Статья 3.4. Предупреждение
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 3.4. Предупреждение». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Как я уже писал выше, предупреждение не несет явных негативных последствий для водителя. Однако на практике дело обстоит чуть-чуть по другому, и получение нарушения может оказать негативное влияние на водителя в будущем.
Как получить предупреждение вместо штрафа в 2023 году?
Всё очень просто. Исходя из вышеописанных ситуаций, вам нужно либо ходатайствовать о назначении административного предупреждения на дороге инспектору, либо, если постановление уже вынесено, подать жалобу вышестоящему должностному лицу или в суд о смягчении наказания.
В первом случае ходатайство пишется в свободной форме. Но есть важная тонкость: его нужно успеть написать раньше, чем сотрудник ГИБДД напишет постановление. Поэтому лучше заранее распечатать и возить с собой заготовку такой бумаги.
В случае же с оспариванием штрафа подаётся не ходатайство, а жалоба. Она также пишется в свободной форме, и в ней вы просите заменить штраф предупреждением.
Комментарий к ст. 3.4 КоАП
1. Предупреждение как мера административного наказания выносится только в письменной форме. Применяется преимущественно к лицам, виновным в совершении незначительных административных правонарушений, например в области дорожного движения (см., например, КоАП РФ ст. 12.1, ч. 1 ст. 12.2, 12.3 и др.), или к несовершеннолетним в возрасте до восемнадцати лет.
Единственная установленная форма предупреждения — письменная. Никакие устные замечания правонарушителю, например предусмотренные статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного проступка, не относятся к мерам административного наказания.
Вынесение предупреждения в письменной форме является своего рода напоминанием правонарушителю, что совершение однородного административного правонарушения повторно, если за совершение первого лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок один год, предусмотренный КоАП РФ (ст. 4.6), является обстоятельством, отягчающим административную ответственность.
Постановление о назначении административного наказания в виде предупреждения исполняется судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, путем вручения или направления копии постановления лицу (его законному представителю), в отношении которого оно вынесено.
Статья 23.3 КоАП РФ. Органы внутренних дел (полиция) (действующая редакция)
2. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе:
2) начальники линейных отделов (управлений) полиции на транспорте, их заместители — об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 6.24 (в части административных правонарушений, совершенных в общественных местах), частями 1, 3, 4 и 5 статьи 11.1, статьями 11.9, 11.14, 11.15, частью 1 статьи 11.15.1 (в части неисполнения гражданами требований по соблюдению транспортной безопасности), частями 1 и 2 статьи 11.17, статьями 13.24, 14.26, частью 2 статьи 14.53, частями 1, 2 и 3 статьи 18.8, частями 1 и 2 статьи 20.1, статьей 20.17, частями 1 и 2 статьи 20.20, статьей 20.21, частью 1 статьи 20.23 настоящего Кодекса;
3) начальники дежурных смен дежурных частей линейных отделов (управлений) полиции на транспорте, начальники линейных отделений (пунктов) полиции — об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 6.24 (в части административных правонарушений, совершенных в общественных местах), частями 1, 3, 4 и 5 статьи 11.1, статьями 11.9, 11.14, 11.15, частью 1 статьи 11.15.1 (в части неисполнения гражданами требований по соблюдению транспортной безопасности), частями 1 и 2 статьи 11.17, статьей 13.24, частью 2 статьи 14.53, частями 1 и 2 статьи 20.1, частью 1 статьи 20.20, статьей 20.21 настоящего Кодекса;
4) начальники дежурных смен дежурных частей линейных отделов (управлений) полиции на транспорте, начальники линейных отделений (пунктов) полиции и другие сотрудники полиции, на которых возложен надзор за соблюдением соответствующих правил, — об административных правонарушениях, совершенных на железнодорожном транспорте и предусмотренных статьей 6.24 (за совершение нарушений на железнодорожном транспорте), частями 1, 3, 4 и 5 статьи 11.1, статьями 11.14, 11.15, частями 1 и 2 статьи 11.17 (за совершение нарушений на железнодорожном транспорте), частью 2 статьи 14.53 (за совершение нарушений на железнодорожном транспорте) настоящего Кодекса;
6) сотрудники государственной инспекции безопасности дорожного движения, имеющие специальное звание, — об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 12.1, частью 1 статьи 12.2, частями 1, 2, 3 статьи 12.3, частями 1 и 3.1 статьи 12.5, статьей 12.6, частями 2, 3 и 6 статьи 12.9, частью 2 статьи 12.10, статьей 12.11, частями 1 и 2 статьи 12.12, статьями 12.13, 12.14, частями 1 — 3 статьи 12.15, частями 1, 2, 4, частью 5 (за исключением случаев, когда эти полномочия переданы в соответствии с частью 1 статьи 23.79 настоящего Кодекса), частями 6 и 7 статьи 12.16, частями 1 — 1.2 статьи 12.17, статьями 12.18 — 12.20, частью 1 статьи 12.21, статьями 12.22, 12.23, 12.28, частями 1 и 2 статьи 12.29, частью 1 статьи 12.30, статьями 12.36.1, 12.37 настоящего Кодекса;
7) старшие государственные инспектора безопасности дорожного движения, государственные инспектора безопасности дорожного движения — об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 8.22, 8.23, частями 1 и 2 статьи 12.31, статьями 12.32, 12.32.1, частью 1 статьи 19.22 (в части регистрации автомототранспортных средств с рабочим объемом двигателя более пятидесяти кубических сантиметров, имеющих максимальную конструктивную скорость более пятидесяти километров в час, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования) настоящего Кодекса;
8) старшие государственные инспектора дорожного надзора, государственные инспектора дорожного надзора — об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 12.33 настоящего Кодекса;
9) старшие участковые уполномоченные полиции, участковые уполномоченные полиции — об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 6.24 (в части административных правонарушений, совершенных в общественных местах), статьями 10.4, 10.5, 12.1, частями 1 и 2 статьи 12.2, частями 1, 2, 3 статьи 12.3, статьями 12.22, 12.23, 12.28, частями 1 и 2 статьи 12.29, частью 1 статьи 12.30, статьями 19.2, 19.15, 19.15.1, 19.15.2, частями 1 и 2 статьи 19.24, частями 1 и 2 статьи 20.1, частями 1 и 2 статьи 20.20, статьей 20.21 настоящего Кодекса;
10) руководитель подразделения центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации по вопросам миграции, его заместители — об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1, 2 и 3 статьи 18.8, статьей 18.9, частями 1 и 4 статьи 18.10, статьями 18.15 — 18.18, частью 1 статьи 18.19, статьями 18.20, 19.8.3, 19.15 — 19.18, 19.27 настоящего Кодекса;
11) руководители структурных подразделений по вопросам миграции территориальных органов, их заместители — об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1, 2 и 3 статьи 18.8, статьей 18.9, частями 1 и 4 статьи 18.10, статьями 18.15 — 18.18, частью 1 статьи 18.19, статьями 18.20, 19.8.3, 19.15 — 19.18, 19.27 настоящего Кодекса;
12) руководители структурных подразделений по контролю за оборотом наркотиков территориальных органов, их заместители — об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 10.4, 10.5, частью 2 статьи 20.20 настоящего Кодекса.
3. Должностные лица, указанные в пункте 3 части 2 настоящей статьи, вправе назначать административные наказания гражданам и должностным лицам в виде предупреждения или административного штрафа в размере до пяти тысяч рублей.
Списание административных штрафов через обжалование
Штраф налагается путем вынесения постановления или составления протокола.
Постановление может быть обжаловано в установленном порядке, именно – в вышестоящий суд или вышестоящему должностному лицу.
По результатам рассмотрения жалобы на штраф выносится решение. Сама процедура называется пересмотром.
Для обжалования штрафа необходимо:
Соблюсти порядок ее подачи, а именно – подать жалобу строго в орган, должностному лицу, которые уполномочены пересмотреть дело по штрафу. В случае ошибки, по подведомственности на пересмотр жалобы отправляет только суд. Если совершить ошибку в иных случаях, то велик риск пропустить срок на обжалование.
Восстановить пропущенный срок на обжалование. В случае, если срок пропущен и заявитель не просит о его восстановлении, в пересмотре будет отказано.
Срок на обжалование – 10 дней со дня вручения.
Такая жалобы рассматривается в течение 10 дней и по итогам обжалования можно получить такие результаты, как:
- Оставление без изменений.
- Изменение постановления с учетом недопустимости ухудшить положение лица, в отношении которого ведется дело
- Отмена постановления постановления и прекращению дела или направлении его на новое рассмотрение
Решение по жалобе на штраф так же может быть обжаловано.
Статья 3.4. Предупреждение
2. Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
3. В случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено некоммерческой организации, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса.
Замена штрафа предупреждением не распространяется на нарушения при госрегистрации
Служба объясняет это следующим образом.
Часть 1 ст. 4.1.1 гласит, что если компания или ИП, относящиеся к категории малого или среднего бизнеса, впервые совершат правонарушение, выявленное в ходе осуществления госконтроля (надзора), ответственность за которое предусмотрена КоАП РФ, то вместо штрафа им должно быть выдано лишь предупреждение.
Частями 3-5 ст. 14.25 предусмотрена ответственность за несвоевременное представление сведений о компании или ИП и представление недостоверных сведений при госрегистрации.
Вместе с тем отношения в связи с госрегистрацией юрлиц при их создании, реорганизации, ликвидации и при внесении изменений в устав, а также в связи с ведением ЕГРЮЛ и ЕГРИП, регулируются Законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ.
Данный закон, как и какие-либо иные нормативные правовые акты не предусматривают осуществление Федеральной налоговой службой госконтроля (надзора) в сфере госрегистрации юрлиц и ИП.
Примечание редакции:
эта оригинальная интерпретация закона, к сожалению, не выдерживает критики.
Правонарушения, к которым не применима ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ, перечислены в ч. 2 этой же статьи. Частей 3-5 ст. 14.25 кодекса среди них нет. Поэтому на данные части правило о замене штрафа предупреждением распространяется.
Что касается отсутствия у ФНС контрольных полномочий в сфере госрегистрации, то:
При выявлении налоговым органом по месту учета юрлица достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения в виде представления документов, содержащих заведомо ложные сведения об адресе (месте нахождения) юрлица, документы в течение 5 рабочих дней направляются в регистрирующий орган для составления протокола по ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ, а при отсутствии доказательств заведомой ложности представляемых сведений – по ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ.
В случае, когда функции регистрирующего органа и налогового органа осуществляются одним налоговым органом, мероприятия, указанные в настоящем письме, осуществляются данным налоговым органом.
Возникает вопрос: на основании каких норм законодательства написано это письмо, если, как утверждает ФНС, ни Закон 129-ФЗ, ни иные нормативные правовые акты не предусматривают осуществление Федеральной налоговой службой госконтроля (надзора) в сфере госрегистрации юрлиц и ИП?
Отменить штраф, если нарушение предотвратило больший вред
Как это работает. Закон не считает правонарушением ситуации крайней необходимости. Это когда вред был причинен для устранения опасности, угрожающей самому человеку, другим людям, животным, окружающей среде.
Должны одновременно выполняться три условия:
Была крайняя необходимость: водитель совершил опасный маневр, чтобы уйти от лобового столкновения, из-за чего задел другую машину.
Постановление ВС РФ № 32-АД 16-3 PDF, 697 КБ
Не было крайней необходимости: нетрезвый мужчина сел за руль, чтобы отвезти в больницу жену, у которой начались схватки.
Интересно, что понятия необходимой обороны в КоАП нет. А вот побои — есть: это многократные удары, которые причинили человеку физическую боль, но при этом не причинили вреда здоровью. Если два человека подрались, того, кто защищался, могут освободить от ответственности, признав крайнюю необходимость.
В качестве примера — жизненная история про собаку, веник и драку двух соседок. Одна женщина подметала мусор в коридоре. Мимо шел соседский мальчик с собакой. Собака наступила на веник, все поругались. Вышла мама мальчика, отобрала веник и стала бить им соседку, которая подметала мусор. Та тоже пару раз ударила обидчицу. В итоге мама мальчика подала заявление о побоях. Рассматривая дело, суд сравнил количество ссадин на руках женщин, изучил их показания и вынес решение: первая женщина действовала в состоянии крайней необходимости, так как была вынуждена защищаться.
Если окажетесь когда-нибудь в ситуации крайней необходимости, указывайте это в жалобе на постановление по делу об административном правонарушении и просите его отменить.
Не платить штраф дважды за одно и то же нарушение
Как это работает. В КоАП написано однозначно: никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение. Поэтому, если вам выписали два штрафа за одно нарушение, один можно отменить.
Например, две дорожные камеры зафиксировали превышение скорости в одном и том же месте. Или по какой-то причине одна камера прислала два штрафа по одному нарушению. Или вас один раз оштрафовали за какое-то нарушение, а потом через месяц решили оштрафовать еще раз. В этих случаях надо подавать жалобу на одно из постановлений и требовать его отмены.
Оштрафовать дважды, трижды и четырежды могут, если не выполнять какую-то установленную законом обязанность. Например, человек не косит бурьян на своем дачном участке. Пожарные могут его за это оштрафовать. Если он заплатит штраф и не приведет участок в порядок, могут оштрафовать еще раз. И так далее.
Общий срок по административным правонарушениям
По общему правилу составляет 2 месяца при привлечении к ответственности и 3 месяца, если дело рассматривает суд – 3 месяца. Исполнение назначенной санкции имеет срок исковой защиты в 2 года.
Противоправные действия в сфере финансов имеют срок давности в 2 года, по делам коррупции – 6 лет. Некоторые правонарушения имеют давностный срок привлечения – 1 год (п.1 ст.4.5.).
По истечении сроков лицо, совершившее административное правонарушение, считается не привлекавшимся. Течение срока начинается со дня обнаружения противоправного действия.
Привлечение к ответственности после истечения сроков незаконно (п.1, пп.6 ст. 24.5). Начатое преследование должно быть немедленно прекращено.
Исполнение наказания имеет более длительный период исковой защиты – 2 года. Если за отведенный законом период оно не было приведено в действие, то окончательно теряет свою силу и аннулируется. Повторное привлечение незаконно (п.5 ст 4.1.).
В некоторых случаях предусмотрены отсрочки, рассрочки или приостановления исполнения административных постановлений (ст.ст. 31.5, 31.6). Как правило, если лицо намеренно скрывается от приставов. В таких ситуациях срок давности начинает течь вновь после обнаружения правонарушителя или местонахождения его имущества.
Аннулирование исполнения постановления возможно, если лицо не принимало попыток укрыться от назначенных санкций в течение установленных 2х лет.
Таким образом, расчет срока давности наложения административного взыскания включает период привлечения к ответственности и время исполнения санкции.
Обязанности должностного лица и права гражданина
Права человека, которого подвергли задержанию, и обязанности должностного лица тесно пересекаются. Так, согласно закону «О полиции», сотрудники правоохранительных органов обязаны:
- обращаясь к гражданину, назвать свои должность, звание, свою фамилию, сообщить причину обращения. По просьбе гражданина полицейский обязан предъявить служебное удостоверение. Необходимо отметить, что в последнее время соблюдение такой обязанности сотрудниками практически всегда выполняется, что нельзя было констатировать несколько лет назад.
- сообщить о причинах и основаниях принудительных мероприятий;
- разъяснить право на юридическую помощь, на переводчика, право на отказ от дачи каких-либо пояснений (ст. 51 Конституции РФ), право на уведомление своих родственников о произошедшем.
Лицо, которого подвергли административному ограничению свободы, вправе:
- знать о правонарушении, в связи с которым его задержали – не только номер статьи КОАП РФ, но и суть;
- просить об уведомлении родственников, близких, работодателя, защитника об административном задержании;
- требовать о вручении ему копии протокола (без такой инициативе должностное лицо может и не выдать копию, поскольку такой обязанности без просьбы задержанного у него нет);
- требовать о проведении проверки прокуратурой законности действий полиции по ограничению свободы. Заявление такого характера может быть как в письменной, так и в устной форме, озвучивается составившему протокол сотруднику, который обязан незамедлительно сообщить о подобном требовании прокурору района, который принимает решение о проверке;
- обжаловать любые действия представителей правоохранительных органов.
Законодатель не называет конкретных сроков, в течение которых должно произойти уведомление родственников о задержании – оно должно быть «кратчайшими». Из этого следует, что сообщение близким лицам должно происходить любым быстрым способом связи – посредством телефона, факса, телеграммы и т.д.
Также не регламентировано, каких именно родственников должен уведомлять сотрудник правоохранительных органов и сколько их вообще может быть. Предполагается, что всех, которые были названы гражданином – ведь проверить, насколько перечисленные люди являются близкими и являются ли они родственниками вообще, в кратчайшие сроки практически невозможно. Все эти особенности на практике решаются в зависимости от индивидуальной ситуации.
Кто и за что может задержать по КоАП
Статья 27.3 КоАП РФ очень подробно описывает, кто и в каких ситуациях имеет право на задержание. Но про мотивы сказано лишь: «в исключительных случаях».
Списка этих случаев не существует. Правозащитники ориентируются в основном на судебную практику, когда граждане жалуются на ограничение свободы, а суд признаёт или нет задержание обоснованным. Вас имеют право задержать, если это необходимо для:
- предотвращения или пресечения правонарушения;
- составления протокола, если это невозможно сделать на месте;
- рассмотрения дела о правонарушении в положенный срок;
- исполнения уже принятого в отношении вас постановления.
Если за совершённое вами правонарушение в КоАП предусмотрены лишь предупреждение или штраф, а не административный арест, задержание не применяют. Но если вас подозревают в более серьезном нарушении, а свою личность вы не можете подтвердить на месте, то можете оказаться задержанным.
Обычно своим правом полицейские стараются не злоупотреблять, потому что за признанное судом незаконное ограничение свободы сами могут понести ответственность — вплоть до уголовной.
Административное задержание разрешено проводить не только сотрудникам правоохранительных органов. Это могут быть в том числе представители структур:
- ведомственной и вневедомственной охраны;
- Росгвардии и внутренних войск;
- автоинспекции,
- таможни и пограничных служб.
Но сотрудники каждого ведомства имеют право на административное задержание лишь за правонарушение, совершенное на «их территории». А полицейские обладают такими полномочиями всегда и везде. Но без серьезных оснований задерживать не имеют права и они.
В каких случаях водитель направляется на медицинское освидетельствование на состояние опьянения?
1. | ? | Только при отказе от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения. |
2. | ? | Только при несогласии с результатами освидетельствования на состояние алкогольного опьянения. |
3. | ? | Только при наличии достаточных оснований полагать, что водитель находится в состоянии опьянения, и отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения. |
4. | ? | Во всех перечисленных случаях. |
В соответствии с частью 1 статьи 27.12 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ — во всех перечисленных случаях водитель направляется на медицинское освидетельствование, а транспортное средство задерживается.
Какое административное наказание может быть применено к водителю транспортного средства за оставление в нарушение Правил места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он является?
1. | ? | Штраф в размере от 1000 до 1500 рублей. |
2. | ? | Штраф в размере от 1000 до 1500 рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от 1 года до 1,5 лет. |
3. | ? | Лишение права управления транспортными средствами на срок от 1 года до 1,5 лет или административный арест на срок до 15 суток. |
В соответствии со статьей 12.27 часть 2 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ — оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся, — влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет, или административный арест на срок до пятнадцати суток.
Статья 3.7 КоАП РФ. Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения
- Конфискацией орудия совершения или предмета административного правонарушения является принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей. Конфискация назначается судьей.
- Конфискация охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию.
- Не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения:
подлежащих в соответствии с федеральным законом возвращению их законному собственнику;
изъятых из оборота либо находившихся в противоправном владении лица, совершившего административное правонарушение, по иным причинам и на этом основании подлежащих обращению в собственность государства или уничтожению. - Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, принадлежащих на праве собственности лицу, не привлеченному к административной ответственности за данное административное правонарушение и не признанному в судебном порядке виновным в его совершении, не применяется, за исключением административных правонарушений в области таможенного дела (нарушения таможенных правил), предусмотренных главой 16 настоящего Кодекса.