Что изменилось в режиме труда и отдыха водителей с 2021 года
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что изменилось в режиме труда и отдыха водителей с 2021 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Согласно правилам, работодатель может засчитывать не весь рабочий день в качестве охраны. Обязательно учитываются 30%, хотя в некоторых компаниях нормальной практикой является начисление полного объема времени.
Графики работы водителей
В первую очередь нужно обратить внимание, что для всех водителей должны быть составлены специальные графики работы.
Графики работы составляются работодателем и доводятся до сведения водителя. Графики составляются ежемесячно (на месяц), в них отражаются рабочие дни с указанием времени начала и окончания ежедневной работы (смены), времени перерывов для отдыха и питания в каждую смену, а также дни еженедельного отдыха.
Существует 2 типа учета рабочего времени:
- Ежедневный учет рабочего времени. Длительность каждого рабочего дня находится в пределах, установленных законодательством.
- Суммированный учет рабочего времени. Длительность рабочих дней может отличаться. Есть длинные дни, которые не укладываются в нормативы. Однако количество рабочих часов за месяц находится в пределах нормы.
Пример расчета суммированного учета рабочего времени
Приведем конкретный пример расчета СУРВ.
В организации принят суммированный учет рабочего времени. За норму принята стандартная неделя в 40 часов, учетным периодом выбран квартал.
Сначала вычисляется норма рабочего времени. Для этого 40 часов нужно разделить на 5 дней (стандартную продолжительность рабочей недели), а затем умножить на количество рабочих дней в каждом месяце. Не забываем вычесть по 1 часу за каждый предпраздничный день. Можно не производить этих вычислений, а просто посмотреть данные производственного календаря, где они уже заранее подсчитаны и приведены для разных вводных данных: для учетного периода в неделю, месяц, квартал или год при рабочей неделе различной продолжительности.
Теперь посмотрим фактически отработанные временные показатели. За 1 квартал года время, фактически отработанное в соответствии с графиком, составило:
- в январе – 158 часов;
- в феврале – 150 часов;
- в марте – 172 часа.
Итого в сумме 480 часов.
Если свериться с производственным календарем на этот год, то в 1 квартале норма рабочего времени насчитывает 482 часа. Таким образом, мы видим 2-часовую недоработку по вине работодателя, которую работникам нужно будет оплатить по среднечасовому тарифу, он вычисляется путем деления месячной заработанной суммы на количество часов, отработанных в этом месяце.
За 2 квартал отработанные часы составили:
- в апреле – 164 часа;
- в мае – 156 часов;
- в июне – 188 часов.
В сумме это 508 часов.
Производственный календарь предусматривает как раз это количество, так что график выполнен без переработок и недоработок.
В 3 квартале наблюдалась такая картина по графику:
- в июле – 166 часов;
- в августе –174 часа;
- в сентябре – 172 часа.
Сумма составляет 512 часов, тогда как производственный календарь на 3 квартал данного года предусматривает 500 часов. Получается переработка в 12 часов, которую по закону надо оформить и оплатить как сверхурочные: 2 часа по полуторному тарифу, остальные 10 часов – по двойному. Дополнительная выплата должна быть начислена в сентябре.
При суммированном учете рабочего времени сверхурочной считается работа, которая идет вне графика, превышает в учетном периоде норму, установленную производственным календарем. Сверхурочные часы возможно определить только по окончании учетного периода и только расчетным путем по формуле:
Сч = К ф.ч. – К н.р. – К н.ч, где
-
К ф.ч. – количество фактически отработанных часов;
-
К н.р. – количество часов, в которые работник не мог исполнять свои трудовые; обязанности, но за ним сохранялось место работы (отпуск, командировка, больничный);
-
К н.ч. – количество часов по норме.
Распространенные вопросы
В целом пара дальнобойщиков может работать в сутки не больше 21 часа. Из этого времени на вождение отводится максимум 18 часов. Максимальным длительным временем езды без отдыха считается 4,5 часа. Временем отдыха называют только тот период, когда машина стоит. Даже если напарник не принимает участия в вождении, он не отдыхает.
Водитель должен будет заплатить 3 тысячи рублей как за неисправный тахограф, так и за его отсутствие. Максимальное наказание для владельцев компании – 10 тысяч рублей.
В России отношения между работниками и работодателями регулируются Трудовым кодексом. Изменения в нормы рабочего дня шофера может вносить Минтранс. В целом рабочий день перевозчика может длиться от 8 до 12 часов (в отдельных случаях). Для учета рабочего времени есть несколько схем, однако, каждая компания самостоятельно решает, какой способ контроля ввести.
При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов.
При суммированном учете рабочего времени водителям, работающим на регулярных городских и пригородных автобусных маршрутах, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена работодателем до 12 часов по согласованию с представительным органом работников.
Вводится в тех случаях, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная нормальная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц.
11. Что включает в себя время отдыха водителя ?
1. Водители в соответствии с законодательством Российской Федерации пользуются правом на:
а) перерывы в течение рабочей смены для отдыха и питания;
б) ежедневный отдых;
в) еженедельный отдых;
г) отдых в праздничные дни;
д) ежегодный оплачиваемый отпуск и дополнительные отпуска в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, коллективным договором (соглашением).
е) отдых в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
2. Водителям предоставляется перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более 2 часов, как правило, в середине рабочей смены, но не позднее, как правило, чем через 4 часа после начала работы.
При установленной графиком сменности продолжительности ежедневной работы (смены) более 8 часов водителю могут предоставляться два перерыва для отдыха и питания общей продолжительностью не более 2 часов.
Конкретная продолжительность перерыва для отдыха и питания (общая продолжительность перерывов) устанавливается работодателем по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками представительным органом, а при их отсутствии — по согласованию с работником, закрепляемому в трудовом договоре (контракте) или приложении к нему.
3. Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену).
На междугородных перевозках при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха в пунктах оборота или в промежуточных пунктах может быть установлена не менее продолжительности времени предшествующей смены, а если экипаж автомобиля состоит из двух водителей, — не менее половины времени этой смены с соответствующим увеличением времени отдыха непосредственно после возвращения к месту постоянной работы.
4. Еженедельный непрерывный отдых должен непосредственно предшествовать или непосредственно следовать за ежедневным отдыхом, при этом суммарная продолжительность времени отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания в предшествующий день должна составлять не менее 42 часов.
5. При суммированном учете рабочего времени еженедельные дни отдыха устанавливаются в различные дни недели согласно графикам сменности, при этом число дней еженедельного отдыха в текущем месяце должно быть не менее числа полных недель этого месяца.
6. В случае установления водителям при суммированном учете рабочего времени рабочих смен продолжительностью свыше 10 часов продолжительность еженедельного отдыха может быть сокращена, но не менее чем до 29 часов. В среднем за учетный период продолжительность еженедельного непрерывного отдыха должна быть не менее 42 часов.
7. В праздничные дни допускается работа водителей, если эти дни предусмотрены графиками сменности как рабочие, в случаях, когда приостановка работы невозможна по производственно-техническим условиям (непрерывно действующие организации), на работах, связанных с необходимостью обслуживания населения, и при выполнении неотложных ремонтных и погрузочно-разгрузочных работ.
При суммированном учете рабочего времени работа в праздничные дни по графику включается в норму рабочего времени учетного периода.
12. Продолжительность ежедневного междусменного отдыха при суммированном учете.
При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов.
13. Продолжительность ежедневной работы при суммированном учете РАБОЧЕГО времени, исключения.
Время управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) не может превышать 9 часов (за исключением случаев, предусмотренных в пунктах 17, 18 Положения), а в условиях горной местности при перевозке пассажиров автобусами габаритной длиной свыше 9,5 метра и при перевозке тяжеловесных, длинномерных и крупногабаритных грузов не может превышать 8 часов.
17. При суммированном учете рабочего времени время управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) может быть увеличено до 10 часов, но не более двух раз в неделю. При этом суммарная продолжительность управления автомобилем за две недели подряд не может превышать 90 часов.
18. При суммированном учете рабочего времени для водителей автобусов, осуществляющих перевозки в городском и пригородном сообщении, допускается введение суммированного учета времени управления автомобилем.
При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов.
14. График работы (сменности) на линии. Кем утверждается.
Утверждается руководителем организации (директором). Содержит данные:
— Табельный номер, ФИО водителя, должность, количество смен, количество дней, количество часов, продолжительность перерыва и отдыха, выезд на маршрут , время возвращения, начало смены, окончание смены.
Ознакомить не позднее чем за месяц до начала работы.
15. Документы подтверждающие стаж и квалификацию водителя.
16. Нормативные документы при выпуске на линию.
Четко регламентировано время отдыха
Теперь пункт 25 Положения гарантирует водителю отдых не менее 48 часов в том случае, если продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха будет сокращена с 12 до 9 часов. В целом предприниматель вправе сократить время междусменного отдыха с 12 часов не более чем на 3 часа с учетом удаленности места отдыха работника.
В этом случае по письменному заявлению сотрудника и в результате согласования с выборным органом первичной профсоюзной организации ему может быть предоставлен 48-часовой отдых. Эта норма относится к водителям, занятым на регулярных перевозках в городском и пригородном сообщении при суммированном учете времени. На междугородных перевозках при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха в пунктах промежуточных остановок или стоянок не может быть менее 11 часов.
Если в течение каждых 30 часов автомобилем управляли по крайней мере два водителя, каждый из них должен был иметь период отдыха продолжительностью не менее восьми часов подряд.
На междугородных перевозках при наступлении ежедневного (междусменного) отдыха водителя на участке дороги, где отсутствуют места стоянки, водитель вправе с учетом предельных значений нормативов по времени работы и времени ежедневного (междусменного) отдыха следовать до ближайшего места стоянки.
Безусловно, данные поправки дают возможность водителю полноценно отдохнуть и выполнять свои обязанности более качественно.
Что именно входит в рабочее время
Рабочее время водителя – это не только периоды, связанные непосредственно с вождением авто. Это также следующие отрезки времени:
- Перерывы на протяжении трудовой смены, которые нужны для отдыха от управления ТС.
- Время на подготовку к работе и на ее завершение. Этот период предназначен для подготовки авто к поездке и так далее.
- Осмотр перед поездкой и после нее.
- Остановка в зонах погрузки.
- Простои, возникшие не по вине сотрудника.
- Время на устранение поломок, возникших в процессе рабочей поездки.
- Время охраны груза и ТС в процессе стоянки на пункте А и пункте Б, если соответствующее положение прописано в договоре.
- Если это дальний рейс и на нем занято два сотрудника, в рабочий период включается время, на протяжении которого за рулем находился второй водитель.
Вопрос: В организации работают водители и электромонтажник в пределах завода. Проводится ли специальная оценка нестационарных рабочих мест в отношении работ разъездного характера? Если проводится, то каким образом? Посмотреть ответ
Если день специалиста составляет 7 часов, то это вовсе не обозначает, что все 7 часов человек работает. В это время входят и перерывы, и осмотры, и остановки в пунктах разгрузки.
Важно отметить, что ряд перечисленных отрезков времени учитывается при определении режима не полностью. Пропорции при зачете периодов:
- Охрана груза – не менее 30%.
- Управление ТС вторым водителем – не меньше половины.
Все эти нюансы нужно учитывать при определении режима работы.
Время управления автомобилем
Выше рассматривалась длительность рабочего времени водителя, далее речь пойдет непосредственно о времени управления автомобилем, которое занимает лишь часть рабочего дня.
Время управления автомобилем в течение рабочего дня не должно превышать 9 часов.
Примечание. До 31 декабря 2020 года существовало дополнительное ограничение при работе в условиях горной местности при перевозке пассажиров автобусами габаритной длиной свыше 9,5 метра и при перевозке тяжеловесных, длинномерных и крупногабаритных грузов. Максимальное время управления в этих случаях не должно было превышать 8 часов.
Кроме того, время управления автомобилем может быть увеличено до 10 часов не более 2-х раз в неделю.
Примечание. До 31 декабря 2021 года также допускалось ведение суммированного учета времени управления автобусом при управлении городскими и пригородными автобусами. Эта возможность отменена с 1 января 2021 года.
Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей в 2021 году
1. Настоящий документ устанавливает особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей, управление которыми входит в их трудовые обязанности, и водителей автомобилей, являющихся индивидуальными предпринимателями и осуществляющих управление автомобилем самостоятельно (далее – водители), за исключением водителей, осуществляющих перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании органов государственной власти и органов местного самоуправления, водителей, занятых на международных перевозках, водителей, осуществляющих перевозки в пределах границ территории предприятия, не выезжающих на дороги общего пользования, водителей легковых автомобилей ведомственной охраны, водителей пожарных и аварийно-спасательных автомобилей включая автомобили, предназначенные для оказания медицинской помощи гражданам, в том числе автомобилей, задействованных в ликвидации последствий либо предупреждении чрезвычайных ситуаций, водителей автомобилей органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, водителей-военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы.
2. Настоящие Особенности обязательны для исполнения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными на территории Российской Федерации, являющимися работодателями (далее – работодатели) и на основании пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ “О безопасности дорожного движения” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 50, ст. 4873; 2018, № 45, ст. 6841) обязательны для соблюдения индивидуальными предпринимателями, не являющимися работодателями.
3. В случаях, предусмотренных настоящими Особенностями, при принятии локальных нормативных актов работодателя, содержащих нормы трудового права (далее – локальный нормативный акт работодателя), утверждении графиков сменности, учитывается мнение представительного органа работников (при наличии такого представительного органа), а в случаях, предусмотренных коллективным договором и (или) соглашениями, принятие локального нормативного акта работодателя осуществляется по согласованию с представительным органом работников.
4. В случае введения работодателем сменной работы в соответствии со статьей 103 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 3; 2006, № 27, ст. 2878), графики сменности составляются с учётом настоящих Особенностей.
5. Нормальная продолжительность рабочего времени водителя не может превышать 40 часов в неделю.
В случаях, когда по условиям работы не может быть соблюдена установленная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учёт рабочего времени с продолжительностью учётного периода один месяц.
Продолжительность учётного периода может быть увеличена до трёх месяцев по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации, а при её отсутствии – с иным представительным органом работников.
Суммированный учёт рабочего времени вводится работодателем с учётом мнения представительного органа работников.
6. При суммированном учёте рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов. Увеличение этого времени, но не более чем на 2 часа, допускается при условии соблюдения требований, предусмотренных пунктами 10 – 12 настоящих Особенностей, в целях завершения перевозки и (или) следования к месту стоянки.
Водителям, осуществляющим перевозки для учреждений здравоохранения, организаций коммунальных служб, телеграфной, телефонной и почтовой связи, вещателей общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, оператора связи, осуществляющего эфирную цифровую наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, аварийных служб, перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании руководителей организаций, перевозки на инкассаторских автомобилях, перевозки на легковых такси, а также водителям, работающим в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена работодателем до 12 часов.
Водителям, работающим на маршрутах регулярных перевозок пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена работодателем до 12 часов по согласованию с представительным органом работников.
7. С согласия водителей рабочий день (смена) может быть разделён на части. Разделение рабочего дня (смены) производится на основании локального нормативного акта работодателя, принятого с учётом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.
Перерыв между частями рабочего дня (смены) устанавливается не позже, чем через пять часов после начала работы.
При разделении рабочего дня (смены) на части суммарное время перерывов между частями рабочего дня (смены) не может превышать:
- для водителей, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении – 3 часа;
- для остальных водителей – 5 часов.
Перерыв между частями рабочего дня (смены) предоставляется в местах, обеспечивающих возможность использования водителем времени отдыха по своему усмотрению.
Время перерыва между частями рабочего дня (смены) в рабочее время не включается.
8. В порядке, предусмотренном статьёй 101 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 3; 2017, № 25, ст. 3594), для водителей легковых автомобилей (кроме легковых такси), а также для водителей автомобилей, занятых на геологоразведочных, топографо-геодезических и изыскательских работах в полевых условиях, может устанавливаться ненормированный рабочий день.
Решение об установлении ненормированного рабочего дня принимается работодателем с учётом мнения представительного органа работников.
Количество и продолжительность рабочих смен при ненормированном рабочем дне устанавливаются исходя из нормальной продолжительности рабочей недели, а дни еженедельного непрерывного отдыха (далее – еженедельный отдых) предоставляются на общих основаниях.
9. Рабочее время водителя включает:
- время управления автомобилем;
- время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем (далее – специальный перерыв);
- время работы, не связанной с управлением автомобилем.
10. Время управления автомобилем в течение периода времени, не превышающего 24 часов, после завершения ежедневного (междусменного) отдыха или еженедельного отдыха и началом следующего ежедневного (междусменного) отдыха или еженедельного отдыха (далее – ежедневный период), не должно превышать 9 часов. Допускается увеличение этого времени до 10 часов, но не более двух раз в течение календарной недели.
11. При достижении времени управления автомобилем, предусмотренного пунктом 10 настоящих Особенностей, водитель вправе увеличить это время, но не более чем на 2 часа, в целях завершения перевозки и (или) следования к месту стоянки.
Работодателю запрещается устанавливать для водителей время управления, с учётом отступлений, изложенных в настоящем пункте настоящих Особенностей.
Работаем в выходные и праздничные дни
В соответствии с п. п. 28, 29 Положения привлечь водителя к работе в выходной день, установленный для него графиком работы (сменности), или нерабочий праздничный день можно только в случаях, предусмотренных ст. 113 ТК РФ. Так, заручившись письменным согласием работника, работодатель вправе привлечь его к работе в указанные дни в случае необходимости выполнения заранее непредвиденных работ, от срочного выполнения которых зависит в дальнейшем нормальная работа организации в целом или ее отдельных структурных подразделений, индивидуального предпринимателя. В других случаях письменного согласия работника будет недостаточно, придется еще учитывать мнение представительного органа работников.
В ст. 112 ТК РФ перечислены нерабочие праздничные дни — это 1 — 5 января, 7 января, 23 февраля, 8 марта, 1 и 9 мая, 12 июня, 4 ноября (всего 12 дней).
Порядок оплаты работы в выходные и нерабочие праздничные дни одинаков и установлен ст. 153 ТК РФ. Как и в случае со сверхурочной работой, в отношении оплаты труда в выходные и нерабочие праздничные дни Трудовым кодексом установлены минимальные размеры. Конкретные размеры оплаты за работу в эти дни можно установить коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором. Итак, если работнику установлена почасовая оплата труда, то его привлечение к работе в выходной или праздничный день оплачивается не менее чем в размере двойной часовой тарифной ставки, если оплата производится исходя из дневной тарифной ставки, то последняя также удваивается.
Пример 4. Водитель Крылов С.В. в марте 2008 г. отработал 18 ежедневных смен, одна из них пришлась на 8 марта. Продолжительность ежедневной смены — 9 часов. Работнику установлена дневная тарифная ставка — 1300 руб. Работа в праздничные дни оплачивается в двойном размере.
Крылову С.В. начисляется заработная плата за март 2008 г. в размере 24 700 руб. (17 смен x 1300 руб. + 1 смена x 1300 руб. x 2).
Теперь рассмотрим, какой минимальный предел можно установить для оплаты труда в выходные и праздничные дни работников, получающих оклад. Он зависит от того, производилась ли работа в пределах или сверх месячной нормы рабочего времени (при введении СУРВ — нормы рабочего времени учетного периода, другими словами, продолжительности работы по графику работы, если в нем соблюдена нормальная продолжительность рабочего времени). При СУРВ работа в праздничные дни, установленные для водителя графиком работы (сменности) как рабочие, включается в норму рабочего времени учетного периода (п. 30 Положения). При этом дни (часы) работы оплачиваются в размере не менее одинарной дневной или часовой ставки (части оклада за день или час работы) сверх оклада. Если работа производилась сверх нормы рабочего времени учетного периода, праздничные дни оплачиваются в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада за день или час работы) сверх оклада. В случае если на праздничный день приходится часть рабочей смены, в двойном размере оплачиваются часы, фактически отработанные в праздничный день (от 0 до 24 часов) (п. 2 Разъяснений N 13/П-21 ).
Разъяснения Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 08.08.1966 N 13/П-21 «О компенсации за работу в праздничные дни».
Пример 5. Изменим условия примера 4. Крылову С.В. установлен оклад в размере 24 000 руб. Оплата за работу в праздничные дни производится по минимальным ставкам, предусмотренным Трудовым кодексом.
Какое должно быть время между сменами
Статья 107 ТК РФ определяет основные виды времени отдыха работников, среди которых присутствует ежедневный (междусменный) отдых. В федеральном законе отсутствует норма о порядке его предоставления и продолжительности. Однако по окончании рабочей смены у работника возникает право на получение междусменного отдыха. Работодатель должен освободить сотрудника от исполнения трудовых обязанностей и предоставить ему право распоряжаться свободным временем на собственное усмотрение.
При сменной работе право на ежедневный (междусменный) отдых у работника возникает после отработки им установленной нормы часов. При нормальной продолжительности рабочего времени — нормой является не более 8 часов в день и 40 часов в неделю (статья 91 ТК РФ). Она может варьироваться как в меньшую, так и в большую сторону. Работник может привлекаться к работе сверх нормы, например, на условиях внутреннего совместительства. В таком случае рабочая смена не должна продолжаться более 12 часов. При ненормированном графике рабочий день сотрудника не должен быть более 12 часов.
Таким образом, при любом графике, по истечении 12 часов рабочего времени сотрудники имеют право на ежедневный отдых между сменами. Работодатель, соответственно должен его предоставить. В случае отказа, работник реализует свои права собственными действиями.
Режим труда и отдыха водителей автобусов: законодательные нормы
В Положении есть описание не только основного времени, но и других режимов, особенностей:
График водителяПрисутствие в автомобиле, но не управление им. Обычно это происходит, когда в смену или рейс отправляют сразу двоих людей.Охраны груза и пассажиров во время продолжительных стоянок.Проведение работ, связанных с устранением неисправностей, возникших в настоящее время, и с регулировкой.
В учет идут только моменты, когда не требуется полностью разбирать какой-либо механизм.Простои, в которых водитель лично не виноват.Остановки там, где происходит посадка пассажиров или высадка.Осмотры медиками, когда путешествие начинается или заканчивается.Дополнительная работа, либо на протяжении поездки, либо после окончания.Перерывы
Рекомендуем прочесть: Ген доверенность это
Графики работы водителя скорой помощи.
Чаще всего работники выездных бригад скорой медицинской помощи трудятся посменно или по скользящему графику в режиме гибкого рабочего времени. Согласно ст. 103 ТК РФ сменный режим работы вводится в тех случаях, когда длительность производственного процесса превышает допустимую продолжительность ежедневной работы. Сменная работа осуществляется в соответствии с графиком сменности, который должен быть доведен до работников не позднее чем за один месяц до введения его в действие.
С графиком работы в режиме гибкого рабочего времени все гораздо проще: он разрабатывается в учреждении с соблюдением нормы рабочего времени и доводится до сведения работников. Причем в данном случае никакие сроки по уведомлению работников соблюдать не надо.
В графике следует определить время начала и окончания работы, продолжительность смен и время междусменного отдыха.
График работы или сменности должен быть составлен и введен в действие приказом руководителя.
Составляя тот или иной график, нужно учитывать нормы Положения и помнить, что для водителей, работающих по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать:
- 40 часов в неделю;
- 8 часов в день (смену), а для работающих по календарю шестидневной рабочей недели с одним выходным днем – 7 часов.
Водителям скорой помощи продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов в случае, если общая продолжительность управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) не превышает 9 часов.
Согласно п. 15 Положения рабочее время водителя состоит из следующих периодов:
- времени управления автомобилем;
- времени специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах;
- подготовительно-заключительного времени для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения, а при междугородных перевозках – для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены;
- времени проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию (предрейсового) и после возвращения (послерейсового), а также времени следования от рабочего места до места проведения медицинского осмотра и обратно;
- времени стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей;
- времени простоев не по вине водителя;
- времени проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии эксплуатационных неисправностей обслуживаемого автомобиля, не требующих разборки механизмов, а также выполнения регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи;
- времени присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух и более водителей;
- иного времени, предусмотренного законодательством РФ.
Время управления автомобилем в течение ежедневной работы (смены) не может превышать 9 часов. Однако, если в организации суммированный учет рабочего времени, время управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) может быть увеличено до 10 часов, но не более двух раз в неделю. При этом суммарная продолжительность управления автомобилем за две недели подряд не может превышать 90 часов.
Состав и продолжительность подготовительно-заключительных работ, включаемых в подготовительно-заключительное время, и продолжительность времени проведения медицинского осмотра водителя устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации (п. 20 Положения).
Составляя график, следует помнить и о времени отдыха. Так, водителям скорой помощи должен предоставляться перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более 2 часов и не менее 30 минут. Такой перерыв обычно устанавливается в середине рабочей смены (ст. 108 ТК РФ, п. 24 Положения).
Суммированный учет рабочего времени.
Естественно, что при таких режимах работы соблюсти ежедневную или еженедельную продолжительность рабочего времени проблематично. Поэтому для водителей вводится суммированный учет рабочего времени (ст. 104 ТК РФ), чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период (месяц, квартал и другие периоды) не превышала нормального числа рабочих часов.
По общему правилу учетный период не может превышать один год, а для учета рабочего времени сотрудников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, – три месяца. Водители – особая категория, поэтому в силу п. 8 Положения им устанавливается учетный период, длинною в месяц. Продолжительность учетного периода может быть увеличена до трех месяцев по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации, а при ее отсутствии – с иным представительным органом работников.
В силу ст. 99 ТК РФ сверхурочными при суммированном учете будут часы, отработанные сверх нормы за учетный период.
Вопрос
Как определить норму рабочего времени в учетном периоде?
Поскольку при суммированном учете продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормальное число рабочих часов, нужно организовать работу так, чтобы норма рабочего времени была отработана сотрудниками за установленный учетный период. При этом продолжительность работы может меняться как в каждом из дней, так и в каждой неделе учетного периода. Увеличение времени работы в какие-либо день или неделю компенсируется уменьшением рабочего времени в другие дни или недели учетного периода. Например, при учетном периоде один месяц и нормальной продолжительности рабочего времени сотрудник в апреле 2018 года должен отработать 167 часов. При суммированном учете неважно, отработал он в определенную неделю 40 часов или нет.
Для расчета нормы рабочего времени на месяц воспользуемся Приказом Минздравсоцразвития РФ от 13.08.2009 № 588н.
Норма рабочего времени на определенные календарные периоды времени исчисляется по расчетному графику пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями в субботу и воскресенье исходя из продолжительности ежедневной работы (смены):
- при 40-часовой рабочей неделе – 8 часов;
- при продолжительности рабочей недели менее 40 часов – количество часов, получаемое в результате деления установленной продолжительности рабочей недели на 5 дней.
Продолжительность рабочего дня или смены, непосредственно предшествующих нерабочему праздничному дню, уменьшается на 1 час.
Таким образом, норма рабочего времени конкретного месяца рассчитывается следующим образом. Продолжительность рабочей недели (40, 39, 36, 30, 24 и т. д. часов) делится на 5, умножается на количество рабочих дней по календарю пятидневной рабочей недели конкретного месяца и из полученного количества часов вычитается количество часов в данном месяце, на которое производится сокращение рабочего времени накануне нерабочих праздничных дней. Например, норма рабочего времени на май 2018 года при нормальной продолжительности рабочей недели составит 159 часов (40 ч. / 5 дн. x 20 раб. дн. — 1 ч.). Отметим, что аналогичным образом рассчитывается норма рабочего времени на иной учетный период, например квартал или год.
Самые «популярные» вызовы — давление и температура. Ещё обращаются с кишечным отравлением, подозрением на аппендицит и травмами. Травмпункт — вообще «любимое» место наших поездок. Нередко бывает и такое, что люди звонят диспетчеру, ничего не объясняют, а просто говорят, что им плохо. И тогда начинаем ломать голову над тем, какую бригаду отправлять: линейную или реанимационную.
Часто ездим «спасать» от остеохондроза. Этим «скорая» не должна заниматься, но всем, разумеется, наплевать. У человека ноет в области сердца, и он вызывает нас, потому что уверен, что у него инфаркт. На самом же деле, если что-то с сердцем случилось, то болеть будет не оно само, а область за грудиной, плечо, лопатка, подложечка. А болями в сердце проявляет себя либо остеохондроз, либо межрёберная невралгия. Мы начинаем объяснять это людям, а они продолжают говорить, что умирают, и настаивают на ЭКГ. Но в такой ситуации мы кардиограмму не снимаем, максимум, что делаем, — вкалываем обезболивающее и предлагаем вызвать терапевта из поликлиники, чтобы тот назначил лечение.
Нас обожают бабушки вызывать, на давление жаловаться. Хотя они зачастую сами виноваты в том, что оно подскочило. Не следят за своим весом, питанием, а ещё любят солёненькое съесть, хотя прекрасно знают, что этого нельзя делать. Пропускают приём лекарств, не контролируют режим и «пашут» летом на своих дачах на солнцепёке. Конечно, у них потом давление под 200. И тогда бабульки звонят нам, орут, что у них инсульт или инфаркт, а потом опять выходят спины гнуть на любимые грядки.