Масштабы трудовой миграции в современном мире в 2024 году
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Масштабы трудовой миграции в современном мире в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
За последнее время в Российской Федерации уменьшилось число мигрантов – контрактников. Правительство страны старается вести контроль за количественным соотношением доступных мест для трудоустройства и желающими попасть на работу. Международные миграционные процессы набрали обороты в стране лишь после распада Союза. До этого момента миграционные волны имели место, но их основной причиной были либо военные конфликтные ситуации, либо преследования на политической почве.
Международная миграция трудовых ресурсов в России на современном уровне
Уезжать из России без особых трудностей мигранты смогли с 1992 года. Этот временной период и послужил началом трудовой миграции для жителей России. Большое количество специалистов высокого класса, а также обычных рабочих получили возможность найти работу за границей. Стоит отметить, что далеко не все россияне ставили цель покинуть пределы страны: часть из них через несколько лет приезжала назад.
Была в России и такая проблема, как утечка высококлассных специалистов и одновременный наплыв нелегальных мигрантов. В связи с этим правительством были приняты соответствующие меры по регулированию потока мигрантов определенной категории. Обусловлено такое положение вещей было тем, что нелегалы для России оказались экономически невыгодны, так как они не давали прибыли государству, а лишь каждый год вывозили из страны некоторое количество миллиардов.
Стоит заметить, что нелегальные мигранты умудрялись устроиться на работу в густонаселенных городах, составляя серьезную конкуренцию мигрантам, приехавшим в Россию на законных основаниях.
Плюсы и минусы трудовой миграции
Перемещение населения в поисках работы имеет свои достоинства и недостатки. К плюсам можно отнести:
- некоторое омоложение коренного населения, так как мигранты – это чаще всего люди до 30-40 лет;
- страны-доноры рабочей силы как бы проводят апгрейд своих кадров, которые постажировавшись в более развитых странах, возвращаются домой высококлассными специалистами и могут помочь поднять экономику своего государства;
- снижение напряженности на рынке труда.
Имеются у этого процесса и негативные последствия. К минусам занятости можно отнести:
- Негативное влияние на демографическую ситуацию. Работа вдали от дома, особенно длительное время, приводит к тому, что у трудовых мигрантов появляются на стороне другие семьи, а своих жен, мужей, детей они бросают. Молодые бессемейные люди вступают в брак в чужой стране и, соответственно, их дети часто становятся гражданами других государств.
- Старение населения. На заработки чаще всего уезжает самая молодая и активная часть населения. В результате средний возраст населения повышается.
- Экономический урон. Отток молодых и перспективных кадров, которые могли бы принести пользу своей родине, приводит к ухудшению ее экономического развития.
- Безработица и снижение уровня заработных плат в странах-реципиентах.
Трудовая миграция – явление по определению очень сложное, имеющее свои особенности и тенденции, но оно является некой необходимостью в современном мире. Люди всегда будут искать лучшего места для своей жизни и работы. Кому-то удается мигрировать в страны с развитой экономикой, высоким уровнем жизни и устроиться там на хорошую работу. А кто-то становится нелегальным мигрантом и работает за мизерную зарплату, постоянно рискуя жизнью. Власти государств и все мировое сообщество в целом обязаны контролировать миграционные процессы, интеграцию нелегалов в мировую экономику, не допуская обострения ситуации.
Поправки для мигрантов
Как внутренняя, так и внешняя миграция представляет для большинства стран серьезную проблему, причем Россия в данном случае не является исключением. Наплыв переселенцев оказывает влияние на большинство европейских государств. Такое положение вещей можно объяснить ситуацией в Сирии, где территория захвачена террористами, откуда люди стараются уехать при первой возможности.
Конфликтные ситуации нередко приводят к тому, что переселенцы нелегально пересекают границу. И как следствие, отмечают рост преступности, включая торговлю наркотиками и людьми. Все это привело к необходимости пересмотреть законы, охватывающие соответствующие аспекты. Наказания за нарушения миграционного режима могут включать в себя не только штрафные санкции и депортацию, но и тюремное заключение.
Внесение поправок в российское законодательство было осуществлено в 2016 году. Они предполагают следующее:
- предоставление заграничного паспорта, являющегося удостоверением личности;
- обоснование причин миграции;
- определение срока на прохождение процедуры регистрации;
- наличие патента;
Иммиграция квалифицированных рабочих
Ожидается, что второй законопроект о миграции будет конкретно касаться иммиграции квалифицированных рабочих, и в нем будут представлены следующие ключевые моменты:
- Федеральное бюро труда подсчитало, что Германии ежегодно требуется до 400 000 работников из-за рубежа. Большинство из них прибывает из Евросоюза, но их недостаточно, чтобы восполнить нехватку — не в последнюю очередь потому, что большинство крупных стран Евросоюза сталкиваются с аналогичными демографическими проблемами.
- Закон об иммиграции квалифицированной рабочей силы действует с 2020 года, но приток из стран, не входящих в Евросоюз, в Германию ограничен и еще больше сократился во время пандемии. В 2019 году в Германию приехало на работу всего 39 000 иммигрантов из стран, не входящих в Евросоюз, что составляет всего 0,1% от общего числа работников в стране. В 2020 году эта цифра упала до чуть более 29 000 человек. Владельцы бизнеса жалуются на бюрократические препоны, усугубляемые медлительностью властей, которые не любят интернет-инструменты.
Роль легальной миграции в экономике страны
Легальная миграция играет важную роль в экономике страны, влияя на различные аспекты ее развития, такие как трудовой рынок, налоговая система и социальная структура. В этом разделе мы рассмотрим, как легальная миграция влияет на экономику страны.
1. Обеспечение трудовых ресурсов Легальная миграция обеспечивает доступ к дополнительным трудовым ресурсам, что является особенно актуальным в условиях демографического кризиса и недостатка рабочей силы. Мигранты часто занимаются физическими работами, которые местные жители часто считают непривлекательными или низкоквалифицированными. Благодаря этому, легальные мигранты заполняют пробелы в рынке труда, правительство получает налоги от их заработков, а также приносит дополнительные вложения в экономику страны в виде потребления товаров и услуг. |
2. Содействие инновациям и экономическому росту Легальные мигранты также могут вносить значительный вклад в экономику страны через инновации и предпринимательство. Многие мигранты обладают специализированными знаниями и навыками, которые могут быть полезны для развития новых отраслей и технологий. Такие мигранты могут создавать новые рабочие места и стимулировать экономический рост. Некоторые страны даже разрабатывают специальные программы и меры поддержки для мигрантов, которые желают основать свое собственное предприятие. |
3. Взаимодействие с местным населением Легальная миграция способствует укреплению связей и взаимодействию между мигрантами и местным населением. Культурный обмен и общение с представителями других стран и культур позволяют расширить горизонты и перспективы, способствуют толерантности и пониманию других культур. Мигранты также могут способствовать созданию новых культурных и коммерческих связей с их родной страной, что может быть выгодно как для экономики страны, так и для мигрантов самих. |
Государственная политика в отношении легальной миграции
В рамках своей политики государство должно обеспечивать четкие правовые и организационные механизмы для регулирования легальных миграционных процессов. Одной из основных задач государства является установление фиксированной квоты для привлечения легальных трудовых мигрантов, основываясь на рыночных потребностях и экономическом положении страны.
Государство также должно предусматривать прозрачные и эффективные процедуры подачи и рассмотрения заявок на легальную миграцию. Это включает в себя создание специализированных центров для консультирования и обработки документов, а также внедрение электронных систем, которые упростят процесс обмена информацией между государством и потенциальными мигрантами.
Одним из ключевых аспектов государственной политики в отношении легальной миграции является защита прав и интересов работников-мигрантов. Государство должно регулировать условия труда мигрантов, защищать их от эксплуатации и дискриминации, а также обеспечивать доступ к социальным услугам и здравоохранению.
Важной составляющей политики легальной миграции является развитие международного сотрудничества. Государство должно активно взаимодействовать с другими странами, обмениваться опытом и лучшими практиками, заключать соглашения и международные договоры по вопросам миграции. Это позволит сформировать единые стандарты и принципы, а также скоординировать усилия по регулированию миграционных потоков и защите прав мигрантов.
Правовое регулирование трудовой миграции в России
Основным законодательным актом, регулирующим трудовую миграцию в России, является Федеральный закон от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Он устанавливает порядок въезда, пребывания и работу иностранных граждан на территории России, а также основания и условия получения разрешения на работу.
- Помимо Федерального закона, вопросы трудовой миграции отражены и в других законодательных актах Российской Федерации. Например, Федеральный закон от 18.07.2006 г. № 109-ФЗ «О миграции в Российской Федерации» регулирует вопросы въезда и пребывания иностранных граждан в стране.
- Также существуют дополнительные нормативные акты, регламентирующие трудовую миграцию, такие как Правила приема на работу иностранных граждан в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 08.10.2007 г. № 652, и др.
Цель такого регулирования — предоставление иностранным работникам равных прав и обязанностей с гражданами России, а также обеспечение безопасности и устойчивого развития российского рынка труда.
Иммиграция квалифицированных рабочих
Ожидается, что второй законопроект о миграции будет конкретно касаться иммиграции квалифицированных рабочих, и в нем будут представлены следующие ключевые моменты:
- Федеральное бюро труда подсчитало, что Германии ежегодно требуется до 400 000 работников из-за рубежа. Большинство из них прибывает из Евросоюза, но их недостаточно, чтобы восполнить нехватку — не в последнюю очередь потому, что большинство крупных стран Евросоюза сталкиваются с аналогичными демографическими проблемами.
- Закон об иммиграции квалифицированной рабочей силы действует с 2020 года, но приток из стран, не входящих в Евросоюз, в Германию ограничен и еще больше сократился во время пандемии. В 2019 году в Германию приехало на работу всего 39 000 иммигрантов из стран, не входящих в Евросоюз, что составляет всего 0,1% от общего числа работников в стране. В 2020 году эта цифра упала до чуть более 29 000 человек. Владельцы бизнеса жалуются на бюрократические препоны, усугубляемые медлительностью властей, которые не любят интернет-инструменты.
Трудовая миграция в России: статистика, особенности, анализ рынка труда
Россия может рассматриваться одновременно как страна, из которой люди мигрируют в поисках хорошей работы, а также как государство, в которое стремятся мигранты-рабочие. Разница в том, что выезжают из страны люди интеллектуальных профессий, а въезжает низкоквалифицированная рабочая сила. Мигранты в Россию пребывают из содружественных государств, к которым относятся Казахстан, Кыргызстан, Туркменистан, Таджикистан, Узбекистан.
За последние годы в РФ статистика отмечает небольшое сокращение потока мигрантов с одновременным приростом населения за счет оседлых переселенцев. Также имеет место быть временная иммиграция, которая позволяет удовлетворить потребность российской экономики в рабочей силе. Отмечается и сокращение количества нелегальных мигрантов, хотя проблема в настоящее время не перестала быть актуальной.
В РФ на конец 2020 – начало 2020 года въехало и было поставлено на учет 16,5 миллионов иностранцев. В основном это граждане Узбекистана, Казахстана, Украины. Все они едут для улучшения качества своей жизни. Трудоустраиваются мигранты подсобными рабочими, строителями, то есть туда, где образование не нужно, а россияне не идут работать по причине низкой оплаты труда. Традиционно как внешних, так и внутренних мигрантов влекут районы Москвы и Московской области, куда на начало 2020 года прибыло более миллиона трудовых мигрантов, Санкт-Петербург и Ленобласть, куда мигрировало 720 000 человек. В лидерах миграции Екатеринбург и Свердловская область, регионы Самары, Иркутска.
Хотя власти всячески пытаются контролировать трудовую миграцию в России, но ситуация все же остается достаточно нестабильной и напряженной. До сих пор покидают Российскую Федерацию молодые и талантливые рабочие кадры, так как за границей для них открываются заманчивые перспективы в виде больших зарплат, стремительного карьерного роста. Конечно, существуют молодые патриоты, которые после обучения и стажировки в иностранном государстве возвращаются для работы в России, но доля их очень мала. Таким образом, можно сказать, что проблема «утечки мозгов» из РФ до их пор не решена.
Плюсы и минусы трудовой миграции
Перемещение населения в поисках работы имеет свои достоинства и недостатки. К плюсам можно отнести:
- некоторое омоложение коренного населения, так как мигранты – это чаще всего люди до 30-40 лет;
- страны-доноры рабочей силы как бы проводят апгрейд своих кадров, которые постажировавшись в более развитых странах, возвращаются домой высококлассными специалистами и могут помочь поднять экономику своего государства;
- снижение напряженности на рынке труда.
Имеются у этого процесса и негативные последствия. К минусам занятости можно отнести:
- Негативное влияние на демографическую ситуацию. Работа вдали от дома, особенно длительное время, приводит к тому, что у трудовых мигрантов появляются на стороне другие семьи, а своих жен, мужей, детей они бросают. Молодые бессемейные люди вступают в брак в чужой стране и, соответственно, их дети часто становятся гражданами других государств.
- Старение населения. На заработки чаще всего уезжает самая молодая и активная часть населения. В результате средний возраст населения повышается.
- Экономический урон. Отток молодых и перспективных кадров, которые могли бы принести пользу своей родине, приводит к ухудшению ее экономического развития.
- Безработица и снижение уровня заработных плат в странах-реципиентах.
Трудовая миграция – явление по определению очень сложное, имеющее свои особенности и тенденции, но оно является некой необходимостью в современном мире. Люди всегда будут искать лучшего места для своей жизни и работы. Кому-то удается мигрировать в страны с развитой экономикой, высоким уровнем жизни и устроиться там на хорошую работу. А кто-то становится нелегальным мигрантом и работает за мизерную зарплату, постоянно рискуя жизнью. Власти государств и все мировое сообщество в целом обязаны контролировать миграционные процессы, интеграцию нелегалов в мировую экономику, не допуская обострения ситуации.
Причины трудовой миграции
Среди причин переезда трудоспособного населения выделяют экономические и неэкономические. К экономическим относятся:
- Низкая оплата труда;
- Отсутствие рабочих мест;
- Невозможность устроиться по профессии или на желаемую должность;
- Отсутствие перспектив для карьерного роста.
Большое количество трудовых мигрантов появляется после закрытия градообразующего или другого крупного предприятия регионального значения, когда сразу сотни людей оказываются без работы.
Среди неэкономических причин выделяют:
Вам также могут понравиться
1
Лос-Анджелес: музеи, аэропорт, как добраться и…
520
- Сложную политическую ситуацию;
- Плохую экологию;
- Вооружённые конфликты;
- Религиозные взгляды;
- Расовую принадлежность.
Причины передвижения трудовых ресурсов внутри Российской Федерации:
- Разница в экономическом развитии регионов: уровень оплаты труда, наличие рабочих мест, производства или сельского хозяйства;
- Нехватка или избыток квалифицированных или неквалифицированных сотрудников.
Наиболее привлекательны экономические центры — Москва и Санкт-Петербург. Здесь постоянно есть потребность в кадровом составе различного уровня, есть возможность сделать карьеру. Кроме того, людей привлекает развитая инфраструктура регионов.
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством
Международная миграция трудовых ресурсов в России на современном уровне
За последнее время в Российской Федерации уменьшилось число мигрантов – контрактников. Правительство страны старается вести контроль за количественным соотношением доступных мест для трудоустройства и желающими попасть на работу. Международные миграционные процессы набрали обороты в стране лишь после распада Союза. До этого момента миграционные волны имели место, но их основной причиной были либо военные конфликтные ситуации, либо преследования на политической почве.
Уезжать из России без особых трудностей мигранты смогли с 1992 года. Этот временной период и послужил началом трудовой миграции для жителей России. Большое количество специалистов высокого класса, а также обычных рабочих получили возможность найти работу за границей. Стоит отметить, что далеко не все россияне ставили цель покинуть пределы страны: часть из них через несколько лет приезжала назад.
Была в России и такая проблема, как утечка высококлассных специалистов и одновременный наплыв нелегальных мигрантов. В связи с этим правительством были приняты соответствующие меры по регулированию потока мигрантов определенной категории. Обусловлено такое положение вещей было тем, что нелегалы для России оказались экономически невыгодны, так как они не давали прибыли государству, а лишь каждый год вывозили из страны некоторое количество миллиардов. Стоит заметить, что нелегальные мигранты умудрялись устроиться на работу в густонаселенных городах, составляя серьезную конкуренцию мигрантам, приехавшим в Россию на законных основаниях.
Международная трудовая миграция: формы и причины.
Международная миграция рабочей силы возникла много столетий назад, однако массовый характер она приобретает с 17 века, когда США становятся мировым центром притяжения трудовых мигрантов.
Международная трудовая миграция – это перемещение трудоспособного населения из одной страны в другую в поисках работы.
Процесс международной миграции рабочей силы включает в себя:
v эмиграцию – выезд из страны на постоянное или временное проживание;
v иммиграцию – въезд в страну;
v реэмиграцию – возвращение эмигрантов на родину.
Существует классификация форм трудовой миграции:
1. По территориальному охвату:
2. По времени пребывания:
a. Постоянная (безвозвратная);
b. Временная (на определённый срок);
c. Сезонная (на уборку с/х культур, в туристический сезон).
3. По степени законности:
b. Нелегальная (без разрешения властей).
Все мигранты делятся на несколько основных типов:
· Работающие по контракту (ограниченный срок);
· Профессионалы (квалифицированные кадры, с опытом работы, преподаватели, ученые);
· Нелегалы (в т.ч.лица с просроченной или туристической визой, осуществляющие трудовую деятельность);
· Беженцы (вынужденные переселенцы).
Наиболee активная теоретическая разработка проблем международной миграции началась с конца 60-х годов в рамках моделей экономического роста. Их основная идея заключается в том, что международное перемещение рабочей силы, как одного из факторов производства, оказывает влияние на темпы экономического роста, ее причиной являются межстрановые различия в оплате труда.
Сторонники неоклассического подхода, в соответствии с которым каждый человек получает и потребляет предельный продукт своего труда, считают, что эмиграция приводит к росту благосостояния принимающей страны, причем экономическое развитие государства, из которого происходит эмиграции, остается прежним или, во всяком случае, не ухудшается.
Неокейнсианцы признавали возможность ухудшения в результате миграции экономического положения страны, экспортирующей рабочую силу, особенно если эмигрируют высококвалифицированные работники. В этой связи широко обсуждалась идея введения налога на «утечку умов», доходы от которого предлагалось передавать в распоряжение ООН и использовать на нужды развития.
В последние годы акцент в анализе миграции сместился на исследование аккумуляции человеческого капитала как эндогенного фактора экономического роста стран. Исходя из того, что накопленный человеческий потенциал является важнейшей предпосылкой экономического развития, в рамках этой группы теорий международной миграцией объясняются различия в темпах экономического роста между странами.
Тем не менее, общепризнанным остаётся факт разделения причин международной трудовой миграции на экономические и неэкономические:
a. Различия в уровнях экономического развития стран, которые проявляются в разнице в оплате труда (в странах с высоким уровнем дохода оплата труда больше в 20-30 раз), социальном обеспечении, качестве жизни;
b. Различия в обеспеченности стран трудовыми ресурсами – около 80% мировой рабочей силы приходится на развивающиеся страны (например, численность населения России в 10 раз меньше, чем в Китае);
c. Состояние национального рынка труда (уровень безработицы);
d. Несоответствие количественных и качественных характеристик трудовых ресурсов материально-технической базе национального производства.
2. Неэкономические: политические, расовые, религиозные, семейные, стихийные бедствия и др.
На развитие процессов м/н трудовой миграции влияет ряд факторов:
· Глобализация мирового хозяйства и усиление взаимозависимости стран;
· НТП (структурная перестройка экономики, новые отрасли и профессии, изменение спроса на них, развитие транспортных сетей, информационного обмена);
· Деятельность ТНК, которые либо осуществляют движение рабочей силы к капиталу, либо перемещают свой капитал в трудоизбыточные регионы мира;
· Цикличность экономического развития (подъем – спрос на рабочую силу растёт, спад – падает);
· Экономическая интеграция, стимулирующая международную миграцию рабочей силы между объединяющимися странами, которые, как показывает практика, превращаются в новые центры притяжения рабочей силы из третьих стран;
2. Последствия международной миграции рабочей силы.
Влияние миграционных процессов на экономики страны иммиграции (реципиента, принимающей) и страны эмиграции (доноров, отдающих) весьма неоднозначно.
Использование иностранной рабочей силы приносит существенные выгоды странам иммиграции:
ü вследствие притока иностранных рабочих, обладающих высокой мобильностью, облегчаются структурные (отраслевые и региональные) изменения в экономике страны.
ü существенна экономия принимающих стран на обучении прибывающих рабочих и специалистов.
ü иностранная квалифицированная рабочая сила оплачивается ниже национальных кадров, в результате чего фирмы экономят на издержках и повышается конкурентоспособность производителей или продукции.
ü велика роль иммигрантов в омоложении структуры трудовых ресурсов промышленно развитых стран, имеющих тенденцию к старению.
ü иммигранты, расширяя ёмкость внутренних товарных рынков, стимулируют рост производства и дополнительную занятость в стране пребывания, а аккумулированные на их счетах в сберкассах значительные суммы денег могут быть использованы как дополнительный источник накопления принимающей страны.
ü иностранные рабочие часто служат амортизатором между работодателями и национальными кадрами в периоды кризисов, так как их увольняют первыми.
ü иммигранты во многих странах заполняют вакансии, на которые нет претендентов среди местного населения.
Вместе с тем, иммиграция порождает в принимающих странах и ряд проблем и противоречий:
¨ обостряется ситуация на национальном рынке труда;
¨ вследствие роста предложения на рынке труда усиливается тенденция к снижению цены рабочей силы, в том числе и национальной;
¨ провоцируются национальные и этнические конфликты между коренным населением и иммигрантами.
Неоднозначны последствия миграционных процессов и для стран эмиграции. Положительным в отдающих странах является то, что:
· эмиграция облегчает положение на внутреннем рынке труда;
· после работы за границей в страну возвращаются обученные, более квалифицированные рабочие, вносящие динамизм в экономическое развитие страны;
· для многих стран эмиграции переводы валютных средств эмигрантов становятся важным источником получения валюты.
Вместе с тем эмиграция наносит своим странам и экономический ущерб:
· Потеря части трудовых ресурсов в наиболее трудоспособном возрасте приводит к старению возрастной структуры населения;
· Теряются затраты на общеобразовательную и профессиональную подготовку эмигрантов;
· Отток квалифицированных специалистов и учёных. Однако «утечка мозгов» в большинстве случаев прекращается, когда экономическое положение страны улучшается. Так, индийские ученые, вернувшиеся на родину после того, как они несколько лет работали в высокотехнологических американских корпорациях в районе Силиконовой долины, стали основоположниками развития индийской промышленности по созданию новых компьютерных программ.
3. Мировой рынок труда и направления международной трудовой миграции.
Общее количество мигрантов поддается лишь весьма приблизительной оценке. Считается, что в мире в середине 90-х гг. постоянно около 125 млн. человек находились тех стран, гражданами которых они являются. Если в первой половине прошлого века преобладала международная миграция промышленных рабочих, то к концу прошлого столетия наиболее активными мигрантами стали разорившиеся крестьяне. После Второй мировой войны на мировой рынок труда вышла научно-техническая интеллигенция и квалифицированные рабочие.
Миграция населения в России: статистика за 2021 год
Для миграционной ситуации в Российской Федерации на начало 2021 года характерно увеличение количества людей , сменивших место жительства в пределах страны. К миграционно привлекательным регионам относятся Северо-Западный (Санкт-Петербург, Ленинградская область) и Южный федеральные округа. Центральный федеральный округ, в состав которого входит столица и Московский регион, стал территорией, где традиционно отмечается наиболее интенсивная внутренняя миграция в России. К субъектам Федерации, которые теряют население, относятся Сибирский, Уральский, Приволжский федеральные округа.
Что касается миграционного обмена со странами Содружества Независимых Государств, то наблюдается сокращение числа иностранных граждан, которые приехали из этих стран в Российскую Федерацию. В прошлом году мигранты в России – это преимущественно граждане бывшего Советского Союза, приехавшие из Туркменистана, Таджикистана, Азербайджана. В то же время выросло число лиц, выехавших в такие страны СНГ, как Республика Беларусь, Республика Казахстан, Киргизская Республика и Республика Узбекистан.