Устав общественной организации

08.08.2023 0

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Устав общественной организации». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Устав общества с ограниченной ответственностью с единственным учредителем имеет ряд особенностей. Во-первых, токое ЮЛ можно зарегистрировать на домашний адрес генерального директора. Этот адрес также необходимо указать в Уставе как адрес самого общества.

Имеются и существенные отличия Устава организации, образованной одним учредителем, от организации с несколькими учредителями. Они связаны с созданием разделов, затрагивающих вопросы порядка принятия решения и их оформления, распределения доходов, функциями исполнительного органа. Данные разделы должны быть заполнены с учетом того, что учредитель всего лишь один.

В Уставе необходимо зафиксировать, что единственный участник принимает решения по определенным вопросам, оформив их в письменном виде. В большинстве случаев отсутствуют различия в правах единственного учредителя и учреждения ООО, создаваемого несколькими лицами.

Единственный учредитель может быть руководителем организации, но может назначить другого человека на эту должность.

Единственным учредителем ООО может быть другое юридическое лицо.

Особенности устава для спортивного клуба

Особенности формирования устава спортивной организации зависит от ее вида:

  • Международные федерации, основой которых выступает международный образец устава, что не совсем стыкуется с нормами российского законодательства;
  • Олимпийские комитеты – существуют национальные и международные. В ОКР представлены все национальные организации: федерации, союзы, ассоциации, имеющие членство в нем. В Уставе ОКР сказано, что его членами могут стать юрлица и общественные объединения, то есть все те лица, которые следуют цели комитета – продвижение олимпизма, как спортивного и духовного развития человека;
  • Параолимпийский комитет;
  • Фонды благотворительности и спонсорства.

2.1. Основными целями и задачами Организации являются:

  • содействие социально-экономическому развитию Российской Федерации, в том числе становлению и укреплению общественных институтов, их конструктивному взаимодействию с органами власти различных уровней и прогосударственными образованиями;
  • популяризация и укрепление конституционных демократических, политических, социально-экономических основ устройства государства и общества, культурного развития общественных институтов и человека, общественно полезного и здорового образа жизни;
  • содействие привлечению организаций негосударственного сектора к выполнению социально значимых задач;
  • предоставление услуг в области образования, здравоохранения, социальных коммуникаций, технологий бизнеса, науки, информационных коммуникаций, права, физической культуры, спорта, социологических исследований и в других сферах деятельности, а также развитие технологий оказания соответствующих услуг;
  • объединение усилий и координация деятельности в следующих сферах: развитие социально-экономических институтов;
  • культура;
  • образование;
  • здравоохранение;
  • жилищно-коммунальное хозяйство;
  • физическая культура и спорт;
  • инновационная деятельность, социологические исследования, развитие информационной инфраструктуры и творческой деятельности;
  • содействие в обеспечении реализации участниками общественных отношений принадлежащих им прав, предотвращении возникновения очагов социальной напряженности;
  • содействие повышения качества предоставляемых населению услуг (в особенной степени — социально ориентированных услуг);
  • содействие возрождению и популяризации в обществе моральных и духовных ценностей, осуществление благотворительной деятельности.

2.2. Для реализации основных уставных целей и задач Организация в соответствии с законодательством осуществляет следующие направления своей деятельности:

