Что такое налоговое резидентство и как нерезиденты платят налоги
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое налоговое резидентство и как нерезиденты платят налоги». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
За последние 20 лет традиционно сложилось, что российским законоположениям фактически никак не удается самостоятельно правоприменяться без каких-либо дополнительных разъяснений Минфина России, ФНС России или высших судебных органов РФ, которые в таких случаях обязательно (уже десятилетиями) ссылаются на какие-либо доктрины. Некоторые несправедливо полагают, что при разработке законоположений такая процедура предусматривается специально с тем, чтобы в дальнейшем, при необходимости, обеспечить возможность их вольного толкования в зависимости от обстоятельств. Не миновала такая участь и тех правовых норм, которые касаются налогового и валютного резидентства в России, что является очевидным также и из настоящего Анализа.
Какими документами можно подтвердить статус резидента?
Перечень документов, которыми может быть подтвержден налоговый статус физического лица, налоговым законодательством не установлен. К ним могут относиться:
-
копии страниц паспорта с отметками о пересечении границы;
-
миграционная карта с данными о въезде в РФ и выезде из РФ;
-
справки с места работы (в том числе с предыдущего места работы);
-
приказы о командировках, путевые листы и т. п.;
-
авансовые отчеты и прилагаемые к ним документы (проездные документы, документы о проживании);
-
свидетельство о регистрации по месту временного пребывания;
-
справка, полученная по месту проживания в РФ;
-
договоры, заключенные с медицинскими (образовательными) учреждениями;
- справка о проведении лечения (прохождении обучения) с указанием времени такого лечения (обучения).
Комментарий к ст. 207 НК РФ
В статье 207 НК РФ определяется круг лиц, которые являются налогоплательщиками налога на доходы физических лиц.
Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц являются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
В своем письме Минфин России от 15.03.2011 N 03-04-06/6-41 указал, что при направлении работников на работу за границу на длительный период времени, когда они все свои трудовые обязанности, предусмотренные трудовым договором, выполняют по месту работы в иностранном государстве, получаемое ими вознаграждение является вознаграждением за выполнение трудовых обязанностей на территории иностранного государства, которое относится к доходам, полученным от источников за пределами Российской Федерации.
До момента, пока сотрудники организации будут признаваться в соответствии со статьей 207 НК РФ налоговыми резидентами Российской Федерации, указанные доходы подлежат обложению налогом на доходы физических лиц по ставке 13 процентов.
В случае если в течение налогового периода статус сотрудников организации меняется на нерезидентов и остается таким до конца налогового периода, такие лица в соответствии с пунктом 1 статьи 207 НК РФ не признаются плательщиками налога на доходы физических лиц по доходам, полученным от источников за пределами Российской Федерации.
Соответственно, обязанностей налогоплательщика по декларированию доходов от источников за пределами Российской Федерации, в том числе полученных до приобретения статуса нерезидента, и уплате налога на доходы физических лиц такие лица не имеют.
Применение положений статьи 6.1 НК РФ в целях установления наличия у физического лица статуса налогового резидента Российской Федерации не требуется.
Указанный порядок определения налогового статуса физических лиц используется независимо от налогового периода, за который производится такое определение.
Внимание!
В связи с указанной формулировкой у налоговых агентов часто возникали вопросы о том, являются ли резидентами работники, направленные в долгосрочную командировку в другую страну на срок более 183 календарных дней.
Помимо этого, много сложностей возникало при обложении налогом на доходы физических лиц выплачиваемых доходов работнику за конкретный период, когда изменялся статус резидентства. Многочисленные разъяснения финансового и налогового органов не делали ситуацию проще (см., например, письма Минфина России от 22.04.2009 N 03-04-06-01/105, от 20.04.2009 N 03-04-06-01/98, Управления ФНС по г. Москве от 30.01.2009 N 18-15/3/007427@).
Для преодоления данной ситуации необходимо уточнить определение налогового резидентства физических лиц, в перспективе возможно предоставление возможности определения налогового резидентства на основании центра жизненных интересов физического лица. Также предполагается внесение в главу 23 НК РФ инструмента предварительного резидентства, в соответствии с которым при определенных условиях физическое лицо может быть признано налоговым резидентом Российской Федерации с момента прибытия на территорию Российской Федерации. Невыполнение указанных условий при этом влечет за собой возврат к общим правилам определения налогового резидентства с перерасчетом налога. Реализация данного предложения позволит в определенных случаях взимать налог на доходы физических лиц с момента получения дохода по ставке 13 процентов.
Минфин России разъяснил, что НК РФ не предусматривает специального порядка определения налогового статуса физических лиц в зависимости от гражданства. Налоговый статус физических лиц определяется на основании фактического времени их нахождения на территории Российской Федерации, которое должно быть документально подтверждено.
В случае если по итогам налогового периода срок нахождения физического лица на территории Российской Федерации будет составлять не менее 183 дней, данное лицо независимо от его гражданства будет являться налоговым резидентом Российской Федерации и его доходы в виде пенсии, полученной от российского негосударственного пенсионного фонда, подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц по ставке 13 процентов.
Если физическое лицо по итогам налогового периода не будет признаваться налоговым резидентом Российской Федерации, то есть срок его нахождения на территории Российской Федерации будет составлять менее 183 дней, его доходы от источников в Российской Федерации в виде сумм пенсии подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц по ставке 30 процентов (см. письмо Минфина России от 17.06.2010 N 03-04-05/6-331).
Из изложенного, следует, что при определении налогового статуса физического лица учитывается любой непрерывный 12-месячный период.
Кроме того, необходимо отметить, что при определении статуса физического лица в качестве налогового резидента РФ не имеет значения наличие либо отсутствие у физического лица гражданства РФ.
Исходя из этого, налоговыми резидентами РФ также могут быть иностранные граждане и лица без гражданства.
Официальная позиция.
В письме Минфина России от 04.04.2014 N 03-04-05/15215 разъясняется, что при определении налогового статуса физического лица необходимо учитывать 12-месячный период, определяемый на дату получения им дохода, в том числе начавшийся в одном налоговом периоде (календарном году) и продолжающийся в другом налоговом периоде (календарном году). Налоговый статус физического лица определяется налоговым агентом на каждую дату выплаты ему дохода исходя из фактического времени его нахождения на территории Российской Федерации.
В настоящее время интересующий нас Законопроект пока не внесен в Госдуму на рассмотрение. Таким образом до его подписания может пройти много или очень много времени. Как известно, в экстренном порядке там рассматриваются более неотложные вопросы и с этим следует считаться. Например:
В первую очередь, разумеется, забота о будущем России. Например, о недопустимости подзатыльников детям со стороны родителей или запрете называть детей экзотическими именами.
Не менее глобальными являются вопросы текущего управления государством. Например — вопрос увеличения количества помощников у депутатов Государственной Думы.
Конечно, пенсионное обеспечение почти на самом первом месте должно быть. Например — о единовременной выплате пенсионерам в 2016г. 5,0 тысяч рублей (потом перенесли по уважительной причине —денег пока нет).
Ключевые проблемы, касающиеся здоровья нации — ограничение количества сигарет в пачке или химическая, а не физическая (ни в коем случае) кастрация педофилов.
Основные общегражданские вопросы — новый порядок получения водительских удостоверений.
Другие не менее актуальные и масштабные законопроекты.
Например, «Пакет Яровой». Терроризмом начали заниматься с 31 декабря 1999 г. и будем продолжать в обозримом будущем, так как в данном направлении очень много дорогостоящей работы, что, разумеется, имеет принципиальное значение для ограниченного круга задействованных лиц.
Но может быть, что после не просто общественного, а всенародного обсуждения, интересующий нас Законопроект, в конце концов, все же станет Законом. Если это, в конце концов, произойдет в той редакции, которая будет соответствовать официально озвученным целям (см. выше), то это будет замечательно. А если будет соответствовать фактическими и неявным целям обсуждаемого законопроекта, то голь на выдумки хитра.
То есть — опять ничего страшного.
Но, тем не менее, как свидетельствуют заслуживающие доверия источники, у людей начались у кого паника, у кого — озлобление. При этом, иначе, как ужесточением валютного законодательства поправки никем не воспринимаются. Однако, рассматривая реальные последствия законопроекта, следует трезво различать две ситуации.
Первая — это когда гражданин РФ постоянно проживает в иностранном государстве и является как налоговым, так и валютным резидентом РФ.
Но не является налоговым резидентом того иностранного государства, в котором постоянно проживает. Например, это лица, которые не получают официальных доходов в иностранном государстве, а пользуются лишь средствами, поступающими на их счет из каких-то внешних легальных источников. В том числе — из России.
Именно для таких лиц требования валютного законодательства (с поправками или без) о представлении в налоговый орган Уведомлений об имеющихся зарубежных счетах и Отчетов о движении по ним денежных средств имеют значение и могут сопровождаться последствиями с реальной ответственностью. Потому что властям иностранного государства, незачем будет упрямиться в представлении информации, так как налогоплательщиками такие лица не являются. Конечно, как это будет происходить при автоматическом обмене информацией, — надо изучать.
Вторая — граждане РФ постоянно проживают в иностранном государстве и являются налоговыми резидентами иностранного государства, в котором постоянно проживают. Такие лица никак не понимают — зачем им давать информацию о своих счетах, если они давно живут, допустим, в Испании, являются налоговыми резидентами Испании и платят положенные налоги. И беспокоятся.
Можно, конечно, беспокоиться на данную тему, чтобы быть в курсе, но реальные негативные последствия таким лицам при нарушении Закона о валютном контроле (с поправками или без) не грозят не только в период их нахождения за границей, но даже если они приезжают в Россию и превышают при этом трехмесячный срок своего пребывания. Если, конечно, для возникновения негативных последствий не возникнет каких-либо особых причин уголовного или политического характера.
А в обычном порядке можно быть почти уверенным, — никакой иностранный банк, даже того государства, у которого имеется договор с Россией о двустороннем обмене информацией, не станет представлять сведений о налоговых резидентах своей страны стране их гражданства.
Еще более указанное относится к лицам, которые получили паспорт этой страны. По этим же причинам можно также почти не сомневаться, что какие-либо претензии со стороны России по валютным основаниям не будут активно поддерживаться иностранным государством в качестве нарушений, которые подлежат преследованию на его территории с оказанием надлежащей помощи. Поэтому такие лица, если, опять же, не найдется уголовной или политической подоплеки, будут находиться в относительной безопасности, даже если вернутся в Россию на ПМЖ.
Но!
Если только они сами не представят властям соответствующую информацию. Такой вариант является достаточно возможным, так как многие думают, что им такие обязательства, действительно, нужно выполнять. Потому что, если они не знают в силу российской привычности к бесправию, какой реальной поддержки (пусть неявной или косвенной) можно ожидать от властей иностранных государств в защите от бесцеремонного изъятия их собственности , зато знают:
- По внешним признакам происходит планомерное ужесточение контроля над финансовыми операциями граждан РФ, что, среди прочего, может усложнить их расчеты с негражданами РФ. А это по естественным причинам — чрезвычайно важно.
- РФР
- Что штрафы могут бухнуть от 75% до 100% от суммы валютной операции. А потом — доказывай в судебном порядке — законная она или нет?
- При задержках в гостевых заездах в Россию более чем на 3 месяца потребуют отчеты по счетам, минимум, за три года (срок давности по налоговой ответственности).
А если понадобится при определенных обстоятельствах (как показывает опыт) — то любую налоговую и финансовую отчетность за любое время пребывания в иностранном государстве, имея ввиду не только налоговую ответственность, но также и совокупную ответственность по валютному, административному и уголовному законодательству.
Поэтому массовая волна сдачи российских паспортов может стать более чем вероятным следствием предлагаемых поправок в Закон о валютном контроле в предлагаемой редакции. Такая перпектива является особенно пугающей, потому что некорректные положения Закона о валютном контроле и рассматриваемого Законопроекта касаются интересов не
Такой сценарий, если произойдет, может стать последним гвоздем в оценке заслуг российской власти также и в рассматриваемом вопросе. Может сложиться впечатление, что автор пытается доказать, что закон хороший, а законопроект плохой. На самом деле — Закон плохой, а поправки — еще хуже.
Кто должен платить налоги в России со своих доходов (НДФЛ)?
Налоговый кодекс Российской Федерации («НК РФ») определяет две категории налогоплательщиков НДФЛ:
- Резиденты России; и
- Нерезиденты России.
Резиденты платят НДФЛ (13% по общему правилу) со всех своих доходов от источников по всему миру.
Нерезиденты платят НДФЛ (30% по общему правилу, исключения см. в следующих разделах) только с доходов от источников в России, перечисленных в ст. 208 НК РФ. К ним, например, относятся:
- Дивиденды и проценты от российских организаций, российских индивидуальных предпринимателей, иностранных организаций в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в РФ;
- Страховые выплаты;
- Доходы, полученные от использования в Российской Федерации авторских или смежных прав;
- Доходы, полученные от сдачи в аренду или иного использования имущества, находящегося в Российской Федерации, и т.д.
Статус физического лица: налоговый и валютный резидент – разные цели, обязанности и последствия
Автор статьи: Тудачкова Ксения Александровна – ведущий специалист 1 категории Департамента консалтинга ООО «Аудиторская фирма «АВУАР»
Статус валютного резидента и статус налогового резидента устанавливаются на основе разных нормативно-правовых актов:
— относится ли какое-либо лицо к валютным резидентам РФ, следует определять, согласно нормам закона «О валютном регулировании» от 10.12.2003 № 173-ФЗ;
— является ли какое-либо лицо налоговым резидентом РФ, следует уточнять, согласно норм НК РФ.
Из разницы нормативных актов и самих понятий можно сделать вывод: валютные и налоговые резиденты — не идентичные категории. Присвоение (или отмена) соответствующего статуса преследует разные цели и налагает на владельца статуса разные обязанности по выполнению законов РФ.
Определение налогового статуса налогоплательщика является основополагающим для определения порядка обложения налогом на доходы физических лиц при получении дохода физическим лицом, то есть порядка определения налоговой базы, ставки, права на применение налоговых вычетов, обязанности и сроков представления отчетности и последствий за их неисполнение.
Признание статуса валютного резидента РФ для физического лица для целей валютного законодательства налагает на данное лицо перечень обязанностей и ответственности в случае их нарушения.
Налоговый резидент
Согласно НК РФ, статус получателя дохода нужно определять, по общему правилу, по количеству календарных дней, которые человек фактически находится на территории России.
В соответствии с п.2 ст. 207 НК РФ налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.
При этом согласно вышеуказанной статье период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на периоды:
— его выезда за пределы территории Российской Федерации для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения;
— для исполнения трудовых или иных обязанностей, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья.
Таким образом, 183 дня пребывания в Российской Федерации, по достижении которых физическое лицо будет признано налоговым резидентом Российской Федерации, исчисляются путем суммирования всех календарных дней, в которые физическое лицо находилось в Российской Федерации в течение 12 следующих подряд месяцев.
Налоговый статус физического лица, определяющий налогообложение его доходов, полученных за налоговый период, устанавливается по итогам налогового периода, то есть по итогам календарного года. При этом окончательный налоговый статус физического лица, определяющий налогообложение его доходов, полученных за налоговый период, уточняется по итогам налогового периода с учетом времени нахождения в Российской Федерации (за ее пределами) в данном налоговом периоде (Письма Минфина от 31.03.2015г. №3-04-05/17664, письмо ФНС России от 15.10.2015г. №ОА-3-17/3850@).
При определении налогового статуса имеют значение фактические дни нахождения физического лица в Российской Федерации, то есть учитываются все дни, когда физическое лицо находилось на территории Российской Федерации, включая дни приезда и дни отъезда.
Применение положения ст.6.1 НК РФ в целях установления наличия у физического лица статуса налогового резидента Российской Федерации не требуется.
Такие разъяснения даны в Письмах Минфина России от 20.04.2012г. №03-04-05/6-534, ФНС России от 19.03.2013г. №ЕД-3-3/945@.
Это означает, что отсчет срока фактического нахождения физического лица на российской территории начинается в тот же день, когда этот человек прибыл в Россию. А отсчет срока нахождения физического лица за пределами территории Российской Федерации начинается в день его отъезда за границу. Такой порядок расчета подтверждают контролирующие ведомства (письма Минфина России от 21.03.2011г. №03-04-05/6-157, ФНС России от 24.04.2015г. №ОА-3-17/1702). При этом периоды выезда физического лица за пределы Российской Федерации в случае краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения для целей определения его налогового статуса включаются в дни пребывания такого лица в России.
Налоговый кодекс РФ не устанавливает перечня документов, подтверждающих нахождение физических лиц на территории Российской Федерации.
Такими документами могут являться:
— проездные документы о въезде и выезде из РФ;
— копия паспорта с отметками органов пограничного контроля о пересечении границы.
Статус налогового резидента РФ для целей уплаты НДФЛ
Присвоение каждому налогоплательщику статуса резидент (не резидент) устанавливает его обязанности по выплате налога в бюджет со своего дохода, влияет на виды и методы отчислений.
В общем случае доходы физических лиц независимо от их размера облагаются по ставке 13%.
Доходы от источников в РФ, полученные физическим лицом, не признаваемым налоговым резидентом РФ, подлежат налогообложению по ставке в размере 30%.
В отношении доходов в виде дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций, полученных таким физическим лицом, применяется налоговая ставка в размере 15%.
Для доходов, в отношении которых предусмотрены иные налоговые ставки при определении налоговой базы, нежели 13%, налоговые вычеты, включая стандартные вычеты, не применяются. То есть доход физического лица, не признаваемого налоговым резидентом РФ, облагается по повышенной ставке и не уменьшается на налоговые вычеты.
Как подтвердить статус налогового резидента онлайн
В настоящее предусматривается возможность подтверждения статуса налогового резидента онлайн – через сайт ФНС. Для этого на сайте представлен специальный сервис «Подтверждение статуса налогового резидента Российской Федерации». Этим способом могут воспользоваться как физические и юридические лица.
С помощью данного сервиса как компании, так и физлица могут быстро заполнить необходимое заявление и подать его в ФНС, в ответ будет получен необходимый документ в формате PDF, либо в его выдаче будет отказано.
В качестве одного из преимуществ данного сервиса можно выделить то, что направлять в налоговую дополнительные документы не потребуется. Достаточно будет только сформировать заявление. Если справка о резидентстве необходима на бумаге, то при заполнении заявления следует сделать соответствующую отметку, то есть «Направить документ на бумажном носителе».
Данный сервис также позволяет проследить за статусом обработки своего заявления в ФНС.Срок рассмотрения документа составляет 40 календарных дней.
Налоговые агенты, а также иностранные органы тоже могут проверить статус налогового резидента с помощью интернет сервиса, представленного на сайте налоговой.Сделать это может любое заинтересованное лицо и специальной регистрации или ввода каких-либо кодов для этого не потребуется.
Определяем налоговое резидентство в 2020 году
Федеральным законом от 31.07.2020 № 265-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» ст. 207 НК РФ была дополнена нормой, согласно которой предусмотрен особый порядок определения налогового статуса физических лиц в целях исчисления НДФЛ. Поправка вступила в силу 31.07.2020.
О том, по каким правилам следует определять налоговое резидентство в 2020 году, читайте в представленной статье.
Что делать за границей
Когда налоговый резидент России надолго уезжает из страны, он, очевидно, лишается этого статуса. Но как именно работает законодательство при таком сценарии?
Обычно россияне становятся налоговыми резидентами другого государства после полугода проживания на его территории, рассказал доцент кафедры финансового менеджмента в государственном секторе департамента политики и управления НИУ «Высшая школа экономики» Владимир Тютюрюков.
Для примера возьмём несколько стран, куда в последние недели граждане России уезжали наиболее активно.
- Турция: резидентом станет человек с законным адресом регистрации или намерением проживать в стране, если по этим критериям статус резидента спорный, то резидентом признают того, кто непрерывно прожил в стране шесть месяцев в календарном году;
- Грузия: резидентом станет тот, кто проживает в стране 183 дня или более в течение 12 месяцев;
- Армения: 183 дня или более в течение 12 месяцев или имеет в стране центр жизненных интересов;
- Азербайджан: свыше 182 дней в течение 12 месяцев, есть место постоянного проживания или центр жизненных интересов;
- Узбекистан: 183 дня или более в течение 12 месяцев (либо меньше 183 дней, но больше, чем в любой другой стране), при этом можно получить статус и раньше, если подать заявление с копией долгосрочного трудового договора.
Валютный резидент и нерезидент
Граждане РФ являются валютными резидентами. К ним также относятся иностранные граждане, имеющие вид на жительство и лица без гражданства, на постоянной основе проживающие в РФ.
Законодательство предусматривает определенные обязанности для валютных резидентов, которые возникают у них в случае открытия и ведения счета за границей:
- уведомлять налоговый орган об открытии/закрытии счета, а также изменении реквизитов счета в иностранных банках (в срок до 1 месяца);
- ежегодно подавать отчеты по операциям на счетах в иностранных банках (крайний срок – 1 июня года, следующего за отчетным);
- осуществлять операции, перечисленные в ст. 12 закона «О валютном регулировании и валютном контроле».
До 2018 года те граждане, которые проживали за границей РФ более 1 года считались валютными нерезидентами. В случае въезда в РФ даже на 1 день, такие граждане опять признавались валютными резидентами. То есть у них вновь появлялась необходимость выполнения всех требований, но для тех граждан, которые постоянно проживали и работали за границей, а в РФ приезжали либо в отпуск, либо к родным – это было очень неудобно.
С начала 2018 года в закон были внесены поправки, согласно которого российские граждане признаются валютными резидентами, независимо от срока из пребывания за границей. Но те лица, которые на протяжении 1 года более 183 дней проживают за границей предусматривается освобождение от ограничений валютного законодательства. То есть они не должны информировать ФНС о своих счетах, открытых в зарубежных банках.
То есть в настоящее время налоговые и валютные резиденты – это почти равные понятия.
Для того, чтобы подтвердить статус валютного нерезидента потребуется представить следующие документы:
- копия загранпаспорта с отметками о пересечение границы РФ;
- копия вида на жительство, либо иного документа, подтверждающего нахождение на постоянной основе гражданина РФ в иной стране.
Справка о налоговом резидентстве
Справка о налоговом резидентстве и юридических и физических лиц является документальным подтверждением того, что определенное лицо имеет статус налогового резидента РФ. Официальное наименование справки — «Подтверждение постоянного пребывания в РФ».
Такой статус требуется для того, чтобы определить обязательства лица по уплате налогов в бюджет той или иной страны. Для определения данного статуса учитывают пребывание лица в России на протяжении 183 дней в течение одного года. Такой срок не прерывается, если лицо менее 6 месяцев находится не в РФ по причине лечения, обучения, работы или оказания услуг.
Для получения данной справки в налоговый орган необходимо направить заявление. Ранее оно составлялось в свободной форме, но с декабря 2017 года данное заявление составляется по утвержденной ФНС форме (КНД 1111048). При этом в документе указывается следующая информация:
- наименование организации (если заявление подает физлицо/ИП, то ФИО);
- период времени, за которые заявителю необходима справка (за прошлый год, за несколько лет);
- причина выдачи справки (например, она необходима при применении двусторонних международных договоров или для иных целей);
- время пребывания лица в РФ;
- основания, по которым лицо считается налоговым резидентом РФ;
- данные о документе, удостоверяющем личность (в случае отсутствия ИНН).
Налоговое резидентство юридических лиц
В РФ юридические лица могут быть привлечены к налогообложению:
- корпорации, компании, предприятия и подобные, которые были созданы и зарегистрированы на территории РФ, в соответствии к требованиям национального законодательства;
- филиалы российских предприятий, находящиеся за границей, но зарегистрированные в РФ и выполняющие необходимые налоговые обязательства (выплата процентов в казну РФ и предоставление декларации для фиксации этого факта в Федеральную Налоговую Службу).
В практике других стран встречаются случаи, когда статус юридических лиц определяется по следующим критериям:
- Место, где располагается основной офис предприятия.
- Страна, где проходят советы директоров, то есть осуществляется фактическое управление компанией.
- Место, где располагаются финансовые отделы компании;
- Государство, где проходит глобальная деятельность компании (получение большей доли прибыли).
Как рассчитать время пребывания в РФ
Обычно статус работника определяется работодателем, которого называют налоговым агентом.
По работникам-иностранцам и сотрудникам, которые часто бывают в загранкомандировках, статус определяется на каждую дату получения дохода. Если это зарплата, то датой дохода является последний день месяца, за который она начислена. После этого от полученной даты нужно каждый раз отсчитывать 12 месяцев назад и смотреть, сколько дней в этом периоде работник был на территории России.
- Если он пробыл 183 дня и более, тогда он резидент РФ. Работнику предоставляются налоговые вычеты, доходы облагаются по ставке 13%.
- Если он пробыл 182 дня и менее – он нерезидент РФ. Вычеты ему не предоставляются, доходы облагаются по ставке 30%.
Налоговое резидентство юридических лиц
В РФ юридические лица могут быть привлечены к налогообложению:
- корпорации, компании, предприятия и подобные, которые были созданы и зарегистрированы на территории РФ, в соответствии к требованиям национального законодательства;
- филиалы российских предприятий, находящиеся за границей, но зарегистрированные в РФ и выполняющие необходимые налоговые обязательства (выплата процентов в казну РФ и предоставление декларации для фиксации этого факта в Федеральную Налоговую Службу).
В практике других стран встречаются случаи, когда статус юридических лиц определяется по следующим критериям:
- Место, где располагается основной офис предприятия.
- Страна, где проходят советы директоров, то есть осуществляется фактическое управление компанией.
- Место, где располагаются финансовые отделы компании;
- Государство, где проходит глобальная деятельность компании (получение большей доли прибыли).
Образец письма на статус резидента в налоговую
В некоторых обстоятельствах подтвердить резидентность может потребоваться и налогоплательщику — организации. Обращаться по такому поводу следует в ИФНС, в которой она стоит на учете. Заявление для налогового резидента – это способ получить нужный документ, который затем будет представлен в иностранное государство, для избежания двойного налогообложения.
Налоговики не установили обязательной формы для заявления. Есть лишь рекомендации, какую информацию следует приводить в таком обращении, а именно:
- надо указать, за какой год требуется подтвердить, что налоговый резидент – это для данной компании заслуженный статус;
- каково название страны, налоговики которой потребовали подтверждение статуса;
- данные заявителя;
- ИНН;
- для ИП налогового резидента – это еще и регистрационный номер по реестру;
- список приложенных документов и контактные данные.
Помимо самого заявления следует представлять и в налоговую инспекцию еще и пакет документов, которые могли бы подтвердить, что доходы получены за рубежом РФ. Для налогового резидента – это следующий список:
- контракт с иностранным партнером (копия) для компаний;
- постановление собрания АО о выделении дивидендов для компаний и физлиц;
- документ, с помощью которого можно убедиться, в праве физлица на пенсию из-за рубежа;
- прочие документы.
Налоговыми резидентами РФ признаются люди, пребывающие на территории страны в указанный выше срок, а также получающие вознаграждение за исполнение трудовых и прочих обязанностей, оказанные услуги, проведенную работу и прочие законные действия в пределах государства. Данное положение присутствует в ст. 208 НК (п.1). В данном случае не имеет значение, зарубежная или отечественная компания будет выплачивать вознаграждение. К внутригосударственным доходам также относят пособия и пенсии, которые предусмотрены действующим отечественным законодательством. Налоговый резидент может осуществлять рабочую и иную законную деятельность, оказывать услуги за пределами страны. В этом случае его доходы считаются как поступающие от источников, находящихся за границей государства.
Для чего необходимо подтверждать налоговое резидентство
- Для исключения ситуации, когда на доходы претендует сразу 2 государства, соответственно, чтобы не платить подати 2 раза, существенно уменьшая свой доход. Во избежание этой ситуации были разработаны и подписаны специальные договоры на уровне государств. Их более 60, поэтому, можно предположить, что коллизий возникнуть не должно.
- Как известно, в России резиденты делают отчисления в казну по всем своим доходам, независимо от места их получения, но по сниженной ставке. Те, кто к ним не относятся, уменьшают доход, полученный только в РФ (по большей ставке). Соответственно, статус влияет на облагаемый доход и на размер ставки.