Совет дня: научите ребенка концентрации

22.07.2023 0

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Совет дня: научите ребенка концентрации». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Что такое внимание? В общем смысле – способность сосредотачиваться на объекте, действии, событии, внутренних переживаниях. При этом усиленно работают память, мышление, сенсорика. А концентрация внимания – способность длительно удерживать его на этом объекте, действии, событии, переживании, выделяя «объект» в сознании из всех остальных вокруг.

От чего зависит развитие внимания

Полностью процесс развития внимания и умения концентрироваться у детей не изучен до сих пор. Это сложные процессы возбуждения и торможения в коре головного мозга с параллельным созданием устойчивых и неустойчивых нейронных связей. Но главное, детский мозг не развивается сам по себе. На него оказывает влияние окружающая среда, а в частности – ближайшее окружение, т.е. семья и внутрисемейная атмосфера. Время, проведённое детьми возле телевизора, ноутбука или за планшетом и мобильным телефоном, в 90% случаев следует считать проведённым во вред здоровью. Характерная черта большинства современных видеоигр, фильмов, клипов и прочего медиаконтента – очень высокая скорость смены сюжетной линии, что совсем не способствует развитию концентрации внимания у детей.

Окружающая реальность не конкурент виртуальному миру с его яркими красками и бесконечными возможностями, поэтому не до конца сформированная психика быстро к ним привыкает. Правда, от этого патология нормой не становится. Дети очень легко и быстро привыкают к прекрасному несуществующему миру, но в итоге имеют расконцентрацию внимания, а в отдельных случаях может даже развиться агрессия и зависимость, похожая на наркотическую. Так что тут необходимо работать на профилактику, а если чувствуете, что не справляетесь, то обращайтесь к специалисту.

Почему важно учить и учиться концентрации внимания

Есть люди с диагнозом умственной отсталости, которые становятся гениями в определенной сфере. Вспоминается Форрест Гамп – главный герой фильма Роберта Земекиса (кстати, у этого героя есть реальный прототип). Страдая лёгкой степенью умственной отсталости, он, тем не менее, смог добиться выдающихся успехов в разных сферах жизни. Помните, как у него это получалось? Просто он всё своё внимание без остатка отдавал тому, чем занимался в данный момент, ни о чём больше не думая и ни на что больше не отвлекаясь. И этого было достаточно!

Успех во всех наших делах зависит, в первую очередь, от того, насколько хорошо мы можем концентрировать своё внимание на решаемой задаче или проблеме: как долго и настолько чётко мы можем удерживать её в фокусе нашего сознания, ни на что больше не отвлекаясь.

Если человек не умеет концентрировать внимание на неинтересной задаче в 4 года или в 15 лет — это нормально. У него еще много времени научиться этому.

Убрать внешние раздражители

Дети думают, что нет ничего страшного в том, чтобы одновременно делать уроки и писать в чате или отвечать на СМС. Но такие помехи не дают сосредоточиться на учебе.

Лучше позаниматься полчаса, потом сделать перерыв и отдохнуть перед телевизором, чем потратить час, пытаясь сосредоточиться под шум телешоу.

Чтобы не отвлекаться на смартфон, можно попробовать простой прием: надеть на телефон канцелярскую резинку, резинку для волос или наклеить сзади кусок изоленты. Каждый раз прикасаясь к гаджету, ребенок будет чувствовать посторонний предмет и вспоминать, что нужно вернуться к работе над заданием.

Еще можно придумать условный знак, который даст окружающим понять, что школьник занят важным делом и его нельзя отвлекать. Ободок в виде короны, яркая жилетка или табличка «Не беспокоить!» на двери в комнату — подойдет что угодно, что избавит от лишних вопросов со стороны.

Какие есть виды внимания?

Внимание бывает трёх видов: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное. Разберём каждое из них подробнее:

  • Непроизвольное внимание — это наиболее простой вид внимания, который возникает под воздействием интенсивного раздражителя без участия сознательного волевого действия. Примером таких раздражителей могут быть яркие вспышки или громкие звуки. Непроизвольное внимание также часто называют пассивным или вынужденным, поскольку оно возникает и поддерживается независимо от сознания человека.
  • Произвольное внимание — это внимания, которое возникает в результате волевых усилий. Этот вид внимание формируется ближе к школьному возрасту, примерно к 7 годам, и продолжает развиваться с каждым годом. Ребёнку требуется прикладывать усилия, чтобы сосредоточиться на том, что он должен сделать, а не на том, что хочется ему.
  • Послепроизвольное внимание — это такой вид внимания, который подобно произвольному носит целенаправленный характер, но не требует постоянных волевых усилий.

Правильно мотивировать

Психологи выделяют непроизвольное и более сложное произвольное внимание, которое развивается по мере взросления человека. Произвольное внимание помогает выполнять не самые интересные вещи: вычитывать рукописи или следить, чтобы молоко не убежало. Взрослый человек прилагает волевые усилия, чтобы концентрироваться на скучном, например, ради выгоды в будущем.

Чтобы прорешать несколько столбиков примеров или выписать слова из текста, ученику нужно серьёзно потрудиться. Не каждый готов за пятёрку полчаса сидеть над тетрадью. Некоторым нужна дополнительная награда: просмотр мультфильма, полезное лакомство, небольшой сюрприз.

Читайте также:  27.12.2022 Выплаты и пособия на детей в 2023 году

Важно сразу объяснить, что это не плата за работу, а способ порадовать школьника. При этом не стоит сводить всё поощрение к сладостям — так вы сформируете вредную пищевую привычку. Постепенно нужно приучать ребёнка самого придумывать себе бонусы: поиграть в настольную игру или планшет, почитать любимую книжку, порисовать в качестве отдыха и удовольствия.

Почему это происходит?

Рассмотрим, из каких дисфункций нервной системы состоит дефицит внимания.

1. Ребенок плохо воспринимает информацию на слух

Нет, ребенок не глухой, но его мозг не умеет эффективно обрабатывать то, что слышат уши. Иногда кажется, что он плохо слышит, потому что такой ребенок:

  • часто переспрашивает;
  • не сразу отзывается, когда его зовут;
  • постоянно в ответ на ваш вопрос говорит: «Что?» (но, если вы сделаете паузу, отвечает правильно);
  • хуже воспринимает речь в шуме;
  • не может запомнить просьбу, состоящую из нескольких частей.

2. Не может спокойно сидеть на месте

Многие школьники с трудом высиживают 45 минут: ерзают, раскачиваются на стуле, крутятся. Как правило, эти особенности поведения — проявления дисфункций вестибулярной системы. Такой ребенок использует движение как компенсаторную стратегию, которая помогает ему думать. Необходимость сидеть спокойно буквально блокирует мыслительную деятельность. Нарушения вестибулярной системы часто сопровождаются низким мышечным тонусом, тогда ребенок:

  • «стекает» со стула;
  • постоянно наваливается всем телом на стол;
  • поддерживает руками голову;
  • обвивает свои ноги вокруг ножек стула.

А вы способны концентрировать внимание на одном предмете 3 минуты?

Некоторые мамы сами ставят диагноз своему непоседе – гиперактивность. Насколько это правильно? Диагноз могут поставить лишь 3 специалиста одновременно: нейропсихолог (психолог),невролог и психиатр. Результаты их обследования базируются не только на жалобах матери о том, что кроха не сидит на месте. Ведь, вертлявость, активность ребенка залог его здорового развития. Во время осмотра учитываются несколько другие моменты в поведении крохи, оценивают несколько аспектов по отдельности и в совокупности.

Таким деткам сложно заниматься одним делом более 5 минут пишут эксперты. Им свойственно перескакивать с одного вида деятельности на другой достаточно резко. Это особенность базируется на физиологических процессах работы головного мозга. Может создаться впечатление, что малыш сам не знает, чем займется через пару минут.

Но это нормально, даже для взрослого. Исследования показали, что в современном мире взрослый человек может находится в состоянии полной концентрации внимания на определенной задаче в среднем 3 минуты. Через 3 минуты нам начинают лезть в голову мысли: «может чайку», «я же должна была позвонить маме», «мне шеф дал новое задание, а я это еще не сделала». А некоторые вообще не хотят полностью погружаться в задачу и включают телевизор, музыку в фон. Хотя доказано, что мозг работает на максимуме лишь во время полной концентрации.

А представьте, если вам дали задание, которое вам не интересно, которое вам не свойственно или просто сказали смотреть на часы в течение хотя бы 2 минут. Вы сможете это сделать? Да, если вы натренированы и у вас есть сила воли. Большинство людей могут полностью концентрироваться на той задаче, которая им интересна.

Как организовать режим труда и отдыха для школьника?

Чтобы у ребёнка не возникало проблем с выполнением домашнего задания, родители следят за его режимом. В расписании второй половины дня желательно выделять время на отдых, прогулку и обучение. До обеда дети бывают в школе, после — едят, отдыхают некоторое время и садятся за уроки. Сделав их, можно пойти погулять или в гости.

Если по каким-то предметам возникают затруднения, их откладывают до прихода мамы и папы вечером с работы. Доделать их желательно сразу после ужина, в позднее время всем труднее сохранять спокойствие и концентрироваться. В семьях, которых принято садиться за домашнее задание по ночам, часто происходят конфликты.

Школьники, которые посещают дополнительные занятия и секции в свободное время, обычно стараются делать уроки заранее, потому что к вечеру на них не остается ни сил, ни желания. Стоит помнить, что слишком большое количество кружков или секций вредят молодому организму, заставляя постоянно находиться в напряжении и запоминать новую информацию.

Время для сна и отдыха должно тщательно оберегаться родителями, оно не менее важно для детского развития и благополучия, чем оценки в школе.

Для начала родителям необходимо разобраться в возможных причинах недостаточного внимания школьника. Перечислим наиболее распространенные из них.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Дети, имеющие подобный диагноз, отличаются избыточной двигательной активностью, импульсивностью, слабой концентрацией внимания, высокой отвлекаемостью. Трудности с организацией их поведения и удержанием внимания, как правило, ярко обнаруживаются задолго до поступления в школу. Ситуация же школьного обучения лишь усугубляет их проблемы. От родителей таких детей требуется предельное терпение и последовательность в отношениях с ребенком. Они должны осуществлять свою воспитательную практику в тесном контакте с медиками, педагогами и психологами, поскольку дети с синдромом дефицита внимания нуждаются в специальной комплексной коррекционно-развивающей работе.

Хронические соматические заболевания, болезненность ребенка. Дети, имеющие слабое здоровье, отличаются высокой утомляемостью, низкой работоспособностью. Сниженная функция их внимания может быть обусловлена общим ослаблением организма. Такие дети нуждаются в обязательном соблюдении режима, дозировании нагрузок, отдыхе (желателен дневной сон). При соблюдении этих условий, уменьшающих влияние физических и физиологических ограничений, такие дети могут иметь неплохое внимание.

Индивидуальные особенности нервной системы. Свойства высшей нервной деятельности влияют на развитие всех свойств внимания: для учащихся с сильной и подвижной нервной системой более характерно внимание устойчивое, хорошо переключаемое и распределяемое. Учащимся с инертной и слабой нервной системой более свойственно неустойчивое, плохо переключаемое и распределяемое внимание. Зная основные особенности нервной системы ребенка, родители могут помочь ему в развитии таких качеств и навыков внимания, которые поддаются тренировке: навыков поддержания внимания, его переключения и распределения.

Читайте также:  Особенности получения наследства неполнородными братьями и сестрами

Переутомление и перегрузки. Жизнь современного ребенка наполнена множеством обязанностей. Обычно рабочий день школьника не ограничивается рамками собственно учебных занятий, а включает в себя посещение разнообразных кружков, секций, студий и пр. (при этом далеко не все из них ребенок посещает по собственному желанию). Нередко график функционирования школьника расписан с утра до вечера столь плотно, что ученик едва-едва успевает подготовить домашнее задание. Времени на полноценный отдых при этом практически не остается, дети плохо высыпаются. Физические, психологические, информационные перегрузки неизбежно приводят к снижению работоспособности, повышению невнимательности и рассеянности детей.

Возрастные ограничения в развитии внимания. Внимание детей младшего школьного возраста может быть недостаточно совершенным в силу возрастных особенностей общего психического развития. Внимание в этом возрасте действительно еще слабо организовано, имеет небольшой объем, плохо распределяемо и неустойчиво. Причина этого — недостаточная зрелость нейрофизиологических механизмов, обеспечивающих процессы внимания, контроль за выполнением деятельности.
Не найти, пожалуй, ни одного младшего школьника, в тетрадях которого время от времени не встречались бы так называемые ошибки «по невнимательности». На протяжении обучения в начальной школе в развитии внимания происходят существенные изменения, идет интенсивное развитие всех его свойств: резко (более чем в 2 раза) увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения.
К 9–10 годам дети становятся способны достаточно долго сохранять и выполнять произвольно заданную программу действий. Считается, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным для целенаправленного развития внимания ребенка.

Недостаточная мотивация выполнения деятельности. Хорошо известно, что даже маленький ребенок может проявлять завидную внимательность и сосредоточенность, если занимается тем, что ему очень интересно. И если бы детям можно было делать только то, что им нравится, взрослым бы не приходилось волноваться о развитии детского внимания. Как правило, речь о невнимательности детей заходит тогда, когда от них требуется выполнение чего-то малопривлекательного, не очень интересного и недостаточно значимого.
Нередко в роли малопривлекательного занятия выступает учебная работа: ребенок, невнимательный на уроках в школе или при выполнении домашних учебных заданий, может со вниманием заниматься тем, что с учебой не связано (достаточно долго и сосредоточенно играть, смотреть телевизор, заниматься компьютером и пр.). В этих случаях речь может идти о недостаточном развитии у школьника познавательной учебной мотивации, обеспечивающей его полноценное включение в учебную деятельность. Однако учебные занятия, зачастую действительно рутинные и однообразные, далеко не всегда способны сами по себе пробудить и поддержать познавательную активность ребенка.
И тогда на помощь в организации учебной деятельности ребенка и поддержания его внимания к ней приходят другие, непознавательные, мотивы: чувство долга и ответственности, желание получить хорошую отметку, удостоиться похвалы взрослого или избежать наказания и др. Во всех этих случаях речь идет о требовании от ребенка произвольного внимания, т.е. направленности, сосредоточенности на процессе деятельности, осуществляемом сознательно, при помощи волевого усилия.
Таким образом, повышение внимательности школьника напрямую связано с развитием его полноценной познавательной активности и интереса к интеллектуальной деятельности, развитием мотивационной сферы в целом, а также волевых качеств. Решение этих непростых воспитательных задач требует от родителей достаточного времени и немалых усилий.

Как помочь ребенку не отвлекаться

Как обеспечить ребенку внимание? Это значит, он поел вовремя, выспался, погулял, эмоционально не перевозбужден, ему хочется заниматься — тогда он внимателен.

Если он расстроен, огорчен, если у него одна неудача за другой, если он плохо себя чувствует, если он не вовремя ест, недосыпает — внимания не будет.

Наши дети недосыпают до полутора часов, а малыши должны спать 10 часов и быть на воздухе 2,5 часа.

Если это не соблюдается, ребенок невнимателен еще больше, чем он может быть невнимателен в соответствии с возрастом.

Мы, взрослые, и старшие подростки можем пересилить себя. У нас нет условий для того, чтобы быть внимательными, но мы можем себя заставить. Малыш в 1–3-м классе заставить себя не может. К 4-му внимание будет, если все условия соблюдаются — учительница не кричит, дома бесконечно не высказывают свое недовольство, а уроки не мука — если все нормально.

Как стресс влияет на внимание

Каждый кейс индивидуален. А в случае с Машей оказалось вот что. Родители всегда своим примером давали понять, что учиться можно только на самые высокие отметки, и не тратили слишком много времени на разговоры по душам. Маша для них — как проект или объект. Когда возникли проблемы, ее не спросили, как она видит всю эту ситуацию, что ее беспокоит.

Но одного ответа на вопрос «почему?» недостаточно. Хочется понять, что же делать. Поговорить. Не оценивать, не требовать, а слушать и договариваться.

Ребенок в этом возрасте все еще рассчитывает на родителей, когда у него возникают вопросы о себе и о жизни. Но он очень болезненно воспринимает негативную оценку, распоряжения — ему кажется, что с ним обращаются как с вещью, а не как с человеком. Тогда его и кидает то в интернет, то в компанию таких же подростков.

Что такое внимание и каким оно бывает?

Внимание – это умение направлять восприятие на объекты и сосредотачиваться на них. Внимание можно уделять не только внешнему миру, но и собственным переживаниям и действиям. В это время задействованы память, мышление и сенсорика.

Навык задерживать внимание совершенствуется с возрастом. До 3 лет дети непроизвольно реагируют на внешние стимулы: движущаяся игрушка, яркие кадры в мультике, музыка из окна. Со временем ребёнок становится избирательным к раздражителям. В 4-5 лет ребёнок уже может фокусироваться на задаче 10-20 минут. С каждым годом эта цифра растёт. Произвольным внимание становится только к 5-6 годам. К 8-летнему возрасту ребёнок способен не просто концентрироваться, но и удерживать в поле внимания 3-7 объектов одновременно.

Читайте также:  Ответ недели: наличие парковки на территории многоквартирного дома

У внимания есть несколько важных характеристик:

  • произвольность – осознанная направленность внимания на нужный объект;
  • концентрация – намеренное удержание объекта в фокусе внимания;
  • устойчивость – способность не реагировать на отвлекающие факторы;
  • объём внимания – число объектов, на которых внимание одновременно задерживается;
  • распределение – навык многозадачности, т. е. параллельного выполнения действий;
  • переключаемость – способность переносить внимание с одного объекта на другой;
  • избирательность – умение выделять наиболее важные объекты или их отдельные части и свойства.

Все эти навыки помогают ребёнку слушать учителя и родителей, усваивать информацию, переключаться, например, с индивидуальной работы на групповую. Но развитое внимание, разумеется, нужно детям не только для школы. Внимание помогает разбираться в людях и ориентироваться в жизни, налаживать общение и создавать вокруг безопасное пространство. В дальнейшем карьера человека во многом зависит от того, как сильно он отдаётся любимому делу.

Почему ребенок становится невнимательным

Не всегда дети не способны сосредоточиться на действии или информации только в силу возраста. На психику малышей оказывают сильное влияние внешние факторы:

  • Физическое состояние. Любые недомогания, нарушения здоровья ослабляют внимание не только у ребенка, но и у взрослого. Он не может сконцентрироваться, выполнить стандартные для него задачи, постоянно отвлекается.
  • Отсутствие физической активности. Полноценное функционирование организма невозможно без поддержания тела в тонусе. Детям важно постоянное движение, активные игры, занятия спортом.
  • Психологический климат. Проблемы дома или в детском коллективе, стрессы, сложности в отношениях между родителями вызывают у детей болезненную реакцию. Их дискомфорт приводит к невнимательности, замкнутости.
  • Нарушения сна. Отсутствие определенного режима для современных детей – обычное явление. Многие родители не считают нужным устанавливать какие-то разумные рамки. Доступ к гаджетам по ночам часто становится причиной хронической усталости. Особенно обостряется ситуация, если малышу приходится рано вставать в школу или детский сад. Результат – рассеянность, развитие неврозов, снижение успеваемости.

Развитие внимания у детей

Процесс отбора информации, которая попадает в поле внимания, бывает непроизвольным и произвольным. В первом случае сознание непреднамеренно реагирует на сильные раздражители, движение и незнакомые объекты в поле зрения. Здесь речь идёт об эмоциональном восприятии, которое человек не контролирует. Такой вид внимания ещё называют пассивным или вынужденным, ведь закладывается оно генетически и возникает как рефлекс. Произвольное же – является результатом волевого усилия и формируется не сразу.

У детей внимание развивается в несколько этапов:

  • В первые недели жизни младенец лишь адаптируется к миру. И только к концу первого месяца начинает замечать яркие предметы и может концентрироваться на них, а также учится различать лица. В этот период и появляется внимание.
  • В течение первого года малыши легко отвлекаются на любой шум, разговоры, игрушки и т.д. – их внимание рассеянное и нестабильное. Однако ближе к 10-12 месяцам у детей формируется ориентировочно-исследовательский рефлекс.
  • С 1 года и до 2 лет у детей преобладает фиксированное внимание. Занимаясь своим делом, они могут сильно увлекаться и не замечать ничего вокруг. Также на этом этапе обнаруживаются первые признаки произвольного внимания: малыши уже могут самостоятельно перемещаться и производить манипуляции с предметами, а также понимают речевые конструкции взрослых, когда их просят посмотреть в указанную сторону или на предмет.

Как улучшить внимание у детей

Внимательный ребёнок – это полноценный и счастливый маленький человек, который умеет позаботиться о себе и близких, бережёт свои вещи и окружающую среду, дисциплинирован и проявляет ответственность и аккуратность во всем. Он с воодушевлением смотрит на мир и стремится узнавать его, достигать поставленных целей и стать полноправным и успешным членом общества. Это, как и актуальную важность развития внимания, ребёнку важно объяснить перед началом тренировок.

У детей и подростков основными недостатками, требующими коррекции внимания, являются: неумение сосредоточиться на нескольких занятиях сразу и переключаться между ними; недолгая устойчивость и слабая концентрация, а также низкая избирательность внимания. Поэтому подбирать упражнения нужно индивидуально, установив причину невнимательности и определив её характер.

Тренировки должны быть недолгими, но регулярными и проходить в игровой форме. Каждое достижение обязательно нужно отмечать похвалой. Чтобы стимулировать интерес к занятиям, желательно чередовать задания, и каждый тренировочный сеанс пытаться достичь одной поставленной цели. Важно также ограничить раздражители и исключить замечания, подсказки, громкие звуки и резкие движения, чтобы не мешать ребёнку концентрироваться на упражнении.

Сами задачи и игры нужно выбирать обязательно с перспективой воздействия на мыслительную деятельность и проявление наблюдательности. Это может быть поиск ошибок и недочётов, сравнение, обнаружение закономерностей, приведение примеров, обобщение и формулирование выводов и т.д. Также эффективны кроссворды, задания с соединением точек, сложные и детальные раскраски, собирание пазлов, игры жанра «поиск предметов» и лабиринты.

Какие есть виды внимания

Внимание бывает трёх видов: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.

  • Непроизвольное внимание возникает само собой с первого года жизни малыша, ребёнок без усилий концентрируется на всём необычном и интересном.

  • Произвольное внимание формируется ближе к школе, примерно к 7 годам, и продолжает развиваться с каждым годом. Школьнику требуется прикладывать усилия, чтобы сосредоточиться на том, что он должен сделать, а не на том, что хочется ему.

  • Послепроизвольное внимание похоже на произвольное, однако особенность его заключается в том, что ребёнок выполняет все задачи с удовольствием.>


Похожие записи: