Порядок проведения административного задержания

19.07.2023 0

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок проведения административного задержания». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В любом случае заниматься этим могут только представители силовых структур либо надзорных органов. Должностные лица административных органов такими полномочиями не наделены. Чтобы доставить правонарушителя и составить протокол, они должны обращаться к помощи сотрудников полиции.

Каков порядок составления протокола об административном правонарушении?

Протокол об административном нарушении — это составленный уполномоченным должностным лицом документ, в котором отображается событие нарушения закона (правонарушение). О том, что собой представляет документ, какие сведения должен содержать и как должен быть составлен, пойдет речь в этой статье.

  • Протокол об административном правонарушении
  • Сроки составления протокола об административном правонарушении
  • Образец составления протокола об административном правонарушении
  • Ошибки в протоколе об административном правонарушении
  • Назначение наказания без составления протокола об административном правонарушении

Обязанности должностного лица и права гражданина

Права человека, которого подвергли задержанию, и обязанности должностного лица тесно пересекаются. Так, согласно закону «О полиции», сотрудники правоохранительных органов обязаны:

  • обращаясь к гражданину, назвать свои должность, звание, свою фамилию, сообщить причину обращения. По просьбе гражданина полицейский обязан предъявить служебное удостоверение. Необходимо отметить, что в последнее время соблюдение такой обязанности сотрудниками практически всегда выполняется, что нельзя было констатировать несколько лет назад.
  • сообщить о причинах и основаниях принудительных мероприятий;
  • разъяснить право на юридическую помощь, на переводчика, право на отказ от дачи каких-либо пояснений (ст. 51 Конституции РФ), право на уведомление своих родственников о произошедшем.

Лицо, которого подвергли административному ограничению свободы, вправе:

  • знать о правонарушении, в связи с которым его задержали – не только номер статьи КОАП РФ, но и суть;
  • просить об уведомлении родственников, близких, работодателя, защитника об административном задержании;
  • требовать о вручении ему копии протокола (без такой инициативе должностное лицо может и не выдать копию, поскольку такой обязанности без просьбы задержанного у него нет);
  • требовать о проведении проверки прокуратурой законности действий полиции по ограничению свободы. Заявление такого характера может быть как в письменной, так и в устной форме, озвучивается составившему протокол сотруднику, который обязан незамедлительно сообщить о подобном требовании прокурору района, который принимает решение о проверке;
  • обжаловать любые действия представителей правоохранительных органов.

Законодатель не называет конкретных сроков, в течение которых должно произойти уведомление родственников о задержании – оно должно быть «кратчайшими». Из этого следует, что сообщение близким лицам должно происходить любым быстрым способом связи – посредством телефона, факса, телеграммы и т.д.

Также не регламентировано, каких именно родственников должен уведомлять сотрудник правоохранительных органов и сколько их вообще может быть. Предполагается, что всех, которые были названы гражданином – ведь проверить, насколько перечисленные люди являются близкими и являются ли они родственниками вообще, в кратчайшие сроки практически невозможно. Все эти особенности на практике решаются в зависимости от индивидуальной ситуации.

Зафиксируйте точное время, когда вы окажетесь в полицейском транспорте (например, можно отправить смс). Это позволит пожаловаться на то, что вас слишком долго продержали в автозаке (если такое произойдет).

Несмотря на то что закон требует доставить вас в отдел как можно скорее, на практике путь может затянуться.

Кодекс об административных правонарушениях, часть 2 статьи 27.2 «Доставление».

Доставление должно быть осуществлено в возможно короткий срок.

Спросите, куда вас везут. Как узнаете, напишите об этом в правовой бот ОВД-Инфо и друзьям. Сразу просите друзей сделать в этот отдел передачи еды, воды и необходимых вещей (учитывайте, что задержание может длиться несколько часов, а могут оставить на ночь). Помогайте друг другу. Сделайте чат в телеграме на автозак, добавьте туда друзей, которые вам помогают. Обменяйтесь контактами с другими задержанными по максимуму.

Когда приедете к отделу, напишите об этом в наш правовой бот. Перед зданием полицейского участка вы можете какое-то время просидеть в автозаке, ожидая, пока вас и других задержанных станут заводить внутрь. Существует вероятность, что из одного отдела вас потом повезут в другой.

Можно проверить заполненность автозака. Никто не должен стоять и держаться за поручни, как в вагоне метро. Количество людей должно равняться количеству сидячих мест. Но помните — в автозаке вы наиболее беззащитны, постарайтесь вести себя спокойно и не вызывать конфликтов.

«Апелляционное определение Верховного Суда РФ» от 25.02.2016 N АПЛ16-24 Запрет на перевозку людей сверх количества, предусмотренного технической характеристикой транспортного средства, содержится в пункте 22.8 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090.

Кроме того, согласно абзацу четвертому пункта 167 Инструкции во всех случаях количество осужденных и лиц, содержащихся под стражей, и личного состава, перевозимого в специальных транспортных средствах, не должно превышать норм, установленных для данного транспортного средства техническими характеристиками.

Порядок действий должностных лиц и процедура оформления протокола регулируется в Регламентах, принятых отдельными законодательными актами. К примеру, действия инспекторов ГИБДД должны соответствовать Административному регламенту МВД № 664, который начал действовать только с 20.10.2017. Ранее более 7 лет (с 2009 года) действовал Приказ № 185, который в настоящее время утратил силу.

Читайте также:  Штрафы за незаконное предпринимательство в 2022 году

Общий порядок административного задержания должен быть таким:

  1. сотрудник правоохранительных органов представляется, объявляет, в связи с чем производит задержание – вид правонарушения, причина;
  2. человек доставляется в отдел полиции, до этого может быть произведен личный досмотр и досмотр транспорта;
  3. составляется протокол;
  4. гражданин помещается в камеру, после чего доставляется в суд, где признается виновным либо невиновным постановлением суда;
  5. постановление можно обжаловать в апелляционном порядке в течение 10 дней со дня вручения его копии.

Нет документов? Садись, поехали с нами в отдел!» (4 законных основания)

Что говорит на этого счет основной закон государства?

Согласно статье 22 Конституции: каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Однако, это право может ограничиваться на основании Федеральных законов.

Забегая вперед, вторая часть этой же правовой нормы регламентирует, что лицо не может быть подвергнуто любому виду задержания сроком не более 48 часов без судебного решения.

Имеют ли право полицейские доставлять граждан в отдел полиции?

Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции» своим 13 пунктом 13 статьи санкционирует право полицейских на это.

Другой комментарий к Ст. 27.2 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Данная принудительная мера применяется к правонарушителю в целях составления протокола об административном правонарушении, если отсутствует возможность его составления на месте выявления правонарушения, а составление протокола является обязательным. Например, при нарушении правил пользования транспортными средствами, Правил дорожного движения, законодательства об охране окружающей среды, при выявлении нарушений таможенных правил и др.

2. Доставление — это принудительное препровождение физического лица в служебное помещение органа внутренних дел, помещение военной прокуратуры, органа местного самоуправления или в иное служебное помещение. По своей правовой природе доставление нарушителя является составной частью такой процессуальной меры, как административное задержание.

3. Комментируемая статья содержит перечень должностных лиц, уполномоченных осуществлять доставление. Так, по делам об административных правонарушениях, подведомственных органам внутренних дел, доставление осуществляется должностными лицами органов внутренних дел (милиции); при выявлении административных правонарушений на транспорте — должностными лицами органов, на которые возложен надзор или контроль за соблюдением правил пользования транспортом; при выявлении административных правонарушений в области охраны окружающей природной среды, лесного фонда, животного мира и рыбных запасов, правил охоты и рыболовства — должностными лицами органов, на которые возложен надзор и контроль за соблюдением законодательства в соответствующей сфере, и т.д.

4. Срок доставления не предусмотрен, однако закреплено, что доставление должно быть осуществлено в возможно короткий срок.

5. О доставлении составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе об административном задержании. Если лицо оказало неповиновение, сопротивление или иное противодействие должностным лицам, а также в случае применения к нему специальных средств (дубинка, наручники и т.д.), в протоколе о доставлении это должно быть зафиксировано.

Регламент использования специальных средств

Регламент и порядок применения специальных средств в Росгвардии прописан в гл. III ФЗ №226. Перед непосредственным использованием, сотрудник ВНГ обязан потребовать от правонарушителя прекратить противоправные действия, сдаться, или прекратить сопротивление. В случае игнорирования этих требований, преступник предупреждается о возможности применения к нему мер физического воздействия. Если действует группа бойцов, то подобные предупреждения делает один из них, как правило, старший подразделения.

Использовать спецсредства можно без предварительного уведомления, если имеется непосредственная угроза его жизни и здоровью. Или подобная опасность грозит другим лицам – сторонним гражданам, охраняемому лицу, бойцам его подразделения. После применения специального средства, сотрудник обязан убедиться, что причинённые злоумышленнику повреждения не носят опасного характера. В противном случае он должен оказать ему первую помощь и вызвать группу медиков.

Статья 2. Задачи войск национальной гвардии

1. На войска национальной гвардии возлагается выполнение следующих задач:

1) участие в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности;

2) охрана важных государственных объектов, специальных грузов, сооружений на коммуникациях в соответствии с перечнями, утвержденными Правительством Российской Федерации;

3) участие в борьбе с терроризмом и экстремизмом;

4) участие в обеспечении режимов чрезвычайного положения, военного положения, правового режима контртеррористической операции;

Читайте также:  Как вернуть переплату по налогу на имущество физических лиц?

5) участие в территориальной обороне Российской Федерации;

6) оказание содействия пограничным органам федеральной службы безопасности в охране Государственной границы Российской Федерации;

7) федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия и в области частной охранной и частной детективной деятельности, а также за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, за деятельностью подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны;

8) охрана особо важных и режимных объектов, объектов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии, в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации, охрана имущества физических и юридических лиц по договорам;

9) обеспечение по решению Президента Российской Федерации безопасности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) и иных лиц.

2. Иные задачи на войска национальной гвардии могут быть возложены решениями Президента Российской Федерации, принятыми в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Статья 3. Правовая основа деятельности войск национальной гвардии

Правовую основу деятельности войск национальной гвардии составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны (далее — уполномоченный федеральный орган исполнительной власти), и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие деятельность войск национальной гвардии.

Статья 6. Руководство и управление войсками национальной гвардии

1. Руководство войсками национальной гвардии осуществляет Президент Российской Федерации.

2. Президент Российской Федерации:

1) определяет задачи войск национальной гвардии;

2) утверждает структуру и состав войск национальной гвардии (до оперативно-территориального объединения включительно);

3) утверждает штатную численность военнослужащих войск национальной гвардии, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии и имеющих специальные звания полиции (далее — сотрудники), и гражданского персонала войск национальной гвардии;

4) назначает на должность главнокомандующего войсками национальной гвардии и освобождает его от должности;

5) утверждает Устав войск национальной гвардии, знамя и флаг войск национальной гвардии, положения о них, их описания и рисунки;

6) утверждает положение об оперативно-территориальном объединении войск национальной гвардии;

7) устанавливает количество должностей в войсках национальной гвардии, подлежащих замещению высшими офицерами (высшим начальствующим составом), присваивает воинские звания высших офицеров (специальные звания высшего начальствующего состава), назначает военнослужащих (сотрудников) на воинские должности (должности), для которых штатом предусмотрены воинские звания высших офицеров (специальные звания высшего начальствующего состава), освобождает их от воинских должностей (должностей) и увольняет их с военной службы в порядке, предусмотренном федеральным законом;

8) утверждает концепцию и план строительства и развития войск национальной гвардии;

9) осуществляет иные полномочия в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами.

3. Правительство Российской Федерации:

1) осуществляет выделение финансовых средств для обеспечения деятельности войск национальной гвардии в пределах сумм, установленных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, а также обеспечивает выделение необходимых материально-технических ресурсов;

2) утверждает перечень состоящих на вооружении войск национальной гвардии оружия, боеприпасов, боевой и специальной техники, специальных средств;

3) обеспечивает оснащение войск национальной гвардии вооружением, боеприпасами, боевой и специальной техникой, специальными средствами по их заказам;

4) утверждает перечни важных государственных объектов, специальных грузов, сооружений на коммуникациях, подлежащих охране войсками национальной гвардии;

5) утверждает перечень объектов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии;

6) осуществляет в пределах своих полномочий мероприятия по социальной защите, материальному обеспечению военнослужащих (сотрудников) войск национальной гвардии, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы из внутренних войск, уволенных с военной службы (службы) в войсках национальной гвардии, членов их семей, лиц, находящихся (находившихся) на иждивении сотрудников (граждан Российской Федерации, уволенных со службы в войсках национальной гвардии), и гражданского персонала;

6.1) утверждает перечень отдельных категорий сотрудников, которые имеют право на питание за счет средств федерального бюджета и которым по их просьбе выдается продовольственный паек, устанавливает порядок и нормы выдачи продовольственного пайка и его ассортимент;

7) обеспечивает реализацию гарантий правовой защиты и социальной поддержки военнослужащих (сотрудников) войск национальной гвардии, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы из внутренних войск, уволенных с военной службы (службы) в войсках национальной гвардии, членов их семей, лиц, находящихся (находившихся) на иждивении сотрудников (граждан Российской Федерации, уволенных со службы в войсках национальной гвардии), и гражданского персонала;

8) утверждает перечень водных объектов, расположенных в районах с наиболее ценными природными ресурсами, на акваториях которых воинские части войск национальной гвардии участвуют в охране общественного порядка;

9) определяет порядок использования авиации войск национальной гвардии в интересах других федеральных органов исполнительной власти;

Читайте также:  Федеральный бюджет России на 2023 год: разбираем статьи доходов и расходов

10) утверждает требования к оборудованию инженерно-техническими средствами охраны важных государственных объектов, специальных грузов, сооружений на коммуникациях, подлежащих охране войсками национальной гвардии, порядок контроля за их выполнением и эксплуатацией указанных инженерно-технических средств охраны, если иное не установлено законодательством Российской Федерации в области использования атомной энергии;

11) осуществляет иные полномочия в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и указами Президента Российской Федерации.

4. Управление войсками национальной гвардии осуществляет руководитель уполномоченного федерального органа исполнительной власти, являющийся главнокомандующим войсками национальной гвардии.

Что такое доставление

Это принудительное препровождение физлица, являющееся мерой обеспечения производства по «административке» (административному правонарушению) и призванное способствовать составлению протокола по правонарушению, соответствующему статье КоАП (ст.27.2 ч.1). Там же отмечается, что доставление применяется при обязательности составления протокола и при невозможности протоколирования правонарушения на месте его выявления.

В уголовно-процессуальном кодексе доставление упоминается вскользь и лишь как этап задержания подозреваемого, предваряющий составление протокола задержания по прибытии правоохранителей с задержанным в орган дознания (ст.92, п. 1 УПК). Доставление главным образом разъясняется в законодательстве по административным правонарушениям.

Согласно закона «О полиции» (ст.13 п.13), доставление – это препровождение гражданина принудительно в строго определенные служебные помещения (подразделения полиции, территориального или муниципального органа, другое служебное помещение).

Следует отметить право сотрудников полиции осуществить доставление принудительно, т.е. применением физического воздействия к физлицу, пытающемуся противодействовать следованию в указанное полицейскими место. Кроме того, попытки противодействия законным распоряжениям силовиков вызовут ответственность гражданина по статье 19.3 КоАП.

Основания для задержания

Задержание – это принудительное ограничение свободы, наступающее при выполнении сотрудниками правоохранительных органов своих обязанностей. Цель – предотвращение преступления, задержание подозреваемых и преступников. Это мероприятие выполняется на основании постановления прокуратуры или при явных признаках нарушения закона.

Основания для задержания описаны в п. 2 ст. 14 закона 3-ФЗ:

  • участник в совершении преступления, административного правонарушения;
  • есть постановление суда о заключении под стражу;
  • нахождение на улице во время комендантского часа;
  • лицо было обнаружено на территории охраняемого объекта;
  • при попытке самоубийства;
  • есть ярко выраженное психическое расстройство;
  • депортация гражданина другого государства.

Когда допускается применение силы сотрудниками полиции

Незаконное применение специальных средств – одно из частных правонарушений сотрудниками полиции. Перед этим работник МВД должен предупредить о своих намерениях. Основание – п. 1 ст. 19 закона №9-ФЗ. Исключение – повышенный риск угрозы здоровья и жизни со стороны задержанного.

Правила применения силы и специальных средств работниками полиции:

  • Учитывать обстановку, потенциальную опасность, минимизировать ущерб и вред здоровью задержанного (ч. 3 ст. 19).
  • Если применение средств привело к ухудшению здоровья, сотрудник должен оказать первую помощь. Но это не должно сказываться на его безопасности.
  • При появлении телесных повреждений работник МВД должен в течение 24 часов сообщить об этом родственникам. Исключение – не удалось установить личность (ч. 5 ст. 19).
  • Разрешено применение физической силы, но только если задержание или транспортировка задержанного не силовыми методами невозможна (ч. 1 ст. 20).

Оформление документов

У вас будут собирать паспорта, предложите копию (если имеется). Если у вас с собой нет паспорта, попросите родственников прислать вам фото.

Протоколы

В отделе на вас будут составлять протокол об административном правонарушении. Помимо протокола об административном правонарушении, могут также составить протокол задержания и протокол доставления (а могут и не составить). Встречаются единые протоколы с данными сразу и о задержании, и о доставлении. Проверьте время, указанное в протоколе, и если оно неправильное, просите исправить на правильное.

Кодекс об административных правонарушениях, часть 3 статьи 27.2 «Доставление».

3. О доставлении составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе об административном задержании. Копия протокола о доставлении вручается доставленному лицу по его просьбе.

При составлении протокола будьте очень внимательны. Чаще других полицейские вменяют задержанным на уличных акциях часть 5 статьи 20.2 КоАП — нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка его проведения.

Кодекс об административных правонарушениях, часть 5 статьи 20.2. «Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования».

Нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи, — влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов.

Могут вменять и иные части ст. 20.2 КоАП (ч. 6.1, ч. 8 в случае повторного нарушения), а также неповиновение сотруднику полиции (ст. 19.3 КоАП), нарушение ковидных запретов (ст. 20.6.1 КоАП). Они предусматривают разные наказания — от штрафов до 15 суток ареста, а за повторное привлечение по 20.2 КоАП — до 30 суток.


Похожие записи: