Как учитывать малоценные основные средства
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как учитывать малоценные основные средства». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В пункте 39 инструкции 157н сказано, что к ОС не относятся: предметы, служащие менее 12-ти месяцев, независимо от их стоимости и материальные объекты имущества, относящиеся к материальным запасам, находящиеся в пути или числящие в составе незавершенных капитальных вложений, готовой продукции (изделий), товаров.
Что не относится к объектам ОС
Согласно п 7 СНГ ОС к основным средствам не относятся:
-
непроизведенные активы;
-
имущество, составляющее государственную (муниципальную) казну, если иное не предусмотрено Стандартом;
-
материальные ценности, в том числе объекты недвижимого имущества, предназначенные для продажи и (или) учитываемые в составе запасов;
-
материальные ценности, в том числе объекты незавершенного строительства, числящиеся в составе капитальных вложений;
-
биологические активы.
В соответствии с пунктом 27 ФСБУ 6/2020 «Основные средства» стоимость основных средств погашается посредством амортизации, если иное не установлено Стандартом. При этом Стандарт не предусматривает исключения по начислению амортизации для некоммерческих организаций в отличие от ранее действовавших правил. Так, в соответствии с п. 17 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, которое утратило силу с 1 января 2022 г., по объектам основных средств некоммерческих организаций амортизация не начисляется. По ним на забалансовом счете производится обобщение информации о суммах износа, начисляемого линейным способом применительно к порядку, приведенному в пункте 19 Положения.
Кроме того, в соответствии с п.25 ФСБУ 6/2020 в бухгалтерском балансе основные средства отражаются по балансовой стоимости, которая представляет собой их первоначальную стоимость, уменьшенную на суммы накопленной амортизации и обесценения. Действовавшее ранее ПБУ 6/01 не содержало понятие балансовой стоимости основных средств и не устанавливало каких-либо требований в отношении стоимости, по которой основные средства должны отражаться в бухгалтерском балансе. При этом по сложившейся практике, поскольку большинство НКО не признавали обесценение основных средств, а также ввиду начисления износа за балансом вместо амортизации, основные средства НКО отражались в бухгалтерском балансе по первоначальной стоимости. В этой связи с началом применения ФСБУ 6 в любом случае (независимо от способа перехода на новый стандарт) балансовая стоимость амортизируемых основных средств НКО изменится, так как начиная с 1 января 2022 г. (или ранее при досрочном применении) для её определения из первоначальной стоимости основных средств должна вычитаться, как минимум, накопленная амортизация, тогда как ранее эта амортизация начислялась в форме износа за балансом и поэтому не влияла на балансовую стоимость.
ФСБУ 6/2020 предусматривает три способа отражения последствий изменений учетной политики в связи с началом применения этого Стандарта. Так, в соответствии с пунктом 48 последствия изменений учетной политики в связи с началом применения настоящего Стандарта отражаются ретроспективно (как если бы настоящий Стандарт применялся с момента возникновения затрагиваемых им фактов хозяйственной жизни), если иное не установлено настоящим Стандартом (далее – ретроспективный способ перехода).
В свою очередь в соответствии с пунктом 49 в бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, начиная с которой применяется настоящий Стандарт, допускается не пересчитывать сравнительные показатели за периоды, предшествующие отчетному, произведя единовременную корректировку балансовой стоимости основных средств на начало отчетного периода (конец периода, предшествующего отчетному) в соответствии с данным пунктом. Для целей указанной корректировки балансовой стоимостью основных средств считается их первоначальная стоимость (с учетом переоценок), признанная до начала применения Стандарта в соответствии с ранее применявшейся учетной политикой, за вычетом накопленной амортизации. При этом накопленная амортизация рассчитывается в соответствии со Стандартом исходя из указанной первоначальной стоимости, ликвидационной стоимости и соотношения истекшего и оставшегося срока полезного использования, определенного в соответствии со Стандартом (далее – ограниченно ретроспективный способ перехода).
Кроме того, в соответствии с пунктом 51 организация, которая вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, может начать применять Стандарт перспективно (только в отношении фактов хозяйственной жизни, имевших место после начала применения Стандарта, без изменения сформированных ранее данных бухгалтерского учета) (далее – перспективный способ перехода).
ФСБУ 6/2020 и ПБУ 6/01
2021 год для учета основных средств можно назвать «переходным». 17/09/2020 Приказом № 204н Минфина введен ФСБУ 6/2020 «Основные средства» (и ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения»). Этот стандарт применяется с 2022 года. В добровольном порядке на него перейти можно уже сейчас. До конца года еще имеет силу ПБУ 6/01 «Учет основных средств», утвержденный Приказом № 26н Минфина от 30.03.2001. ФСБУ 5/2019, связанный с этими документами, напомним, уже обрел силу закона.
Как учитывать в этих условиях малоценные ОС? И тот и другой документ предполагает их упрощенный учет, но разница существенная. Прежде всего, речь о стоимости. ПБУ 6/01 (п. 5) предоставляет фирме самим устанавливать лимит, отделяющий ОС от МПЗ, но не выше 40 тыс. руб. Парадоксальная ситуация, когда оргтехника до 40 тыс. руб. – это МПЗ, а похожее устройство выше данного лимита – уже ОС, в прошлом возникала в учете довольно часто.
ФСБУ 6/2020 (п. 5) позволяет не применять документ к активам, подходящим по всем параметрам под определение ОС, если их стоимость меньше лимита, установленного самой фирмой. Лимит связан с существенностью информации об активах, для каждого юрлица данное понятие будет разниться. Затраты на покупку, создание активов сразу признаются расходами периода, в котором они имели место.
Иначе говоря, способ учета малоценных ОС разный. ПБУ 6/01 относит их к запасам, согласно ФСБУ 6/2020 можно сразу учесть в расходах. Разнится и подход к определению объекта ОС. Вместо границы в 40 тыс. руб. (или меньше, если в учетной политике это прописано) новый ФСБУ предлагает организации самостоятельно установить максимальную лимитированную величину стоимости, означающую переход из одной категории в другую, учитывая критерий существенности. В новом документе также нет четкого указания, что лимит применяется к единице актива, а не к группе. Отсутствует в новом стандарте и указание на то, что лимит стоимости обязательно должен учитываться в деньгах. Альтернативой могут быть проценты.
Заметим, что групповой учет ОС в части оценки группы объектов, единовременное списание в расходы несет в себе определенный риск для фирмы: без разъяснений порядка учета от Минфина вероятность ошибок в БУ высока.
15.02.2017 16:54
🙁
Практически живу на работе, но зарплата все меньше … Видимо начали вычитать за проживание…
Подробнее…
15.02.2017 14:14
Пожар в налоговой
Звонок в пожарную часть:
— Мужики, вы сильно заняты?
— Да нет, сидим, в домино играем…
— Ну, доигрывайте, и собирайтесь потихоньку, тут налоговая горит…
Подробнее…
19.01.2012 15:24
Баллада о среднесписочной численности
Я отбросил легкомысленность,
Я сегодня рано встал –
Среднесписочную численность
Я в налоговой сдавал.
Почесав щетину жёсткую
На физическом лице
Открываю дверь неброскую,
Покуривши на кры…
Подробнее…
05.03.2011 12:01
«Почему с пустыми руками?»
Сейчас а главбух в маленьком бюджетном учреждении, а в 90-х работала в налоговой. Это случай из моей инспектоской жизни. На двери нашего кабинета висело объявление, что для постановки на учёт предп…
Подробнее…
28.12.2010 16:09
Красное сторно
Заходит к главному бухгалтеру начальник и видит ,что у того на столе бутылка водки почти пустая.Он говорит:»Как вы можете?Пьяный на работе!Да еще и беленькое пьете!» На что главбух ,доста…
Подробнее…
Как списать основные средства бюджетного учреждения
Выбытие объектов из организации при передаче их учреждению того же уровня оформляется актом приема-передачи. Принять решение о предоставлении ценностей вправе только учредитель.
Если объекты признаны особо ценными не по стоимостному показателю, то принимающая сторона может по своему усмотрению определить для них категорию.
Регулирование документооборота при списании осуществляется учредителем. Выбытие ценностей, приобретенных на бюджетные средства, производится по согласованию с вышестоящим органом управления.
До согласования операции и получения права на ее осуществление оценивается состояние имущества. По результатам анализа составляется заключение о пригодности объектов к использованию. На основании этого документа руководитель учреждения направляет учредителю письмо о необходимости списания ценностей.
В карточке описания имущества указываются следующие сведения:
- Наименование объектов.
- Дата оприходования.
- Балансовая стоимость.
- Период полезной эксплуатации.
- Инвентарный номер.
Карточку, копии акта, приказа о формировании оценочной комиссии, протокола (заключения) руководитель прилагает к письму, адресованному учредителю. Списание осуществляется только после получения ответа от собственника.
Перечень: на примерах
К списку особо ценного имущества всегда относят автомобильный транспорт. При этом не важна ни категория машины, ни ее стоимость по балансу. Также причисляют колесные, гусеничные машины, прицепы, тракторы.
На большинстве предприятий учетной политикой устанавливают границу в 50 тысяч рублей. Все имущество, оцененное в большую сумму, распоряжением руководителей с согласования учредителей относят к категории особо ценного. Здесь можно усмотреть расхождение с упомянутой ранее суммой в 200-500 тысяч: действительно, на практике часто прибегают к более низкой границе, что объяснятся особенностями практикуемого на бюджетных предприятиях бухгалтерского учета. Впрочем, подобное смещение границы лишь упрощает отчетность, а вместе с тем позволяет эффективно перераспределить ответственность, поэтому устоявшаяся практика ни у кого недовольства не вызывает.
Основные средства в бухгалтерском и налоговом учете в 2021 году: изменения
К основным средствам относят имущество в распоряжении организации, используемое для выполнения работ в выбранном виде деятельности.
Признаются таковыми только те объекты, срок применения которых превышает один календарный год.
Поэтому без них годовые отчетности не обходятся. О том, как отмечаются основные средства в бухгалтерском и налоговом учете в 2021 году, расскажет подробнее эта статья. Существует множество параметров для определения, какое имущество признаётся как ОС, а какое – нет.
Они есть как для коммерческих организаций, так и для того, чтобы вести учет основных средств в бюджетных учреждениях в 2021 году. критерии отнесения к основным средствам в 2021 году Министерство Финансов. Так, помимо срока эксплуатации приняты к учету также будут:
Последний пункт особенно важен, потому что он создаёт различные условия бюджета для принятия ОС в налоговый и бухгалтерский учет.
Последнему нужно, чтобы основные средства начинались в 2021 году с суммы в 40 тыс. рублей, — от 100 тыс. рублей.
Перечень особо ценного имущества
» » 24,438 Просмотры Бюджетная организация согласно требованиям ГК РФ () не имеет права без предварительного согласия владельца распоряжаться его имуществом, закрепленным за организацией, также купленным имуществом за деньги собственника. На прочую имущественную собственность, которая находится в оперативном управлении бюджетной организации, она имеет право принимать самостоятельные решения, если законодательством не предопределены прочие требования.
Какое имущество считается особо ценным имуществом, от какой суммы в 2017 году.
Такие же положения действуют и по отношению к автономным организациям. Казенные учреждения, согласно требованиям ГК (статья №298) не имеют права отчуждать собственность, распоряжаться им прочими методами без предварительного согласия собственника.
Что следует понимать под термином «особо ценное» имущество?
Таким имуществом считается движимое имущество, которое значительно облегчает уставную деятельность организаций. Например, ценные бумаги являются имуществом особой ценности.
Перечень имущественной собственности, которая входит в представляет особую ценность, прописан (далее в статье – ПП РФ №538). Согласно требованиям ПП РФ №538-п4 при составлении учредителями списков ценной собственности учреждений, в них могут быть включены следующие категории движимого имущества: Если для федеральных организаций балансовая цена собственности превышает установленный предел федеральными органами государства, которые имеют полномочия учредителя, выполняют соответствующие функции. Ценовой интервал относительно федеральных учреждений составляет – 200 т.
р. – 500 т. р. Прочее имущество, которое значительно облегчает осуществление различных видов деятельности, определенных уставом предприятий, также которое соответствует определенной категории ценной собственности.
Отчужденная имущественная собственность согласно законодательным актам России, также предметы, коллекции музеев, которые являются федеральной собственностью и входят в учет Российского Музейного фонда, документация Российского Архивного фонда, бумаги российского Библиотечного фонда.
Критерии принадлежности имущества к особо ценного имущества
Особо ценное движимое имущество (ОЦДИ) учитывается обособленно от других фондов. На приобретение, использование, отчуждение имущества, полученного за счет финансирования, требуется согласование с учредительным органом.
Признание имущества особо ценным осуществляется приказом, изданным учредителем организации. Документ включает перечень активов ОЦДИ и их стоимостную оценку. Отнесение осуществляется в соответствии с параметрами, установленными ФЗ от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и приказами по министерствам. Стоимостная оценка стоимости имущества указана в таблице.
Уровень бюджета принадлежности организации | Стоимость (тысяч рублей) |
Бюджетные учреждения федерального уровня принадлежности | 200 – 500 |
Региональные бюджетные учреждения | 50 — 500 |
Муниципальные учреждения | 50 — 200 |
Для учреждений бюджетов всех уровней | Имущество, без использования которого затрудняется деятельность |
В состав имущества включаются активы, поступившие централизовано при создании учреждения или в процессе ведения деятельности, а также приобретенное за средства, утвержденные сметой по статье для данного вида расходов.
Сравнение учета в бюджетном и автономном учреждении
В учреждениях обоего вида имущество не является собственностью некоммерческой организации, а передано на ответственное управление. Порядок распоряжения имущества аналогичен. Организации не имеют права распоряжаться особо ценным имуществом без согласования с учредителем. Стоимостные параметры отнесения имущества к особо ценному совпадают.
Отличие состоит в ответственности по обязательствам. Автономные учреждения не отвечает по долгам имуществом, приобретенным за счет внебюджетных поступлений, бюджетные учреждения обязаны отвечать особо ценным имуществом, полученным от ведения деятельности.
Разница в учете ОЦДИ состоит в лицах, составляющих перечни имущества. В бюджетных учреждениях определением списка имущества занимается учредитель, в автономных учреждениях – только в организациях федерального уровня. На остальных уровнях бюджета перечень имущества составляют органы исполнительной власти.
Учет особо ценного движимого имущества бюджетного учреждения
- Приказ Минкультуры России от 16.03.2021 N 259 «Об утверждении Перечня особо ценного движимого имущества, закрепленного за федеральным государственным учреждением культуры «Государственный литературный музей» учредителем либо приобретенного им за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества»;
- Приказ Минкультуры России от 14.03.2021 N 253 «Об утверждении Перечня особо ценного движимого имущества, закрепленного за федеральным государственным учреждением культуры «Государственный центральный музей кино» учредителем либо приобретенного им за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества»;
- Приказ Минкультуры России от 28.03.2021 N 293 «Об утверждении Перечня особо ценного движимого имущества, закрепленного за федеральным государственным учреждением культуры «Государственный духовой оркестр России» учредителем либо приобретенного им за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества».
В данной таблице не указаны документы — основания для совершения операций, так как они аналогичны документам, приведенным ранее в таблицах по учету основных средств и НМА, относящихся к особо ценному имуществу учреждения.
Особо ценное движимое имущество казенного учреждения что относится 2021
Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (далее — Департамент) рассмотрел обращение по вопросам отражения в учете особо ценного движимого имущества бюджетных учреждений и сообщает.
- для муниципальных учреждений — размер, установленный нормативным правовым актом местной администрации в интервале от 50 до 200 тыс. руб.;
- недвижимое имущество (вне зависимости от источника его приобретения);
- особо ценное движимое имущество, учитываемое по КФО 4;
- особо ценное движимое имущество, учитываемое по КФО 2 и КФО 7, – в части имущества, приобретенного за счет средств от приносящей доход деятельности и средств ОМС до изменения типа учреждения.
Нематериальные активы
Нематериальные активы — особо ценное движимое имущество учреждения (НМА) учитываются на счете 0 102 20 000.
Наименование операции |
Дебет |
Кредит |
|||||||||||||
Принятие к учету (п. 15 Инструкции N 174н) |
|||||||||||||||
1. Принятие к учету положительных |
0 102 20 320 |
0 106 22 420 |
|||||||||||||
Документ-основание: Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме |
|||||||||||||||
основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306031) |
|||||||||||||||
2. Принятие к учету НМА по первоначальной |
0 102 20 320 |
0 106 22 420 |
|||||||||||||
Документ-основание: Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме |
|||||||||||||||
основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306031) |
|||||||||||||||
3. Принятие НМА в рамках расчетов между |
4 102 20 320 |
4 304 04 320 |
|||||||||||||
Документ-основание: Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме |
|||||||||||||||
(ф. 0504805) |
|||||||||||||||
4. Принятие к бухгалтерскому учету безвозмездно полученных НМА |
|||||||||||||||
(отражается по первоначальной стоимости): |
|||||||||||||||
- при закреплении права оперативного |
4 102 20 320 |
4 401 10 180, |
|||||||||||||
- при получении от резидентов РФ и |
2 102 20 320 |
2 401 10 180 |
|||||||||||||
- при безвозмездном получении от |
2 102 20 320 |
2 401 10 152, |
|||||||||||||
Документ-основание: Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме |
|||||||||||||||
основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306031) |
|||||||||||||||
5. Принятие к учету НМА, выявленных при |
0 102 20 320 |
0 401 01 180 |
|||||||||||||
Внутреннее перемещение, передача в эксплуатацию (п. 16 Инструкции N 174н) |
|||||||||||||||
6. Внутреннее перемещение НМА между |
0 102 20 320 |
0 102 20 320 |
|||||||||||||
Документ-основание: Накладная на внутреннее перемещение объектов основных |
|||||||||||||||
средств (ф. 0306032) |
|||||||||||||||
7. Передача в учреждении НМА в эксплуатацию |
0 102 20 320 |
0 102 20 320 |
|||||||||||||
Документ-основание: Требование-накладная (ф. 0315006). Кроме того, |
|||||||||||||||
материально ответственного лица |
|||||||||||||||
Выбытие (п. 17 Инструкции N 174н) |
|||||||||||||||
8. Списание с учета по балансовой стоимости |
0 104 29 420, |
0 102 20 420 |
|||||||||||||
Документ-основание: Акт о списании объекта основных средств (кроме |
|||||||||||||||
(кроме автотранспортных средств) (ф. 0306033) |
|||||||||||||||
9. Передача НМА в рамках расчетов между |
0 304 04 320 |
0 102 20 420 |
|||||||||||||
Документ-основание: Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме |
|||||||||||||||
(ф. 0504805) |
|||||||||||||||
10. Передача НМА в соответствии с законодательством РФ безвозмездно: |
|||||||||||||||
- передача НМА органу власти, |
0 401 20 241, |
0 102 20 420 |
|||||||||||||
- передача НМА в соответствии с |
2 401 20 240, |
2 102 20 420 |
|||||||||||||
- вложение НМА в уставной капитал |
2 104 29 420, |
2 102 20 420 |
|||||||||||||
Документ-основание: Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме |
|||||||||||||||
основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306031) |
|||||||||||||||
11. Выбытие НМА при их продаже (передаче |
0 104 29 420, |
0 102 20 420 |
|||||||||||||
Уценка (дооценка) (п. 18 Инструкции N 174н) |
|||||||||||||||
12. Отражение суммы уценки (дооценки) |
0 401 30 000, |
0 102 20 420, |
|||||||||||||
Для ведения бухгалтерского учета материальных запасов — особо ценного движимого имущества применяются счета аналитического учета (п. 31 Инструкции N 174н):
- 0 105 21 000 «Медикаменты и перевязочные средства — особо ценное движимое имущество учреждения»;
- 0 105 22 000 «Продукты питания — особо ценное движимое имущество учреждения»;
- 0 105 23 000 «Горюче-смазочные материалы — особо ценное движимое имущество учреждения»;
- 0 105 24 000 «Строительные материалы — особо ценное движимое имущество учреждения»;
- 0 105 25 000 «Мягкий инвентарь — особо ценное движимое имущество учреждения»;
- 0 105 26 000 «Прочие материальные запасы — особо ценное движимое имущество учреждения»;
- 0 105 27 000 «Готовая продукция — особо ценное движимое имущество учреждения».
Наименование операции |
Дебет |
Кредит |
|||||||||||||
Принятие к учету (п. 34 Инструкции N 174н) |
|||||||||||||||
1. Поступление материальных запасов, |
0 105 21 340 - |
0 302 34 730, |
|||||||||||||
Документ-основание: первичные (сводные) учетные документы, подтверждающие |
|||||||||||||||
передаче (изготовлению) материальных ценностей |
|||||||||||||||
2. Принятие к учету материальных запасов по |
0 105 21 340 - |
0 304 04 340, |
|||||||||||||
Документ-основание: накладные, акты о приеме-передаче, Извещение |
|||||||||||||||
(ф. 0504805) |
|||||||||||||||
3. Оприходование материальных запасов в |
0 105 21 340 - |
0 106 24 340 |
|||||||||||||
Документ-основание: Требование-накладная (ф. 0315006) |
|||||||||||||||
4. Принятие к бухгалтерскому учету объектов материальных запасов по |
|||||||||||||||
стоимости, сформированной при безвозмездном получении: |
|||||||||||||||
- при закреплении права оперативного |
4 105 21 340 - |
4 401 10 180, |
|||||||||||||
- в иных случаях от резидентов РФ и |
2 105 21 340 - |
2 401 10 180 |
|||||||||||||
- при получении от наднациональных |
2 105 21 340 - |
2 401 10 152 |
|||||||||||||
5. Принятие к учету остающихся в |
2 105 21 340 - |
0 401 10 172 |
|||||||||||||
Документ-основание: акты на списание, предусмотренные Инструкцией N 174н; |
|||||||||||||||
Акт о приемке материалов (ф. 0315004) |
|||||||||||||||
6. Принятие к учету материальных запасов |
2 105 21 340 - |
0 401 10 180 |
|||||||||||||
Документ-основание: акты на списание, предусмотренные Инструкцией N 174н; |
|||||||||||||||
Акт о приемке материалов (ф. 0315004) |
|||||||||||||||
7. Оприходование неучтенных материальных |
2 105 21 340 - |
0 401 10 180 |
|||||||||||||
8. Принятие к учету материальных запасов, |
0 105 21 340 - |
0 401 10 172 |
|||||||||||||
9. Внутреннее перемещение материальных |
0 105 21 340 - |
0 105 21 340 - |
|||||||||||||
Документ-основание: Требование-накладная (ф. 0315006); Меню-требование на |
|||||||||||||||
(ф. 0504210) |
|||||||||||||||
Выбытие материальных запасов (п. 37 Инструкции N 174н) |
|||||||||||||||
10. Выбытие израсходованных материальных |
0 401 20 272, |
0 105 21 440 - |
|||||||||||||
Документ-основание: Меню-требование на выдачу продуктов питания |
|||||||||||||||
(ф. 0504044) |
|||||||||||||||
11. Передача материальных запасов для |
0 106 00 000, |
0 105 21 440 - |
|||||||||||||
Документ-основание: Требование-накладная (ф. 0315006); Меню-требование на |
|||||||||||||||
фуража (ф. 0504203) |
|||||||||||||||
12. Реализация готовой продукции, товаров |
0 401 10 130 |
0 105 27 440 |
|||||||||||||
Документ-основание: товарно-сопроводительные документы и иные первичные |
|||||||||||||||
13. Реализация материальных запасов, за |
0 401 10 172 |
0 105 21 440 - |
|||||||||||||
Документ-основание: товарно-сопроводительные документы, первичные учетные |
|||||||||||||||
документы на реализацию материальных ценностей |
|||||||||||||||
14. Выбытие материальных запасов, пришедших |
0 401 10 172 |
0 105 21 440 - |
|||||||||||||
Документ-основание: Акт о списании материальных запасов (ф. 0504230); Акт |
|||||||||||||||
о списании мягкого и хозяйственного инвентаря (ф. 0504143) |
|||||||||||||||
15. Выбытие материальных запасов согласно |
0 401 10 172 |
0 105 21 440 - |
|||||||||||||
16. Выбытие материальных запасов, пришедших |
0 401 20 273 |
0 105 21 440 - |
|||||||||||||
Документ-основание: Акт о списании материальных запасов (ф. 0504230); Акт |
|||||||||||||||
о списании мягкого и хозяйственного инвентаря (ф. 0504143) |
|||||||||||||||
17. Передача материальных запасов в рамках |
0 304 04 340 |
0 105 21 440 - |
|||||||||||||
Документ-основание: первичные учетные документы (товарно-сопроводительные |
|||||||||||||||
18. Передача материальных запасов органу |
0 401 20 241, |
0 105 21 440 - |
|||||||||||||
Документ-основание: первичные учетные документы, подтверждающие передачу |
|||||||||||||||
19. Безвозмездная передача материальных |
2 401 20 241 |
0 105 21 440 - |
|||||||||||||
20. Передача в случаях, предусмотренных |
0 215 00 000 |
0 105 21 440 - |
|||||||||||||
Документ-основание: товарно-сопроводительные документы, иные первичные |
|||||||||||||||
Что относится к особо ценному движимому имуществу бюджетного учреждения?
Напомним, что бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением ОЦДИ, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление учреждения и за счет каких средств приобретено ( ст.
- главный бухгалтер либо его заместитель;
- бухгалтер, ответственный за ведение учета НФА;
- лица, ответственные за сохранность ОС на предприятии;
- начальники структурных подразделений, цехов, отделов;
- заместитель руководителя или сам руководитель (обычно это председатель комиссии);
- иные работники предприятия, на усмотрение руководства.
- если учреждение принимает решение реализовать нефинансовый актив сторонней компании или физическому лицу, то объект подлежит списанию с учета;
- если имущество передается в собственность третьих лиц по договору мены или же на безвозмездной основе;
- если НФА передают сторонней организации в качестве вклада в уставный капитал, то актив подвергается списанию;
- если объект решено сдать в аренду или в лизинг при условии, что имущество будет учитываться у арендатора (лизингополучателя).
Однако в бюджетной организации бухучет имеет особую специфику, все эти операции отражаются на бухгалтерских счетах несколько по-иному. Поэтому бухгалтеру-бюджетнику понадобятся некоторые специфические знания, не обязательные для бухгалтера в коммерческих структурах.
Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, за исключением недвижимого имущества и ОЦДИ, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества (ст.
Итак, что относится к основным средствам в бухгалтерском учете в 2021 году? Рассмотрим ключевые моменты. В первую очередь определим, с какой суммы считается основным средством имущество организации. Для этого обратимся к действующим инструкциям по бухучету и установим, что основным средством признается объект, который отвечает следующим требованиям:
Еще в прошлом году новые федеральные стандарты бухучета кардинально скорректировали порядок признания объектов основных средств. Ключевые изменения закреплены в Приказе Минфина № 257н. Также чиновники представили методические рекомендации по переходу на новые стандарты в Письме № 02-07-07/79257 от 30.11.2021.
Отметим, что для бюджетных учреждений аналогичной нормы нет. Но логично предположить, что решение учредителя об отнесении имущества к категории особо ценного движимого имущества также должно приниматься одновременно с принятием решения о закреплении указанного имущества за бюджетным учреждением или о выделении средств на его приобретение, так как в противном случае становится невозможным корректное отражение операции на счетах бухгалтерского учета (для учета операций с особо ценным имуществом в соответствии с Приказом Минфина России от 01.12.2021 N 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» предусмотрены отдельные счета).
Отметим, что для бюджетных учреждений аналогичной нормы нет. Но логично предположить, что решение учредителя об отнесении имущества к категории особо ценного движимого имущества также должно приниматься одновременно с принятием решения о закреплении указанного имущества за бюджетным учреждением или о выделении средств на его приобретение, так как в противном случае становится невозможным корректное отражение операции на счетах бухгалтерского учета (для учета операций с особо ценным имуществом в соответствии с Приказом Минфина России от 01.12.2021 N 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» предусмотрены отдельные счета).
-
Одежда из кожи.
-
Женские или детские блузки, блузы, блузоны из трикотажа ручной и промышленной вязки.
-
Верхняя одежда: пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки и ветровки для мужчин и женщин, для мальчиков и девочек.
-
Постельное белье, столовое белье (скатерти, различные салфетки), кухонные полотенца, полотенца для тела и лица.
Уже с 1 января 2021 года нельзя будет продавать немаркированные товары из перечисленных категорий. Остатки, которые не успели реализовать до начала года, нужно успеть промаркировать до 1 февраля.
Продукцию, поступившую в оборот до 1 октября 2020 года, можно будет продавать до конца сентября 2021 года. То есть склады и магазины ещё способны успеть распродать остатки.
А вот все новые товары, которые выпустили на заводах и ввели в оборот, с осени 2020 года уже обязательно должны быть снабжены кодами и занесены в систему.
С сентября 2021 года абсолютно вся парфюмерия будет промаркирована, а продажа в обход системы станет считаться противозаконной и облагаться штрафами.
Внедрение проводится в три этапа:
Конец января 2021 года
Сливки и молочные продукты, хранящиеся от 28 суток с момента производства.
Начало июля 2021 года
Сыворотка, масло из натуральных сливок, сыры и творог, напитки с молочным жиром, хранящиеся до 28 дней.
Начало октября 2021 года
Йогурты, кефир, пахта, ферментированные продукты.
Регистрация молочной продукции для крестьянских хозяйств отложена до начала октября 2022 года.
Сроки обязательной маркировки курительных смесей и табака, использующегося в устройствах для нагревания, определят по завершению экспериментального этапа. Он проходит с 1.10.2020 года по 31.08.2021 года.
До осени 2021 года ввод данных в систему прослеживаемости для данной группы товаров носит добровольный характер.
-
Производители (если промышленные объекты находятся в РФ).
-
Импортеры (для продукции, ввозимой через государственную границу России).
-
Комиссионеры (товары, полученные от физических и юридических лиц после заключения договора комиссии).
-
В случае с остатками этим занимаются оптовые компании и розничные магазины.
-
Завести для компании учетную запись на сайте «Честный знак». Предварительно, если нет, получить электронную подпись.
-
Передать информацию о партии товара оператору с целью внесения в базу.
-
Заказать коды DataMatrix на товары (могут быть сформированы поштучно на каждую единицу и в виде универсальных передаточных документов на партию).
-
Промаркировать продукцию: нанести коды непосредственно на товар или упаковку, наклеить этикетки, сделать бирки (и прочие способы).
-
Поставить и настроить двухмерные сканеры для считывания кода. Оборудование понадобится на приёмке и в кассовой зоне.
-
Обновить программное-обеспечение для онлайн-кассы, чтобы она корректно распознавала 2D-коды и передавала данные в систему через Оператора фискальных данных.
-
Отладить процессы приемки, продажи и возврата маркированных товаров, обучить сотрудников.
- порядок раскрытия информации о результатах пересчета в бухгалтерской (финансовой) отчетности субъекта учета.
- единый порядок пересчета стоимости объектов бухгалтерского учета, выраженной в иностранной валюте, в валюту Российской Федерации;
- методы пересчета показателей активов и обязательств, финансовых результатов деятельности загранучреждений;
В СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки» дано понятие ошибки в бухгалтерской (финансовой) отчетности: это пропуск, искажение информации при ведении учета, формировании отчетности.
На основании п. 8 Инструкции, для учета особо ценного имущества используются следующие счета:
- 0 101 21 000 «Жилые площади».
- 0 101 22 000 «Нежилые объекты».
- 0 101 23 000 «Сооружения».
- 0 101 24 000 «Машины, оборудование».
- 0 101 25 000 «Транспорт».
- 0 101 26 000 «Хозяйственный, производственный инвентарь».
- 0 101 27 000 «библиотечный фонд».
- 0 101 28 000 «Прочие ОС».
НМА учитываются на сч. 0 102 20 000.
Бухгалтерский учет износа ценностей ведется на счетах:
- 0 104 21 000 – для жилых помещений.
- 0 104 22 000 – для нежилых площадей.
- 0 104 23 000 – для сооружений.
- 0 104 24 000 – для оборудования и машин.
- 0 104 25 000 – для транспортных средств.
- 0 104 26 000 – для хозяйственного, производственного инвентаря.
- 0 104 27 000 – для библиотечного фонда.
- 0 104 28 000 – для прочих ОС.
- 0 104 29 000 – для НМА.
Выбытие объектов из организации при передаче их учреждению того же уровня оформляется актом приема-передачи. Принять решение о предоставлении ценностей вправе только учредитель.
Если объекты признаны особо ценными не по стоимостному показателю, то принимающая сторона может по своему усмотрению определить для них категорию.
Регулирование документооборота при списании осуществляется учредителем. Выбытие ценностей, приобретенных на бюджетные средства, производится по согласованию с вышестоящим органом управления.
До согласования операции и получения права на ее осуществление оценивается состояние имущества. По результатам анализа составляется заключение о пригодности объектов к использованию. На основании этого документа руководитель учреждения направляет учредителю письмо о необходимости списания ценностей.
В карточке описания имущества указываются следующие сведения:
- Наименование объектов.
- Дата оприходования.
- Балансовая стоимость.
- Период полезной эксплуатации.
- Инвентарный номер.
Карточку, копии акта, приказа о формировании оценочной комиссии, протокола (заключения) руководитель прилагает к письму, адресованному учредителю. Списание осуществляется только после получения ответа от собственника.
Она осуществляется при списании имущества. Инвентаризацию проводит постоянно действующая комиссия либо ревизионный орган, состоящий не менее чем из трех человек. При необходимости в состав комиссии может быть включен приглашенный эксперт.
В первую очередь проводится осмотр имущества. В ходе него проверяется наличие, проводится сверка с техническими документами.
Согласно п. 6 Федерального стандарта «Нематериальные активы», п. 56 Инструкции № 157н к нематериальным активам относятся объекты нефинансовых активов, в отношении которых у организации бюджетной сферы возникли:
- исключительные права;
- права в соответствии с лицензионными договорами либо иными документами, подтверждающими существование права на такой актив.
Объекты могут быть как приобретены учреждением, так и созданы им или по его заказу.
Для того, чтобы объект мог учитываться в составе нематериальных активов, он должен удовлетворять следующим критериям:
- предназначаться для неоднократного и (или) постоянного использования в деятельности учреждения;
- срок его использования должен быть больше 12 месяцев;
- не иметь материально-вещественной формы;
- иметь возможность идентификации (выделения, отделения) от другого имущества;
- приносить учреждению экономические выгоды в будущем;
- иметь полезный потенциал;
- первоначальная стоимость объекта нефинансового актива поддается надежной оценке;
- не предназначаться для последующей перепродажи;
- иметь оформленные документы, подтверждающие существование актива;
- иметь надлежаще оформленные документы, устанавливающие исключительное право на актив;
- иметь в случаях, установленных законодательством РФ, надлежаще оформленные документы, подтверждающие исключительное право на актив *(2).
Согласно Методическим рекомендациям актив является идентифицируемым, если он соответствует одному из следующих требований:
- является отделяемым, то есть может быть выделен или обособлен от организации и продан, передан (защищен лицензией), арендован или обменен отдельно или вместе с относящимся к нему договором, активом или обязательством, независимо от намерений организации;
- возникает из условий договоров (соглашений), независимо от того, является ли он отделяемым или нет.
Счет учета объекта нематериальных активов зависит от права, на котором он получен.
Право | Счет учета | Пример |
Исключительное право | 0 102 ХN 000 «Научные исследования (научно-исследовательские разработки)»
0 102 XR 000 «Опытно-конструкторские и технологические разработки» 0 102 XI 000 «Программное обеспечение и базы данных» 0 102 XD 000 «Иные объекты интеллектуальной собственности» |
Исключительное право на ПО — счет 0 102 ХI 000;
Исключительное право на селекционное достижение — счет 0 102 ХN 000; Исключительное право на товарный знак — счет 0 102 ХD 000; Исключительное право на изобретение — счет 0 102 ХN 000 |
Неисключительное право | 0 111 6N 000 «Права пользования научными исследованиями (научно-исследовательскими разработками)»
0 111 6R 000 «Права пользования опытно-конструкторскими и технологическими разработками» 0 111 6I 000 «Права пользования программным обеспечением и базами данных» 0 111 6D 000 «Права пользования иными объектами интеллектуальной собственности» |
Неисключительное право на антивирус — счет 0 111 6I 000;
Неисключительное право на полезную модель — счет 0 111 6N 000; Неисключительное право на электронный архив — счет 0 111 6I 000; Неисключительное право на литературное произведение — счет 0 111 6D 000. |
Объекты нематериальных активов группируются согласно п. 37 Инструкции № 157н. То есть объекты, полученные на исключительном праве, учитываются на соответствующем счете 102 00, где Х может принимать значение 2 «Особо ценное движимое имущество учреждения», 3 «Иное движимое имущество учреждения» или 9 «Имущество в концессии».