Тюнинг авто по закону: что можно и что нельзя менять в своей машине
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Тюнинг авто по закону: что можно и что нельзя менять в своей машине». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если не провести официальную регистрацию автомобиля после тюнинга, то вам грозит выплата штрафа. В первый раз собственник автомобиля должен оплатить сумму в размере 500 рублей, для юридических лиц 30 000 рублей. За повторное нарушение закона нужно оплатить уже пять тысяч рублей физическому лицу или даже лишиться водительских прав на срок около двух месяцев соответственно. Инспектор выписывает вам документ, по которому вы должны в короткий срок полностью снять все изменения – на данную процедуру дается около 10 дней. Можно не снимать тюнинг, а просто пройти регистрацию, здесь уже каждый выбирает удобный для него способ. Если не последовать предписанию, сотрудник ГИБДД снимает с регистрации машину, и она отправляется на стоянку.
Необходимые документы
Чтобы получить разрешение на регистрацию измененного автомобиля нужно принести в ГИБДД документы:
- Заявление на получение разрешения;
- Паспорт собственника или любой другой документ-удостоверение личности;
- Лабораторное заключение о возможности и безопасности внесенных изменений в транспортное средство.
После получения государственным органом всех нужных документов, ГИБДД выдает либо разрешение на внесенные изменения, либо отказ. Далее проводится тюнинг и автомобиль привозят еще раз в ГИБДД, уже в измененном виде, для полного осмотра сотрудниками.
Для этого нужно подать документы:
- Паспорт собственника или любой другой документ-удостоверение личности;
- Лабораторное заключение о внесенных изменениях в транспортное средство;
- Если было произведено изменение питания автомобиля и переключение его на газовое оборудование, то нужно предоставить декларацию о данном процессе.
- Чеки об оплате госпошлины, обязательно нужно сделать копии.
- Разрешение от ГИБДД на изменения.
Как проходит переоборудование
При наличии разрешения на переоборудование водитель имеет право внести нужные изменения в конструкцию своей машины. Перед проведением работ понадобится согласовать процедуру в специальной организации, этот вопрос решается в ГИБДД, сотрудники которого также могут разрешить автовладельцу поменять конструкцию самостоятельно. Специалисты, занимающиеся проведением работ, заполняют специальную декларацию, образец которой можно посмотреть в Письме МВД РФ.
Также им понадобится предоставить копии на сертификаты соответствия, подтверждающие подлинность запчастей и деталей, требуемых для переоборудования машины. После проведения работ машину дополнительно проверяют на соответствие правилам безопасности и при отсутствии проблем выдают диагностическую карту. Затем владелец авто должен получить протокол о прохождении технической экспертизы, предоставив все нужные для проверки документы.
Монтаж, диагностическая карта и протокол экспертизы
Такие услуги возможны в специальных сервисах с соответствующими сертификатами. Специалисты сервиса по окончании работ должны выдать вам декларацию о выполненных работах, копии сертификатов соответствия на использованные детали, сертификат с расшифровкой кода услуг.
Если устанавливают ГБО, дополнительно выдают формы 2а и 2б. Обязательно обратите внимание, чтобы срок службы газобалонного оборудования имел в запасе 2 года. Паспорт с отметкой об освидетельствовании газобалонного оборудования нужно всегда возить с собой.
Далее обновленную машину показываете в пункте технического осмотра (можно в том же сервисе) для проверки и получаете диагностическую карту. Необходимо также оформить протокол технической экспертизы после внесения изменений в конструкцию технического средства. Это возможно в той же испытательной лаборатории.
Какие переделки не нужно регистрировать в ГИБДД?
3. В случаях, предусмотренных пунктом 77 технического регламента, выполнение процедур (действий), предусмотренных настоящими Правилами, не требуется.
Напомню, что пункт 77 технического регламента «О безопасности колесных транспортных средств» позволяет не проходить проверку в следующих случаях:
- изменения в конструкцию внесены серийно, то есть на заводе;
- если дополнительное оборудование предусмотрено в документах изготовителя на автомобиль, а документы на само оборудование говорят о том, что оно предназначено для транспортного средства указанной модели.
Этап 6. Получение свидетельства в ГИБДД
Для получения свидетельства о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности в ГИБДД нужно предоставить сам автомобиль и следующие документы:
- заявление;
- паспорт водителя;
- доверенность, если в ГИБДД обращается доверенное лицо;
- при установке ГБО — декларацию автосервиса (получена на этапе 3);
- протокол проверки безопасности (получен на этапе 5);
- разрешение ГИБДД (получено на этапе 2);
- копию документа об оплате госпошлины (1 500 рублей — статья 333.33 НК РФ).
После этого сотрудники ГИБДД осматривают автомобиль, проверяют документы и выдают водителю свидетельство.
Оформление переоборудования
В регламенте Таможенного союза указаны конкретные, действия, которых следует придерживаться. Также там есть перечень необходимого комплекта документов, требуемых при оформлении разрешения. Для регистрации нужно:
- Обратиться в специальную лабораторию, где ТС проходит испытание и выдается заключение о возможном переоборудовании.
- Обратиться в технадзор ГИБДД и подать заявление на получение разрешения для проведения соответствующего ремонта.
- Обратиться в специализированную компанию и переоборудовать автомобиль.
- Необходимо пройти технический осмотр.
- Обратиться за повторными исследованиями в лаборатории, где проверят безопасность эксплуатации.
- Повторно обратиться в ГИБДД, оформить СКТС и внести проведенные изменения в документы.
Оформление документов на переоборудование автомобиля
Для получения этой услуги потребуются общие и специальные документы. К общим можно отнести ПТС и СТС, полис ОСАГО и паспорт автовладельца.
В число специально оформленных разрешений и заключений входят:
-
заключение предварительной технической экспертизы, отдельное на каждое вносимое изменение;
-
разрешение ГИБДД на конструктивные изменения;
-
протокол проверки безопасности ТС;
-
диагностическая карта по результатам ТО с зафиксированными конструктивными нововведениями;
-
свидетельство СКТС о соответствии требованиям безопасности.
Также вам необходима декларация производителя работ, сертификаты соответствия на комплектующие, квитанция об уплате госпошлин.
Оформление переоборудования автомобиля
Внесение изменений в конструкцию автомобиля должно выполняться в соответствии с порядком, утвержденном в Постановлении № 413.
Особое внимание стоит обратить на очередность действий:
- Предварительная экспертиза о возможности переоборудования.
- Получение разрешения на переоборудование ТС от ГИБДД.
- Непосредственно процесс переоборудования.
- Технический осмотр переоборудованного ТС.
- Получение протокола проверки безопасности ТС.
- Проверка Госавтоинспекцией соблюдение норм ТР ТС 018/2011 с выдачей свидетельства.
- Регистрация переоборудования ТС в ГИБДД.
Далее в статье приведен подробный поэтапный план процесса оформления.
Какие законодательные акты нужно учитывать
Процесс переоборудования происходит с учетом нормативных актов, описанных в приказе МВД РФ, выпущенном 7 декабря 2000 года. В настоящее время приказ дополнен изменениями, которые также следует принимать во внимание. Суть документа сводится к описанию процесса узаконивания внесения изменений в конструкции автомобилей различных категорий. Также существует Технический регламент, где описываются два этапа проверки. Первый из них включает теоретическую возможность смены конструкции, второй подразумевает соблюдение регламентов ПДД после процедуры.
В пункте 77 указано, что сотрудники службы не имеют права организовывать предварительную проверку, если на автомобиль устанавливается сертифицированное оборудование от завода-изготовителя. Если внесение изменений является серийным и указано в конструкторских документах, для этого также не потребуется проверка. В этом случае речь может идти о штатных дополнительных фарах, ГБО или других деталях. Если автомобилист доверяет замену оборудования специальной фирме, ему необязательно изучать законодательные акты, поскольку весь процесс будет контролироваться юристами.
Где проводится перерегистрация
В комментариях к действующим ПДД подробно указано, что все изменения в конструктив любого транспортного средства должны проводиться в подразделении ГИБДД по месту регистрации автомобиля. Все действия, имеющие отношение к переоборудованию, проводятся под контролем сотрудников подразделения, которые затем проверяют документы и выдают свидетельство, подтверждающее, что автомобиль прошел процедуру. Водителю необязательно проходить процедуру в отделении, где изначально была зарегистрирована его машина.
Также он может сделать это в любом подразделении, которое имеет право проводить технический надзор транспортных средств. Бывают ситуации, когда автомобиль был зарегистрирован в другом регионе, тогда перерегистрация проводится по месту его пребывания. Эти меры указаны в действующих нормативных актах и являются полностью законными, что позволяет автовладельцу переоборудовать свой автомобиль в том городе, где он проживает в настоящее время.
Ответственность за незаконное переоборудование
При незаконном переоборудовании транспорта владельцу не избежать штрафа в 500 рублей. Информация о нем содержится в статье 12.5 КоАП РФ. Также под данную меру ответственности попадают владельцы транспортных средств, которые не внесли информацию о переоборудовании в техническую документацию.
Когда на автомобиле присутствуют установленные в нарушение закона световые приборы, владельца также могут привлечь к уголовной ответственности. За такое нарушение правил вас могут лишить свободы на срок от 6 месяцев до 1 года. Сами приборы будут конфискованы сотрудниками ГИБДД. Узнать более подробную информацию о штрафах вы можете на нашем сайте в режиме онлайн-консультации.
Во избежание многочисленных проблем, связанных с незаконным оборудованием транспортных средств, владельцам рекомендуется ежегодно изучать закон и следить за вновь внесёнными изменениями. Так как может оказаться, что вы управляете автомобилем, который переоборудован в противоречие с законом.
Как оформлялось переоборудование транспортного средства до 2015 года.
Процедура оформления изменений конструкции транспортного средства в те времена была крайне проста и практически никак не контролировалась. Собственник транспортного средства мог прийти в приемные дни в техотдел ГИБДД с документами на машину (саму машину на осмотр пригонять не надо), заполнить бланк заявления на переоборудование и смело ехать на удлинение в выбранную организацию. Затем, получив от фирмы производившей переоборудование соответствующий пакет документов, уже с машиной ехал повторно на осмотр после переоборудования и если всё в порядке, то через примерно неделю забирал свидетельство о переоборудовании. Уже с ним, с ПТС, СРТС, страховкой и самой машиной ехал в любое отделение ГИБДД и делал отметку о переоборудование в ПТС с занесением в общероссийскую базу и заменой свидетельства регистрации ТС на новое. Более того, тогда можно было сначала сделать переоборудование, а спустя некоторое время его оформить как положено в техотделе.
Этапы осуществления переоборудования
- Проведение предварительной технической экспертизы.
- Обращение в отделение ГИБДД с заявлением.
- Рассмотрев заявление в ГИБДД, владельцу установят порядок его осуществления.
- Предложат перечень организаций, которым разрешено проводить процедуры по переделки грузовых автомобилей.
- Проведение непосредственно действий по переоборудованию.
- Получение декларации со сведениями об объеме выполненных работ и их качестве.
- Передача транспорта экспертным сотрудникам ГИБДД для проведения осмотра и выяснения соответствия проведенных работ нормам закона.
- Получение диагностической карты.
- Заполннение заявления.
Как оформить изменение конструкции ТС?
В общем виде оформление переделок выглядит так:
1 | Уполномоченная организация (испытательная лаборатория) | Предоставьте автомобиль на предварительную экспертизу. По ее результатам Вам будет выдано заключение предварительной технической экспертизы на предмет возможности внесения изменений в конструкцию. |
2 | ГИБДД | Получите разрешение на внесение изменений в конструкцию ТС. |
3 | Автосервис | Внесите изменения в конструкцию автомобиля. Получите копии сертификатов соответствия на использованные составные части и предметы оборудования, запасные части или принадлежности. |
4 | Станция техосмотра | Пройдите стандартную процедуру технического осмотра. По её результатам выдается диагностическая карта. |
5 | Уполномоченная организация (испытательная лаборатория) | Получите протокол проверки безопасности конструкции ТС после внесения изменений в конструкцию. |
6 | ГИБДД | Выдача свидетельства о соответствии ТС с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности. |
7 | ГИБДД | Изменение регистрационных данных автомобиля, получение ПТС и свидетельства о регистрации с информацией о переделках. |
Обратите внимание, только на третьем этапе происходит установка дополнительного оборудования.
Какие законы регулируют регистрацию переоборудованного авто?
С февраля 2020 главным документом, регулирующим этот вопрос, стал приказ МВД №1123.
После его принятия многие нормативные акты утратили свою силу.
Теперь любой процесс переоборудования нужно согласовывать с ГИБДД.
Владелец грузовика (как и другого ТС) не имеет права изменять характеристики своего авто, пока его заявление в ГИБДД не будет одобрено начальником отделения.
Приказ МВД №1123 стал главным и единственным законом, на который нужно опираться. В нем содержится вся необходимая информация, поэтому владелец грузового автомобиля должен изучить его досконально.
Этап 5. Получение протокола проверки безопасности конструкции
На данном этапе нужно еще раз обратиться в уполномоченную организацию (испытательную лабораторию) для получения протокола проверки безопасности конструкции ТС.
Протокол должен содержать следующую информацию:
- данные уполномоченной организации;
- дату оформления и номер;
- данные транспортного средства;
- подтверждение обязательной сертификации или декларирования соответствия для установленного оборудования;
- подтверждение выполнения требований приложения №9 к ТР ТС «О безопасности колесных транспортных средств»;
- при установке ГБО — подтверждение наличия паспортов на каждый баллон;
- итоги проверки изменений конструкции;
- вывод о том, что безопасность ТС соответствует требованиям законодательства.
Какие изменения обязательно регистрировать, а какие нет
В соответствии с «Правилами…», официальной регистрации подлежат все изменения, не предусмотренные автопроизводителем. Это касается любого «тюнинга», не сертифицированного для конкретной модели автомобиля. Суть процедуры в том, чтобы экспертным путём определить, подходит ли то или иное оборудование для установки на авто и не будет ли оно угрожать безопасности участников дорожного движения.
Например, вы приобрели рулевое колесо стороннего производителя, не предусмотренное автозаводом. Сам руль также не имеет никакого сертификата, подтверждающего соответствие конструкции вашего авто. Такой тюнинг нужно регистрировать.
И наоборот, оборудование, прошедшее сертификацию и одобренное заводом-изготовителем, можно устанавливать на авто без дополнительных экспертиз. Предполагается, что такая оснастка уже испытана и её безопасность не вызывает сомнений.
Например, вы хотите установить сцепное устройство на автомобиль «Лада Веста». В документах на машину должно быть упоминание о возможности использования соответствующего устройства. Причём, важно, чтобы в описании фаркопа также указывалась его совместимость с «Лада Веста».