Земли водного фонда правовой режим их использования
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Земли водного фонда правовой режим их использования». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
К землям водного фонда относятся участки, расположенные на территории водных объектов (морей, прудов, рек, озер, водохранилищ и др.), а также различные водоохранные здания и сооружения, водные права, различные гидротехнические сооружения. Несмотря на то, что водные ресурсы согласно Водному кодексу Российской Федерации являются природными и возобновляемыми, они остаются уязвимыми и ограниченными. Именно поэтому контроль за их использованием осуществляет государство.
§ 1. Понятие, структура и особенности определения правового режима земель водного фонда
Понятие земель водного фонда. Определение земель водного фонда содержится в ст. 102 ЗК РФ. Это земли, покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах, и земли, занятые гидротехническими и иными сооружениями, которые расположены на водных объектах.
Целевое назначение земель водного фонда заключается в том, что эти земли используются для удовлетворения потребностей населения в питьевой воде, бытовых, оздоровительных и других потребностей населения, для водохозяйственных, сельскохозяйственных, природоохранных, промышленных, рыбохозяйственных, энергетических,
1 СЗ РФ. 2007. № 20. Ст. 2437.
транспортных и прочих нужд, а также для строительства и эксплуатации гидротехнических и иных сооружений.
Структура земель водного фонда. Эти земли подразделяются на два вида: водопокрытые и предназначенные для эксплуатации гидротехнических и иных сооружений, которые находятся непосредственно на водных объектах.
Для уяснения внутренней структуры данной категории земель значение имеет ряд определений, закрепленных в ст. 1 ВдК РФ. Так, водным объектом считается природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима. Водный режим — это изменение во времени уровня, расхода и объема воды в водном объекте. Водным фондом признается совокупность водных объектов в пределах территории РФ.
Водные объекты в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей ст. 5 ВдК РФ подразделяет на поверхностные и подземные. К поверхностным водным объектам относятся моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и др.); водотоки (реки, ручьи, каналы); водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища); болота; природные выходы подземных вод (родники, гейзеры); ледники и снежники.
Береговая линия (граница водного объекта) определяется: для моря — по постоянному уровню воды, а в случае периодического изменения уровня воды — по линии максимального отлива; реки, ручья, канала, озера, обводненного карьера — по среднемноголетнему уровню вод в период, когда они не покрыты льдом; пруда, водохранилища — по нормальному подпорному уровню воды; болота — по границе залежи торфа на нулевой глубине.
К подземным водным объектам относятся бассейны подземных вод и водоносные горизонты. Классификация водоносных горизонтов (первый, второй и иные водоносные горизонты) утверждается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Границы подземных водных объектов определяются в соответствии с законодательством о недрах. Земли, под поверхностью которых находятся подземные воды, не признаются землями водного фонда.
Правовой режим земель, покрытых внутренними поверхностными водами, регулируется водным законодательством. Особый режим имеют земли, занятые пограничными водными объектами, порядок использования и охраны которых определяется нормами не только национального земельного и водного права, но и международного права.
Весьма специфичен правовой режим земель, занятых морями. В соответствии с Федеральным законом от 31 июля 1998 г. № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации»CCCXXXвнутренние морские воды России — воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря Российской Федерации. Внутренние морские воды являются составной частью территории РФ.
К внутренним морским водам относятся воды портов России, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других постоянных сооружений портов; заливов, бухт, губ и лиманов, берега которых полностью принадлежат Российской Федерации, до прямой линии, проведенной от берега к берегу в месте наибольшего отлива, где со стороны моря впервые образуется один или несколько проходов, если ширина каждого из них не превышает 24 морские мили; заливов, бухт, губ и лиманов, морей и проливов с шириной входа в них более чем 24 морские мили, которые исторически принадлежат России, перечень которых устанавливается Правительством РФ и публикуется в «Извещениях мореплавателям» (ст. 1 указанного Закона).
Территориальное море Российской Федерации — примыкающий к сухопутной территории или к внутренним морским водам морской пояс шириной 12 морских миль, отмеряемых от исходных линий. Определение территориального моря применяется также ко всем островам Российской Федерации. Внешняя граница территориального моря является Государственной границей РФ. Внутренняя граница территориального моря — это исходные линии, от которых отмеряется ширина территориального моря.
На территориальное море, воздушное пространство над ним, а также на дно территориального моря и его недра распространяется суверенитет Российской Федерации с признанием права мирного прохода иностранных судов через территориальное море.
Земли, предназначенные для эксплуатации гидротехнических и иных сооружений, которые находятся непосредственно на водных объектах, можно определить на основе понятия «гидротехнические сооружения». Согласно ст. 3 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений»CCCXXXI к числу таких сооружений относятся плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для зашиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Соотношение понятий «земельный участок» и «водный объект». Принципиальным моментом, как отмечалось выше, является то, что суша — это земля в противоположность водному пространству. Исходя из этого, проанализируем соотношение понятий «земли», «земельный участок» и «водный объект», т. е. «поверхностный водный объект». Всегда ли суша признается таковой с позиций права?
В п. 2 ст. 2 ВдК РФ водные отношения определяются как отношения, которые возникают по поводу водных объектов, т. е. отношения по использованию и охране водных объектов (водные отношения). Однако в понятие поверхностного водного объекта включены земли, на которых он находится. Поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии (п. 3 ст. 5 ВдК РФ).
Реки, каналы, озера, пруды, водохранилища и др. становятся водными объектам не в силу факта их физического существования, а в результате включения сведений о них в государственный водный реестр. Этот факт является юридическим основанием признания, например, реки водным объектом, а земель, по которым она протекает, — землями водного фонда. Государственный водный реестр представляет собой систематизированный свод документированных сведений о водных объектах (ст. 31 ВдК РФ).
Разрешенное использование
Поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются общедоступными. Каждый может пользоваться общественными водными объектами и пользоваться ими безвозмездно для личных и хозяйственных нужд, если иное не установлено законом.
Водные объекты могут предоставляться частным лицам по договору в долгосрочное или краткосрочное пользование, при этом их права ограничиваются так называемыми водными сервитутами для водозабора, орошения и разведения скота, использования водных путей для паромов, катеров и др малое плавсредство.
Собственник участка вправе использовать подземные воды в личных целях или с учетом санитарно-гигиенических и строительных требований создать пруд (обводненный карьер), если это не противоречит действующему законодательству или интересам других граждан.
Управление и мониторинг
Основным принципом управления водным фондом в Российской Федерации является бассейновый подход, предполагающий выделение на всей территории России так называемых бассейновых округов (в настоящее время их 21), каждый из которых состоит из речного бассейна и связанных с ним подземных водоемов.
В рамках одного бассейнового округа формируется бассейновый совет, в который входят представители органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации и местного самоуправления. В бассейновом совете могут принимать участие лица, представляющие интересы водопользователей, общественных организаций и малых сообществ.
Земельный мониторинг водных объектов осуществляется государством и включает в себя регулярный мониторинг состояния поверхностных и подземных водных объектов, а также прогнозы возможных изменений состояния водных ресурсов.
Государственный контроль осуществляется на нескольких уровнях:
- местные (водопользователи);
- территориальный;
- региональный;
- федеральный.
Государственный водный реестр ведется Министерством природных ресурсов и Федеральной службой России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.
Нормы перехода из категорий
Стоит учесть и прочие особенности правового режима земель водного фонда. Так, например, перевести в иную категорию можно и те земли, которые ныне имеют статус общепринятого водного фонда. Это более чем возможно, если территория утратила статус, в соответствии с действующими сегодня нормативно-правовыми актами.
Земельный кодекс Российской Федерации предоставляет право местным органам самоуправления и федеральным органам власти строить и создавать искусственные водоёмы и водохранилища, не изымая землю у её владельцев. Делают они это, реквизируя её во временное использование до окончания всех необходимых работ. Однако российское законодательство не устанавливает чётких сроков временной реквизиции территорий, ставя временные рамки от двух до двадцати лет. Эти сроки зависят непосредственно от того, кто выступает владельцем недвижимости, каково назначение планируемого водного объекта и насколько масштабны работы.
