Путевые листы правила заполнения в 2024 году
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Путевые листы правила заполнения в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Правила заполнения бумажных листов были даны в статье 6 закона № 259-ФЗ и в приказе Минтранса № 390. 1 марта 2023 года вступил в силу закон № 39-ФЗ, который внёс изменения в старые нормы и разрешил ведение электронных путевых листов.
Что изменилось в законодательстве в марте 2023 года
В новом законе описаны:
- порядок оформления электронных путевых листов;
- порядок предъявления электронного путевого листа сотруднику ГИБДД.
Кроме того, закон № 39-ФЗ ввёл следующие правила:
- Указывать номер ЭПЛ и название бланка не обязательно. Это требуется, только если лист используют в качестве первичного документа для подтверждения расходов.
- Вместо информации о собственнике транспорта нужно указывать данные ИП или компании, которые сформировали путевой лист.
- Сотрудники, которые проводили медосмотр водителя, подписывают ЭПЛ усиленной квалифицированной электронной подписью. Работники, ответственные за техосмотр транспорта, могут использовать усиленную квалифицированную или неквалифицированную подпись.
- Вести журнал для учёта путевых листов теперь не нужно. Старые журналы необходимо хранить в архиве компании в течение пяти лет.
Правила оформления и ведения путевых листов
Путевые листы необходимы организациям для контроля за движением автотранспорта, расчета заработной платы водителям, фиксирования расхода ГСМ, начисления амортизации на автомобиль, учета общих затрат на транспорт. Кроме того, если водителя на служебном транспорте остановит для проверки документов инспектор ГИБДД, этот документ подтверждает:
Непосредственно перед выездом в путевом листе надо указать показания счетчика (только целые числа) и время их снятия. Далее следует вписать данные о том, какое горючее выдано, в каком количестве (если выдача топлива предусмотрена). Все данные подтверждаются подписью самого работника.
Заполнением этой формы в автотранспортных организациях занимаются диспетчеры, а в остальных компаниях — уполномоченный на выпуск автомобилей в рейс работник. Такие обязанности устанавливают приказом руководителя организации, поскольку тот, кто заполняет документ, несет ответственность за допущенные в нем ошибки. Иногда оформлением бумаг занимаются сами водители. Но по общему правилу водители обязаны заполнять только свою часть документа — записывать данные о пробеге автомобиля в соответствии с показателями приборов в машине.
В частности, как при выезде ТС из гаража, так и после его возвращения в гараж записи проверяют на соответствие показателей приборов в автомобиле, таким как датчик топлива, одометр и т. д. Техническое состояние ТС обязан завизировать уполномоченный сотрудник, например механик организации. Данные о предрейсовом медицинском осмотре обязательно заполняет медработник с указанием даты. Запись должна сообщать о том, что водитель «прошел предрейсовый медицинский осмотр и допущен к исполнению трудовых обязанностей». При необходимости ставится отметка о медосмотре после рейса.
Не всем организациям подходят унифицированные бланки, кроме того, они не для всех обязательны. Поэтому юрлицо (или ИП) вправе разработать собственный вариант, в котором учесть все обязательные реквизиты и необходимые показатели. Применение собственного измененного бланка указывают в учетной политике организации, как это определено в пункте 4 ПБУ 1/2008. Не стоит забывать, что к первичным документам строгой отчетности применяют и правила, регламентированные статьей 9 федерального закона №402-ФЗ от 06.12.2011 о бухгалтерском учете.
Обязательные реквизиты путевого листа
Основная часть организаций вправе использовать разработанную самостоятельно форму путевого листа. Унифицированную форму, утв. постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 № 78, обязаны использовать только автотранспортные предприятия, т.е. организации, которые осуществляют деятельность по эксплуатации строительных машин, механизмов, автотранспортных средств и являются отправителями и получателями грузов, перевозимых автомобильным транспортом.
При разработке собственной формы путевого листа следует учитывать, что существуют установленные на законодательном уровне обязательные реквизиты, которые, по мнению чиновников, должны присутствовать в путевых листах. Если какого-то из обязательных реквизитов не будет — это повод налоговикам для снятия расходов.
Минфин России в своих разъяснениях (см., например, письмо от 23.03.2021 N 03-03-07/20599) также поясняет, что для документального подтверждения расходов на приобретение топлива для служебных автомобилей налогоплательщику необходимо руководствоваться перечнем обязательных реквизитов и порядком заполнения путевых листов, утвержденными приказом Минтранса.
Например, одним из обязательных реквизитов путевого листа являются сведения о транспортном средстве, которые включают в себя показания одометра (полные километры пробега). Таким образом, величина пробега указывается на основании показаний одометра, а значит, показания одометра относятся к числу обязательных реквизитов путевого листа. В некоторых компаниях путевые листы содержат данные о пробеге, а показания одометра при этом отсутствуют. Соответственно, не ясно, как вообще определяется пройденное автомобилем расстояние. Такой порядок крайне рискован. Налоговые органы могут указать, что такой путевой лист составлен с нарушениями и, соответственно, не может подтверждать расходы на списание ГСМ.
Наличие рисков подтверждает и судебная практика, содержащая примеры споров, в которых налоговые органы, признавая расходы неправомерными, наряду с другими признаками указывали также и на отсутствие в путевых листах сведений о показаниях одометра (постановления ФАС Поволжского округа от 24.07.2014 по делу № А12-23368/2013, Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20.02.2016 № Ф08-523/2016, Арбитражного суда Центрального округа от 09.04.2021, Ф10-412/2021 по делу № А09-3820/2019).
Другое дело, когда одометр неисправен. Но и здесь не получится проставить данные о пробеге, что называется с потолка. В письме ФНС от 16.07.2010 № ШС-37-3/6848 сказано, что нужно, во-первых, задокументировать сам факт поломки. Во-вторых, найти альтернативный способ подтверждения пройденного расстояния, например, по данным системы ГЛОНАСС (письмо Минфина РФ от 16.06.2011 № 03-03-06/1/354).
Как оформлять путевой для грузовика в 2023 году (пошагово)
С учетом сказанного выше, при оформлении путевого листа грузового автомобиля, нужно руководствоваться п. 9 — 14 Порядка, утв. Приказом № 390 и указывать:
1. В однодневном листе – дату его использования, а многодневном – начало и конец срока действия (число, месяц, год).
2. Данные о том, кто оформляет путевой лист (например, полное название, ОГРН, адрес места нахождения, контакты юрлица).
3. Об авто:
- характеристики (тип, марка, модель, госномер) и, при наличии, то же самое о прицепе;
- сведения по техосмотру с указанием даты и времени, пройденному до рейса и до смены;
- дата, время выхода на линию и возвращения, а также показатели одометра.
4. Данные водителя: инициалы, дата прохождения обязательного соответствующего медосмотра, предусмотренного законодательством, его результаты (до и после рейса, до и после смены), СНИЛС.
5. Вид перевозки:
- коммерческая: регулярные пассажироперевозки, транспортировка по договору перевоза грузов и фрахтования, перевозки при аренде транспорта с экипажем, по заказу, с участием такси, групп детей автобусами;
- для собственных нужд (транспортировка грузов, перевоз людей своими силами);
- работа спецтранспорта.
6. Вид сообщения:
- городской (маршрут проходит в пределах конкретного населенного пункта);
- пригородное (маршрут проходит между населен. пунктами, причем охватывает до 50 км между их границами);
- междугородное (маршрут следования охватывает расстояние больше 50 км между границами населенных пунктов);
- международное (маршрут выходит за пределы России либо предусматривает перевозку на ее территорию с пересечением границы (транзитом)).
Обязательная регистрация путевых листов в электронной форме
С 1 января 2024 года все путевые листы должны быть зарегистрированы в электронной форме. Это новое требование, введенное для облегчения и упрощения процесса учета и контроля за транспортными средствами.
Регистрация путевых листов в электронной форме позволит сократить время и затраты на ведение бумажной документации. Теперь водители смогут быстро заполнять и отправлять свои путевые листы на сервер, где они будут храниться и обрабатываться в автоматическом режиме.
Такой способ регистрации позволит обеспечить высокую точность и достоверность данных. Вся информация о маршрутах, пройденном расстоянии, времени стоянок и других деталях будет записана прямо в электронный документ. Это исключит возможность ошибок при заполнении путевых листов вручную.
Для регистрации путевых листов в электронной форме необходимо использовать специальные программы или онлайн-сервисы. На сегодняшний день уже существуют различные решения, которые позволяют автоматизировать процесс учета и контроля за транспортными средствами.
Такая система регистрации путевых листов в электронной форме позволит не только повысить эффективность работы водителей, но и облегчить задачи бухгалтерии и контролирующих органов. Более точная и своевременная информация будет всегда доступна и удобна для анализа и проверки.
Следует отметить, что регистрация путевых листов в электронной форме будет обязательной для всех транспортных предприятий и организаций, которые осуществляют грузоперевозки. Нарушение этого требования может привести к административным и финансовым последствиям.
Важно помнить: переход к регистрации путевых листов в электронной форме является не только обязательным, но и выгодным с точки зрения экономии времени и ресурсов. Водителям и организациям следует приступить к внедрению электронной системы учета как можно раньше, чтобы быть готовыми к новым требованиям и сохранить свою конкурентоспособность.
Обязательная регистрация путевых листов в электронной форме станет большим шагом в развитии транспортной отрасли и повышении ее эффективности. Водители и организации, которые внедрят новую систему учета, будут иметь преимущество перед остальными и смогут значительно улучшить свои бизнес-процессы.
Переход на единый формат путевых листов для разных видов транспорта
Начиная с 1 января 2024 года вступят в силу новые требования к путевым листам для всех видов транспорта. Согласно новым нормам, будет введен единый формат путевых листов, который будет применяться одинаково для автомобилей, автобусов, грузовиков, поездов и других видов транспорта.
Переход на единый формат связан с необходимостью упростить и унифицировать процесс заполнения и обработки путевых листов. Использование единого формата позволит снизить количество ошибок и упростит контроль со стороны государственных органов.
Номер пункта | Описание |
---|---|
1 | Общая информация о транспортном средстве |
2 | Данные о маршруте |
3 | Информация о грузе или пассажирах |
4 | Данные о повреждениях или авариях |
5 | Подписи и печати |
Единый формат путевых листов будет содержать основные разделы, включающие общую информацию о транспортном средстве, данные о маршруте, информацию о грузе или пассажирах, данные о повреждениях или авариях, а также место для подписей и печатей.
Внедрение единого формата путевых листов для разных видов транспорта поможет сократить бюрократические процедуры, улучшить контроль над перемещением транспортных средств и обеспечить более эффективное взаимодействие между операторами и контролирующими органами.
Что такое путевые листы?
В путевых листах указываются различные данные о поездке, включая информацию о водителе, транспортном средстве, маршруте, дате и времени начала и окончания поездки. Они предоставляют возможность контролировать скорость и местоположение транспорта, а также определять пробег и использование топлива.
Новая форма путевых листов с 15 декабря 2024 года вводится с целью улучшения системы учета и контроля движения транспорта. Это связано с использованием новых технологий, таких как электронные устройства и системы GPS.
Благодаря новой форме путевых листов будет более удобно и эффективно отслеживать выполнение заданий, управлять транспортным парком и контролировать расходы на топливо. Также это поможет снизить возможность фальсификации данных и улучшить безопасность на дорогах.
Какой порядок заполнения новых путевых листов
Начиная с 15 декабря 2024 года, водителям требуется заполнять новые формы путевых листов в соответствии с установленным порядком. Следуйте следующим шагам:
1. Верхняя часть: В самом верху путевого листа укажите дату начала путешествия, дату окончания путешествия, а также номер путевого листа.
2. Информация о водителе: Заполните поля, относящиеся к водителю, включая ФИО, адрес, номер водительского удостоверения.
3. Информация о транспортном средстве: Укажите марку, модель и государственный регистрационный номер автомобиля.
4. Маршрут: Опишите маршрут, который будет преодолеваться во время путешествия. Укажите название и адрес начальной точки маршрута, а также название и адрес конечной точки маршрута.
5. Основания: Укажите причину поездки, например, командировка или доставка груза. При необходимости приложите соответствующие документы.
6. Прочие сведения: В этом разделе вы можете указать все необходимые дополнительные сведения, например, планируемые остановки по пути, наличие попутчиков и т. д.
7. Подписи: Подтвердите свою подпись в соответствующем поле. При необходимости, требуется также подпись организации, которой принадлежит автомобиль.
Следуя этому порядку заполнения новых путевых листов с 15 декабря 2024 года, вы будете соблюдать необходимые требования и предоставлять достоверную информацию о вашем путешествии. Не забывайте сохранять все заполненные путевые листы в течение требуемого периода времени.
Перечень обязательных полей
Декабрь 2024 года принес изменения в оформление путевых листов, повышающие их информативность и стандартизирующие представленные данные. Новые требования включают в себя определенный перечень обязательных полей, которые должны быть заполнены при составлении путевого листа.
Обязательными полями являются:
1. Дата и время начала и окончания маршрута — эти поля указывают точное время выезда и возвращения транспортного средства, что необходимо для ведения контроля и определения пройденного расстояния.
2. Номер и марка транспортного средства — важно указать тип и идентификационный номер транспортного средства, чтобы исключить возможность путаницы или ошибочных данных.
3. ФИО водителя — полное имя и фамилия водителя, осуществляющего поездку. Это необходимо для идентификации водителя и его ответственности за транспортное средство.
4. Цель поездки — указание причины и цели поездки, например, командировка, доставка груза или пассажиров, туристический маршрут.
5. Маршрут — подробное описание маршрута движения, включая указание населенных пунктов или ориентиров, через которые проходит поездка.
6. Общее пройденное расстояние — информация о суммарном пройденном расстоянии в километрах. Это поле необходимо для контроля и учета пройденного пути.
7. Подпись водителя и руководителя — обязательное поле для подтверждения согласования и ответственности за оформленный путевой лист.
Сроки предоставления путевых листов
Новые требования по оформлению путевых листов, вступившие в силу в декабре 2024 года, предусматривают изменения в сроках предоставления данных документов.
Согласно обновленным правилам, путевые листы должны быть подготовлены и предоставлены в течение пяти рабочих дней после завершения поездки. Это означает, что водители теперь должны оперативно заполнять и сдавать путевые листы в установленные сроки.
Отсутствие своевременно заполненных путевых листов может повлечь за собой административные штрафы и проблемы с законодательством.
Для удобства водителей и бухгалтеров, требуется использование электронных систем для ведения и предоставления путевых листов. Это сократит время и упростит процесс заполнения и хранения документов.
Соблюдение сроков предоставления путевых листов — важная обязанность водителей, которая поможет избежать неблагоприятных последствий и обеспечит соблюдение требований законодательства.
Изменения в путевых листах с 2024 года
Вступление
С 2024 года вступают в силу новые правила заполнения путевых листов, которые затронут большинство организаций, занимающихся транспортировкой грузов. Каждая компания будет обязана внести несколько важных изменений в свою документацию с целью соблюдения новых требований и предоставления более точной информации о передвижении транспортных средств.
- Обязательное указание места загрузки и разгрузки груза. Все путевые листы должны содержать точную информацию о точках погрузки и выгрузки груза. Это поможет упорядочить процесс доставки и предоставит возможность точного определения пути и расстояния между ними.
- Включение сведений о времени начала и окончания каждого этапа перевозки. Теперь путевой лист должен содержать информацию о времени, когда транспортное средство выезжает со стоянки, а также о времени прибытия на каждый адрес. Это позволит контролировать время выполнения задачи и предоставит возможность более точного планирования дальнейших этапов перевозки.
- Уточнение требований к заполнению графы «Цель поездки». В новых путевых листах необходимо указывать конкретную цель поездки, например, доставка товара клиенту или возврат груза в складское помещение. Такая информация поможет контролировать использование транспортных средств и предоставит возможность более эффективного планирования ресурсов.
Также с 2024 года введены новые требования к оформлению путевых листов, которые влияют на их внешний вид и последовательность заполнения. Теперь путевой лист должен содержать следующие разделы:
- Информация о транспортном средстве: марка, модель, государственный регистрационный номер.
- Информация о водителе: ФИО, паспортные данные, контактный номер телефона.
- Места загрузки и разгрузки: адреса точек погрузки и выгрузки груза.
- Время начала и окончания каждого этапа перевозки: время выезда со стоянки, время прибытия на каждый адрес.
- Цель поездки: конкретная цель каждого этапа перевозки.
- Иная информация: дополнительные сведения о перевозке, такие как требования к грузу, особенности маршрута и прочее.
- Подпись водителя.
Особенности путевого листа 2024
Организация вправе сама разрабатывать и утверждать форму или использовать единые бланки (Постановление Госкомстата №78 от 28.11.1997). Однако если предприятие занимается перевозкой людей/грузов, учет движения автомобилей должен вестись в утвержденной форме. Использование нового бланка отражается в учетной политике компании. Также, согласно Приказу Минтранса №476 от 07.11.2017, в путевке необходимо прописывать дополнительные данные о владельце автомобиля: для предприятий – ОГРН, для ИП – ОГИП.
ВНИМАНИЕ! Требования приказа Минтранса РФ №152 от 18.09.2008 к оформлению путевок пересекаются с Уставом Автотранспорта. Соблюдать его обязаны перевозчики, которые ввозят что-то и имеют отдельное соглашение о поставках за оплату. Действие закона прекращается, когда речь идет о некоммерческой транспортировке пассажиров/ товаров либо единовременной поездке в собственных целях. Автомобилисту не нужна путевка. Если сотрудник ГИБДД потребует ее, подобные действия рассматриваются как нарушение прав. Постановление о денежном наказании легко отменить в судебном порядке. Во всех остальных ситуациях предусмотрен штраф за езду без п/л в размере 500-3000 рублей (ст.12.13 КоАП РФ).
Путевой лист требуется организациям и индивидуальным предпринимателям в следующих случаях:
- Расчет амортизации.
- Контроль передвижения ТС.
- Учет общих расходов на автотранспорт.
- Учет затрат на ГСМ и топливо (бензин).
- Начисление заработной платы водителям.
Данный документ является подтверждением обоснованности поездки, законной транспортировки пассажиров/груза, исправного состояния ТС и права его управления. Выписывание путевки ведется всегда при эксплуатации машины для рабочих целей. При этом форма собственности значения не имеет. Транспортное средство может числиться на балансе предприятия, быть арендованной у сторонней компании либо быть личной машиной работника и использоваться для потребностей организации. Путевой лист может быть выдан на месяц (30 дней), 1 рабочий день либо на 1 поездку. Новыми правилами заполнения п/л в 2024 году предусмотрена возможность продления периода его действия.
Форма нового путевого листа
Начиная с 2024 года, вступит в силу новая форма путевого листа, которая учитывает изменения и требования современной документации. Новая форма облегчит заполнение и повысит информативность путевых листов, что позволит более эффективно контролировать движение транспортных средств.
Ниже приведены основные элементы формы нового путевого листа:
-
Шапка документа. Здесь указываются данные о предприятии (название, адрес, контактные данные), а также информация о транспортном средстве (государственный регистрационный номер, марка, модель).
-
Зона заполнения графиков. В новой форме предусмотрены графики для учета основных данных о поездках, таких, как дата, время начала и окончания, пройденное расстояние.
-
Раздел для указания маршрута. В этом разделе необходимо указать пункты отправления и назначения, а также промежуточные остановки. Информация о маршруте позволяет контролировать и проверять правильность движения транспортного средства.
-
Поле для дополнительной информации. В новой форме предусмотрена возможность указать дополнительную информацию о поездке, такую как цель поездки, груз, количество пассажиров и другие особенности.
-
Подпись водителя и руководителя. В конце путевого листа предусмотрено место для подписей водителя и руководителя предприятия, что является важным элементом подтверждения достоверности информации.
Новая форма путевого листа позволит более точно отслеживать движение транспортных средств и обеспечит более надежную документацию для организаций, управляющих автопарками. Она проста в использовании и удобна как для водителей, так и для руководителей предприятий.
Можно ли управлять машиной без путевого листа?
В России, начиная с 2024 года, владельцы транспортных средств обязаны заполнять путевые листы при осуществлении грузоперевозок. Однако возникает вопрос, можно ли управлять машиной без путевого листа? Рассмотрим данную тему более детально.
Обязательность путевых листов
- Путевые листы представляют собой документ, в котором отражается информация о маршруте, грузе, времени и других данных, связанных с перевозкой.
- Основная цель введения путевых листов состоит в улучшении контроля за грузоперевозками и предупреждении незаконной деятельности.
- Отсутствие путевого листа во время перевозки может повлечь за собой административные и финансовые санкции со стороны государства.
Исключения
- Не всегда необходимо заполнять путевые листы. В случае, если перевозка осуществляется на личном транспорте без использования коммерческих целей, путевой лист не требуется.
- Для грузовых автомобилей с грузоподъемностью до 3,5 тонн также нет обязательности заполнения путевых листов.
- Также существуют и другие исключения, которые могут быть связаны с отраслевыми особенностями или особыми условиями перевозок.