Иностранные работники из стран ЕАЭС: кадровые и правовые аспекты
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Иностранные работники из стран ЕАЭС: кадровые и правовые аспекты». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Принимая на работу таких сотрудников, работодателям нужно руководствоваться ст. 97 Договора о ЕАЭС, а также ст. 65, 327.1-327.3 ТК РФ. Кроме того, нужно учитывать отдельные нормы Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Прием на работу иностранца в Республике Беларусь
В зависимости от правового положения иностранцев можно разделить:
— постоянно проживающие иностранные граждане;
— временно пребывающие иностранные граждане;
— временно проживающие иностранные граждане.
Постоянно проживание иностранные граждане могут трудоустроиться по тем же условиям, что и граждане Республики Беларусь, кроме занятий, связанных с принадлежностью к гражданству Республики Беларусь. То есть для них не требуется специальных разрешений на работу.
Временно пребывающие иностранные граждане, пребывающие не более 90 суток в одном календарном году, могут в исключительных случаях быть приглашены в Республику Беларусь на срок не более 90 суток, например, для чтения курса лекций, для проведения монтажа оборудования или оказания услуг по обучению персонала эксплуатации этого оборудования и др. (Закон Республики Беларусь от 30.12.2010 № 225-З «О внешней трудовой миграции»).
Временно проживающие иностранные граждане трудоустраиваются на основании полученного специального разрешения.
Белорусское законодательство позволяет нанимать иностранных работников при условии первоначального прохождения определенных административных процедур и получения соответствующих разрешений:
- разрешение на привлечение в Республику Беларусь иностранной рабочей силы (разрешение на трудоустройство коллектива иностранных работников – более 10 иностранцев);
- специального разрешения на право занятия трудовой деятельности в Республике Беларусь (далее – специальное разрешение).
Первым шагом как при получении разрешения на привлечение в Республику Беларусь иностранной рабочей силы, так и при получении специального разрешения, является предоставление сведений о наличии свободных рабочих мест в отдел трудоустройства района, в котором расположена организация-наниматель.
Наниматель вправе принять на работу иностранного работника в случае, если приоритетные категории работников (граждане Беларуси) не откликнуться на вакансию либо не пройдут, например, по причине несоответствия квалификационным требованиям.
Перед подачей заявления на специальное разрешение в подразделение по гражданству и миграции ГУВД Мингорисполкома либо в УВД облисполкома сведения о вакансии должны находиться в АИС «Общереспубликанский банк вакансий» не менее 15 рабочих дней.
Иностранцу, привлекаемому в качестве руководителя коммерческой организации, в создании которой он участвовал (в качестве собственника имущества, учредителя, участника), проходить вышеуказанную процедуру не нужно.
Для получения специального разрешения в подразделении по гражданству и миграции ГУВД Мингорисполкома либо в УВД облисполкома (в зависимости от места нахождения организации-нанимателя) необходимо предоставить следующие документы:
- заявление установленной формы (приложение 6 к Инструкции о порядке организации работы по выдаче разрешения на привлечение в Республику Беларусь иностранной рабочей силы, специального разрешения на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь, внесения в них изменений, однократного продления срока их действия и их аннулирования – далее Инструкция)
- копия паспорта иностранного работника с нотариально удостоверенным переводом на русский или белорусский язык
- документ, подтверждающий оплату за выдачу специального разрешения (За выдачу специального разрешения изымается плата в размере пяти базовых величин. Оплата производится по реквизитам подразделения по гражданству и миграции в белорусских рублях. В случае, если нанимателем выступает инвестор либо организация, созданная этим инвестором после заключения инвестиционного договора при реализации инвестпроекта, за специальное разрешение плата не изымается.
Подразделение по гражданству и миграции рассматривает указанные документы в течение:
- 7 календарных дней с момента их подачи – в случае, если нанимателем выступает инвестор либо организация, созданная этим инвестором после заключения инвестиционного договора при реализации инвестпроекта, а также резидент Парка высоких технологий и член научно-технологической ассоциации «Инфопарк»;
- 15 календарных дней с момента их подачи – для иных организаций-нанимателей.
Специальное разрешение можно получить только при наличии положительного заключения органа по труду, занятости и социальной защите. Наличие отрицательного заключения служит основанием для отказа в выдаче специального разрешения.
Отрицательное заключение орган по труду выдает в следующих случаях:
- нанимателем не представлены в орган по труду сведения о вакансии, на которую привлекается иностранец. Наниматели обязаны уведомлять органы по труду о наличии у них вакансий во всех случаях в течение 5 дней с момента их появления
- сведения о вакансиях находились в АИС «Общереспубликанский банк вакансий» менее 15 рабочих дней до получения запроса. Для нанимателя, являющегося инвестором либо созданного с участием инвестора, и (или) нанимателя, привлекающего иностранца, являющегося высококвалифицированным работником, — менее 7 рабочих дней;
- наниматель 3 и более раза отказал в приеме на работу лицам, имеющим необходимую квалификацию, которые были направлены для трудоустройства органом по труду в период нахождения в АИС «Общереспубликанский банк вакансий» вакансии, на которую привлекается иностранец
Подразделение по гражданству и миграции отказывает в выдаче специального разрешения, если:
- наниматель предоставил документы, содержащие ложные сведения и (или) сведения, не соответствующие требованиям законодательства Республики Беларусь, в том числе подложные, поддельные или недействительные документы;
- наниматель обратился за специальным разрешением для иностранца, включенного в список лиц, въезд которых в Республику Беларусь запрещен или нежелателен.
После получения специального разрешения наниматель обязан выдать его копию работнику.
Срок действия специального разрешения:
- в отношении высококвалифицированных работников – 2 года;
- в отношении иных иностранных работников – 1 год.
По окончании срока действия специального разрешения, оно подлежит продлению. Продление можно сделать лишь раз, на тот же срок, на который было выдано специальное разрешение. После необходимо получать новое специальное разрешение.
Для продления необходимо не ранее 2 месяцев до окончания срока и не позднее 15 календарных дней до истечения срока специального разрешения подать в подразделение по гражданству и миграции:
- заявление установленной формы (приложение 6 Инструкции)
- копия паспорта иностранного работника с нотариально удостоверенным переводом на русский или белорусский язык
- документ, подтверждающий оплату за выдачу специального разрешения (За продление специального разрешения изымается плата в размере трех базовых величин.)
- бланк специального разрешения
Процедура рассмотрения заявления на продление специального разрешения занимает 15 календарных дней с момента подачи заявления.
После получения/продления специального разрешения наниматель обязан заключить с иностранным работником трудовой договор/контракт и представить его в течение месяца на регистрацию в подразделение по гражданству и миграции. В трудовом договоре/контракте с иностранцем должны быть указаны:
- порядок, условия прекращения, изменения и продления трудового договора/контракта;
- условия переезда в Республику Беларусь, питания, проживания, медицинского обслуживания трудящегося.
Трудовой договор/контракт заключается на русском либо белорусском языках, а также на родной или ином понятном для иностранного работника языке.
При заключении доп. соглашения к договору его также необходимо зарегистрировать в течение 1 месяца в подразделении по гражданству и миграции.
В случае расторжения договора или истечения срока действия специального разрешения наниматель обязан вернуть специальное разрешение в подразделение по гражданству и миграции в течение 5 рабочих дней с даты расторжения договора или даты истечения срока действия разрешения.
Осуществление трудовой деятельности без получения специального разрешения возможно для:
- граждан Армении, Казахстана, Кыргызстана и России;
- иностранных граждан, имеющих вид на жительство в Республике Беларусь;
- руководителей представительств иностранных организаций
- получают высшее образование в учреждениях образования Республики Беларусь и трудоустраиваются по получаемой специальности в период обучения;
- получили высшее образование в учреждениях образования Республики Беларусь и трудоустраиваются по полученной специальности и присвоенной квалификации в течение одного года после получения специальности и присвоения квалификации;
- победителям (лауреатам) национальных (международных) конкурсов, отмеченных наградами в сфере их профессиональной деятельности – при приеме на работу к резиденту Парка высоких технологий;
- ходатайствующим о предоставлении статуса беженца, дополнительной защиты или убежища в Республике Беларусь и которым предоставлен статус беженца, дополнительная защита или убежище в Республике Беларусь
При приеме на работу граждан Украины, проживших не менее одного года на территории Луганской и Донецкой областей, компания-работодатель освобождается от уплаты государственной пошлины за выдачу специального разрешения и разрешения на привлечение в Республику Беларусь иностранной рабочей силы.
Ответственность за нарушение правил трудоустройства.
В соответствии со статьей 24.35 Кодекса об административных правонарушений Республики Беларусь за использование иностранного гражданина или лица без гражданства для осуществления трудовой деятельности без получения специального разрешения влекут наложение штрафа до 20 базовых величин. За нарушение трудового законодательства работник также может быть привлечен к ответственности в виде штрафа до 20 базовых величин.
Получение разрешения на привлечение в Республику Беларусь иностранной рабочей силы (далее – разрешение) является обязательным лишь для тех организаций, которые намерены трудоустроить в штат более 10 иностранных работников. В случае привлечения на работу меньшего количества рабочих на каждого из них необходимо получить лишь специальное разрешение.
В число работников для получения разрешения не входят:
- иностранные граждане, являющиеся высококвалифицированными работниками (имеющие стаж работы по специальности не менее 5 лет и величина заработной платы которых превышает 15-кратную величину месячной минимальной заработной платы. Установленной в Республике Беларусь;
- иностранные работники, привлекаемые в качестве руководителей коммерческих организаций, в создании которой они участвовали (в качестве собственника имущества, учредителя, участника).
Для получения разрешения в Департамент по гражданству и миграции МВД Республики Беларусь необходимо предоставить следующие документы:
- заявление установленной формы (приложение 1 Инструкции)
- копия свидетельства о государственной регистрации организации-нанимателя
- проект трудового договора с иностранным работником, заверенный подписью и печатью
- гарантийное письмо, подтверждающее возможность размещения иностранных работников. Данный документ отражает гарантии со стороны организации-нанимателя о расселении иностранных работников в жилых помещениях.
- Документ, подтверждающий оплату за выдачу разрешения (за выдачу разрешения изымается плата в размере пяти базовых величин. Оплата производится по реквизитам Департамента по гражданству и миграции в белорусских рублях. В случае, если нанимателем выступает инвестор либо организация, созданная этим инвестором после заключения инвестиционного договора при реализации инвестпроекта, за разрешение плата не взымается.
Прием на работу иностранных граждан в 2022 году (нюансы)
Прием на работу иностранных граждан в 2022 году имеет ряд нюансов, несоблюдение которых может привести к штрафу.
Как правильно принять иностранца? Какие документы нужны для оформления договора с иностранным работником? В каких случаях нужно уведомлять миграционную службу? Каковы особенности оформления высококвалифицированных специалистов? Мы подготовили для вас удобную таблицу-шпаргалку, которая подскажет порядок действий в каждом конкретном случае.
Трудоустройство иностранцев зависит от того, в каком статусе они находятся на территории страны:
- временно пребывающий:
- есть миграционная карта, но нет вида на жительство и разрешения на временное проживание;
- может находиться на территории РФ на основании визы или в безвизовом порядке;
- временно проживающий:
- получил разрешение на временное проживание в РФ, которое выдается на 3 года;
- постоянно проживающий:
- есть вид на жительство, на который можно претендовать после того, как прожил в России 1 год;
- вид на жительство дается на 5 лет, его можно продлевать.
Отдельная категория иностранцев — высококвалифицированные специалисты, чья работа в России будет оплачиваться в размере:
- не менее 83 500 руб. в месяц для занятых в научно-исследовательской, туристической, медицинской сфере;
- не менее 167 000 руб. в месяц для задействованных в иных отраслях экономики;
Минимальная зарплата не установлена для тех, кто едет из-за рубежа работать в «Сколково», а также для иностранцев, участвующих в реализации проекта создания и обеспечения функционирования инновационного научно-технологического центра в соответствии с законом «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» от 29.07.2017 № 216-ФЗ.
В Путеводителе по кадровым вопросам эксперты КонсультантПлюс детально разъяснили правила приема иностранных граждан на работу. Если у вас нет доступа к системе, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
Трудоустройство граждан ДНР и ЛНР происходит с некоторыми особенностями.
Приложение 200.02 «Исчисление ИПН с доходов иностранцев и лиц без гражданства» к форме 200.00 «Декларация по индивидуальному подоходному налогу и социальному налогу» предназначена для исчисления сумм ИПН с доходов иностранцев и лиц без гражданства. Форма составляется по итогам квартала и представляется вместе с декларацией.
В разделе «Исчисление ИПН с доходов иностранцев и лиц без гражданства»:
- в графе А проставляется очередной порядковый номер;
- в графе В указываются фамилия, имя, отчество (при его наличии) иностранцев и лиц без гражданства, которым были начислены, выплачены доходы в отчетном квартале;
- в графе C указываются ИИН иностранцев и лиц без гражданства;
- в графе D указывается признак резидентства: «1» – резидент, «2» – нерезидент;
- в графе E указывается код страны резидентства иностранцев и лиц без гражданства. Код страны указывается в соответствии с двузначной буквенной кодировкой, установленной в приложении 22 «Классификатор стран мира», утвержденном решением Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 года № 378.
Документы при приеме на работу
Список документов, необходимых для трудоустройства граждан ЕАЭС, практически не отличается от перечня документов, подаваемых российскими гражданами. Статьей 65 ТК РФ установлен обязательный минимум документов, которые должен подать соискатель при приеме на работу.
К таким документам относятся:
- паспорт или другой документ, удостоверяющий личность;
- трудовая книжка;
- страховое свидетельство государственного пенсионного страхования (СНИЛС);
- документ об образовании, квалификации или наличии специальных знаний. Он обязателен, если к специалисту, занимающему должность, предъявляются такие требования. Для граждан ЕАЭС в целях осуществления трудовой деятельности это документы об образовании, выданные образовательными организациями (учреждениями образования, организациями в сфере образования) государств ЕАЭС, без проведения процедур признания документов об образовании (п. 3 ст. 97 Договора о ЕАЭС). Между тем для некоторых отраслей обязательна процедура признания документов об образовании. Речь идет о педагогической, юридической, медицинской и фармацевтической деятельности;
- справка о наличии или отсутствии судимости или уголовного преследования. Этот документ обязателен, только когда нельзя допускать к работе осужденных и подозреваемых в преступлениях. Это прямо установлено законами. Например, такое условие предусмотрено для педагогов.
Требовать документы воинского учета, в том числе военный билет, при приеме на работу иностранцев не нужно. Согласно ст. 327.3 ТК РФ при заключении трудового договора поступающий на работу иностранный гражданин не предъявляет работодателю документы воинского учета, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ.
Кроме документов, обозначенных в ст. 65 ТК РФ, иностранный гражданин предъявляет работодателю дополнительные документы. К таким документам относятся:
- разрешение на временное проживание в РФ — при заключении трудового договора с временно проживающим в РФ иностранным гражданином;
- вид на жительство — при заключении трудового договора с постоянно проживающим в РФ иностранным гражданином;
- полис добровольного медицинского страхования. Граждане Армении, Казахстана и Киргизии со статусом временно пребывающих в РФ при трудоустройстве должны представить полис ДМС. Исключение составляют случаи, когда работодатель сам заключает договор о предоставлении такому сотруднику платных медицинских услуг (ст. 327.3 ТК РФ). Застрахованным в системе обязательного медицинского страхования он признается только после заключения трудового договора (Письмо Минтруда России от 17.12.2015 N 16-4/В-823).
Шаг №4 «Оформить трудовой договор»
Существует ложное предубеждение, что иностранные работники менее защищены с точки зрения трудового законодательства, а значит, работодатель имеет право (хоть и косвенное) увеличить количество часов рабочего времени, превышающее положенное, а также снизить заработную плату ниже уровня МРОТ, установленного в регионе. К сожалению, иностранец этого может и не знать, а также его могут попросту обмануть, однако трудовую инспекцию обвести вокруг пальца не получится. Если договор будет содержать в себе пункты, явно противоречащие предписаниям ТК РФ, то на юридическое лицо, а также генерального директора будет наложен достаточно крупный штраф.
При составлении трудового договора крайне необходимо, чтобы в нем были безошибочно прописаны все реквизиты самого работника и это вновь должно заботить работодателя, т.к. на это часто обращают внимание инспекторы ГИТ.
Упрощенный порядок привлечения к трудовой деятельности в РФ
Упрощенный порядок привлечения к трудовой деятельности граждан государств-членов ЕАЭС (Казахстан, Армения, Киргизстан) означает привлечение иностранных граждан вне общего порядка использования рабочего труда иностранных граждан.
Данный порядок, в частности, предполагает следующее:
- Привлечение трудящихся граждан государств-членов ЕАЭС без учета ограничений по защите национального рынка труда, то есть без учета квот,
- Иностранным гражданам не требуется получать разрешительные документы,
- Признание документов об образовании государств-членов при трудоустройстве в РФ без процедуры легализации. Исключением из этого правила составляют случаи, когда соискатели претендуют на занятие педагогической, юридической, медицинской или фармацевтической деятельностью в РФ.
Согласно мнению Минтруда России при приеме таких граждан необходимо заключать договор (полис) добровольного медицинского страхования либо договор между работодателем и медицинской организацией об оказании данным гражданам платных медицинских услуг.
Соответственно в трудовые договоры должен быть включен пункт об условиях оказания медицинских услуг иностранным гражданам.
Соответственно, срок действия полиса не должен быть менее срока действия трудового договора.
Как принять на работу иностранца из ЕАЭС
Принимая на работу таких сотрудников, работодателям нужно руководствоваться ст. 97 Договора о ЕАЭС, а также ст. 65, 327.1-327.3 ТК РФ. Кроме того, нужно учитывать отдельные нормы Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
В соответствии со ст. 97 Договора о ЕАЭС при трудоустройстве граждане из стран ЕАЭС не должны предоставлять, а работодатель не обязан с них требовать:
- разрешение на работу/патент;
- разрешение на временное проживание и вид на жительство.
Также работодатель не обязан:
- получать в МВД разрешение на привлечение и использование иностранных работников;
- оказывать иностранным работникам содействие в получении разрешения на работу;
- соблюдать устанавливаемые Правительством РФ квоты на иностранную рабочую силу;
- соблюдать все прочие ограничения, связанные с использованием иностранных работников.
Оформление трудовых отношений с иностранцами из ЕАЭС происходит в несколько этапов.
Страховые отчисления (больничные, соцстрахование) работника из Казахстана
Чтобы узнать подробнее о больничных и соцстраховании, необходимо вновь вспомнить про Договор о ЕАЭС, а именно статью 98. Там указаны и права, и обязанности трудящегося жителя одной из стран-участниц.
В результате мы видим, что соцстрахование осуществляется на тех же условиях, что и для жителей нашей страны. Исключением является пенсионное страхование. В ситуации с иностранцами-сотрудниками оно регулируется законом от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ об обязательном пенсионном страховании в нашей стране.
В результате наниматель обязан совершать выплаты в отношении граждан РК, официально трудоустроенных:
- страховые взносы на обязательное медстрахование;
- соцстрахование на случай неработоспособности;
- обязательное соцстрахование в связи с материнством;
- обязательное пенсионное страхование.
Добавим, что по закону в нашей стране могут работать лишь те иностранцы, которые имеют полис добровольного медстрахования (ДМС). Подойдёт и другой договор о предоставлении медуслуг в стране. Если данного документа не будет, трудоустроить гражданина РК будет нельзя.
При этом в законодательстве не указано точно, кто должен отвечать за наличие этого полиса у сотрудника-иностранца. Это не обязан делать ни сам работник, ни наниматель. В данной ситуации можно найти компромисс. Ведь если и иностранец, и организация хотят вести совместную работу, эту проблему можно решить, договорившись.
Миграционный учёт граждан Казахстана — о чём должен знать работодатель
Миграционный учёт – важный пункт, который нельзя игнорировать нанимателю. Это деятельность, в рамках которой в России фиксируют информацию о месте пребывания и жительства иностранца, о его перемещении.
В закон № 109-ФЗ, регулирующий данный вопрос, были внесены поправки. Теперь ставить и снимать с учёта наниматели должны лишь тогда, когда они предоставляют сотрудникам-иностранцам помещение, в котором те будут жить. В этом случае работодатель должен следить за сроками миграционного учёта, в какой-то степени контролировать сотрудника-иностранца (он обязан будет проживать именно там).
В результате компания должна принять решение, будет ли она предоставлять гражданину РК помещение, или же он сам решит эту проблему. Ведь ответственность в случае, если иностранцу выделят комнату или квартиру, ляжет на плечи работодателя.
Штрафы за несвоевременное уведомление МВД о приеме на работу и увольнении иностранцев
За несвоевременное уведомление МВД о приеме на работу и увольнении иностранного гражданина, а также за не уведомление МВД о заключении или расторжении трудового договора с иностранным гражданином 4 часть 18.15 статьи КоАП РФ предусматривает наказание в виде штрафов на юридические и физические лица, а также другие меры.
Например, в случае, если работодатель не подает уведомление в МВД или нарушает сроки подачи или форму подачи уведомления, то в городах федерального значения, таких как Москва и область, также как Петербург и Ленобласть, на него накладывается штраф:
- от 5 000 до 7 000 рублей на граждан Российской Федерации (физические лица);
- от 35 000 до 70 000 рублей на должностные лица;
- от 400 000 до 1 000 000 рублей на юридические лица.
Также в качестве наказания возможно приостановление деятельность организации на срок от четырнадцати до девяноста суток.
Поэтому заполнение бланков уведомлений необходимо осуществлять максимально внимательно, а подача уведомлений в МВД должна проходить точно в срок.
И желательно подавать их лично, чтобы быть уверенным, что МВД приняли уведомление. Таким образом, вы избавите себя от штрафных санкций и проблем с миграционными службами.
Никаких дополнительных процедур признания документов об образовании не требуется
Документы об ученых степенях и ученых званиях, выданные уполномоченными органами Республики Беларусь, также признаются в соответствии с законодательством РФ.
Из общего правила есть исключения. Для отдельных специальностей необходима процедура признания документов об образовании. Например, для юристов, педагогов, медиков, фармацевтов (Административный регламент, утв. Приказом Минобрнауки РФ от 24.12.2013 г. №1391).
Временно пребывающие в РФ граждане из стран ЕАЭС должны представлять при трудоустройстве полис ДМС (письмо Минтруда РФ от 17.12.2015 г. №16-4/В-823). Но из этого правила есть исключения. Например, если российский работодатель самостоятельно заключает договор с медицинской организацией о предоставлении платных медицинских услуг работникам из стран ЕАЭС.
Важно!
При трудоустройстве на территории РФ граждан из Армении, Казахстана, Киргизии, необходимо наличие полиса ДМС либо заключенного договора о предоставлении платных медицинских услуг. Такое требование не распространяется на белорусских работников, поскольку такие работники трудоустраиваются на тех же правилах, что и российские работники (Договор «О создании Союзного Государства» от 08.12.1999 г., Договор о равных правах от 25.12.1998 г.).
Как и с российскими гражданами оформление приема на работу с белорусами сопровождается заключением трудового договора, подтверждающего факт трудовых отношений.
Расчет трудового стажа граждан Республики Беларусь осуществляется в соответствии с законодательством государства трудоустройства (п.2 Решения).
Срок временного пребывания (проживания) работника из Республики Беларусь и членов семьи на территории РФ определяется сроком действия трудового или гражданско-правового договора, заключенного с работодателем или заказчиком работ, услуг (п.5 ст.97 Договора о ЕАЭС).
Граждане Республики Беларусь, прибывшие в целях осуществления трудовой деятельности или трудоустройства на территорию РФ, и члены семей освобождаются от обязанности регистрации (постановки на учет) в течение 30 суток с даты въезда. То есть им не нужно в течение 30 суток вставать на миграционный учет. При пребывании граждан Республики Беларусь свыше 30 суток с даты въезда, они обязаны зарегистрироваться (встать на учет) либо это сделает принимающая сторона (работодатель либо заказчик услуг).
В соответствии со ст.23 Закона №115-ФЗ регистрация иностранных граждан осуществляется при предъявлении миграционной карты, имеющей отметку органа пограничного контроля о въезде в РФ, и документа, удостоверяющего личность.
Казахстан вносит изменения в иммиграционные правила и отменяет выдачу виз иностранным гражданам
Казахстан внес изменения в правила въезда и пребывания иммигрантов, отменив выдачу виз иностранным гражданам, сообщили в МВД Казахстана.
Иммигранты, которым не требуется виза для въезда в Казахстан, смогут находиться до 30 календарных дней со дня пересечения государственной границы и в общей сложности 90 календарных дней в течение каждого периода в 180 календарных дней.
Ранее этот вопрос не регулировался и иностранцы могли покинуть Казахстан, по истечении срока пребывания, и в скором времени вновь въехать, тем самым «продлив условия пребывания».
Гражданам государств-членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) будет разрешено не спать в течение 90 календарных дней со дня пересечения государственной границы в течение каждого периода в 180 календарных дней.
Правила не будут распространяться на иностранцев с временным видом на жительство или визами. В таких случаях срок пребывания в стране определяется действительностью рассматриваемых документов.
Аналогичные требования применяются и в международной практике. Например, гражданам Казахстана разрешено находиться в Грузии до 90 дней из 180 дней. Те же правила действуют для граждан Казахстана в Беларуси, России и Украине.
Новые правила вступили в силу 27 января.
Произошла ошибка при отправке письма
Уведомление о трудоустройстве иностранного гражданина нужно направить в Главное управление по вопросам миграции МВД России в течение трех дней со дня заключения трудового договора (п. 8 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ). Рассмотрим особенности приема на работу указанных иностранцев, отчисления с выплат таким лицам и какие пособия им полагаются.
Временно пребывающие иностранные граждане могут находиться на территории РФ на основании визы или без нее, если безвизовый режим предусмотрен международным соглашением между Россией и страной, гражданином которой является иностранец.
Решение о выдаче разрешения МВД принимает в течение 15 рабочих дней со дня, когда были поданы все необходимые документы.
Иностранные граждане работники из стран ЕАЭС имеют право вступать в трудовые отношения в качестве работников по достижении ими возраста 18-ти лет (ч. 3 ст. 327.1 Трудового кодекса РФ).
Вносить ли данные о трудовом договоре с нерезидентом в enbek.kz?
Таким образом, мы выяснили, что при заключении трудового договора (а также договора ГПХ) с физлицом-нерезидентом нужно получить на него ИИН.
А после заключения трудового договора на работника-нерезидента начинают распространяться нормы трудового права, действующие РК. В том числе, работодатель обязан будет внести такой договор в ЕСУТД, наравне с трудовыми договорами, заключенными с гражданами РК.
Согласно пп.25 п.1 ст.22 ТК РК работник имеет право на получение из ЕСУТД сведений о трудовом договоре и своей трудовой деятельности.
На основании пп.27 п.2 ст.23 ТК РК работодатель обязан вносить информацию о заключении и прекращении с работником трудового договора, вносимых в него изменениях или дополнениях. Исключений для работников-нерезидентов данный подпункт ТК РК не содержит.
Следовательно, работодатель обязан вносить информацию о заключении и прекращении с работником нерезидентом трудового договора. Поэтому нужно регистрировать такой договор на портале enbek.kz.
Если вам требуется юридическая консультация в сфере трудового права, вам помогут специалисты «Mybuh.kz». Оставьте заявку и мы свяжемся с вами в рабочее время для уточнения деталей.
Способы оформления иностранных граждан на работу
С иностранцем можно заключить трудовой договор либо договор гражданско-правового характера. В первом случае от работника требуется выполнение трудовой функции и подчинение трудовому распорядку. Во втором случае работник должен выполнить в установленные сроки конкретный объем работ без подчинения трудовому распорядку. Подробнее см.: «Отличия между трудовым договором и договором ГПХ: как не ошибиться при оформлении «временного» сотрудника».
Независимо от того, какой из договоров будет оформлен с иностранцем, могут потребоваться дополнительные разрешительные документы.
Так, если кандидат приехал из страны, с которой у России установлен визовый режим (и в его паспорте есть соответствующая виза), то для трудоустройства ему необходимо иметь разрешение на работу. В большинстве случаев разрешение на прием такого сотрудника понадобится и самому работодателю.
Если же родиной потенциального работника является страна, с которой у России нет визового режима, то работодателю не нужно иметь разрешение на прием сотрудника. А вот иностранцу для трудоустройства может потребоваться специальный патент, который оформляется органами МВД. Исключение составляют работники из Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Армении. Гражданам этих государств для работы в России дополнительные разрешения (в т.ч. патент) получать не нужно.
Прием на работу высококвалифицированных специалистов
Чтобы заключить трудовой договор с высококвалифицированным специалистом (ВКС), который прибыл из страны, имеющей с Россией визовый режим, работодатель может не оформлять разрешение на привлечение иностранных работников. А вот сам ВКС обязан получить разрешение на работу в РФ. При этом от работодателя потребуется представить ряд документов, необходимых для выдачи такого разрешения (п. 6 ст. 13.2 Закона № 115-ФЗ).
При оформлении трудового договора нужно учесть, что заработная плата высококвалифицированного иностранного работника не может быть ниже порогового значения. В общем случае эта величина равна 167 000 руб. в месяц (подп. 3 п. 1 ст. 13.2 Закона № 115-ФЗ). Но для некоторых работ установлен пониженный размер. К примеру, зарплата ВКС, привлекаемого к трудовой деятельности в качестве резидента технико-внедренческой особой экономической зоны, не может быть ниже 58 500 руб. в месяц. А иностранные специалисты — резиденты промышленно-производственных, туристско-рекреационных или портовых особых экономических зон должны получать более 83 500 руб. в месяц.
При трудоустройстве высококвалифицированный специалист обязан предъявить полис ДМС. Либо сам работодатель должен заключить договор на оказание такому сотруднику платных медицинских услуг (п. 14 ст. 13.2 Закона № 115-ФЗ).
Прием на работу граждан из Казахстана в 2020 году
Основные критерии приема на работу гражданина Казахстана на территории Российской Федерации:
- при въезде в РФ с целью осуществления трудовой деятельности (т.е. если в миграционной карте подчеркнута цель въезда – «работа»), оформления патентов НЕ ТРЕБУЕТСЯ. С человеком заключается трудовой договор (для этого будут нужны паспорт, миграционная карта, уведомление о постановке на миграционный учет (регистрация)), а работодатель обязан уведомить ГУВМ МВД России о приеме иностранного гражданина, те, в свою очередь уведомляют налоговую службу.
- срок временного пребывания гр-н Казахстана, въехавших для осуществления трудовой деятельности, определяется сроком действия трудового договора, заключенного с работодателем в РФ. Этот же срок распространяется и на членов его семьи!
- в случае досрочного расторжения трудового договора (после истечения 90 суток с даты въезда в РФ)гр-не Казахстана вправе, БЕЗ ВЫЕЗДА, в течении 15 дней заключить новый договор.
- гр-не Казахстана , въехавшие РФ с целью осуществления трудовой деятельности, а также члены их семей, освобождаются от обязанности постановки на миграционный учет – в течении 30 СУТОК с даты въезда. Далее – необходимо оформить миграционный учет (регистрацию).
- при въезде в РФ на срок ДО 30 СУТОК, гр-не Казахстана , при наличии документа, допускающего проставление отметок Погранслужбы РФ о пересечении границы, освобождаются от обязанности оформления миграционной карты.
- гр-не Казахстана , въезжающие в РФ БЕЗ ЦЕЛИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, вправе пребывать в РФ не более 90 суток. По их истечении необходимо выехать из РФ. Это правило не распространяется на лиц, обучающихся очно в образовательных учреждениях РФ, а также лиц, подавших документы на получение РВП, либо в иных случаях, имеющие основания продления пребывания на общих основаниях, в соответствии со ст. 5 ФЗ-115 «О правовом положении иностранных граждан в РФ»
Если вы заинтересованы в трудоустройстве в компании иностранных граждан Казахстана, чтобы не нарушить законодательство России, необходимо ознакомиться с требованиями относительно оформления физ.лиц, приехавших из соседних государств.
Для начала определимся, какой категории иностранцев относятся Казахи. Дело в том, что граждан Казахстана приравнивают к россиянам. На деле это означает, что по нормам действующего законодательства на них не распространяются ограничения относительно защиты национального трудового рынка.
- Получать официальное разрешение на работу в России не нужно.
- Упрощения касаются и действий работодателя – наниматель может не оповещать госучреждения и соответствующие инстанции о том, что имеет место быть прием на работу казахов, то же самое касается процедуры увольнения граждан Казахстана.
- Чтобы вы больше понимали целесообразность оформления на работу лиц, проживающих в соседних государствах, не будет лишним информация о том, что граждане других государств обязаны встать на миграционный учет в течение 7 суток после въезда в РФ. Для граждан Казахстана эта норма продлена до 1 календарного месяца, (30 дней) по истечении этого термина наступает ответственность физ.лица перед законом, причем эти обязательства разделяются между казахом и работодателем.
Как указывает статистика, в 2019 году наплыв граждан Казахстана, желающих работать в России, по сравнению с прошлым годом, не уменьшился.