Учёт основных средств в бюджетных учреждениях в 2024 году

16.02.2024 0

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Учёт основных средств в бюджетных учреждениях в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Учет ОС в бюджетных учреждениях строго регламентирован. При этом используется сложная структура счетов и кодировок. Автоматизация с 1С позволяет соблюдать действующие инструкции бухучета и нормы Налогового кодекса РФ, значительно упрощает учет имущества.

Обращайтесь к нам по любым вопросам, касающимся автоматизации учета. Консультация бесплатная. Мы подберем оборудование и ПО, обучим работе в 1С.

Как определить срок полезного использования основных фондов

При учете такого средства необходимо определить срок его полезного использования и амортизационную группу. При использовании объектов его стоимость переносится на себестоимость произведенных продуктов при помощи амортизационных отчислений.

Под сроком полезного использования понимается период извлечения прибыли и экономических выгод при эксплуатации основного средства. Учреждение определяет срок полезного использования самостоятельно, руководствуясь своими отраслевыми и организационными особенностями. Для некоторых объектов СПИ устанавливается на основании количественного фактора, то есть по количеству изготовленной продукции или же выполненных работ, услуг в натуральном выражении, которые предприятие планирует получить от применения того или иного основного средства.

При определении СПИ специалисты должны руководствоваться Постановлением Правительства РФ № 1 от 01.01.2002. В нем закреплена классификация объектов, в которой основные средства сгруппированы по сроку полезного использования — для каждой классификационной группы определены верхняя и нижняя временные границы.

Если имущественный объект состоит из нескольких составных частей, то возможны ситуации, когда для каждой его компоненты устанавливается различный срок полезного использования. Такие составляющие отражаются в учете как отдельные основные средства.

Как КОСГУ применяют в закупках

Планирование расходов организации бюджетной сферы составляется в разрезе КВР и КОСГУ, доходов субсидии на иные цели, поступлений на капитальные вложения и других межбюджетных трансфертов. После составления плана затрат (ПФХД, бюджетной сметы) учреждение готовит план-график закупок на очередной финансовый период (ч. 6, 7 ст. 16 44-ФЗ). План-график тоже готовится на основании классификаторов кодов ОСГУ.

До 2016 года расшифровка планов-графиков составлялась в разрезе КОСГУ. Но теперь старый кодификатор заменен новыми шифрами — кодом вида расходов по бюджетной классификации. Ошибочно полагать, что статьи КОСГУ не задействованы в закупочной деятельности. Чтобы спланировать любую закупку, учреждению необходимо правильно определить КВР и только потом отразить операцию в плановой документации. Но выбрать правильный КВР невозможно, не определив вначале КОСГУ. В этом и есть ключевой принцип использования кодификаторов и их прямая взаимосвязь.

Учет малоценных основных средств

Ранее малоценка сначала учитывалась на счете 10, а по мере отпуска активов в производство списывалась на расходы. Учет малоценных основных средств в 2023 году ведется иначе. Теперь такие объекты относят в состав расходов сразу же, в том периоде, в котором траты по их приобретению были произведены. Счет 10 больше не используется.

При этом в п.5. ПБУ 6/2020 ясно указано, что организация обязана обеспечить контроль за учетом малоценных активов после их списания. Это может быть реализовано следующим образом:

  • учет малоценки на отдельных забалансовых счетах;
  • учет таких активов в особых бухгалтерских регистрах, разработанных самостоятельно (соответственно, состав и формы таких документов должны быть закреплены учетной политикой).
Читайте также:  Приставы забрали автомобиль как вернуть единственный источник дохода

1. Порядок отнесения нефинансовых активов к основным средствам, их группировка. Что изменилось в учете ОС с 2023года.

2. Безвозмездные поступления (выбытия) нефинансовых активов. Новый порядок отражения в учете и отчетности организаций бюджетной сферы безвозмездных передач активов и обязательств.

3. Признание, оценка объектов, реклассификация объектов основных средств.

4. Реконструкция, модернизация, техническое перевооружение, достройка, дооборудование объекта основных средств (ОС) и начисление по нему амортизации.

5. Правила отражение затрат на ремонт (замену) составных частей объекта (групп объектов) основных средств.

6. Разукомплектация объектов основных средств: как оформить в учете.

7. Порядок использования основных средств в учреждении до момента их выбытия, документальное оформление и отражение в учете.

8. Выбытие основных средств: учет и документальное оформление.

Что относится к основным средствам

Под такими фондами понимается имущество организации, используемое в целях производства товаров, работ или услуг или для непосредственного функционирования учреждения на протяжении периода, превышающего 12 месяцев, либо производственного, операционного цикла свыше 1 года.

К основным средствам принято относить:

  • здания и сооружения;
  • машины и оборудование;
  • приборы, устройства и инструменты;
  • вычислительную технику;
  • транспортные средства;
  • инвентарь и хозяйственные принадлежности;
  • племенной и рабочий скот;
  • многолетние насаждения;
  • дороги.

Основными средствами также являются различные капиталовложения — вложения с целью коренного земельного улучшения и фонды на правах аренды, участки земли, объекты природопользования.

Основные средства принимаются к учету только при единовременном выполнении определенных критериев:

  1. Средство предназначено для производства товаров, работ, услуг, а также для функционирования учреждения или же для реализации фондов за денежное вознаграждение во временное пользование и владение.
  2. Использование средства должно происходить на протяжении длительного периода, продолжительность которого превышает 12 месяцев.
  3. Предприятие не планирует дальнейшую перепродажу фонда.
  4. В будущем средство может приносить прибыль или экономическую выгоду организации.

К основным средствам не относятся объекты, учтенные в качестве готовой продукции на складах производителя, продуктов на складах реализаторов. Данные товары будут перепроданы, что является несоблюдением одного из критериев отнесения продукции к основным фондам.

Значение процедуры списания

Любой объект НФА организации может прийти в негодность в силу материального или физического износа, поломок и прочих факторов. Продолжать учитывать непригодные для эксплуатации основные средства на балансе не имеет смысла. Объекты, которые невозможно эксплуатировать в дальнейшем, необходимо списать.

Ключевые задачи бухгалтерии в отношении учета нефинансовых активов:

  1. Контроль над имущественными активами с момента поступления их в распоряжение предприятия, например с момента покупки до момента их полного выбытия (списания) с бухгалтерского учета. Задача реализуется путем проведения систематической инвентаризации.
  2. Своевременное исчисление материального износа в денежном выражении. Достоверное отражение операций в бухучете.
  3. Получать достоверную информацию об имущественном положении экономического субъекта для составления достоверной финансовой и налоговой отчетностей.
  4. Исчисление и уплата фискальных платежей в государственный бюджет в части налогообложения имущества организации.
  5. Контроль над эффективным использованием средств, направленных на реконструкцию, модернизацию и ремонт ОС компании.
  6. Надзор за эффективной эксплуатацией объектов в производственном цикле или основных видах деятельности.

Специальная комиссия по списанию

В организации должна быть создана постоянная комиссия, которая уполномочена на принятие решений по аналогичным вопросам. Состав специальной комиссии закрепите отдельным распоряжением руководителя госучреждения или определите в учетной политике.

Читайте также:  Правила получения РВП для граждан Украины в 2024 году

Кого включать в комиссионный состав:

  • главный бухгалтер либо его заместитель;
  • бухгалтер, ответственный за ведение учета НФА;
  • лица, ответственные за сохранность ОС на предприятии;
  • начальники структурных подразделений, цехов, отделов;
  • заместитель руководителя или сам руководитель (обычно это председатель комиссии);
  • иные работники предприятия, на усмотрение руководства.

Включайте в состав специальной комиссии работников, деятельность которых непосредственно связана с учетом, контролем и экспертизой ОС. При рассмотрении претендента на списание необходимо оценивать не только внешний вид и технические характеристики ОС, но и документацию, например технический паспорт, поэтажный план, схемы и прочее. Это необходимо для сравнения фактических показателей заявленным техническим характеристикам.

Комиссия должна обозначить следующее:

  1. Определить, по какой причине конкретный объект имущества может быть снят с бухгалтерского учета учреждения.
  2. Решить, могут ли отдельные части списываемого ОС использоваться в деятельности в качестве материалов, запчастей.
  3. Обозначить наличие драгоценных металлов или иных дорогостоящих узлов и деталей, которые могут быть реализованы предприятием.
  4. Проконтролировать изъятие деталей, частей и узлов, которые могут быть использованы или реализованы.
  5. Составление результативного протокола, в котором отражены обозначенные позиции.

Расширение списка необходимых документов для проведения учета

С 2024 года в бюджетных учреждениях вводится новый порядок учета и представления финансовой отчетности. В рамках обновленных правил учета увеличивается список необходимых документов, которые должны быть предоставлены для правильного ведения бухгалтерии. Внедрение новаций призвано обеспечить более точный и прозрачный учет в бюджетных учреждениях.

Перечень необходимых документов был расширен для того, чтобы предоставить полную финансовую информацию и упростить процедуру проверки финансовой деятельности бюджетных учреждений. Теперь к основным документам, таким как платежные ведомости, приказы о начислении заработной платы и прочие, добавляются новые документы:

Наименование документа Описание
1 Договоры и соглашения Копии договоров и соглашений, заключенных с контрагентами бюджетного учреждения
2 Акты выполненных работ Документы о выполненных работах по договорам, включающие объем и стоимость работ
3 Счета-фактуры Копии счетов-фактур о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг
4 Акты сверки Документы, подтверждающие сверку взаиморасчетов с контрагентами
5 Инвентаризационные ведомости Документы, отражающие результаты инвентаризации имущества и обязательств

Изменение порядка формирования бюджета и учета его исполнения

В 2024 году вступят в силу значительные изменения в порядке формирования бюджета и учета его исполнения в бюджетных учреждениях. Они направлены на улучшение прозрачности и эффективности управления финансами, а также на повышение качества финансовой отчетности.

