Графа национальность в паспорте СССР
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Графа национальность в паспорте СССР». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Паспортизация населения страны началась в начале 30-х годов и завершилась незадолго до войны. В каждом паспорте обязательно указывалось социальное положение, место проживания (прописки) и национальность. Причем тогда, до войны, согласно секретному распоряжению НКВД национальность должна была определяться не путем самоопределения гражданина, а исходя из происхождения родителей. Милиция имела инструкции проверять все случаи несовпадения фамилии с национальностью, которую декларирует гражданин. Статистики и этнографы составили список из 200 национальностей, и, получая паспорт, человек получал одну из национальностей из этого списка. Именно на основании этих самых паспортных данных и проводились в 30-е годы и позднее массовые депортации народов. Согласно подсчетам историков тотальной депортации в СССР были подвергнуты представители 10 национальностей: корейцы, немцы, финны-ингерманландцы, карачаевцы, калмыки, чеченцы, ингуши, балкарцы, крымские татары и турки-месхетинцы. Кроме того, существовал и неявный, но вполне очевидный антисемитизм, и практика репрессий по отношению к представителям других народов, таких как поляки, курды, турки и т.п. С 1974 года национальность в паспорте указывали на основании заявления самого человека. Тогда и появились шутки наподобие такой: «Папа армянин, мама еврейка, кто будет их сын? Конечно, русский!». Впрочем, в большинстве случаев национальность все же указывали по одному из родителей.
Национальность в паспорте.
Графа «национальность» появилась в отечественном документообороте более ста лет тому назад. Впервые ее применил Ленин в анкетах членов партии большевиков еще до октября 1917 года. В паспорта эту графу ввел Сталин в 1932 году, а упразднил Борис Ельцин в 1997-м. И сейчас, в октябре 2011-го, призыв коммунистов возродить «пятый пункт» буквально взорвал доселе дремотную предвыборную ситуацию. Что за всем этим стоит?
Ленинский интернационализм
Графой «национальность» советские люди были обязаны товарищам из РСДРП. Еще на третьем съезде партии в 1905 году внесистемные оппозиционеры, заполняя анкеты, впервые столкнулись с вопросом «национальность». Любопытно, что в тогдашней Российской империи, которая, по определению большевиков, являлась «тюрьмой народов», национальность, то есть принадлежность индивида к определенной этнической группе, императорское правительство совершенно не волновала. И то правда: в тюрьме все равны. Православие, самодержавие, народность. И можно без нюансов. Тем более что государь-император Николай II православным-то был, а вот великороссом — увы. Дотошные историки подсчитали: русской крови в последнем российском самодержце было всего-навсего 1/128. Но все равно это был русский царь. Шотландец Барклай и грузин Багратион тоже были русскими полководцами, немец Фонвизин (потомок рыцарей) — русским писателем, еврей Левитан — русским художником. Что там говорить, в шутке «любого русского поскобли — найдешь татарина» — есть лишь доля шутки.
Когда до революции надо было сделать акцент именно на национальности, говорили «великоросс». Ленин в своей партийной анкете именно так и писал. Ну а то, что в числе его предков имелись и немцы, и евреи, вождя мирового пролетариата не смущало.
Даже в переписном листе первой российской переписи 1897 года в список вопросов лишь под одиннадцатым пунктом попали «вероисповедание» и под двенадцатым — «родной язык». Никакой тебе «национальности» не было и в паспортах царской России. В ней указывались фамилия владельца, его имя и отчество, семейное положение, дети, особые приметы и место жительства.
Большевики перенесли в партийные анкеты графу «национальность» из Европы, где она была в ходу с девятнадцатого века. Правда, там под «национальностью» подразумевали прежде всего принадлежность к определенному государству. Это сегодня, в эпоху «понаехавших тут» встал национальный вопрос. Не случайно, скажем, о Борисе Березовском или Романе Абрамовиче в западноевропейской прессе по традиции пишут — русские предприниматели, в том смысле, что они выходцы из России.
Кстати, именно коммунисты, которые вроде бы исповедуют интернационализм, изначально были крайне озабочены национальным вопросом. Почему Ленин считал оправданным введение графы «национальность» для партийных товарищей, видно из его творческого наследия. В частности, в дореволюционной работе «О национальной гордости великороссов» будущий вождь, подчеркивая «роль великорусского пролетариата как главного двигателя коммунистической революции», настаивал на «длительном воспитании рабочих в духе полнейшего национального равенства и братства», на «полном равноправии и праве самоопределения всех угнетенных великороссами наций».
Иными словами, графа «национальность» имела первостепенное значение именно для некоренных народов, «замордованных» царским режимом. Отсюда же, собственно, учреждение большевиками Народного комиссариата по делам национальностей в 1917 году.
Попытки возродить в СССР «великорусско-националистические» настроения Ленин решительно пресекал, утверждая, что «лучше пересолить в сторону уступчивости и мягкости к национальным меньшинствам, чем недосолить». Так, в 1922 году Владимир Ильич в одном из писем упрекал первого наркома по делам национальностей Иосифа Сталина в «грубости и несправедливости по отношению к нашим собственным инородцам». Материалы с ленинской критикой «националиста» Иосифа Виссарионовича были разрешены к публикации только в 1956 году.
И то верно: чушь несусветная получается. Русский Владимир Ульянов упрекает в великоросском национализме грузина Иосифа Джугашвили. И тем не менее спор этот был вполне предметным. Дорвавшись до власти, Сталин полностью переиначил изначальный смысл «пятого пункта».
Сталинский национализм
Формально лидер КПРФ Геннадий Зюганов, выступивший с инициативой вернуть в паспорта графу «национальность», стоит на ленинской позиции, утверждая, что «без дружбы народов, без уважения к их традициям и культуре невозможно успешно развиваться и уверенно смотреть в будущее». В реальности требование о реабилитации «пятого пункта» полностью соответствует именно сталинской национальной политике, суть которой — стравливать разные народы между собой.
В российской историографии существует довольно правдоподобная версия о том, зачем «отцу народов» понадобилось вводить графу «национальность» в паспорт. Ну, была бы одна «новая историческая общность — советский народ», и успокоились бы на этом. Все дело в том, что ленинский интернационализм окончательно выветрился из сталинской головы в начале 1930-х годов. С этого времени в политическую моду вошел национализм и строительство социалистической империи в одной отдельно взятой стране.
В 1932 году по постановлению «Об установлении единой паспортной системы по Союзу ССР и обязательной прописки паспортов» в единственном документе, удостоверяющем личность строителя коммунизма, впервые появляется графа «национальность». Граждане СССР в возрасте от шестнадцати лет, постоянно проживающие в городах, рабочих поселках, работающие на транспорте, в совхозах и на новостройках, обязаны были иметь паспорта. Фактически страна поделилась надвое. В первой части жили «паспортизированные» граждане, во второй — колхозники и прочие «лишенцы». Зачем в паспорте появилась графа «национальность», большинству людей в то время было не совсем понятно. Но репрессивный смысл введения внутреннего паспорта был очевиден. В решении Политбюро ЦК ВКП(б) от 15 ноября 1932 года, например, ясно говорилось о «разгрузке городов от лишних элементов». Просто так вышло, что список «лишних элементов» по мере построения социализма в СССР все время расширялся. Сначала это были «бывшие» и кулаки, а потом дело дошло и до целых «неблагонадежных» народов. Тут графа «национальность» стала как никогда актуальной. В 1937 году на мартовском пленуме ЦК ВКП(б) Сталин неожиданно заговорил не о «пятом пункте», а о «пятой колонне». Шпионов, вредителей и диверсантов тогда насчитали довольно много. Сталинский план по борьбе с подозрительными народами с помощью «пятого пункта» начал действовать. Основанием для расстрела или отправки в лагерь в годы массовых репрессий могло быть не только неподходящее дореволюционное прошлое, участие в Гражданской войне на стороне белых, но и «подозрительная» национальность — немецкая, польская, финская и другие.
Что такое национальность
Национальность — это пережиток прошлого. В современном мире, этот термин, практически, не употребляется.
Он известен тем, кто ещё помнит СССР. Для современной молодёжи этот термин чужд.
Говоря про современный мир, под национальностью понимают отношение данного человека к конкретной группе народностей, проживающих на той или иной территории, и имеющих свой язык.
По своей сути, «национальность» — это этническая общность. Ранее она указывалась в паспорте советского гражданина, и употребление этого термина имело смысл.
После распада СССР и образования России, такая строчка исчезла из главного документа. Теперь распределения по национальностям не существует.
Но, заполняя различные анкеты (например, для получения заграничного паспорта), граждане России сталкиваются с проблемой.
В анкетах, связанных с миграцией, переселением, переездами и путешествиями, есть графа «национальность», и её нужно правильно заполнить. В противном случае, в рассмотрении заявления могут отказать.
Как в СССР проходила всеобщая паспортизация
Паспорт как удостоверение личности появился не сразу после свершившейся революции. Единая паспортная система была введена лишь в 1932 особым постановлением правительства. До этого такие документы получали лишь некоторые категории граждан. Это были государственные служащие и те, кому приходилось по долгу службы ездить в командировки за границу. Именно про эту заветную зелёную книжечку советский поэт Владимир Маяковский написал своё знаменитое произведение «Стихи о советском паспорте».
Примечательно, что главный разворот в первых паспортах был ориентирован вертикально, а данные туда вписывались от руки. Причём личные данные писались на двух языках — обязательно на русском и на языке той ССР, в которой был выдан документ. На тот период графы о национальной принадлежности в паспортах не имелось. Зато обязательно указывалась прописка. Позднее, в 1953 году, Советом министров было принято новое положение о паспортах. Оно расширило круг лиц, могущих получить такое удостоверение личности.
Указание типа этнической принадлежности сегодня
На вопрос, почему убрали национальность в паспорте, нет однозначного ответа. Вероятнее всего, раз страна перестала быть настолько многонациональной, как Советский Союз со всеми его республиками, надобность в пятой графе отпала сама собой. Когда отменили национальность в паспорте, многие жители нашей страны вздохнули свободнее.
Сегодня этническую принадлежность при получении паспорта указывать совсем необязательно. Впрочем, если очень хочется, то её, как и группу крови и некоторые другие данные, можно указать в специальном вкладыше к паспорту. Никакого реестра национальностей сегодня нет и в помине. Поэтому человек сам в праве определять, к какому типу этноса он относится.
Отмена официального списка национальной самоидентификации привела к одному забавному обстоятельству. Согласно последней переписи населения России, в нашей стране живут люди с такими национальностями, как скифы, хоббиты, эльфы, полукровки, гномы и даже фараоны. В соседних странах ситуация с указыванием этнической принадлежности примерно одинаковая.
В украинских паспортах запись об этнической принадлежности отсутствует, во вкладыше её тоже нет. Граждане Казахстана и Латвии могут по собственному желанию указать этническую принадлежность прямо в паспорте. А вот в Узбекистане вписывание своей национальности в паспорт, а также в проездной документ обязательно. Так же дела обстоят и в Китае.
Жители Китая должны вписать национальность в главное удостоверение личности, выбрав её из более 50 национальностей. Национальность китайцы выбирают исходя из национальности своих родителей. А вот иностранцы, получающие паспорт Китая, могут выбрать какую угодно национальность.
По национальности отца
Изначально, согласно спискам 1924-1926 года в СССР проживали представители двухсот национальностей. При этом, как правило, гражданин получавший паспорт, определял свою национальность по национальности отца, хотя были и исключения.
В 1974 году паспортизация в Советском Союзе продолжалось. Теперь право на получение документа имели и колхозники, жители сельской местности. Одновременно с этим, изменился и подход к определению национальности.
Графа в паспорте была все такой же обязательной, но теперь гражданин мог по собственному выбору записать себя в ту или иную народность. Но вот самое интересное, что примерно в эти же годы начинается и варьирование списка «официальных» национальностей. В 1959 году было 126, в 1979 – 123, в 1989 – 128.
Гонения по национальному признаку
Что касается гонений по национальному признаку, то ряд учёных фиксируют в советской истории случаи депортации представителей десяти национальностей. К ним относят чеченцев, крымских татар, корейцев, карачаевцев, ингушей, немцев, балкарцев и ряд других.
Также, во времена сталинских чисток, нелегко пришлось советским евреям.
При этом, учёные указывают не только на факты депортации, но и на «мягкую дискредитацию» в позднем СССР по национальному признаку. Советские евреи по этому поводу придумали грустную шутку, где обозначали свою национальную принадлежность, как «инвалидность пятой группы».
Но стоит снова оговориться, что скорее Сталин и тогдашнее советское руководство увидело в графе «национальность» удобный практический механизм уже после его ввода. Изначально же, «пятая графа» была скорее идеологическим механизмом, и каких-то систематических практик не предполагала.
Что интересно, с крушением СССР советские паспорта не исчезли, и до сих пор считаются действительными на территории России, наряду с новыми паспортами граждан Российской Федерации, где графы «национальность» нет.
Периодически за её возвращение ратуют консерваторы, и общественная дискуссия по этому вопросу идет до сих пор. Однако, кажется, государство возвращать «пятую графу», как минимум в ближайшее время, не будет в силу особенностей нынешней российской национальной политики.
Структура паспорта СССР и наличие графы «национальность»
Паспорт СССР был официальным документом, удостоверяющим личность гражданина Союза Советских Социалистических Республик. Он имел свою уникальную структуру, которая отличалась от паспортов, применяемых в других странах.
В паспорте СССР графа «национальность» была одной из основных характеристик гражданина. В ней указывалась национальность по национальности родителей. Это информация имела важное значение для государственного управления и позволяла отслеживать численность и состав населения по национальному признаку. Однако, указывалась только одна национальность, и это могло стать проблемой для тех, кто имел смешанную национальность или не смог точно определить свою национальность.
В отличие от современных паспортов, в паспорте СССР графа «национальность» была обязательным полем, и ее заполнение осуществлялось по установленным правилам. Ошибки или неправильное указание национальности могли повлечь за собой проблемы при прохождении государственных и профессиональных испытаний, поэтому гражданинам необходимо было быть внимательными при заполнении этого поля.
Первый паспорт с графой национальности
Обязательная графа национальности в паспорте СССР впервые была введена 27 октября 1932 года. Это был значимый шаг в развитии паспортной системы, который позволил государству получить информацию о национальном составе населения.
Графа национальности содержала сведения о национальной принадлежности каждого гражданина СССР. Это позволяло государству классифицировать население по национальности и использовать эту информацию в различных целях, включая учет национальных меньшинств и планирование национальной политики.
Первоначально графа национальности в паспорте СССР была оформлена как отдельная страница, на которой указывалась национальность по принципу национально-территориального признака. В последующие годы она претерпела изменения и появилась в виде отдельной графы на основной информационной странице паспорта.
Важно отметить, что графа национальности в паспорте СССР была обязательной для заполнения и не имела возможности указать «русский» в качестве национальности. Это связано с политикой, преследовавшей цель создания единой советской нации, включающей всех национальностей.
Первый паспорт с графой национальности стал важным этапом в развитии паспортной системы СССР и оказал существенное влияние на восприятие и самосознание национальностей, проживающих на территории СССР.
Обязательная графа национальности
В СССР обязательная графа национальности была введена в паспорте в 1932 году. Эта мера была принята с целью упорядочить национальную структуру населения и провести перепись населения страны. Графа национальности позволяла государству получить информацию о национальном составе населения, а также использовать ее для планирования социально-экономических программ и мероприятий.
В графе национальности указывалась национальность человека в соответствии с классификацией национальностей, утвержденной на основе этнической приписки и языковой принадлежности. Основные национальности, присутствующие в стране, были представлены в паспорте определенным кодом.
Код | Наименование национальности |
---|---|
001 | Русские |
002 | Украинцы |
003 | Белорусы |
004 | Узбеки |
005 | Татары |
006 | Казахи |
Несмотря на то, что графа национальности в паспорте была обязательной, она вызвала много споров и критики в обществе. Некоторые считали, что эта мера способствует дискриминации и разделению национальностей. В связи с этим, в 1997 году графа национальности была исключена из паспорта Российской Федерации.
Графа о национальности
По поводу «прописки», которая сейчас обозначается, как «регистрация», до сих пор спорят специалисты. Но была в советском паспорте и так называемая «пятая графа», или же графа о национальности.
Вообще, чисто технически пятой эта графа была не в советском паспорте, а в «Личном листке по учёту кадров паспортных органов МВД СССР» на основании которого и оформлялся советский паспорт.
Критики графы «национальность», да и многие исследователи видят в ней не только механизм дополнительного контроля, но и возможность для ущемления отдельных граждан СССР по национальному признаку. Но самое интересное что изначально все обстояло с точностью до наоборот.
СССР был подчеркнуто многонациональной страной единого советского народа. Но именно «много»-национальной, а не «безнациональной». Поэтому графа «национальность» в теории и в рамках советской идеологии не только не была дискредитирующей, но, напротив, подчеркивала эту самую многонациональность, а через это и единство всего советского народа. Но это, как говорится, в теории. На практике же вышло не совсем так.
В СССР [ править / править код ]
В СССР графа номер 5 для указания национальности была в формуляре Личного листка по учёту кадров паспортных органов МВД СССР (а не в паспорте, как часто ошибочно считается), на основании которого оформлялся паспорт; а также в таких же листках отделов и управлений кадров всех государственных организаций [2] .
В Советском Союзе указание национальности в паспорте и других удостоверяющих личность документах носило обязательный характер. Национальность гражданина записывалась в эту графу на основании национальности родителей. Если их национальность была разная, то в соответствии с Постановлением СМ СССР «О паспортной системе в СССР» от 28 августа 1974 [3] , гражданин имел право выбирать национальность отца или матери при получении им первого паспорта по достижении 16-летнего возраста. После этого он менять национальность уже права не имел.
При этом человек мог определять свою национальную принадлежность только из числа официально признанных народов, проживавших на территории СССР, согласно Списку национальностей СССР, который впервые был составлен в 1924—1926 годах. [4]
Зачастую, если национальность одного из родителей была «проблемной» (например, еврей, немец, крымский татарин и др.), человек выбирал себе национальность другого родителя, более приемлемую (русский, украинец, белорус и т. п.). [5] [ источник не указан 662 дня ]
Если в сталинском СССР «национальная политика» доходила до репрессий по национальному признаку или депортациям целых народов, то в послесталинское время наличие в документах графы «национальность» позволяло государству негласно и неофициально проводить в жизнь «мягкие формы» дискриминации и ограничения целых этносов в гражданских правах. Это касалось в первую очередь таких сфер жизни как право на проживание на определённых территориях СССР, право на профессию, образование и место работы. Если на территориях отдельных национальных республик дискриминациям могли подвергаться местные меньшинства (нетитульные народы в национальных республиках), то на всей территории СССР постоянному негласному притеснению подвергались представители таких народов как евреи, немцы, крымские татары, греки, турки-месхетинцы и др. — в части приёма на работу, поступления в вузы, в аспирантуру, карьерного продвижения и занятия руководящих должностей, присуждений государственных наград и почётных званий, членства в государственных органах управления и советских представительских организациях, поездок за границу и т. п. [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] . Отсюда пошло ироническое выражение «инвалид пятой группы», обозначающее человека, имеющего «неподходящую» национальность [14] .
Бюрократическая свобода
Но такая бюрократическая свобода до 1932 года создавала массу бытовых и криминальных проблем. Огромные массы людей свободно кочевали по просторам страны, а особенно активно этим пользовался криминальный элемент, который мог в те годы «гастролировать» практически без ограничений, пока не поймают.
Потому в советском паспорте появились графа о прописке. Которая позволяла, как и сам документ, фиксировать передвижения гражданина и определённым образом «привязывать» его к месту жительства.
Вопреки общему мнению, сельским жителям паспорта также выдавались, хотя их всеобщая паспортизация наступила гораздо позже, в семидесятые. Просто паспорта колхозники получали в случае поступления в ВУЗ или с началом военной карьеры, или переезжая в город на обговоренное уже рабочее место.
По национальности отца
Изначально, согласно спискам 1924-1926 года в СССР проживали представители двухсот национальностей. При этом, как правило, гражданин получавший паспорт, определял свою национальность по национальности отца, хотя были и исключения.
В 1974 году паспортизация в Советском Союзе продолжалось. Теперь право на получение документа имели и колхозники, жители сельской местности. Одновременно с этим, изменился и подход к определению национальности.
Графа в паспорте была все такой же обязательной, но теперь гражданин мог по собственному выбору записать себя в ту или иную народность. Но вот самое интересное, что примерно в эти же годы начинается и варьирование списка «официальных» национальностей. В 1959 году было 126, в 1979 – 123, в 1989 – 128.
Есть печальный анекдот о еврейском погроме. Избили еврея, а соседи говорят ему: «Как же так, вы ведь купили себе паспорт, с «пятой графой», где написано русский!». На что тот грустно отвечает: «Да, но били-то меня не по паспорту, а по лицу!».Собственно, этот анекдот довольно точно иллюстрирует ситуацию в силовых ведомствах, где учили определять национальность именно так: не по паспорту, а по лицу. И если цыгана от якута отличить, в общем, просто, то понять, где якут, а где бурят будет несколько сложнее. А как понять, где русский, а где латыш или белорус? Существовали целые таблицы с этническими типами лиц, позволявшие милиционерам, сотрудникам КГБ и других структур безошибочно различать людей «не по паспорту». Разумеется, это требовало хорошей памяти на лица и наблюдательности, но кто же говорил, что разбираться в национальности людей в стране, где живет больше 100 народов, будет легко?
Бюрократическая свобода
Но такая бюрократическая свобода до 1932 года создавала массу бытовых и криминальных проблем. Огромные массы людей свободно кочевали по просторам страны, а особенно активно этим пользовался криминальный элемент, который мог в те годы «гастролировать» практически без ограничений, пока не поймают.
Потому в советском паспорте появились графа о прописке. Которая позволяла, как и сам документ, фиксировать передвижения гражданина и определённым образом «привязывать» его к месту жительства.
Вопреки общему мнению, сельским жителям паспорта также выдавались, хотя их всеобщая паспортизация наступила гораздо позже, в семидесятые. Просто паспорта колхозники получали в случае поступления в ВУЗ или с началом военной карьеры, или переезжая в город на обговоренное уже рабочее место.