Особо ценное имущество в 2024 году
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Особо ценное имущество в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В учреждениях обоего вида имущество не является собственностью некоммерческой организации, а передано на ответственное управление. Порядок распоряжения имущества аналогичен. Организации не имеют права распоряжаться особо ценным имуществом без согласования с учредителем. Стоимостные параметры отнесения имущества к особо ценному совпадают.
Перечни особо ценного движимого имущества
в) имущество, отчуждение которого осуществляется в специальном порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе музейные коллекции и предметы, включенные в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации, а также документы Архивного фонда Российской Федерации и национального библиотечного фонда.
В отношении учета имущества, отчуждение которого осуществляется в специальном порядке, приобретенного учреждением культуры за счет доходов от осуществления деятельности, приносящей доход, необходимо отметить следующее. В соответствии с частью 2 статьи 13 Закона N 54-ФЗ музейные предметы и музейные коллекции, приобретаемые государственными музеями, иными государственными учреждениями за счет средств учредителей либо за счет собственных или иных средств, входят в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации. Поэтому вне зависимости от источника финансирования рассматриваемое имущество подлежит отнесению к ОЦДИ и включению в перечень ОЦДИ.
Культурные ценности и иное имущество, отчуждение которого осуществляется в специальном порядке, закрепленные за бюджетным учреждением на каком-либо вещном либо обязательственном праве, подлежат включению в состав ОЦДИ (статья 9.2 Закона N 7-ФЗ) в силу своего правового статуса.
Нормами части 3 пункта 9 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон N 7-ФЗ), статьями 12, 26 Основ законодательства Российской Федерации о культуре, утвержденных Верховным Советом Российской Федерации 09.10.1992 N 3612-1, установлено, что культурные ценности (включая документы Архивного фонда Российской Федерации, национального библиотечного фонда, музейные предметы и музейные коллекции и проч.), ограниченные для использования в гражданском обороте или изъятые из гражданского оборота, закрепляются за бюджетным учреждением на условиях и в порядке, которые определяются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 26.05.1996 N 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» (далее — Закон N 54-ФЗ) Музейный фонд Российской Федерации состоит из государственной части Музейного фонда Российской Федерации и негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации, вне зависимости от формы собственности.
Порядок отнесения имущества к особо ценному движимому имуществу.
Общие критерии отнесения имущества к особо ценному движимому имуществу определены Постановлением № 538. На основании этого документа в каждом ведомстве, субъекте РФ, муниципальном образовании для подведомственных учреждений установлены свои порядки, которыми, в частности, определены стоимостные критерии имущества и конкретные виды имущества, относящегося к ОЦДИ, а также порядок формирования перечня ОЦДИ.
Так, перечень ОЦДИ федеральных государственных автономных учреждений, подведомственных Минспорту, установлен Приказом Минспорта РФ от 02.02.2017 № 61. В данный перечень включаются следующие категории имущества:
-
Вычислительная техника.
-
Информационное оборудование.
-
Машины и иное оборудование.
-
Оборудование систем связи.
-
Оргтехника.
-
Производственный и хозяйственный инвентарь.
-
Средства измерения и управления.
-
Транспортные средства.
Особые требования к хранению особо ценного имущества
Особо ценное имущество требует особого подхода к его хранению и обеспечению безопасности. С 2024 года вступают в силу новые правила и условия по хранению особо ценного имущества, которые необходимо соблюдать.
1. Специализированное помещение
Хранение особо ценного имущества должно осуществляться в специализированном помещении с высокими стандартами безопасности. Помещение должно быть оборудовано сигнализацией, системой видеонаблюдения, доступом только для авторизованных лиц.
2. Сейфы и контейнеры
Особо ценное имущество должно храниться в специальных сейфах или контейнерах, которые соответствуют требованиям безопасности. Сейфы должны быть крепкими и устойчивыми к взлому, снабжены электронными замками и системами оповещения о попытках проникновения.
3. Контроль доступа
Доступ к помещению с особо ценным имуществом должен быть ограничен и контролируемым. Только авторизованным лицам с допуском должен быть разрешен доступ в специализированное помещение.
4. Регулярная инвентаризация
Особо ценное имущество должно подвергаться регулярной инвентаризации и проверке состояния. Это необходимо для обнаружения возможных потерь или повреждений и принятия своевременных мер по их предотвращению или компенсации.
5. Страхование
Особо ценное имущество должно быть застраховано от возможных рисков, таких как кража, пожар или повреждение. Страховой полис должен быть оформлен на достаточную сумму, чтобы полностью покрыть потери, в случае их наступления.
Соблюдение этих особых требований к хранению особо ценного имущества является важным шагом для обеспечения его безопасности и предотвращения возможных убытков. Помните, что ненадлежащее хранение особо ценного имущества может привести к серьезным последствиям, включая его потерю или повреждение.
Перечень особо ценного имущества
174-й ФЗ регламентирует, каким образом могут составляться перечни имущества, операции с которым требуют согласования с учредителями. К примеру, госорганы, являющиеся учредителями автономных предприятий, имеют все права по формированию таких перечней и включают в них позиции, числящиеся в федеральном бюджете.
Ведение перечня особо ценного движимого имущества осуществляется бюджетным учреждением на основании сведений бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений о полном наименовании объекта, отнесенного в установленном порядке к особо ценному движимому имуществу, его балансовой стоимости и об инвентарном (учетном) номере (при его наличии).
В соответствии с последними нововведениями в законодательство на правилах договора аренды недвижимость может передаваться лишь в случае одобрения сделки Росимуществом, в чей адрес направляют проект документации. В ряде случаев это не требуется: когда решение принимают предприятия, подчиненные Росморречфлоту, Минобороны. На особом положении находятся юрлица Управления делами Президента.
Для федеральных автономных учреждений — размер, установленный федеральными органами государственной власти, осуществляющими функции и полномочия учредителя, в отношении соответствующих федеральных автономных учреждений в интервале от 200 тыс. рублей до 500 тыс. рублей;
- насколько четко и достоверно была сформулирована информация в заявлении и прилагаемых бумагах;
- насколько была обоснована целесообразность распоряжения конкретным имуществом и насколько это может положительно сказаться на деятельности учреждения;
- соответствие соглашения на распоряжение действующему законодательству;
- в результате распоряжения не должно наблюдаться отрицательных последствий.
Повышение качества обслуживания пациентов
Обновление и расширение особо ценного имущества в районных больницах с 2024 года предоставляет большие возможности для повышения качества обслуживания пациентов. Новое оборудование и технологии позволят врачам и медицинскому персоналу предоставлять более точную и быструю диагностику, надежное лечение и уход за пациентами.
Современное медицинское оборудование позволит оптимизировать процессы оказания медицинской помощи. Оно обеспечит более точную диагностику, сократит время ожидания результатов анализов и исследований, а также повысит эффективность проведения операций и процедур. Например, новые аппараты для рентгеновских и УЗИ исследований позволят получать более четкое изображение и точный диагноз, а современные операционные столы будут обладать дополнительными функциями для комфорта пациентов и удобства работы врачей.
Развитие информационных технологий также способствует повышению качества обслуживания пациентов. Внедрение электронных медицинских карт позволит более точно вести учет и анализ информации о пациенте, сократит время на поиск и обработку данных, а также повысит безопасность хранения медицинской информации. Благодаря развитию системы дистанционного консультирования и телемедицины, пациенты смогут получить консультацию специалиста даже без посещения больницы, что значительно сократит время и затраты на поездку и ожидание в очереди.
Все эти меры направлены на повышение качества и доступности медицинской помощи. Они позволят сократить время обслуживания пациента, улучшить точность диагностики и эффективность лечения, а также повысить удовлетворенность пациентов от предоставляемых услуг.
Технологии и новые маркетплейсы
В современном мире технологический прогресс неуклонно меняет все сферы нашей жизни, в том числе и рынок движимого имущества. Технологические инновации открывают новые возможности для создания и использования особо ценного движимого имущества.
Одним из ключевых трендов является развитие блокчейн-технологий. Это позволяет обеспечить прозрачность и безопасность сделок при покупке и продаже ценных предметов. Теперь покупатель и продавец могут быть уверены в том, что сделка проходит без посредников и всегда оставаться в безопасности.
Еще одной технологией, оказывающей влияние на рынок, является искусственный интеллект. С помощью алгоритмов машинного обучения и умных аналитических инструментов, покупатели могут получить более точную информацию о потенциальных объектах для инвестиций. Также, возможности искусственного интеллекта позволяют создавать новые форматы ценных предметов, которые ранее были невозможны.
В последние годы становятся все популярнее онлайн-платформы и маркетплейсы для торговли особым движимым имуществом. Они предоставляют удобный способ находить и покупать ценные вещи на одной площадке, а также обеспечивают проверку аутентичности и качества товаров.
Особо ценное имущество: новые требования для казенных учреждений в 2024
В 2024 году вступают в силу новые требования для казенных учреждений относительно учета и обращения с особо ценным имуществом. Данные требования направлены на повышение прозрачности, эффективности и безопасности управления таким типом имущества.
Особо ценное имущество включает в себя ценные предметы и материалы, которые обладают высокой стоимостью и имеют особую важность для деятельности казенного учреждения. К ним относятся, например, произведения искусства, антиквариат, ювелирные изделия, ценные металлы, уникальные технические устройства и т.д.
Согласно новым требованиям, казенные учреждения должны вести детальный учет каждого особо ценного предмета. В учетной документации должны быть указаны характеристики предмета, дата получения, источник поступления, а также текущее местонахождение. Это позволит оперативно отслеживать перемещение особо ценного имущества и предотвращать его утерю или хищение.
Также казенные учреждения обязаны проводить регулярные инвентаризации особо ценного имущества. Каждый год должен проводиться полный пересмотр учетных записей, а также проверка наличия и сохранности фактического имущества. Это поможет выявить возможные несоответствия и сбои в учете, а также своевременно реагировать на недостающие предметы.
Нарушение требований по учету и обращению с особо ценным имуществом может привести к юридическим санкциям для руководителей казенных учреждений. Поэтому важно внедрить соответствующие механизмы и системы учета, а также обеспечить обучение сотрудников, ответственных за управление особо ценным имуществом.
Сроки введения новых требований
Казенные учреждения обязаны выполнить все новые требования, касающиеся особо ценного имущества, до 2024 года.
Согласно постановлению Правительства РФ от 03.02.2021 № 71, казенные учреждения должны привести свою документацию и процедуры в соответствие с новыми требованиями к систематизации, учету, хранению и использованию особо ценного имущества.
Помимо приведения документации в соответствие, казенным учреждениям необходимо провести ревизию имущества и составить новый перечень особо ценного имущества в соответствии с требованиями Правительства.
Сроки внедрения требований по особо ценному имуществу устанавливаются с учетом сложности структуры организации и объема имущества. Каждое казенное учреждение самостоятельно определяет план внедрения новых требований и должно завершить все необходимые работы до 2024 года.
Контроль за соблюдением сроков и правильным внедрением новых требований осуществляется Министерством финансов Российской Федерации.
Организация | Срок выполнения требований |
---|---|
Министерство образования и науки РФ | 2023 год |
Министерство здравоохранения РФ | 2024 год |
Министерство культуры РФ | 2023 год |
Результатом внедрения новых требований станет более прозрачная и эффективная система учета и хранения особо ценного имущества, а также повышение контроля за его использованием.
Какие изменения ожидают казенные учреждения?
С 2024 года казенные учреждения в России сталкиваются с новыми требованиями относительно особо ценного имущества. Эти изменения вносятся в рамках стремления к большей прозрачности и эффективности использования государственных средств.
Одним из основных изменений является установление новой суммы, с которой определенное имущество становится считаться особо ценным. Согласно новым правилам, имущество будет считаться особо ценным, если его стоимость составляет более 100 тысяч рублей.
В связи с этим, казенные учреждения должны будут принять новые меры по учету, хранению и защите особо ценного имущества. Это включает в себя усиление контроля за передвижением и использованием такого имущества, а также введение дополнительных мер по обеспечению его безопасности.
Другим важным изменением является необходимость проведения инвентаризации особо ценного имущества с использованием электронных средств. Это позволит обеспечить более точный учет и контроль за имуществом, а также облегчить процесс аудита и проверки со стороны контролирующих органов.
Кроме того, новые требования также налагают на казенные учреждения обязанность разработки и внедрения специальных программ и механизмов для учета и контроля особо ценного имущества. Это поможет не только предотвратить возможные случаи коррупции или халатности, но и повысить эффективность использования государственных средств в целом.
Таким образом, изменения, ожидающие казенные учреждения с 2024 года, направлены на повышение прозрачности, эффективности и контроля за использованием особо ценного имущества. Это позволит государственным учреждениям более ответственно относиться к своим обязанностям и повысить доверие со стороны граждан и контролирующих органов.
Определение особо ценного имущества автономного и бюджетного учреждений
Согласно постановлению Правительства РФ от 26.07.2022 № 538 «О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества» (далее – Постановление) особо ценное имущество одинаково определяется и для бюджетного, и для автономного учреждения.
- движимое имущество, балансовая стоимость которого превышает:
- для федеральных автономных и бюджетных учреждений – размер, установленный федеральными органами государственной власти, осуществляющими функции и полномочия учредителя, в отношении соответствующих федеральных автономных и бюджетных учреждений в интервале от 200 тыс. руб. до 500 тыс. руб.;
- для автономных учреждений, которые созданы на базе имущества, находящегося в собственности субъекта РФ, и бюджетных учреждений субъекта РФ – размер, установленный нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ в интервале от 50 тыс. руб. до 500 тыс. руб. либо государственными органами субъекта РФ, осуществляющими функции и полномочия учредителя в отношении соответствующих автономных и бюджетных учреждений субъекта РФ, в интервале, установленном нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ с соблюдением указанных ограничений, если этим нормативным правовым актом такое право будет предоставлено органам, осуществляющим функции и полномочия учредителя;
- для автономных учреждений, которые созданы на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности, и муниципальных бюджетных учреждений – размер, установленный нормативным правовым актом местной администрации в интервале от 50 тыс. руб. до 200 тыс. руб. либо органами местного самоуправления, осуществляющими функции и полномочия учредителя в отношении соответствующих муниципальных автономных и бюджетных учреждений, в интервале, установленном нормативным правовым актом местной администрации с соблюдением указанных ограничений, если этим нормативным правовым актом такое право будет предоставлено органам, осуществляющим функции и полномочия учредителя;
- иное движимое имущество, без которого осуществление автономным или бюджетным учреждений предусмотренных его уставом основных видов деятельности будет существенно затруднено и (или) которое отнесено к определенному виду особо ценного движимого имущества в соответствии с п. 1 Постановления;
- имущество, отчуждение которого осуществляется в специальном порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в т. ч. музейные коллекции и предметы, находящиеся в федеральной собственности и включенные в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации, а также документы Архивного фонда Российской Федерации и национального библиотечного фонда.
Особо ценное движимое имущество (Сильвестрова Т
— для автономных учреждений, которые созданы на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности, и муниципальных бюджетных учреждений — размер, установленный нормативным правовым актом местной администрации в интервале от 50 тыс. до 200 тыс. руб. либо органами местного самоуправления, осуществляющими функции и полномочия учредителя в отношении соответствующих муниципальных автономных и бюджетных учреждений, в интервале, установленном нормативным правовым актом местной администрации с соблюдением указанных ограничений, если этим нормативным правовым актом такое право будет предоставлено органам, осуществляющим функции и полномочия учредителя;
Исходя из вышеперечисленных норм законодательства, а также норм Инструкций N N 162н , 174н , Постановления N 538 и др. классификация движимого имущества на особо ценное и иное существует только в отношении бюджетных и автономных учреждений. У казенного учреждения особо ценного движимого имущества нет. Все действия, совершаемые казенным учреждением с имуществом, согласовываются с учредителем. Следовательно, учреждение при смене статуса (при переходе из бюджетного в казенное) все имущество, числящееся у него по коду вида деятельности 1, продолжает учитывать по этому коду вида деятельности.
Критерии принадлежности имущества к особо ценного имущества
Особо ценное движимое имущество (ОЦДИ) учитывается обособленно от других фондов. На приобретение, использование, отчуждение имущества, полученного за счет финансирования, требуется согласование с учредительным органом.
Признание имущества особо ценным осуществляется приказом, изданным учредителем организации. Документ включает перечень активов ОЦДИ и их стоимостную оценку. Отнесение осуществляется в соответствии с параметрами, установленными ФЗ от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и приказами по министерствам. Стоимостная оценка стоимости имущества указана в таблице.
Уровень бюджета принадлежности организации | Стоимость (тысяч рублей) |
Бюджетные учреждения федерального уровня принадлежности | 200 – 500 |
Региональные бюджетные учреждения | 50 — 500 |
Муниципальные учреждения | 50 — 200 |
Для учреждений бюджетов всех уровней | Имущество, без использования которого затрудняется деятельность |
В состав имущества включаются активы, поступившие централизовано при создании учреждения или в процессе ведения деятельности, а также приобретенное за средства, утвержденные сметой по статье для данного вида расходов.
Движимое и недвижимое
Что касается распоряжения недвижимым имуществом, то его предоставляют учредителю предприятия. На практике это работает следующим образом: непосредственные руководители предприятия в официальном запросе формулируют, каким образом планируется использовать недвижимость, что это дает и какие перспективы несет в себе. Если учредитель согласовывает документ – все отлично, можно приступать к реализации задуманного.
В соответствии с последними нововведениями в законодательство на правилах договора аренды недвижимость может передаваться лишь в случае одобрения сделки Росимуществом, в чей адрес направляют проект документации. В ряде случаев это не требуется: когда решение принимают предприятия, подчиненные Росморречфлоту, Минобороны. На особом положении находятся юрлица Управления делами Президента.
Особо ценное движимое имущество бюджетного учреждения
- для федеральных учреждений — размер, установленный федеральными органами государственной власти, осуществляющими функции и полномочия учредителя, в отношении соответствующих федеральных бюджетных учреждений в интервале от 200 до 500 тыс. руб.;
- для бюджетных учреждений субъекта РФ — размер, установленный нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ в интервале от 50 до 500 тыс. руб.;
- для муниципальных учреждений — размер, установленный нормативным правовым актом местной администрации в интервале от 50 до 200 тыс. руб.;
- недвижимое имущество (вне зависимости от источника его приобретения);
- особо ценное движимое имущество, учитываемое по КФО 4;
- особо ценное движимое имущество, учитываемое по КФО 2 и КФО 7, – в части имущества, приобретенного за счет средств от приносящей доход деятельности и средств ОМС до изменения типа учреждения.