Перевозка опасных грузов правила, разрешения и допог
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Перевозка опасных грузов правила, разрешения и допог». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Предотвращение получения тяжелых ожогов, отравлений и других последствий перевозки или ДТП главным образом зависит от прочности и герметичности тары. Каждый вид груза имеет свои требования к упаковке, которые описаны в МОПОГ. Важно, чтобы тара была способна выдержать обычное укачивание, связанное с морскими перевозками и стрессовые нагрузки при ДТП.
Правила перевозок опасных грузов
Повышенные требования к безопасности предоставляются к ТС, которые перемещают опасные грузы (ОГ). Необходимо соблюдение множественных правил, которые являются основанием, чтобы получить ДОПОГ на перевозку ОГ. Транспорт должен соответствовать правилам:
- Опасные грузы обязаны транспортироваться только на ТС, которые специально для этого оборудованы. На каждый вид ОГ распространяются разные требования ГОСТ к емкостям и автомобилям. Этот пункт должен сопровождаться технической документацией;
- ТС, которые постоянно задействованы в перевозке ОГ, должны оборудоваться выпускной трубой, вынесенной в сторону перед радиатором. Если переоборудование недоступно по техническим причинам, то можно устанавливать трубу справа, только вне зоны топливного соединения. Необходимо, чтобы бак не соприкасался с источниками тепла или электричества. Допустима простая изоляция бака;
- Автомобили окрашивают в специальные цвета, а по бокам, изображения, свидетельствующие об опасности. Легковоспламеняющиеся соединения окрашивают в оранжевый цвет, самовозгорающиеся элементы должны транспортироваться в ТС, которые сверху имеют белый цвет, а снизу красный. Вещества газового типа или те, которые превращаются в газы при контакте с водой, ТС должны иметь синий цвет;
- Особые требования к электрической сети автомобиля также имеет место:
- Напряжение в пределах 24 Вт;
- Оболочка проводов выполняется на основании бесшовной технологии и не подвергаться воздействию внешних факторов;
- Требуется наличие исправных предохранителей;
- Электропроводка прочно закрепляется, защищается от механических воздействий, нагрева;
- Аккумулятор должен располагаться в вентилируемом отсеке. Дополнительно в электрическую цепь нужно добавить выключатель, который располагается возле аккумулятора, может иметь механический или дистанционный принцип работы;
- Лампы внутри кузова защищаются решеткой, наружные провода должны отсутствовать. Запрещено использование ламп, где используются цоколи с резьбой.
- Автомобили должны иметь заземление с помощью цепочки для поглощения статического напряжения;
- ТС типа фургон обязано обладать прочным, полностью закрытым корпусом, обладать отдельной вентиляцией. В качестве материалов обивки не используются материалы подверженные легкому воспламенению. При транспортировке ОГ в открытых кузовах, необходимо использовать брезент из огнеупорных материалов;
- Оборудование на цистернах важно защитить даже в случае опрокидывания. Все трубопроводы должны армироваться с помощью усилительных колец, колпаков или других элементов;
- При перевозке ОГ в автомобиле должен присутствовать весь набор вспомогательных инструментов;
- ТС оборудуются желтыми огнями, которые имеют автономный источник питания. Наносятся уведомления о перевозке ОГ по периметру ТС;
- Запрещено использование более 1 прицепа или полуприцепа.
Необходимые документы для перевозки опасных грузов
Для международных дорожных перевозок разработаны базовые правила и перечень документов, которыми должен обладать экспедитор или сопровождающее лицо. Некоторые уже были рассмотрены ранее. В перечень необходимых документов входит:
- Маршрутный лист, один экземпляр должен находиться у экспедитора. В углу документа находится номер, выделенный красным шрифтом, характеризующий опасное вещество по классификации ООН;
- Лицензия ТС для перевозки ОГ;
- Аварийная карточка;
- Транспортно-товарная накладная на груз;
- Документ, свидетельствующий, что водитель может управлять ТС с ОГ;
- Информация для связи с компанией;
- Адрес получателя.
При транспортировке ОГ используется обозначение ОКВЭД 49.20.1. Код ОКВЭД указывает на то, что транспорт перевозит грузы, которые опасны для окружающей среды или человека. Получение разрешения на транспортировку возможно на один рейс для автомобиля или для колонны. Перевозчики, которые выполняют перевозки ОГ постоянно могут получать разрешения длительностью на полгода.
Требования, касающиеся транспортного средства и его оборудования
Согласно главе 8.1 приложения В к ДОПОГ надо соблюдать, в частности, следующие требования:
- транспортное средство, которое везет опасный груз, не должно иметь больше 1 прицепа или полуприцепа,
- на транспортном средстве должны размещаться большие знаки опасности и специальная маркировка,
- на транспортном средстве должно иметься противопожарное оборудование, а также предметы снаряжения для общей и индивидуальной защиты: противооткатный башмак, аварийные жилеты, жидкость для промывания глаз, защитные перчатки и пр.,
- в транспортном средстве должны находиться документы, связанные с перевозкой, включая транспортные документы на все опасные грузы, которые оно везет, свидетельство о допущении транспортного средства к перевозке, свидетельство о подготовке водителя и удостоверение личности каждого члена экипажа с фотографией.
Освобожденные количества
Как и в предыдущем варианте, выполнение правил ДОПОГ не потребуется — достаточно присутствия идентификационного спецобозначения. При этом не снимаются требования в отношении соблюдения порядка подготовки, классификации упаковочной группы и исполнения стандартов.
Уточнить актуальные допуски можно с помощью порядкового раздела 7b, в котором проставлены коды, показывающие, что и в каких объемах может перевозиться. Как и в предыдущем случае, нулевое обозначение исключает применение положений, связанных с понятием освобожденного количества, тогда как для других позиций установлены следующие нормы:
Код | Нетто тары, max (г, мл) | |
Внутренняя | Наружная | |
E1 | 30 | 1 000 |
E2 | 30 | 500 |
E3 | 30 | 300 |
E4 | 1 | 1 |
E5 | 500 | 300 |
Количественные изъятия
Определить, применяется ли данное положение ДОПОГ, позволяет колонка 15, в которой приведено соотношение возможных веществ и транспортных типов. После этого остается только уточнить предельно допустимое количество с помощью раздела 1.1.3.6.3.
Категория | Лимит на единицу транспорта |
1 | 20 |
2 | 333 |
3 | 1000 |
4 | неограниченно |
Расшифровка аббревиатуры звучит как «дорожная перевозка опасных грузов». Определенные классы ОГ описываются в положении ДОПОГ, что это:
- Взрывоопасные изделия и вещества.
- Газы.
- Радиоактивные материалы.
- Легковоспламеняющиеся твердые вещества и жидкости.
- Составы, способные быстро вызывать коррозию.
- Прочие опасные материалы.
Дополнительно выделяют такие особенности:
- легкую воспламеняемость, в том числе при контакте с водой;
- самореактивность;
- десенсибилизированность;
- способность к самовозгоранию;
- окисляющие свойства;
- высокую токсичность;
- возможность инфицировать людей или природу.
- Также выделяют органические пероксиды.
Как перевозить ОГ: алгоритм
Понимание правил ДОПОГ — дело не только транспортных компаний, но и владельца груза. Транспортировка осуществляется так:
- В период подготовки оформляются необходимые сертификаты и разрешения, включая лицензию.
- Заключается договор на перевозку опасных грузов.
- Инструктируется водитель и сопровождающие, включая экспедитора.
- Прописывается и обозначается на карте маршрут следования.
- Принимается ОГ.
- Формируется система оповещения о перевозке и подключаются спутниковые системы навигации.
- Выполняется погрузка.
- Проводится финальный инструктаж.
Оснащение автомобиля для транспортировки опасных грузов
Требования к автомобилю для перевозки опасных грузов также достаточно строгие:
- Каждый автомобиль должен быть оснащен не менее чем одним противооткатным упором. Габариты и конструкция упора подбираются в соответствии с типом автомобиля.
- В оснащение автомобиля должны входить два предупреждающих знака (конуса светоотражающие конусы, автономные желтые мигающие фонари или знаки аварийной остановки).
- Автомобиль, выполняющий перевозку опасного груза, обязательном порядке маркируется.
- Каждый член экипажа оснащается желтым жилетом со светоотражающими вставками, перчатками переносными фонарями и средствами индивидуальной защиты (в т.ч. для защиты органов дыхания – при перевозке определенных грузов).
Требования, касающиеся конструкции транспортных средств и их допущения к перевозке
Глава 9.1 Сфера применения, определения и Требования, касающиеся допущения транспортных средств к перевозке Глава 9.2 Требования, касающиеся конструкции транспортных средств Глава 9.3 Дополнительные требования, касающиеся укомплектованных или доукомплектованных транспортных средств EX/II или EX/III, предназначенных для перевозки взрывчатых веществ И изделий (КЛАСС 1) в упаковках Глава 9.4 Дополнительные требования, касающиеся конструкции кузовов укомплектованных или доукомплектованных транспортных средств, предназначенных для перевозки опасных грузов в упаковках (кроме транспортных средств EX/II И EX/III) Глава 9.5 Дополнительные требования, касающиеся конструкции кузовов укомплектованных или доукомплектованных транспортных средств, предназначенных для перевозки опасных твёрдых вещств навалом / насыпью Глава 9.6 Дополнительные требования, касающиеся укомплектованных или доукомплектованных транспортных средств, предназначенных для перевозки веществ при регулируемой температуре Глава 9.7 Дополнительные требования, касающиеся встроенных цистерн (автоцистерн), транспортных средств-батарей И укомплектованных или доукомплектованных транспортных средств, используемых для перевозки опасных грузов В съёмных цистернах вместимостью более 1 М3 или В контейнерах-цистернах, переносных цистернах или МЭГК вместимостью более 3 М3 (транспортные средства EX/III, FL, OX И AT) Глава 9.8 Дополнительные требования, касающиеся укомплектованных и доукомплектованных MEMU
Требования к изготовлению и испытаниям тары, контейнеров средней грузоподъёмности для массовых грузов (КСГМГ), крупногабаритной тары, цистерн и контейнеров для массовых грузов
Глава 6.1 Требования к изготовлению и испытаниям тары Глава 6.2 Требования к изготовлению и испытаниям сосудов под давлением, аэрозольных распылителей, малых ёмкостей, содержащих газ (газовых баллончиков), кассет топливных элементов, содержащих сжиженный воспламеняющийся газ Глава 6.3 Требования к изготовлению и испытаниям тары для инфекционных вешеств категории А класса 6.2 Глава 6.4 Требования к изготовлению, испытаниям и утверждению упаковок и материалов класса 7 Глава 6.5 Требования к изготовлению и испытаниям контейнеров средней грузоподъёмности для массовых грузов (КСГМГ) Глава 6.6 Требования к изготовлению и испытаниям крупногабаритной тары Глава 6.7 Требования к проектированию, изготовлению, проверке и испытаниям переносных цистерн и многоэлементных газовых контейнеров ООН (МЭГК) Глава 6.8 Требования к изготовлению, оборудованию, официальному утверждению типа, проверкам, испытаниям и маркировке встроенных цистерн (автоцистерн), съёмных цистерн, контейнеров-цистерн и съёмных кузововов-цистерн, корпуса которых изготовлены из металлических материалов, а также транспортных средств-батарей и многоэлементных газовых контейнеров (МЭГК) Глава 6.9 Требования к проектированию, изготовлению, оборудованию, официальному утверждению типа, испытаниям и маркировке встроенных цистерн (автоцистерн), съёмных цистерн, контейнеров-цистерн и съёмных кузовов-цистерн из армированных волокном пластмасс (волокнита) Глава 6.10 Требования к изготовлению, оборудованию, официальному утверждению типа, проверке И МАРКИРОВКЕ ВАКУУМНЫХ цистерн для отходов Глава 6.11 Требования к проектированию, изготовлению, проверке и испытаниям контейнеров для массовых грузов Глава 6.12 Требования к конструкции, оборудованию, официальному утверждению типа, проверкам и испытаниям, маркировке цистерн, контейнеров для массовых грузов и специальных отделений для взрывчатых веществ смесительно-зарядных машин (MEMU)
Правила перевозки опасных грузов
Водитель, находящийся за рулем автомобиля с опасным грузом, должен быть как можно более внимательным и осторожным. Требования, которых он обязан придерживаться во время езды, описаны в Постановлении Правительства РФ от 12.04.2011 г.
Таким образом, постановление о перевозке опасных грузов автомобильным транспортом обязательно к исполнению как водителями, так и компаниями, которые организуют доставку вредных веществ.
Появление в России данного документа связано с тем, что наша страна является одним из участников международного соглашения ДОПОГ. Его соблюдение обязательно и при международных перевозках опасных грузов. Транспортное средство может пересечь границу Европейского союза только в том случае, если его технические характеристики соответствуют указанным в соглашении требованиям, а водитель прошел специальную подготовку и имеет подтверждающий это документ.
Маршрут перевозки опасных грузов
Для начала компания должна получить разрешение на перевозку вредных веществ, а затем согласовать маршрут, по которому будет двигаться машина. Обычно такие перевозки необходимо согласовывать с ГИБДД.
Разрешение необходимо получить в следующих случаях:
- если три и более автомобиля движутся колонной;
- если груз относится к категории особо опасных;
- если маршрут проходит по сложным участкам дороги или при плохой погоде;
Представители ГИБДД стараются свести к минимуму передвижение транспорта с ОГ по городу. Лучше как можно чаще задействовать объездные дороги или, по крайней мере, избегать очень людных мест.
Чтобы организации выдали разрешение на перевозку опасных грузов, необходимо передать в ГИБДД следующие документы:
- Свидетельство о соответствии ТС необходимым требованиям.
- Маршрут передвижения автомобиля, который сотрудники инспекции могут скорректировать.
- Дополнительное разрешение на перемещение особо опасных веществ.
Планировать маршрут обязательно при перевозке всех категорий ОГ, но не в каждом случае нужно передавать его в ГИБДД.
Основные правила построения маршрута таковы:
- Автомобиль не должен проезжать через места отдыха горожан и природные заказники, двигаться вблизи объектов культурного наследия.
- Запрещается также прокладывать маршрут вблизи крупных заводов и фабрик, особенно производящих опасные вещества.
- В маршруте должна быть информация обо всех остановках, в том числе на дозаправку.
Откуда берутся изменения
Новый ДОПОГ 2023, как и прочие правила транспортировки груза опасной категории, – это типовые правила. Существует такое негласное понятие, как оранжевая книга. Она является руководством, что касается критериев перевозки веществ и их испытаний. Если происходят изменения в данной документации, то автоматически корректируются и правила, что касаются ДОПОГ.
Вопросы внесения правок официально рассматриваются каждые полгода. Над этим работают специалисты, что являются частью группы WP.15. У них высокий уровень квалификации и компетенции, благодаря чему они имеют право вносить в ДОПОГ 2023 изменения. Это касается как внутренних, так и внешних перевозок. Все осуществляется на основе нормативных документов. Эксперты создают три источника правок, после этого занимаются их генерированием на протяжении четырех отдельных сессий и уже после этого предоставляют официальную версию. На работу выделяется два года, не более.
Список необходимого для перевозки опасных грузов
Вот список того, что нужно иметь при себе при перевозке опасного груза автомобильным транспортом:
- Комплект ADR-УНВРС (1-9 классы) — 1 комплект.
- Наклейки классов опасности, ромбы размером 250*250 мм или 300*300 мм — 3 шт. (на машину требуется 3 шт. по каждому перевозимому классу, всего классов с подклассами — 20 видов).
- Наклейки «вещество, опасное для окружающей среды» — 3 шт.
- Таблички оранжевые, обозначающие груз с кодом ООН — 2 шт. есть вариант наборных табличек с цифрами на все коды.
- Маяк на крышу — 1-2 шт.
- Огнетушители ОП-6 — 2 шт.
- Пеналы для огнетушителей — 2 шт.
- Огнетушитель оп-2 — 1 шт.
- Комплект дистанционного отключения массы — 1 шт.
- Знак «Опасность/Danger» — 2 шт.
- Противооткатный упор — 2 шт.
- Аптечка для перевозки опасных грузов — 1 шт.
Что такое «опасный груз»
Говоря на тему опасных для перевозки грузов, специалисты прежде всего обращают внимание на то, что под этим понятием подразумеваются вещества, открытая транспортировка которых угрожает человеческой жизни и здоровью, а также окружающей среде.
Так, для каждой такой позиции была разработана специальная тара и герметичная упаковка, препятствующая воспламенению и/или отравлению атмосферы. Кроме того, под определение подпадают практически все виды токсичных и легковоспламеняющихся отходов.
Что касается документа, регулирующего правила перевозки, то в нем обязательно указываются такие сведения:
- тип транспортировочной емкости для конкретного класса;
- маркировка используемой тары;
- точные требования, которым должен неукоснительно соответствовать используемый ОГ.
Осуществление перевозки и контроль исполнения
Этот этап включает в себя:
-
подачу автотранспорта к месту погрузки,
-
прием опасного груза к перевозке,
-
проведение погрузочно-разгрузочных работ на площадке Грузоотправителя,
-
перевозка опасных грузов по согласованному маршруту,
-
проведение погрузочно-разгрузочных работ на площадке Грузополучателя,
-
оформление передачи груза Грузополучателю,
-
перевозка порожней тары (при необходимости),
-
отчет о проведении перевозки и сдача оформленных документов.
Требования к водителям и персоналу, обслуживающему перевозки
Водитель транспортного средства при перевозке опасных грузов обязан соблюдать Правила дорожного движения, настоящие Правила и Инструкции по перевозке отдельных видов опасных грузов, не вошедших в номенклатуру, приведенную в Правилах. Водитель, выделяемый для перевозки опасных грузов, обязан пройти специальную подготовку или инструктаж.
Специальная подготовка водителей транспортных средств, постоянно занятых на перевозках опасных грузов, включает:
-
изучение системы информации об опасности (обозначения транспортных средств и упаковок);
-
изучение свойств перевозимых опасных грузов;
-
обучение приемам оказания первой медицинской помощи пострадавшим при инцидентах:
-
обучение действиям в случае инцидента (порядок действия, пожаротушение, первичные дегазация, дезактивация и дезинфекция);
-
подготовку и передачу донесений (докладов) соответствующим должностным лицам о происшедшем инциденте.