Правовой режим земель водного фонда
Согласно ст. 102 ЗК РФ к землям водного фонда относятся земли:
- покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах;
- занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах.
На землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется формирование земельных участков. В целях строительства водохранилищ и иных искусственных водных объектов осуществляется резервирование земель. Порядок использования и охраны земель водного фонда определяется земельным и водным законодательством. Согласно п. 6 ст. 6 ВК РФ вдоль береговой линии водного объекта общего пользования имеется береговая полоса (полоса земли), которая составляет 20 метров. Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой. Земельные участки, на которых расположены водные объекты, находятся в федеральной собственности. Исключение составляют земельные участки, на которых расположены пруды и обводненные карьеры – они могут находиться в региональной, муниципальной и частной собственности. Право собственности на пруд и обводненный карьер прекращается одновременно с прекращением права собственности на данный земельный участок (п. 3 ст. 8 ВК РФ). Данные земельные участки являются неделимыми, если в результате такого раздела требуется раздел пруда и обводненного карьера (п. 4 ст. 8 ВК РФ). В целях охраны водных объектов, водные ресурсы которых являются природными лечебными ресурсами, устанавливаются зоны, округа санитарной охраны в соответствии с законодательством о природных лечебных ресурсах, лечебно оздоровительных местностях и курортах (ст. 64 ВК РФ). Водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии различных водных объектов, на которых устанавливается специальных режим. В границах водоохранных зон устанавливаются специальные прибрежные полосы. Ширина водоохранной зоны устанавливается от соответствующей береговой линии.
Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек и ручьев протяженностью:
- от десяти километров – в размере 50 метров;
- от 10 до 50 километров – в размере 100 метров;
- от 50 километров и более – в размере 200 метров.
- Ширина водоохранной зоны озера, водохранилища – 50 метров. Ширина водоохранной зоны моря – 500 метров. Ширина водоохранной зоны озера Байкал устанавливается согласно ФЗ «Об охране озера Байкал».
В границах водоохранных зон запрещено:
- использование сточных вод;
- размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и п
- потребления радиоактивных, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ;
- осуществление авиационных мер по борьбе с вредителями и болезнями растений;
- движение стоянка транспортных средств.
Для рек и ручьем протяженностью менее 10 км. От истока до устья водоохранная зона совпадает с прибрежной защитной полосой. – 50 метров. Ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в зависимости от уклона берега водного объекта и составляет 30-50 метров (п. 11,12 ст. 65 ВК РФ). Ширина прибрежной защитной полосы озера, водохранилища, имеющих ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, зимовки рыб и других водных биологических ресурсов), устанавливается в размере 200 метров независимо от уклона прилегающих земель. В границах прибрежных защитных полос запрещается:
- распашка земель;
- размещение отвалов размываемых грунтов;
- выпас с/х животных.
Согласно п. 8 ст.27 ЗК РФ: запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с ВК РФ. Перевод земель другой категории и земельных участков в составе таких земель в земли водного фонда допускается в случае: если земли заняты водными объектами; строительство водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических и иных сооружений, расположенных на водных объектах; изменение русла рек и иных изменений местоположения водных объектов.
Принципы смены категории участков водного фонда
При рассмотрении основных моментов правового режима, важно учитывать и смену категорий участков земли водного фонда.
ЗК РФ позволяет властям, как местного, так и федерального уровней приступать к строительству и созданию искусственных водоемов, не отбирая при этом землю у ее собственников. Делается это путем ее реквизиции во временное использование до момента окончания всех работ. Однако законодательством РФ не предусмотрены конкретные сроки на эти работы, поэтому временные рамки могут быть установлены в пределах от 2 до 20 лет. Это зависит от того, кем является собственник участка, и каким будет основное назначение гидроучастка, а также масштабность планируемых работ.
Кроме того, важно учесть, что иметь право собственности на участок земли невозможно в случаи отсутствия документально подтверждающих прав. Ведь если государством изымается земля, то автоматически забирается и водная территория.
Какие гидроучастки водного фонда можно получить в личное владение и какие нельзя?
Право владения на участки земли водного фонда можно получить физлицу, муниципалитету, организациям, если объект:
- Обладает обособленной территорией, имеющей замкнутые границы.
- Имеет небольшой размер.
- Не обладает протоками.
- Никак не связан с другими водоемами.
В свою очередь, к территориям водного фонда, которые не подлежат передаче в собственность третьим лицам, относятся участки:
- находящиеся на территории сразу нескольких регионов РФ;
- отвечающие за потребности федерального назначения;
- на которых обитают редчайшие разновидности рыб;
- расположенные на границах морей;
- относящиеся к курортам, специально охраняемым зонам, лечебно-оздоровительным комплексам федерального назначения.
Разрешенное использование таких территорий
Какие виды разрешенного использования земель водного фонда существуют? Ответ на этот вопрос можно найти в законодательстве. Все водные объекты и их береговая линия относятся к землям водного фонда. Понятие «земли водного фонда» определено в законе и имеет свою характеристику.
Разрешенное использование таких территорий определено законодательством и зависит от категории земли водного фонда. Правовой режим данной категории определяет возможности и ограничения в использовании таких земель. Собственником земли водного фонда является государство, и его позиция влияет на положение собственников земельных участков в данной категории.
Что же касается изъятия земель водного фонда из общей категории, то такое разрешено в определенных случаях, например, для реализации проектов в области градостроительства или разработке природных ресурсов. Однако, в таких случаях существуют жесткие ограничения и требования для сохранения экологической безопасности и охраны водных объектов.
Виды разрешенного использования земель водного фонда могут включать строительство и эксплуатацию водных сооружений, устройство пирсов, причалов, доков, а также использование этих территорий для сельскохозяйственных и промышленных нужд. Все эти виды использования регулируются соответствующими нормативными актами и требуют специальных разрешений и лицензий.
Виды земель водного фонда и их особенности
Понятие земель водного фонда. Земли водного фонда относятся к категории земель особого назначения. В их состав входят все земельные участки, которые расположены в пределах линии береговой защиты, а также внутри акватории искусственно созданных водоемов. Земли водного фонда являются общей собственностью государства и подлежат использованию и охране в соответствии с правовыми актами.
Виды земель водного фонда. Водные объекты и их классификация определяют различные виды земель водного фонда. Это могут быть береговые полосы, водные объекты, объекты охраны вод и другие территории, относящиеся к землям водного фонда. Каждый вид земель имеет свои характеристики и особенности использования.
Береговая полоса. Береговая полоса является одной из основных частей земель водного фонда. Это полоса территории, расположенная вдоль линии берега водоема. Береговая полоса является объектом охраны и имеет запрещенное использование. Она предназначена для обеспечения природного и рекреационного режима и особой охраны водных ресурсов.
Водные объекты. Водные объекты включают в себя реки, озёра, водохранилища, пруды и другие искусственные и естественные водоемы. Они также относятся к землям водного фонда и имеют свою специфику и режим использования. В зависимости от их характера и назначения могут быть установлены различные ограничения и запреты на использование этих территорий.
Объекты охраны вод. К объектам охраны вод относятся зоны особой охраны водных объектов, зоны санитарно-защитной охраны водозаборов, а также другие территории, необходимые для обеспечения охраны водных ресурсов. Эти объекты имеют свой режим использования и могут быть подвержены ограничениям в строительстве и эксплуатации.
Изъятие земель водного фонда. В случае необходимости использования земельных участков, входящих в состав земель водного фонда, собственник может обратиться с заявлением об их изъятии. Изъятие таких земель возможно только в случаях и порядке, предусмотренных законодательством. При этом, решение об изъятии принимается органами исполнительной власти или местного самоуправления.
Земли водного фонда и их использование. Использование земель водного фонда регулируется законодательством и может быть разрешено только в пределах установленного режима. Какие виды разрешенного использования земель определены документами, утвержденными государственными или муниципальными органами. При этом, основным принципом является сохранение и охрана водных ресурсов и обеспечение их устойчивого использования.
Водоохранной зоной называют земли, приближенные к акватории. Для них существуют отдельные правила пользования и реализации хозяйственной деятельности.
Предназначением таких территорий является обеспечение сохранности экологического состояния объектов и среды обитания представителей флоры и фауны. Здесь установлены береговые линии, введен запрет на вырубку лесов, распахивание земель, создание животноводческих ферм.
На пространствах, занятых водными объектами, не разрешается:
- располагать навозные стоки для удобрения почвы;
- вести работы авиационной и химической направленности;
- организовывать могильники и кладбища;
- распылять химические вещества для борьбы с насекомыми-вредителями и сорными растениями;
- строить автомойки, автозаправки и автостоянки;
- оборудовать складские помещения для хранения минеральных удобрений, горючих и смазочных веществ, ядохимикатов;
- использовать под дачные участки, если ширина водоохранной территории не меньше 100 м.
Основная задача властей – защитить водоемы и специальное оборудование, снабжающее водой население, от загрязнения.
В водоохранных полосах можно проектировать, возводить, реконструировать, эксплуатировать хозяйственные и прочие объекты, если они оборудованы специальными сооружениями, которые защищают водоемы от засорения, препятствуют истощению водных запасов.
Для того чтобы ресурсы воды не истощались, земельные площади, примыкающие к водоемам, должны быть засажены деревьями, кустарниками и прочей растительностью.
Правовой режим и положение
Для понимания правового режима и положения земельных участков, относящихся к водному фонду, важно знать их характеристики и определение. Виды таких территорий могут быть различными: это водные объекты и их береговая линия, которые относятся к этой категории земельного фонда.
Земли водного фонда являются общей собственностью, и их правовой режим определяется законодательством. Виды разрешенного использования таких земельных участков могут быть разнообразными, включая строительство, эксплуатацию, охрану и восстановление водных объектов.
Это вызывает вопросы о положении собственников такой земли и их правах. Имеют ли они право на использование этих земельных участков или должны соблюдать определенные ограничения? Важно учитывать, что доступ и использование земли водного фонда могут быть ограничены, в том числе из-за необходимости охраны и сохранения водных ресурсов.
Кто является собственником таких участков и каково их положение? Ответ на этот вопрос зависит от конкретного случая и законодательства, регулирующего использование земельного фонда. Однако, общая характеристика территорий, относящихся к водному фонду, является их перевод в собственность государства или муниципального образования. Это означает, что собственником таких земельных участков обычно является государство или муниципалитет.
Запрещенное использование земель лесного фонда также связано с их правовым режимом и положением. Охрана лесов и лесных ресурсов имеет важное значение, и поэтому есть ограничения на использование такой земли.
Перевод и изъятие земель водного фонда
Земли водного фонда являются особой категорией земель, относящихся к природно-ресурсному комплексу и предназначенных для охраны и использования водных объектов. Правовое положение этих земель определено такими понятиями, как перевод и изъятие.
Перевод земель водного фонда – это изменение их категории использования и возможного назначения. Как правило, такой перевод возможен только в случаях, когда это не противоречит законодательству и не повлияет на сохранность и охрану водных объектов. Кто может быть собственником земель водного фонда и какие виды разрешенного использования могут быть предоставлены — четко регламентируются правилами и положениями, установленными для этих территорий.
Изъятие земель водного фонда – это лишение их собственника права собственности на эти земли. Общая характеристика изъятия земель водного фонда заключается в том, что это запрещенное действие и может осуществляться только в исключительных случаях, описанных в соответствии с законодательством. Процедура изъятия земель водного фонда должна соблюдать строгие правила и включать в себя оценку всех возможных последствий для водных объектов и близлежащей территории.
Такие территории, как береговая линия и водные объекты, относятся к землям водного фонда и подлежат особой охране. Охрана этих территорий проводится в соответствии с установленным режимом и определенными правилами. Запрещенное использование таких земель водного фонда предусматривает строгое запрещение любых действий, противоречащих сохранности и охране водных объектов.
- Понятие земель водного фонда является важным для определения правового режима и использования этих территорий.
- Категории земель водного фонда отличаются своими особенностями и правилами использования.
- Виды перевода и изъятия земель водного фонда должны соблюдать все требования и ограничения, установленные законодательством.
Таким образом, перевод и изъятие земель водного фонда представляют собой важную процедуру, связанную с изменением категории использования этих территорий и лишением собственника права собственности на земли водного фонда. Это позволяет обеспечить правильную охрану и использование водных объектов и сохранность их природной окружающей среды.
Государственное управление землями водного фонда
В настоящее время государственное управление в области использования и охраны вод осуществляется в соответствии с общей системой государственного управления природными ресурсами.
Оно подразделяется на общее и ведомственное. Общее государственное управление осуществляется: а) органами общей компетенции (Президент РФ, Правительство РФ, органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления); б) органами специальной компетенции (Министерство природных ресурсов и экологии РФ и находящиеся в его ведении Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, Федеральное агентство по недропользованию, Федеральное агентство водных ресурсов, Федеральное агентство лесного хозяйства, их территориальные органы межрегионального уровня в каждом федеральном округе и регионального и межрегионального уровней в каждом субъекте РФ).
Ведомственное управление землями водного фонда осуществляется соответствующими министерствами по различным отраслям экономики (Министерство сельского хозяйства РФ, Министерство транспорта РФ, Федеральная служба по экологическому, техническому и атомному надзору и т.д.).
Запрещенное использование: можно ли выделить земельный участок?
Справка! Закон запрещает выделение земельных участков на водопокрытых землях, а также отчуждение обособленного водного объекта без земельного участка, в границах которых он расположен.
Земельный участок, в границах которого находится водный объект нельзя разделить, если для этого потребуется разграничение пруда или обводненного карьера.
Закон может устанавливать особые водоохранные зоны на участках, примыкающих к береговой линии морей, рек, озер, водохранилищ.
В зонах водоохраны запрещено:
- распахивать земли;
- производить вырубку или корчевку деревьев (кроме предусмотренных законом санитарных нужд);
- устраивать животноводческие фермы;
- размещать кладбища, иные захоронения и скотомогильники;
- проводить химические работы, использовать ядохимикаты, удобрения, препараты для борьбы с сорняками и вредителями;
- мыть и заправлять автотранспорт, устраивать автостоянки;
- организовывать сбор и хранение мусора.
Охраняемые водные зоны подразделяют на три пояса:
- Пояс зоны строгого режима — охраняемая территория водозабора и гидротехнических сооружений. Здесь запрещено постоянное или временное нахождение посторонних лиц, допускаются только люди, работающие на водопроводных станциях.
- Пояс зоны ограничений — земли, примыкающие к источникам воды. На данной территории требуется особое разрешение санитарного надзора на такие виды деятельности как строительство, прокладка дорог, использование земель для сельскохозяйственных целей и так далее.
- Пояс зоны наблюдений — смежная территория, на которой проводится учет инфекционных заболеваний для предотвращения их распространения через водопровод.
Земли водного фонда за исключением береговой полосы, предназначенной для общего пользования, физические и юридические лица могут использовать для своих потребностей, но в зависимости от целей водопользования может потребоваться заключение договора.
Не требуется заключать договор или получать специальное разрешение органа власти на водопользование в следующих случаях:
-
Деятельность, связанная с использованием водных транспортных средств (может потребоваться наличие лицензии):
- плавание маломерных судов, таких как гидроциклы, лодки, катера, байдарки, катамараны, парусные суда длиной менее 20 метров;
- речное и морское судоходство;
- разовый взлет и посадка воздушных судов (например, гидросамолетов, амфибий);
- забор воды судами для технических нужд.
-
Традиционное природопользование и охрана природных ресурсов:
- охота, рыболовство;
- рыбоводство и аквакультура (если при этом не происходит забор воды из водоема или сброс сточных вод).
-
Научно-исследовательские и учебные цели:
- геологическое изучение;
- гидрографическая и топографическая деятельность;
- геофизические, геодезические и водолазные работы.
-
Иные, предусмотренные законом, случаи:
- полив садовых, дачных или огородных участков;
- водопой скота (вне пределов зон санитарной охраны);
- купание, занятия спортом, отдых, бытовые и лечебные нужды граждан (если санитарно-эпидемиологическая экспертиза признала водоем безопасным).