Кого относят к чиновникам в РФ
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кого относят к чиновникам в РФ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В действующем законодательстве достаточно четко установлены организационно-правовые формы осуществления государственной гражданской службы и ограничен круг лиц, имеющих статус госслужащих. Эти граждане принимают непосредственное участие в управлении страной.
Кто относится к госслужащим в России
Перечень категорий лиц, которые считаются государственными служащими, указан в законе о системе государственной службы, упомянутом ранее. Так, согласно ему государственная служба представлена следующими разновидностями:
-
Государственная гражданская служба. Она включает в себя профессиональную служебную деятельность в федеральном аппарате власти в различных органах.
- Военная служба. Сейчас военная служба в полной мере относится к государственной, однако предусматривает специфические виды нормативного правового регулирования, а также ряд дополнительных гарантий, предоставляемых военнослужащим за счет их статуса.
- Иные виды государственной службы. Помимо указанных ранее видов государственной службы, также предполагается предоставление статус госслужащих широкому спектру и других лиц в различных федеральных органах и структурах.
Государственный служащий: понятие, виды
Государственный служащий – гражданин Российской Федерации, занимающий государственную должность, наделенный соответствующими правами и обязанностями, осуществляющий функции государственного органа на возмездных началах.
В соответствии с принципом разделения властей существуют государственные служащие, замещающие должности в органах государственной власти: представительной, исполнительной, судебной, иных органах.
В зависимости от наличия специальных полномочий характера государственной службы выделяются гражданские государственные служащие и милитаризованные государственные служащие (военнослужащие, сотрудники милиции, ФСБ и т. д.).
Кто является госслужащим в России?
Статья 10. Федерального закона от 27.05.2003 N 58-ФЗ (ред. от 23.05.2016) «О системе государственной службы Российской Федерации» дает четкое определение государственным служащим.
К госслужащим относятся сотрудники, которые работают в:
Должности государственной гражданской службы создают на основании указов Президента РФ, федерального законодательства, актов субъектов РФ.
Все должности государственных служащих условно подразделяют на пять основных групп:
Сюда входят как высшие руководители государства, так и их помощники. Им присваивают чины действительных государственных советников.
К госслужащим относятся те специалисты, которые работают в госорганах федерального или регионального уровня. Заработную плату им выплачивают из федерального или регионального бюджета. Госслужащие могут быть военные и гражданские.
Так, по закону к гражданским госслужащим относят:
Ограничения Условия и порядок принятия на госслужбу, а также требования к гражданским служащим установлены в ФЗ № 79. В 16 статье этого нормативного акта закреплены определенные ограничения.
На госслужбу не могут приниматься субъекты:
Прочие ограничения могут предусматриваться федеральными законами.
Необходимость существования госслужбы обуславливается существованием государства, его функциями и задачами. Как показывает мировой опыт, современное общество может нормально развиваться только при наличии эффективной системы управления. Государство должно располагать мощным, квалифицированным административным аппаратом.
Деятельность госслужащих востребована в любой стране вне зависимости от политической системы, устройства, формы правления, режима. Именно эти лица реализуют задачи, которые общество возлагает на государство. Соответственно, к госслужащим предъявляются более жесткие требования, чем к представителям других профессий. Ведь от них во многом зависит стабильность в стране, дальнейшее развитие народно-хозяйственного комплекса. Для улучшения эффективности деятельности госслужащих предусмотрены программы повышения квалификации.
Законодательством РФ установлены определенные требования, кто может занимать, а также замещать государственные должности:
- достаточный уровень необходимого образования;
- владение необходимыми навыками по рабочей специальности и конкретному направлению;
- достаточный служебный стаж;
- свободное владение определенными умениями и навыками, характерными для должности.
Так, для руководителей, их помощников и специалистов обязательно наличие высшего образования (магистратуры или полного), специалисты могут владеть только бакалавриатом, а обеспечивающие специалисты должны иметь среднее профессиональное образование.
Аналогично выставлены и требования по стажу таких работников:
- руководители, их помощники и специалисты должны проработать более 4 лет;
- средние специалисты должна иметь стаж не менее 2 лет;
- обеспечивающие специалисты могут быть приняты без стажа.
Таким образом, к госслужащим относятся все, кто работает в государственных органах законодательной, исполнительной, судебной власти, при этом получает зарплату из бюджета РФ или субъекта РФ.
Тот факт, что госслужащим платят достаточно, мотивирует многих стремиться им стать. Однако это невозможно без периодических аттестаций, первая из которых проводится уже при приеме на должность. Целью сертификации является проверка соответствия выполняемым задачам. Результатом является составление мотивированного заключения за контролируемый период. Этот акт был дополнен информацией о реализованных проектах и решенных мероприятиях.
По умолчанию аттестационная проверка проводится каждые 36 месяцев. Остальное предоставляется по специальному заказу. Его можно организовать, если есть основания полагать, что компетентность государственного служащего утрачена раньше, чем ожидалось, либо при переходе на новый уровень, либо при реорганизации учреждения. В каждой сертификации внимание уделяется уровню подготовки оцениваемых людей. Теоретически обучение по специальности «государственное и муниципальное управление» можно получить в любом вузе.
Но лучшие перспективы открываются перед выпускниками:
- МГУ;
- HSE;
- ТУСУР.
- СКФУ;
- Российский экономический университет. Г.В. Плеханов;
- УрФУ;
- Тихоокеанский государственный университет;
- КТО;
- государственный финансовый университет;
- МГИМО;
- академии ФСБ;
- DFU;
- РАНХиГС;
Высшие должностные лица часто проходят юридическую подготовку. Некоторые из них даже получили образование:
- экономические специальности;
- социология;
- иностранные языки.
- военный профиль;
- международные связи;
Профессиональные обязанности
Поскольку перечень профессий государственных служащих очень велик, невозможно полностью описать их обязанности. Но мы можем выделить основные функции, применимые к должностным лицам различных ведомств:
- мониторинг текущих дел в соответствующем секторе или сфере деятельности и планирование ее дальнейшего развития;
- гарантировать законные права граждан;
- работа с документами (законодательные изменения, входящая и исходящая корреспонденция, проекты решений);
- формулировать предложения по улучшению функционирования заводов на отведенной территории, пути и средства реализации этих проектов;
- контроль за исполнением законодательных и нормативных актов, а также ранее принятых решений;
- участие в конференциях, встречах и других мероприятиях, работа и представительство;
- поиск решений возникающих проблем;
- хранить государственные секреты и другую конфиденциальную информацию;
- координация деятельности подчиненных;
- рассмотрение жалоб и предложений граждан и общественных организаций, принимающих посетителей;
- обучение.
Особенностью деятельности государственных служащих является то, что они обязаны действовать строго в рамках законодательства при управлении государственными ресурсами и общественными процессами.
Служащих, выполняющих функции государства, делят на несколько категорий. Имеется в виду не только различие сановников и чиновников. Нет. Для простого человека важно, что данные служащие сидят и в государственных учреждениях, и в муниципальных. То есть, понимая, что депутаты – не чиновники, не стоит так же относиться к тем работникам, которые организуют деятельность органов местного самоуправления. Они-то как раз к чиновникам относятся, так как государство им доверило одно из направлений своей работы. Да и зарплату они получают из казны.
Разбираясь с вопросом о чиновниках, необходимо исходить из того, что человек делает. Если он действует от имени государства, то причисляйте его к данному классу. А если он работает на частное лицо (корпорацию), то термин «чиновник» к нему применим лишь в фигуральном смысле.
Бюджетники, служащие, рабочие – в чем разница?
Про государственных служащих и их особенности написано выше в этой статье. Однако, существует еще и другое определение служащим – бытовое. В этом смысле к служащим относят любых клерков, работающих в офисе независимо от организационно-правовой формы организации. Им противопоставляются рабочие.
Рабочие – это люди, занятые ручным трудом. Чаще всего имеющие начальное или среднее профессиональное образование. Например, слесари, сварщики, токари, монтажники и т.д. Полный перечень рабочих профессий утверждается и актуализируется министерствами (ЕТКС).
Бюджетники – это работники государственных органов и организаций, финансируемых за счет федерального, регионального или муниципального бюджета. От этого и пошло само название.
Самое главное, что это работники. И с ними заключаются трудовые договора, а не служебные контракты. Т.е. на этих лиц распространяются нормы Трудового Кодекса РФ.
Бюджетники не являются государственными служащими, хотя и работают в государственных структурах. Это могут быть как офисные клерки, так и рабочие.
К бюджетникам относятся:
- Учитель
- Воспитатель
- Врач
- И т.д.
Для успехов в профессиональной деятельности госслужащим требуется определенный набор личных качеств:
- Профессионализм;
- Сдержанность;
- Образованность;
- Внимательность
- Вежливость;
- Этичность и тактичность;
- Коммуникабельность;
- Хорошая память;
- Стрессоустойчивость;
- Аккуратность;
- Педантичность;
- Пунктуальность;
- Развитые аналитические способности.
Государственным служащим запрещается:
- Заниматься предпринимательской и иной деятельностью с целью получения выгоды;
- Принимать вознаграждения за свою работу;
- Использовать служебное положение в личных целях.
За нарушения предусмотрена административная и уголовная ответственность.
Близкие родственники в других отраслях права.
Семейный кодекс — это главный законодательный акт, определяющий кто является родственником. Однако в других кодексах и областях законодательства под определение близкие родственники могут подпадать не только те, кто упомянут в Семейном кодексе РФ.
Например, согласно пункту 4 статьи 5 УПК, близкими родственниками гражданина являются его супруг или супруга, родители, братья и сестры, дедушки и бабушки и внуки. Также близкими родственниками в Уголовно-процессуальном кодексе могут являться приемные родители и дети. То есть, в данном случае кровное родство не имеет такого значения, как для Семейного кодекса.
В статье 25.6 Кодекса об административных правонарушениях сказано, что близкими родственниками являются все те родственники, указанные в статье 14 Семейного кодекса, а также усыновители или усыновленные.
Что касается Налогового законодательства, в котором существует серьезная необходимость определить, кто из родственников является близким, а кто членом семьи (например, при определении налоговых льгот), то Налоговый кодекс в этом вопросе ссылается на Семейный кодекс РФ.
Государственная гражданская служба (ГГС) — это профессиональная служебная деятельность граждан России на должностях, обеспечивающих исполнение полномочий госорганов федерального уровня и уровня субъектов, а также лиц, замещающих государственные посты.
Подробную регламентацию ГГС получила после вступления в силу Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ, который подразделяет ее на два уровня:
- Должности федеральной гражданской службы, учреждаются федеральным законом или Указом Президента Российской Федерации. Это профессиональная служебная деятельность граждан, которые обеспечивают надлежащее исполнение полномочий федеральных госорганов и лиц, замещающих государственные посты Российской Федерации.
- Должности гражданской службы субъектов Российской Федерации, учреждаются законами или иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Ее представители трудятся в целях обеспечения бесперебойной работы органов государственной власти субъекта РФ и лиц, замещающих госдолжности субъекта РФ.
Должности государственной гражданской службы распределяются на 4 категории и 5 групп.
Категории должностей государственной гражданской службы
Действующее законодательство позволяет выделить следующие категории:
- Руководители (и их замы) государственных органов и их структурных подразделений, которые либо назначаются на определенный срок, либо не имеют ограничений сроков своей деятельности. Обладают широкими административно-распорядительными полномочиями, правом издавать нормативно-правовые акты и обязательные распоряжения.
- Помощники (советники). Их основная функция заключается во всестороннем содействии политикам — лицам, замещающим госдолжности и руководителям госорганов. С этой категорией заключается срочный служебный контракт — с уходом своего начальника уходят и они.
- Специалисты. Это граждане, суть работы которых — профессионально обеспечивать выполнение государственными органами поставленных перед ними функций и задач. Эта категория не имеет ограничений по срокам полномочий и получает работу по итогам конкурсного отбора.
- Обеспечивающие специалисты. Занимаются организационным, информационным, документационным, финансово-экономическим и хозяйственным обеспечением деятельности госорганов. То есть, в отличие от предыдущей категории, эти специалисты выполняют вспомогательные, а не профессиональные функции. Работают на общих основаниях, без каких-либо ограничений по срокам.