Зачем нужна временная прописка и как ее получить
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Зачем нужна временная прописка и как ее получить». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Сейчас в России существуют два вида регистрации — временная и постоянная. Постоянная — это проживание по адресу, штамп о котором проставлен в паспорте. Постоянная прописка не имеет срока действия. Он может прекратиться только в результате выписки (снятия с регистрационного учета) гражданина по его собственному желанию либо по решению суда. На регистрационном штампе в паспорте указываются адрес и дата постановки или снятия с учета.
Временная и постоянная регистрация: в чем разница
Регистрация по месту пребывания оформляется на определенный срок — от 90 суток до пяти лет. Чтобы зарегистрироваться по месту пребывания, не нужно выписываться из жилья, где человек зарегистрирован постоянно. Отметку о временной регистрации в паспорт не ставят — выдается соответствующее свидетельство, которое нужно носить с собой. В 2020 году порядок совершения регистрационных действий претерпел некоторые изменения. Так, с 15 июля документом, подтверждающим временную регистрацию, является выписка из Государственного реестра, отметила член Ассоциации юристов (АЮР) России Ольга Полубкова.
Временную регистрацию оформляют люди, переехавшие на новое место жительства на короткий или средний срок — командировочные, сезонные рабочие и даже туристы. «Регистрация по месту пребывания (временная регистрация) оформляется, если гражданин находится более 90 дней в субъекте, в котором у него нет регистрации по месту жительства. При этом человек не теряет свою регистрацию по месту проживания», — пояснил юрист адвокатского бюро Asterisk Степан Хантимиров.
Временная регистрация может понадобиться для получения пособия или пенсии, постановки на учет в школу или детсад. Некоторые работодатели не берут на работу сотрудников, у которых нет хотя бы временной регистрации.
Статья 4. Органы регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации
В городах, поселках, сельских населенных пунктах, закрытых военных городках, а также в населенных пунктах, расположенных в пограничной полосе или закрытых административно-территориальных образованиях, в которых имеются территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации являются территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в остальных населенных пунктах — местная администрация.
Нормы и порядок регистрации
Условия регистрацииВременная регистрацияПостоянная регистрация
Когда регистрация не обязательна | Лицо собирается находиться в месте временного проживания менее 90 дней. | — |
Срок обращения | Не позднее 90 дней с момента переезда. | Не позднее 7 дней с даты переезда. |
Ответственные за регистрацию | Жилищно-эксплуатационная организация. | |
Собственник жилого помещения (физическое или юридическое лицо). | ||
Уполномоченное должностное лицо МФЦ. | ||
Администрация учреждения (в случае нахождения гражданина в гостинице, лечебном учреждении, туристической базе, тюрьме и т.д. и при отсутствии другого места на территории того же субъекта РФ для оформления регистрации). | — | |
Необходимые документы | Внутренний паспорт или другое удостоверение личности . | |
Заявление о постановке на регистрационный учет . | ||
Документ, подтверждающий законность пользования помещением: ● заявление того, кто предоставил жилье, ● свидетельство о регистрации прав на жилплощадь или договор социального найма (лицо вправе указать реквизиты документов, не предъявляя их), ● договор (под)найма. |
||
Сроки регистрации | Уполномоченные лица перенаправляют документы в МВД в течение 3 дней. Органы регистрационного учета обязаны зарегистрировать заявителя за 3 рабочих дня или 8 рабочих дней с момента подачи заявления, если потребовалось делать запрос относительно документов, подтверждающих право на проживание на указанной жилплощади, или если заявление подавалось в электронном виде (или же процесс оформления завершается в день поступления от государственных учреждений запрошенных документов). Многофункциональный центр перенаправляет информацию о регистрируемом человеке в органы регистрационного учета в течение 1 рабочего дня (кроме случаев, когда приходится делать запрос в другие госструктуры,- тогда срок продлевается до 6 рабочих дней). |
|
Способы подачи заявления | ● личная явка в отделение МВД ● обращение в МФЦ ● отправка письма по почте ● через официальный сайт Госуслуги. |
|
Сроки регистрации | Сроки регистрации определяются по соглашению с нанимателями и членами их семей, либо с владельцами жилплощади, либо с правлением жилищного кооператива. | Бессрочно |
С кем согласовывать | Согласование требуется только для прописки лиц, достигших совершеннолетия; ребенок же регистрируются вне независимости от согласия указанных лиц.
● с владельцем жилища, |
|
Подтверждение регистрации | ● Свидетельство о регистрации по месту пребывания , ● уведомление о регистрации лица (для владельца или нанимателя жилища). |
● Штамп в паспорте (для совершеннолетних), ● свидетельство о регистрации по месту жительства (для детей до 14 лет). |
Мы рассмотрели, как получить временную регистрацию по месту пребывания и как пройти регистрацию по месту постоянного жительства в общем случае. Однако существуют отдельные категории граждан, в отношении которых действуют другие нормативные акты, и порядок постановки на регистрационный учет которых отличается от общей системы.
Рассмотрим, в чем заключаются особенности схемы регистрации данных категорий лиц, и каков в их случае порядок оформления регистрации по месту пребывания.
Нормативная база и основные понятия
Основополагающими нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы регистрационного учета граждан по месту пребывания и месту жительства в пределах РФ, являются:
- Закон РФ от 25.06.1993 N 5242-1 «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» (далее — Закон о свободе передвижения);
- Правила регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ (далее — Правила регистрации) и Перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 N 713;
- Административный регламент предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утвержденный Приказом ФМС России от 20.09.2007 N 208 (далее — Регламент регистрации).
Как следует из абз. 1 ст. 3 Закона о свободе передвижения, регистрационный учет граждан вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином РФ его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом. Именно поэтому контроль за соблюдением Правил регистрации возложен на Федеральную миграционную службу, ее территориальные органы и органы внутренних дел (абз. 5 ст. 3 Закона о свободе передвижения). А органами регистрационного учета в соответствии со ст. 4 Закона о свободе передвижения и п. 2 Правил регистрации являются территориальные органы ФМС и местная администрация (с 01.01.2011 — только территориальные органы ФМС).
Согласно п. 4 Правил регистрации ответственными за регистрацию граждан по месту пребывания и по месту жительства являются должностные лица, занимающие постоянно или временно должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей по контролю за соблюдением Правил пользования жилыми помещениями и помещениями социального назначения.
Таким образом, понятия «органы регистрационного учета» и «ответственные за регистрацию граждан» не идентичны, что подтверждается и Перечнем должностных лиц, ответственных за регистрацию.
Передача документов регистрационного учета
Регламентом регистрации утверждены не только формы учетных документов, но и сроки их хранения (Приложение 15). Когда дом находится в управлении ТСЖ или управляющей организации, обязанность по хранению поквартирных карточек и карточек регистрации по месту жительства лежит на должностных лицах этих организаций (п. п. 6 и 58 Регламента регистрации). При непосредственной форме управления документы должны хранить сами собственники помещений в многоквартирных домах. Поквартирная карточка хранится до снятия с регистрационного учета всех внесенных в нее лиц, а карточка регистрации по месту жительства — постоянно.
При выборе новой организации для управления домом обязанности по регистрационному учету переходят к ней. Ей должны быть переданы и документы. И здесь возможны различные затруднения и злоупотребления. Так, например, при смене непосредственного управления на управление ТСЖ или управляющей организацией документы необходимо собрать со всех собственников помещений в доме. Новый управляющий может столкнуться и со злоупотреблением прежней компании, удерживающей документы регистрационного учета.
Истребовать необходимые документы у прежнего управляющего можно только через суд. Не секрет, что решение проблемы в судебном порядке — способ не эффективный ввиду потери времени. Однако обратиться в суд все-таки придется. И не столько для того, чтобы получить документы, сколько для того, чтобы в дальнейшем при возникновении спора доказать, что в сложившейся ситуации было сделано все возможное.
А теперь о том, как получить столь необходимые сведения, не дожидаясь принятия и вступления в силу судебных актов. Кроме прежнего управляющего, информация о зарегистрированных гражданах имеется как минимум у самих собственников и у органов регистрационного учета. Прежде всего целесообразно обратиться в органы регистрационного учета, а если эта попытка ни к чему не приведет, то собирать информацию с собственников. На первый взгляд задача может показаться невыполнимой. Однако отметим, что еще при проведении общего собрания на предмет смены способа управления нужно обладать данными о собственниках помещений в доме. Хорошо выполненная работа на этом этапе — залог успеха в дальнейшем. Кроме того, приступать к управлению домом без необходимых документов представляется неразумным. Если решение о смене способа управления принимается действительно в соответствии с жилищным законодательством, то будущая управляющая организация находит союзников в лице как минимум половины собственников помещений в доме. В такой ситуации уже легче получить необходимые данные.
Перечень лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации
1. Должностные лица органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений, органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, органов местного самоуправления в области жилищных отношений, занимающие постоянно или временно должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей по контролю за соблюдением правил пользования жилыми помещениями государственного и муниципального жилищного фонда.
2. Собственники, самостоятельно осуществляющие управление своими жилыми помещениями, или уполномоченные лица товарищества собственников жилья либо управляющей жилищным фондом организации.
3. Уполномоченные лица органов управления жилищными и жилищно-строительными кооперативами.
4. Уполномоченные должностные лица многофункциональных центров оказания государственных (муниципальных) услуг.
Ответственность в случае нарушений правил
Административная ответственность по факту нарушения правил регистрации в отношении граждан закреплена в ст. 19.15.1 КоАП Российской Федерации:
В соответствии с ним, установлен административный штраф за нарушение в размере от 2 до 5 тыс. рублей.
В ст. 19.15.2 Кодекса предусмотрена ответственность в отношении должностных лиц, которые отвечают за регистрацию, а также владельцев жилья:
- на должностных лиц — от 25 тыс. до 50 тыс. рублей;
- на собственников жилого помещения (физических лиц) — от 2-х тыс. до 5 тыс. руб.
Полномочия на рассмотрение дел о привлечении к административной ответственности имеют:
- Руководители территориальных отделений миграционной службы, их заместители;
- Сотрудники полиции.
Основание для постоянной и временной регистрации
Прописаться в жилое помещение (в соответствии с ЖК РФ, являющееся изолированным помещением – недвижимым имуществом, пригодным для постоянного проживания граждан) на постоянное место жительство можно в нескольких случаях:
- смена места жительства
- покупка нового жилья
- приобретение недвижимости при долевом участии в строительстве
- рождение ребенка, который прописывается с родителями (одним из них) даже без согласия владельца
Нередки случаи, когда человек, имеющий постоянную регистрацию, проживает в другом регионе или городе длительный период, составляющий более 90 дней. В этом случае предусматривается, временная регистрация. Так, основанием для длительного отсутствия может служить:
- длительная командировка
- обучение
- семейные обстоятельства
- трудоустройство в другой местности
- длительное заболевание, требующее длительного лечения
- длительная туристическая поездка
- заключение в исправительных учреждениях
Ответы на распространенные вопросы
Вопрос №1: Нужно ли регистрировать временно несовершеннолетнего ребенка, если имеется постоянная регистрация?
Ответ: Да. Регистрация по месту пребывания таких лиц осуществляется на основании заявления о регистрации по месту пребывания, документов, удостоверяющих личность находящихся вместе с ними законных представителей и свидетельства о рождении несовершеннолетних граждан с выдачей свидетельства о регистрации по месту пребывания.
Вопрос №2: Необходима ли регистрация для студентов, проживающих в общежитии?
