Тема 13.2. Проезд перекрестков. Регулируемые перекрестки
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Тема 13.2. Проезд перекрестков. Регулируемые перекрестки». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Не могу не затронуть тему подготовки водителей во многих автошколах, которая сводиться в натаскивании на сдачу теоретического экзамена, то есть экзаменационного билета из 20 вопросов, на которые отводиться 20 минут времени. Усреднено получается 1 минута на вопрос. В билете обязательно есть 3 вопроса на тему «проезд перекрестков» — это 13, 14 и 15 вопросы каждого билета, в которых моделируется ситуация проезда того или иного пересечения. То, есть на решение импровизированной дорожной задачи – 1 минута, в реальных дорожных условиях, задачу по определению очередности проезда необходимо решить за 1–2 секунды, а в некоторых ситуациях и за доли секунды. Я лично такую подготовку считаю неверной: в первую очередь доскональное изучение ПДД, а только потом решение задач.
4.1.1 При проектировании пересечения или примыкания следует обеспечить:
— расстояния и условия видимости, соответствующие расчетной, но не менее разрешенной, скорости движения на участке дороги, где расположено пересечение;
— учет потребностей всех групп пользователей (пешеходы, в том числе маломобильные, велосипедисты, транзитное и грузовое движения и т.п.);
— необходимую для пропуска существующих и перспективных транспортных потоков пропускную способность пересечения;
— возможность принятия однозначных решений на пересечении, в том числе выделение основного направления движения;
— минимизацию площади пересечения и времени, требуемого для освобождения автомобилями участка конфликта пересечения или примыкания;
— стандартизацию решений на пересечениях в одном уровне на автомобильной дороге.
10.1.1 При проектировании вертикальной планировки пересечений или примыканий следует учитывать:
— продольный профиль подходов к пересечению;
— высотные отметки и поперечный уклон проезжей части главной дороги, в том числе вираж на главной дороге в случае расположения пересечения на кривой в плане;
— обеспечение водоотвода на пересечении.
10.1.2 При проектировании вертикальной планировки пересечений и примыканий следует обеспечивать видимость пересечения или примыкания с учетом вертикальной планировки самого пересечения и прилегающей территории.
10.1.3 Рекомендуется располагать пересечения или примыкания на вогнутой кривой.
10.1.4 Расположение пересечения или примыкания на вершине выпуклой кривой продольного профиля с радиусом, при котором не обеспечена видимость пересечения в соответствии с требованиями настоящего стандарта, как правило, не допускается.
10.1.5 В случае невозможности обеспечить расстояние видимости на пересечении, расположенной на выпуклой кривой, следует предусмотреть одно из следующих мероприятий или их комплекс:
— отмену левых поворотов;
— продление дополнительных полос для поворотного движения до участка дороги с обеспеченной видимостью для остановки при движении с расчетной скоростью автомобильной дороги;
— ограничение скорости на подходах к пересечению или примыканию до уровня, который на 10 км/ч ниже значения скорости, соответствующего имеющемуся расстоянию видимости.
10.1.6 На подходах к пересечениям и примыканиям дорог, за исключением дорог с низкой интенсивностью движения, следует уменьшать наибольшие продольные уклоны на 10 ‰, а в районах с частыми гололедами — на 20 ‰. Протяженность подходов следует принимать не менее 50,0 м до стоп-линии или начала кривой съезда.
Рекомендуемое решение
Рекомендуемое решение было найдено еще в первой статье серии и заключается оно в том, что необходимо выполнить разворот по большей траектории, т.е. по траектории, обозначенной цифрой 2 на рисунке.
Прежде всего, это связано с тем, что проезд по меньшему радиусу в любом случае является нарушением правил дорожного движения, а именно пункта 8.6:
8.6. Поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения.
При повороте направо транспортное средство должно двигаться по возможности ближе к правому краю проезжей части.
Безусловно, Вас заинтересует информация о том, что же такое сторона встречного движения. Это понятие дается в пункте 9.1 правил дорожного движения:
9.1. Количество полос движения для безрельсовых транспортных средств определяется разметкой и (или) знаками 5.15.1, 5.15.2, 5.15.7, 5.15.8, а если их нет, то самими водителями с учетом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними. При этом стороной, предназначенной для встречного движения на дорогах с двусторонним движением без разделительной полосы, считается половина ширины проезжей части, расположенная слева, не считая местных уширений проезжей части (переходно-скоростные полосы, дополнительные полосы на подъем, заездные карманы мест остановок маршрутных транспортных средств).
Таким образом, сторона проезжей части может существовать на любой проезжей части независимо от того, расположена ли проезжая часть в пределах перекрестка. Т.е. разворот по меньшей траектории в любом случае является нарушением и остается разобраться лишь в том, какое наказание предполагается за это нарушение.
Поэтому несмотря на то, что в некоторых случаях выполнить разворот по траектории 1 оказывается для водителя проще и быстрее, так поступать не следует.
Штраф за нарушение правил разворота
Статья 12.14 КоАП:
1. Невыполнение требования Правил дорожного движения подать сигнал перед началом движения, перестроением, поворотом, разворотом или остановкой —
влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.
11. Невыполнение требования Правил дорожного движения, за исключением установленных случаев, перед поворотом направо, налево или разворотом заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, —
влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.
2. Разворот или движение задним ходом в местах, где такие маневры запрещены, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 12.11 и частью 2 статьи 12.16 настоящего Кодекса, —
влечет наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.
Статья 12.16 КоАП:
2. Поворот налево или разворот в нарушение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, —
влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.
Таким образом нарушение правил разворота в разных условиях влечет штраф в размере от 500 до 1 500 рублей
Удачи на дорогах!
Как Вы, наверное, знаете, существует множество споров по поводу выбора правильной траектории для поворота или разворота на перекрестке с разделительной полосой. В статье «Разворот на перекрестке с разделительной полосой. Правила и штрафы» я уже затрагивал тему разворота на подобных перекрестках.
Ну а сегодня я хочу рассмотреть ту же самую ситуацию, но несколько с другой позиции, а именно с точки зрения обновленных 20 ноября 2010 года правил дорожного движения и обновленного 21 ноября 2010 года кодекса об административных правонарушениях.
Лирическое отступление
Левый поворот на перекрестке с разделительной полосой
«Разделительная полоса» – элемент дороги, выделенный конструктивно и (или) с помощью разметки 1.2, разделяющий смежные проезжие части и не предназначенный для движения и остановки транспортных средств, – п. 1.2 ПДД.
Пункт 8.6 ПДД: «Поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения».
Если разделительной полосы нет, или она не доходит до границы перекрестка, то ваш поворот налево, представленный на рисунке 29, вполне соответствует ПДД, и со встречным автомобилем при взаимном повороте налево вы разойдетесь правыми бортами. Никто не заставляет ни вас, ни встречный автомобиль объезжать центр перекрестка.
При наличии разделительной полосы в пределах перекрестка (рисунок 30) дорога имеет уже не одну, а две проезжие части, и, следовательно, на перекрестке – два пересечения проезжих частей. Граница перекрестка показана пунктирной линией с точкой. Пересечения проезжих частей показаны пунктирной линией.
На первый взгляд пересечение проезжих частей не вызывает никаких вопросов. И все, кто хоть немного готовился к экзаменам для получения прав с легкостью отвечали на вопросы о количестве проезжих частей и о количестве их пересечений на простых и сложных перекрестках.
Но вдруг в один прекрасный момент, уже забыв про экзаменационные билеты, вы совершаете разворот на дороге с разделительной полосой, и едва закончив маневр, вас уже встречает инспектор ДПС с уже заполненным протоколом по части 4 статьи 12.15 и составленной схемой. Ему туда остается вписать фамилию и данные о водителе. И вот так обычный разворот может закончиться лишением прав на срок от 4-х до 6-ти месяцев.
Вас обвинят в нарушении пункта 8.6 Правил дорожного движения:
8.6. Поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения.
Нарушение этого пункта ПДД, в соответствии с Постановлением Пленума ВС РФ от 24 октября 2006 г. N 18, однозначно определяет состав правонарушения по части 4 статьи 12.15.
Проезд перекрестка с круговым движением
Круговые перекрестки обозначаются знаком «Пересечение с круговым движением». Ехать по такой дороге можно исключительно против часовой стрелки.
Водитель, въезжающий на круговой перекресток, должен уступить дорогу тем транспортным средствам, которые выезжают с круга. Это правило должно снизить количество заторов на дорогах с круговым движением.
Перед въездом необходимо включать правый поворотник. Уже на кольце поворотник надо выключить. Въезжать на перекресток с круговым движением можно с любой полосы. Но если вы въезжаете с правой полосы, то должны попасть также в правую. Если с левой, соответственно, в левую. Если перед перекрестком одна полоса, а на круге — две, то въезжать надо в правую, а затем перестраиваться при необходимости. При перестроении нужно включить левый поворотник.
Выезжать с кольца можно только с правой стороны. Здесь уже обязательно включить правый указатель поворота.
Правила пересечения регулируемых перекрестков
Приближаясь к пересечению двух и более дорог, определяем тип перекрестка: регулируемый или нерегулируемый. От этого зависит порядок наших последующих действий на дороге. Регулируемым считается тот перекресток, на котором есть светофор или работает сотрудник ГИБДД в качестве регулировщика. Для таких перекрестков в ПДД существуют правила их проезда:
- Работающий трехцветный светофор отменяет действующие знаки «Главная дорога» и «Уступите дорогу».
- Двигаться можно только на зеленый (разрешающий) сигнал. Соблюдать при движении рядность, а соответствующую полосу занимать заранее.
- При загорании разрешающего сигнала светофора, следует уступить дорогу всем ТС и пешеходам, завершающим свой маневр на перекрестке.
- У светофора с дополнительной секцией со стрелкой движение разрешается только в направлении, указываемом стрелкой и при ее включении.
- Зеленая стрелка включается одновременно с красным сигналом. Это означает, что проезд в этом направлении разрешается, но при этом потребуется уступить дорогу всем ТС, движущимся в других направлениях.
- Действия регулировщика обладают самым высоким приоритетом, даже если они противоречат дорожной разметке и сигналу светофора.
Начинающие водители первое время боятся оживленных перекрестков и поворотов на нем налево. Причин этому несколько.
Итак, мы определили, что разворот по меньшему радиусу является нарушением, теперь осталось лишь понять, какое наказание предусмотрено за этот маневр.
Необходимо найти статью в , которая бы предусматривала наказание за выезд на сторону встречного движения при повороте налево или развороте с нарушением правил дорожного движения. При этом дополнительных нарушений разметки или требований дорожных знаков не происходит.
Как бы это не было странно, но только единственная статья подходит под все вышеприведенные требования — часть 4 статьи 12.15:
Статья 12.15. Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона
4. Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, —
влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев , а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи – наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей.
Так что изменение правил дорожного движения и КоАП не привело к изменению наказаний за рассматриваемое нарушение.
А какие возможные варианты по оправданию проезда по малому радиусу в рамках ПДД известны Вам?
Александр-18
П.8.6 ПДД говорит О ВЫЕЗДЕ С ПЕРЕСЕЧЕНИЯ ПРОЕЗЖИХ ЧАСТЕЙ. Проезжая часть (» — элемент дороги, предназначенный для движения…») каждой из пересекающихся дорог — на перекрёстке ОДНА, т.к. на перекрёстке нет разделительной полосы («…разделяющей смежные проезжие части…»). Дорога имеет две смежные проезжие части только там, где имеется разделительная полоса. А там, где разделительная полоса заканчивается или прерывается (в т.ч. и на перекрёстке) — дорога имеет ОДНУ проезжую часть. Соответственно, только там, где появляется разделительная полоса (в т.ч. и за перекрёстком, что, кстати, бывает не всегда) — дорога снова имеет две смежные проезжие части. Доказательство: Обратите внимание, в определении «Перекрёсток» говорится, что проезжие части имеют «закругления», т.е. их края закругляются (а не продолжаются воображаемыми линиями далее через перекрёсток, как неверно предлагают в толкованиях к ПДД и в автошколах). Несложно понять, что, доходя до перекрёстка, края двух смежных проезжих частей (граничащие с разделительной полосой) закругляются и смыкаются, и две проезжие части сливаются в ОДНУ проезжую часть. Соответственно, на перекрёстке имеется только ОДНО ПЕРЕСЕЧЕНИЕ ПРОЕЗЖИХ ЧАСТЕЙ.
Можно ли поворачивать налево с правой полосы
О том, можно ли машине поворачивать налево с правой полосы, легко понять по п.8.5 ПДД:
Перед поворотом … налево … водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, кроме случаев, когда совершается поворот при въезде на перекресток, где организовано круговое движение.
То есть для безопасного осуществления маневра следует обязательно занимать левую полосу. Только так можно снизить риск столкновения еще и с попутным автомобилем. Ведь поворот с крайней правой полосы налево неизбежно приведет к тому, что выполняющая его машина окажется на пути транспорта, едущего прямо.
Наказание за неверное выполнение левого поворота может налагаться по нескольким статьям КоАП:
Статья | Суть нарушения | Наказание |
Ч.1 12.12 | Проехал на красный свет светофора | 1000 р. |
Ч.1 ст.12.13 | Выехал на перекресток при заторе на нем | 1000 р. |
Ч.2 ст.12.13 | При выполнении поворота не уступить ТС, имеющему приоритет | 1000 р. |
Ч.1 ст.12.14 | Не зажег поворотник | 500 р. |
Ч.1.1 ст.12.14 | Повернул не из крайнего левого положения | 500 р. |
Ч.4 ст.12.15 | При выполнении маневра выехал на встречный ряд | 5000 р. штрафа или лишение ВУ на 4-6 месяцев |
Ч.2 ст.12.16 | Повернул влево, несмотря на запрещающие знаки или непрерывную разметку | 1000-1500 р. |
Выполнять маневр проще на свободной однополосной дороге или на участке со светофором. И начинающим автомобилистам иногда выгоднее увеличить путь, но проехать прямо через сложный перекресток, чтобы свернуть влево в более спокойном месте. С опытом и лучшим пониманием процесса вождения, необходимости контролировать дорогу буквально на 360 градусов придет и умение чисто, безопасно менять направление следования.
Как правильно развернуться на перекрёстке на экзамене
Экзамен очень сильно отличается от реальной жизни жесткостью правил, которые нужно соблюдать. Получив права, водители часто не соблюдают абсолютно все правила дорожного движения из-за невнимательности. На экзамене многие ошибки недопустимы, так как они приводят к пересдаче.
Чтобы понять, как развернуться на перекрёстке и не провалить экзамен, нужно запомнить самые важные правила:
- заранее включать поворотники;
- не создавать помеху другим водителям;
- заранее перестраиваться в левую полосу;
- следить за сигналами светофора;
- выполнять требования знаков;
- не нарушать движение по разметке;
- не выезжать на встречную полосу;
- пропускать пешеходов.
Дополнительная зеленая стрелка и красный сигнал
Если вы видите перед собой горящую зеленую дополнительную стрелку вправо или влево, но при этом красный свет светофора, то это означает одно: вы можете совершить поворот в указанном управлении, но при этом уступив дорогу участникам движения, следующим по другим направлениям.
По ПДД правила проезда дополнительной секции светофора здесь следующие:
- Уступить дорогу (не создавать помехи движению). Это означает, что вы не должны начинать, продолжать либо возобновлять движение, если для этого нужно, чтобы водители других ТС снизили скорость или изменили направление своего пути. Другими словами, если в результате вашего маневра кто-то вынужден был притормозить, изменить траекторию движения своего авто, то вы нарушили пункт ПДД.
- Правила не оговаривают, приближающемуся откуда конкретно транспорту вы должны предоставить свободный путь – надвигающемуся справа, слева, со встречной полосы. Поэтому зеленую дополнительную секцию и красный сигнал проще всего расценивать как знак «Уступи дорогу» (2.4).
Техника выполнения разворота
Поскольку транспортные средства с механической КПП более сложны в управлении, рассмотрим порядок действий при развороте именно на них:
- водитель должен занять крайнюю левую позицию и остановиться после включения поворотника;
- далее необходимо выжать сцепление, активировать первую передачу и держать ногу на педали тормоза;
- проверьте приоритетные направления на наличие транспортных средств и если таковые отсутствуют, начинайте вращать руль влево, отпуская педаль тормоза;
- выровняйте машину после завершения разворота;
- выключите поворотник и начинайте набирать скорость в соответствии с общим транспортным потоком.
«В Минске то же самое, и водители сбиваются»
Ситуация в Борисове не сильно отличается от того, что можно встретить в других городах страны. В Минске, где внимание к дорожной обстановке выше, явных проблем не наблюдается, хотя похожие улицы имеются.
— Давайте еще раз определимся с типами улиц, — предлагает Юрий Краснов. — Первый — дорога с разделительной полосой. Это, например, пр. Дзержинского, пр. Победителей, пр. Пушкина и другие. Второй — две дороги с односторонним движением и перпендикулярными аппендиксами между ними. В частности, б-р Шевченко.
На первых выполняется разворот, и тогда разъезд со встречными автомобилями разрешен правыми сторонами. На вторых — два левых поворота, и разъезд нужно выполнять левыми бортами.
Если первая схема очень распространена в Минске и вопросов не вызывает, то вторая встречается не так уж часто. Ведущий рубрики предложил выехать на ул. Кулешова, где обустроены две улицы с односторонним движением, а между ними имеются перпендикулярные аппендиксы.