Одним из ключевых изменений будет введение единой бюджетной классификации для всех бюджетных учреждений. Это позволит существенно упростить процесс планирования и исполнения бюджета, а также обеспечит сравнимость данных по различным учреждениям и уровням бюджета.

Кроме того, в рамках изменений предусмотрено введение единого учетного реестра бюджетных обязательств. Такой реестр позволит отслеживать все финансовые операции и контролировать исполнение бюджета, что существенно повысит прозрачность и ответственность при расходовании бюджетных средств.

Для повышения эффективности использования бюджетных средств также предусмотрено введение преемственности исполнения бюджета. Это означает, что бюджетные учреждения должны продолжать исполнять бюджетных обязательства, даже если не были полностью использованы средства в предыдущем периоде. Такой подход позволит снизить вероятность недорасходования и повысит гибкость в планировании расходов.

В целом, все эти изменения направлены на улучшение учета и контроля использования бюджетных средств, что сделает процесс управления финансами в бюджетных учреждениях более прозрачным и эффективным.

Второй вид основного имущества

Кроме непосредственно производственного оборудования и транспортных средств, основным имуществом в бюджетном учреждении может являться также недвижимость, здания и сооружения.

Читайте также:  Льготы за третьего ребенка в 2024 в Татарстане

Недвижимое имущество, включающее здания и сооружения, играет важную роль в процессе оказания услуг и предоставления государственных функций. Это могут быть административные здания, штаб-квартиры, офисные помещения, детские сады, школы, медицинские учреждения, спортивные объекты и другие.

Основное недвижимое имущество является неотъемлемой частью бюджетного учреждения и необходимо для его эффективного функционирования. Оно обеспечивает комфортные условия для работы и обслуживания клиентов, а также предоставляет необходимые пространства для различных процессов, таких как образование, здравоохранение, культура и другие.

Владение и эксплуатация недвижимости требует определенных затрат на техническое обслуживание, ремонт и модернизацию. Поэтому, для эффективного использования недвижимого имущества в бюджетном учреждении требуется эффективное планирование и управление ресурсами, а также постоянное внимание к его состоянию и обновлению.

Основное имущество в бюджетном учреждении имеет большое значение для обеспечения качественных услуг и выполнения задач, поставленных перед ним. Поэтому, управление вторым видом основного имущества — недвижимостью и сооружениями, является одной из важнейших задач руководителя и специалистов данного учреждения.

Инструкция по списанию ОС

Существуют 6 последовательных шагов по процессу списания ОС:

  • Для подтверждения процесса списания составляется специальный акт в 2-х экземплярах. Один передается в действующую бухгалтерию для дальнейшего учета, второй направляется лицу, заключившему официальный договор о материальной ответственности;
  • При списании средств, не полностью амортизированных, официальный акт на их списание будет считаться основным документом, ведь остаточная стоимость имущества отражалась в роли налогооблагаемой прибыли предприятия;
  • Бухгалтерский учет списания ОС, на которых есть определенная амортизация, предполагает использования следующих проводок: Дебет 01 субсчет «Выбытие основных средств — Кредит 01 «Основные средства», это необходимо для учета первоначальной стоимости списываемого объекта;
  • Если проведенного списания остаются важные детали либо запчасти, которые смогут найти свое применение в дальнейшем в виде лома, то они относятся к прочим доходам. Они находят свое отражение в бухучете на основании текущей стоимости;
  • Издержки и доходы от процесса списания ОС на счета, относящиеся к внереализационным доходам и расходам. Эти расходы, влияющие на налогооблагаемую прибыль. К ним относятся расходы, связанные с демонтажем, разборкой и вывоза устаревшего оборудования, а также с суммами амортизации, которые еще не были официально начислены. Все эти расходы должны быть документально подтверждены;
  • В налогооблагаемую прибыль не входит цена материалов и оставшихся деталей, полученных в процессе разборки устаревшего оборудования.

Что такое бюджетный учет, какими НПА он регулируется

Бюджетный учет регулируется рядом нормативно-правовых актов (НПА). Основными из них являются:

  • Федеральный закон от 31 декабря 2020 года № 403-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации» — устанавливает классификацию бюджетных средств и обязательства для ее применения при бюджетном учете;
  • Федеральный закон от 22 мая 2003 года № 54-ФЗ «О контроле и ревизии в бюджетном секторе Российской Федера-ции» — регулирует вопросы контрольной и ревизионной деятельности в бюджетных учреждениях;
  • Положение о бухгалтерском учете и финансовой отчетности в бюджетных учреждениях, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2011 года № 956 — определяет правила и принципы бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях;
  • Регламент о бухгалтерском учете и финансовой отчетности бюджетных учреждений, утвержденный Министерством финансов Российской Федерации — содержит уточняющие инструкции и методические указания по бухгалтерскому учету и подготовке финансовой отчетности в бюджетных учреждениях.


Похожие записи: