Капитальный грант и концессионное соглашение

16.07.2023 0

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Капитальный грант и концессионное соглашение». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Любой государственный грант требует строгой отчётности, подготовленной в соответствии с вашей конкурсной заявкой. Если в вашей заявке написано, что вы намерены производить зелёные инновационные провода, то в отчётности они уже не могут стать синими. Если вы заявили подрядчиком Петрова, реализовать грант с подрядчиком Ивановым вы не сможете.

В зависимости от периодичности проведения конкурсов гранты бывают:

  1. Разовые – конкурс проводится один раз, средства направляются на выполнение конкретных задач.
  2. Цикличные – конкурс проводится регулярно несколько раз за период.
  3. Постоянные – программы размещения грантов, функционирующие на постоянной основе без фиксированных сроков приема проектов. Проекты рассматриваются по мере поступления.

Благотворительные фонды проводят конкурсы по размещению грантов самостоятельно. Для финансирования крупных проектов фонды объединяются.


Гранты подразделяются на:

  1. Гранты общей поддержки – поддерживают выполнение программы проекта НКО.
  2. Целевые гранты – обеспечивают реализацию мероприятий определенного проекта.
  3. Гранты с частичным финансированием – консолидированная помощь нескольких фондов или размещение в проекте средств НКО.
  4. Капитальные гранты – субсидия на покупку основных средств (приобретение, ремонт или аренда недвижимости и оборудования).
  5. Корпоративные гранты – помощь НКО корпорациями, либо софинансирование предпринимательскими структурами.
  6. Начальные гранты – финансирование некоммерческих проектов на этапе запуска или для открытия новых направлений работы НКО.
  7. Гранты в натуральной форме – помощь в виде передачи материального имущества.
  8. Перспективные гранты – субсидия для обществ с ограниченной ответственностью. Не меньше минимального размера уставного капитала, выдается фондом частями в установленный период.
  9. Посреднические гранты – финансирование выполнения социально ориентированного проекта от имени спонсора.
  10. Стимулирующие гранты – финансирование части бюджета на осуществление проекта и подталкивающее к поиску дополнительных фондов для финансирования.

Составление заявки для получения гранта

У фондов есть установленные формы заявлений для получения гранта, которые могут отличаться.

Заявление для получения гранта должно содержать:

  1. Введение. Предоставьте информацию о некоммерческой организации и главных направлениях работы. Укажите должностные лица НКО.
  2. Обоснование. Раскройте цели, на которые некоммерческая организация хочет получить грант. Опишите необходимость и значимость реализации проекта.
  3. Описание. Составляется план мероприятий, расписываются действия для осуществления проекта. Описание проекта должно отвечать на возможные вопросы грантодателя. Озаглавить проект нужно кратко и ёмко, отражая суть. Выделить, что цели и задачи проекта совпадают с приоритетным направлением работы фонда. В плане мероприятий отметить проблему, на решение которой направляется проект, и способы решения. Пошагово расписать действия, которые будут осуществляться после получения гранта.
  4. Смета расходов. Расчет бюджета для реализации проекта. В смете заявитель обосновывает необходимость в ресурсах и средствах, описывает долю расходов, которую готов взять на себя или получит из других источников. Расписывает статьи расходов: на приобретение оборудования и материалов, на транспорт и аренду помещения, на услуги типографии и связи, на обслуживание банка и прочее. Учитывается фонд оплаты труда сотрудников, командировочные и прочие административные расходы. Закладываются поправка на инфляцию и налоговые отчисления от ФОТ.
  5. Заключение – краткое описание и выводы, чем полезен проект некоммерческой организации.

После оформления заявки перечитайте и проверьте информацию на соответствие рекомендациям грантодателя, а затем отправляйте в фонд.

Некоммерческие организации, осуществляющие деятельность по следующим направлениям, могут получить до 30 млн. руб.:

— социальное обслуживание, социальная поддержка и защита граждан

— охрана здоровья граждан, пропаганда здорового образа жизни

— поддержка семьи, материнства, отцовства и детства

— поддержка молодежных проектов

— поддержка проектов в области науки, образования, просвещения

— поддержка проектов в области культуры и искусства

— сохранение исторической памяти

— защита прав и свобод человека и гражданина, в том числе защита прав заключенных

— охрана окружающей среды и защита животных

— укрепление межнационального и межрелигиозного согласия

— развитие общественной дипломатии и поддержка соотечественников

— развитие институтов гражданского общества

И все же — что такое грант?

В наши дни это слово часто мелькает в СМИ. Прежде чем мы разберемся, как получить грант, давайте проясним суть самого понятия. Под грантом понимается разновидность целевой помощи, выраженная деньгами либо в натуральной форме и направленная на определенные цели, одной из которых может быть расширение либо открытие нового бизнеса. Главная отличительная особенность его по сравнению с кредитом либо займом в том, что это — безвозмездная субсидия. Грант возвращения не требует.

Выдаваться он может государством и частными фондами либо иностранными организациями. И, как вы понимаете, каждый из перечисленных источников имеет право выдвигать собственные требования. Именно потому «швырять» свою заявку повсюду, где светит хоть какой-то шанс, не следует. Сосредоточьтесь и выберите источник, наиболее подходящий именно для вашей сферы деятельности. А затем выясните, какие условия вам предстоит выполнить.

Читайте также:  Налог с продажи квартиры, дома, земельного участка и другой недвижимости

Отличие гранта от субсидии на иные цели

Статья 78.1 БК РФ регулирует предоставление других видов субсидий, в том числе выдаваемых на цели, не связанные с выполнением государственного (муниципального) задания (абз. 2 п. 1). Как и грантовые деньги, средства «иной» субсидии имеют целевой характер. Чем же тогда они отличаются?

Как пояснил Минфин в Письме от 19.10.2015 N 02-01-10/59734 (далее — Письмо N 02-01-10/59734), указанные виды субсидий обладают разной правовой и экономической сущностью. Единственное основание для формирования в законе (решении) о бюджете расходов на предоставление юридическим лицам грантов в форме субсидий — это наличие решения Президента РФ, Правительства РФ, высшего должностного лица субъекта РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации. Решения об учреждении грантов юридическим лицам могут быть приняты исходя из приоритетов государственной (региональной, местной) политики в любой сфере общественных отношений, которая соотносится с полномочиями органов публичной власти.

В частности, на федеральном уровне примером такого решения стало Постановление N 354: в нем Правительство РФ одобрило предложение Минкультуры о ежегодном присуждении грантов театрам, работающим в субъектах РФ и муниципальных образованиях. Пример на региональном уровне — Постановление Правительства Калининградской области от 13.03.2015 N 110 , в котором указано, что гранты муниципальным общеобразовательным школам выдаются в рамках областной госпрограммы «Развитие образования».

«О предоставлении грантов в форме субсидий муниципальным общеобразовательным организациям на проведение мероприятий, направленных на обеспечение равного доступа населения к качественным услугам начального общего, основного общего, среднего общего образования по итогам проведения конкурсных отборов».

Из сказанного вытекает второе отличие гранта от субсидии на иные цели — выбор учреждения-победителя происходит по результатам конкурса. В остальных случаях конкурсная основа предоставления бюджетных средств не предусмотрена.

Сроки предоставления грантовых средств

Обычно сроки перечисления средств гранта прописываются в соответствующем соглашении (договоре), заключаемом между организатором конкурса и учреждением-победителем, и каких-либо сложностей здесь не возникает. Однако иногда между сторонами имеются разногласия, которые в дальнейшем приходится разрешать в суде.

В частности, в такой ситуации оказалась детская городская больница, одержавшая победу в конкурсе на лучшее муниципальное учреждение здравоохранения, внедряющее инновационные медицинские программы. Победителю были вручены диплом и сертификат на сумму 1 млн руб., однако в текущем финансовом году городская администрация не перечислила сумму в полном объеме. В связи с этим учреждение обратилось в суд с требованием обязать орган местного самоуправление выплатить остальную часть гранта.

Суды двух инстанций не поддержали учреждение, аргументируя свою позицию тем, что обязательства муниципального образования перед больницей прекратились в связи с истечением текущего финансового года. Но вышестоящий суд отменил предыдущие решения (см. Постановление ФАС ЗСО от 12.12.2013 по делу N А46-935/2013). Арбитры пришли к выводу, что муниципальная поддержка планировалась не за счет бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг (ст. 69.1 БК РФ) и субсидий на иные цели (абз. 2 п. 1 ст. 78.1 БК РФ), а за счет субсидий, предоставленных органами местной администрации по результатам проводимых ими конкурсов (п. 4 ст. 78.1 БК РФ). Следовательно, у администрации возникли обязательства по выплате награды за победу в конкурсе, а не бюджетные обязательства по финансированию текущей деятельности учреждения, и окончание финансового периода не является основанием для невыплаты оставшейся части гранта.

Как оценить шансы на получение гранта

Получить грант от государства – дело сложное, но не невозможное. На него может рассчитывать новообразовавшаяся организация, работающая в социальной сфере. Также грант дают предприятиям, имеющим стратегическую важность для региона. К таким можно отнести следующие объекты:

  • соц. аптеки;
  • частные детсады;
  • парикмахерские;
  • магазины (не только продовольственные, но и непродовольственные).

Государство всегда имело заинтересованность в собственной инфраструктуре и её развитии. По этой причине оно временами дает гранты проектам, связанным с рядом областей. Прежде всего, речь идёт про следующие трудности:

  1. Дорожное строительство,
  2. Решение транспортных проблем.

Другим актуальным проблемам регионов государство также уделяют внимание.

Важно! Большинство строительных компаний, например, производители асфальта или спецтехники, вполне могут рассчитывать на гранты со стороны государства.

Также стоит отметить, что не только государство способно поддерживать грантом. На это способны также различные коммерческие учреждения, а также инвестиционные фонды. Отличие их от государства в одном – все коммерческие и инвестиционные организации направлены на прибыль.

Важно! Таким организациям не нужны детсады и соц.аптеки. Им важнее предприятия, способные что-то создать, продать или оптимизировать для больших продаж. Сегодня ИТ-отрасль – одна из таких.

В попытке привлечь денежные средства потенциального инвестора будущий предприниматель должен обязательно адаптировать проект. Вот только направление адаптации будет разным, в зависимости от того, кого выберет предприниматель в качестве своего инвестора.

  1. Выбирая в качестве инвестора государство, будущий предприниматель должен показать, насколько качественные услуги населению будут оказаны, какова будет цена на необходимые товары и лекарства, а также то, какие региональные проблемы и как именно их новообразованная организация решит. А главное – будущий предприниматель должен показать, что новая организация создаст необходимое количество рабочих мест.
  2. Выбор инвестиционного фонда или коммерческой организации требует другого подхода к показу проекта. В данном случае нужно указать, насколько рентабельным будет предприятие и как много денег оно способно приносить.

Бюджетный кодекс — это свод законодательства о функционировании и развитии бюджетной системы Российской Федерации, обеспечивающий финансовое регулирование бюджетных отношений, устанавливающий общие принципы бюджетного законодательства, правовые основы функционирования бюджетов различных уровней, правовое положение субъектов бюджетных отношений, порядок регулирования межбюджетных отношений, определяющий основы бюджетного процесса, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства. Бюджетные отношения включают:

Читайте также:  Доля в уставном капитале и имуществе ООО

1) отношения, складывающиеся в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга;

2) отношения, возникающие в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов всех уровней, утверждения и исполнения бюджетов, контроля за их реализацией.

Бюджетное законодательство состоит из:

• бюджетного кодекса и федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий год;

• законов субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ на соответствующий год;

• нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствующий год и других федеральных законов;

Бюджетный кодекс устанавливает правовой статус участников бюджетного процесса, правовые основы порядка и условий привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства.

Указы Президента Российской Федерации регулируют бюджетные отношения, возникающие в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов и государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга, а также отношения, связанные с процессом составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения и исполнения бюджетов и контроля за их исполнением.

Правительство Российской Федерации принимает нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные отношения, которые не могут противоречить бюджетному кодексу. Органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления принимают нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные отношения, в пределах своей компетенции.

Где можно получить грант или субсидию в 2021 году

Субсидии и гранты для ИП и юридических лиц в 2021 году можно получить в следующих организациях:

  • ЦЗН (центр занятости населения) – субсидия для безработных в размере 3 МРОТ умноженная на районный коэффициент. Для каждого региона свои суммы – от 10 до 195 тысяч рублей.
  • Местная Администрация и Торгово-промышленная палата – выдают субсидии на развитие малого бизнеса, сумма которых достигает 500 000 рублей.
  • Государственные некоммерческие фонды — например, Фонд содействия инновациям, Областные Фонды поддержки предпринимательства.
  • Негосударственные фонды – финансируют проекты в разных областях. Чаще всего это сфера высоких технологий, сельское хозяйство, экономика, ядерная энергетика и прочее. Каждый фонд устанавливает свой список приоритетных направлений, на которые готов выделить бюджет. Примеры:
    • «Сколково» – поддерживает инновационные проекты в области биотехнологий, IT и космических технологий.
    • «Норникель» и «“Металлоинвест» – оказывают поддержку проектов в области культуры и создания «доступной среды».
  • Фонд президентских грантов выделяет на конкурсной основе до 10 000 000 рублей тем организациям, которые реализуют социальные, научные и благотворительные проекты.
  • Иностранные фонды готовы спонсировать российский бизнес в различных областях. Например, фонд ООН и ЮНЕСКО.

Узнать точную информацию о мерах поддержки малого и среднего предпринимательства в своем регионе можно на официальном сайте Минэкономразвития, в местной администрации, в бизнес-инкубаторах, в территориальной Торгово-промышленной палате, а также на сайте Министерства сельского хозяйства РФ.

Какие же существуют виды грантов?

В первую очередь необходимо определиться на что Вы хотите получить грант. Гранты могут выделяться индивидуально (одному лицу) либо организации (организациям).

Поскольку нас больше интересуют индивидуальные гранты, на них подробнее и остановимся.

1) Академические программы – рассчитаны на долгосрочное (1-3 года) или краткосрочное (несколько недель – месяцев) обучение как на территории страны проживания, так и за рубежом. Выделяемое финансирование может возмещать траты на проживание, проезд, питание, дорогу, или, возможно, часть этих расходов придётся оплатить самостоятельно.

Одним из подвидов такого вида грантов является выделение средств на участие в различных конференциях, студенческих конгрессах, летних школах. Как правило, в таких случаях оплачивается как участие в конференции, так и питание с проживанием. В том случае, если участник сможет доказать свою неспособность оплатить проезд, или если он является гражданином определенной группы бедных стран, ему может быть оплачен проезд до места проведения конференции. Обычно все условия и возможности указываются заранее.

В свою очередь академические гранты можно разделить на программы, которые рассчитаны на обучение в зарубежном университете, и на краткосрочные программы и конференции.

2) Гранты, выдаваемые на проведение исследований также бывают краткосрочными и долгосрочными.

Краткосрочные, как правило, выделяются аспирантам и докторантам, которые работают над определённым исследованием и могут доказать надобность в научной работе за границей, в других областях своей страны. Кроме того, такие гранты предполагают оплату доступа к ресурсам других университетов.

3) Гранты, выдаваемые на поездки – выдаются при наличии приглашения на конференцию, семинар, стажировку за рубежом и при невозможности самостоятельно оплатить транспортные расходы.

4) Гранты, выделяемые на разработку небольшого проекта, или малые гранты – предоставляются для того, чтобы обеспечить возможность выплаты зарплаты сотрудникам, участвующим в исследовании, покупку или аренду оборудования, материалов и т.д. В редких случаях также выделяются средства на участие в конференциях.

Как сообщил Минфин в п. 5 Письма N 02-13-09/35843, положения п. 4 ст. 78.1 БК РФ не предусматривают передачу полномочий по предоставлению грантов из бюджета субъекта РФ федеральному бюджету, то есть межбюджетные трансферты не могут предоставляться из регионального бюджета федеральному. Иными словами, если обозначенное условие включено в правила проведения конкурсного отбора, участие “федералов” в региональном (муниципальном) конкурсе невозможно. Но если правила не содержат данного требования о контроле со стороны учредителя, федеральные АУ могут участвовать в таких конкурсах на общих основаниях.

Читайте также:  Как делится ипотечная квартира при разводе

Сроки предоставления грантовых средств

Обычно сроки перечисления средств гранта прописываются в соответствующем соглашении (договоре), заключаемом между организатором конкурса и учреждением-победителем, и каких-либо сложностей здесь не возникает. Однако иногда между сторонами имеются разногласия, которые в дальнейшем приходится разрешать в суде.
В частности, в такой ситуации оказалась детская городская больница, одержавшая победу в конкурсе на лучшее муниципальное учреждение здравоохранения, внедряющее инновационные медицинские программы. Победителю были вручены диплом и сертификат на сумму 1 млн руб., однако в текущем финансовом году городская администрация не перечислила сумму в полном объеме. В связи с этим учреждение обратилось в суд с требованием обязать орган местного самоуправление выплатить остальную часть гранта.
Суды двух инстанций не поддержали учреждение, аргументируя свою позицию тем, что обязательства муниципального образования перед больницей прекратились в связи с истечением текущего финансового года. Но вышестоящий суд отменил предыдущие решения (см. Постановление ФАС ЗСО от 12.12.2013 по делу N А46-935/2013). Арбитры пришли к выводу, что муниципальная поддержка планировалась не за счет бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг (ст. 69.1 БК РФ) и субсидий на иные цели (абз. 2 п. 1 ст. 78.1 БК РФ), а за счет субсидий, предоставленных органами местной администрации по результатам проводимых ими конкурсов (п. 4 ст. 78.1 БК РФ). Следовательно, у администрации возникли обязательства по выплате награды за победу в конкурсе, а не бюджетные обязательства по финансированию текущей деятельности учреждения, и окончание финансового периода не является основанием для невыплаты оставшейся части гранта.

Заключение

Уточнение в Бюджетном кодексе механизма предоставления грантов в форме субсидий расширило для автономных учреждений возможности по привлечению дополнительных источников финансирования. В настоящее время АУ могут принимать участие в конкурсах, организуемых не только органами-учредителями, но и иными органами власти (местного самоуправления) и даже иными публично-правовыми образованиями. Порядки присуждения федеральных, региональных и муниципальных грантов устанавливаются соответственно правовыми актами Правительства РФ, высшего исполнительного органа власти субъекта РФ, местной администрации, то есть “правила игры” определяют именно организаторы конкретных конкурсов.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Хозяйство взяло средства из бюджета

В частности, на федеральном уровне примером такого решения стало Постановление N 354: в нем Правительство РФ одобрило предложение Минкультуры о ежегодном присуждении грантов театрам, работающим в субъектах РФ и муниципальных образованиях.

Постановление Правительства Москвы от 4 сентября 2012 г. N 453-ПП «О внесении изменений в правовые акты Правительства Москвы» .

Государственные (муниципальные) задания по оказанию учреждениями государственных (муниципальных) услуг (работ) потребителям формируются и утверждаются органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, в соответствии с предусмотренными учредительными документами основными видами деятельности бюджетных и автономных учреждений.

Так, указанный термин применяется в Налоговом кодексе Российской Федерации, а также в ряде федеральных законов: Федеральный закон от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»; Федеральный закон от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»; Федеральный закон от 6 октября 1999 г.

Обзор основных путей, как получить грант на бизнес

Разберем, как получить грант на развитие бизнеса или его открытие. Отечественные субсидии могут предоставляться союзами предпринимателей. Суммы региональных грантов могут составить до полумиллиона рублей, а рассчитывать на их получение может любой начинающий предприниматель.

  • “Сколково” предоставляет гранты на продвижение науки и развития технологий.
  • “Русский мир” (культура и искусство),
  • Иностранные фонды: ЮНЕСКО, ООН оказывают финансовую помощь фирме предпринимателя, а не физическому лицу. За каждый этап реализации финансовых средств гранта требуется отчетность.

Если ваша деятельность соответствует направлению выдачи грантов этих фондов, подавайте заявку в установленные сроки. Форма подачи заявки и требования к проектам описаны на сайте соответствующего фонда.

Как определить, что выгоднее: грант или субсидия

Что касается правил применения кодов КОСГУ в отношении указанных доходов, они в этом году не поменялись.

НК РФ при определении базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования.

По смыслу Закона финансирование научных исследований указанными фондами реализуется за счет предоставления грантов на конкурсной основе. Субсидия — это возмещение расходов на покупку основных средств. Ее отличие от гранта в том, что предприниматель сначала покупает что-то, а потом получает деньги от государства. То есть субсидия работает так: покупаешь что-то, собираешь подтверждающие документы, получаешь компенсацию расходов.

НК РФ предусмотрен перечень доходов, не учитываемых при определении базы по налогу на прибыль. Данный перечень доходов является закрытым.

Государственные – для выплаты используются бюджетные средства. Имеют структурированную процедуру выдачи субсидий, четкие требования к проектам, готовые формы подачи заявок и подробные рекомендации по их заполнению. Государственные фонды тщательно рассматривают проекты на соответствие указанным требованиям.

А вот финансовое ведомство высказало свою позицию по учету грантов в форме субсидии: такие поступления отражаются по АнКВД 180. Однако данное письмо Минфина России носит частный, а не системный характер. Тем не менее, до появления новых официальных разъяснений рекомендуем при учете грантов в форме субсидий придерживаться указанной позиции Минфина России.


Похожие записи: