БЕЗОПАСНОСТЬ ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ ДЕТЕЙ
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «БЕЗОПАСНОСТЬ ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ ДЕТЕЙ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Задача сопровождающих группы — следить за поведением детей, их питанием, состоянием здоровья, за соблюдением своими подопечными правил безопасного проезда в автобусе и посадке-высадке из него. Также в случае необходимости сопровождающий корректирует маршрут.
Перевозка в ночное время
Пункт 11 правил регламентирует особенности перевозки детей в ночное время:
12. В ночное время (с 23 часов до 6 часов) допускаются организованная перевозка группы детей к железнодорожным вокзалам, аэропортам и от них, завершение организованной перевозки группы детей (доставка до конечного пункта назначения, определенного графиком движения, или до места ночного отдыха) при незапланированном отклонении от графика движения (при задержке в пути), а также организованная перевозка группы детей, осуществляемая на основании правовых актов высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. При этом после 23 часов расстояние перевозки не должно превышать 100 километров.
Перевозка ночью (с 23 до 6 часов) возможна в следующих случаях:
- К железнодорожному вокзалу, аэропорту или от них.
- Завершение перевозки при отклонении от графика.
- Если перевозка осуществляется на основании правового акта высшего исполнительного органа субъекта РФ.
Требования к документации
С 2021 года больше не нужно брать с собой в дорогу большой пакет документов. Из требований к документации исключен, например, список набора пищевых продуктов и порядок посадки в автобус. Теперь у водителя должны при себе быть:
- Оригинал договора фрахтования (прежде разрешалась копия).
- Маршрут поездки с остановками, местами приема пищи и пунктом назначения.
- Список пассажиров — дети в нем перечисляются вместе со взрослыми и медработником, если он есть.
- Уведомление об организованной перевозке детей.
- Копия уведомления об отрицательном решении по результатам рассмотрения заявки на сопровождение автобусов автомобилем Госавтоинспекции (при принятии такого решения).
Стоимость услуг по оформлению документов в УГАДН
Наименование услуги |
Москва |
Санкт-Петербург |
Регионы |
---|---|---|---|
Цена на пассажирскую лицензию для перевозки детей | от 15000 р. | от 10000 р. | от 10000 р. |
Внесение в реестр лицензированных автобусов | 5000 р. | от 4000 р. | от 4000 р. |
Отдельная подача на внесение в реестр УГАДН | 5000 р. | от 4000 р. | от 4000 р. |
Поиск специалиста по БДД | от 10000 р. | от 10000 р. | от 10000 р. |
Особенности закупки автобусов для перевозки детей.
Как правило, закупки автобусов осуществляются на конкурентной основе путем проведения торгов. Поскольку стоимость новых автобусов, используемых для перевозки детей, довольно высока (примерная минимальная стоимость составляет 1 00 00 руб.), их закупка у единственного поставщика на основании пп. 4, 5 п. 1 ст. 93 Закона № 4-ФЗ (распространяется на закупки на сумму до 100 00 до 400 00 руб.) невозможна.
По Закону № 23-ФЗ перечень закупок у единственного поставщика фиксируется в положении о закупках. Таким образом, в данном случае возможность закупки автобусов у единственного поставщика зависит от включения таких закупок в упомянутый перечень.
При закупке автобусов важно учитывать Постановление Правительства РФ от 14.07.2014 № 56, устанавливающее запрет на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Такой запрет введен в целях защиты внутреннего рынка РФ, развития национальной экономики и поддержки российских товаропроизводителей. Согласно указанному постановлению под запрет подпадают в том числе автобусы и прочие автотранспортные пассажирские средства с числом мест для сидения не менее 10.
Требования к сопровождающему
Задача сопровождающих группы — следить за поведением детей, их питанием, состоянием здоровья, за соблюдением своими подопечными правил безопасного проезда в автобусе и посадке-высадке из него. Также в случае необходимости сопровождающий корректирует маршрут.
Аварийная сигнализация должна быть включена:
при посадке детей в транспортное средство, имеющее опознавательные знаки «Перевозка детей» и высадке из него.Пункт 7.1 ПДД
Количество сопровождающих может быть любым, минимум — 1 взрослый на 20 детей. Если в путь отправляются несколько автобусов — сопровождающие должны быть в каждом, а минимальное их число должно равняться количеству дверей. При этом при посадке-высадке детей взрослый должен быть у открытой двери.
Почему это важно? Для безопасности юных пассажиров. Например, при отсутствии контроля ребенок может выскочить из автобуса и побежать на проезжую часть. Или затеряться в толпе людей, которые идут в этот момент по тротуару.
При подаче уведомления в ГИБДД всех сопровождающих необходимо включить в список пассажиров.
Дополнительные правила
Изначально правила перевозки детей в автомобиле были недостаточно проработаны. Например, все дети до 12 лет должны были находиться в специальном удерживающем устройстве вне зависимости от их веса и роста. Это создавало массу неудобств и разночтений в ПДД. На данный момент появилось множество уточнений, которые стоит знать любому водителю:
-
Теперь правила размещения детей зависят от их возраста и роста, а также места, на которое вы планируете посадить несовершеннолетнего. Если по каким-то причинам подобрать подходящее кресло или бустер невозможно, ребенка старше 7 лет можно сажать на заднее сиденье и пристегивать обычным ремнем.
-
Появилось слово «включительно». Если ребенку уже исполнилось 12 лет, вам не требуется детское автокресло на переднем сиденье автомобиля для перевозки.
-
Если ребенка планируется перевозить на грузовом автомобиле, где предусмотрены только передние сиденья, в салоне необязательно размещать бустер или автокресло. Ребенка от 7 до 11 лет здесь можно пристегивать только ремнями. Для пассажиров младше придется покупать специальное удерживающее устройство.
-
В автомобилях, где не предусмотрено ни ремней, ни детских автокресел, ребенка можно перевозить так же, как и взрослых. Однако риск для его здоровья и жизни будет выше.
-
На заднем сиденье мотоцикла детей младше 12 лет перевозить нельзя вообще, даже в шлеме. Маленький ребенок не может держаться достаточно крепко.
-
Мопеды, трактора и другие транспортные средства, кроме легковых и грузовых автомобилей, оснащать детскими автокреслами не нужно.
-
В первой редакции правил, касающихся перевозки детей в автомобилях, использовать в салоне дозволялось только те устройства, которые можно пристегнуть с помощью ремней безопасности. Однако современные кресла, автолюльки и бустеры имеют систему ISOFIX, которая надежно удерживает устройство на месте. Система ISOFIX жестко сцепляет детские удерживающие устройства со стационарным сидением автомобиля. Такую конструкцию не нужно дополнительно пристегивать ремнем.
Правила перевозок детей в салоне автомобилей стали гораздо яснее, а их неукоснительное выполнение теперь не требует массы дополнительных расходов. Ознакомившись с ними внимательно, вы сможете перевозить детей с комфортом и безопасно, не опасаясь штрафов.
Особенности размещения и выхода детей из автобуса
Главная обязанность сопровождающих лиц – это обеспечение должного порядка при посадке/высадке, а также передвижении и стоянке транспортного средства. Перед тем как посадить пассажиров в автобус, сопровождающий должен предпринять следующие меры:
- Сверить фактическое число детей с их количеством в поданных списках.
- Собрать детей на безопасном участке. Таковым считается место на расстоянии 15 м от пункта посадки.
- Обеспечить погрузку поклажи в багажное отделение ТС.
- Организовать контроль состава и габаритов ручной клади согласно ПП №1177.
- Проинструктировать детей о требованиях к собственному поведению в случае остановок/движения автобуса, а также при непредвиденных ситуациях в период поездки.
Правила перевозки организованных детских групп 2023 года указывают на то, что сопровождающий должен контролировать режим питания, состояние здоровья и поведение несовершеннолетних пассажиров. Если возникают непредвиденные ситуации, то взрослый человек обязан следить за маршрутом и координировать передвижение ТС. Лишь после того, как автобус остановился, дети размещаются в салоне под пристальным наблюдением водителя и ответственных лиц. Вход – строго через передние двери, маленькие пассажиры идут в парах.
Организаторы также следят за безопасным размещением клади: она не должна закрывать обзор и представлять угрозу для детей. Как только все ребята заняли свои места водителю сообщают о завершении посадки. В случае остановки сопровождающие лица первыми выходят из ТС.
Минтранс подготовил поправки для борьбы со старыми автобусами
27 Ноября 2020
Ответственность за обновление автопарков для пассажирских перевозок могут переложить на региональные власти. Подготовленный Минтрансом законопроект вводит понятие «срок эксплуатации транспортного средства». Но конкретный период не указан, определять его будут самостоятельно в каждом субъекте. Предлагаемые нововведения поддержали в правительстве России, отметив, что они положительно отразятся на дорожной безопасности. Критически к предложению Минтранса отнеслись представители компаний пассажирских перевозок. Во-первых, максимальный срок эксплуатации транспорта у разных производителей варьируется от семи до 25 лет. А во-вторых, на безопасность больше влияет своевременная замена тормозных колодок, считают перевозчики. Если их не менять, то транспортное средство при средней степени эксплуатации станет опасным для жизни пассажиров уже через 1,5 года. Неопределенное время
Минтранс подготовил ряд изменений в закон «Об организации регулярных перевозок пассажиров» . Одна из предлагаемых новаций вводит понятие «срок эксплуатации транспортного средства». Для этого часть 1 статьи 3 предлагают дополнить пунктом 29 в следующей формулировке: «срок эксплуатации транспортного средства — количество полных календарных лет, прошедших с года, в котором впервые была осуществлена государственная регистрация транспортного средства». Федеральным законом от 13.07.2015 № 220-ФЗ не определено понятие «срок эксплуатации транспортного средства», объяснили «Известиям» в Минтрансе. В то же время этот показатель является одним из критериев оценки заявок на участие в открытых конкурсах. Конкретный период эксплуатации в законопроекте не указывается, его будут определять региональные власти самостоятельно, учитывая «различный уровень социально-экономического развития регионов и муниципальных образований». — Данное изменение коснется только транспортных средств перевозчиков, осуществляющих регулярные перевозки по муниципальным и межмуниципальным маршрутам автобусным и городским наземным электрическим транспортом, — пояснили в Минтрансе. Документ уже получил одобрение в комиссии Правительства России по законотворческой деятельности. — Речь о так называемых коммерческих маршрутах. Предлагаемые проектом нормы создают правовые рычаги, благодаря которым местные власти смогут добиваться обновления перевозчиками подвижного состава. Старые автобусы будут убирать с линий. Это повысит безопасность и качество перевозок, — пояснил «Известиям» член правительственной комиссии, председатель Правления Ассоциации юристов России
Владимир Груздев
.
Аварийность растет
В конце августа 2021 года эксперты ОНФ на заседании рабочей группы «За права автомобилистов» отметили, что междугородние автобусные перевозки до сих пор остаются одним из самых опасных способов передвижения. Предпринятые ранее меры незначительно повлияли на снижение аварийности среди перевозчиков. Такие выводы экспертов ОНФ подтверждаются и официальной статистикой ГИБДД России. В 2021 году произошло 7416 ДТП с автобусами, из них 5608 по вине водителей, в 2018-м — 6199 (5815), а в 2019-м количество аварий возросло до 6926 (5535). По итогам за 10 месяцев 2021 года в стране произошло 4304 аварии с автобусами, из которых почти половина по вине водителей (2986). — Основная причина аварий — прежде всего плохое состояние дорог. А если ДТП произошло из-за технической неисправности, то нужно понимать, возникла ли она от старости транспортного средства или в результате его неправильной эксплуатации. Ведь неквалифицированное техобслуживание может навредить и новому автобусу, — сказал «Известиям» эксперт ОНФ, главред журнала «За рулем»
Максим Кадаков.
Он заметил, что инициатива Минтранса может уничтожить мелких перевозчиков, которые просто не смогут позволить себе приобрести новый транспорт. Свою эффективность по обновлению автопарка показали только правительственные программы поддержки — «Русский грузовик», «Первый автомобиль», «Семейный автомобиль». Соответственно, и в сфере автобусных перевозок лучше использовать стимулирующие, а не запретительные меры.
Проверка тормозов
Представители сферы пассажирских перевозок критически отнеслись к инициативе Минтранса. По их мнению, введение срока эксплуатации не приведет к повышению безопасности на дорогах. — Надо заметить, что максимальный срок эксплуатации транспорта абсолютно разный даже у производителей. Так, например, у автобусов немецкой марки Setra — 25 лет, а у российских — от семи до 13 лет, — сказала «Известиям» директор Объединения пассажирских перевозок
Татьяна Ракулова.
Эксперт пояснила, что если говорить о ДТП, которое может произойти по техническим причинам, то для этого должна быть неисправной тормозная система. И чтобы этого не произошло, ежедневно проводится техосмотр перед выездом в рейс и по возвращении из него. — Ни одна уважающая себя компания не использует транспортное средство со дня его производства и до списания без замены агрегатов — тормозных колодок, колес. То, что влияет на безопасность транспортных средств, обновляется по несколько раз в год. Если вообще ничего не обновлять, то транспортное средство при средней эксплуатации станет опасным для жизни пассажиров уже через полтора года. Поэтому даже если установить срок эксплуатации три года, то всё равно за этого время много чего в транспортном средстве поменяется, — добавила Татьяна Ракулова. Она также не исключила, что инициатива Минтранса может быть направлена и на импортозамещение. Но проблема в том, что надежного автобусного транспорта для межрегиональных поездок в России пока не производят, отметила эксперт. А так как перевозчик ответственен за то, что может произойти в дороге, то он предпочтет взять ту машину, в которой будет уверен. Отрасль пассажирских перевозок сейчас сильно зарегулирована, но при этом контроль за исполнением требований ведется слабый, считает председатель правления Союза ассоциаций автоперевозчиков и предпринимателей Олег Куксов. — Конкретный срок эксплуатации в Минтрансе не установили, потому что нет технического обоснования для необходимости введения такого понятия. Сколько мы ни просили, нам так и не смогли предоставить статистику, сколько ДТП произошло со старыми автобусами. Потому что такого анализа не проводится, — заявил «Известиям» эксперт. Олег Куксов отметил, что 3–4 года пытались ввести требование возить детей только на автобусах не старше 10 лет, и каждый раз его отодвигали. — Автобусы старше 10 лет — основа парков всех небогатых регионов. Купить новый автобус за несколько миллионов и возить на нем пассажиров в какой-нибудь деревне просто нереально, он никогда не окупится. Перевозки детей значительно сократились из-за этого, — заявил эксперт. В результате от этого требования отказались.
1.1. Водитель автобуса относится к категории рабочих и непосредственно подчиняется [наименование должности непосредственного руководителя].
1.2. На должность водителя автобуса принимается лицо, имеющее среднее общее образование, право на управление автомобилем категории [вписать нужное] и стаж вождения не менее [значение] лет.
1.3. Водитель автобуса назначается на должность и освобождается от нее приказом [наименование должности руководителя].
1.4. Водитель автобуса должен знать:
— устройство и правила технической эксплуатации автобуса, технические характеристики автобуса, нормы расхода топливно-смазочных материалов, запасных частей, принцип работы основных агрегатов и систем автобуса, способы определения и устранения неисправностей;
— правила дорожного движения;
— схему маршрута, особенности и опасные участки маршрута;
— порядок вызова техпомощи, подачи заявки на ремонт и оформления возврата автобуса в парк по техническим отказам;
— порядок работы с микрофоном, перечень обязательных объявлений;
— действующие формы оплаты проезда в наземном городском пассажирском транспорте общего пользования;
— способы связи с оперативным персоналом службы движения и работниками парка;
— порядок оформления путевых листов, билетно-учётных документов;
— особенности эксплуатации автобуса в осенне-зимних условиях;
— памятку водителя транспортного средства по предупреждению террористических актов на подвижном составе;
— влияние погодных условий на безопасность вождения транспортного средства;
— способы предотвращения дорожно-транспортных происшествий;
— сроки проведения очередного технического обслуживания, технического осмотра;
— основы трудового законодательства;
— правила внутреннего трудового распорядка;
— правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты;
— правила пользования средствами индивидуальной защиты;
— приемы оказания первой доврачебной помощи при несчастных случаях.
Госавтоинспекция разъяснила изменения в Правила дорожного движения, касающиеся безопасности детей-пассажиров
- В Главном управлении по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России состоялась пресс-конференция заместителя руководителя российской Госавтоинспекции Владимира Кузина, в ходе которой были даны подробные разъяснения поправок в Правила дорожного движения Российской Федерации, касающиеся перевозки детей-пассажиров и оставления детей в возрасте до 7 лет в салонах транспортных средств.
- В пресс-конференции также принял участие директор центра испытаний «НАМИ» Денис Загарин, который рассказал о проводимых проверках детских удерживающих устройств на соответствие требованиям международных и национальных стандартов.
- Генерал-майор полиции Владимир Кузин напомнил, что 12 июля 2017 года вступает в силу постановление Правительства Российской Федерации, которым вносятся изменения в Правила дорожного движения.
В частности, пункт 22.9 ПДД изложен в следующей редакции: «Перевозка детей в возрасте младше 7 лет в легковом автомобиле и кабине грузового автомобиля, конструкцией которых предусмотрены ремни безопасности либо ремни безопасности и детская удерживающая система ISOFIX, должна осуществляться с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка.
- Перевозка детей в возрасте от 7 до 11 лет (включительно) в легковом автомобиле и кабине грузового автомобиля, конструкцией которых предусмотрены ремни безопасности либо ремни безопасности и детская удерживающая система ISOFIX, должна осуществляться с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка, или с использование ремней безопасности, а на переднем сиденье легкового автомобиля – только с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка.
- Установка в легковом автомобиле и кабине грузового автомобиля детских удерживающих систем (устройств) и размещение в них детей должны осуществляться в соответствии с руководством по эксплуатации указанных систем (устройств).
- Запрещается перевозить детей в возрасте младше 12 лет на заднем сиденье мотоцикла».
- Ответственность за нарушение данных требований наступает в соответствии с КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 3 тысяч рублей.
- В соответствии с изменениями, теперь появилась возможность перевозить детей от 7 до 11 лет включительно на заднем сиденье легкового автомобиля и кабине грузового автомобиля не только с использованием детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, но и с использованием ремней безопасности без применения иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности.
В ходе пресс-конференции было отмечено, что эффективность использования детских удерживающих устройств подтверждена многочисленными исследованиями. В частности, такие устройства позволяют на 80% снизить риск травмирования детей в возрасте до 4 лет, а детей в возрасте от 5 до 9 лет – на 52%.
Применение детских удерживающих устройств является важнейшим условием для обеспечения безопасности детей-пассажиров, снижения риска получения травм, в том числе не совместимых с жизнью, в случае дорожно-транспортного происшествия. Поэтому Госавтоинспекция МВД России из соображений безопасности настоятельно рекомендует перевозить детей в детском удерживающем устройстве даже после достижения ими 7-летнего возраста.
Требования к автобусам для перевозки детей
Автобус, на котором будет осуществляться организованная перевозка, должен удовлетворять ряду требований:
- Соответствие по конструкции и назначению техническим требованиям, актуальным для пассажирских перевозок.
- Допущение к участию в дорожном движении в порядке, установленном законодательством.
- Наличие знака «Перевозка детей», который устанавливается впереди и сзади машины
- Наличие включенного проблескового маяка (желтого или оранжевого). Это правило действует с июля 2018. Данный маяк не дает никакого преимущества перед другим транспортом, но информирует других участников дорожного движения о том, что в транспорте дети.
- Техническое оснащение: наличие тахографа, аппаратуры для спутниковой связи ГЛОНАСС/GPS (действует с 30.05.2021 года).
- Оснащение автоматической системой, которая оповещает о том, что транспортное средство начало движение назад.
- Наличие талона, подтверждающего прохождение техосмотра.
- Для транспорта, теоретически способного развить скорость больше 60 км/час – наличие ограничителя скорости.
- Автобус не должен быть выпущен ранее, чем 10 лет назад (актуально с 30 июля 2021 года)
Как оформить лицензию при помощи специалистов
Чтобы не получить отказ, необходимо правильно подготовить заявление и собрать необходимый пакет документов. Доверить лицензирование перевозок детей школьными автобусами в этом случае лучше опытным и квалифицированным специалистам нашей компании.Они заполнят от вашего имени заявление и помогут собрать:
- выписку из Единого госреестра юридических лиц или ИП;
- учредительные документы компании и выданный налоговой ИНН;
- документ, подтверждающий право собственности на автобус;
- договор с медучреждением, которое будет проводить регулярные освидетельствования перед рейсом;
- документ, подтверждающий место постоянной стоянки автобуса;
- квитанцию об уплате госпошлины или реквизиты этого документа, указанные в заявлении.
Какие штрафы за нарушения правил?
Для водителей легковых автомобилей есть штраф 3 000 рублей за перевозку ребёнка до 7 лет без автокресла или непристёгнутым в нём.
А вот за нарушения правил перевозки группы детей транспортом есть свои наказания.
Штрафы за нарушения перевозки детей
Норма КоАП | Нарушение | Штраф |
Часть 4 статьи 12.23 | Если автобус не соответствует правилам, нет договора фрахтования, водитель не соответствует обязанностям, без программы маршрута, сопровождающего или без списка детей. | 3 000 рублей – на водителя, 25 000 – для должностных лиц, 100 000 – для юр. лиц и ИП. |
Часть 5 статьи 12.23 | Нарушение правил перевозки в ночное время. | 53 000 рублей или лишение на 4-6 месяцев – на водителя, 50 000 – для должностных лиц, 200 000 – для юр. лиц и ИП. |
Часть 6 статьи 12.23 | Другие нарушения. | 25 000 – для должностных лиц, 100 000 – для юр. лиц и ИП. |