Повышающий коэффициент транспортного налога в 2023 году

07.08.2023 0

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Повышающий коэффициент транспортного налога в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Для расчета транспортного налога на автомобили, вошедшие в перечень роскошных, применяется особая формула. За основу взята действующая схема расчета транспортного налога от 2003 года: количество лошадиных сил автомобиля умножается на налоговую ставку, которая привязана к мощности. Причем ставку каждый регион выбирает сам. Например, в Москве минимальная ставка пошлины составляет 12 руб. за 1 лошадиную силу — она применяется к машинам мощностью менее 100 лошадиных сил. С повышением мощности мотора растет и ставка. Автомобили мощнее 250 л. с. облагаются ставкой в 150 руб. за 1 л. с., машины мощностью от 225 до 250 л. с. имеют ставку 75 руб., а модели мощностью от 175 до 225 л. с. — ставку 65 руб. за 1 силу.

Как рассчитать коэффициент владения по транспортному налогу

Расчёт повышенного налога организации производят самостоятельно, а за частных граждан это делают сотрудники ФНС, присылая владельцам ТС уведомления с начисленной суммой. Но, во избежание ошибочного налогообложения частные собственники дорогих авто могут самостоятельно перепроверить эту сумму. Для этого можно воспользоваться калькулятором, имеющимся на сайте ФНС для расчёта размера сбора с учётом коэффициента транспортного налога.

Также произвести вычисления собственник автомобиля может сам, используя следующую формулу:

Тн = Тп х Кп, где Тн – величина транспортного налога «на роскошь», Тп – общая базовая ставка, Кп – величина применяемого к данной модели повышающего коэффициента.

Какие ставки применяются по транспортному налогу

Поскольку речь о транспортном налогообложении, в каждой области устанавливаются оригинальные правила, касающиеся ставок. Потому в калькуляторе можно менять налоговые ставки. Например, система позволяет уменьшение/увеличение ставок. Хотя налоговый кодекс предусматривает стандарты.

В калькуляторе ставка устанавливается зависимо от того, какой мощностью обладает автомобиль. За каждую л/с добавляют определенную сумму. Также при расчетеставок учитывается вместительность транспорта, его тяга и остальные показатели.

Год выпуска также является важным для калькулятора. Учитывая его, налог на один и тот же автомобиль может отличаться. На это влияет зависимость ставок от возраста. Просто за счет того, что ко второму владельцу ТС перешло уже более старым, потому на него налог выше.

Ставка отличается зависимо от вида транспорта. Можно узнать, какая используется именно в вашем случае, посмотрев на платформе ФНС. На этой платформе указывается стандарт по областям с учетом актуальных ставок.

Некоторые регионы могут не устанавливать своих ставок в 2021году. Они будут установлены автоматически с учетом федерального значения, если стандарта нет. Но региональные ставки, как правило, намного выше, потому и сумма, которую покажет калькулятор, больше.

К примеру, рассмотрим, какие ставки на легковушку действуют в Москве в 2021году.

Мощность двигателя Ставка за 1 л. с.
0—100 л. с. 12 руб.
100,01—125 л. с. 25 руб.
125,01—150 л. с. 35 руб.
150,01—175 л. с. 45 руб.
175,01—200 л. с. 50 руб.
200,01—225 л. с. 65 руб.
225,01—250 л. с. 75 руб.
250,01—∞ л. с. 150 руб.

Последствия неуплаты налогов

Даже когда калькулятор транспортного налога показывает слишком большую сумму, не платить её себе дороже. Если в оговоренные сроки не внести сумму, практически сразу же начнется начисление пени. Но и это не все – активируется принудительное взыскание. Оно происходит поэтапно:

  • Придет требование – оплатите налог до определенной даты.
  • Проигнорированное требование приведет к судебному разбирательству. Заседания не будет.
  • Полученный судебный приказ является основанием для списания средств со счета за транспортный налог. Это и будет проделано. Банк без разбирательств рассматриваемое требование исполнит.
  • Дело передается приставам, если списать долг со счета не получилось. Тогда ответчик не сможет выехать в другую страну.

Повышающий коэффициент в разных регионах

Повышающий коэффициент для всех регионов Российской Федерации одинаков, но транспортный налог может отличаться от региона к региону. Связано это с тем, что транспортный налог является региональным налогом, регулируемый органами власти местного самоуправления. Учитывая различие между регионами в части транспортного налога, итоговый размер транспортного налога с учётом повышающего коэффициента так же будет несколько отличаться.

В связи с этим, прежде, чем начать производить расчёт транспортного налога на дорогостоящий легковой автомобиль – необходимо обратиться к местным налоговым органам с целью уточнения налоговой ставки, региональных льгот. Если физическим лицам ФНС произведёт расчёт и уведомит об уплате, то юридическим лицами необходимо производить самостоятельное исчисление транспортного налога с целью уплаты авансовых платежей и налога по окончании налогового периода.

Читайте также:  Надбавка к пенсии ветеранам труда в 2022 году в ельце Липецкой области

Ошибки в использовании повышающего коэффициента

Если исчислением транспортного налога для физических лиц занимаются налоговые органы, то юридические лица выполняют данную процедуру самостоятельно. При этом очень важно в этом случае не допустить ошибок, чтобы не оказаться среди должников по неуплаченному транспортному налогу, т.к. даже если налог уплачен частично – всё равно обязательство налогоплательщика в данном случае будет рассматриваться неисполненным.

Среди распространенных ошибок встречаются следующие:

Ошибки Пояснение
Неверно определён возраст автомобиля

В соответствие с п.2 ст.362 НК РФ и письмом ФНС России от 02.03.2015 N БС-4-11/3274@ срок исчисления количества лет начинается с года выпуска автомобиля.

Например: автомобиль стоимостью 4 000 000 рублей выпущен в 2013 году. В 2016 году повышающий коэффициент к транспортному налогу в отношении данного автомобиля не применяется, т.к. количество лет, прошедших с момента выпуска автомобиля, составляет 4 года.

Автомобиль не обнаружен в Перечне автомобилей Минпромторга, по которым введён повышающий коэффициент, поэтому повышающий коэффициент на начислили В случае, если в Перечне Минпромторга автомобиль не обнаружен, но по возрасту и стоимости должен подлежать начислению повышающего коэффициента – не применить коэффициент будет считаться ошибкой, повлекшей недоуплату транспортного налога. Минпромторгом разработана методика расчёта средней стоимости автомобиля, используя которую возможно произвести расчёты как для автомобиля, дилер которого находится на территории РФ, так и для автомобиля, дилер которого на территории РФ не присутствует. В случае отсутствия дилера на территории РФ данные о рекомендованной розничной стоимости возможно получить в таких каталогах, как «Audatex», «DAT», «Kelley Blue Book», «Mitchel», «Motor», «Canadien Black Book», «Schwacke».
Повышающий коэффициент не применяется к авансовым платежам по уплате транспортного налога В соответствие с п. 2.1 ст. 362 НК РФ и Федеральным законом от 04.11.2014 № 347-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» исчисление сумм авансовых платежей налогоплательщиками-организациями необходимо производить с учётом повышающего коэффициента.

Как учитывается неполный месяц владения ТС?

Как было сказано выше, если юридическое лицо имеет ТС в собственности неполный период, нужно применять коэффициент владения. Разберем, как все это учитывается, на примере.

Компания 10 марта 2020 года зарегистрировала свой легковой автомобиль мощностью 150 л.с. (это НБ). Налоговая ставка в регионе составляет 10 рублей. Как же в этом случае рассчитать аванс за первый квартал и транспортный налог по итогам года?

Обратите внимание, что существует правило «15-го числа»:

  • автомобиль поставлен за учет в периоде с 1 по 15 число месяца (включительно)
  • авто снято с учета в период с 16 по 30 (31) число месяца (для февраля с 16 по 28/29)

В рассматриваемом случае как раз работает это правило. Автомобиль зарегистрирован 15-го марта, значит, этот месяц для исчисления налога учитывается полностью.

Сначала рассчитываем коэффициенты владения:

  • первый квартал – 0,3333 (1 месяц владения/3 месяца отчетного периода)
  • по итогам года – 0,8333 (10 месяцев/12 месяцев)

Затем переходим к авансовым платежам:

  • первый квартал – ¼*150*10*0,3333=125 рублей
  • второй – ¼*150*10=375 рублей
  • третий – ¼*150*10=375 рублей

Какие есть льготы и скидки на оплату транспортного налога?

Разговоры об отмене транспортного налога для всех автовладельцев ведутся ежегодно, но так же ежегодно этот налог регулярно начисляют. В 2020 году автовладельцы лелеяли надежду, что в виду непростой экономической и эпидемиологической ситуации налог начислен не будет, но чуда не случилось. Не стал исключением и 2021 год, дополнительных “плюшек”, кроме уже имеющихся автовладельцам не предоставили.

Кто освобожден от уплаты налога:

  • Герои Советского Союза и России и те, кто награжден орденами Славы
  • Ветераны Великой Отечественной войны, инвалиды ВОВ
  • Ветераны и инвалиды боевых действий
  • Инвалиды I и II групп
  • Владельцы автомобилей мощностью до 70 л.с.
  • Призванные на военную службу в связи с мобилизацией

Дополнительные льготы и скидки на транспортный налог зависят от региона регистрации автомобиля. Налоговые послабления могут быть предоставлены как физическим лицам, так и организациям. В некоторых регионах полностью освобождены от уплаты налога пенсионеры, а льготами могут пользоваться матери-одиночки и родители в многодетной семье.

Если автомобиль продан, а на него продолжают начислять транспортный налог, что делать?

Транспортный налог начисляется человеку, на имя которого зарегистрирован автомобиль. должен тот человек, на чье имя автомобиль зарегистрирован. Согласно Налоговому кодексу, пошлина привязана именно к факту регистрации автомобиля. Поэтому при продаже автомобиля убедитесь, что новый собственник составил заявление в ГИБДД на изменение регистрационных данных. По закону покупатель должен обратиться в Госавтоинспекцию в течение 10 дней после приобретения авто. В течение последующих 10 дней ГИБДД направляет данные в налоговый орган, который перестает начислять налог бывшему владельцу.

Поэтому бывшему владельцу автомобиля в течение 14-20 дней после продажи нужно проверить сведения о регистрации автомобиля. Если данные не поменялись, необходимо самостоятельно написать заявление в ГИБДД о прекращении учета автомобиля, приложив договор купли-продажи. Об ошибках и ложных начислениях после контакта с ГИБДД стоит сообщить в налоговый орган. В течение 10 рабочих дней там произведут перерасчет.

Читайте также:  Документы для продления разрешения на нарезное оружие в 2023 году

КБК для уплаты транспортного налога в 2023 году

Вид платежя КБК
Транспортный налог для юридических лиц 182 1 06 04011 02 1000 110
Транспортный налог для физических лиц 182 1 06 04012 02 1000 110
Пени по транспортному налогу для юридических лиц 182 1 06 04011 02 2100 110
Пени по транспортному налогу для физических лиц 182 1 06 04012 02 2100 110
Штраф по транспортному налогу для юридических лиц 182 1 06 04011 02 3000 110
Штраф по транспортному налогу для физических лиц 182 1 06 04012 02 3000 110

Ставки налога для физических лиц

Изменений для физических лиц касаемо ставок на транспортный налог в 2023 пока не планируется.

Регион / Ставка руб. за 1 л.с. 0-100 100-150 150-200 200-250 251+
Республика Адыгея 10 20 40 70 130
Алтайский край 10 20 25 60 120
Республика Алтай 10 14 20 45 120
Амурская область 15 21 30 75 150
Архангельская область 14 24 50 75 150
Астраханская область 14 27 48 71 102
Республика Башкирия 25 35 50 75 150
Белгородская область 15 25 50 75 150
Брянская область 10 18 40 75 130
Республика Бурятия 9.5 17.9 25.5 38.3 76.5
Владимирская область 20 30 40 75 150
Волгоградская область 9 20 40 75 150
Вологодская область 25 35 50 75 150
Воронежская область 25 35 50 75 150
Республика Дагестан 8 10 35 50 105
Еврейская АО 8 16 40 60 95
Забайкальский край 7 10 20 33 65
Ивановская область 10 20 35 60 120
Республика Ингушетия 5 7 10 30 40
Иркутская область 10.5 14.5 35 52.5 105
Республика Кабардино-Балкария 7 15 35 65 130
Калининградская область 2.5 15 35 66 147
Республика Калмыкия 11 22 47 75 150
Калужская область 10 25 50 75 150
Камчатский край 9 24 40 68 130
Республика Карачаево-Черкесия 7 14 25 35 95
Республика Карелия 6 30 50 75 150
Кемеровская область 8 14 45 68 135
Кировская область 20 30 44 60 120
Республика Коми 15 20 50 75 150
Костромская область 14 26.8 38 60 120
Краснодарский край 12 25 50 75 150
Красноярский край 5 14.5 29 51 102
Республика Крым 5 7 15 20 50
Курганская область 10 27 50 75 150
Курская область 15 22 40 70 150
Ленинградская область 18 35 50 75 150
Липецкая область 15 28 50 75 150
Магаданская область 6 8 12 18 36
Республика Марий Эл 25 35 50 90
Город Москва 12 35 50 75 150
Республика Мордовия 17.3 25.9 37.9 75 150
Московская область 10 34 49 75 150
Мурманская область 10 15 25 40 80
Ненецкий АО 25 50
Нижегородская область 22.5 31.5 45 75 150
Новосибирская область 6 10 30 60 150
Омская область 7 15 30 45 90
Оренбургская область 15 50 75 150
Орловская область 15 35 50 75 150
Пензенская область 15 / 21 30 45 75 150
Пермский край 25 30 50 58
Приморский край 18 26 43 75 150
Псковская область 13 / 15 25 50 75 150
Ростовская область 12 15 45 75 150
Рязанская область 10 20 45 75 150
Самарская область 16 20 45 75 150
Санкт-Петербург, город 24 35 50 75 150
Саратовская область 14 30 50 75 150
Сахалинская область 10 21 35 75 150
Свердловская область 2.5 9.4 32.7 49.6 99.2
Республика Северная Осетия 7 15 20 45 90
Город Севастополь 5 7 25 75 100
Смоленская область 10 20 40 60 100
Ставропольский край 7 15 36 75 120
Тамбовская область 20 30 50 75 150
Республика Татарстан 25 35 50 75 150
Тверская область 10 21 30 45 90
Томская область 5 8 20 30 75
Тульская область 10 25.4 50 75 150
Республика Тыва 7 11 20 30 70
Тюменская область 10 30 34 40 66
Республика Удмуртия 8 20 50 75 100
Ульяновская область 12 30 45 65 115
Хабаровский край 12 16 30 60 150
Ханты-Мансийский АО 5 7 40 60 120
Республика Хакасия 6 15 25 40 75
Челябинская область 7.7 20 50 75 150
Республика Чечня 7 11 24 48 91
Республика Чувашия 13 23 50 75 150
Чукотский АО 5 7 10 15 30
Республика Якутия 8 13 17 30 60
Ямало-Ненецкий АО 15 24.5 25 37.5 75
Ярославская область 15.8 28.1 45 68 145

Каждый регион устанавливает ставки индивидуально.

Как может быть расширен список в будущем году

Список «роскошных авто» обновляется каждый год, 1 марта. Следующий перечень Минпромторг опубликует в будущем году, с учётом ценовых изменений на отечественном рынке. По оценкам экспертов, перечень автомобилей, повышающий коэффициент на которые установлен ФЗ, будет значительно расширен.

Связано это с продолжающимся в течение года падением курса рубля по отношению к основным мировым валютам, и с ростом цен на автомобильный транспорт. Причём этот рост цен касается не только продукции иностранного, но и отечественного автопрома.

Мнение эксперта Мария Мирная Страховой эксперт

В будущем году, пересечь 3-миллионный ценовой порог могут многие легковые машины, не относящиеся к разряду премиум-класса. В результате, в список Минпромторга могут попасть многие массовые модели, особенно в их люксовой комплектации. Относительно пересмотра ценовых критериев, по которым машины причисляются к категории премиальных, пока ничего не известно.

Читайте также:  Выплата детского пособия и пенсии по потере кормильца

Можно ли не платить налог на роскошь?

Повышающий коэффициент является частью транспортного налога. Он платится одним общим платежом без разделений. Поэтому заплатить транспортный налог, а не заплатить налог на роскошь не получится. В таком случае налоговая решит, что Вы занижаете налоговую базу и выпишет Вам штраф и пени.

Затем налог спишут с расчетного счета или личной карты налогоплательщика.

Налог на роскошь не предусматривает льготные категории. Однако если транспортное средство было полностью освобождено от уплаты ТН, платить повышающий коэффициент также не придется.

К льготным категориям относят:

  • Машины органов исполнительной власти;
  • Машины в угоне;
  • Машины для перевозки инвалидов;
  • Машины органов социальной защиты с мощностью менее 100 л.с..

Транспортный налог для юридических лиц взимается с организаций в несколько другом порядке. Во-первых, согласно ч. 1 ст. 362 НК компании-владельцы ТС обязаны рассчитывать сумму налога самостоятельно и по каждому транспортному средству отдельно. Результаты указанных расчетов вносятся в декларацию, которую организации подают в ФНС по итогам года. Во-вторых, согласно общему правилу, установленному ч. 2 ст. 363 НК, организации должны платить ТН авансовым способом, внося соответствующие платежи по окончании очередного квартала. Начисление транспортного налога для ООО осуществляется организацией в размере 25% от общей суммы налога. По итогам года компания платит ТН, сумма которого является разницей между совокупной суммой авансовых платежей и начисленным налогом.

К слову, указанный порядок внесения ежеквартальных платежей может быть изменен региональным законодательством. Более того, законами субъекта Федерации определяется также ставка по транспортному налогу в 2023 году для юридических лиц (правда, в пределах, установленных НК), порядок и сроки внесения платежей, а также ряд других важных вопросов.

Суть транспортного налога и вероятность его отмены в 2021 году

Транспортный налог действует в России и представляет собой сбор, обязательный для всех владельцев транспортных средств. Платежи, взимаемые с автовладельцев, направляются в государственный бюджет и должны расходоваться на поддержание и улучшение состояния и качества российских дорог.

Конечно, многие автовладельцы крайне недовольны необходимостью ежегодной уплаты налога, и большинство из них считает порядок расчётов несправедливым, а суммы – чрезмерно крупными для средних слоёв населения. Кроме того, обязанность распространяется даже на граждан, не пользующихся авто. Не раз ходили слухи о возможной отмене налоговых платежей за транспорт, но у правительства свои планы на этот счёт.

Отменят ли транспортные налоги для всех россиян в 2021-ом году? Нет, пока никаких данных об отмене нет. Более того, нет и нормативно-правовых актов, предполагающих замену таких налоговых выплат иными, например, неоднократно обсуждаемыми топливными сборами за счёт увеличения акцизных ставок на бензин. Они, согласно предварительным подсчётам, не покроют всех расходов: потери для региональных бюджетов могут достигнуть 150 миллиардов рублей ежегодно.

Другой предлагавшийся вариант – определение суммы отчислений с учётом класса экологичности транспортного средства. Это позволило бы поддержать современные мировые тенденции и снизить объёмы вредных выбросов в атмосферу, но вряд ли покрыло бы расходы на обслуживание и ремонт дорог, осуществляемые бюджетными средствами. Так что, скорее всего, ситуация останется прежней, если только не будет принят закон, отменяющий налог (это маловероятно, ведь пополнение бюджета необходимо).

С какими трудностями можно столкнуться

Транспортный налог сопряжен с рядом трудностей. Им недовольны не только автовладельцы, но и налоговики. Система сбора непродуманна, несовершенна, несправедлива. Граждане как могут увиливают от уплаты данного сбора, собираемость налога оставляет желать лучшего.

Продавшие ТС лица часто с удивлением узнают, что им все еще продолжают начислять налоги за автомобиль, которым они давно перестали владеть, так как новые хозяева не спешат сообщать в соответствующие органы, что в их жизни произошли изменения и они обзавелись железным конем.
Если для юридических лиц просрочка срока оплаты чревата арестом расчетных счетов и иными санкциями, то на физическое лицо можно максимум подать в суд и начислить пеню. Такие меры не особо пугают тех, кто решил как можно дольше не платить по счетам.

Стоит сказать и о налоговых ставках. Прогрессивная система ставок является несправедливой: из-за разницы в 1 лошадиную силу ТС уже относится к следующей группе, и платеж возрастает в разы. В той же Москве владелец авто мощностью 100 л.с. является плательщиком налога в сумме 1200 рублей, а тот, у кого показатель составил 102 л.с. заплатит уже 2550 руб. Разница всего в 2 л.с., а сумма получается в два раза больше.

Члены Правительства регулярно вступают в спор, решают, как модернизировать, изменить систему взимания транспортного налога, сделать его не таким «грабительским». Но пока дальше разговоров дело не пошло, и трудности, связанные с данным платежом, остаются ровно на том же месте, где были несколько лет тому назад.


Похожие записи: