С какой суммы основные относят к оци в 2024 году
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «С какой суммы основные относят к оци в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В отдельных случаях процесс амортизации объекта ОС нужно приостановить. Об одной ситуации мы упомянули выше, когда говорили о «мобилизационном» имуществе. Если ОС не используется по назначению и не может быть использовано иначе в деятельности, направленной на получение дохода, то на время, пока оно не используется, амортизацию приостанавливают.
Критерии принадлежности имущества к особо ценного имущества
Признание имущества особо ценным осуществляется приказом, изданным учредителем организации. Документ включает перечень активов ОЦДИ и их стоимостную оценку. Отнесение осуществляется в соответствии с параметрами, установленными ФЗ от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и приказами по министерствам. Стоимостная оценка стоимости имущества указана в таблице.
Уровень бюджета принадлежности организации | Стоимость (тысяч рублей) |
Бюджетные учреждения федерального уровня принадлежности | 200 – 500 |
Региональные бюджетные учреждения | 50 — 500 |
Муниципальные учреждения | 50 — 200 |
Для учреждений бюджетов всех уровней | Имущество, без использования которого затрудняется деятельность |
В состав имущества включаются активы, поступившие централизовано при создании учреждения или в процессе ведения деятельности, а также приобретенное за средства, утвержденные сметой по статье для данного вида расходов.
Определение особо ценного имущества автономного и бюджетного учреждений
Согласно постановлению Правительства РФ от 26.07.2022 № 538 «О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества» (далее – Постановление) особо ценное имущество одинаково определяется и для бюджетного, и для автономного учреждения.
- движимое имущество, балансовая стоимость которого превышает:
- для федеральных автономных и бюджетных учреждений – размер, установленный федеральными органами государственной власти, осуществляющими функции и полномочия учредителя, в отношении соответствующих федеральных автономных и бюджетных учреждений в интервале от 200 тыс. руб. до 500 тыс. руб.;
- для автономных учреждений, которые созданы на базе имущества, находящегося в собственности субъекта РФ, и бюджетных учреждений субъекта РФ – размер, установленный нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ в интервале от 50 тыс. руб. до 500 тыс. руб. либо государственными органами субъекта РФ, осуществляющими функции и полномочия учредителя в отношении соответствующих автономных и бюджетных учреждений субъекта РФ, в интервале, установленном нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ с соблюдением указанных ограничений, если этим нормативным правовым актом такое право будет предоставлено органам, осуществляющим функции и полномочия учредителя;
- для автономных учреждений, которые созданы на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности, и муниципальных бюджетных учреждений – размер, установленный нормативным правовым актом местной администрации в интервале от 50 тыс. руб. до 200 тыс. руб. либо органами местного самоуправления, осуществляющими функции и полномочия учредителя в отношении соответствующих муниципальных автономных и бюджетных учреждений, в интервале, установленном нормативным правовым актом местной администрации с соблюдением указанных ограничений, если этим нормативным правовым актом такое право будет предоставлено органам, осуществляющим функции и полномочия учредителя;
- иное движимое имущество, без которого осуществление автономным или бюджетным учреждений предусмотренных его уставом основных видов деятельности будет существенно затруднено и (или) которое отнесено к определенному виду особо ценного движимого имущества в соответствии с п. 1 Постановления;
- имущество, отчуждение которого осуществляется в специальном порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в т. ч. музейные коллекции и предметы, находящиеся в федеральной собственности и включенные в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации, а также документы Архивного фонда Российской Федерации и национального библиотечного фонда.
Какое имущество признается особо ценным
Критерии отнесения имущества к особо ценному движимому имуществу (ОЦДИ) установлены пунктом 4 постановления Правительства РФ от 26 июля 2010 г. № 538 «О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества».
В силу пункта 4 Порядка № 538 в перечень особо ценного движимого имущества бюджетного учреждения в состав такого имущества включается:
1) движимое имущество, балансовая стоимость которого превышает:
- для федеральных учреждений — размер, установленный федеральными органами государственной власти, осуществляющими функции и полномочия учредителя, в отношении соответствующих федеральных бюджетных учреждений в интервале от 200 до 500 тыс. руб.;
- для бюджетных учреждений субъекта РФ — размер, установленный нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ в интервале от 50 до 500 тыс. руб.;
- для муниципальных учреждений — размер, установленный нормативным правовым актом местной администрации в интервале от 50 до 200 тыс. руб.;
2) иное движимое имущество, без которого осуществление бюджетным учреждением предусмотренных его уставом основных видов деятельности будет существенно затруднено и (или) которое отнесено к определенному виду ОЦДИ соответствующими органами власти;
3) имущество, отчуждение которого осуществляется в специальном порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами РФ, в том числе музейные коллекции и предметы, находящиеся в федеральной собственности и включенные в состав государственной части Музейного фонда РФ, а также документы Архивного фонда РФ и национального библиотечного фонда.
Итак, в бюджетном учреждении ОЦИ относится:
- недвижимое имущество (вне зависимости от источника его приобретения);
- особо ценное движимое имущество, учитываемое по КФО 4;
- особо ценное движимое имущество, учитываемое по КФО 2 и КФО 7, – в части имущества, приобретенного за счет средств от приносящей доход деятельности и средств ОМС до изменения типа учреждения.
Как перевести имущество в категорию особо ценного, читайте в статье журнала Учет в учреждении.
Технические особенности основных средств свыше 1 миллиона рублей в 2024 году
Основные средства свыше 1 миллиона рублей в 2024 году обладают определенными техническими особенностями, которые делают их уникальными и востребованными на рынке. Эти особенности позволяют использовать данные средства для оптимизации производственных процессов и повышения эффективности работы предприятия.
1. Высокая производительность: Основные средства свыше 1 миллиона рублей обладают высокой производительностью, что позволяет оперативно выполнять сложные задачи и сокращать время на производственные циклы.
2. Надежность и долговечность: Такие средства производятся из качественных материалов и обладают высокой степенью надежности. Они способны выдерживать интенсивную эксплуатацию в течение длительного времени без потери функциональности и качества работы.
3. Инновационные технологии: Основные средства свыше 1 миллиона рублей оснащены современными инновационными технологиями, которые существенно улучшают производительность и эффективность работы. Такие технологии могут включать автоматизацию, искусственный интеллект, IoT (Internet of Things) и другие.
4. Экологичность: Важным параметром основных средств является их экологичность. Современные модели основных средств свыше 1 миллиона рублей обладают сниженным уровнем выбросов вредных веществ и потребления энергии, что позволяет снизить негативное влияние на окружающую среду.
5. Удобство в использовании: Основные средства, стоимостью более 1 миллиона рублей, предназначены для массового использования на производстве. Они отличаются удобством в использовании, простотой обслуживания и легкостью в освоении персоналом.
В целом, основные средства свыше 1 миллиона рублей в 2024 году представляют собой современные и технически продвинутые экземпляры, обеспечивающие оптимизацию и повышение производственных процессов в компаниях различных отраслей.
Выпуск ОС собственных средств
В новых правилах бухгалтерского учета, которые вступят в силу с 1 января 2024 года, устанавливаются изменения в отношении выпуска основных средств (ОС) собственными средствами. Данная процедура может быть осуществлена организацией для улучшения своей производственной деятельности, расширения производственных мощностей или замены устаревшего оборудования.
Выпуск ОС собственными средствами предусматривает, что организация сама привлекает необходимые средства для приобретения и ввода в эксплуатацию основных средств. Этот процесс может быть осуществлен путем использования имеющихся средств на счетах организации, получения кредитов или ссуд от банков, а также за счет привлечения инвестиций от сторонних инвесторов.
Преимущества выпуска ОС собственными средствами:
- Независимость от внешних кредиторов. Организация не зависит от условий кредитования, процентных ставок и сроков погашения долгов перед банками или другими кредиторами. Она сама определяет сроки и условия погашения собственных средств, что обеспечивает большую гибкость в финансовом планировании.
- Сокращение процесса принятия решений. Организация может самостоятельно принимать решения о приобретении и вводе в эксплуатацию необходимых ОС, не тратя время на оформление кредитных документов и согласование условий с кредиторами.
- Снижение финансовых затрат. При выпуске ОС собственными средствами организация не платит проценты по кредиту, что позволяет существенно сократить финансовые затраты и улучшить финансовое состояние компании.
Процедура выпуска ОС собственными средствами:
- Оценка необходимости приобретения ОС. Организация анализирует свои производственные потребности и определяет необходимость приобретения новых ОС или замены устаревшего оборудования.
- Подготовка финансового плана. Организация разрабатывает финансовый план, в котором указывает источники собственных средств, расчетные сроки и структуру затрат на приобретение ОС.
- Привлечение собственных средств. Организация осуществляет привлечение необходимых средств путем использования имеющихся на счетах денежных средств, получения кредитов или ссуд от банков, а также за счет привлечения инвестиций.
- Приобретение и ввод ОС в эксплуатацию. Организация приобретает ОС у поставщиков или производит их самостоятельно, после чего осуществляет их ввод в эксплуатацию.
