1 Теоретические основы налога на добычу полезных ископаемых
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «1 Теоретические основы налога на добычу полезных ископаемых». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Главой 26 НК определен порядок исчисления налога на добычу полезных ископаемых, который основывается на действующем порядке исчисления всех трех перечисленных выше налогов, но вместе с тем имеет значительные отличия.
Доля природной ренты, изымаемая в бюджетную систему России с 1999 по 2007 г., % ВВП
Показатель |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
Нефтяной сектор |
11,7 |
16,6 |
30,2 |
43,5 |
45,0 |
52,5 |
70,7 |
82,5 |
83,2 |
Газовый сектор |
26,3 |
27,1 |
44,0 |
44,6 |
36,2 |
48,2 |
45,5 |
50,9 |
50,4 |
Нефтегазовый сектор в целом |
18,2 |
20,0 |
34,9 |
43,9 |
42,2 |
51,4 |
65,3 |
75,7 |
76,6 |
НДПИ в налогом законодательстве
Согласно НК РФ полезное ископаемое — это продукт горнодобычи и карьерной разработки, содержащийся в минеральном сырье. Продукция должна соответствовать стандарту.
Добыча полезных ископаемых лицензируется государством. Организации и ИП, получившие такое разрешение на пользование недрами, ставятся в ФНС на особый учет не позднее 30 дней после получения. По общему правилу регистрация добытчика ископаемого сырья производится по месту нахождения участка недр. Если же он расположен вне территории страны, плательщик налога ставится на учет по месту его нахождения.
Облагаются полезные ископаемые (ПИ), по тексту ТК РФ, ст. 336:
- добытые на территории России;
- извлеченные из отходов добычи (если на такое извлечение нужна лицензия);
- добытые за границей (если участок под юрисдикцией РФ, арендуется у государств, используется по международному договору).
Не облагаются:
- распространенные ПИ (песок, мел, некоторые глины);
- подземные воды, если их добыл ИП для личных нужд;
- минералы в коллекции;
- добытые ПИ, если производились работы с охраняемыми геологическими объектами;
- ПИ из отходов, отвалов, находящихся в собственности, если налог уже рассчитывался при добыче, и др.
Добытые полезные ископаемые облагаются по ставкам двояко:
- в процентах (адвалорная);
- в рублях за тонну (специфическая, твердая).
Соответственно, процентные играют роль, если база выражена в стоимостном эквиваленте, а твердые имеют отношение к натуральному количественному базовому показателю добычи. «Количественная» база применяется к газу, нефти, углю, газоконденсату, многокомпонентным рудным ПИ Красноярского края. Это положение не касается новых месторождений в море. «Стоимостная» охватывает остальные ПИ, нефть, газ (и конденсат), уголь из новых морских мест добычи.
Льгот по этому налогу нет. Однако фактически льготой можно считать нулевую ставку НДПИ, имеющую отношение (по тексту ст. 342, п. 1) к:
- нормативным потерям ПИ (они определяются правительственным постановлением №921 от 29/12/01 г.);
- попутному газу;
- разработке некондиционных, низкокачественных ПИ, списанных;
- водам, содержащим полезные ископаемые, добываемым попутно с другой добычей ПИ или при осуществлении подземных работ;
- минеральным водам, прямо используемым в лечении, без продажи;
- подземным водам для полива сельхозкультур;
- вскрышным слоям, покрывающим слой ПИ, вмещающим ПИ породам;
- нормативным отходам горнодобычи и переработки.
Кроме того, в определенных условиях и к определенным ПИ при расчете налога могут применяться понижающие коэффициенты. Налоговые вычеты, предусмотренные ст. 343.2 для ХМАО, Башкортостана и др., тоже можно отнести к фактическим льготам.
По каждому ПИ делается отдельный расчет. Ставки приведены в ст. 342 НК РФ. Налоговый период — месяц.
С началом фактической добычи возникает обязанность декларировать налог. Расчет подается месту нахождения, по месту жительства (ст. 345 НК РФ), не позже последнего числа последующего месяца. Формируется декларация помесячно, без нарастающего итога. Уплачивается налог до 25 числа последующего месяца, по месту расположения участков добычи, а если они находятся за пределами страны – по месту нахождения юрлица, жительства ИП.
Что относится к налоговой базе?
Налоговой базой является:
-
количество добытых полезных ископаемых при добыче:
-
нефти
-
природного газа
-
газового конденсата
-
угля
-
многокомпонентных комплексных руд на территории Красноярского края;
-
-
стоимость добытых полезных ископаемых.
Налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого. То есть, если компания добывает мрамор и гранит, то для каждого рассчитывается своя налоговая база.
Стоимость добытых полезных ископаемых определяется:
-
исходя из цен реализации добытых полезных ископаемых;
-
исходя из цен реализации без учета субсидий из бюджета на возмещение разницы между оптовой ценой и расчетной стоимостью;
-
исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых.
Президент РФ Владимир Путин поручил правительству подготовить предложения по корректировке расчетов НДПИ на уголь до 31 октября 2019 года.
Сейчас НДПИ на уголь платится с тонны добытого сырья по ставке 11 рублей для бурого угля, 47 рублей — для антрацита, 57 рублей— для коксующегося угля и 24 рубля— для всех прочих видов угля. Эти ставки ежеквартально корректируются на коэффициент-дефлятор.
Платежи НДПИ составляют незначительную долю затрат крупных угольных компаний. В законе о федеральном бюджете общие поступления от НДПИ на уголь ожидаются в размере лишь 6 млрд рублей за весь 2019 год.
Минэнерго уже предлагало снижать НДПИ на уголь. Такие идеи содержатся в опубликованном проекте программы развития угольной отрасли. Также власти предлагают уменьшить ставку налога для компаний, которые внедряют новые технологии добычи полезных ископаемых.
Этот налог взимался ещё в Российской империи, первоначально он представлял собой получение дохода от регалий. Этим словом обозначались государственные предприятия. Те, которые занимались добычей полезных ископаемых, назывались горными регалиями.
В мировой практике налог на добычу полезных ископаемых начал применяться в 19 веке в Пруссии и Франции. Применялись две разновидности:
Первый считался на основе площади поверхности земли, занятой разработками, второй — представлял собой долю от полученной выручки. Например, в Пруссии, начиная с 1865 года, ставка составляла 2%. В Англии обложение дохода от такой деятельности осуществлялось на общем основании — необходимо было заплатить подоходный налог (НДФЛ).
В РФ использование недр стало платным после принятия закона «О недрах» № 2395-1 от 21 февраля 1992 года. Платежи делались в размерах, которые были практически неощутимы для государственного бюджета. В этом законе предусматривалось несколько видов обязательных платежей, связанных с добычей полезных ископаемых. Важнейшие определения были рамочными, а точные нормы устанавливались при помощи межведомственных инструкций. Допускалось внесение платежей денежными суммами или при помощи добытых полезных ископаемых.
Как платить налог и отчитываться по нему
Плательщиками НДПИ являются те, кто признаны пользователями месторождений. Существуют различные виды использования:
- Добыча полезных ископаемых.
- Геологические изыскания. Они могут проводиться для разведки месторождений или для других целей, например, для исследования строения грунта при строительстве высотных месторождений.
- Разработка технологий добычи.
- Сбора коллекционных материалов минералогического или палеонтологического характера.
- Образование охраняемых объектов геологической направленности. Это могут быть, например, научные или учебные полигоны, геологические заповедники.
Недры могут быть предоставлены государством для использования несколькими из указанных способов одновременно. Налог платится только тогда, когда выполняется добыча полезных ископаемых. Это должно происходить на российской территории или других участках, находящихся в её юрисдикции.
В статье 336 указано, какая именно деятельность облагается налогами. Речь идёт о следующих видах:
- Добыча полезных ископаемых из земли.
- Добыча их из отвалов в тех случаях, когда на такую деятельность предусмотрена выдача лицензии.
В статье 337 Налогового Кодекса РФ указан список полезных ископаемых, за добычу которых необходимо платить налог. В него входят:
- каменный уголь;
- бурый уголь;
- нефть;
- газ;
- сланцы;
- антрациты;
- торф;
- руды металлов;
- драгоценные природные камни;
- радиоактивные вещества;
- некоторые другие виды полезных ископаемых;
НДПИ не нужно платить в тех случаях, когда происходит добыча следующих природных богатств:
- Добыча общераспространённых разновидностей и получение подземной воды при условии, что эти ресурсы не входят в государственный баланс полезных ископаемых.
- Добыча геологических материалов коллекционного назначения.
- Если полезные ископаемые были добыты при обслуживании, восстановлении охраняемых геологических памятников.
- Если происходит добыча из собственных отвалов.
- Извлечение дренажных вод при добыче ископаемых или строительстве сооружений.
- При получении метана из угольных пластов.
Список общераспространённых полезных ископаемых отличается в различных регионах. Для Москвы он включает в себя следующее:
- Песок, за исключением нескольких его разновидностей (формовочного, абразивного, применяемого для производства фарфора и фаянса и некоторых других).
- Известняк (сюда не включаются разновидности, используемые в цементной, металлургической, химической промышленности или для подкормки птиц).
- Песчано-гравийные породы.
- Сапропель. Однако лечебная разновидность не освобождена от уплаты налогов при добыче.
- Супеси и суглинки за исключением тех, которые являются сырьём для цементной промышленности.
- Глины кроме тех, которые используются в фарфоро-фаянсовой, огнеупорной и цементной промышленности. Сюда также не включены формовочные, абразивные и стекольные разновидности.
Объектом налогообложения является объём добытого. Выплата налога производится по месту нахождения участка работ юридического лица или индивидуального предпринимателя. Самостоятельной регистрации не требуется, так как налоговая самостоятельно производит постановку на учёт.
История развития налога на добычу полезных ископаемых
Они учитываются согласно:
- ФЗ-41 от 26/03/98 г.«О драгметаллах»;
- правительственному постановлению №731 от 28/09/2000 г.
В указанных документах содержатся правила учета, хранения этого вида ПИ, подготовки отчетности по ним. Добытые драгметаллы оцениваются исходя из реализационных цен на химически чистый металл (без НДС), уменьшенных на затраты по очистке от примесей, доставки до потребителя.
Если в текущем периоде информация о ценах отсутствует, берутся расчеты за предыдущие месяцы. Стоимость единицы добытого ПИ определяется с учетом доли химически чистого драгметалла в единице добытого ПИ и стоимости единицы очищенного металла.
Иными словами, стоимость единицы добытого ПИ = доля чистого металла в добытом ПИ (в нат. измерителях) * стоимость проданного чистого металла (исключая НДС) – затраты на очистку (аффинаж) – транспортные издержки /количество проданного металла.
Налоговая база – стоимость добытого драгметалла, рассчитывается умножением стоимости единицы добытого ПИ на объем его добычи. Особенности исчисления отражают ст. 339 (п. 4, 5), 340 (п. 5) НК РФ.
При расчетах может использоваться коэффициент территории добычи (Ктд). Его размеры определяют ст. 342.3, 342.3-1 НК РФ. Ктд связан со статусом территории опережающего экономразвития и резидентами-добытчиками на этих территориях (ФЗ-473 от 29/12/14 г.) либо со статусом участника инвестиционного проекта в регионе (ст. 25.8 НК РФ).
- НДПИ предполагает отдельный расчет по каждому ПИ.
- База налога рассчитывается чаще всего по стоимости добычи полезного ископаемого, с применением процентных ставок НДПИ.
- Расчет налога по количеству добытого, твердые ставки применяются в отношении ограниченного числа наименований ПИ.
- Расчетные методики и нюансы НДПИ подробно изложены в гл. 26 НК РФ.
РАЗДЕЛ 6. ПЛАТЕЖИ ЗА ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ
Налоговый кодекс РФ устанавливает следующие ставки налога на добычу полезных ископаемых (см. ст. 342 НК).
Налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов (0 рублей в случае, если в отношении добытого полезного ископаемого налоговая база определяется в соответствии со статьей 338 настоящего кодекса как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении) при добыче:
— полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых.
Показатель |
Годы |
||||||
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
|
Все поступления по |
18,5 |
133,4 |
305,9 |
354,0 |
535,5 |
928,7 |
— |
В том числе: |
|||||||
топливная |
10,8 |
99,3 |
270,9 |
315,5 |
483,4 |
867,0 |
1090,7 |
В том числе: |
|||||||
нефтедобыча |
9,2 |
72,3 |
236,5 |
292,6 |
420,5 |
758,2 |
986,6 |
нефтепереработка |
0,1 |
0,5 |
2,5 |
0,8 |
0,6 |
— |
17,0 |
газовая |
1,0 |
18,1 |
28,1 |
18,7 |
57,6 |
79,2 |
90,5 |
угольная |
0,2 |
3,6 |
3,2 |
3,3 |
4,4 |
5,0 |
5,1 |
Однако, заботясь о пополнении бюджета, государство создало и новые серьезные проблемы. Действительно, платежи в бюджет по налогу многократно возросли, но при этом в развитии особенно топливных отраслей стали возникать трудности.
Так, один из замененных НДПИ платежей — отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы — носил целевой характер и обязывал по закону государство и разработчиков природных ресурсов расходовать подобные отчисления строго на геолого-разведочные работы и пополнение промышленных запасов. С введением НДПИ таких отчислений не стало, государство перестало выделять средства на проведение данных работ, а разработчики резко сократили их финансирование.
С отменой отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы объемы геолого-разведочных работ, например в основных нефтегазодобывающих регионах России, уменьшились в 1,5 — 1,8 раза, что постепенно привело к существенному падению промышленных запасов нефти и природного газа. Если в 2001 г. общий объем финансирования геолого-разведочных работ на нефть и газ составлял 46,2 млрд руб., то уже в 2002 г. он сократился до 31,8 млрд руб., или на 31,2%. Одновременно сократились и объемы разведочного бурения. Все это не могло не сказаться на пополнении запасов нефти и природного газа.
НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых) — история, подробный обзор
Налоговой базой является:
количество добытых полезных ископаемых – при добыче нефти, природного газа, газового конденсата (за исключением добытых на новых морских месторождениях углеводородного сырья), угля, а также многокомпонентных комплексных руд, добываемых на участках недр, расположенных полностью или частично на территории Красноярского края;
стоимость добытых полезных ископаемых – при добыче других полезных ископаемых, а также при добыче нефти, природного газа, газового конденсата на новых морских месторождениях углеводородного сырья.
Налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого.
Стоимость добытых полезных ископаемых определяется следующими способами:
- исходя из сложившихся цен реализации добытых полезных ископаемых;
- исходя из сложившихся цен реализации без учета субсидий из бюджета на возмещение разницы между оптовой ценой и расчетной стоимостью;
- исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых. Способ оценки, исходя из расчетной стоимости полезных ископаемых, применяется в случае отсутствия их реализации в соответствующем налоговом периоде.
Расчеты:
1 Стоимость добытого полезного ископаемого = Количество добытого полезного ископаемого * Стоимость единицы добытого полезного ископаемого 2 Стоимость единицы добытого полезного ископаемого = Выручка от реализации добытого полезного ископаемого Количество реализованного добытого полезного ископаемого
или
Стоимость единицы добытого полезного ископаемого = Расчетная стоимость полезного ископаемого Количество добытого полезного ископаемого 3 Выручка от реализации полезных ископаемых = Цена без учета НДС и акциза — Сумма расходов налогоплательщика по доставке полезного ископаемого
Расчетная стоимость добытого полезного ископаемого определяется налогоплательщиком самостоятельно на основании данных налогового учета, при этом применяется тот порядок признания доходов и расходов, который предусмотрен для определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
При определении расчетной стоимости учитываются следующие виды расходов, связанные с добычей полезных ископаемых:
Прямые расходы.
Это могут быть материальные расходы, расходы на оплату труда, на амортизацию основных средств, используемых при добыче полезных ископаемых, суммы страховых взносов. Налогоплательщик самостоятельно определяет в учетной политике для целей налогообложения перечень прямых расходов, связанных с добычей полезных ископаемых. Указанные расходы, произведенные в течение налогового периода, распределяются между добытыми полезными ископаемыми и остатком незавершенного производства на конец налогового периода.
Косвенные расходы.
Это материальные расходы (за исключением относящихся к прямым), расходы на ремонт основных средств, расходы на освоение природных ресурсов, на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств, расходы, связанные с консервацией и расконсервацией производственных мощностей и объектов, прочие расходы.
Косвенные расходы распределяются между затратами на добычу полезных ископаемых и затратами на иную деятельность налогоплательщика пропорционально доле прямых расходов, относящихся к добыче полезных ископаемых, в общей сумме прямых расходов. Сумма косвенных расходов, относящаяся к добытым полезным ископаемым, полностью включается в расчетную стоимость добытых полезных ископаемых за соответствующий налоговый период.
Согласно НК РФ полезное ископаемое — это продукт горнодобычи и карьерной разработки, содержащийся в минеральном сырье. Продукция должна соответствовать стандарту.
Добыча полезных ископаемых лицензируется государством. Организации и ИП, получившие такое разрешение на пользование недрами, ставятся в ФНС на особый учет не позднее 30 дней после получения. По общему правилу регистрация добытчика ископаемого сырья производится по месту нахождения участка недр. Если же он расположен вне территории страны, плательщик налога ставится на учет по месту его нахождения.
Облагаются полезные ископаемые (ПИ), по тексту ТК РФ, ст. 336:
- добытые на территории России;
- извлеченные из отходов добычи (если на такое извлечение нужна лицензия);
- добытые за границей (если участок под юрисдикцией РФ, арендуется у государств, используется по международному договору).
Не облагаются:
- распространенные ПИ (песок, мел, некоторые глины);
- подземные воды, если их добыл ИП для личных нужд;
- минералы в коллекции;
- добытые ПИ, если производились работы с охраняемыми геологическими объектами;
- ПИ из отходов, отвалов, находящихся в собственности, если налог уже рассчитывался при добыче, и др.
Добытые полезные ископаемые облагаются по ставкам двояко:
- в процентах (адвалорная);
- в рублях за тонну (специфическая, твердая).
Соответственно, процентные играют роль, если база выражена в стоимостном эквиваленте, а твердые имеют отношение к натуральному количественному базовому показателю добычи. «Количественная» база применяется к газу, нефти, углю, газоконденсату, многокомпонентным рудным ПИ Красноярского края. Это положение не касается новых месторождений в море. «Стоимостная» охватывает остальные ПИ, нефть, газ (и конденсат), уголь из новых морских мест добычи.
Льгот по этому налогу нет. Однако фактически льготой можно считать нулевую ставку НДПИ, имеющую отношение (по тексту ст. 342, п. 1) к:
- нормативным потерям ПИ (они определяются правительственным постановлением №921 от 29/12/01 г.);
- попутному газу;
- разработке некондиционных, низкокачественных ПИ, списанных;
- водам, содержащим полезные ископаемые, добываемым попутно с другой добычей ПИ или при осуществлении подземных работ;
- минеральным водам, прямо используемым в лечении, без продажи;
- подземным водам для полива сельхозкультур;
- вскрышным слоям, покрывающим слой ПИ, вмещающим ПИ породам;
- нормативным отходам горнодобычи и переработки.
Кроме того, в определенных условиях и к определенным ПИ при расчете налога могут применяться понижающие коэффициенты. Налоговые вычеты, предусмотренные ст. 343.2 для ХМАО, Башкортостана и др., тоже можно отнести к фактическим льготам.
По каждому ПИ делается отдельный расчет. Ставки приведены в ст. 342 НК РФ. Налоговый период — месяц.
С началом фактической добычи возникает обязанность декларировать налог. Расчет подается месту нахождения, по месту жительства (ст. 345 НК РФ), не позже последнего числа последующего месяца. Формируется декларация помесячно, без нарастающего итога. Уплачивается налог до 25 числа последующего месяца, по месту расположения участков добычи, а если они находятся за пределами страны – по месту нахождения юрлица, жительства ИП.
Налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья
Налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (НДД) регулируется гл. 25.4 НК РФ. Начало действия НДД — 01.01.2019.
НДД можно назвать «пилотным» проектом перспективного перехода от уплаты НДПИ к новой системе налогообложения для нефтяной отрасли в случае ее успешной реализации, пока ограниченной определенным перечнем месторождений и рядом условий.
Идея изменения существующей системы налогообложения углеводородных ресурсов появилась и стала обсуждаться еще в 2015 г., когда Минэнерго РФ и
Минфин РФ предложили два альтернативных законопроекта по введению налога на финансовый результат (НФР) и налога на «добавленный» доход (НДД), направленные на решение помимо фискальной задачи государства по обеспечению доходов бюджета, регулирующей задачи по стимулированию увеличения добычи нефти за счет повышения ее эффективности.
На окончательное решение властей повлияли условия наблюдающегося внешнего падения мировых цен на нефть вследствие неблагоприятной экономической конъюнктуры мировой экономики в целом и нефтяного рынка в частности, применения к России экономических санкций, а также внутренних тенденций по снижению качества запасов российской нефти, падения добычи действующих месторождений и недостаточности инвестиций в новые технологии, которые бы повышали нефтяную отдачу.
Предложенный подход включил замену налогообложения в отношении выработанных, а также новых месторождений с трудноизвлекаемыми запасами или неразвитой инфраструктурой с количества добытого на финансовый результат от реализации, что в наибольшей степени могло бы способствовать возможности экономического стимулирования добычи нефти на низкодоходных выработанных и новых месторождениях.
Оба новых налога были направлены на обложение финансового результата и учет расходов на добычу нефти и ее транспортировку в отношении низкодоходных месторождений: НДД — для новых, НФР — для действующих.
Предпочтение было отдано доработанному НДД как стимулирующему механизму, способному учесть реальную себестоимость разработки месторождения, повысить рентабельность проектов по добыче углеводородного сырья и стимулировать разработку зрелых месторождений.
Влияние налога на добычу нефти (НДПИ) при поставках ее на внутренний и внешний рынки
Показатель |
Годы |
||||||
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
|
Общий объем |
323,5 |
348,1 |
379,6 |
421,3 |
459,3 |
459,1 |
463,8 |
Доля нефти, |
55,2 |
53,5 |
50,3 |
46,9 |
43,9 |
45,0 |
46,7 |
Доля нефти, |
44,8 |
46,5 |
49,7 |
53,1 |
56,1 |
55,0 |
53,3 |
Средняя цена |
1 546 |
1 504 |
1 929 |
2 065 |
3 246 |
4 812 |
4 434 |
Средняя цена |
5 066 |
4 714 |
4 862 |
5 118 |
6 280 |
9 280 |
11 530 |
Общая выручка на |
276,0 |
279,0 |
368,2 |
407,8 |
655,0 |
994,2 |
959,5 |
Общая выручка на |
734,6 |
763,3 |
917,5 |
1 145,4 |
1 617,7 |
2 343,2 |
2 762,1 |
Ставка налога, |
- |
- |
340,0 |
340,0 |
347,0 |
419,0 |
419,0 |
Поправочный |
- |
- |
1,8 |
2,0 |
2,6 |
3,9 |
5,1 |
Общая ставка |
- |
- |
612,0 |
680,0 |
902,2 |
1 634,1 |
2 136,9 |
Общие выплаты по |
- |
- |
236,5 |
292,6 |
420,5 |
758,2 |
986,3 |
в том числе: |
- |
- |
118,9 |
137,3 |
184,6 |
341,2 |
460,6 |
при поставках на |
- |
- |
117,5 |
155,3 |
235,9 |
417,0 |
525,7 |
Доля НДПИ от |
- |
- |
32,3 |
33,7 |
28,2 |
34,3 |
48,0 |
Доля НДПИ от |
- |
- |
12,8 |
13,5 |
14,6 |
17,8 |
19,0 |
Следовательно, при единой ставке НДПИ эффективность продаж сырья на внешних рынках многократно превышает при поставках его на внутренний рынок. По нефти положение усугубляется еще и тем, что базовая ставка НДПИ постоянно корректируется в связи с ростом мировых цен на нефть и изменением валютного курса рубля. За 2002 — 2006 гг. эта ставка возросла в 3,5 раза — с 612 руб/т до 2136,9 руб/т (см. табл. 2).
Глава 26. Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Ставка по нему в рублях за тонну, учитываются и дефляторы — коэффициенты, устанавливающиеся приказами Минэкономразвития поквартально, по разновидностям углей.
НДПИ можно уменьшить на затраты, касающиеся охраны труда (ст.343.1 НК). Они берутся как налоговый вычет по НДПИ или входят базу по налогу на прибыль (гл. 25 НК). Указанная статья предполагает применение коэффициента Кт при исчислении предельного вычета по налогу. Он учитывает насыщенность пласта метаном и степень опасности самовозгорания угля. Расчет показателя делается по правилам, утверждаемым Правительством (№462 от 10/06/11 г.). Сумма налога умножается на этот коэффициент, по местам добычи ПИ. Предельная величина Кт — 0,3.
Они учитываются согласно:
- ФЗ-41 от 26/03/98 г.«О драгметаллах»;
- правительственному постановлению №731 от 28/09/2000 г.
В указанных документах содержатся правила учета, хранения этого вида ПИ, подготовки отчетности по ним. Добытые драгметаллы оцениваются исходя из реализационных цен на химически чистый металл (без НДС), уменьшенных на затраты по очистке от примесей, доставки до потребителя.
Если в текущем периоде информация о ценах отсутствует, берутся расчеты за предыдущие месяцы. Стоимость единицы добытого ПИ определяется с учетом доли химически чистого драгметалла в единице добытого ПИ и стоимости единицы очищенного металла.
Иными словами, стоимость единицы добытого ПИ = доля чистого металла в добытом ПИ (в нат. измерителях) * стоимость проданного чистого металла (исключая НДС) – затраты на очистку (аффинаж) – транспортные издержки /количество проданного металла.
Налоговая база – стоимость добытого драгметалла, рассчитывается умножением стоимости единицы добытого ПИ на объем его добычи. Особенности исчисления отражают ст. 339 (п. 4, 5), 340 (п. 5) НК РФ.
При расчетах может использоваться коэффициент территории добычи (Ктд). Его размеры определяют ст. 342.3, 342.3-1 НК РФ. Ктд связан со статусом территории опережающего экономразвития и резидентами-добытчиками на этих территориях (ФЗ-473 от 29/12/14 г.) либо со статусом участника инвестиционного проекта в регионе (ст. 25.8 НК РФ).
- НДПИ предполагает отдельный расчет по каждому ПИ.
- База налога рассчитывается чаще всего по стоимости добычи полезного ископаемого, с применением процентных ставок НДПИ.
- Расчет налога по количеству добытого, твердые ставки применяются в отношении ограниченного числа наименований ПИ.
- Расчетные методики и нюансы НДПИ подробно изложены в гл. 26 НК РФ.
До введения главы 26 НК РФ «Налог на добычу полезных ископаемых» система платежей при пользовании недрами была установлена Законом РФ «О недрах». Существовало 4 вида платежей:
сбор за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензий;
платежи за пользование недрами;
отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
акцизы.
Из указанных платежей налоговыми платежами являлись все, кроме сбора за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензий.
Вторая из указанных групп платежей — платежи за пользование недрами — включала, в свою очередь:
- -платежи за добычу полезных ископаемых;
- -платежи за проведение поисковых и разведочных работ;
- -платежи за пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в том числе для строительства и эксплуатации подземных сооружений.
Показатель |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
Нефтяной сектор |
11,7 |
16,6 |
30,2 |
43,5 |
45,0 |
52,5 |
70,7 |
82,5 |
83,2 |
Газовый сектор |
26,3 |
27,1 |
44,0 |
44,6 |
36,2 |
48,2 |
45,5 |
50,9 |
50,4 |
Нефтегазовый сектор в целом |
18,2 |
20,0 |
34,9 |
43,9 |
42,2 |
51,4 |
65,3 |
75,7 |
76,6 |
ТЕМА 6.1. НАЛОГ НА ДОБЫЧУ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ
Этот налог взимался ещё в Российской империи, первоначально он представлял собой получение дохода от регалий. Этим словом обозначались государственные предприятия. Те, которые занимались добычей полезных ископаемых, назывались горными регалиями.
В мировой практике налог на добычу полезных ископаемых начал применяться в 19 веке в Пруссии и Франции. Применялись две разновидности:
- Постоянный;
- Пропорциональный;
Первый считался на основе площади поверхности земли, занятой разработками, второй — представлял собой долю от полученной выручки. Например, в Пруссии, начиная с 1865 года, ставка составляла 2%. В Англии обложение дохода от такой деятельности осуществлялось на общем основании — необходимо было заплатить подоходный налог (НДФЛ).
В РФ использование недр стало платным после принятия закона «О недрах» № 2395-1 от 21 февраля 1992 года. Платежи делались в размерах, которые были практически неощутимы для государственного бюджета. В этом законе предусматривалось несколько видов обязательных платежей, связанных с добычей полезных ископаемых. Важнейшие определения были рамочными, а точные нормы устанавливались при помощи межведомственных инструкций. Допускалось внесение платежей денежными суммами или при помощи добытых полезных ископаемых.
Ставка налога различается по видам добытых ресурсов. По НДПИ различают:
- адвалторные (в процентах);
- специфические (в рублях);
- нулевые ставки.
Нулевая ставка применяется по отношению к некондиционным ископаемым, минеральным водам, подземным водам для нужд сельского хозяйства и другим видам ресурсов, предусмотренным ст.342 НК РФ.
Там же прописана величина прочих налоговых ставок. Например, по торфу она составляет 4%, а по соли – 6%. Поскольку основным показателем для определения налоговой базы по добыче нефти и газа является количественное выражение, то ставка налога определяется не в процентах, а в рублях. На некоторые виды ископаемых распространяется ставка 30%.
Плательщиками НДПИ являются те, кто признаны пользователями месторождений. Существуют различные виды использования:
- Добыча полезных ископаемых.
- Геологические изыскания. Они могут проводиться для разведки месторождений или для других целей, например, для исследования строения грунта при строительстве высотных месторождений.
- Разработка технологий добычи.
- Сбора коллекционных материалов минералогического или палеонтологического характера.
- Образование охраняемых объектов геологической направленности. Это могут быть, например, научные или учебные полигоны, геологические заповедники.
Недры могут быть предоставлены государством для использования несколькими из указанных способов одновременно. Налог платится только тогда, когда выполняется добыча полезных ископаемых. Это должно происходить на российской территории или других участках, находящихся в её юрисдикции.
В статье 336 указано, какая именно деятельность облагается налогами. Речь идёт о следующих видах:
- Добыча полезных ископаемых из земли.
- Добыча их из отвалов в тех случаях, когда на такую деятельность предусмотрена выдача лицензии.
В статье 337 Налогового Кодекса РФ указан список полезных ископаемых, за добычу которых необходимо платить налог. В него входят:
- каменный уголь;
- бурый уголь;
- нефть;
- газ;
- сланцы;
- антрациты;
- торф;
- руды металлов;
- драгоценные природные камни;
- радиоактивные вещества;
- некоторые другие виды полезных ископаемых;
НДПИ не нужно платить в тех случаях, когда происходит добыча следующих природных богатств:
- Добыча общераспространённых разновидностей и получение подземной воды при условии, что эти ресурсы не входят в государственный баланс полезных ископаемых.
- Добыча геологических материалов коллекционного назначения.
- Если полезные ископаемые были добыты при обслуживании, восстановлении охраняемых геологических памятников.
- Если происходит добыча из собственных отвалов.
- Извлечение дренажных вод при добыче ископаемых или строительстве сооружений.
- При получении метана из угольных пластов.
Список общераспространённых полезных ископаемых отличается в различных регионах. Для Москвы он включает в себя следующее:
- Песок, за исключением нескольких его разновидностей (формовочного, абразивного, применяемого для производства фарфора и фаянса и некоторых других).
- Известняк (сюда не включаются разновидности, используемые в цементной, металлургической, химической промышленности или для подкормки птиц).
- Песчано-гравийные породы.
- Сапропель. Однако лечебная разновидность не освобождена от уплаты налогов при добыче.
- Супеси и суглинки за исключением тех, которые являются сырьём для цементной промышленности.
- Глины кроме тех, которые используются в фарфоро-фаянсовой, огнеупорной и цементной промышленности. Сюда также не включены формовочные, абразивные и стекольные разновидности.
Объектом налогообложения является объём добытого. Выплата налога производится по месту нахождения участка работ юридического лица или индивидуального предпринимателя. Самостоятельной регистрации не требуется, так как налоговая самостоятельно производит постановку на учёт.
Важное изменение законодательства в части регулирования НДПИ вступили в силу 1 сентября 2013 года. Федеральным Законом от 23 июля 2013 года № 213-ФЗ был расширен и уточнён перечень объектов налогообложения – введено понятие залежей углеводородного сырья.
С 01 января 2021 года вступили в силу поправки в Налоговый кодекс РФ, изменяющие регулирование налогообложения:
- определены льготные условия в отношении налогообложения ресурсов, добытых из участков недр, полностью или частично расположенных в Каспийском море (ст. 342.5 НК РФ);
- уточнён перечень драгоценных металлов, которые отнесены к добытым минерально-сырьевым ресурсам, а значит и к объекту налогообложения (ст.337 НК РФ);
- в отношении добытых нефти, газа и газового конденсата введены новые коэффициенты, применяющиеся при расчете налога (ст. 342.4, 342.5 НК РФ);
- увеличены пени за просрочку уплаты налога.
С 01 января 2021 года в Налоговом кодексе РФ закреплено предоставление налоговые преференций для участников региональных инвестиционных проектов, в том числе и по НДПИ (изменения внесены Федеральным законом от 23 мая 2021 года № 144-ФЗ).
Среди основных изменений в части налогообложения НДПИ, которые стоит ожидать в 2017-2018 годах, можно отметить:
- установление ставок НДПИ по иным, кроме угля, видам твёрдых минерально-сырьевых ресурсов в привязке к мировым ценам;
- введение дополнительных мер налогового стимулирования недропользования на новых участках недр, а также на участках со сложными условиями добычи ресурсов;
- передача органам власти субъектов РФ полномочий по установлению ставок НДПИ и оценке налоговой базы для общераспространенных видов минерально-сырьевых ресурсов;
- дальнейшее применение понижающих коэффициентов для предприятий, осуществляющих деятельность по добыче минерально-сырьевых ресурсов.
Налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья
Налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (НДД) регулируется гл. 25.4 НК РФ. Начало действия НДД — 01.01.2019.
НДД можно назвать «пилотным» проектом перспективного перехода от уплаты НДПИ к новой системе налогообложения для нефтяной отрасли в случае ее успешной реализации, пока ограниченной определенным перечнем месторождений и рядом условий.
Идея изменения существующей системы налогообложения углеводородных ресурсов появилась и стала обсуждаться еще в 2015 г., когда Минэнерго РФ и
Минфин РФ предложили два альтернативных законопроекта по введению налога на финансовый результат (НФР) и налога на «добавленный» доход (НДД), направленные на решение помимо фискальной задачи государства по обеспечению доходов бюджета, регулирующей задачи по стимулированию увеличения добычи нефти за счет повышения ее эффективности.
На окончательное решение властей повлияли условия наблюдающегося внешнего падения мировых цен на нефть вследствие неблагоприятной экономической конъюнктуры мировой экономики в целом и нефтяного рынка в частности, применения к России экономических санкций, а также внутренних тенденций по снижению качества запасов российской нефти, падения добычи действующих месторождений и недостаточности инвестиций в новые технологии, которые бы повышали нефтяную отдачу.
Предложенный подход включил замену налогообложения в отношении выработанных, а также новых месторождений с трудноизвлекаемыми запасами или неразвитой инфраструктурой с количества добытого на финансовый результат от реализации, что в наибольшей степени могло бы способствовать возможности экономического стимулирования добычи нефти на низкодоходных выработанных и новых месторождениях.
Оба новых налога были направлены на обложение финансового результата и учет расходов на добычу нефти и ее транспортировку в отношении низкодоходных месторождений: НДД — для новых, НФР — для действующих.
Предпочтение было отдано доработанному НДД как стимулирующему механизму, способному учесть реальную себестоимость разработки месторождения, повысить рентабельность проектов по добыче углеводородного сырья и стимулировать разработку зрелых месторождений.