Ответ: Да. Регистрация, обучающихся по очной форме по образовательным программам СПО или ВО, по месту пребывания в общежитиях производится на основании заявления установленной формы о регистрации по месту пребывания, заверенного должностными лицами организации, осуществляющей образовательную деятельность, и документа, удостоверяющего личность заявителя. Документы представляются должностными лицами образовательных организаций в течение 3 дней со дня предоставления гражданину места в общежитии.
В чём отличие понятий
Оба понятия обозначают, по сути, одно и то же явление.
Чтобы понять, чем они отличаются, следует учесть отличие системы государственного обеспечения СССР и современной России.
В советском государстве гражданин имел право на получение ряда существенных благ абсолютно бесплатно. Например, он безвозмездно получал жилое помещение и претендовал улучшение жилищных условий в последующем.
Многие крупные предприятия строили собственные многоквартирные дома, так что степень обеспеченности нуждающихся отдельными квартирами была очень высокой. Схожим образом граждане получали медицинскую помощь, пенсию, отправляли детей в школы и детские сады.
Чтобы люди не переезжали в более богатые города, была введена система прописки, которая заключалась в выдаче разрешений на проживание по конкретному адресу. Кроме того, она закрепляла право человека бессрочно использовать указанное помещение.
Система социального обеспечения человека теперь не столь эффективна.
Регистрация даст возможность обратиться гражданам за медицинской помощью в местную больницу, определить ребёнка в школу, в детский сад и так далее. Но рассчитывать на массовую раздачу государственных квартир в социальный наём не приходится.
Рыночная экономика развивается по своим законам, поэтому ограничивать приток рабочей силы на государственном уровне нет смысла. Хотя некоторые работодатели всё ещё требуют от потенциальных сотрудников паспорт с местной регистрацией.
Обе процедуры существенно отличаются в оформлении друг от друга. В СССР требовалось получить соответствующее разрешение от местного административного органа.
Особую сложность представлял процесс получения прописки в крупных городах, например, в Москве или Ленинграде.
Сегодня действует уведомительный принцип учёта граждан: человек лишь направляет перечень документов в миграционную службу.
Данному процессу больше соответствует термин «регистрация», который обозначает исключительно техническую процедуру внесения определённых записей в информационную базу, а не принятие какого-либо административного решения.
Кроме того, смена терминологии имела и политическую подоплёку. Общая дебюрократизация государственного аппарата начала 90-х годов требовала максимальных изменений любой области административного регулирования.
Термин «прописка» в официальных документах и нормативных актах не используется.
Когда человек переселяется в другое место (при покупке новой квартиры, например, или при обмене), по новому адресу нужно прописаться не позже, чем через неделю после переезда. Об особенностях регистрации в новую квартиру читайте здесь.
Для этого обращаться нужно:
- в МФЦ (о процедуре прописки через МФЦ читайте подробнее здесь);
- к паспортисту ЖСК, ТСЖ или управляющей компании;
- в паспортный стол (бывшее отделение ФМС).
С собой нужно иметь документы:
- паспорт (и свидетельства о рождении детей, если их тоже нужно прописать);
- основание для прописки (свидетельство на квартиру, договор соцнайма или аренды, заявление хозяина квартиры);
- домовую книгу или поквартирную карточку (при необходимости – уточните у регистратора).
На основании документов по форме регистратора заполняется заявление и листки прибытия. Максимум через 3 дня процедура прописки должна быть завершена.
Результат прописки:
- отметка в паспорте с новым адресом;
- свидетельство о регистрации детей, младше 14 лет (о регистрации детей младше 14-ти лет читайте тут).
Заявление можно подать и он-лайн на портале госуслуг, но к паспортисту прийти всё равно будет нужно, чтобы подписать документы и проставить штамп в паспорте. В этом случае все отметки делаются в этот же день. О том, как прописаться через интернет на портале госуслуг, мы рассказывали тут.
Сейчас не нужно выписываться с прежнего адреса, при регистрации паспортист автоматически вас выпишет.
Документ, подтверждающий регистрацию по месту жительства — что это? Справка, в которой указываются данные о гражданине, а также адрес его официальной прописки. Он считается местом жительства или пребывания.
Какие документы пригодятся для запроса той или иной формы, указывающей на место регистрации? Обычно достаточно взять с собой гражданский паспорт. В случае оформления архивной справки не помешает выписка ЕГРН или правоустанавливающие документы на жилье.
Нужно взять справку с места жительства несовершеннолетнего? При подобных обстоятельствах человеку придется взять с собой:
- идентификатор личности;
- свидетельство о рождении или усыновлении несовершеннолетнего;
- заявление на выдачу справки той или иной формы.
Больше ничего не требуется. Третьим лицам справки с места жительства несовершеннолетних не выдаются.
Нормы и порядок регистрации
Условия регистрации | Временная регистрация | Постоянная регистрация |
---|---|---|
Когда регистрация не обязательна | Лицо собирается находиться в месте временного проживания менее 90 дней. | — |
Срок обращения | Не позднее 90 дней с момента переезда. | Не позднее 7 дней с даты переезда. |
Ответственные за регистрацию | Жилищно-эксплуатационная организация. | |
Собственник жилого помещения (физическое или юридическое лицо). | ||
Уполномоченное должностное лицо МФЦ. | ||
Администрация учреждения (в случае нахождения гражданина в гостинице, лечебном учреждении, туристической базе, тюрьме и т.д. и при отсутствии другого места на территории того же субъекта РФ для оформления регистрации). | — | |
Необходимые документы | Внутренний паспорт или другое удостоверение личности . | |
Заявление о постановке на регистрационный учет . | ||
Документ, подтверждающий законность пользования помещением: ● заявление того, кто предоставил жилье, ● свидетельство о регистрации прав на жилплощадь или договор социального найма (лицо вправе указать реквизиты документов, не предъявляя их), ● договор (под)найма. |
||
Сроки регистрации | Уполномоченные лица перенаправляют документы в МВД в течение 3 дней. Органы регистрационного учета обязаны зарегистрировать заявителя за 3 рабочих дня или 8 рабочих дней с момента подачи заявления, если потребовалось делать запрос относительно документов, подтверждающих право на проживание на указанной жилплощади, или если заявление подавалось в электронном виде (или же процесс оформления завершается в день поступления от государственных учреждений запрошенных документов). Многофункциональный центр перенаправляет информацию о регистрируемом человеке в органы регистрационного учета в течение 1 рабочего дня (кроме случаев, когда приходится делать запрос в другие госструктуры,- тогда срок продлевается до 6 рабочих дней). |
|
Способы подачи заявления | ● личная явка в отделение МВД ● обращение в МФЦ ● отправка письма по почте ● через официальный сайт Госуслуги. |
|
Сроки регистрации | Сроки регистрации определяются по соглашению с нанимателями и членами их семей, либо с владельцами жилплощади, либо с правлением жилищного кооператива. | Бессрочно |
С кем согласовывать | Согласование требуется только для прописки лиц, достигших совершеннолетия; ребенок же регистрируются вне независимости от согласия указанных лиц.
● с владельцем жилища, |
|
Подтверждение регистрации | ● Свидетельство о регистрации по месту пребывания , ● уведомление о регистрации лица (для владельца или нанимателя жилища). |
● Штамп в паспорте (для совершеннолетних), ● свидетельство о регистрации по месту жительства (для детей до 14 лет). |
Мы рассмотрели, как получить временную регистрацию по месту пребывания и как пройти регистрацию по месту постоянного жительства в общем случае. Однако существуют отдельные категории граждан, в отношении которых действуют другие нормативные акты, и порядок постановки на регистрационный учет которых отличается от общей системы.
Рассмотрим, в чем заключаются особенности схемы регистрации данных категорий лиц, и каков в их случае порядок оформления регистрации по месту пребывания.