Выпуск ОС собственными средствами является эффективным способом для организаций укрепления своей финансовой позиции и достижения своих производственных целей. Она позволяет организации быть независимой от внешних кредиторов и сокращает финансовые затраты. Однако, перед принятием решения о выпуске ОС собственными средствами, необходимо провести тщательный анализ финансовой состоятельности и возможности организации для привлечения необходимых средств.
Хотя законодательство дает субъектам хозяйствования определённую свободу в установлении стоимостного лимита, все же эту цифру нельзя брать с потолка. Необходимо учитывать критерий существенности. Как же определить предельную стоимость имущества?
Многие компании пока еще действуют по старинке и пользуются ранее установленными в бухгалтерском и налоговом законодательстве лимитами. Но это не всегда оправдано.
Итак, как рассчитать этот самый лимит?
Во-первых, важно оценить состав и назначение основных средств. Если без каких-либо объектов деятельность компании в принципе невозможна, не слишком логично устанавливать лимит выше их стоимости. Ситуация, при которой, например, у транспортной организации в составе малоценки числятся автомобили, формирующие ее автопарк, выглядит абсурдной.
Нередко уровень существенности определяется как процент от общей стоимости основных средств компании. На практике этот показатель часто равен 5%. Например, существенными считаются доходы, которые составляют 5% и более от общей величины доходов за определенный период (п. 18.1 ПБУ 9/99 «Доходы организации»). Так же можно поступить и в случае с основными фондами. Если процент стоимости имущества от строки «Основные средства» меньше определённой величины, значит, этот объект относится к малоценке.
Главное правило: в случае сомнений выбор стоит делать в сторону меньшего уровня существенности, чем установить больший лимит.
Критерии принадлежности имущества к особо ценного имущества
Особо ценное движимое имущество (ОЦДИ) учитывается обособленно от других фондов. На приобретение, использование, отчуждение имущества, полученного за счет финансирования, требуется согласование с учредительным органом.
Признание имущества особо ценным осуществляется приказом, изданным учредителем организации. Документ включает перечень активов ОЦДИ и их стоимостную оценку. Отнесение осуществляется в соответствии с параметрами, установленными ФЗ от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и приказами по министерствам. Стоимостная оценка стоимости имущества указана в таблице.
Уровень бюджета принадлежности организации | Стоимость (тысяч рублей) |
Бюджетные учреждения федерального уровня принадлежности | 200 – 500 |
Региональные бюджетные учреждения | 50 — 500 |
Муниципальные учреждения | 50 — 200 |
Для учреждений бюджетов всех уровней | Имущество, без использования которого затрудняется деятельность |
В состав имущества включаются активы, поступившие централизовано при создании учреждения или в процессе ведения деятельности, а также приобретенное за средства, утвержденные сметой по статье для данного вида расходов.
Что относят к особо ценному движимому имуществу?
Чтобы понимать, какой же будет перечень особо ценного движимого имущества у бюджетного учреждения, необходимо обратиться к букве закона. Итак, сюда будет включено следующее движимое имущество.
- Когда ценность имущества, которое числится на балансе, составляет от 50 до 500 тыс. руб. — для автономных предприятий.
- Для федеральных компаний — от 200 до 500 тыс. руб.
- Для муниципальных автономных учреждений — от 50 до 200 тыс. руб.
- Прочие объекты, без которых предприятию будет весьма затруднительно осуществлять свою деятельность.
- Те ценности, которые могут быть отчуждены лишь в специальном порядке, который устанавливается нормативными документами. Это могут быть ценные коллекции или предметы, которые находятся в государственной собственности.
Движимое имущество: необходимость
Исходя из законов, перечень особо ценного движимого имущества бюджетного учреждения включает все позиции, оцениваемые в сумму 200-500 тысяч российских рублей. Для расчета берут стоимость баланса. В некоторых ситуациях ограничительной величиной, планкой выбирают стоимость, установленную фед. органами госвласти, являющейся учредителем предприятия.
Если некоторое имущество под указанное условие не подпадает, но считается жизненно необходимым для предприятия (автономного, от бюджета), если оно нужно ради ведения уставной деятельности, а отсутствие затруднит работу юрлица, его можно назвать особо ценным движимым имуществом учреждения. Сюда же причисляют позиции, подпадающие под первый пункт декларированного правительственного Порядка под регистрационным номером 538.
Какие расходы учитываются при определении суммы
Для определения суммы основных средств, которые учитываются в 2024 году, необходимо учесть определенные расходы. Согласно последним изменениям и правилам учета, следует обратить внимание на следующие категории расходов:
1. Приобретение основных средств
Расходы на покупку новых основных средств являются основным фактором, влияющим на определение суммы. В эту категорию включаются затраты на приобретение таких объектов, как здания, оборудование, транспортные средства и прочее.
2. Улучшение и модернизация
Затраты на улучшение и модернизацию существующих основных средств также могут быть учтены при определении суммы. Например, если предприятие производит ремонт и модернизацию оборудования, эти расходы могут быть учтены в качестве основных средств.
3. Расходы на подготовку объектов
Стоимость работы по подготовке объектов к использованию также может быть включена в сумму основных средств. Это может включать затраты на строительство, обустройство, установку, монтаж, наладку, обучение персонала и другие необходимые мероприятия.
4. Проценты за кредиты на покупку
Если предприятие приобретает основные средства с использованием кредитов, проценты по этим кредитам также могут быть учтены при определении суммы. Эти расходы относятся к основным средствам и могут учитываться в качестве затрат.
Кроме указанных выше категорий расходов, также могут быть приняты во внимание другие затраты, которые относятся к основным средствам и не противоречат правилам и изменениям в учете. Важно учесть, что правила установления суммы основных средств могут изменяться, и необходимо быть внимательным к актуальным нормативным актам и руководствам.
Важность основного средства в 2024 году
Основное средство включает в себя здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие материальные объекты, которые используются для производства товаров и услуг. Без основного средства предприятие не сможет выполнять свои задачи и достигать целей.
В 2024 году минимальная сумма для приобретения основного средства будет зависеть от отрасли и типа предприятия. Требования к основному средству будут строже, так как конкуренция на рынке будет все возрастать. Предприятия, которые смогут обновить свое основное средство и применить новые технологии, смогут сохранить свои позиции и быть конкурентоспособными.
Благодаря новым технологиям и эффективному использованию основного средства, предприятия смогут повысить свою производительность, снизить затраты и улучшить качество товаров и услуг. Это очень важно для привлечения и удержания клиентов в условиях жесткой конкуренции.
В целом, основное средство играет ключевую роль в развитии экономики и обеспечении устойчивого роста предприятий. В 2024 году его важность только возрастет, и предприятия будут вынуждены вкладывать больше средств и усилий в его приобретение и обновление.
Критерии принадлежности имущества к особо ценного имущества
Уровень бюджета принадлежности организации | Стоимость (тысяч рублей) |
Бюджетные учреждения федерального уровня принадлежности | 200 – 500 |
Региональные бюджетные учреждения | 50 — 500 |
Муниципальные учреждения | 50 — 200 |
Для учреждений бюджетов всех уровней | Имущество, без использования которого затрудняется деятельность |
В состав имущества включаются активы, поступившие централизовано при создании учреждения или в процессе ведения деятельности, а также приобретенное за средства, утвержденные сметой по статье для данного вида расходов.
Учёт неисключительных прав на программное обеспечение со сроком полезного использования более 12 месяцев, приобретённых за плату
В соответствии СГС «Нематериальные активы» и п. 151.2 Инструкции № 157н неисключительные права пользования на результаты интеллектуальной деятельности учитываются на балансовом счёте 0 111 60 000. Одним из условий отражения в учёте является его использование в деятельности учреждения свыше 12 месяцев.
Полученные в пользование неисключительные права на программное обеспечение (продукт) отражаются на балансовом счёте 0 111 6I 000 «Права пользования программным обеспечением и базами данных» (п. 151.1, 151.2 Инструкции № 157н).
Если срок действия лицензии на программный продукт не указан в лицензионном договоре, то в соответствии с абз. 2 п. 4 ст. 1235 ГК РФ договор считается заключённым на пять лет. Соответственно, по такой лицензии срок полезного использования программного обеспечения может быть установлен комиссией в пределах пяти лети.
Кассовые расходы на приобретение неисключительных прав пользования на программное обеспечение относятся по подст. 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.
Признание актива основным средством
Объект должен соответствовать одновременно всем нижеуказанным критериям:
-
иметь материально-вещественную форму
-
быть предназначенным для использования организацией в ходе обычной деятельности при производстве и (или) продаже ею продукции (товаров), при выполнении работ или оказании услуг, для охраны окружающей среды, для предоставления за плату во временное пользование, для управленческих нужд
-
быть предназначенным для использования организацией в течение периода более 12 месяцев или обычного операционного цикла, превышающего 12 месяцев;
-
иметь способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем (обеспечить достижение некоммерческой организацией целей, ради которых она создана).
ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды»
Этот стандарт применяется не всеми компаниями. Изначально нужно определить, если у них объекты, которые подпадают под определение «объекты учета аренды». При этом по объектам можно определить:
- срок аренды, при этом нужно обращать внимание не на формальный срок, а на действительные намерения арендодателя и арендатора (зачастую срок договора бывает меньше 12 мес., чтобы не регистрировать его);
- предмет аренды. Если его невозможно идентифицировать, то не надо применять к договору ФСБУ. Например, заключен договор на аренду автомобиля, но каждый раз предоставляются разные транспортные средства (какие свободные). В такой ситуации нет возможности конкретизировать конкретный арендуемый предмет;
- арендатор получает выгоду при использовании арендуемого предмета;
- арендодатель контролирует использование предмета, например, определяет, какую деятельность можно вести в сданном в аренду помещении.
ФСБУ 25/2018 можно не использовать, когда:
- срок договора меньше 12 месяцев;
- рыночная стоимость предмета не больше 300 тыс. руб.;
- компания вправе вести вести упрощенный учет и решает не использовать этот стандарт, указав это в учетной политике.
Применение стандарта «Обесценивание активов»
Согласно п. 15 Стандарта «Обесценивание активов» учреждения должны признавать убыток от обесценивания ОС, если его остаточная стоимость на годовую отчетную дату превышает его справедливую стоимость за вычетом затрат на выбытие такого основного средства.
Справедливая стоимость —это цена, по которой может быть совершен переход права собственности на актив между независимыми сторонами сделки. Ее применяют, например, когда безвозмездно получают основное средство.
В соответствии с п. 6 Стандарта № 259н проверку на обесценение необходимо будет провести, воспользовавшись результатами годовой инвентаризации. Поэтому, в случае если учреждение допустит ошибку при оценке срока полезного использования или при выборе метода начисления амортизации, что приведет к завышению остаточной стоимости имущества на любую отчетную дату, необходимо будет сделать исправительные записи, уменьшив стоимость такого основного средства до его справедливой стоимости. Одновременно при принятии решения об определении справедливой стоимости следует оценивать и необходимость корректировки оставшегося срока полезного использования (согласно п. 13 Стандарта № 259н).
Фактически ФСБУ установлены только три способа амортизации: линейный, способ уменьшаемого остатка и амортизация пропорционально количеству продукции. Порядок применения этих методов амортизации отражен в пунктах 36 и 37 ФСБУ 6/2020.
Новый стандарт привнесет в жизнь бухгалтера как долгожданные изменения, например, в отношении стоимостного критерия отнесения к основным средствам, так и неожиданные, которые повлекут необходимость пересмотра учетных процессов, например, положение о проверке основных средств на обесценение.
Изменения, которые принесет нам стандарт, для каждого субъекта будут существенными, так как практически у 80% юридических лиц в составе активов числятся основные средства, а согласно пункту 49 нового ФСБУ 6/2020 последствия изменений учетной политики в связи с началом применения стандарта должны отражаться ретроспективно (как если бы ФСБУ 6/2020 применялся с момента возникновения затрагиваемых им фактов хозяйственной жизни).
Таблица 4. Амортизация
ПБУ 6/01, пункт 18 | ФСБУ 6/2020, пункт 6 |
Начисление амортизации объектов основных средств производится одним из следующих способов: линейный способ; способ уменьшаемого остатка; способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования; способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ) | Способ начисления амортизации выбирается организацией для каждой группы основных средств из установленных настоящим Стандартом |
Дополнительные условия для применения УСН
Кроме перечисленных лимитов по доходам, стоимости основных средств и численности работников есть и другие критерии для применения УСН в 2022 году, указанные в статье 346.12 НК РФ.
Об этом тоже важно знать, потому что нарушение одного из условий приведёт к утрате права на упрощёнку, даже если предел по доходам или количеству работников не был превышен.
Большинство запретов связано с видами деятельности. Нельзя перейти и работать на упрощённой системе по этим направлениям бизнеса:
- банки, ломбарды, профессиональные участники рынка ценных бумаг, микрофинансовые организации;
- негосударственные пенсионные и инвестиционные фонды;
- организация и проведение азартных игр;
- добыча и реализация полезных ископаемых, кроме общераспространенных;
- производство подакцизных товаров, кроме производства вина и виноматериалов из собственного сырья.
- частные агентства занятости, предоставляющие персонал (на кадровые агентства, которые только подбирают работников, запрет не распространяется);
- нотариальная и адвокатская деятельность.
Кроме того, не вправе работать на упрощённой системе организации:
- с участником-юрлицом, если его доля превышает 25% (за некоторым исключением);
- с филиалами (представительства разрешены);
- являющиеся участниками соглашений о разделе продукции.