Штраф за шашку такси и за работу без лицензии
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штраф за шашку такси и за работу без лицензии». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Нарушения трудового или миграционного законодательства всегда становятся причиной неприятностей. Работать с иностранцами легко, если соблюдены все правила, однако при малейшем отступлении от них может быть использована административная ответственность. Если опыта найма на работу мигрантов нет, лучше проконсультироваться с юристом заранее — это позволит избежать штрафа в будущем. Подделка документов, даже если действия выполнил сам иностранец, — неверный путь к спокойствию, поскольку в любом случае работодатель также несёт за неё ответственность. Единственная возможность работать без неприятных сюрпризов — зорко следить за соблюдением всех требований и контролировать документы работника-иностранца.
Штраф за отсутствие шашек на такси
Статья 11.141 КоАП предусматривает штраф за использование в качестве такси автомобиля, на котором не установлены фонарь такси или наклейки в виде шашек:
3. Отсутствие на транспортном средстве, используемом для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа, цветографической схемы легкового такси и (или) опознавательного фонаря на крыше указанного транспортного средства —
влечет наложение административного штрафа на водителя в размере трех тысяч рублей; на должностных лиц — десяти тысяч рублей; на юридических лиц — пятидесяти тысяч рублей.
Штраф за отсутствие фонаря или «шашек» составляет 3 000 рублей.
Примечание. В отличие от рассмотренных выше штрафов, данный штраф накладывается только 1 раз. То есть если на машине нет ни фонаря, ни цветографических схем, то будет наложен только 1 штраф в размере 3 000 рублей.
Еще одна особенность данного штрафа — он накладывается не сотрудниками ГИБДД, а сотрудниками органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего региональный государственный контроль в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси.
Таблица штрафов для таксистов
№ | Нарушение | Штраф |
1 | Отсутствие лицензии при себе | 5 000 |
1.1 | Отсутствие лицензии в принципе | 50 000 |
2 | Отсутствие путевого листа | 500 |
3 | Незаконная установка фонаря такси | 5 000 |
4 | Незаконное нанесение шашек | 5 000 |
5 | Управление автомобилем с незаконным фонарем | 5 000 |
6 | Управление автомобилем с незаконными шашками | 5 000 |
7 | Отсутствие фонаря или шашек на такси | 3 000 |
8 | Невыдача чека | 1 000 |
9 | Неразмещение обязательной информации | 1 000 |
Порядок назначения штрафа за перевозку пассажиров без лицензии
Водители такси достаточно часто проверяются сотрудниками ГИБДД на дороге. Проверяют наличие документов, в том числе разрешения на работу такси.
Кроме сотрудников ГИБДД правом проверять водителей и перевозчиков наделены государственные транспортные инспекторы — должностные лица Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и ее территориальных органов (Ространснадзор).
Рейды проводятся регулярно и часто бывают совместными.
Если проверяющий обнаружил нарушение и начал составлять протокол, водитель вправе
— вносить в него свои пояснения и (или) возражения,
— вносить в протокол ходатайства (например, о рассмотрении дела по месту жительства).
Обычно протокол составляется сразу, но если приходится искать паспортные данные владельца, то в течение 2 суток с момента выявления нарушения (ст. 28.5 КоАП РФ).
По общему правилу, штраф должен быть уплачен в полном размере не позднее 60 дней со дня вступления постановления в законную силу (п. 1 ст. 32.2 КоАП РФ).
По нарушениям, указанным в главе 12 КоАП РФ, штраф можно оплатить в размере половины суммы. В нашем случае, это штрафы, полученные за отсутствие при проверке документов (п. 2.1 ст. 12.3 КоАП), за незаконное нанесение на машину опознавательных признаков такси (п. 2 и п. 3 ст. 12.4 КоАП, п.7 ст. 12.5 КоАП РФ). Условием уплаты штрафа в размере половины суммы является его оплата не позднее 20 дней со дня вынесения постановления о его наложении (п. 1.3 ст. 32.2 КоАП РФ). Течение срока начинается на следующий день после дня вынесения постановления и заканчивается в последний день установленного срока. Если последний день срока выпадает на выходной, то он переносится на первый рабочий день после выходных (ст. 4.8 КоАП РФ).
Что касается штрафов за отсутствие разрешения на занятие таксомоторной деятельность, а также лицензируемой деятельностью по перевозкам пассажиров автобусами и маршрутными такси, то они оплачиваются только в полном размере.
***
Таким образом, для использования автомобиля в качестве такси необходимо получить специальное разрешение, которое оформляется в отношении конкретной машины. Если водитель на постоянной основе занимается перевозкой людей на легковом такси, то ему следует всегда иметь этот документ при себе.
Оснований для применения в отношении водителя такси или таксомоторного предприятия штрафных санкций законом предусмотрено немало, и применяться они могут одновременно. Размеры штрафов за езду без лицензии для такси в 2022 году пока остались прежними. Они зависят от состава и субъекта правонарушения.
Нарушения трудового законодательства
Есть свой перечень штрафных санкций и за нарушение трудового законодательства, в таких случаях наказание будет назначено не только работодателю, но и самому работнику-иностранцу:
- Работа без оформления (без зачисления в штат и заключения трудового договора).
- Оформление трудового договора с нарушениями или ошибками.
В обоих случаях работодатель будет привлечён к административной ответственности, но суммы штрафов будут разными, в зависимости от того, кем окажется нарушитель:
- физлицу придётся заплатить от 5 до 10 тысяч рублей;
- должностное лицо будет платить больше — от 10 до 20 тысяч рублей;
- юрлицо в случае нарушения ТК РФ получит штраф в размере от 50 до 100 тысяч рублей.
Важно: сам иностранец в случае нелегальной работы заплатит штраф в размере 5000 рублей и будет выслан из Российской Федерации за нарушение Трудового кодекса.
Если нарушены условия охраны труда (нормативные требования), то админответственность может быть такой:
- просто нарушены нормы охраны труда — от 2 до 5 тысяч рублей заплатит должностное лицо, а юридическое — от 50 до 80 тысяч рублей;
- неправильно проведена оценка условий труда — от 5 до 10 тысяч рублей для должностного лица, от 60 до 80 тысяч рублей штрафа для юридического;
- работник-иностранец допущен к работе без прохождения обязательного обучения и, что важно, без проверки того, насколько он знает требования охраны труда, или же без прохождения медосмотра (психического освидетельствования), при наличии противопоказаний с медицинской стороны для выполнения работы — от 15 до 25 тысяч рублей денежного взыскания назначат должностному лицу, от 110 до 130 тысяч рублей придётся заплатить юридическому;
- работники-мигранты не обеспечены средствами индивидуальной защиты — от 20 до 30 тысяч рублей отдаст в качестве штрафа должностное лицо, а юридическое заплатит от 130 до 150 тысяч рублей.
Важно: при повторном нарушении по всем вышеперечисленным пунктам должностное лицо подлежит дисквалификации на срок от года до трёх вместе со штрафом в сумме от 30 до 40 тысяч рублей, а юридическому лицу грозит приостановка деятельности на срок до 90 суток, а параллельно штраф в размере от 100 до 200 тысяч рублей.
В каких случаях считается, что в машине лишний пассажир
Если в машине больше 5 человек, то для обычной легковушки это нарушение правил. По ПДД (пункт 22.8) разрешается провозить количество людей, которое предусмотрено техническими характеристиками транспортного средства. Для стандартного легкового автомобиля – это пять человек, включая водителя.
К грузовым автомобилям предъявляются еще более строгие требования, так как нарушения грозят более серьезными последствиями и могут привести к гибели большого числа людей на дороге. Перевозить пассажиров можно в кабине с учетом числа посадочных мест. Посадить людей в кузов допускается только в том случае, если соблюдаются требования п. 22 ПДД. В противном случае штраф составит 1000 рублей (ст. 12.23 КоАП РФ, ч. 2). Сумма фиксированная и не меняется в зависимости от числа пассажиров.
Водитель, перевозящий людей в кузове грузовика, не будет оштрафован, если соблюдаются все следующие условия (п. 22 ПДД):
-
находящийся за рулем имеет водительское удостоверение на право управления ТС категории «C» или «C1» минимум в течение 3 лет;
-
при перевозке 8-16 человек (включая пассажиров в кабине) необходимо водительское удостоверение на право управления ТС категории «D» или «D1»;
-
в случае перевозки более 16 человек требуется наличие категории «D»;
-
число перевозимых людей не может превышать количество сидений;
-
машина должна быть исправна;
-
грузовик с бортовой платформой должен быть оборудован сиденьями, установленными на высоте 30-50 см от пола и минимум 30 см от верхнего края борта.
-
сиденья, размещенные вдоль заднего или бокового борта, должны иметь надежные спинки;
-
перевозка детей в кузове запрещена.
Штраф за перевозку пассажиров в грузовом фургоне, прицепе, в кузове грузовика (лишний пассажир на мотоцикле)
Этот случай считается более опасный. По крайней мере, так можно сказать по сумме штрафа, который будет выписан. Так, например, если водитель перевозит людей в кузове на необорудованных для этого пассажирских местах, то ему грозит наказание исходя из нормы статьи 12.23 КоАП РФ, часть 2…
Перевозка людей вне кабины автомобиля (за исключением случаев, разрешенных Правилами дорожного движения), трактора, других самоходных машин, на грузовом прицепе, в прицепе-даче, в кузове грузового мотоцикла или вне предусмотренных конструкцией мотоцикла мест для сидения — влечет наложение административного штрафа в размере 1000 рублей. |
Как бороться с нарушением пассажирских перевозок?
Правительство Российской Федерации и иные контролирующие органы прилагают максимум усилий – делают все возможное для упрощения схемы легализации регулярных и заказных перевозок, базирующихся на увеличении суммы штрафов.
В настоящее время статьей 14.1.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта без лицензии и с нарушением условий, предусмотренных лицензией.
Размер штрафа составит:
- для граждан и должностных лиц – 50 000 рублей;
- для индивидуальных предпринимателей – 100 000 рублей;
- для юридических лиц – 400 000 рублей.
Штрафные санкции за перевозку пассажиров без лицензии достаточно большие и определены в следующих размерах.
Размер административного штрафа по статье 14.1.2 КоАП РФ (за отсутствие лицензии на коммерческую перевозку пассажиров) составляет:
- организации (юридическому лицу) – в размере 400 000 рублей,
- предпринимателю – в размере 100 000 рублей,
- гражданину и должностному лицу – в размере 50 000 рублей.
За повторное нарушение по статье 14.1.2 КоАП РФ штраф назначается в тех же размерах, однако для организации (юридического лица), предпринимателя и гражданина предусмотрен дополнительный вид наказания – конфискация транспортного средства.
Размер административного штрафа по статье 19.20 КоАП РФ (за отсутствие лицензии на пассажирские перевозки, проводимые для собственных нужд) составляет:
- организации (юридическому лицу) – в размере от 170 000 рублей до 250 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток,
- предпринимателю – в размере от 30 000 рублей до 40 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток,
- должностному лицу – от 30 000 до 50 000 рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет,
- гражданину – в размере от 500 до 1000 рублей.
При этом сотрудники Ространснадзора по статьям 14.1.2 КоАП РФ и 19.20 КоАП РФ уполномочены только проводить административное расследование и составлять протоколы по административным делам, а выносить постановления по указанным статьям они не имеют права. Соответствующие полномочия имеет только суд.
Исходя из этого, постановление по административному делу выносится судом на основании не только тех доказательств, которые получены сотрудниками Ространснадзора на момент проведения контроля, но и тех, которые могут быть предоставлены самим привлекаемым лицом в рамках административного расследования в административный орган.
А значит в некоторых случаях имеется возможность сформировать и предоставить свои доказательства по делу на стадии административного расследования, что может позволить отменить или уменьшить размер назначаемого штрафа.
Порядок назначения штрафа таксисту в 2021 году
В 2021 году штраф применяется к таксисту на общих основаниях. Назначается он также, в соответствии с общими нормами.
Так, порядок назначения штрафа водителю такси выглядит следующим образом:
Водитель может отказаться получать постановление, в таком случае оно будет заполнено при понятых и выслано ему по почте. Если к ответственности привлекается организация, протокол будет направлен на её адрес.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2.1 КоАП РФ, организация привлекается к административной ответственности, если у неё имелись все условия для соблюдения установленных норм. При этом, в пункте 3 данной нормы указано, что привлечение к ответственности физического лица, не освобождает от наказания организацию. Получается, что санкция может быть применена одновременно к таксисту и к перевозчику.
Чтобы перевозка не считалась незаконной, требуется одновременное выполнение следующих условий:
- организация – перевозчик обязана иметь лицензию за занятие предпринимательской деятельностью, связанной с пассажирскими перевозками. Выдачей разрешений занимается Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, а точнее региональные подразделения этой организации, которые имеются в каждом областном центре РФ;
Чтобы получить лицензию компания или индивидуальный предприниматель (физическое лицо не может получить разрешение ни при каких условиях) должны полностью соответствовать требованиям, предъявляемым законодательными актами РФ к организациям, осуществляющим перевозки людей.
- перевозка, осуществляемая по предварительному заказу, должна производиться на основании письменного договора фрахтования, заключенного между организатором перевозки и пассажиром. Исключение составляют легковые такси, при заказе которых договор фрахтования может заключаться в устном виде;
Приложением к договору аренды транспортного средства являются: путевой лист с указанием маршрута движения, список пассажиров, документы об оплате и так далее.
- если перевозка является регулярной, то в дополнение к основным документам должно быть приложено согласование маршрута, выписанное Департаментом транспорта.
При согласовании маршрута с региональными властями каждому транспортному средству предоставляется номер, а водителю маршрутная карта, которая четко определяет время отправления из начальной точки маршрута, время прибытия в промежуточные пункты, указанные как остановки, время прибытия в пункт назначения.
Водителю так же предоставляется информация об опасных местах в пути следования, о размещении пунктов питания и отдыха пассажиров, о наличии заправочных станций и лечебных учреждений.
«Если договора нет, а автобус вышел на рейс и набрал народ, в этом случае он нелегальный, — рассказывает президент Московского транспортного союза Юрий Свешников. — На каждом остановочном пункте должна быть информация о рейсе. Должен быть номер маршрута, расписание, на информационной табличке должна быть прописана компания-перевозчик, информация о том органе, который осуществляет за этим контроль. Кроме того, эти данные можно сравнить с информацией внутри салона транспортного средства. Информация должна там дублироваться: о компании-перевозчике и о контрольном органе. Если каких-либо из этих сведений нет, у вас должно зародиться сомнение.
Все перевозки осуществляются на основании билетов. Билет является фактом публичного договора перевозки пассажира, так указано в Гражданском кодексе. Если вам его не дают, вас это должно насторожить. Как и в том случае, когда при отсутствии системы безналичной оплаты проезда водитель выдает сомнительные билеты или просто собирает деньги. Потому что закон четко говорит, что это должны быть билеты в виде бланка строгой отчетности, напечатанные типографским способом, при наличии номера и серии каждого билета».
Действительно, билеты — ещё один критерий, когда речь идёт о чистоте рядов пассажирских перевозчиков. Сделать свой сайт может сегодня любой. «Прикрутить» туда систему оплаты картами — тоже. Сайтов-агрегаторов, которые продают билеты на междугородние перевозки, сотни. Кажется, раз билет на них можно оплатить картой, всё официально. Не тут-то было!
Самое опасное, когда на одном сайте собраны и официальные перевозчики, соблюдающие все требования закона, и «левые», владельцев которых волнует лишь одно: набить карман.
Часто это может выглядеть так: билеты продаёт «транспортная компания». Увидев такое «солидное» объявление, доверчивый пассажир, как правило, не выясняет дальнейшие подробности. А если бы выяснил, то обнаружил бы, что конкретные рейсы нередко выполняют индивидуальные предприниматели. То есть сайт продвигает «услуги» неких частных владельцев автобусов и микроавтобусов, занимающихся «серым» бизнесом.
Фото: РИА Новости
По словам председателя Общероссийского объединения пассажиров Ильи Зотова, зазывалы у метро и вокзалов переместились в интернет. Перевозчики используют сайты бронирования поездок и поиска попутчиков. «Пассажир при этом, выбирая легковой автомобиль, оказывается в нелегальном автобусе, где от 20 до 50 мест, — отмечает Зотов. — Мы выявили 236 сайтов по бронированию билетов у нелегалов. Информацию передали в Генпрокуратуру и Роскомнадзор. В октябре на популярном сайте BlablaCar нашли 786 нелегальных маршрутов междугородних автобусов из Москвы. В регионах ситуация имеет не меньший масштаб».
К примеру, официальные перевозчики Екатеринбурга вынуждены были подать в декабре коллективную жалобу в 14 ведомств (включая Минтранс, налоговую службу и УФСБ) с требованием запретить в регионе сервисы «Яндекс.Автобусы», BlaBlaCar и др. Как говорится в обращении, нелегальные перевозчики при содействии интернет-агрегаторов, «не неся практически никаких затрат на обеспечение транспортной безопасности, скрывая доходы от налогообложения и не подвергаясь штрафным санкциям, откровенно демпингуют на рынке, составляя незаконную и недобросовестную конкуренцию легальным перевозчикам».
Проблему давно пора решать
Эксперты в один голос говорят, что необходимо принимать решительные и комплексные меры по наведению порядка в сфере межрегиональных автобусных перевозок. Важнейшая роль здесь отводится государству как заказчику транспортных услуг для населения. Однако существующие механизмы и в целом система регулирования отрасли недостаточно эффективны. Обязательное получение лицензии, которое внедряется со следующего года, также не является панацеей. Нелегалы умело используют лазейки в законодательстве (например, проводят регистрацию на физическое лицо, манипулируют лицензиями и т. д.) и продолжают спокойно заниматься своим «бизнесом», выдавливая с рынка официальных перевозчиков.
На помощь могут прийти современные технологии, которые позволят автоматизировать систему контроля за автобусными перевозками и минимизировать влияние человеческого фактора. Такие технологические разработки уже есть, остается только их внедрить и эффективно использовать.
Среди дополнительных действенных мер эксперты называют государственное регулирование сервисов попутных перевозок, повышение эффективности взаимодействия автовокзалов, интернет-агрегаторов и перевозчиков.
Можно также посмотреть и на зарубежный опыт. Например, в Испании один из самых крупных междугородных перевозчиков — компания ALSA. Автобусная станция, с которой её лайнеры уходят во все точки страны, есть в любой маленькой деревушке. Билеты можно купить только в двух местах: в кассах на автовокзале или в мобильном приложении компании. Причём сразу со страховкой. Удобно, надёжно, безопасно и выгодно как для людей, так и для государства в целом.
Какой штраф за лишнего пассажира в машине?
В российских Правилах дорожного движения есть пункт 22.8 прямо запрещающий перевозку пассажиров:
- Вне кабины транспортного средства (если конструкция ТС изначально не предполагает такого способа перевозки, например, в кузове грузового транспорта или фургона)
- В количестве большем, чем подразумевает конструкция конкретного автомобиля (транспортного средства).
Именно второй пункт и станет главным в нашем разбирательстве. При этом штраф зависит не только от факта нарушения, но и от обстоятельств. В соответствии с нормами ст.12.23 КоАП РФ:
- Штраф за лишнего пассажира в машине составляет 500 рублей, если ситуация не подпадает под другие (нижеуказанные) условия.
- За перевозку людей вне кабины (если это не разрешено изначально) – 1000 рублей.
- При нарушении норм перевозки детей (в том числе и превышение числа пассажиров): с водителя – 3000 рублей, однако должностное лицо заплатит 25000 рублей, а юридическое – 100000 рублей (опять же, если ситуация не подпадает под отдельные случаи, указанные далее).
- Если нарушение произошло при перевозке детей автобусом, но не соблюдены правила таких перевозок, или водитель не соответствует необходимым условиям, или нарушены нормы оформления документов: отсутствуют соответствующий договор, список детей / сопровождающих и/или программа маршрута (если они требуются в конкретном случае). Штраф аналогичен предыдущему пункту: 3000 рублей с водителя, а с должностного и юридического лица – 25000 и 100000 рублей соответственно.
- При несоблюдении норм перевозки детей ночью (при организованной поездке на автобусе) водитель получить штраф в 5000 рублей или лишение прав на срок от 4 месяцев до полугода; должностное лицо – 50000 рублей; юридическое – 200000 рублей.
Запрет на перевозку лишних в ПДД
Перевозка людей в автомобилях регламентируется статьей 22.8 «Правил дорожного движения».
В ней указано, что запрещено перемещать людей:
- Вне салона транспортного средства, кроме случаев использования, специально оборудованного для этих целей кузова или прицепа.
- В количестве большем, чем указано в технических характеристиках автомобиля.
Обратите внимание, что на некоторых транспортных средствах допускается перевозка людей стоя и штраф за провоз лишних пассажиров не выставляется, если их количество не превышает указанного в ПТС.
Однако в пункте 3 статьи 22 ПДД указаны ситуации, в которых человеку обязательно предоставляется отдельное сидячее место:
- При перевозке в кузове грузовика.
- При движении автобуса в горах или по междугороднему маршруту.
- При групповой перевозке детей.
- При проведении экскурсий.
Из чего складывается штраф
Наказание за перевозку пассажиров в салоне сверх нормы регламентируется статьей 12.23 КоАП РФ и составляет 500 рублей. Штраф за перегруз легкового автомобиля людьми, перевозимыми вне салона (багажник, капот и так далее) имеет сумму 1000 рублей.
Важно! Размер штрафов, выдаваемых согласно статье 12.23 КоАП, не зависит от количества пассажиров, перевозимых неправильно, то есть за транспортировку на заднем сидении четырех или пяти человек штраф одинаков.
Обратите внимание, что наказание штрафом за нарушение пункта 8 статьи 22 ПДД не ограничивается. Ведь лишний перевозимый сзади пассажир не пристегнут ремнем безопасности, так как в автомобиле такого дополнительного устройства просто нет. Это означает получение водителем наказания согласно статье 12.6 КоАП, которая налагает на водителя штраф за не пристегнутого пассажира размером 1000 рублей.