Что нужно сделать по экологии на предприятии
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что нужно сделать по экологии на предприятии». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если ваша компания относится к предприятиям, деятельность которых может негативно повлиять на окружающую среду, например, производит выбросы в атмосферу загрязняющих веществ, сбросы отходов в воду или почву, специалисты рекомендуют в этом случае проводить вводный инструктаж по экологической безопасности со всеми работниками компании.
Обучение в области охраны окружающей среды
Природоохранные требования предусматривают два вида обязательной подготовки в области охраны окружающей среды, которыми должны обладать отдельные категории специалистов и работников, занятых на объекте, оказывающем НВОС:
- подготовка в области экологической безопасности руководителей предприятий и специалистов, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду (ст. 7 ФЗ «Об охране окружающей среды»);
- профессиональная подготовка в области обращения с отходами I-IV классов опасности лиц, допущенных к обращению с отходами (накоплению, сбору, транспортированию, обезвреживанию, обработке, утилизации, размещению отходов I-IV классов опасности) (ст. 15 Федерального закона от 10 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).
III. Должностные обязанности
Инженер по охране окружающей среды (эколог) обязан:
3.1. Осуществлять контроль за соблюдением в подразделениях предприятия действующего экологического законодательства, инструкций, стандартов и нормативов по охране окружающей среды, способствовать снижению вредного влияния производственных факторов на жизнь и здоровье работников.
3.2. Разрабатывать проекты перспективных и текущих планов по охране окружающей среды, контролировать их выполнение.
3.3. Участвовать в проведении экологической экспертизы технико-экономических обоснований, проектов расширения и реконструкции действующих производств, а также создаваемых новых технологий и оборудования, разработке мероприятий по внедрению новой техники.
3.4. Принимать участие в проведении научно-исследовательских и опытных работ по очистке промышленных сточных вод, предотвращению загрязнения окружающей среды, выбросов вредных веществ в атмосферу, уменьшению или полной ликвидации технологических отходов, рациональному использованию земельных и водных ресурсов.
3.5. Осуществлять контроль за соблюдением технологических режимов природоохранных объектов, анализировать их работу, следить за соблюдением экологических стандартов и нормативов, за состоянием окружающей среды в районе расположения предприятия.
3.6. Составлять технологические регламенты, графики аналитического контроля, паспорта, инструкции и другую техническую документацию.
3.7. Участвовать в проверке соответствия технического состояния оборудования требованиям охраны окружающей среды и рационального природопользования.
3.8. Составлять установленную отчетность о выполнении мероприятий по охране окружающей среды, принимать участие в работе комиссий по проведению экологической экспертизы деятельности предприятия.
3.9. [Вписать нужное].
Экозащитная техника и технологии
Экозащитная техника и технологии направлены на максимальное снижение антропогенной нагрузки на окружающую среду путем сокращения количества отходов, комплексной переработки природных ресурсов и использования методов биотехнологии.
Биотехнологиипредставляют собой совокупность методов и приемов получения полезных для человека продуктов, явлений и эффектов с помощью микроорганизмов. Общим подходом для них являются искусственное создание условий для биогеохимических процессов на Земле в виде характерных биореакторов, реализующихся с большими скоростями, оставаясь совместимыми по своим продуктам с окружающей природной средой.
Биотехнология переработки твердых отходов позволяет утилизировать биогаз, снизить энергетический дефицит и в значительной степени уменьшить количество соединений, способствующих парниковому эффекту. Общим подходом к биотехнологии утилизации отходов с энергетическими целями является их анаэробная деструкция (т.е. разложение без доступа воздуха). При проведении такого процесса образуется биогаз, состоящий из 65% метана, 30% углекислого газа, остальное – водород, сероводород и аммиак. Средняя теплота сгорания биогаза 22-24 МДж/м. Возможными путями его утилизации являются: использование в котельных для обогрева, получение электроэнергии посредством газогенераторных установок; сжижение и использование в качестве автомобильного топлива или бытового балонного газа.
Биотехнологии защиты атмосферы создаются с целью удаления из воздуха дурно пахнущих загрязняющих веществ (меркаптаны, масляная кислота, тиофенол и др.). Очистка атмосферного воздуха осуществляется путем его пропускания через сухие или мокрые биореакторы, содержащие сорбирующий материал.
Очень важным направлением является создание биотехнологий, позволяющих рекультивировать почвы на территориях, загрязненных тяжелыми металлами, нефтью и нефтепродуктами.
Биологическая очистка природных и сточных вод в настоящее время является достаточно изученным и широко применяемым методом, значение и роль которого со временем будет только возрастать в связи с требованиями экологичности и экономичности современных видов производств.
Организация экологической службы и производственного контроля
Российское законодательство не содержит положений, прямо устанавливающих необходимость организации экологической службы как структурной единицы предприятия, в отличие подобных специальных требований в области охраны труда, устанавливающих обязанность каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создать службу охраны труда (ст. 217 Трудового кодекса Российской Федерации).
В природоохранном законодательстве вопросам организации экологической службы до 1 января 2015 года был посвящен пункт 2 ст. 67 ФЗ «Об охране окружающей среды», устанавливавшего обязанность хозяйствующего субъекта представлять в орган государственного экологического надзора сведения об организации экологической службы и лицах, ответственных за осуществление производственного экологического контроля. В настоящее время подобное требование сохранилось в пункте 3 ст. 25 Федерального закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».
Разрешительная документация: последствия неполучения
Безусловно, вопрос оформления разрешительной документации является наиболее приоритетным для решения, так как отсутствие соответствующей разрешительной документации исключает возможность полноценного осуществления деятельности, связанной с оказанием негативного воздействия на окружающую среду.
Поэтому до начала осуществления хозяйственной деятельности руководитель предприятия, как лицо по умолчанию ответственное за соблюдение организацией природоохранного законодательства, или иное лицо, в чей круг должностных обязанностей входит обеспечение вопросов экологической безопасности, должен определить перечень видов негативного воздействия на окружающую среду (далее также – НВОС), которые будут сопровождать производственный или иной хозяйственный процесс.
Для оказания каждого из указанных видов негативного воздействия на ОС хозяйствующий субъект должен обладать специальным разрешением (п. 4 ст. 23 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – ФЗ «Об охране окружающей среды»), выдаваемым Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (ее территориальными органами) или уполномоченным на осуществление государственного экологического надзора органом исполнительной власти субъекта РФ (например, Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга).
Рис. Разрешительная документация по выбросам и сбросам
Соответствующие разрешительные документы называются:
- разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух [оформляется в соответствии с порядком, предусмотренным Административным регламентом, утв. Приказом Минприроды России от 25 июля 2011 г. № 650, или соответствующим региональным нормативным правовым актом];
- разрешение на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты [оформляется в соответствии с порядком, предусмотренным Административным регламентом, утв. Приказом Минприроды России от 9 января 2013 г. № 2, или соответствующим региональным нормативным правовым актом];
- документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение [оформляется в соответствии с порядком, предусмотренным Приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 г. № 50, (Административный регламент не утвержден) или соответствующим региональным нормативным правовым актом].
При этом указанные разрешительные документы должны быть оформлены в случае, если в процессе деятельности предприятия осуществляются выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, образование и размещение отходов производства и потребления, до начала осуществления деятельности.
Отсутствие необходимых документов (при условии фактического оказания перечисленных видов негативного воздействия на окружающую среду) является основанием для привлечения как юридического, так и ответственного должностного лица к административной ответственности по:
- ч. 1 ст. 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) [за выбросы в атмосферный воздух] – максимальный размер административного штрафа для юридического лица составляет 250 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 дней;
- ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ [за сбросы в водный объект] или ч. 1 ст. 8.14 – максимальные размеры административного штрафа для юридического лица составляют соответственно 40 000 рублей и 100 000 рублей (по ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ возможно административное приостановление деятельности на срок до 90 дней);
- ст. 8.2 КоАП РФ [размещение отходов] – максимальный размер административного штрафа для юридического лица составляет 250 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 дней.
Более того, осуществление выбросов, сбросов загрязняющих и иных веществ в окружающую среду в отсутствие разрешений является основанием для исчисления и возмещения вреда, причиненного окружающей среде, как в добровольном (как правило, по требованию органа государственного экологического надзора), так и судебном порядке.
Новые требования к программе ПЭК
С 1 сентября 2022 года действует новый Приказ Минприроды России от 18.02.2022 № 109. Действие приказа 6 лет. Если программа ПЭК утверждена до 1 сентября, то действовать она будет до корректировки. О том как это правильно оформить, подробно описано в Приказе Минприроды № 109 в пункте 3.
С 2021 года программа ПЭК состоит из 7 основных разделов. Требования прописанные в них рассмотрим по порядку:
Раздел 1. Сюда входит общая информация об объекте, наименование контролирующего органа, ответственное лицо подготовившее отчет ПЭК с датой утверждения программы.
Раздел 2. Здесь указываются полные сведения об инвентаризации выбросов 3В, их массе и источниках.
Раздел 3. Здесь указываются полные сведения об инвентаризации сбросов, их источниках и массах. Вносятся сведения о предоставлении водных объектов в пользование, данные заключенных договоров о пользовании, о наличии сточных вод, мест их образования и сроков учета.
Раздел 4. Сведения об образующихся отходах, размещении отходов (ГРОРО-это контроль за деятельностью мясоперерабатывающих организаций, а также ведение учета полигонов, их местонахождению и обслуживанию. Чтобы попасть в реестр, организации необходимо подготовить список документов и подать заявку.) и сроках проведения инвентаризации.
Раздел 5. Сведения о должностных лицах ответственных за осуществление ПЭК
Раздел 6. Информация о сотрудничестве с аккредитованными испытательными лабораториями, проводящими исследования на основании договора. Предоставление полной информации разрешительных документов лабораторий
Раздел 7. Список методов проведение ПЭК, их сроках и периодичности с перечнем нормативных документов. Подробный перечень требований указан в Приказе Минприроды России от 28.02.2018 № 74.
ГРОРО — государственный реестр объектов размещения отходов. Объект размещения отходов – специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород, другое).
Цель создания реестра, это контроль за деятельностью мясоперерабатывающих организаций, а также ведение учета полигонов, их местонахождению и обслуживанию. Чтобы попасть в реестр, организации необходимо подготовить список документов и подать заявку.
Что входит в пакет документов:
- Как называется объект, который планируется регистрировать.
- С какой целью создается – для хранения или утилизации (захоронения) отходов разного типа.
- С какими видами отходов работает региональный представитель или индивидуальный предприниматель. Перечисляются все виды отходов с указанием кодов.
- Географическое положение регистрируемой территории.
- Название населенного пункта, находящегося поблизости.
- Заключение о воздействии на природную среду.
- Порядковый номер полигона (в каждом регионе ведется подсчет).
- Информация об организаторе объекта (организации или частном лице).
Все это отправляется на рассмотрение в Росприроднадзор, если пакет документов собран верно, то организации присваивается номер и документы принимаются.
Если находятся не точности в оформлении или документы собраны не в полном объеме, об этом уведомляет сотрудник Росприроднадзора официальным письмом. На устранение неточностей дается 10 дней.
Важным момент! Услуга регистрации в реестре предоставляется бесплатно.
Чтобы узнать включен ли ваш объект в реестр, достаточно зайти на официальный сайт Росприроднадзора.
Не все участки можно регистрировать в государственном реестре. Под запретом находятся такие территории, как:
- территории, которые выведены из эксплуатации;
- объекты, которые расположены на территориях, запрещенных для утилизации отходов согласно федеральным законам;
- полигоны с размещенными радиоактивными элементами;
- организованные скотомогильники.
В чем состоят должностные обязанности эколога
Должность эколога востребована на различных природоохранных предприятиях, в строительных организациях, в области здравоохранения и на крупных производствах. Представителя этой профессии в бытовом общении обычно называют экологом, хотя на предприятиях чаще используется полное наименование по названию получаемой в вузе специальности — «инженер-эколог». Оба названия верные и могут считаться равнозначными.
Эколог занимается выявлением, изучением и минимизацией различных факторов, включая человеческий, оказывающих отрицательное влияние на окружающую среду. Без экологической экспертизы и ее положительного заключения не начинается ни одно строительство.
Обобщив и укрупнив основные должностные обязанности эколога, можно составить из них следующий список. В должностные обязанности эколога входят:
- выработка экологической политики организации и контроль за ее соблюдением;
- оформление природоохранных документов, сопровождающих деятельность предприятия;
- взаимодействие с природоохранными структурами, включая процедуры проверок;
- коммуникация с организациями, выдающими разрешительную документацию и проводящими согласование проектных документов;
- организация в рамках своей компетенции функционирования компании в условиях аварий и прочих нештатных ситуаций;
- консультирование сотрудников предприятия по вопросам экологии.
С персональным перечнем своих должностных обязанностей инженер-эколог может ознакомиться в должностной инструкции. Документ каждая организация разрабатывает самостоятельно.
Деятельность экологической службы (эколога) на предприятии
Внимание! В настоящее время стандарты или нормативы, определяющие структуру (количественный состав) экологических служб, отсутствуют. Однако эта норма не указывает на необходимость иметь штатных специалистов-экологов.
Ответственными за производственный экологический контроль могут быть: главный инженер организации, его заместитель, какие-либо функциональные руководители, независимо от наличия или отсутствия штатных экологов. Требования к квалификации специалиста в области природопользования и охраны окружающей среды (эколога) Уже давно возросла потребность в квалифицированных специалистах в области охраны окружающей среды, которые могли бы регулировать и предотвращать негативное воздействие на окружающую среду.
Эколог на предприятии или экологическое сопровождение?
, , Понятием «эколог на предприятии» оперируют, когда речь идет о штатном инженере-экологе, а также когда говорят об услугах привлеченного специалиста или группы экологов. Во втором случае это не что иное, как . Когда выгодно содержать эколога в штате, а когда – привлекать со стороны?
Об этом и пойдет речь в статье. Экологический учет неизбежен, когда предприятие оставляет негативный след в результате своей деятельности. Масштаб предприятия и объем вредных отходов или выбросов диктует, когда надо привлекать эколога на предприятие, а когда создавать целый экологический отдел.
Что может быть проще: не хочешь проблем с инспекциями – найми специалиста по экологической безопасности. Однако, это не всегда очевидно и по объективным причинам. Типичный пример: на предприятии годами нет эколога. По экологии делалась лишь разрешительная документация: разрешение на выброс веществ в атмосферный воздух (ПДВ), на сброс (НДС), проект ПНООЛР, паспорта отходов.
Для понимания сути деятельности эколога на предприятии обратимся к Квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и других служащих и «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по экологической безопасности (в промышленности)».
Круг обязанностей эколога достаточно широк. Цель работы – исполнение и контроль за соблюдением требований законодательства в области охраны природы, минимизация вредного влияния на среду, бережное отношение к ресурсам. Что для этого он может ?
Инженер-эколог должен привлекаться ко всем планам модернизации и увеличения производства, в том числе при планировании внедрения новых технологий. Он – полноправный участник экспертиз всех грядущих изменений на предприятии, а также исследовательских работ по предотвращению загрязнений. Кроме того, специалиста по экологии привлекают к деятельности проверяющих комиссий.
Согласно № 7-ФЗ, предприятия, относящиеся к I, II, III категориям, обязаны вести производственный экологический контроль, разработав для этого программу .
Инженер по экологии составляет план мероприятий по защите окружающей среды и отслеживает выполнение. Он участвует в подготовке технологических регламентов, графиков аналитического контроля, паспортов, инструкций, других документов. Значительной частью его обязанностей является работа с отчетностью, передача ее надзорным органам, в том числе статистика, мониторинг окружающей среды и т.д.
Перечислим формы, которые должен регулярно подавать инженер-эколог:
- № 2-ОС «Сведения о выполнении водоохранных работ на водных объектах»;
- № 4-ОС «Сведения о текущих затратах на охрану природы, экологических и природоресурсных платежах»;
- № 2-ТП (воздух) «Сведения об охране атмосферного воздуха»;
- № 2-ТП (водхоз) «Сведения об использовании воды»;
- «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» и т.д.
Функции эколога можно разделить на шесть основных групп:
- Контроль природоохранной политики организации.
- Взаимодействие с надзорными и иными органами.
- Работа с внешними организациями (например, подрядчиком ).
- Работа на предприятии, направленная на охрану окружающей среды.
- Действия во внештатных ситуациях.
Разрешительная документация: оформление
Безусловно, вопрос оформления разрешительной документации является наиболее приоритетным для решения, так как отсутствие соответствующей разрешительной документации исключает возможность полноценного осуществления деятельности, связанной с оказанием негативного воздействия на окружающую среду.
Поэтому до начала осуществления хозяйственной деятельности руководитель предприятия, как лицо по умолчанию ответственное за соблюдение организацией природоохранного законодательства, или иное лицо, в чей круг должностных обязанностей входит обеспечение вопросов экологической безопасности, должен определить перечень видов негативного воздействия на окружающую среду (далее также – НВОС), которые будут сопровождать производственный или иной хозяйственный процесс.
Для упрощения поставленной задачи следует отметить, что особое внимание законодательством об охране окружающей среды уделено следующим видам НВОС:
Однако до момента постановки эксплуатируемых объектов на государственный учет (не ранее утверждения критериев отнесения объектов, оказывающих НВОС, к конкретной категории), указанное положение статьи 67 ФЗ «Об охране окружающей среды» остается фактически неприменимым.
Инженер по охране окружающей среды (эколог) имеет право:
4.1. Знакомиться с проектами решений руководства предприятия, касающимися его деятельности.
4.2. Вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы, связанной с обязанностями, предусмотренными настоящей инструкцией.
4.3. Получать от руководителей структурных подразделений, специалистов информацию и документы по вопросам, входящим в его компетенцию.
4.4. Привлекать специалистов всех структурных подразделений предприятия для решения возложенных на него обязанностей (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет — с разрешения руководителя предприятия).
4.5. Требовать от руководства предприятия оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.
Инженер по охране окружающей среды (эколог) имеет право:
1. Запрашивать и получать необходимую информацию, а также материалы и документы, относящиеся к вопросам своей деятельности.
2. Повышать квалификацию
3. Принимать участие в обсуждении вопросов, входящих в его функциональные обязанности.
4. Вносить предложения и замечания по вопросам улучшения деятельности на порученном участке работы.
5. Требовать от руководства организации оказания содействия, в том числе обеспечения организационно-технических условий и оформления установленных документов, необходимых для исполнения должностных обязанностей.
6. Принимать самостоятельные решения, руководствуясь квалификационными требованиями и должностными обязанностями.
Общие положения инструкции
Общие положения должностной инструкции эколога содержат основополагающие условия трудовой деятельности специалиста на рабочем месте. Среди них:
- образование;
- профессиональные навыки;
- опыт работы.
Для работы в должности инженера-эколога требуется высшее образование по специальности, которое можно получить на базе технических факультетов или факультетов естественных наук. К дополнительным профессиональным навыкам, которые могут упоминаться в должностной инструкции, относятся:
- умение работать с компьютером и навыки работы в определенных программах;
- знание иностранного языка;
- знакомство с порядком проведения экологической экспертизы.
Требования о необходимом опыте работы зависят от личных предпочтений работодателя и категории специалиста, место которого вакантно.
Кроме того, в этой части документа определяются:
- перечень документации, с которой должен быть ознакомлен сотрудник;
- порядок приема, увольнения и замещения работника;
- место штатной единицы в общем организационно-штатном расписании предприятия;
- непосредственный начальник.