Грузоперевозки в начале 2023 года: что изменилось для владельцев транспорта?
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Грузоперевозки в начале 2023 года: что изменилось для владельцев транспорта?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Как и в любом другом договоре, в договоре перевозки существенным условием является его предмет. Предметом договора перевозки будут действия перевозчика по транспортировке груза из пункта отправления в пункт назначения и выдача его грузополучателю.
Ответственность сторон по договору перевозки
Ответственность сторон за нарушение обязательств по перевозке устанавливает ГК РФ, транспортные кодексы и уставы, а также условия договора перевозки. При этом статья 793 Гражданского кодекса запрещает согласование договорных условий, которые ограничивают ответственность перевозчика, установленную законодательством.
По договору перевозки перевозчик несет следующую ответственность:
Ответственность за невывоз груза по вине перевозчика. По умолчанию в этом случае действуют правила части 1 статьи 34 УАТ: штраф в размере 20% провозной платы и возмещение причиненных убытков.
Ответственность за несвоевременное предоставление транспорта или контейнера. За это нарушение грузоотправитель может требовать от перевозчика уплаты штрафа в размере 5% провозной платы (в городском или пригородном сообщении) или 1 % среднесуточной провозной платы (в междугородном сообщении), а также возмещение причиненных убытков.
Ответственность за сохранность груза. Перевозчик отвечает перед грузоотправителем в рамках объявленной ценности груза. Обычно за указание ценности перевозчик взимает дополнительный сбор (в процентах от стоимости). Чтобы снизить расходы на перевозку, некоторые грузоотправители идут на то, чтобы занизить действительную ценность груза, но есть и такие заказчики, которые ее завышают.
Хотя ГК РФ не запрещает грузоотправителю завышать стоимость груза, Правила перевозок грузов автомобильным транспортом (постановление Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. № 272) указывают, что объявленная ценность груза не должна превышать его действительной стоимости. Исходя из этого, перевозчик имеет право не соглашаться на перевозку груза, ценность которого явно завышена. Если же грузоотправитель не укажет в транспортной накладной стоимость груза, то она будет определяться исходя из цены, которая предусмотрена договором перевозки (при его наличии) или которая обычно взимается за аналогичные товары.
Стороны могут предусмотреть в договоре перевозке и ответственность грузоотправителя.
Ответственность за непредъявление груза отправителем. Если договорные условия не предусматривают другое, то перевозчик может потребовать уплаты штрафа в размере 20% провозной платы и возмещения причиненных убытков.
Ответственность за неиспользование поданного транспорта или контейнера, если это не вызвано его непригодностью. За это нарушение перевозчик может уплаты штрафа в размере 5% провозной платы (в городском или пригородном сообщении) или 1 % среднесуточной провозной платы (в междугородном сообщении). Если поданный транспорт относится к специализированным, то размер штрафа увеличивается вдвое.
Ответственность за просрочку оплаты по договору перевозки. Это обычное условие в виде уплаты неустойки за каждый день просрочки. Кроме этого статья 790 ГК РФ дает перевозчику право удержать переданный для перевозки груз в целях обеспечения провозной платы, причем, даже если груз принадлежит третьему лицу.
Перевозчик может удерживать груз до тех пор, пока грузоотправитель с ним не рассчитается. Если этого не произойдет, перевозчик может реализовать груз (по стоимости, указанной в транспортной накладной или по экспертной оценке) и вычесть из полученной суммы платежи за перевозку и хранение груза, а также затраты, связанные с его реализацией. Оставшиеся средства он должен вернуть грузоотправителю.
Договор перевозки может предусматривать запрет на удержание груза перевозчиком, и это тоже одна из веских причин, почему сторонам не стоит ограничиваться только подписанием транспортной накладной.
Существуют обстоятельства, которые снимают ответственность за неисполнение обязательств со сторон договора перевозки, среди них:
- форс-мажор в виде обстоятельств непреодолимой силы, такие как явлений стихийного характера и военные действия;
- временные ограничения или запрет движения транспорта по дорогам;
- другие, не зависящие от сторон обстоятельств, которые они не могли предотвратить или устранить.
В то же время перевозчик обязан предпринять все меры по обеспечению сохранности груза, поэтому утрата груза в результате его хищения далеко не во всех случаях будет признана обстоятельством, снимающим ответственность с перевозчика.
При перевозке некоторых грузов возможна их естественная убыль (выветривание, усушка, утруска). Если в результате перевозки масса доставленного груза будет меньше, чем отправленный, перевозчик не отвечает за его недостачу, но только в пределах нормы естественной убыли.
Что указать в договоре
При перевозках производится перемещение груза из одной точки в другую. Основная цель перевозчика заключается в загрузке транспорта и аккуратном перемещении груза до клиента.
Тип
Наименование
Договор перевозки груза автотранспортом |
Договор воздушной перевозки пассажира |
Договор морского фрахтования |
Договор морской перевозки пассажира |
Договор перевозки пассажира автотранспортом |
Договор транспортной экспедиции |
Перевозчик — эксплуатант, который имеет лицензию на осуществление воздушной перевозки пассажиров, багажа, грузов или почты на основании договоров воздушной перевозки.
Эксплуатант — физическое или юридическое лицо, имеющее право собственности или иное пра¬во на воздушное судно и использующее его для полетов. Он должен обладать особым сертификатом для совершения полетов.
Воздушный кодекс РФ (ВК РФ) разграничивает внутреннюю воздушную перевозку, когда все пункты посадок расположены на территории России, и международную воздушную перевозку, при которой хотя бы один из пунктов посадки находится на территории другого государства. Также выде-ляют: местные, прямые и транзитные воздушные перевозки.
Договор оформляется грузовой (почтовой) накладной. Наряду с обычной воздушной перевозкой используется договор воздушного чартера. Сущ¬ность такого договора заключается в предоставлении фрахтовщиком фрахтователю одного или не скольких воздушных судов (их частей) для воздуш¬ной перевозки груза или пассажиров и багажа на один или несколько рейсов. Природа такого договора аналогична морскому чартеру. Провозная плата рассчитывается по тарифам или по соглашению сто¬рон. Она взимается за расстояние по кратчайшему маршруту перевозки в соответствии с действующим расписанием либо за расстояние, определенное договором.
Заказать услугу
Оформите заявку на сайте, мы свяжемся с вами в ближайшее время и ответим на все интересующие вопросы.
Ответственность сторон по договору перевозки
Ответственность сторон за нарушение обязательств по перевозке устанавливает ГК РФ, транспортные кодексы и уставы, а также условия договора перевозки. При этом статья 793 Гражданского кодекса запрещает согласование договорных условий, которые ограничивают ответственность перевозчика, установленную законодательством.
По договору перевозки перевозчик несет следующую ответственность:
Ответственность за невывоз груза по вине перевозчика. По умолчанию в этом случае действуют правила части 1 статьи 34 УАТ: штраф в размере 20% провозной платы и возмещение причиненных убытков.
Ответственность за несвоевременное предоставление транспорта или контейнера. За это нарушение грузоотправитель может требовать от перевозчика уплаты штрафа в размере 5% провозной платы (в городском или пригородном сообщении) или 1 % среднесуточной провозной платы (в междугородном сообщении), а также возмещение причиненных убытков.
Ответственность за сохранность груза. Перевозчик отвечает перед грузоотправителем в рамках объявленной ценности груза. Обычно за указание ценности перевозчик взимает дополнительный сбор (в процентах от стоимости). Чтобы снизить расходы на перевозку, некоторые грузоотправители идут на то, чтобы занизить действительную ценность груза, но есть и такие заказчики, которые ее завышают.
Хотя ГК РФ не запрещает грузоотправителю завышать стоимость груза, Правила перевозок грузов автомобильным транспортом (постановление Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. № 272) указывают, что объявленная ценность груза не должна превышать его действительной стоимости. Исходя из этого, перевозчик имеет право не соглашаться на перевозку груза, ценность которого явно завышена. Если же грузоотправитель не укажет в транспортной накладной стоимость груза, то она будет определяться исходя из цены, которая предусмотрена договором перевозки (при его наличии) или которая обычно взимается за аналогичные товары.
Стороны могут предусмотреть в договоре перевозке и ответственность грузоотправителя.
Ответственность за непредъявление груза отправителем. Если договорные условия не предусматривают другое, то перевозчик может потребовать уплаты штрафа в размере 20% провозной платы и возмещения причиненных убытков.
Ответственность за неиспользование поданного транспорта или контейнера, если это не вызвано его непригодностью. За это нарушение перевозчик может уплаты штрафа в размере 5% провозной платы (в городском или пригородном сообщении) или 1 % среднесуточной провозной платы (в междугородном сообщении). Если поданный транспорт относится к специализированным, то размер штрафа увеличивается вдвое.
Ответственность за просрочку оплаты по договору перевозки. Это обычное условие в виде уплаты неустойки за каждый день просрочки. Кроме этого статья 790 ГК РФ дает перевозчику право удержать переданный для перевозки груз в целях обеспечения провозной платы, причем, даже если груз принадлежит третьему лицу.
Перевозчик может удерживать груз до тех пор, пока грузоотправитель с ним не рассчитается. Если этого не произойдет, перевозчик может реализовать груз (по стоимости, указанной в транспортной накладной или по экспертной оценке) и вычесть из полученной суммы платежи за перевозку и хранение груза, а также затраты, связанные с его реализацией. Оставшиеся средства он должен вернуть грузоотправителю.
Договор перевозки может предусматривать запрет на удержание груза перевозчиком, и это тоже одна из веских причин, почему сторонам не стоит ограничиваться только подписанием транспортной накладной.
Существуют обстоятельства, которые снимают ответственность за неисполнение обязательств со сторон договора перевозки, среди них:
- форс-мажор в виде обстоятельств непреодолимой силы, такие как явлений стихийного характера и военные действия;
- временные ограничения или запрет движения транспорта по дорогам;
- другие, не зависящие от сторон обстоятельств, которые они не могли предотвратить или устранить.
В то же время перевозчик обязан предпринять все меры по обеспечению сохранности груза, поэтому утрата груза в результате его хищения далеко не во всех случаях будет признана обстоятельством, снимающим ответственность с перевозчика.
При перевозке некоторых грузов возможна их естественная убыль (выветривание, усушка, утруска). Если в результате перевозки масса доставленного груза будет меньше, чем отправленный, перевозчик не отвечает за его недостачу, но только в пределах нормы естественной убыли.
Нововведения 2022 года в правилах перевозки
В 2022 году вступили в действие новые правила перевозки. Нормы установлены постановлением правительства РФ от 21.12.2020 № 2200. Расширяется понятийный аппарат ввиду увеличения электронного документооборота. Устанавливаются новые формы транспортной накладной, заказ-наряда, сопроводительной ведомости — все эти документы с 01.01.2022 предполагают возможность оформления в электронном виде. Определяется перечень специализированных транспортных средств. Обращаем внимание, что положения п. 7 новых правил перевозки относительно электронных перевозочных документов вступают в силу с 01.01.2022. Предъявлять документы на груз сотрудникам полиции теперь разрешается с электронного устройства, положение действует с 01.01.2022. Правила имеют юридическую силу до 31.12.2026.
Другой комментарий к Ст. 786 Гражданского кодекса Российской Федерации
1. Договор перевозки пассажира — двусторонне обязывающий, консенсуальный, возмездный. Права и обязанности сторон договора перевозки пассажира и багажа, порядок его заключения зависят от того, осуществляется перевозка в пределах населенного пункта и пригородной зоны либо между различными населенными пунктами. К примеру, при перевозке в междугородном сообщении перевозчик должен предоставить пассажиру определенное место в транспортном средстве, а при перевозке городским или пригородным транспортом такая обязанность отсутствует.
Сторонами договора перевозки пассажира и багажа являются перевозчик и пассажир. Пассажиром может быть только физическое лицо. Вместе с тем не исключается возможность бронирования и приобретения билетов юридическими лицами. В частности, допускается продажа проездных документов по заявкам юридических лиц на перевозку организованных групп. Юридическое лицо оформляет заказанные проездные документы (билеты), оплатив стоимость проезда наличными деньгами или по безналичному расчету не позднее срока, установленного на соответствующем виде транспорта. При оформлении проездного документа (билета) в нем указываются фамилия руководителя группы и реквизиты документа, удостоверяющего его личность. К данному документу прилагается список пассажиров, следующих в составе группы.
Заключение договора перевозки иным лицом, нежели пассажир, не лишает последнего возможности самостоятельно реализовывать права, предоставленные ему как пассажиру, в том числе предъявлять требования, связанные с качеством обслуживания и т.д.
2. С договором перевозки пассажира неразрывно связан договор перевозки багажа. Багаж — вещи пассажира, принятые в установленном порядке для перевозки обычно в том же транспортном средстве, которым следует пассажир до пункта назначения, указанного в проездном документе (билете). Багаж следует отличать от ручной клади, т.е. вещей, которые пассажир перевозит с собой. Договор перевозки багажа реальный, двусторонне обязывающий, возмездный. Он обычно заключается в случаях, когда перевозимые пассажиром вещи требуют особых условий перевозки или превышают по габаритам или весу допустимые размеры ручной клади.
Получателем багажа может быть как сам пассажир, так и третье лицо.
3. Правила перевозки пассажира и багажа на отдельных видах транспорта устанавливаются транспортными уставами и кодексами, а также принятыми в соответствии с ними нормативными актами. Так, на железнодорожном транспорте перевозка пассажира и багажа регулируется гл. VI УЖТ, а также Приказом МПС РФ от 26 июля 2002 г. N 30 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте» (БНА. 2002. N 40. С. 65).
Положения о перевозке пассажира и багажа воздушным транспортом содержатся в гл. XV ВК. Кроме того, в части, не противоречащей действующему российскому законодательству, продолжают применяться Правила перевозки пассажиров, багажа и грузов на воздушных линиях Союза ССР, утвержденные Приказом МГА СССР от 16 января 1985 г. N 19. На автомобильном транспорте порядок и условия перевозки пассажиров определены в разд. IV УАТ и Приказе Минавтотранса РСФСР от 24 декабря 1987 г. N 176 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в РСФСР». Договор морской перевозки пассажира и багажа регламентирован гл. IX КТМ, а речной — гл. XIII КВВТ и Правилами оказания услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов для личных (бытовых) нужд на внутреннем водном транспорте, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2003 г. N 72 (СЗ РФ. 2003. N 7. Ст. 646).
4. Документом, подтверждающим заключение договора перевозки пассажира, является билет. Формы перевозочных документов на перевозки пассажира и багажа устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области финансов.
Билеты могут быть именными либо выдаваться без указания имени пассажира. Обычно без указания имени пассажира выдаются билеты при заключении договора на перевозку во внутригородском или пригородном сообщении. Если договор перевозки оформляется именным билетом, последний выдается пассажиру при предъявлении документа, удостоверяющего личность. Именной билет не может быть передан пассажиром другому лицу.
Пассажир может реализовать право на перевозку только при наличии у него проездного документа (билета). Утерянные, испорченные пассажирами проездные документы (билеты) не возобновляются, если их восстановление или идентификация не могут быть осуществлены перевозчиком, и уплаченные за них деньги не возвращаются. Если пассажир представит перевозчику необходимые доказательства приобретения утерянного или испорченного проездного документа (билета) на конкретное место в соответствующем транспортном средстве, перевозчик выдает пассажиру проездной документ (билет) взамен утерянного или испорченного.
При городских и пригородных перевозках помимо билетов на разовый проезд могут выдаваться проездные билеты или абонементы на определенное число поездок, действующие в течение предусмотренного в билете (абонементе) срока. К примеру, п. 28 Правил перевозки пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте предусматривает возможность оформления абонементными билетами перевозки в поездах пригородного сообщения, а также в поездах местного следования (в случае отсутствия на данном участке железной дороги пригородного сообщения).
При перевозке пассажиров на внутреннем водном транспорте в подтверждение заключения договора перевозки по экскурсионно-прогулочным и туристским маршрутам вместо билета могут выдаваться путевка или билет на перевозку группы пассажиров (п. 4 ст. 97 КВВТ).
В зависимости от вида и условий перевозки в билете может указываться номер предоставляемого пассажиру места. В то же время обязанность перевозчика предоставить пассажиру место в транспортном средстве не означает обязанности указывать конкретное место в билете при заключении договора перевозки. Главное, чтобы предоставляемое место отвечало указанной в билете категории.
5. Заключение договора перевозки багажа подтверждается выдачей багажной квитанции. При перевозке багажа тем же транспортным средством, которым следует пассажир, принятие багажа может быть оформлено выдачей пассажиру ярлыка установленной формы. Талон ярлыка в таких случаях прикрепляется к грузу.
Для выдачи багажа в пункте назначения необходимо предъявить багажную квитанцию.
Порядок перевозки мелких домашних животных, собак и птиц определяется Правилами перевозок пассажиров, багажа с особенностями, установленными транспортным законодательством, в частности, в части соблюдения требований ветеринарного контроля, наличия специальных клеток, контейнеров, сроков принятия к перевозке и востребования в пункте назначения и т.д.
Перевозка диких животных в качестве багажа допускается при наличии специального разрешения.
6. В п. 3 комментируемой статьи указаны основные права пассажира при перевозке. Они конкретизируются транспортным законодательством и зависят от вида транспорта, от вида перевозки — пригородная или внутригородская, дальняя, международная.
К правам пассажира относится возможность бесплатного или льготного провоза детей. Возраст, до которого ребенок перевозится бесплатно, устанавливается транспортными уставами и кодексами. Так, на железнодорожном и внутреннем водном транспорте пассажир вправе провозить с собой бесплатно одного ребенка в возрасте не старше 5 лет, если он не занимает отдельное место, а также детей в возрасте от 5 до 10 лет с оплатой в соответствии с тарифом (ст. 83 УЖТ, ст. 100 КВВТ). На воздушном и морском транспорте бесплатно перевозится один ребенок в возрасте не старше двух лет без предоставления ему отдельного места, дети в возрасте от двух до 12 лет перевозятся с предоставлением им отдельных мест в соответствии с льготным тарифом (ст. 106 ВК, ст. 181 КТМ).
На всех видах транспорта при бесплатной перевозке не предусматривается предоставления ребенку отдельного места. Если он его занимает, для него приобретается билет по льготному тарифу.
7. Пассажир может перевозить с собой ручную кладь (на морском транспорте — каютный багаж). К ручной клади относятся вещи пассажиров, перевозимые ими при себе, независимо от их рода и вида упаковки, которые по размерам помещаются в транспортном средстве на местах, предусмотренных для размещения ручной клади.
Статья 1. Предмет регулирования
1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, которые являются частью транспортной системы Российской Федерации. Отношения, связанные с оказанием услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и не урегулированные настоящим Федеральным законом, регулируются другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
2. Настоящий Федеральный закон определяет общие условия перевозок пассажиров и багажа, грузов соответственно автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями, в том числе с использованием автомобильных прицепов, автомобильных полуприцепов (далее также — транспортные средства), а также общие условия предоставления услуг пассажирам, фрахтователям, грузоотправителям, грузополучателям, перевозчикам, фрахтовщикам на объектах транспортных инфраструктур.
3. Перевозки пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом в международном сообщении регулируются международными договорами Российской Федерации.
4. К отношениям, связанным с перевозками пассажиров и багажа, грузов для личных, семейных, домашних или иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, применяются также положения законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей.
Комментарий к ст. 786 ГК РФ
1. Договор перевозки пассажира является консенсуальным, двусторонним, возмездным. Перевозки транспортом общего пользования осуществляются на основании договора перевозки пассажира, обладающего признаками публичности (ст. ст. 426, 789 ГК РФ). Кроме того, данный вид договора относится к договорам присоединения. Приобретая проездной документ для проезда в поезде пригородного сообщения, гражданин принимает предложенные ему условия договора перевозки путем присоединения к предложенному договору в целом (ст. 428 ГК РФ).
Основной обязанностью перевозчика является своевременная и безопасная доставка пассажира в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков — в разумный срок. В необходимых случаях перевозчик обязан доставить в надлежащем состоянии багаж пассажира. Перевозчик должен в соответствии с расписанием подать транспортное средство для посадки пассажиров. Пассажир при посадке обязан предъявить проездной документ (ст. 82 УЖТ РФ), в соответствии с которым перевозчик должен предоставить указанное в билете или путевке место (ст. 99 КВВТ РФ). При предъявлении пассажиром билета перевозчик обязан принять для перевозки багаж и отправить его ближайшим рейсом. Жизнь и здоровье пассажиров подлежат обязательному страхованию. В пути следования перевозчик обязан обеспечить пассажиру соответствующий его проездному билету уровень сервиса.
Одной из основных обязанностей пассажира является оплата своего проезда, а при сдаче багажа — его провоза. Плата за проезд пассажира и за провоз его багажа определяются соглашением сторон, а при перевозке транспортом общего пользования — на основании тарифов, утвержденных в порядке, установленном законодательством РФ.
2. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа — багажной квитанцией. Формы билета и багажной квитанции устанавливаются в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами (ст. ст. 97 КВВТ РФ, 82 УЖТ РФ, 179 КТМ РФ, 20 УАТиНГЭТ). Билет не является формой договора перевозки пассажира, а лишь свидетельствует о заключении такого договора. Условия договора перевозки могут публиковаться в средствах массовой информации и могут рассматриваться как оферта. В этих случаях пассажиру в подтверждение заключения договора перевозки может быть выдан жетон, месячный абонементный билет, пластиковая карта. Акцептом же являются конклюдентные действия пассажира, которые могут проявляться в различных формах: при покупке билета, прохождении через турникеты с использованием жетонов и пластиковых карт, посадке в такси и т.п. В связи с тем что договоры перевозки могут осуществляться на основании абонементного билета, позволяющего пассажиру воспользоваться услугами перевозчика неоднократно, в литературе предлагается договоры перевозки пассажиров классифицировать на разовые и длительные.
3. Транспортными уставами и кодексами конкретизируется право пассажира перевозить с собой бесплатно или на иных льготных условиях детей. Так, на морском и воздушном транспорте пассажир имеет право провозить с собой бесплатно одного ребенка в возрасте не старше 2-х лет без предоставления ему отдельного места. Другие дети в возрасте не старше 2-х лет, а также дети в возрасте от 2-х до 12-ти лет перевозятся в соответствии с льготным тарифом с предоставлением им отдельных мест (ст. ст. 181 КТМ РФ, 106 ВзК РФ). На автомобильном транспорте можно провозить бесплатно в городском и пригородном сообщении детей в возрасте не старше 7 лет без предоставления отдельных мест для сидения, а в междугородном сообщении одного ребенка в возрасте не старше 5-ти лет без предоставления отдельного места для сидения. В случаях, если в установленном порядке запрещена перевозка в транспортных средствах детей без предоставления им отдельных мест для сидения, пассажир имеет право перевезти с собой двух детей в возрасте не старше 12-ти лет с предоставлением им отдельных мест для сидения за плату, размер которой не может составлять более чем 50% провозной платы (ст. 21 УАТиНГЭТ). На железнодорожном и внутреннем водном транспорте пассажиру разрешено провозить с собой бесплатно одного ребенка в возрасте не старше 5 лет, если он не занимает отдельное пассажирское место, а также детей в возрасте не старше 10 лет с оплатой в соответствии с льготным тарифом (ст. ст. 83 УЖТ РФ, 100 КВВТ РФ).
Пассажир имеет право перевозить с собой бесплатно каютный багаж в пределах установленной нормы (п. 2 ст. 181 КТМ РФ), а также ручную кладь (ст. ст. 83 УЖТ РФ, 100 КВВТ РФ). Забота о сохранности ручной клади лежит на пассажире;
Пассажир имеет право сдавать к перевозке багаж за плату по тарифу.
Транспортными уставами и кодексами также предусмотрены права пассажира продлевать срок действия проездного документа (билета) в случае болезни в пути следования на время болезни, делать остановку в пути следования не более чем на 10 суток, сдать билет в порядке, установленном правилами перевозок пассажиров, и получить провозную плату за непройденную часть пути.
4. Применимое законодательство:
— ВзК РФ;
— КВВТ РФ;
— КТМ РФ;
— УАТиНГЭТ;
— УЖТ РФ.
УСТАВ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА И ГОРОДСКОГО НАЗЕМНОГО ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ТРАНСПОРТА (с изменениями и дополнениями)
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Предмет регулирования
1. N 259-ФЗ регулирует отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, которые являются частью транспортной системы РФ. Отношения, связанные с оказанием услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и не урегулированные настоящим Федеральным законом, регулируются другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
2. N 259-ФЗ определяет общие условия перевозок пассажиров и багажа, грузов соответственно автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями, в том числе с использованием автомобильных прицепов, автомобильных полуприцепов (далее также — транспортные средства), а также общие условия предоставления услуг пассажирам, фрахтователям, грузоотправителям, грузополучателям, перевозчикам, фрахтовщикам на объектах транспортных инфраструктур.
3. Перевозки пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом в международном сообщении регулируются международными договорами РФ.
4. К отношениям, связанным с перевозками пассажиров и багажа, грузов для личных, семейных, домашних или иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, применяются также положения законодательства РФ о защите прав потребителей.
Статья 2. Основные понятия, используемые в ФЗ N 259 в редакции 2023 года
Для целей N 259-ФЗ используются следующие основные понятия:
1) багаж — вещи пассажира, принятые для перевозки в установленном порядке;
2) билет — перевозочный документ, удостоверяющий заключение договора перевозки пассажира;
3) груз — материальный объект, принятый для перевозки в установленном порядке;
4) грузоотправитель — физическое или юридическое лицо, которое по договору перевозки груза выступает от своего имени или от имени владельца груза и указывается в транспортной накладной;
5) грузополучатель — физическое или юридическое лицо, управомоченное на получение груза;
6) заказ-наряд — форма договора фрахтования;
7) контейнер — оборудование, имеющее объем не менее одного кубического метра, пригодное для многократного пользования и приспособленное для погрузки, выгрузки груза, его перегрузки с одного транспортного средства на другое транспортное средство без промежуточной перегрузки груза;
8) маршрут — путь следования транспортного средства между пунктами отправления и назначения;
9) маршрут регулярных перевозок — предназначенный для осуществления перевозок пассажиров и багажа по расписаниям путь следования транспортных средств от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта, которые определены в установленном порядке;
10) объекты транспортной инфраструктуры — сооружения, производственно-технологические комплексы, предназначенные для обслуживания пассажиров, фрахтователей, грузоотправителей, грузополучателей, перевозчиков и фрахтовщиков, а также для обеспечения работы транспортных средств;
11) остановочный пункт — место остановки транспортных средств по маршруту регулярных перевозок, оборудованное для посадки, высадки пассажиров и ожидания транспортных средств;
12) пассажир — физическое лицо, заключившее договор перевозки пассажира, или физическое лицо, в целях перевозки которого заключен договор фрахтования транспортного средства;
13) перевозчик — юридическое лицо, ИП, принявшие на себя по договору перевозки пассажира, договору перевозки груза обязанность перевезти пассажира и доставить багаж, а также перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать багаж, груз управомоченному на их получение лицу;
14) путевой лист — документ, служащий для учета и контроля работы транспортного средства, водителя;
15) расписание — график, устанавливающий время или интервалы прибытия транспортных средств в остановочный пункт либо отправления транспортных средств от остановочного пункта;
16) ручная кладь — вещи пассажира, которые перевозятся пассажиром с собой в транспортном средстве и сохранность которых при перевозке обеспечивается пассажиром;
17) скоропортящийся груз — груз, сохранность которого при перевозке транспортным средством обеспечивается посредством соблюдения определенного температурного режима;
18) специализированное транспортное средство — транспортное средство, предназначенное и оборудованное для перевозки определенных видов грузов;
19) терминал — производственно-технологический комплекс, предназначенный для осуществления операций, связанных с перевозками грузов;
20) транспортная накладная — перевозочный документ, подтверждающий заключение договора перевозки груза;
21) фрахтователь — физическое или юридическое лицо, которое по договору фрахтования обязуется оплатить стоимость пользования всей либо частью вместимости одного или нескольких транспортных средств, предоставляемых на один или несколько рейсов для перевозок пассажиров и багажа, грузов;
22) фрахтовщик — юридическое лицо, ИП, принявшие на себя по договору фрахтования обязанность предоставить фрахтователю всю либо часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозок пассажиров и багажа, грузов.
Статья 3. Правила перевозок пассажиров и багажа, грузов
1. На основании N 259-ФЗ Правительство РФ утверждает правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, а также правила перевозок грузов автомобильным транспортом.
2. Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее — правила перевозок пассажиров) представляют собой нормативные правовые акты, регулирующие порядок организации различных видов перевозок пассажиров и багажа, а также условия перевозок пассажиров и багажа и предоставления транспортных средств для таких перевозок.
3. Правила перевозок грузов автомобильным транспортом (далее — правила перевозок грузов) представляют собой нормативные правовые акты, регулирующие порядок организации перевозок различных видов грузов, обеспечения сохранности грузов, транспортных средств, контейнеров, а также условия перевозок грузов и предоставления транспортных средств для таких перевозок.
Статья 3.1. Государственный надзор в области автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта
1. Государственный надзор в области автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (далее — орган госнадзора) при осуществлении им федерального государственного транспортного надзора.
2. К отношениям, связанным с осуществлением госнадзора в области автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, организацией и проведением проверок юридических лиц, ИП, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и ИП при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных частями 3 — 7 настоящей статьи.
3. Предметом проверки является соблюдение юридическим лицом, ИП при осуществлении своей деятельности требований (за исключением лицензионных требований в области автомобильного транспорта), установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ в области автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (далее — обязательные требования). При осуществлении госнадзора в области автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта плановые проверки в отношении видов деятельности, подлежащих лицензированию, не проводятся.
Договорная ответственность в автоперевозках
Краеугольным камнем договора перевозки выступает ответственность перевозчика за утерю или повреждение груза.
Размер убытков при утере груза рассчитывается от объявленной стоимости; если таковой нет, то от стоимости в товаросопроводительных документах (Постановление АС Северо-Западного округа от 07.04.2017 по делу №А56-74676/2015).
При утере или повреждении груза перевозчик, как правило, ссылается на одно из следующих обстоятельств:
- груз передан водителю, у которого не было полномочий на получение груза;
- груз погружен в автомобиль, который не принадлежит перевозчику;
- повреждение груза произошло по причине ненадлежащей упаковки;
- груз доставлен без повреждений упаковки, а внутритарная проверка при погрузке не проводилась;
- груз поврежден или утрачен в результате обстоятельств непреодолимой силы.
Груз передан неуполномоченному лицу или погружен в автомобиль третьего лица
Эти доводы приводит перевозчик как в случаях, когда груз действительно утерян по причине совершения преступления (хищения груза путем мошеннических действий – когда грузоотправитель передал товар похитителям), так и в случаях, когда перевозчик хочет избежать ответственности без законных оснований.
Вопрос решается элементарной внимательностью при подготовке документов: в договоре или заявке должны быть указаны паспортные данные водителя, данные на автомобиль, можно запросить трудовой договор и договор аренды авто (если перевозчик не собственник).
Повреждение груза произошло по причине ненадлежащей упаковки
Если перевозчик (экспедитор) принимает груз от клиента без оговорок в транспортном документе о ненадлежащей упаковке, на перевозчике (экспедиторе) лежит риск утраты, недостачи, повреждении (порчи) груза, возникших ввиду этого обстоятельства (п. 22 Постановления Пленума ВС РФ от 26 июня 2018 г. №26).
Груз доставлен без повреждений упаковки
Если перевозчик принял груз без проверки качества груза (по количеству мест), таким же образом груз принял грузополучатель, то в дальнейшем претензии могут быть предъявлены только поставщику (см. Решение АС Иркутской области от 08.04.2016 по делу № А19-1579/2016).
Непреодолимая сила
Один из самых сложных фактов для доказывания. Бремя доказывания непреодолимой силы возлагается на должника (п. 5 Постановления Пленума ВС РФ от 24 марта 2016 г. №7). Ключевые признаки непреодолимой силы:
- чрезвычайность – непредвиденное обстоятельство, выходящее за рамки обычного хода событий;
- непредотвратимость – любой средний участник гражданского оборота не справился бы в подобной ситуации;
- непреодолимость – преодоление препятствия требует непропорциональных усилий и расходов.
Непреодолимая сила должна выходить за пределы нормального, обыденного, не должна относиться к обычному риску, должна быть объективно, а не субъективно непредотвратима (см. Постановление Президиума ВАС РФ от 21 июня 2012 г. №3352/12, Определение ВС РФ от 24 марта 2015 г. №306-ЭС14-7853).
Ниже в таблице приведен открытый перечень обстоятельств, которые суд признает или не признает непреодолимой силой.
Что НЕ МОЖЕТ быть признано непреодолимой силой | Что МОЖЕТ быть признано непреодолимой силой |
---|---|
|
|
3.1. Перевозчик обязан:
— выполнять перевозки грузов на основании заявок Заказчика;
— уведомить Заказчика о невозможности выполнения его заявки в течение …………… после ее получения. В противном случае заявка считается принятой к исполнению;
— обеспечивает своевременную подачу автотранспортных средств под погрузку в указанный Заказчиком пункт;
— не допускать простоя автотранспортных средств сверх установленных предельных норм времени на погрузку и разгрузку грузов;
— подавать под погрузку исправные автомашины, пригодные для сохранной перевозки указанного в заявке груза и отвечающие санитарным требованиям;
— доставить груз Заказчика в пункт назначения в установленный Сторонами срок;
— обеспечивать сохранность груза при перевозке;
— передать груз грузополучателю по сопроводительным документам.
3.2. Перевозчик имеет право:
— самостоятельно определять тип автомашин и их количество для осуществления перевозки, в соответствии с видом груза;
— проверить до погрузки состояние тары (упаковки) груза на пригодность к перевозке;
— отказаться от перевозки груза состояние тары (упаковки) которого не гарантирует его сохранность при перевозке;
— отказаться от перевозки груза без оформленной товарно-транспортной накладной и других сопроводительных документов на груз;
— изменять действующие тарифы, письменно предупредив об этом Заказчика не поздне, чем за ………….. дней.
3.3. Заказчик обязан:
— подать заявку на перевозку груза не позднее, чем за …………………… до подачи автотранспортного средства под погрузку;
— обеспечить подготовку груза (упаковать, затарить, маркировать и т.п.) к перевозке;
— своевременно подготовить и надлежаще оформить в установленном порядке путевые листы и сопроводительные документы на груз;
— оформить Перевозчику пропуск на право проезда к месту выгрузки грузов.
3.4. Заказчик имеет право:
— до погрузки проверить автомашины на пригодность к перевозке данного груза;
— отказаться от поданных транспортных средств непригодных для перевозки груза;
— на сопровождение груза экспедитором Заказчика.
3.5. Путевой лист, заверенный печатью Перевозчика, при предъявлении водителем-экспедитором документа, удостоверяющего его личность, является основанием для получения им груза и принятием материальной ответственности Перевозчиком при перевозке.