Принудительная ликвидация юридического лица
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Принудительная ликвидация юридического лица». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Принятие решения о добровольной ликвидации ООО относится к компетенции общего собрания участников, но предложить ликвидацию может совет директоров, единоличный исполнительный орган (директор) или участник общества. Решение о ликвидации ООО должно быть принято всеми участниками единогласно. Если же участник в обществе один, то такое решение, естественно, находится в его компетенции.
Проверка базы 1С на ошибки для корректной сдачи отчетности, расчета НДС, закрытия периода без ошибок.
Предоставим письменный отчет по ошибкам. Анализируем более 30 параметров
- Неправильное указание НДС в документах;
- Ошибки во взаиморасчетах («красные» и развернутые сальдо по документам расчетов или договоров на счетах 60, 62, 76.);
- Отсутствие счетов-фактур, проверка дублей;
- Неправильный учет ТМЦ (пересорт, неверная последовательность прихода и расхода);
- Дублирование элементов (номенклатура, валюты, контрагенты, договоры и счета и т.д.);
- Контроль заполнения реквизитов в документах (контрагенты, договоры);
- Контроль (наличие, отсутствие) движений в документах и другие;
- Проверка корректности договоров в проводках.
Как вернуть долг через суд
В данном случае речь пойдёт о праве кредитора требовать признания должника банкротом в судебном порядке. Судебная защита прав кредиторов ликвидируемого юридического лица допускается, если сумма непогашенных обязательств составляет не менее 300 000 рублей, а продолжительность просрочки — от 90 дней.
Заявление о банкротстве ООО могут предъявить одновременно несколько кредиторов, объединив суммы задолженностей. Порядок банкротства ликвидируемого должника регулирует закон 127-ФЗ.
Если стало известно, что компания-должник объявила о своем закрытии, и есть основания считать её неплатёжеспособной, кредитор может обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании субъекта несостоятельным.
Порядок ликвидации юрлица
- Ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.
- После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом. Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.
- В случае недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица для удовлетворения требований кредиторов либо при наличии признаков банкротства юридического лица ликвидационная комиссия обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве юридического лица.
- Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 Гражданского Кодекса РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.
- После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
- При недостаточности у ликвидируемого юридического лица денежных средств для удовлетворения требований кредиторов они могут обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого юридического лица.
- Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительными документами юридического лица.
- Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.
Основные этапы ликвидации предприятия:
— принятие решения учредителями (участниками) юридического лица о ликвидации юридического лица. В трехдневный срок в письменной форме об этом уведомляется регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица, формировании ликвидационной комиссии или назначении ликвидатора. Кроме того, в трехдневный срок необходимо уведомить Пенсионный фонд;
— подача объявления в журнал «Вестник государственной регистрации» и уведомление кредиторов и дебиторов о ликвидации юридического лица;
— принятие решения учредителями (участниками) юридического лица о составлении промежуточного ликвидационного баланса. Уведомление регистрирующего органа о составлении промежуточного ликвидационного баланса;
— прохождение документальной налоговой проверки (проверка начисления и уплаты налогов, правильность ведения бухгалтерского и налогового учета, ведения кадрового учета, начисления и перечисления заработной платы) в налоговом органе;
— подача в налоговый орган ликвидационного баланса;
— закрытие всех действующих счетов (расчетных и валютных);
— для государственной регистрации ликвидации юридического лица представление в регистрирующий орган следующих документов:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации;
б) ликвидационный баланс;
в) справку из Пенсионного фонда о задолженности;
г) документ об уплате государственной пошлины;
— ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц;
— прохождение проверки во всех внебюджетных фондах и снятие с учета;
— снятие с учета в Управлении Статистики;
— уничтожение печатей.
Уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса
Ликвидационная комиссия уведомляет налоговый орган о составлении промежуточного ликвидационного баланса. Уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса не может быть представлено в налоговый орган раньше:
- срока для предъявления требований кредиторами;
- вступления в законную силу решений суда или арбитражного суда по делу (иных судебных постановлений, которыми завершается производство по делу), на основании которых судом или арбитражным судом принят к производству иск, содержащий требования к юридическому лицу, находящемуся в процессе ликвидации;
- окончания выездных налоговых проверок, оформления их результатов, включая рассмотрения материалов, и вступления в силу итогового документа по результатам таких проверок в соответствии с законодательством о налогах и сборах в случае их проведения в отношении ликвидируемого юридического лица;
- завершения таможенной проверки в отношении юридического лица, находящегося в процессе ликвидации.
Шаг 4. Уведомите кредиторов ООО
Нужно письменно сообщить кредиторам, что ООО ликвидируется. В данном сообщение нужно прописать, каким образом и в какие сроки они могут выставить претензии и требования. В целом срок должен составлять не менее двух месяцев.
К оформлению уведомления кредиторов каких-либо особых требований нет. Однако у ООО должны остаться доказательства, что кредиторы действительно уведомлены. Например, это могут быть заказные письма с уведомлением о вручении. Если документы отправляли с курьером, то это может быть подпись лица, который получил корреспонденцию.
Основания принудительной ликвидации юридического лица
Причины, по которым принимается решение закрыть организацию в принудительном порядке могут быть различны. Рассмотрим перечень оснований, предусмотренных Гражданским кодексом:
-
Нарушения законодательства при создании юрлица.
-
Отсутствие у компании разрешения/лицензии, если в соответствии с действующим законодательством РФ вид деятельности предполагает наличие обязательного разрешения/лицензии.
-
Если деятельность предприятия запрещена законодательством РФ.
-
Если общественная организация, общественное движение, благотворительный или иной фонд, религиозная организация, систематически занимается деятельностью, которая противоречит уставным целям таких организаций.
-
В случае если осуществление деятельности компании, в целях которой она создавалась, невозможна по тем или иным причинам.
-
Иные причины закрытия могут быть предусмотрены законом в зависимости от организационно-правовой формы юридического лица.
Адвоката по ликвидации в судебном порядке в Екатеринбурге
Очень часто от владельцев предприятий или организаций можно услышать фразу, что зарегистрировать и создать компанию гораздо проще, чем ее ликвидировать. И это действительно реальность, но она легко объяснима.
Ведь при появлении новой организации практически все органы контроля переживают только о том, как поставить на налоговый учет нового плательщика. Во время работы компании они пекутся о том, чтобы все необходимые платежи своевременно и без проблем поступали в бюджет. А вот при ликвидации необходимо подводить итоги деятельности и отслеживать то, чтобы права и обязательства всех участников, в том числе и органов контроля, были строго соблюдены.
Наши адвокаты по ликвидации и регистрации фирм помогут Вам: профессионально, на выгодных условиях и в срок. Звоните и записывайтесь уже сегодня!
Как закрыть ООО по инициативе налоговой: принудительная ликвидация без судебного решения
Налоговый орган – единственная, кроме суда, инстанция, которая обладает полномочием принудительной ликвидации компаний. Для этого предусмотрена специальная процедура исключения из ЕГРЮЛ при наличии признаков фактического прекращения деятельности. Поскольку в данном случае не требуется получение согласия или проявление инициативы со стороны юридического лица, а последствия аналогичны ликвидации, процедуру исключения из ЕГРЮЛ можно приравнять к процедуре принудительной ликвидации.
ИФНС, в которой ООО состоит на налоговом учете, вправе исключить Общество из реестра при условии, что оно не представляло регламентную отчетность в течение последних 12 месяцев в нарушение установленного порядка и не осуществляло операций по расчетным (банковским) счетам. Такие компании признаются фактически недействующими и по этому признаку подлежат исключению из ЕГРЮЛ со всеми последствиями, характерными для ликвидации юридических лиц. Согласно позиции Конституционного Суда, административная процедура ликвидации не может быть использована в отношении компаний, проходящих процедуру банкротства, даже при наличии оснований считать их фактически недействующими.
Налоговая проверка, проверки со стороны прочих государственных органов
Согласно действующему законодательству, ликвидируемая организация может быть подвергнута выездной налоговой проверке. Как правило, налоговики проверяют ликвидируемую компанию в течение двух-трех месяцев.
В случае выявления фискальным органом недоимок по налогам, он вынесет решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности.
Ликвидируемая компания должна будет оплатить не только все долги в бюджет, но также и пени, и штрафы.
Кроме того, ликвидируемое юридическое лицо должно также урегулировать все вопросы с внебюджетными фондами — Фондом занятости, ФСС (Фондом социального страхования), Пенсионным фондом. Каждая из указанных организаций имеет право назначить свою проверку деятельности юридического лица, находящегося в стадии ликвидации.
Уведомление о начале процедуры добровольной ликвидации ООО
Ликвидация — это процесс, который в обязательном порядке должен быть официально зарегистрирован уполномоченным на то органом, в связи с чем, после принятия решения о ликвидации участниками организации, о данном процессе нужно уведомить тот самый уполномоченный орган (ИФНС). Для этого необходимо подготовить и направить в уполномоченный орган заявление по установленной законодателем форме. В нашем случае заявление необходимо подготовить по форме Р15001, данная форма должна быть подготовлена в соответствии с требованиями к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган (приложение № 20 к Приказу ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@). Данное заявление должно быть заверено в нотариальном порядке, заявителем будет выступать Ликвидатор или руководитель ликвидационной комиссии, в зависимости от того, кто был вами выбран на предыдущем этапе. После того, как заявление будет подготовлено и нотариально заверено, в уполномоченный орган необходимо предоставить:
- Решение/Протокол о Ликвидации и назначении Ликвидатора/Ликвидационной комиссии;
- Заверенное нотариусом заявление по форме Р15001.
Документы необходимо направить в уполномоченный орган в течение 3 (трех) рабочих дней после принятия решения о ликвидации одним из следующих способов:
- лично ликвидатором/руководителем ликвидационной комиссии;
- представителем, в данном случае понадобиться нотариальная доверенность (в таком случае заверенная копия нотариальной доверенности также должна быть подана в уполномоченный орган с остальными документами);
- заказным письмом с описью вложения;
- в электронном виде с ЭЦП нотариуса.
Инициаторы ликвидации ООО в судебном порядке
Во-первых, это госорганы. Например, ФАС России – в случае несогласования с ним действий по созданию компании, если они могут стать фактором ограничения конкуренции.
Во-вторых, это налоговые органы, прокурор, Центробанк. К примеру, прокурор обращается с заявлением о ликвидации ООО при установлении фактов грубого нарушения требований закона со стороны ООО. ЦБ РФ – при отсутствии лицензии. Налоговое ведомство – при нарушении требований к количеству участников ООО.
В-третьих, непосредственно учредитель (участник) ООО. Это происходит в случае отсутствия возможностей, ресурсов для достижения целей создания общества, а также если осуществление деятельности ООО существенно затрудняется, становится невозможным.
Ошибки, допускаемые при закрытии предприятия
Процесс ликвидации предприятия – сложный процесс, который не исключает ряд распространенных ошибок.
Действия, которые не могут привести к ускорению сроков ликвидации организации:
- Не следует переводить активы на счета другой компании. Проверяющие органы легко заподозрят в таких действиях умышленный смысл. Вас могут обвинить в предумышленности процедуры банкротства и привлечь как к административной, так и к уголовной ответственности. Более того, такие действия нанесут существенный вред репутации предприятия.
- Не следует продавать активы за низкую цену. Продажа компанией своих активов за низкую цену – это ситуация, которая также подразумевает умышленные преступные действия. Они повлекут за собой привлечение к ответственности. Стоит помнить, что в полномочия контролирующего органа входит отмена сделок, совершаемых за последние три года, поэтому надеяться, что что-то удастся скрыть бессмысленно.
- Следующая ошибка – продажа дебиторской задолженности. Законом не запрещается уступать право требовать возмещения задолженности третьим лицом. Однако процедура должна быть оформлена в строгом соответствии с нормами законодательства и проведена по установленным правилам. В противном случае вам придется доказывать законность своих действий в суде. Предугадать исход разбирательства невозможно.
- Не следует инсценировать пропажу документов. Наличие форс-мажорных обстоятельств действительно сможет привести к порче либо утрате документов, что принесет некоторые трудности кредиторам. Однако, хитрость такого плана может повлечь за собой серьезные меры ответственности.
- Смена состава участников. Любая проверка приведет к тому, что проверяющий сможет легко заподозрить руководителя в попытке организации уйти от решения вопроса, связанного с долгами. Бессмысленность подобных решений подтверждается и тем фактом, что каждый участник предприятия, независимо от того бывшим он является либо выполняет обязательства до сих пор, несет ответственность за деятельность предприятия.
- Не стоит менять директора. Как и в случае с другими участниками предприятия, нынешний руководитель, точно так же как и бывший директор, не освобождаются от ответственности.
В таблице представлен примерный перечень распространенных ошибок, допускаемых при ликвидации юридического лица:
№ | Ошибка | Краткое описание |
1 | Решение о ликвидации оформлено ненадлежащим образом | Порядок принятия решения о закрытии, отражается в соответствующем документе |
2 | Не приняты соответствующие меры при принудительной ликвидации | Отсутствие соответствующих мероприятий говорит о неисполнении решения суда |
3 | Нарушение сроков предоставления сведений о ликвидации юридического лица | Порядок и время оповещения соответствующих органов прописано в законодательных актах |
4 | Неверно определено время сдачи отчетности | Проводить должную работу по сдаче отчетности и оплате налогов ликвидируемое предприятие обязано до момента закрытия |
5 | Нарушение очередности при удовлетворении требований кредиторами |
Законодатель определил очередность исполнения обязательств, нарушать который не рекомендуется |
6 | Процедура ликвидации не закончена надлежащим образом | После закрытия, необходимо получить соответствующие бумаги, и уничтожить печати |
Порядок ликвидации юридического лица
Новым законом уточняется порядок ликвидации юридического лица. В целом он остается тем же. Согласно ст. 63 ГК РФ ликвидационная комиссия публикует в средствах массовой информации, в которых размещаются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации, а также о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Данный срок не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица.
После окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией.
Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
Новым является и уточнение о том, что в случае возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве) юридического лица его ликвидация, осуществляемая по правилам ГК РФ, прекращается и ликвидационная комиссия уведомляет об этом всех известных ей кредиторов. Требования кредиторов в случае прекращения ликвидации юридического лица при возбуждении дела о его несостоятельности (банкротстве) рассматриваются в порядке, установленном законодательством о несостоятельности (банкротстве).
Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия продает имущество юридического лица, на которое в соответствии с законом допускается обращение взыскания, с торгов, за исключением объектов стоимостью не более 100 000 руб. (согласно утвержденному промежуточному ликвидационному балансу), для продажи которых проведение торгов не требуется. Отметим, что в ранее действовавшей редакции ст. 63 ГК РФ не было установлено пороговое значение стоимости имущества, которое можно реализовывать без проведения торгов.
Кроме того, устанавливается, что в случае недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица для удовлетворения требований кредиторов или при наличии признаков банкротства юридического лица ликвидационная комиссия обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве юридического лица, если такое юридическое лицо может быть признано несостоятельным (банкротом).
Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом со дня его утверждения.
Как и раньше, после завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
Если ГК РФ предусмотрена субсидиарная ответственность собственника имущества учреждения или казенного предприятия по обязательствам этого учреждения или предприятия, при недостаточности у ликвидируемого учреждения или казенного предприятия имущества, на которое в соответствии с законом может быть обращено взыскание, кредиторы вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого учреждения или предприятия.
Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или корпоративные права в отношении юридического лица, если иное не предусмотрено законом, другими правовыми актами или учредительным документом юридического лица.
Новым является следующее правило: при наличии спора между учредителями (участниками) относительно того, кому следует передать вещь, она продается ликвидационной комиссией с торгов. Если иное не установлено ГК РФ или другим законом, при ликвидации некоммерческой организации оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество направляется в соответствии с уставом некоммерческой организации на цели, для достижения которых она была создана, и (или) на благотворительные цели.
Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо – прекратившим существование после внесения сведений об этом в ЕГРЮЛ в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.
Защита прав кредиторов ликвидируемого юридического лица
ГК РФ в новой редакции дополнен положениями о защите прав кредиторов ликвидируемого юридического лица, изложенными в новой ст. 64.1. Так, устанавливается, что в случае отказа ликвидационной комиссии удовлетворить требование кредитора или уклонения от его рассмотрения кредитор до утверждения ликвидационного баланса юридического лица вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении его требования к ликвидируемому юридическому лицу. В случае удовлетворения судом иска кредитора выплата присужденной ему денежной суммы производится в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ.
Члены ликвидационной комиссии (ликвидатор) по требованию учредителей (участников) ликвидированного юридического лица или по требованию его кредиторов обязаны возместить убытки, причиненные ими учредителям (участникам) ликвидированного юридического лица или его кредиторам, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены ст. 53.1 ГК РФ (ответственность лица, уполномоченного выступать от имени юридического лица, членов коллегиальных органов юридического лица и лиц, определяющих действия юридического лица).