Административное наказание в виде дисквалификации: проблемы применения
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Административное наказание в виде дисквалификации: проблемы применения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Но обсуждаемая мера пресечения может быть избрана судом лишь в том случае, если с момента совершения правонарушения до процесса разбирательства в деле по существу не прошло более одного года. А в том случае, если имеет место длящееся правонарушение, то решение должно быть принято в течение такого же периода, но только с момента обнаружения факта совершения проступка.
Вынесение постановлений о применении дисквалификации
После того как решение о дисквалификации лица вступит в свою законную силу, наказанное лицо в обязательном порядке вносится в специальный реестр таковых. Этот перечень является индивидуальным для каждого города и доступным для обозрения. Ведется он органами исполнительной власти, которые назначаются Правительством РФ.
В реестр в обязательном порядке вносятся личные данные дисквалифицированного работника, данные организации, в которой он было подвергнут наказанию такого типа, а также его должность. Кроме этого, в данном перечне имеются данные и относительно лица, которое вынесло приговор (судьи). В тот момент, когда истекает срок действия меры пресечения, из реестра удаляются все данные, связанные с нарушителем. То же самое производится в том случае, когда принимается постановление об отмене данной меры наказания.
Дисквалификация как вид административного наказания по КоАП РФ
В России к административным правонарушениям относят деяния, которые не несут такой общественной опасности, чтобы быть квалифицированными в качестве уголовных преступлений, однако являются незаконными. Соответственно, за совершение административных правонарушений применяются особые виды наказаний, относящиеся именно к административному праву. При этом, еще одним существенным отличием административных правонарушений от уголовных преступлений можно назвать также и возможность привлечения к ответственности за них не только физических, но и юридических лиц.
Одним из возможных административных наказаний, согласно положениям КоАП РФ, является дисквалификация — ограничение человека в возможности занимать определенные должности или вести определенную деятельность в соответствии со сроками, устанавливаемыми по решению суда. И прежде, чем рассматривать сроки и степень ограничений, предусмотренных дисквалификацией, необходимо ознакомиться и с нормативно-правовыми актами, которые регламентируют данную меру административного взысканий. К ним можно отнести следующие статьи КоАП РФ:
- Ст.3.2 регламентирует существующие виды административных наказаний, среди которых присутствует и дисквалификация.
- Ст.3.11 раскрывает основные принципы использования административного наказания в виде дисквалификации и общие принципы ограничений, предусмотренных в таком случае.
- Ст.14.23 обеспечивает правовое регулирования привлечения к ответственности за ведение дисквалифицированным лицом управления юридическим лицом.
- Ст.32.11 устанавливает общие принципы, согласно которым должно исполняться постановление о дисквалификации человека его работодателями или собственниками предприятия.
Ключевой особенностью дисквалификации как меры административного наказания является то, что практически всегда она применяется по отношению к лицам, обладающим определенной властью или специфическими правами, например — правом на ведение предпринимательской деятельности, правами государственного служащего и подобными им. При этом практически всегда дисквалификация в силу достаточно больших ограничений и возможного ущерба для подвергнутого ей лица назначается в качестве наказания за повторное совершение аналогичного правонарушения в течение года.
Протокол об административном правонарушении
Основным документом, на основании которого принимают решение по делу об административных правонарушениях, является протокол. В нем фиксируют сведения о совершенном правонарушении и данные лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. Протокол составляют в соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ. В частности, в нем должны быть указаны:
- дата и место составления;
- должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении;
- фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие;
- место, время совершения и событие административного правонарушения.
Протокол подписывает составившее его должностное лицо. Также свою подпись должен поставить законный представитель юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа в протоколе делается соответствующая запись.
Реестр дисквалифицированных лиц
Согласно п. 2 ст. 32.11 КоАП РФ компания, прежде чем принять на работу руководителя, должна запросить в МВД России информацию о том, не является ли кандидат на вакантную должность дисквалифицированным лицом. Такая возможность появилась с 1 апреля 2007 г. (Приказ МВД России от 22.11.2006 N 957). Реестр дисквалифицированных лиц формируют и ведут МВД России и министерства внутренних дел, управления (главные управления) внутренних дел субъектов РФ. Получение информации из реестра обойдется в 1 МРОТ (100 руб.). Так сказано в п. 4 Постановления Правительства РФ от 11.11.2002 N 805 о формировании и ведении реестра дисквалифицированных лиц.
Отметим, что юридическое лицо за заключение с дисквалифицированным лицом договора может быть подвергнуто административному штрафу в размере до 100 000 руб. (основание — ч. 2 ст. 14.23 КоАП РФ).
Дисквалификация заключается в лишении физического лица права
замещать должности федеральной государственной гражданской службы,
должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации,
должности муниципальной службы,
занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица,
входить в совет директоров (наблюдательный совет),
осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом,
осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации,
либо осуществлять деятельность по предоставлению государственных и муниципальных услуг
либо деятельность в сфере подготовки спортсменов (включая их медицинское обеспечение) и
организации и проведения спортивных мероприятий,
либо осуществлять деятельность в сфере проведения экспертизы промышленной безопасности,
либо осуществлять медицинскую деятельность или фармацевтическую деятельность.
Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей. (ч.1 ст. 3.11 КоАП РФ)
Согласно ч.2 ст. 3.11 дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет.
Дисквалификация является основным видом административного наказания и мерой, устанавливаемой КоАП РФ.
Ее следует отличать от административного наказания в виде лишения специального права, предоставленного физическому лицу, а также от уголовного наказания в виде лишения права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью (ст. 47 УК РФ).
Дисквалификация устанавливается и применяется только в качестве основного наказания за совершение следующих административных правонарушений:
нарушение законодательства о труде и об охране труда лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение (ч. 2 ст. 5.27);
фиктивное или преднамеренное банкротство (ст. 14.12);
неправомерные действия при банкротстве (ст. 14.13);
нарушение законодательства об организованных торгах (ст.14.24)
предоставление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, документов, содержащих заведомо ложные сведения, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния (ч. 4 ст. 14.25).
незаконное получение или предоставление кредитного отчета (ст. 14.29)
манипулирование ценами на оптовом и розничном рынках электрической энергии (мощности) ДЛ-ом ранее подвергнутым адм. наказанию за аналогичное адм. правонарушение (ст. 14.31.2)
заключение ограничивающего конкуренцию соглашения, осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий, координация экономической деятельности ( ст.14.32)
повторную продажу товаров, не соответствующих образцам качества, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям НПА-ов, устанавливающих порядок выполнения работ (ч.2 ст.14.4)
нарушение порядка ценообразования (ст.14.6)
недобросовестная конкуренция, выразившаяся во введении в оборот товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, средств индивидуализации продукции, работ, услуг (ст.14.33)
непредставление или несвоевременное представление документов о споре, связанном с созданием юридического лица, управлением им или участием в нем (ст. 14.36)
нарушение правил выполнения работ по сертификации (ст. 14.47)
предоставление недостоверных результатов исследований( испытаний) (ст. 14.48)
грубое нарушение условий гос. контракта по гос. оборонному заказу (ч.3 ст.14.55)
нецелевое использование бюджетных средств (ст.15.14)
нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов (ст. 15.15.3)
нарушение условий предоставления бюджетных инвестиций (ст.15.15.4)
нарушение условий предоставления субсидий (ст. 15.15.5)
нарушение запрета на размещение бюджетных средств (ст. 15.15.12)
нарушение сроков обслуживания и погашения государственного (муниципального) долга (ст. 15.15.13)
Постановление по делу об адм. правонарушении, влекущем применение наказания в виде дисквалификации, может быть вынесено судьей не позднее одного года со дня совершения адм. правонарушения, а при длящемся правонарушении в тот же срок со дня его обнаружения.
Постановление о дисквалификации должно быть немедленно после вступления постановления в законную силу исполнено лицом, привлеченным к административной ответственности (ч. 1 ст. 32.11).
Исполнение постановления о дисквалификации производится путем прекращения договора (контракта) с дисквалифицированным лицом. При заключении договора (контракта) уполномоченное заключить договор (контракт) лицо обязано запросить информацию о наличии дисквалификации физического лица в органе, ведущем реестр дисквалифицированных лиц. (ч. 2 ст. 32.11).
Согласно ч.3 ст.32.11в целях обеспечения учета лиц, в отношении которых имеются вступившие в законную силу постановления о дисквалификации, формируется реестр дисквалифицированных лиц. Ведение реестра дисквалифицированных лиц осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В реестре дисквалифицированных лиц содержатся следующие сведения: фамилия, имя, отчество, дата и место рождения; полное наименование и идентификационный номер налогоплательщика организации, в которой дисквалифицированное лицо работало во время совершения административного правонарушения, должность, которую занимало дисквалифицированное лицо в этой организации; статья настоящего Кодекса, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения; наименование органа, составившего протокол об административном правонарушении; должность, фамилия, имя, отчество судьи, вынесшего постановление о дисквалификации; срок дисквалификации; даты начала и истечения срока дисквалификации; сведения о пересмотре постановления о дисквалификации.
Лицо считается исключенным из реестра дисквалифицированных лиц по истечении срока дисквалификации или при наличии в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на ведение реестра дисквалифицированных лиц, вступившего в силу судебного акта об отмене постановления о дисквалификации.
Внесение сведений в реестр дисквалифицированных лиц осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на ведение реестра дисквалифицированных лиц, не позднее трех рабочих дней со дня получения им копии вступившего в силу постановления о дисквалификации либо судебного акта о пересмотре постановления о дисквалификации.
Сведения, содержащиеся в реестре дисквалифицированных лиц, являются открытыми для всеобщего ознакомления.
Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра дисквалифицированных лиц, размещает сведения, содержащиеся в реестре дисквалифицированных лиц, на своем официальном сайте в сети “Интернет”. Плата за доступ к сведениям, содержащимся в реестре дисквалифицированных лиц, размещаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на своем официальном сайте в сети “Интернет”, не взимается.
Заинтересованные лица вправе получить за плату сведения, содержащиеся в реестре дисквалифицированных лиц, в виде выписки о конкретном дисквалифицированном лице либо справки об отсутствии запрашиваемой информации. Срок предоставления указанных выписки или справки не может превышать пять рабочих дней со дня получения соответствующего запроса федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на ведение реестра дисквалифицированных лиц. Размер платы за предоставление указанных выписки или справки определяется Правительством Российской Федерации. Форма предоставляемых заинтересованным лицам указанных выписки или справки и порядок их предоставления заинтересованным лицам определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на ведение реестра дисквалифицированных лиц.
Насколько часто применяется дисквалификация руководителя?
Анализ судебной практики показывает, что чаще всего дисквалификация применяется по ст. 5.27 и ст. 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В последнее время прослеживаются воля законодателя, направленная на расширение круга составов, по которым применяется дисквалификация.
Системный анализ положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях позволяет сделать вывод, что в большинстве случаев ответственность в виде дисквалификации применяется при повторном правонарушении по одному и тому же составу. Применение такого подхода отвечает принципу разумности и гуманности по отношению к нарушителю.
Положениями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлен порядок дисквалификации. В частности, административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей. Дисквалификация относится к числу длящихся административных наказаний и устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет (ч. 2 ст. 3.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии с ч. 2 ст. 31.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ч. 1 ст. 318 Административного процессуального кодекса РФ постановление (решение) о дисквалификации подлежит исполнению с момента его вступления в законную силу.
В силу ст. 32.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление о дисквалификации должно быть немедленно после вступления постановления в законную силу исполнено лицом, привлеченным к административной ответственности. Исполнение постановления о дисквалификации производится путем прекращения договора (контракта) с дисквалифицированным лицом.
Анализ положений Трудового кодекса Российской Федерации показывает, что сотрудник (в том числе руководитель), подвергшийся дисквалификации, должен быть уволен. Как установлено ст. 83 Трудового кодекса Российской Федерации, прекращение трудового договора допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу, которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности.
Информация о дисквалифицированных лицах включается в реестр дисквалифицированных лиц. Лицом, осуществляющим формирование и ведение реестра, является Федеральная налоговая служба Российской Федерации (п. 1.2 Регламента Федеральной налоговой службы РФ, утвержденного Приказ ФНС России от 17.02.2014 N ММВ-7-7/53@). Поэтому при приеме на работу всегда можно будет выявить лицо, которое является дисквалифицированным.
Значительный интерес представляет собой анализ практики применения дисквалификации в качестве меры наказания по ч. 8 ст. 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, введенной в действие с 29.12.2015 г. Федеральным законом от 29.12.2015 N 391-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В соответствии с п. 4 ст. 10 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», если должник признан несостоятельным (банкротом) вследствие действий и (или) бездействия контролирующих должника лиц, такие лица в случае недостаточности имущества должника несут субсидиарную ответственность по его обязательствам.
Пока не доказано иное, предполагается, что должник признан несостоятельным (банкротом) вследствие действий и (или) бездействия контролирующих должника лиц при наличии одного из следующих обстоятельств:
Согласно п. 7 ст. 10 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»
Частью 8 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность должностных лиц службы за неисполнение определений арбитражного суда о привлечении к субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц. Правом по составлению протоколв об административных правонарушениях по данному правонарушению обладают налоговые органы. Арбитражный суд по результатам проведенной налоговым органом проверки сможет дисквалифицировать лиц, ответственных за исполнение решения суда.
Получение сведений из реестра дисквалифицированных лиц
Плата за доступ к сведениям, содержащимся в реестре дисквалифицированных лиц, размещаемом уполномоченным Федеральной налоговой службой на своем официальном сайте в сети «Интернет», не взимается.
Однако получение сведений, содержащихся в реестре дисквалифицированных лиц, в виде выписки о конкретном дисквалифицированном лице либо справки об отсутствии запрашиваемой информации, производится с взиманием платы, которая в настоящее время составляет 100 рублей.
Органам государственной власти и органам местного самоуправления указанная информация предоставляется бесплатно.
Для получения данной информации заинтересованному лицу необходимо предоставить запрос в любой территориальный налоговый орган.
Лицо считается исключенным из реестра дисквалифицированных лиц по истечении срока дисквалификации или при наличии в Федеральной налоговой службе вступившего в силу судебного акта об отмене постановления о дисквалификации.
Внесение сведений в реестр дисквалифицированных лиц осуществляется ФНС, не позднее трех рабочих дней со дня получения им копии вступившего в силу постановления о дисквалификации либо судебного акта о пересмотре постановления о дисквалификации.
Дисквалификация Арбитражных управляющих через призму Конституции РФ
В свете появления на просторах Российского правоприменения первого прецедента о дисквалификации арбитражного управляющего, в профессиональном сообществе вновь встал вопрос о законности данной нормы. Поскольку Экспертное сообщество уже начало , по выражению Максима Доценко, «спецоперацию», думаю, стоит отметить, несколько моментов посвященных дисквалификации, как виду административного наказания и ее истории в Российской судебной практике.
Во-первых применение дисквалификации к арбитражным управляющим – с точки зрения КоАП РФ и законодательства в целом — случай достаточно уникальный.
Согласно ст. 2 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» арбитражный управляющий — гражданин Российской Федерации, являющийся членом саморегулируемой организации арбитражных управляющих. Более широко определение раскрывается в ч. 1 ст. 20 настоящего ФЗ — Арбитражный управляющий является субъектом профессиональной деятельности и осуществляет регулируемую настоящим Федеральным законом профессиональную деятельность, занимаясь частной практикой.
В законодательстве РФ понятие субъектов профессиональной деятельности не отражено, количество законов содержащих понятие «профессиональная деятельность» можно перечислять бесконечно (например ФЗ «Об оценочной деятельности», ФЗ «О рынке ценных бумаг»). Фактически его нет, поэтому правильнее бы было рассматривать арбитражных управляющих, как субъектов частной практики, а не профессиональной деятельности. В случае с частной практикой можно определить круг лиц, которые осуществляют профессиональную деятельность, но основе налогового законодательства (ч. 2 ст. 227 НК РФ). Для целей настоящей статьи стоит понимать под субъектами частной практики граждан РФ осуществляющие деятельность требующую специальных познаний и навыков и не требующую регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или образования регистрации юридического лица.
Поводы к возбуждению дела об административном правонарушении
Вопрос о дисквалификации не возникает просто так. Существует несколько поводов к возбуждению дела об административном правонарушении. Они перечислены в ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ.
Во-первых, если должностные лица, уполномоченные составлять протоколы, обнаружили данные, которые указывают на наличие административного правонарушения. Например , протоколы за нарушение законодательства о труде и охране труда вправе составлять должностные лица Федеральной инспекции труда и подведомственных ей государственных инспекций труда. Об этом говорится в пп. 16 п. 2 ст. 28.3 КоАП РФ.
Во-вторых, при поступлении материалов из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений, если такие материалы содержат данные, которые указывают на наличие административного правонарушения.
Третьим поводом для возбуждения дела об административном правонарушении являются сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации. Исключение из данного правила составляют административные правонарушения, предусмотренные ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ.
Исполнение решения суда о дисквалификации
Дисквалификацию устанавливают на срок от шести месяцев до трех лет (ч. 2 ст. 3.11 КоАП РФ). Постановление суда о дисквалификации, вступившее в законную силу, обязывает работодателя расторгнуть трудовой договор с дисквалифицированным лицом. Об этом говорится в п. 8 ст. 83 Трудового кодекса. Если работодатель не исполнит постановление суда и не расторгнет трудовой договор, его ждет уголовная ответственность в соответствии со ст. 315 Уголовного кодекса. Наказание ждет и само дисквалифицированное лицо в случае неисполнения судебного постановления. Если такой работник в течение срока дисквалификации занимается деятельностью по управлению юридическим лицом, это влечет наложение административного штрафа в размере 5000 руб. согласно ч. 1 ст. 14.23 Кодекса об административных правонарушениях.
Статья 3.2. Виды административных наказаний
Статья 3.2. Виды административных наказаний
1. За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:
2) административный штраф;
3) утратил силу. — Федеральный закон от 28.12.2010 N 398-ФЗ;
4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
6) административный арест;
7) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
9) административное приостановление деятельности;
10) обязательные работы;
11) административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения.
2. В отношении юридического лица могут применяться административные наказания, перечисленные в пунктах 1 — 4, 9 части 1 настоящей статьи.
3. Административные наказания, перечисленные в пунктах 3 — 11 части 1 настоящей статьи, устанавливаются только настоящим Кодексом.
Обстоятельства, отягчающие наказание
Как уже говорилось, наказание в виде дисквалификации может быть назначено лицу, которое совершает правонарушение повторно. В данном случае к виновному суд имеет право применить самую суровую меру. Следует при этом отметить, что срок действия административной меры не должен превышать того, который указывается как максимальный в статье КоАП о дисквалификации.
Отягчающим обстоятельством в суде может быть и то, осужденный продолжает совершать противоправные действия, несмотря на ряд предупреждений и приказы о прекращении незаконной деятельности. Как отягчающее обстоятельство также отмечается совершение деяния во время особо опасной ситуации. Примерами таковой могут послужить стихийные бедствия, катастрофы и т. п.
Максимальный срок дисквалификации также назначается и в том случае, если административное правонарушение, за которое возможна данная форма наказания, было совершено группой лиц, причем по предварительному сговору.
Отягчающие обстоятельства
Отягчающие обстоятельства
Помимо смягчающих обстоятельств, положительно влияющих на окончательный приговор, судья также может учесть и отягчающие обстоятельства виновного, приводящие к увеличению срока длительности его дисквалификации. Происходит это в следующих случаях:
- Должностное лицо, совершившее преступление, не впервые привлекается по данной административной статье (на практике, за повторное привлечение по одной, и той же статье, судья чаще выносит виновному наиболее строгий приговор о дисквалификации);
- Виновный неоднократно игнорировал замечания, касательно злоупотребления полномочиями, или злостного неповиновения (также, как и при повторном привлечении виновного по одной статье, за игнорирование замечаний полагается существенное увеличение длительности дисквалификации);
- Должностное лицо совершило неправомерное деяние, на фоне возникшей глобальной, или локальной катастрофы. (как пример, можно рассмотреть ситуацию, когда сотрудники местных органов самоуправления наживаются на стихийном бедствии за счет растраты выделенного государством бюджета на собственные нужды)
При вышеперечисленных отягчающих обстоятельствах, как правило, суд назначает виновному максимальный срок дисквалификации. Однако в случаях, когда виновное лицо раскаивается в содеянном, или же возмещает причиненный им ущерб, срок длительности наказания может быть несколько снижен.
Что делать после дисквалификации: алгоритм действий
Если дисквалификации избежать все-таки не удалось, можно в 10-дневный срок обжаловать решение суда. Даже если изменить результат не получится, это позволит выиграть время. Пока будет рассматриваться жалоба, решение суда считается не вступившим в законную силу, соответственно, руководитель не будет считаться дисквалифицированным, у него сохранится право управлять предприятием, подписывать документацию, участвовать в финансовых вопросах, а потому можно будет решить многие организационные моменты.
Когда же судебный акт о дисквалификации вступит в законную силу, необходимо, как того требует ст. 32.11 КоАП, приступить к исполнению постановления о дисквалификации. Для этого нужно незамедлительно предпринять следующие действия:
- В дату вступления в законную силу решения о дисквалификации прекратить трудовой договор с наказанным лицом. Причем его заявление об этом не требуется. Однако если есть возможность перевести этого сотрудника с его письменного согласия на другую должность на предприятии, увольнение недопустимо (ст. 83 ТК РФ).
- По общим правилам законодательства об ООО назначается новый руководитель. Доступно и подробно об этой процедуре рассказывается в статье на нашем сайте «Пошаговая инструкция смены директора в ООО».
- Об изменениях в руководстве необходимо сообщить в налоговый орган в 3-дневный срок. Не будет лишним довести эти сведения в виде информационных писем до кредиторов и должников.
Дисквалификация — вид административного наказания, которое представляет собой лишение лица права на занятие определенных должностей в сферах муниципального управления, исполнительных органов, а также на вхождение в основной состав совета директоров. Кроме этого, дисквалифицированные лица не могут осуществлять деятельность, связанную с управлением предприятиями, организациями или учреждениями любых форм собственности.
Такое понятие может быть применено в сфере здравоохранения, в отношении лиц, которые ведут медицинскую деятельность или занимаются производством, реализацией фармацевтических препаратов.
Большое внимание названному административному наказанию уделяется в сфере спорта. На основании законодательства, дисквалификация — это понятие, которое может быть применено к действиям в отношении лица, которое тренирует спортсменов, а также тех, кто поставляет для них медицинское обеспечение.
Такая мера наказания может быть назначена за ненадлежащее выполнение должностным лицом своих обязанностей.
Для определенных должностей и видов деятельности устанавливается особый состав требований и правил, нарушение которых имеет повышенную общественную опасность. Чтобы наказать гражданина или должностное лицо за нарушение указанных правил, а также предотвратить повторные проступки, в 2009 году законодателем была введена статья КоАП РФ. Дисквалификация, как административная санкция, заключается в следующих правовых последствиях:
- правонарушитель лишается права занимать определенные должности или заниматься определенными видами деятельности, указанными в судебном акте;
- выбор должности или вида деятельности, на который распространяется запрет, зависит от характера правонарушения (например, за проступок в сфере государственного управления не может назначаться дисквалификация на занятие частной практикой);
- запрет реализуется не только путем прекращения трудовых отношений или изменением места работы, но и включением в специальный реестр дисквалифицированных лиц – сведения из указанной базы данных препятствуют нарушения режима санкции.