  • объединение усилий и координация деятельности организаций, общественных объединений, трудовых коллективов и граждан в области развития социально-экономических институтов, культуры, образования, здравоохранения, жилищно-коммунального комплекса, инновационных процессов, иных социально важных сфер;
  • участие в работе государственных органов и органов местного самоуправления;
  • организация, проведение и участие в социально-экономических, культурных мероприятиях, в том числе акциях, семинарах, конференциях и иных мероприятиях, направленных на реализацию уставных целей и задач;
  • участие в организации культурного отдыха граждан и благоустройстве мест общественного пользования;
  • представление интересов участников общественных отношений в государственных органах, в том числе в судах, органах местного самоуправления и организациях;
  • организация и проведение мероприятий, направленных на решение проблем в вопросах материнства, детства, патриотизма, здорового образа жизни, борьбы с наркоманией и алкоголизмом, иных социально острых проблем;
  • участие в целевых программах и мероприятиях, направленных на улучшение жилищных и иных бытовых условий;
  • участие в формировании и реализации семейной, демографической политики, политики в области охраны прав детства;
  • предоставление консультационной и организационно-методической помощи для реализации уставных целей и задач;
  • осуществление образовательной деятельности, аналитической и научно-исследовательской деятельности, в том числе в области общественных и гуманитарных наук, изучение общественного мнения, проведение коммуникационной деятельности;
  • осуществление медицинских услуг, иная деятельность в области здравоохранения;
  • осуществление предпринимательской деятельности;
  • осуществление не противоречащей законодательству производственной, хозяйственной деятельности через созданные хозяйственные общества и товарищества, в том числе и внешнеэкономической деятельности;
  • учреждение средств массовой информации;
  • осуществление издательской, телерадиовещательной, информационной деятельности, в том числе деятельности по связям с общественностью, создание информационных агентств;
  • посредническая деятельность в различных областях;
  • содействие в воспитании и образовании граждан, содействие политическому, экономическому, культурному и правовому просвещению граждан;
  • оказание моральной, материальной и практической помощи своим соотечественникам;
  • создание библиотек, информационных фондов, содержащих произведения и материалы общественно-политического, социально-экономического и культурного характера;
  • защита прав и свобод человека и гражданина;
  • осуществление благотворительной деятельности, участие в осуществлении благотворительных мероприятий;
  • содействие улучшению межнациональных отношений, участие в мероприятиях по укреплению дружбы между народами;
  • распространение, приобретение, а также импортирование и экспортирование информационных фондов, произведений и материалов общественно-политического, социально-экономического и культурного характера;
  • осуществление сотрудничества с государственными органами, органами местного самоуправления, организациями, общественными объединениями, политическими партиями и гражданами;
  • осуществление мероприятий по обмену опытом работы;
  • осуществление иной, не противоречащей действующему законодательству, деятельности в соответствии со своими уставными целями и задачами.

4.1. Организация вправе в соответствии с законодательством:

  • представлять и защищать законные интересы своих членов, а также иных лиц в различных государственных органах, органах местного самоуправления, в отношениях с различными организациями, а также гражданами; поддерживать контакты и связи, заключать соответствующие договоры и соглашения;
  • свободно распространять информацию о своей деятельности, своих уставных целях и задачах;
  • учреждать средства массовой информации, осуществлять издательскую и информационную деятельность;
  • участвовать в выработке решений государственных органов, органов местного самоуправления по различным вопросам, в том числе в области социально-экономического и политического устройства, деятельности общественных институтов, культуры, образования, здравоохранения и правовой защиты населения;
  • выступать с инициативой по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в государственные органы и органы местного самоуправления;
  • проводить мероприятия в соответствии с целями и задачами Организации, организовывать выступления в средствах массовой информации;
  • осуществлять рекламную деятельность для достижения уставных целей и задач;
  • участвовать в объединениях юридических лиц и сотрудничать с подобными организациями в Российской Федерации и за рубежом;
  • осуществлять предпринимательскую деятельность для реализации уставных целей и задач;
  • для реализации уставных целей и задач создавать хозяйственные товарищества и общества и участвовать в них, создавать фонды;
  • вести любого рода деятельность, не запрещенную законодательством, в соответствии с уставными целями и задачами Организации;
  • осуществлять иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

4.2. Организация обязана:

  • соблюдать законодательство, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы ее деятельности, а также положения, предусмотренные ее Уставом;
  • предоставлять по запросу компетентных органов (в том числе органов юстиции) необходимую документацию Организации, в том числе решения руководящих органов и должностных лиц, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы;
  • ·допускать представителей компетентных органов (в том числе органов юстиции) на проводимые Организацией мероприятия;
  • ежегодно информировать компетентные органы (в том числе органы юстиции) о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителе (руководителях) Организации в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц;
  • оказывать содействие представителям компетентных органов (в том числе органов юстиции) в ознакомлении с деятельностью Организации в связи с достижением уставных целей и задач и соблюдением законодательства.

6.1. Учредителями и членами Организации могут выступать:

  • граждане, достигшие 18-летнего возраста, разделяющие цели и задачи Организации, признающие настоящий Устав;
  • юридические лица — общественные объединения, разделяющие цели и задачи Организации, признающие настоящий Устав. Учредители приобретают членство автоматически. Членство в Организации добровольное. Оно не препятствует работе в государственных органах, органах местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организациях, членству в других общественных объединениях.

6.2. Решение о принятии в члены Организации принимается Правлением: для физических лиц — на основании поданного письменного заявления; для юридических лиц (общественных объединений) — на основании решения, принятого компетентным органом юридического лица.

6.3. Члены Организации имеют право:

  • участвовать в деятельности Организации и во всех ее мероприятиях;
  • голосовать на общем собрании в порядке, установленном настоящим Уставом;
  • получать помощь и консультации Организации;
  • обучаться на курсах, семинарах, организуемых Организацией;
  • своевременно получать информацию о мероприятиях, которые Организация проводит и (или) в которых оно участвует;
  • избирать и быть избранными в руководящие и контрольно-ревизионные органы Организации;
  • вносить на рассмотрение руководящих органов предложения по вопросам деятельности Организации;
  • вносить предложения о внесении изменений и дополнений в Устав Организации;
  • получать информацию по всем направлениям деятельности Организации;
  • иные права, установленные настоящим Уставом и законодательством Российской Федерации.

Установлено, какие аудиторские организации вправе обслуживать общественно значимые организации

Аудиторские услуги – то есть аудит и сопутствующие ему услуги – общественно значимым организациям могут оказывать лишь те аудиторские фирмы, сведения о которых внесены в Реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям.

Ранее такого реестра не было, но аудиторские организации были обязаны уведомлять о начале оказания услуг по проведению обязательного аудита отчетности «общественно значимых организаций» Федеральное казначейство.

Это касается аудита отчетности за 2023 год и далее. Сопутствующие аудиту услуги общественно значимым организациям оказывают только такие аудиторские организации начиная с 1 января 2023 года.

Новой редакцией Закона об аудиторской деятельности определены:

  • условия внесения сведений в этот реестр;
  • орган, уполномоченный вести реестр, – Федеральное казначейство;
  • порядок внесения сведений в реестр;
  • публичный характер реестра;
  • основания для отказа во внесении сведений в реестр;
  • основания для исключения сведений из реестра;
  • условия завершения аудита отчетности, проводимого аудиторской организацией, сведения о которой исключены из реестра.

2.1. Общественная организация вправе:

  • 2.1.1. свободно распространять информацию о своей деятельности;
  • 2.1.2. участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления;
  • 2.1.3. проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования, иные массовые мероприятия, а также проводить конференции, семинары и другие организационно-массовые мероприятия;
  • 2.1.4. учреждать средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность;
  • 2.1.5. представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях, судах, во всех учреждениях, предприятиях и организациях всех форм собственности;
  • 2.1.6. осуществлять в полном объеме полномочия, предусмотренные законами об общественных объединениях;
  • 2.1.7. выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти;
  • 2.1.8. участвовать в избирательных кампаниях в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации о выборах.

Как составить и утвердить устав

Устав является учредительным документом, в котором отображаются права и обязательства участников, условия приема в НКО и выхода из нее. Оформление происходит на бумаге формата A4, количество экземпляров – 2. Все страницы документа подвергаются нумерации и сшиванию. На последнем листе указывается общее количество листов, ставится штамп.

На основании шаблона каждая ОО может разработать собственный бланк. Его утверждение должно произойти до момента фактической регистрации. В заявлении прописываются сведения о факте его принятия. Оно содержит следующие реквизиты:

  • дата и место;
  • орган, который принял документ.

Плюсы применения типовых уставов очевидны как для учредителей, так и для налоговых органов. ФНС экономит время на изучении многостраничных учредительных документов, тогда как типовые уставы имеют только 3 страницы текста. Бизнесмены сберегают как время на подготовку регистрационного пакета, так и деньги, потому что типовые уставы не требуют обращения к юристам — можно просто выбрать подходящий вариант. Даже распечатывать и предоставлять в налоговую типовые уставы не надо. Достаточно вписать номер выбранного устава в заявление Р11001.

Плюсы типовых уставов

  • Типовые уставы — это готовые к использованию учредительные документы. Они бесплатны и не требуют никакой доработки.
  • Типовые уставы разработаны Минэкономразвития и полностью соответствует законам РФ. Налоговой и контрагентам не нужно вникать в текст на предмет ошибок или нестыковок с законодательством.
  • Типовые уставы в свободном доступе и имеют юридическую силу даже в электронном виде. Их вообще не надо предоставлять в налоговую. Также нет необходимости распечатывать типовые уставы и хранить среди прочих учредительных документов ООО.
  • При изменении каких-либо сведений об организации (адрес, виды деятельности, наименование) типовой устав менять не нужно. Нужно только с помощью формы Р13014 зарегистрировать в ФНС изменения в ЕГРЮЛ.

Минусы типовых уставов

  • Если учредители для руководства компанией избирают одного человека, то его должность может быть только генеральный директор.
  • Типовые уставы не подойдут обществам, которыми руководит совет директоров, а финансовую деятельность контролирует ревизионная комиссия ООО.
  • Обществам, решившим применять типовой устав, нельзя использовать печать.
  • Удостоверить принятие решения общим собранием участников можно только двумя способами: нотариально и через подписание протокола присутствующими на заседании участниками. Использовать другой разрешенный законом способ, например, с помощью технических средств аудио- или видеозаписи, нельзя.
  • Не рассчитаны типовые уставы на ООО, которые ведут деятельность, требующую наличия лицензии: перевозки, туризм, торговля подакцизными товарами, т.д.
  • Изменять текст типовых уставов может только Минэкономразвития. Предпринимателям это делать запрещено. Поэтому нужно постоянно отслеживать текущие изменения типовых уставов. Иначе они могут перестать соответствовать вашим требованиям.
  • При переходе на типовой устав придется внести корректировки во все внутренние документы компании, чтобы они соответствовали требованиям нового документа. Например, поменять название должности руководителя.

Перейти на типовой устав с 25 ноября 2020 года может по желанию как новая организация, так и действующая. Подробнее о смене устава с обычного на типовой в действующих ООО можно прочитать ниже.

Вновь регистрируемым компаниям в 2023 году достаточно выбрать типовой устав и вписать его номер в п. 8 на странице 4 новой формы Р11001. Предоставлять в налоговую типовой устав не надо.

Правда, применять типовой устав могут не все общества с ограниченной ответственностью. Запрещено работать по типовому документу обществам, деятельность которых законна только при наличии лицензии, или использующим печать. Не смогут перейти на типовой устав и организации под управлением совета директоров, а также те ООО, финансовую деятельность которых контролирует ревизионная комиссия.

Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

Как составить и утвердить устав

Устав является учредительным документом, в котором отображаются права и обязательства участников, условия приема в НКО и выхода из нее. Оформление происходит на бумаге формата A4, количество экземпляров – 2. Все страницы документа подвергаются нумерации и сшиванию. На последнем листе указывается общее количество листов, ставится штамп.

Читайте также:  Помощь молодой семье 2024 в Башкирии

На основании шаблона каждая ОО может разработать собственный бланк. Его утверждение должно произойти до момента фактической регистрации. В заявлении прописываются сведения о факте его принятия. Оно содержит следующие реквизиты:

  • дата и место;
  • орган, который принял документ.

При создании ООО несколькими физическими или юридическими лицами особое внимание в разделах устава следует уделить таким вопросы, как:

  • принятие решений на собрании и их оформление;
  • варианты выхода из общества;
  • передача долей наследникам, выплата компенсации наследникам, разрешение на продажу долей;
  • порядок распределения между учредителями выручки (с учетом долей, участия в деятельности).

Различия между общественными организациями

В отличие от других некоммерческих организаций общественные создаются на базе членства. Учредители также выступают в качестве членов и не могут рассчитывать на какие-либо преференции. Задача участника заключается в выплате членских и имущественных взносов, а также за ним сохраняется право на прекращение участия. Членство не отчуждается, правомочия другому лицу не передаются.

Участники не несут ответственности по обязательствам предприятия и наоборот. Основные отличия общественных организаций заключаются в региональной принадлежности. Они могут быть общероссийскими (функционируют на территории свыше 50% российских субъектов), межрегиональными, региональными (работают только на территории конкретного региона), местными (в рамках территории органа местного самоуправления).

Как оформить руководителя НКО в 2021 году

Готовый устав можно заказать у профессиональных регистраторов, но стоят их услуги обычно недешево, что не всегда оправданно. Вы можете самостоятельно составить устав одним из следующих способов.

В интернете можно найти множество уставов ООО. Некоторые начинающие бизнесмены используют их в качестве образца, чтобы не писать устав с нуля. Для примерного ознакомления это может быть полезно: разные образцы помогают понять примерную структуру устава.

Однако брать устав другой организации полностью и менять только персонализированные данные (адрес, название и т.п.) — довольно рискованный вариант. Даже ООО с одним учредителем редко бывают абсолютно идентичными между собой.

Поэтому при изменении готового устава нужно проверить, подходит ли вам направление деятельности компании, порядок назначения органов управления, варианты входа других участников и т.п.

Министерство юстиции РФ в 2016 году подготовило рекомендации по составлению модельного устава НКО, найти их можно на сайте Минюста. Рекомендации были разработаны с учетом сложившейся правоприменительной практики. Опираясь на них, при подготовке проекта устава необходимо соблюдать требования Административного регламента, утвержденного приказом Минюста России от 30.12.2011 № 455 (далее — Регламент).

Среди требований Регламента и рекомендаций Минюста к подготовке устава некоммерческой организации 2018 — 2019 годов можно отметить:

  • Отказ от обязательного оформления титульного листа.
  • Сквозную нумерацию всех страниц.
  • Разделение документа на разделы, нумеруемые римскими цифрами, главы и статьи.
  • Описание символики или герба НКО в виде приложения к уставу.
  • При разработке названия организации соблюдение требования к его ясности, четкости и информационной насыщенности. Если НКО имеет намерение использовать в своем бренде наименование российского государства, ему потребуется получить разрешение в порядке, определенном постановлением Правительства Российской Федерации от 24.09.2010 № 753.

Устав НКО предполагает возможность структурирования управления НКО наиболее удобным для учредителей способом. Так, в компетенцию коллегиального органа может быть передано принятие решения:

  • о создании других юридических лиц и участии в них;
  • создании филиалов в других регионах и открытии представительств.

На усмотрение учредителей для отражения в уставе остаются и такие вопросы, как:

  • указание в уставе данных об учредителях;
  • указание на право НКО заниматься приносящей доход деятельностью в соответствии с ее генеральными целями и конкретные виды этой деятельности, направление прибыли на конкретные цели;
  • право на формирование целевого капитала;
  • регламенты функционирования высшего и исполнительного органа управления, периодичность проведения заседаний, порядок их проведения.

Внесение изменений в устав НКО, аналогично процедуре его принятия, осуществляется на общем собрании участников, по решению учредителя или, если это предусмотрено уставом, высшим коллегиальным органом. Процедура внесения изменений должна отражаться в отдельном разделе устава. В том числе они вносятся в случае изменения законодательства, регулирующего деятельность НКО. Ряд изменений, в частности в составе учредителей, смене юридического адреса, видов участников, отражению в уставе не подлежат, но информация о них должна быть внесена (и при необходимости изменена) в ЕГРЮЛ.

Ограничивается возможность предусмотреть порядок изменения устава в нем самом специальными правилами, установленными Правительством РФ или высшими исполнительными органами региона, поселения — для казенных предприятий соответствующего уровня.

Регистрация изменений производится в соответствии с требованиями Регламента Минюстом РФ, на его же плечи ложится обязанность по передаче информации об изменениях в ЕГРЮЛ. Пакет документов для внесения изменений включает:

  • обязательные новые редакции (в 3 экземплярах);
  • протокол об их принятии;
  • заявление по форме Р13001;
  • сведения об учредителях;
  • данные об оплате пошлины.


Похожие записи: