Взыскание задолженности по земельному налогу судебная практика
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Взыскание задолженности по земельному налогу судебная практика». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Однако при проведении камеральной налоговой проверки поданной налогоплательщиком налоговой декларации по земельному налогу Инспекции ФНС России, как правило, руководствуются ставками земельного налога, установленными местными нормативными правовыми актами, не зависимо от того, соответствуют их положения действующему законодательству РФ или нет.
В результате налоговым органом принимается решение о доначислении земельного налога и о наложении санкций за его неуплату.
Ставка земельного налога
Чтобы выйти из сложившейся ситуации с наименьшими материальными потерями налогоплательщику необходимо своевременно предпринять действия по защите своих прав и законных интересов.
В соответствии с главой 19 НК РФ каждый налогоплательщик или налоговый агент имеют право на обжалование актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд.
Причем, подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд.
Запрет на продажу участка
Одна из действенных мер взыскания с дачников — наложение запрета на совершение сделок с земельными участками, считает первый заместитель председателя Мособлдумы, председатель Союза дачников Подмосковья Никита Чаплин. «Это стимулирует хитрых дачников, которые не следят за своими участками и не платят взносы, заниматься своей землей и выплачивать долги», — пояснил он.
По данным Союза дачников Подмосковья, около 10–15% дачников имеют долги по взносам (5–7% — злостные неплательщики, остальные просто не платят в срок). «Они считают, что взносы можно заплатить и позже, зато приехать на дачу, пожарить шашлык, привезти алкоголь, который в сумме может превысить размер годового взноса, — для них первоочередная необходимость», — добавил он.
Само наложение запрета на совершение сделок с земельным участком — общая мера в рамках исполнительно производства. О ней может просить взыскатель, пояснил Дмитрий Уваров. При этом наличие запрета не мешает собственнику пользоваться земельным участком, он только не может реализовать его — продать, подарить.
Комментарий к ст. 278 ГК РФ
1. Комментируемая статья воспроизводит общее правило, закрепленное в п. 1 ст. 237 Кодекса об изъятии имущества путем обращения взыскания на него по обязательствам собственника на основании решения суда. В отличие от приведенной нормы, допускающей установление иного порядка обращения взыскания законом или договором, комментируемая статья такой альтернативы не предусматривает. Вместе с тем ст. 55 ФЗ от 16 июля 1998 г. N 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» допускает удовлетворение требований об обращении взыскания на заложенное имущество во внесудебном порядке, если это предусмотрено договором об ипотеке либо договором, влекущим за собой возникновение ипотеки в силу закона, или если права залогодержателя удостоверены закладной, в том числе если предметом залога является земельный участок. Исключение составляют случаи обращения взыскания на земельные участки, указанные в п. 5 ст. 55 данного Закона.
Объектом взыскания может быть лишь земельный участок, принадлежащий лицу на праве собственности. При этом необходимо учитывать установленные законодательством для отдельных категорий земельных участков ограничения. Так, не может быть обращено взыскание по обязательствам собственника (должника) на земельные участки, изъятые из гражданского оборота (ст. 27 ЗК). Статья 446 ГПК ограничивает возможность обращения взыскания на земельные участки, находящиеся под единственными жилыми помещениями: обращение взыскания допустимо в части, явно превышающей предельные минимальные размеры предоставления земельных участков для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования при соблюдении совокупности условий:
— фактическое использование указанных «излишков» не связано с удовлетворением потребностей гражданина-должника и членов его семьи в обеспечении необходимого уровня существования;
— доходы должника явно несоразмерны с объемом денежных требований, содержащихся в исполнительном документе, и не позволяют удовлетворить эти требования в разумный срок (п. 62 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 г. N 50).
2. Согласно комментируемой статье обращение взыскания на земельные участки в рамках исполнительного производства допускается только на основании решения суда. Такие дела рассматриваются в порядке искового производства с соблюдением правил исключительной подсудности (ст. 30 ГПК, ст. 38 АПК). Правом заявить в суд требование об обращении взыскания на земельный участок обладают лица, заинтересованные в применении данной меры принудительного исполнения, то есть взыскатель и судебный пристав-исполнитель (п. 58 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 г. N 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства»).
Ставка земельного налога
К сожалению, в настоящее время часто имеет место ситуация, когда ставка земельного налога устанавливается местным органом управления, не обладающим правом установления и дифференциации ставок налога, или нормативный правовой акт уполномоченного органа не соответствует федеральному законодательству.
Однако при проведении камеральной налоговой проверки поданной налогоплательщиком налоговой декларации по земельному налогу Инспекции ФНС России, как правило, руководствуются ставками земельного налога, установленными местными нормативными правовыми актами, не зависимо от того, соответствуют их положения действующему законодательству РФ или нет.
В результате налоговым органом принимается решение о доначислении земельного налога и о наложении санкций за его неуплату.
Чтобы выйти из сложившейся ситуации с наименьшими материальными потерями налогоплательщику необходимо своевременно предпринять действия по защите своих прав и законных интересов.
В соответствии с главой 19 НК РФ каждый налогоплательщик или налоговый агент имеют право на обжалование актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд.
Причем, подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд.
Судебное разбирательство
Если судебный приказ был отменен, то начинается судебное разбирательство в судах общей юрисдикции. Если сумма долга со стороны дачника не превышает 50 тыс. руб., то взыскатель (СНТ) подает иск в мировой суд. Если задолженность выше, то иск направляется в районный или городской суд в зависимости от места прописки должника.
Далее начинаются судебные разбирательства с посещением заседаний, которые могут длиться месяцами. По итогу судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство, выписывается исполнительный лист — и приставы начинают работу.
«Здесь процедура стандартная, как и с другими должниками (по коммунальным платежам, алиментам и т. д.). Приставы устанавливают имущество должника, включая транспортные средства, и выставляют требования в банке. Если сумма на банковской карте должника достаточная для погашения долга, то могут списать сразу всю сумму. Также приставы могут наложить арест на имущество дачника-должника или закрыть выезд из страны», — пояснил член АЮР Дмитрий Уваров.
Земельный участок с молотка
Есть случаи, когда люди не платят взносы годами. При наличии большой задолженности участок дачника может быть реализован на торгах. Эта процедура происходит в рамках исполнительного производства. Судебный пристав проводит оценку объекта, далее назначаются торги, где реализуется участок. Затем задолженность гасится, а оставшаяся сумма (если есть) возвращается должнику.
«Но здесь есть важный момент — стоимость участка должна быть пропорциональна долгу. К примеру, в некоторых подмосковных СНТ только земля может стоить 10 млн руб. В таком случае объект вряд ли будет выставлен на торги, поскольку его стоимость превышает задолженность. Приставы могут найти у неплательщика другой объект, который будет соразмерен долгу, и реализовать его на торгах», — пояснил Дмитрий Уваров.
Еще один важный нюанс — срок исковой давности. Он составляет три года. Дачник может не платить взносы годами, но если судебных претензий ему не предъявлено, может сослаться на то, что пропущен срок исковой давности. В итоге с него взыщут долги только за последние три года. Но заявить об истечении срока исковой давности должен сам дачник.
Если с должника нечего взыскивать, то пристав может завершить судебное производство «в связи с невозможностью исполнения решения». Такие случаи тоже бывают, добавил юрист.
Применение пониженных (льготных) ставок налога
Одной из основных причин споров, относящихся к этой группе, следует назвать недопонимание налогоплательщиками зависимости права на применение пониженных налоговых ставок от содержащихся в государственном кадастре сведений о категории земель, на которых расположен конкретный участок, а также о виде его разрешенного использования. Эти сведения, в свою очередь, влияют на размер кадастровой стоимости, являющейся налоговой базой для исчисления земельного налога, а также подтверждают наличие оснований, которыми обусловлено право на применение льготных ставок.
ФАС СЗО, анализируя нормы земельного законодательства и законодательства о налогах и сборах, неоднократно указывал в своих постановлениях на то, что применение пониженных ставок земельного налога зависит от указанных в выписках из государственного кадастра сведений как о категории земель, на которых расположен земельный участок, так и о функциональном использовании земельного участка — виде его разрешенного использования (Постановления от 22.04.2010 по делу N А66-10150/2009, от 02.02.2010 по делу N А56-26992/2009).
Кадастровая стоимость по земельным участкам в соответствии с постановлением правительства Челябинской области от 17.08.11 г. № 284-П «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Челябинской области» (до вынесения судебного акта) составляла:
- по земельному участку с кадастровым номером 74:36:0008 – 681 454 966 руб.;
- по земельному участку с кадастровым номером 74:36:0011 – 36 507 220 руб.
Решение Арбитражного суда Челябинской области от 19.04.13 г. № А76-24013/2012, которым кадастровая стоимость земельных участков признана равной рыночной стоимости, вступило в силу 21.05.2013.
Кадастровая стоимость по земельным участкам после вынесения решения Арбитражного суда Челябинской области от 19.04.13 г. № А76-24013/2012 составляет:
- по земельному участку с кадастровым номером 74:36:0008 – 105 904 000 руб.;
- по земельному участку с кадастровым номером 74:36:0011 – 15 274 000 руб.
Методика расчета земельного налога налогоплательщиком
Поскольку решение Арбитражного суда Челябинской области от 19.04.13 г. № А76-24013/2012 вступило в законную силу 21.05.2013 (после 15-го числа соответствующего месяца), следовательно, применительно к п. 7 ст. 396 НК РФ период с июня по декабрь 2013 г. считаются полными месяцами действия рыночной стоимости кадастровых участков (новой стоимости установленной решением суда), а за предыдущий период (с января по май 2013 г.) должна применяться кадастровая стоимость, установленная постановлением правительства Челябинской области от 17.08.11 г. №284-П, т.е. «старая» (завышенная) кадастровая стоимость.
Это означает, что обязанность исчислять земельный налог в соответствии с измененной кадастровой стоимостью земельных участков возникает с момента вступления в законную силу судебного акта.
Таким образом, сумма земельного налога за 2013 г. составит всего 4 510 591 руб., в том числе:
за январь–май 2013 г. (5/12 = 0,4167):
681 454 966 руб. х 1,2% х 0,4167 = 3 407 547 руб.;
36 507 220 руб. х 1,5% х 0,4167 = 228 118 руб.;
за июнь–декабрь 2013 г. (7/12 = 0,5833):
105 904 000 руб. х 1,2% х 0,5833 = 741 286 руб.;
15 274 000 руб. х 1,5% х 0,5833 = 133 640 руб.
Взыскание с физического лица недоимки и пени по имущественным налогам
Если задолженность по налогам, страховым взносам, пеням и штрафам за счет денежных средств налогоплательщика налоговому органу не удалось взыскать полностью, то остаток такой задолженности подлежит взысканию за счет имущества налогоплательщика (п. 7 ст. 46, п. 1 ст. 47 НК РФ).
С этой целью налоговый орган принимает два документа: решение и постановление о взыскании. Постановление налогового органа о взыскании в силу ст. 12 ФЗ «Об исполнительном производстве» относится к исполнительным документам, что также подтверждено в п. 64 Постановления Пленума ВАС РФ № 57 от 31.07.2013 г.. в котором говорится, что судам необходимо учитывать, что по смыслу статьи 47 НК РФ и пункта 5 части 1 статьи 12 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановление налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика является исполнительным документом.
Соответственно на основании постановления налогового органа судебные приставы-исполнители будут осуществлять взыскание, обращая его на имущество налогоплательщика.
Как было указано выше, налоговый орган принимает два документа, касающиеся обращения взыскания на имущество налогоплательщика: решение и постановление. Решение принимается в течение одного года с даты окончания срока исполнения требования об уплате налога.
Как и в отельных предыдущих случаях, Правительство РФ увеличило предельный срок вынесения налоговым органом решения о взыскании на шесть месяцев (п. 7 Постановления Правительства РФ от 02.04.2020 N 409).
Таким образом, решение о взыскании за счет имущества может быть принято в течение полутора лет после истечения срока исполнения требования об уплате.
При пропуске срока для вынесения решения, взыскать задолженность налоговый орган сможет лишь, обратившись в суд. Решение, принятое с пропуском срока, является недействительным и исполнению не подлежит (п. 1 ст. 47 НК РФ). При этом решение о взыскании налогоплательщику налоговым органом не направляется.
Все действия по взысканию имущества осуществляет судебный пристав-исполнитель в соответствии с ФЗ «Об исполнительном производстве».
Для этого судебный пристав-исполнитель совершает необходимые для взыскания юридические действия, в следующем порядке, и в следующие сроки.
1) Пристав выносит постановление о возбуждении исполнительного производства в 3-х дневный срок с момента получения им исполнительного документа (п. 8 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве»).
2) Пристав направляет копию постановления должнику и в налоговый орган о возбуждении исполнительного производства либо постановление в электронной форме, подписанное усиленной квалифицированной электронной подписью, не позднее следующего рабочего дня с даты его вынесения (п. 17 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве»).
3) Пристав осуществляет взыскание, если в течение 5 дней, с момента получения постановления, должник не погасит долг (п. 12 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве»).
4) Пристав произведет изъятие и продажу имущества должника-налогоплательщика на торгах, а за счет вырученных от такой продажи денежных средств погасит долги налогоплательщика перед бюджетом, расходы по исполнительному производству и исполнительский сбор (ст. 69 ФЗ «Об исполнительном производстве»).
Следует иметь в виду, что изъятие и продажа имущества должника-налогоплательщика ничем не отличается от изъятия и продажи имущества иных должников, имеющих задолженность по оплате за поставленные в их адрес товары (работы, услуги).
Кто может подать требование об обращении взыскания на земельный участок
Если в ходе исполнительного производства у должника обнаружен земельный участок, возникает вопрос: как обратить на него взыскание? Согласно статье 278 ГК РФ, обращение взыскания на земельный участок по обязательствам его собственника допускается только на основании решения суда. Более подробных норм, в частности о том, кто должен обратиться в суд (судебный пристав-исполнитель или взыскатель), законодательством не предусмотрено. Рассмотрим два возможных варианта.
Вариант первый: в суд обращается пристав. Кажется логичным, что с требованием об обращении взыскания на обнаруженный в собственности должника земельный участок должен обращаться пристав в рамках исполнения решения суда о взыскании долга. Но как показывает практика, не все суды общей юрисдикции считают, что у пристава есть право на предъявление такого требования. Это связано с тем, что в Федеральном законе от 02.10.07 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» не предусмотрен порядок обращения взыскания на земельные участки в рамках исполнительного производства. Тем не менее, практика обращения в суд с таким требованием именно приставов, а не самих взыскателей есть. При этом приставы ссылаются на статью 77 закона № 229-ФЗ, в которой предусмотрено право пристава или взыскателя подать в суд заявление об обращении взыскания на имущество, находящееся у третьих лиц.
Однако, во-первых, вышеуказанная норма не касается ситуаций, когда имущество находится не у третьих лиц, а у самого должника. Во-вторых, в части 2 статьи 77 закона № 229-ФЗ говорится о подаче приставом некого заявления, но не уточняется, что это именно исковое заявление. Но представление в суд заявления в рамках исполнительного производства не влечет за собой вынесения решения – в этом случае может быть принято только определение. А исходя из текста статьи 278 ГК РФ для обращения взыскания на земельный участок требуется именно решение, а не судебное определение. Основываясь на буквальном толковании вышеуказанных норм, многие суды приходят к выводу, что пристав не вправе обращаться с заявлением об обращении взыскания. В том числе из-за того, что такие споры должны рассматриваться только в порядке искового производства .
Это не значит, что, если пристав подаст именно исковое заявление, то проблема решится. Некоторые суды считают, что иск об обращении взыскания на земельный участок может подать только взыскатель, но не пристав . По мнению других судов, такое право есть и у приставов, и у взыскателей.
Вариант второй: в суд обращается взыскатель. Поскольку многие суды сомневаются в полномочиях приставов, взыскателю надежнее самому подать исковое заявление об обращении взыскания на земельный участок Еще один плюс: это будет быстрее и проще, несмотря на то, что все документы, касающиеся исполнительного производства, находятся у пристава (не придется добиваться от него обращения в суд и контролировать его действия).
Необходимо обратить внимание на важную деталь: взыскателю требуется подать именно исковое заявление об обращении взыскания на земельный участок. Самая распространенная ошибка – когда вместо этого иска подают заявление об изменении порядка исполнения решения суда о взыскании задолженности (ст. 434 ГПК РФ).
В этом случае вновь возникает проблема: по результатам рассмотрения заявления об изменении порядка исполнения решения суда может быть вынесено только определение (ст. 203 ГПК РФ). Но, как было отмечено выше, суды общей юрисдикции считают, что для обращения взыскания требуется именно судебное решение . Поэтому они, как правило, отказывают в удовлетворении таких заявлений . Иногда все-таки можно встретить противоположную позицию в судебной практике, когда понятие «решение суда» толкуется шире, и взыскателям удается обратить взыскание на земельный участок, подав заявление об изменении порядка исполнения решения Но эта позиция менее распространена, поэтому полагаться на нее рискованно.
Применение пониженных (льготных) ставок налога
Одной из основных причин споров, относящихся к этой группе, следует назвать недопонимание налогоплательщиками зависимости права на применение пониженных налоговых ставок от содержащихся в государственном кадастре сведений о категории земель, на которых расположен конкретный участок, а также о виде его разрешенного использования. Эти сведения в свою очередь влияют на размер кадастровой стоимости, являющейся налоговой базой для исчисления земельного налога, а также подтверждают наличие оснований, которыми обусловлено право на применение льготных ставок.
ФАС СЗО, анализируя нормы земельного законодательства и законодательства о налогах и сборах, неоднократно указывал в своих постановлениях на то, что применение пониженных ставок земельного налога зависит от указанных в выписках из государственного кадастра сведений как о категории земель, на которых расположен земельный участок, так и о функциональном использовании земельного участка — виде его разрешенного использования (постановления от 22.04.10 по делу № А66-10150/2009, от 02.02.10 по делу № А56-26992/2009).
Эта позиция основана на положениях статьи 394 НК РФ, согласно которой налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать:
- 0,3 процента в отношении земельных участков:
- отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;
- занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;
- приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;
- 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
Где посмотреть долг по налогу на землю
Задолженность по земельному налогу может появиться в результате не оплаты соответствующей квитанции. Однако налоговая инспекция может не прислать уведомление должнику, а сумма тем временем будет расти благодаря процентам за каждый день просрочки. Как узнать задолженность по налогам за земельный участок в этом случае?
Раньше налоговый орган отправлял гражданам извещение, где была указана сумма к оплате, сроки погашения задолженности и расчет налога. Сейчас в случае неполучения квитанции налоговый резидент должен самостоятельно завить в ИФНС о наличии у него земельных участков. При этом неплательщик может быть оштрафован на сумму, равную 20 % от долга, за не информирование о своих объектах.
Поэтому важно владеть полной информацией по налогу на землю. Где узнать задолженность? Рассмотрим источники получения данных сведений:
- Личное посещение налогового органа по месту жительства с паспортом и свидетельством ИНН. В этом случае сотрудник даст подробное представление о долгах и распечатает платежный документ для уплаты налога на землю (это можно будет сделать без комиссии в банковском отделении).
- Личное обращение в МФЦ с паспортом и ИНН, где также можно получить всю необходимую информацию.
- Официальный сайт ФНС, где в личном кабинете налогоплательщика можно проверить задолженность (налог на землю, на имущество и т. п.). Однако сперва нужно посетить местное отделение налоговой инспекции для получения кода доступа к кабинету.
- Портал «Госуслуги». После регистрации можно будет проверить свои долги по всем налогам за несколько лет.
- Интернет-сервисы по использованию электронных денег: «Яндекс. Деньги», «Вебмани», «Киви-кошелек». В специальном разделе онлайн-оплаты можно посмотреть историю всех просроченных платежей.
- Интернет-банкинг: Сбербанк, ВТБ, Альфа-банк, Бинбанк и т.д. В своём личном кабинете держателя банковской карты можно узнать всю интересующую информацию в специальной вкладке.
- Официальный сайт ФССП. Этот вариант подходит для тех случаев, когда уже было возбуждено исполнительное производство.
Можно самостоятельно или с помощью виртуального специализированного калькулятора рассчитать налог на землю, посмотреть задолженность можно на различных официальных ресурсах. В некоторых случаях будет достаточно ввода личных данных, но может понадобиться и идентификационный номер налогоплательщика. Рассмотрим подробнее способы получения информации по налоговому сбору.
В случае неполучения квитанции с расчетом суммы налога на землю необходимо самостоятельно проверить свои счета на официальных сайтах гос. структур, в местном отделении налогового органа или в МФЦ, с помощью интернет-банкинга или электронных кошельков.