Изменение существенных условий контракта по 44-ФЗ: комментарии и разъяснения
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Изменение существенных условий контракта по 44-ФЗ: комментарии и разъяснения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Как для поставщика, так и для Заказчика нарушение СУК может обернуться штрафными санкциями (штрафы и пени), либо может и вовсе привести к расторжению договора. Штрафы и пени для Заказчиков и поставщиков рассчитываются в соответствии с требованиями ПП РФ № 1042 от 30.08.2017 г.
Порядок и последствия изменения госконтракта
В соответствии со статьей 450 ГК РФ «Изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором».
Законодатель не предусмотрел специального порядка заключения дополнительных соглашений к контрактам. Таким образом, дополнительное соглашение к государственному контракту должно быть совершено в той же форме что и сам контракт.
После подписания дополнительного соглашения, оно должно быть опубликовано в ЕИС в течении 5 рабочих дней в соответствии с требованием ч. 3 статьи 103 Закона № 44-ФЗ.
Из существа статьи 450 ГК РФ следует, что условия госконтракта могут быть изменены только в двустороннем порядке, по соглашению сторон. В связи с этим возникает вопрос – возможно ли изменить условия госконтракта, если, например, такие положения будут включены в его условия? Представляется, что в таком случае такие положения госконтракта не будут соответствовать действующему законодательству, поскольку ни ГК РФ, ни Закон № 44-ФЗ не указывает на возможность одностороннего изменения условий госконтрактов.
В соответствии с ч. 1 статьи 453 ГК РФ является «При изменении договора обязательства сторон сохраняются в измененном виде».
Согласно ч. 3 статьи 453 ГК РФ «В случае изменения или расторжения договора обязательства считаются измененными или прекращенными с момента заключения соглашения сторон об изменении или о расторжении договора, если иное не вытекает из соглашения или характера изменения договора, а при изменении или расторжении договора в судебном порядке – с момента вступления в законную силу решения суда об изменении или о расторжении договора.»
Таким образом, после вступления в силу решения суда или дополнительного соглашения к госконтракту, обязательства между заказчиком и исполнителем контракта сохраняются в измененном виде, согласно условиям дополнительного соглашения или соответствующего решения суда.
Резюмируя, можно сказать, что процедура изменения госконтрактов достаточно сложный и многогранный процесс, который включает множество обязательных к исполнению условий и правил. Однако, несмотря на всю сложность, процедура изменения госконтрактов является одной из самых важных составляющих контактной системы РФ, позволяющая в процессе исполнения госконтрактов адаптировать их положения к динамично изменяющимся обстоятельствам.
7 января 2022 г.
Изменение сроков контракта
Срок исполнения обязательств является существенным условием контракта, но при возникновении непредвиденных обстоятельств его можно изменить и установить новый с помощью допсоглашения. При изменении срока следует учитывать требования и ограничения, установленные статьёй 95 Закона №44-ФЗ. Продление контракта возможно в том случае, если его расторжение приведёт к значительным денежным потерям со стороны как заказчика, так и исполнителя, а также может нанести особый вред интересам государства. Кроме того, за расторжение контракта предусмотрены штрафы.
Если значительных финансовых потерь не будет, то контракт можно расторгнуть или заключить на новых условиях.
Если условия по продлению срока контракта устраивают обе стороны, то можно подписать дополнительное соглашение. Когда одна из сторон против изменений, можно обратиться в суд.
Существенные условия контракта по закону о контрактной системе
Однако если мы рассматриваем существенные условия именно контрактов, то нужно учесть, что понятие «контракт» хоть и является составной частью понятия «договор», но не тождественно ему.
Термин можно понимать как договор в предпринимательской сфере или бизнес-договор. Но чаще он все-таки используется в рамках федерального закона о контрактной системе в сфере государственных закупок (сокращенно).
Это такой договор, который государство или его муниципалитеты заключают с частными поставщиками, подрядчиками, исполнителями услуг для удовлетворения государственных или муниципальных нужд. То есть все, что мы говорили выше, относится и к контрактам, но последние будут иметь свои особенности.
Упомянутый закон не предлагает нам определения существенного условия, зато он содержит целый ряд таких условий. Однако перечень не исчерпывающий, и в зависимости от конкретного случая заказчик или исполнитель может внести условие, на котором он особенно настаивает, в проект контракта. Вот какие условия обязательно должны быть в любом подобном контракте, согласно пункту 13 статьи 34 закона:
- как и в какой срок должен быть оплачен заказ;
- как и в какой срок заказчик должен принять товар, работу, услугу по количеству, комплектности, объему, изначально предусмотренным контрактом;
- как и в какой срок должны быть оформлены результаты такой приемки;
- какие гарантийные обязательства берет на себя поставщик, подрядчик или тот, кто предоставляет услугу;
- о размере аванса по каждому из этапов выполнения заказа (если предполагается поэтапное исполнение) в процентном соотношении от стоимости выполнения каждого из этапов;
- о том, что исполнитель заказа, кто бы он ни был (просто гражданин, ИП, организация), освобождается от необходимости уплатить соответствующий налог, сбор или другой обязательный платеж в бюджет государства, если по правилам налогового законодательства такой платеж должен быть осуществлен.
По смыслу определения существенных условий, они обязаны быть прописаны в контракте и оставаться неизменными во весь срок его действия.
Но закон о контрактной системе в пункте 1 статьи 95 предлагает нам исключения из правила, когда по соглашению сторон такое условие может быть изменено:
- возможность вносить изменения предусмотрена самим контрактом и документацией о закупке;
- отсутствие объективной возможности иначе исполнить соглашение с Российской Федерацией, заключенное на срок не менее трех лет и на сумму не менее 10 миллиардов рублей (согласно Постановлению Правительства РФ № 1186), — в этом случае изменения может внести Правительство;
- отсутствие объективной возможности иначе исполнить контракт, заключенный с субъектом РФ не менее чем на 3 года и на сумму не менее 1 миллиарда рублей — здесь решающее слово за правительством субъекта;
- отсутствие объективной возможности иначе исполнить соглашение, заключенное с муниципалитетом на срок не менее 1 года и на сумму не менее 500 000 000 рублей — решает муниципалитет;
- изменение по закону цен и тарифов на предоставляемые услуги, товары, работы;
- расширение или уменьшение перечня медицинских услуг, которые должны быть по контракту с другим государством предоставлены нашему соотечественнику за рубежом — только если соглашение изначально допускает такое.
Мы перечислили не все условия, при которых допускается внесение изменений в обязательные пункты соглашения — полный список в статье 95 закона. Но, в принципе, сталкиваются с ними не часто.
Существенные условия договора, в том числе в сфере госзакупок — условия, без которых невозможно прийти к соглашению по объективным (закон) и субъективным (мнение сторон) причинам.
Контракт в сфере госзакупок, без сомнения, относится к тем договорам, к которым законодатель предъявляет больше всего требований.
Какие параметры относят к несущественным
Ни в законе о контрактной системе, ни в гражданском законодательстве не дается определения несущественных условий. Опираясь на главу 28 ГК РФ, можно сформулировать определение так: «это те параметры, которые не входят в состав существенных для сделок этого вида и не требуют обязательного одобрения каждой из сторон». Внесение корректив в такие условия никаким образом не влияет на результат исполнения сделки. Мы собрали в таблицу, какие пункты гос контракта можно исправить.
Раздел | Пояснение |
Информация о платежных реквизитах сторон | В процессе исполнения госконтракта обе стороны имеют право на изменение расчетных и корреспондентских счетов и банка. |
Местонахождение компании | Телефон, адрес и прочие контактные данные, такие как телефон, электронная почта можно менять без специального разрешения второй стороны. |
Ошибки в арифметике и орфографии | Это опечатки в наименовании компании, ФИО сторон, ошибочные расчеты, сделанные в спецификации, когда они не совпадают с ценой сделки. |
Способы, которыми производится изменение условий соглашения, могут быть различны и зависят от стадии торгов.
В п. 1 ст. 432 Гражданского кодекса приведено понятие существенных условий. Под такими условиями здесь понимаются условия о предмете контракта; условия, названные существенными или необходимые для включения в договора этого вида, и все условия, относительно которых стороны должны договориться.
Существенные условия закреплены в госконтракте и не могут изменяться (за некоторыми исключениями). Если контракт не содержит существенные условия, то он считается недействительным.
Для того чтобы между заказчиками и победителями закупки не возникало спорных ситуаций по вопросу существенных условий, они заранее оговаривают между собой, что подлежит отнесению к таким условиям. Это позволяет сторонам избежать судебного урегулирования возникших разногласий.
В п. 1 ст. 432 Гражданского кодекса приведено понятие существенных условий. Под такими условиями здесь понимаются условия о предмете контракта; условия, названные существенными или необходимые для включения в договора этого вида, и все условия, относительно которых стороны должны договориться.
Существенные условия закреплены в госконтракте и не могут изменяться (за некоторыми исключениями). Если контракт не содержит существенные условия, то он считается недействительным.
Для того чтобы между заказчиками и победителями закупки не возникало спорных ситуаций по вопросу существенных условий, они заранее оговаривают между собой, что подлежит отнесению к таким условиям. Это позволяет сторонам избежать судебного урегулирования возникших разногласий.
Нормативные положения
Существенные условия могут прямо устанавливаться в законе. В частности, определены они для соглашения о реализации товара в кредит с предоставлением рассрочки, о продаже жилого помещения, передаче движимого объекта или денег под выплату ренты и пр. Вместе с этим в нормах могут отсутствовать указания на обязательность включения в договор существенных условий. Например, отсутствуют положения относительно цены недвижимости при продаже. При этом нормы ГК не называют цену объекта существенным условием договора. Тем не менее, если указание на нее не присутствует в документе, он считается недействительным. В ст. 555 ГК предусматривается, что в договоре купли-продажи должна определяться стоимость объекта. Если она в соглашении отсутствует, то оно считается не подписанным.
Продление строительных госконтрактов
Когда во время стройки возникают непредвиденные обстоятельства, закон №44 допускает внесение изменений в условия договора в виде соглашения, которое подписано заказчиком и подрядчиком. Ст. 95 ФЗ №44 разъясняет, в каком случае возможно продление сроков выполнения работ по 44-ФЗ в 2020 году:
- Длительность стройки увеличена не более чем на 30% (п. 8 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ). В этом случае понадобится положительное решение от органов власти.
- Подрядчик затянул сдачу работ, и у него на это были основания. Например: выявлены скрытые работы или необходимо внести корректировку в проект. Срок сдачи работ сдвигают однократно при том, что новый срок не превышает предыдущий. Это основание применяем только в случае, когда подрядчик не является должником перед заказчиком по выплате неустойки (п. 9 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ).
О государственных закупках
На государственном уровне очень часто производятся заключения контрактов на предмет совершения государственных закупок различных товаров. Так, это касается заказов на товары, необходимые для обеспечения надлежащей обороны страны и приобретения материальных ценностей для бюджетного резерва.
Что касается основного существенного условия такого типа договора — его предмета, то в качестве такового могут выступать только те услуги, товары, а также объекты, которые указаны в числе необходимых для совершения государственного заказа. Следует отметить, что продавец указанных товаров не имеет права отказаться от заключения сделки. Что касается второго основного условия данного типа контракта — цены, то она должна быть установлена исключительно в тех размерах, которые допустимы законодательством для конкретной группы товаров или услуг.
Что касается контрактов, связанных с поставкой ценностей материального характера, то от заключения контракта по данному предмету не могут отказаться такие поставщики, которые занимают доминирующие позиции на общегосударственном рынке.
Закупки на основании решения правительства
По ФЗ-44, существенные условия контракта — это сведения относительно сторон, предмета, цены, объемов, сроков, обязанностей, прав и ответственности участников соглашения. Следует отметить, что при условии заключения контрактов на основании отдельных постановлений правительства основные значения данных условий указываются самим государственным органом. Практика показывает, что в таких условиях сторона государства обеспечивает для себя максимум как экономических, так и технологических преимуществ. В рамках такого договора могут быть определены и некие дополнительные преимущества, которые не всегда касаются непосредственно предмета контракта.
Что касается самого порядка проведения закупки, то он также определяется с подачи правительства.
Как изменить госконтракты на строительные работы
С 01.07.2019 в 44-ФЗ появились новые основания для изменения существенных условий в госконтрактах на выполнение работ по строительству, реконструкции, капремонту, сносу объекта капстроительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия. Собрали новые основания в таблицу.
- контракт заключен на год и более;
- цена госконтракта равна или превышает 100 млн руб. Это закреплено в п. 1(1) Постановления Правительства № 1186 от 19.12.2013;
- работы не выполняются по не зависящим от сторон обстоятельствам;
- изменение не приведет к увеличению срока исполнения или цены более чем на 30%.
Изменение сроков исполнения контракта
Процедура по продлению срока исполнения контракта предполагается в особых ПП. В 2021 г было введено действие постановление под номером 191, это позволяло пролонгировать все обязательства, которые предусмотрены в контракте.
Стоит сказать о том, что все правки, которые могут быть внесены должны быть объективно обоснованными. Из судебной практики России следует, что к объективным обстоятельствам могут быть отнесены ниже представленные обстоятельства:
При уменьшении финансирования работ, которые связаны с сокращением средств выделяемых из бюджета, на основании этого и происходит правка сроков
рост объема поставок, которые осуществляются на основании государственных контрактов, но не больше чем на 10%.
Указание на эти обстоятельства можно встретить как в 44 ФЗ, так и в п 1 ст 767 ГК России.
Сроки внесения изменений в контракт
Возникают такие ситуации, при которых суд будет настаивать на действии по расторжению договора между сторонами и на выплате назначенных штрафных санкций. Это может произойти даже, если у двух сторон имеется согласие на продление срока выполнения обязательств по контракту.
Внесение изменений срока оплаты по контракту будет относиться к существенным условиям договора, который был заключен между двумя сторонами, поэтому для правки такого род изменений потребуется наличие аргументированных причин.
В некоторых из случаев возможно продление контракта, когда его расторжение может привести к значительным денежным потерям со стороны как заказчика, так и исполнителя, а также может нанести особый вред интересам государства. К тому же, если произошло расторжение контракта, то это может повлечь наложение определенных штрафов. Подробнее о том, как происходит заключение государственного контракта смотрите в этой статье.
Возможно заключение договора на новых условий или его расторжение, если не предполагается появление значительных денежных потерь. Так, если гос организация по принятию работ хочет продолжать дальнейшее сотрудничество с заказчиком, то в этом случае запрещено действие по продлению срока контракта. Но есть выход и можно заключить новый контракт на тех же самых условиях.
Если условия по продлению срока контракта устраивают две стороны, то можно при этом подписать дополнительное соглашение. Когда одна из сторон не дает свое согласие и ее не устраивают новые изменения, то в этом случае можно решить возникшее противоречие, только при помощи суда.
При любом исходе, требуется соблюсти досудебный порядок и направить второй стороне обращение с указанием обстоятельств изменения сроков.
Но стоит учесть, что все причины должны обладать обоснованность и не иметь зависимости от желания исполнителя. При наличии существенных причин, то это будет выступать в качестве доказательной базы при судебном разбирательстве.
Со стороны законодательства ситуация связанная с контрактами по 44 ФЗ является неоднозначной и единой трактовки в данном случае не разработано. Поэтому каждый случай должен рассматриваться в индивидуальном порядке, так как в общих правилах по внесению изменений существует множество исключений.