистратурой и бакалавриатом?

— По магистратуре разработаны стандарты для производственных специальностей. По управлению пока магистерского стандарта нет, но есть профессиональный стандарт ординатуры, который может быть легко трансформирован под магистратуру. Что касается бакалавриата, то пока для него требования не разработаны.

— Какой вы видите идеальную систему образования для специалистов фармацевтической отрасли?

— Я всегда выступала и выступаю за систему сквозного профессионального образования, обеспечивающую преемственность учебного процесса. Программы обучения должны быть взаимосвязаны, чтобы выпускник колледжа имел право поступить сразу на второй-третий курс вуза. Или, в соответствии с современными тенденциями, внедрить бакалавриат. При этом важно понимать разницу в профессиональной подготовке бакалавра, специалиста и магистра. Считаю, что на руководящие должности бакалавры претендовать не могут. Хотя на практике среди заведующих аптеками немало лиц без высшего профессионального образования. Такого быть не должно. Что касается ординатуры, то мне представляется целесообразным сократить её срок с двух дет до одного, сейчас эта тема широко обсуждается в профессиональном сообществе.

После того, как пациент посещает врача и получает рецепт на лекарство или другое одобренное лекарство, фармацевты несут ответственность за выдачу и применение этих рецептов. Это не прямой обмен, потому что фармацевт должен использовать свои обширные знания о дозировке лекарств, аллергенах, регулировании и химических реакциях для каждого человек, который приходит к ним с рецептом.

Другими темами, имеющими первостепенное значение для фармацевтов, являются общественное здравоохранение, укрепление здоровья, и профилактика заболеваний, и они работают с помощниками, техниками и широкой общественностью, чтобы повысить осведомленность о здоровье. Фармацевтов можно найти в аптеках, частных аптеках, больницах, и учреждения длительного ухода.

Задача фармацевта – продать всего побольше

Фармацевт, стаж работы 4 года, Ульяновск и Петербург

– Изначально, когда мы учились, нашей задачей был не только отпуск готовых форм, но и изготовление лекарственных препаратов. Но сейчас производственных аптек нет, есть только те, где продают готовые лекарства. Поэтому фармацевт сейчас – просто продавец, чья основная задача – прибыль и обогащение аптеки. На тебя давит руководство, чтобы ты думал только о выручке. Твоя зарплата тоже зависит только от выручки. Неблагородная работа. Поэтому я и ушел из этой области два года назад.

На моей первой работе, в Ульяновске, была другая специфика: я был заведующим льготным отделением и непосредственно сотрудничал с больницей. Я занимался выпиской рецептов, ко мне приходили пациенты, которым требовались жизненно важные препараты, такие, как инсулин, препараты от бронхиальной астмы, онкологические препараты. У меня был непосредственный контакт с врачами, мы тесно общались, созванивались, назначали, человек приходил ко мне в аптеку с рецептом, я строго по нему отпускал. Других обязанностей у меня не было.

У нас была частная аптека, одна из самых первых в своем районе. Это было цельное здание. Изначально она строилась как производственная аптека. Раньше там была целая мини-фабрика: люди приходили с рецептами, и по этим рецептам им индивидуально изготавливали мази, свечи, порошки, растворы. Потом это все рухнуло, аптека стала ориентироваться на готовые формы, просто продавать. По соседству начали открываться сетевые аптеки. Соответственно, конкуренция, потеря клиентов и выручки. Помещение было куплено в кредит, и все, объявили о банкротстве, мы закрылись. Нам предложили подать под сокращение, я отказался, уволился и переехал в Петербург.

Должность фармацевта востребована, тем более в таком большом городе. Я достаточно быстро нашел работу в сетевой аптеке, год поработал.

Здесь в этой должности у тебя два выхода: либо ты фармацевтом работаешь, либо медицинским представителем. Что, по сути, одно и то же: ты торговый агент, и единственная цель – продажи.

Покупатели от этого, конечно, страдают. Правда, этого не осознают.

Допустим, приходит человек, задача фармацевта – продать всего побольше, сделать дополнительные продажи, которые человеку, может, даже и не нужны. Допустим, человеку назначили препарат стоимостью сто рублей, а ему начинают говорить, что это ерунда, и предлагают аналогичный, который стоит 200-300. Если человек доверчивый, он соглашается. Потом ему делают дополнительную продажу из репертуара: «К этому препарату предлагаю взять еще такой-то, он усилит действие, еще, пожалуйста, сто рублей». А если у человека какое-то хроническое заболевание и он должен пожизненно на этих препаратах сидеть, то минимум раз в месяц он будет появляться в этой аптеке.


Похожие записи: