Практика рассмотрения земельных споров в 2024 году
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Практика рассмотрения земельных споров в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В России существует ряд законодательных актов, регулирующих земельные споры. К основным нормативным документам относятся Земельный кодекс Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации, а также Федеральные законы «О пайке», «О государственной регистрации прав на недвижимость», «Об оценочной деятельности» и другие.
Перспективы разрешения земельных споров в 2024 году
Земельные споры в 2024 году остаются актуальной проблемой, которая требует незамедлительного решения. Однако, вопреки сложностям, есть надежда на улучшение ситуации и достижение справедливого разрешения таких споров.
Во-первых, в будущем году ожидается дальнейшее развитие законодательства, которое будет способствовать упрощению процесса разрешения земельных споров. Внедрение новых норм, регламентирующих порядок урегулирования конфликтов, поможет снизить временные и финансовые затраты на этот процесс.
Во-вторых, в 2024 году возможно усиление государственной поддержки владельцев земли и покупателей прав на земельные участки. Предоставление финансовых и юридических ресурсов, образовательных программ и консультационных услуг поможет сторонам в споре обрести более четкое понимание своих прав и обязанностей и таким образом способствовать более гармоничному разрешению конфликта.
Кроме того, важным аспектом разрешения земельных споров в 2024 году может стать привлечение квалифицированных медиаторов и арбитров. Эксперты с большим опытом в данной области смогут помочь сторонам в споре находить компромиссы и принимать обоснованные решения на основе законодательства и этических норм.
Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию после реконструкции
АО произвело перепланировку здания, в результате которого площадь здания увеличилась более чем на 2000 кв. м.
Впоследствии общество было привлечено к административной ответственности за эксплуатацию реконструированного объекта капитального строительства без разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (ч. 1 и 2 ст. 55 ГрК РФ) (Определение ВС РФ от 01.02.2023 по делу № А40-146624/2021).
Общество обратилось в суд с заявлением об отмене постановления о привлечении к административной ответственности, ссылаясь на то, что его право собственности на реконструированное помещение было надлежащим образом зарегистрировано.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении требований, но суд округа высказал иную позицию. По его мнению, привлекая общество к ответственности, административный орган подвергает сомнению возникновение у него права собственности на реконструированное помещение.
ВС РФ оставил в силе судебные акты первой и апелляционной инстанций, отметив, что само по себе наличие права собственности на объект недвижимости не дает права эксплуатировать его без разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. В этой связи не играет роли тот факт, что ранее суды отказали в иске о признании чердака самовольной постройкой, поскольку данные судебные акты не заменяют собой разрешение на ввод в эксплуатацию. Таким образом, до получения данного разрешения общество должно было воздержаться от эксплуатации реконструированного объекта.
Из решения ВС РФ следует важный вывод, что получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию является самостоятельной административной процедурой, которая не может быть подменена судебным актом, подтверждающим отсутствие оснований для признания постройки самовольной, поскольку это вопрос не наличия или отсутствия титула на объект недвижимости, а его безопасной эксплуатации.
Выкуп земельного участка при несоответствии ВРИ градостроительному регламенту
ЗАО, будучи арендатором земельного участка и собственником расположенного на нем здания, планировало выкупить земельный участок, однако получило отказ Комитета имущественных отношений г. Санкт-Петербурга, поскольку вид разрешенного использования (далее — ВРИ) земельного участка («для размещения складских объектов») не соответствовал градостроительному регламенту и действующему классификатору видов разрешенного использования (Определение ВС РФ от 23.12.2022 по делу № А56-37142/2021)
Общество обратилось в суд с заявлением о признании отказа незаконным. Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования, поскольку ВРИ был определен до дня утверждения классификатора видов разрешенного использования, а значит, является действительным независимо от его соответствия классификатору.
Суды апелляционной и кассационной инстанций, напротив, признали отказ правомерным, поскольку разрешенное использование земельного участка, указанное в градостроительном регламенте, не соответствует целям его использования, указанным в заявлении общества о предоставлении участка. Суды обратили внимание, что участок испрашивался для размещения складских объектов, при этом градостроительный регламент не предусматривает размещение складских объектов ни в качестве основного, ни в качестве условно разрешенного вида использования.
ВС РФ оставил в силе решение суда первой инстанции, напомнив, что утверждение новых правил землепользования и застройки не должно влиять на решение вопроса о предоставлении в собственность земельного участка. Кроме того, собственник объекта недвижимости может использовать свой объект и земельный участок, на котором он расположен, согласно фактическому ВРИ, сложившемуся до внесения изменений в градостроительный регламент. Поскольку фактическое использование земельного участка соответствует указанному в ЕГРН, отказ в его выкупе обществом нельзя признать законным.
Дело доказывает, что споры о выкупе земельного участка при несоответствии ВРИ вновь установленному градостроительному регламенту не перестали быть редкостью. В таких делах важно учитывать, когда был установлен ВРИ земельного участка, утвержден классификатор видов разрешенного использования и внесены изменения в градостроительный регламент и что из указанного произошло раньше.
Как квалифицируют земельные споры
Земельные споры о границах земельного участка в судебной практике составляют львиную долю дел. Но не меньше споров, касающихся земельных отношений; они связаны с приобретением прав на землю, а также с их изменением или прекращением.
В процесс могут быть погружены два или более физических лица, собственники или пользователи. Конфликтные ситуации регулярно возникают между государством, органами местного самоуправления и обладателем прав собственности на ЗУ.
Несмотря на разнообразие споров, в судебной практике по земельным вопросам принято их делить по способу рассмотрения. Возникает четыре группы дел:
- Административные. Возникают из-за нарушения одной из сторон земельного законодательства.
ПОРЯДОК ОКАЗАНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ УСЛУГ
- Заказчик после выбора необходимой ему юридической услуги заполняет Онлайн-заказ юридических услуг на веб-сайте Исполнителя.
- Для оказания юридических услуг Исполнителем Заказчик обязуется указать в Онлайн-заказе юридических услуг полную и достоверную информацию для оказания услуг, а также приложить скан-копии документов в хорошем качестве в формате pdf, jpg, doс, rtf в соответствии со списком необходимых документов, указанных в Онлайн-заказе юридических услуг.
- После заполнения Онлайн-заказа юридических услуг на веб-сайте Исполнителя Заказчик производит акцепт настоящей оферты путем полной оплаты стоимости юридических услуг.
- В соответствии с настоящей Офертой Исполнитель приступает к оказанию юридических услуг при одновременном соблюдении следующих условий:
- Заказчик заполнил Онлайн-заказ юридических услуг и произвел акцепт Оферты путем полной оплаты стоимости юридических услуг;
- Указанных в Онлайн-заказе сведений и приложенных документов достаточно для оказания услуг (при недостаточности сведений и/или документов Исполнитель запрашивает у Заказчика дополнительную информацию, на время предоставления дополнительной информации приостанавливается оказание юридических услуг по Онлайн-заказу).
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН
- Стороны несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему Договору в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
- Исполнитель ни при каких обстоятельствах не несет никакой ответственности по настоящему Договору за:
- какие-либо действия/бездействие, являющиеся прямым или косвенным результатом действий/бездействия каких-либо третьих сторон;
- какие-либо косвенные убытки и/или упущенную выгоду Заказчика и/или третьих сторон вне зависимости от того, мог Исполнитель предвидеть возможность таких убытков или нет;
- использование (невозможность использования) и какие бы то ни было последствия использования (невозможности использования) Заказчиком заказанных документов или шаблонов документов.
- Совокупная ответственность Исполнителя по настоящему Договору, по любому иску или претензии в отношении настоящего Договора или его исполнения, ограничивается суммой платежа, уплаченного Исполнителю Заказчиком по настоящему Договору.
- Исполнитель, надлежащим образом исполнивший свои обязательства, не несет ответственность за решения, принимаемые судом, иными государственными органами и должностными лицами, и не может нести ответственности за результат.
Порядок разрешения земельных споров
Как уже говорилось выше земельные споры рассматриваются судами общей юрисдикции или арбитражными судами, в порядеке, установленном Арбитржным и Гражданским процессуальными кодексами. Для рассмотрения земельного спора необходимо подать исковое заявление.
К искам о правах на земельный участок относятся, в частности:
— иски об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения;
— иски об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения земельным участком;
— иски о признании права на земельный участок (например, права собственности, права постоянного (бессрочного) пользования);
— иски о признании права собственности ответчика на земельный участок отсутствующим;
— иски об установлении сервитута (права ограниченного пользования земельным участком);
— иски об установлении границ земельного участка. Как правило, истцы — владельцы соседних земельных участков (смежные землепользователи).
Обратиться в суд с исковым заявлением об установлении границ земельного участка имеет право гражданин, который обладает земельным участком на праве собственности, на праве пожизненного наследуемого владения, на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве аренды государственного (муниципального) участка со сроком договора более пяти лет;
— иски об освобождении земельного участка от ареста;
— иски об определении порядка пользования земельным участком.
Законы и нормативные акты
При обращении с заявлением о установлении границ земельного участка в 2024 году нужно учитывать особенности согласования и составления акта.
Для начала, заявление о установлении границ земельного участка подписывает и подает в органы межевания заявитель. Заявление должно содержать все необходимые данные и сопровождаться соответствующими документами, подтверждающими право заявителя на земельный участок.
После получения заявления, органы межевания проводят ряд процедур для установления границ. Это включает в себя согласование с соседними землевладельцами, осмотр местности и составление акта, определяющего границы участка.
Составление акта об установлении границ земельного участка является нормативно-правовым актом, руководствуясь которым осуществляется межевание земельных участков. Данный акт подписывается всеми заинтересованными сторонами и оформляется в соответствии с установленными правилами и требованиями.
В случае подачи иска об установлении границ земельного участка, необходимо учитывать применимые нормативные акты. Исковое заявление должно быть составлено с соблюдением требований действующего законодательства и должно содержать достаточные основания для рассмотрения и удовлетворения иска.
Органы межевания следуют установленной инструкции при рассмотрении заявлений об установлении границ земельного участка и при составлении акта. Данные инструкции содержат подробные указания и рекомендации для всех сторон, участвующих в процессе установления границ.
Итак, при установлении границ земельного участка в 2024 году нужно соблюдать нормативные акты и инструкции, а также правила, указанные в законодательстве, для достижения правового обоснования установленных границ.
Монография представляет собой комплексное исследование материальных и процессуальных особенностей рассмотрения отдельных категорий земельных споров. В работе анализируются причины, способствующие возникновению земельных споров, исследуется общая правовая характеристика земельных споров. Предлагаются понятие и классификация земельных споров, а также их основных видов – споров о правах на земельные участки и имущественных споров, возникающих из земельных отношений. В представленном издании содержится большое количество материалов судебно-арбитражной практики, которые могут быть полезны при ознакомлении с отдельными категориями земельных споров, а предложения, содержащиеся в работе, могут быть использованы для совершенствования действующего земельного законодательства.
Издание рассчитано на самую широкую читательскую аудиторию – студентов, аспирантов и преподавателей, а также должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления, представителей правозащитных организаций, иных заинтересованных читателей, поскольку вопросы, связанные с особенностями рассмотрения земельных споров, затрагивают интересы большого количества граждан.Верховный суд выпустил обзор практики по земельным спорам
В юридической литературе описано много способов классифицировать споры, возникающие в сфере земельных отношений. Каждая из классификаций по-своему точна и имеет право на существование, но наиболее точной и наглядной можно назвать ту, в которой все спорные ситуации условно разделяются на три категории:
1.Споры, которые вытекают из оспаривания или нарушения прав юридических и физических лиц на земельный участок. Это может быть не только право владения, но и пользования/распоряжения землевладением. Спорная и конфликтная ситуация может быть вызвана тем, что владельцу ограничили права на землю, отказали в предоставлении участка или пересмотре границ. Иногда спор может возникнуть по той причине, что лицо намеренно ввели в заблуждение относительно своих законных прав и интересов.
В качестве участников спора могут выступать:
- Исполнительный орган местной власти или органы местного самоуправления с одной стороны, юридическое или физическое лицо – со второй. Основанием для спора и обращения к специалистам в области земельного права является письменный отказ в предоставлении участка, изъятие землевладения, прекращение или ограничение прав со стороны административного правового акта органов власти.
- Юридические или физические лица с обеих сторон. Такой земельный спор может возникнуть из-за нарушения границ землепользования, создания взаимных помех по владению участком, самовольного занятия земли одной из сторон.
Суды рассматривают подобную категорию споров в общем порядке искового производства. Аналогично решаются вопросы, связанные договорами купли-продажи, дарения, мены, сервитута, аренды.
- Земельно-имущественные споры. Они вызваны как возмещением вреда и убытков, так и нарушением прав, которые не вызвали материальных потерь. Данные споры рассматриваются в одном производстве арбитражным судом.
- Спорные ситуации, которые возникают на основе земельных правоотношений. Данная категория не предполагает решение конфликтов, вызванных правом на владение земельным участком. В нее попадают ситуации, когда стороны не могут договориться насчет нюансов распоряжения или пользования землевладением.
Отечественное законодательство в области землепользование допускает передачу споров на рассмотрение в третейский суд, который выносит справедливое решение большинством голосов. Отличительной особенностью решений третейского суда является их исполнение в принудительном порядке по исполнительному листу от суда общей юрисдикции. Это происходит, если вынесенное решение не было изначально исполнено в добровольном порядке.
Как показывает практика, наиболее действенным и порой единственным способом разрешить давний земельный спор является обращение в судебный орган первой инстанции. Только это позволяет защитить законные имущественные права арендатора или собственника участка. Порядок, в котором суды рассматривают подобные иски, регламентируется статьей 64 Земельного кодекса РФ.
Нужно помнить, что согласно положений Земельного кодекса вариант административного или досудебного урегулирования конфликта не допускается. Единственный вариант – еще до принятия дела в производство судом общей юрисдикции обратиться в третейский суд. Для этого стороны должны заключить третейское заключение.
Судебные споры о границах земельных участков
Муниципальный комитет требовал с застройщика долг по арендной плате за землю и пени, но в иске отказали. Причина — ответчик не мог использовать участок из-за незаконного бездействия местной администрации. Она не выдала задание на изменение проекта застройки в части схемы теплоснабжения, не продлила разрешение на строительство. По другим делам комитету отказали во взыскании арендной платы за другие периоды. Однако Верховный Суд направил дело на новое рассмотрение.
Предыдущие инстанции толком не выяснили, действительно ли в спорный период (второй квартал 2017 г.) ответчик из-за арендодателя не мог использовать участок для строительства. Они не учли, что администрация допустила незаконное бездействие еще в 2014-2015 гг. Суды не оценили доводы комитета о том, что в спорный период у ответчика было действующее разрешение, что он законсервировал стройку в 2014 г., а изменение схемы теплоснабжения не препятствует строительству. По другим делам с застройщика взыскана арендная плата за 2013 г. — первый квартал 2016 г. А решения об отказе во взыскании денег за более поздний период аренды отменены, дела направлены на новое рассмотрение. При этом, как указывал комитет, при рассмотрении тех споров незаконных действий (бездействия) арендодателя не установлено.
Написать комментарий
начальник Управления нормативно-правового регулирования в сфере земельных отношений и гражданского оборота недвижимости Росреестра. До марта 2020 г. — начальник отдела развития земельных отношений Департамента недвижимости Минэкономразвития России
Другие мероприятия лектора
к.ю.н., руководитель направления «Коммерческая недвижимость» юридической фирмы Bryan Cave Leighton Paisner (Russia) LLP. Cпециализируется в области правового регулирования земельных отношений, градостроительной деятельности, юридического сопровождения девелопмента и приобретения объектов недвижимости, а также проектов, связанных с приобретением публичной собственности. Входит в список лучших юристов России в области недвижимости и землепользования и зонирования территории, по мнению юридического сообщества, согласно международному юридическому справочнику Best Lawyers 2013-2021. Chambers Europe 2014-2017 также рекомендуют Максима как одного из лучших юристов в области недвижимости
Другие мероприятия лектора
к.ю.н., доцент, управляющий партнер Консалтинговой группы «Земля и Недвижимость», практик с многолетним опытом работы в области земельного, градостроительного, гражданского законодательства. Фундаментальные знания и накопленный опыт Чуркина Владимира Эрнстовича востребованы не только коммерческими организациями и иными хозяйствующими субъектами с точки зрения оказания юридических услуг, но и органами государственной власти и местного самоуправления с точки зрения проведения консультаций в указанных отраслях законодательства, а также повышения квалификации государственных и муниципальных служащих
Другие мероприятия лектора
- Новые стратегические направления развития законодательства в сфере земельно-имущественных отношений (законопроект № 496293-7 о совершенствовании определения видов разрешенного использования земельных участков; законопроект «О землеустройстве»; законопроект № 933979-7 «О выявлении правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости силами муниципалитетов»; законопроект № 933960-7 о расширении перечня заказчиков комплексных кадастровых работ; законопроект о «гаражной амнистии»; ожидаемые изменения в связи с урегулированием границ земельных участков; исключение противоречий в различных ресурсах)
- Последние вступившие в силу изменения в земельном и градостроительном законодательстве, в регулировании прав на недвижимость и операций с нею: обзорный комментарий (№ 505-ФЗ от 30.01.2020 об особенностях выделения и использования земельных участков в границах особо охраняемых территорий, № 269-ФЗ от 31.07.2020 о новых правилах государственной кадастровой оценки, установления кадастровой стоимости в размере рыночной; № 254-ФЗ от 31.07.2020 об особенностях регулирования земельных и градостроительных отношений в целях модернизации и расширения объектов инфраструктуры; ПП РФ № 1260 от 19.08.2020 о правилах включения земельных участков в границы территорий, подлежащих комплексному развитию; ПП РФ № 19-Р от 17.01.2020 о возможности ввода в эксплуатацию и постановки на кадастровый учет объекта капитального строительства в случае отличия данных о площади построенногообъекта с данными, указанными в разрешении на строительство)
- Права на земельные участки: актуальные вопросы, судебная практика
- Виды прав на ЗУ (право собственности, право бессрочного пользования, право ограниченного владения, сервитут и пр.). Право на распоряжение ЗУ
- Отчуждение ЗУ: общий порядок, условия. Переход прав на ЗУ при отчуждении зданий, строений и сооружений
- Формирование земельного участка (общий порядок): сложные и спорные ситуации, судебная практика
- Образование ЗУ путем раздела, объединения, перераспределения, выдела (особенности, требования к образуемым ЗУ). Выдел ЗУ из общей долевой собственности: спорные вопросы. Образование ЗУ на основании решения суда
- Будущие, многоконтурные и ранее учтённые ЗУ: проблемные вопросы
- Образование и оформление ЗУ и их частей при обременениях и ограничениях в использовании
- Способы образования ЗУ из публичных земель: новеллы законодательства, правоприменительная практика. Порядок предоставления ЗУ, находящихся в государственной и муниципальной собственности
- Новые возможности формирования ЗУ из состава земель лесного фонда, проблемы пересечения земель лесного фонда с землями иных категорий и пр.
- Межевание земельных участков (спорные ситуации). Разрешение межевых споров в суде
- Процедура межевания ЗУ. На что обратить внимание при проведении работ. Риски приобретения ЗУ с неустановленными границами. Типичные ошибки, которые могут привести к аннулированию результатов межевания
- Межевые споры (пересечение, наложение границ ЗУ). Согласование границ ЗУ в досудебном порядке (что делать, чтобы не оказаться в суде в качестве ответчика)
- Разрешение межевого спора в суде: определение предмета иска (об установлении границ, о признании недействительным результатов межевания, о признании незаконным выдела ЗУ и пр.); формирование доказательственной базы; обстоятельства, подлежащие доказыванию; встречные исковые требования ответчика
- Земельные участки, расположенные в границах санитарно-защитных зон, особо охраняемых природных территорий, зон с особыми условиями использования территории: порядок оформления, правила использования. Порядок обращения земель, входящих в особо охраняемые территории (с учетом № 505-ФЗ от 30.01.2020 об особенностях выделения и использования земельных участков в границах особо охраняемых территорий)
- Виды разрешенного использования земельных участков (ВРИ ЗУ). Порядок изменения ВРИ ЗУ
- Правовой режим ЗУ по обновленному законодательству. Категории земель, ВРИ ЗУ: соотношение понятий для целей правоприменения. Классификатор ВРИ ЗУ. Как выбрать ВРИ ЗУ и не ошибиться. Запрос и выдача ГПЗУ
- Порядок изменения ВРИ ЗУ (проблемные вопросы): оценка условий, обеспечивающих изменение, состав и основные правила оформления документации и пр. Новое в порядке подачи заявления на изменение ВРИ ЗУ
- Возможные сценарии изменения ВРИ ЗУ (кадастровая служба, местная администрация, заказ госуслуги). Основания для отказа в изменении ВРИ ЗУ в каждом из случаев
- Ожидаемые принципиальные изменения в части введения единого порядка определения ВРИ ЗУ
- Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением ВРИ ЗУ
Все слушатели образовательных мероприятий ИРСОТ дополнительно обеспечиваются учебно-методическими материалами в электронном виде.
Материалы размещаются в электронном виде на учебном портале АНО ДПО ИРСОТ. Перечень материалов определяется экспертами ИРСОТ и лекторско-преподавательским составом и может включать в себя:
- презентации к выступлениям;
- нормативно-правовые документы;
- материалы судебной практики;
- статьи экспертов по теме;
- дополнительные материалы базового уровня для самостоятельного изучения (для слушателей программ продолжительностью 72 часа и более).
Для просмотра материалов вам необходимо указать пароль, выданный сразу после оплаты и подтверждения регистрации на мероприятии.
Перейти на страницу материалов
Сама процедура изъятия земель будет выглядеть следующим образом:
- Законом о принудительном изъятии земли установлено, что реализация земельного участка, изъятого в принудительном порядке, осуществляется в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, возможна только с публичных торгов по правилам, которые определены Гражданским кодексом РФ, но в случае, если торги признаны несостоявшимися, земельный участок может быть приобретен в государственную или муниципальную собственность по начальной цене торгов.
- Денежные средства, полученные в процессе реализации земельного участка, выплачиваются бывшему собственнику за вычетом расходов, которые были произведены на подготовку и проведение публичных торгов.
- Большую роль при разрешении вопросов, связанных с распределением земельных участков сельскохозяйственного назначения, закон отводит органам местного самоуправления.
«Установлен порядок, определяющий право сельхозорганизации или крестьянского (фермерского) хозяйства, использующего земельный участок, обратиться в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора купли-продажи земельного участка или договора аренды в течение трех месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности по цене не более 15 процентов от кадастровой стоимости земельного участка (для купли-продажи), — пояснил Николай Степанов, партнер юридической фирмы «Муранов, Черняков и партнеры». — Торги за право заключения договора купли продажи или аренды не проводятся, что может существенно увеличить количество сделок с земельными участками сельскохозяйственного назначения. Более того, муниципальный орган обязан в течение двух недель с момента госрегистрации права на земельный участок, выделенный в счет земельных долей, опубликовать в средствах массовой информации и разместить на своем официальном сайте в сети Интернет информацию о возможности приобретения такого земельного участка«.
Отобрать имущество у владельца в 2022 году можно вполне законно. Для этого потребуется наличие оснований и соблюдение соответствующей процедуры, но суть не меняется. Собственность перейдет во владение государства безвозвратно. Для того чтобы не стать жертвой произвола или не столкнуться с мошенничеством, каждому землевладельцу нужно знать, какими правами он обладает.
Изъятие — многокомпонентная упорядоченная процедура. После принятия решения об отъеме участка из частных владений, должен соблюдаться порядок действий. В ином случае собственник может по своей инициативе направить заявление в орган судебной защиты. Владельцу земли нужно помнить, избежать изъятия не удастся при всем желании, поэтому разжигать конфликт с органами власти не стоит. Но отстаивать свои права при попытке их нарушить необходимо обязательно. Неосведомленность и попустительство в вопросах собственности недопустимы, так как есть риск остаться без денег и земли.
Судебная практика по земельным спорам в 2022 году
Для того, чтобы оформить прирезку, необходимо составить соглашение между собственником земли и администрацией. Естественно, бесплатно такие вещи уже НЕ ДЕЛАЮТСЯ (п.5 ст. 39.28), придется платить, т.е. фактически — выкупать дополнительный участок. Стоимость (проценты от кадастровой стоимости: от нескольких процентов до 100%) выкупа должна фигурировать в соответствующем региональном законодательном акте.
- 1) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории;
- 2) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
- 3) перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
- 4) земельные участки образуются для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных пунктом 1 статьи 49 настоящего Кодекса, в том числе в целях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
9) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса;
6) проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и являющегося предметом аукциона, извещение о проведении которого размещено в соответствии с пунктом 19 статьи 39.11 настоящего Кодекса, либо в отношении такого земельного участка принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек;
Фоминцев С.Е. является собственником расположенных в незавершенного строительством жилого дома с подвалом общей площадью застройки кв.м. и земельного участка площадью кв.м, относящегося к категории земель населенных пунктов, предназначенного для эксплуатации жилого дома, кадастровый ***.
В апелляционной жалобе заявитель просит указанное решение отменить, мотивируя тем, что законом предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа в перераспределении земельных участков. В данном случае отказ уполномоченного органа не подпадает ни под одно из оснований, а довод этого органа о том, что вид разрешенного использования участка истца не соответствует перечисленным в подп. 3, п. 1 ст. 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации видам не основан на законе, так как указанная норма не содержит ссылок на виды разрешенного использования, а говорит о фактическом предназначении земельных участков. Судом при принятии решения не дана оценка ответу Комитета по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула, который дал заключение о фактическом использовании земельного участка истца применительно к Классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному приказом № 540 Минэкономразвития от 01.09.2014, а именно – в соответствии с пунктом 2.1. Классификатора, куда включается «индивидуальное жилищное строительство». Поскольку Правилами землепользования и застройки городского округа города Барнаула Алтайского края вид разрешенного использования «индивидуальное жилищное строительство» не предусмотрен, то такой вид не имеет ни один участок на территории города.
1. Каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в судза защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если,по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
2. Принуждение к отказу от права на обращение в суд является недопустимым.
Строение есть (хозблок), но право на него не зарегистрировано в ЕГРП и не поставлен на кадастровый учет. Одна граница участка проходит по середине строения, что кадастрового инженера при подготовке схемы не смутило.
АлексейГК РФ Статья 269. Владение и пользование землей на праве постоянного (бессрочного) пользования
1. Лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, осуществляет владение и пользование этим участком в пределах, установленных законом, иными правовыми актами и актом о предоставлении участка в пользование.
2. Лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, вправе, если иное не предусмотрено законом, самостоятельно использовать участок в целях, для которых он предоставлен, включая возведение для этих целей на участке зданий, сооружений и другого недвижимого имущества. Здания, сооружения, иное недвижимое имущество, созданные этим лицом для себя, являются его собственностью.В 2022 году понятие о перераспределении участков земли содержится в тексте действующего Земельного Кодекса РФ в разных значениях. Например, в статье 11.7 процедура рассматривается в качестве способа изменения конфигурации территориального надела. Перераспределение не может проводится ни при каких обстоятельствах, если участки были ранее предоставлены в пользу физических или юридических лиц.
- Истец в лице Крылова М.А обратился в Приокский районный суд города Нижний Новгород с исковым заявлением к городской администрации и градостроительному комитету с просьбой о признании незаконности отказа в перераспределении участка, имеющего кадастровый номер 14. В заявлении также указано требование о подготовке перераспределяющей процедуры на основании действующего проекта межевания конкретной территории.
- В качестве обоснования указанных требований были определены факты о наличии собственности на дом, расположенный на участке земли №14 по адресу улица Деловая, 18.
- Городская администрация ответила отказом в перераспределении земли, указав на нюанс, заключающийся в том, что конкретный участок земли ранее вошел в состав самостоятельно созданного территориально надела, дальнейшая судьба которого будет определять в формате публичных торгов.
- С данным решением муниципальных органов власти истец не согласен, ссылаясь на факт принадлежности земли к той территории, которая окончательно сложилась в 1990-х годах.
- Компетентная судебная инстанция постановила, что перераспределение территориальных наделов, включенных в муниципальные земельные фонды, допускается только тогда, когда конкретная часть земли не может быть сформирована в самостоятельном порядке ни при каких обстоятельствах в качестве нового земельного участка.
- схема месторасположения надела;
- информация относительно кадастровых параметров участка – кадастровый паспорт, кадастровый номер, план;
- сведения о наличии либо отсутствии строений на участке земли;
- документы, подтверждающие право собственности на земельный участок, к примеру, договор купли-продажи;
- нотариально заверенная доверенность – если интересы предоставляют доверенные лица.
- полные инициалы и контактные сведения об участниках соглашения;
- права и обязанности сторон, если этого требует земельные правовые отношения;
- кадастровую информацию по наделу земли;
- правоустанавливающие документы на право собственности на вновь сформированные участки.
27 Июн 2018
stopurist2022
Если нужно не разрешить конкретный спор, а всего лишь уточнить границы земельных участков, в таком случае можно обратиться в местные органы по кадастру.
Но учитывайте, что чиновники могут внести изменения в документы только в том случае, если смежные землепользователи выразили согласие!
Если есть спор, ничего не удастся сделать, решать вопрос об установлении границ придется через суд.
На законодательном уровне выделены следующие субъекты спора:
- физические лица, обязанные уплачивать налог на землю;
- юридические лица, обязанные уплачивать налог на землю.
В качестве объекта спора выступает право собственности на определенный участок земли.
Исковая давность на земельные споры вызывает множество дискуссий, ведь для них не совсем подходит установленный на общих основаниях срок в три года.
В некоторых случаях, срок исковой давности составляет именно эти три года, если речь идет о заключении небольшой сделки. В такой ситуации срок начинается исчисляться с момента заключения договора.
Но в земельном законодательстве есть и некоторые исключения, к примеру, если речь идет об устранении разнообразных препятствий, которые нарушают права собственника на пользование участком. В подобной ситуации срок исковой давности может быть приостановлен на установленный в законе срок.
Каждый гражданин Российской Федерации имеет закрепленное в Конституции РФ право на обеспечение защиты своих прав и свобод. Суть требования заключается в том, что любые действия и бездействия государственных и муниципальных органов, государственных и должностных лиц, могут быть обжалованы в ходе проведения судебного заседания.
Порядок проведения всех необходимых процедур, направленных на защиту конституционных прав и свобод каждого гражданина, определяется в соответствии с подведомственностью, урегулированной процессуальным законодательством. Так, любое подобное нарушение между субъектами может быть рассмотрено путем обращения гражданина:
- в арбитражный суд;
- в мировой суд;
- в третейский суд.
Процессуальные особенности земельных споров определены земельным и гражданским законодательствами. В отдельных случаях, установленных законодательством, решение земельных споров между субъектами может также проводиться и в административном порядке.
Такое решение может быть в дальнейшем оспорено путем обращения в суд. Порядок разрешения земельных споров установлен гражданско-процессуальным законодательством.
Обзор судебной практики по перераспределению земельных участков
Что касается обстоятельств, что ограждение конкретного земельного участка было на протяжении довольно долгого промежутка времени установлено за пределами фактически отведенного под пользование участка земли, то они не имеют никакого правового значения для рассматриваемой проблемы. Это обуславливается тем, что фактические параметры участка земли №14 были определены в 2001 году в порядке, установленном действующим законодательством.
В соответствии с положениями статьи 252 Гражданского Кодекса РФ имущество, которое находится в рамках долевой собственности, может быть законно разделено между владельцами. Кроме того, допускается выделение определенной доли из конкретного имущественного объекта. В случае невозможности разделения территориального надела собственниками определяется формат общего использования на основании статьи 247 Гражданского Кодекса.
Перераспределение земельных участков с 1 января 2018 года
Процедура перераспределения земель, принадлежащих муниципалитету либо частным собственникам, осуществляется согласно межеванию. Иногда землевладельцем и заинтересованным лицом является один и тот же субъект. В таком случае принятие решения возлагается на уполномоченный орган.
- при выставлении земли, находящейся в собственности государства и рассматриваемой в качестве объекта межевальных работ, на аукционные торги;
- если участки земли, которые нужно перераспределить, не являются соседними (на графической схеме их местонахождения они должны соприкасаться хотя бы в одной точке);
- участки, требующие смены имеющихся границ путем перераспределения не были отмежеваны. В таком случае обязательно проведите предварительное установление земельных границ;
- когда участки, требующие перераспределения, имеют различные виды разрешенного использования. Например, один из них относится к сельскохозяйственным землям, а другой отведен под жилую застройку. В таких обстоятельствах попробуйте сменить назначение участка посредством получения надлежащего распоряжения уполномоченного органа. Но помните, что это займет определенное время и вам потребуется собрать пакет необходимой документации;
- когда землевладения располагаются в пределах различных территориальных образований.
Отказ в перераспределении земельного участка
Право на требование аренды земли возникает при наличии на участке жилого строения, на которое имеется зарегистрированное право собственности. В предоставлении самовольно занятой земли истцам было отказано.
В садовом товариществе Прирезки в садовых товариществах отнюдь не редкость. Дачники передвигают заборы, прихватывают ничейные земли.
Зачастую такая самовольная «приватизация» никому не мешает, но по факту использование земли остается противозаконным. А если на прихваченной земле еще и строение присутствует, то налицо самострой.
Как узаконить самозахват дачного земельного участка? Узаконить землю можно. Но при этом условием является, что незаконно прирезанный участок находится в государственной собственности.
Нельзя захватить землю соседа или садового товарищества.
Похожие записи: