От АФК до ФБК: кого преследуют за «отмывание» денег
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «От АФК до ФБК: кого преследуют за «отмывание» денег». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В деле № А84-5896/2019 Фонд капремонта по решению ОСС вместо предусмотренного региональной программой ремонта внутридомовых инженерных систем провёл капитальный ремонт фасада и крыши дома. Формально он реконструировал пристройку, которая не входила в состав общего имущества в доме.
Нет. На реконструкцию пристройки, которая не является общедомовым имуществом
Управление федерального казначейства отметило, что так Фонд нарушил положения ст. ст. 168 и 191 ЖК РФ, постановления Правительства Севастополя от 19.12.2019 № 672-ПП и потребовал вернуть потраченные деньги – 380 403 071,56 рублей.
Кроме того, Фонд неправомерно использовал 3 315 292,04 рублей, сформированных за счёт взносов на капитальный ремонт:
- подготовил задания на выполнение работ по оценке технического состояния 39 домов;
- разработал проектную документацию на капремонт по видам работ, которые не включены в краткосрочный план.
Фонд ссылался на то, что решение о ремонте приняли собственники дома, но апелляционный и кассационный суды поддержали решение суда первой инстанции. А затем и ВС РФ отказался передавать дело на рассмотрение Судебной коллегии. Деньги придётся вернуть.
Верховный суд признает законной практику привлечения госорганов к участию в делах с признаками недобросовестного поведения участников процесса, где возможно нарушение валютного, налогового и таможенного законодательства, положений «антиотмывочного» законодательства.
Обратите внимание
При этом суд вправе проинформировать государственные органы о наличии спора и возможности вступления в процесс либо привлечь их к участию в деле по своей инициативе еще в процессе подготовки к разбирательству. Это могут быть таможенные и налоговые органы, Росфинмониторинг, прокуратура.
Росфинмониторинг начнет контролировать любые банковские операции с наличными от 600 тысяч рублей
Читать далее…
Нет. Если региональная программа не предусматривает такие работы
Решение по делу № А50-38815/2019 является показательным для отдельного вида споров. Часто работы относятся к капитальному ремонту, но не включены в региональную программу. Если выполнить такие работы, деньги на спецсчёт придётся вернуть.
ГЖИ провела внеплановую проверку и вынесла ТСЖ предписание о возврате денег на спецсчёт, владельцем которого было товарищество. Выяснилось, что виды и объёмы работ не соответствуют перечню работ по капремонту.
В отношении спорного дома региональная программа предусматривает определённый круг работ по капремонту. Собственники определили размер взносов на капремонт в размере минимального взноса. Из-за этого ТСЖ может расходовать деньги, накопленные на спецсчёте, только на работы, которые прописаны в региональной программе и в установленные ею сроки.
Если бы взносы были установлены выше минимальных, то деньги можно было бы потратить на другие работы, не входящие в перечень региональной программы.
Товарищество потратило 483 127, 59 рублей на ремонт участка циркуляции ГВС, на капремонт участков по замене стояков отопления по подвальному помещению, на кровельные работы. Все они относятся к капитальному ремонту, но не предусмотрены региональной программой. Расходовать на них деньги со спецсчёта было нельзя, товариществу придётся вернуть потраченные средства.
Капитальный ремонт новостройки: о чём нужно позаботиться заранее
4476
Адвокат по ст. 174 УК РФ: легализация денежных средств
Наличие такого количества подводных камней и нюансов требует обязательной юридической помощи, без защиты грамотного адвоката, вряд ли удастся справиться с такой ситуацией самостоятельно, а результат может быть весьма плачевным, когда условным сроком можно и не обойтись.
Только высококачественный юрист сможет обеспечить положительный исход в таком деле как легализация доходов. Все достаточно серьезно, поскольку наказание судом может быть максимально назначено даже в виде 15 лет ограничения свободы, если будут доказаны признаки отмывания денежных средств в сумме больше одного миллиона рублей и если будет осуществлено несколькими людьми, договорившимися заранее и имеющих общую заинтересованность.
Таким образом, чтобы не подвергнуться возможности четверть жизни провести в заключении, необходимо поручить свою судьбу адвокату, который имеет большой опыт и сталкивается в своей практике с такими ситуациями практически ежедневно. Адвокат по уголовным делам нашего Адвокатского бюро подготовит необходимый материал, соберет все необходимый документы и в процессе судебного производства сможет апеллировать весомыми контраргументами в защиту своего клиента.
Согласие субъекта персональных данных
Согласно п.1 ст. 6 ФЗ №152 оператор в нашем случае в лице управляющей организации может обрабатывать персональные данные с согласия их субъекта в целях исполнения договора управления МКД.
В соответствии с п.2 ст.162 ЖК РФ по договору управления УК по заданию собственников за плату выполняет работы и оказывает услуги, а также осуществляет иную деятельность в целях управления МКД. Поэтому обработка персональных данных собственников необходима для организации выполнения работ по договору, начисления платы за ЖКУ, печати и доставки квитанций.
Но работа по взысканию задолженности осуществляется не для исполнения УК договора управления, а для контроля исполнения обязательств собственниками. Поэтому для осуществления претензионно-исковой деятельности управляющей организации необходимо получить письменное согласие собственников на обработку их персональных данных. Нельзя в каком бы то ни было виде размещать и публично разглашать персональные данные о неплательщиках ЖКУ. Это грубое нарушение, за которое УК может получить штраф.
Кроме того, независимо от того, нужно или нет получать согласие собственников на обработку их персональных данных, управляющая организация обязана обеспечить их конфиденциальность. То есть, не допускать распространения персональных данных без согласия собственников (п.1 ст.7 Закона “О персональных данных”).
Под распространением персональных данных понимается их передача определённому кругу лиц или ознакомление с ними неограниченного круга лиц, включая обнародование в СМИ, размещение в Интернете или предоставление доступа иным способом. Поэтому управляющая организация не имеет права без согласия собственников передавать или обнародовать их персональные данные.
Согласно ст.9 ФЗ №152 согласие субъекта персональных данных на их обработку составляется в письменном виде и содержит:
- ФИО, адрес субъекта персональных данных, номер, дату и орган выдачи паспорта гражданина;
- наименование (ФИО) и адрес управляющей организации, получающей согласие субъекта персональных данных;
- цель обработки персональных данных (исполнение договора управления МКД, взыскание задолженности за ЖКУ, оказание услуг по начислению платы, печати и доставке квитанций);
- перечень персональных данных, на обработку которых даётся согласие субъекта персональных данных (ФИО, адрес, перечень, объём и стоимость потреблённых ЖКУ, учётно-регистрационные данные, сведения о составе семьи, прочие данные, необходимые для начисления платы за ЖКУ, размер задолженности);
- перечень действий с персональными данными, на совершение которых даётся согласие, общее описание используемых УК способов обработки персональных данных;
- срок, в течение которого действует согласие, и порядок его отзыва.
Особенности скупки и сбыта краденного
Приобретение и продажа имущества, которое является краденным, возможны лицом, не имеющего представления о настоящем происхождении вещи. В таком случае не предусматривается наступления уголовной ответственности, однако необходимо будет доказать, что лицо действительно не осведомлено о том, что предмет украден.
На протяжении расследования уголовного дела лицо могут вызывать и задавать интересующие следователя вопросы. Также человек должен будет присутствовать на суде и сообщить ту же самую информацию, что была отражена в протоколах должностным лицом правоохранительного органа. Стоит отметить, что количество дел по категории, связанной с перепродажей имущества, невелико. В этом случае достаточно сложно установить человека, который осуществил сбыт ворованного.
Доказать факт осведомленности лица о том, что его покупка является вещью, которая была у кого-то украдена сложно, особенно когда приобретение происходит в ломбарде, на рынке или магазинах, реализующих товар, бывший в употреблении. При этом покупателю может грозить штраф или, а чаще всего и изъятие вещи.
Комментарий к Ст. 174 Уголовного кодекса
1. Предмет преступления — денежные средства, ценные бумаги в российской и иностранной валюте, иное движимое и недвижимое имущество, приобретенное заведомо преступным путем, имущественные права.
Заведомость означает, что субъекту достоверно известно, что он использует средства или иное имущество, которые были получены другим лицом в виде дохода от преступной деятельности.
Факт преступного приобретения денежных средств или иного имущества должен быть установлен. Сделать это возможно как во время, так и до судебного процесса, рассматривающего уголовное дело об отмывании преступных доходов (п. 4 — 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 7 июля 2015 г. N 32 «О судебной практике по делам легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем и о приобретении или сбыте имущества, заведомо добытого преступным путем»).
2. Финансовая операция как сделка отличается от иных сделок только тем, что она связана с обращением денег, ценных бумаг и платежных документов через банки или иные кредитные организации.
Другие сделки с денежными средствами или имуществом представляют собой совершение любых гражданско-правовых сделок (дарение, мена, купля-продажа и т.д.), а равно создание видимости таких сделок.
В ч. 1 ст. 174 УК не определена минимальная стоимость легализуемого имущества, поэтому для привлечения к уголовной ответственности достаточно совершить одну финансовую или другую сделку, не оцениваемую как малозначительное деяние (ч. 2 ст. 14 УК).
3. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом и специальной целью — придание правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или имуществом.
4. Субъектом преступления не может быть лицо, которое участвовало в совершении первичного (основного) преступления, поскольку его действия охватываются ст. 174.1 УК.
5. Под лицом, использующим свое служебное положение при легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, заведомо приобретенных преступным путем, понимается должностное лицо, служащий, а также лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации.
Ст 174 ук рф с комментариями 2021
1. Предмет преступления — денежные средства, ценные бумаги в российской и иностранной валюте, иное движимое и недвижимое имущество, приобретенное заведомо преступным путем, имущественные права.
Заведомость означает, что субъекту достоверно известно, что он использует средства или иное имущество, которые были получены другим лицом в виде дохода от преступной деятельности.
Факт преступного приобретения денежных средств или иного имущества должен быть установлен. Сделать это возможно как во время, так и до судебного процесса, рассматривающего уголовное дело об отмывании преступных доходов (п. 4 — 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 7 июля 2015 г. N 32 «О судебной практике по делам легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем и о приобретении или сбыте имущества, заведомо добытого преступным путем»).
2. Финансовая операция как сделка отличается от иных сделок только тем, что она связана с обращением денег, ценных бумаг и платежных документов через банки или иные кредитные организации.
Другие сделки с денежными средствами или имуществом представляют собой совершение любых гражданско-правовых сделок (дарение, мена, купля-продажа и т.д.), а равно создание видимости таких сделок.
В ч. 1 ст. 174 УК не определена минимальная стоимость легализуемого имущества, поэтому для привлечения к уголовной ответственности достаточно совершить одну финансовую или другую сделку, не оцениваемую как малозначительное деяние (ч. 2 ст. 14 УК).
3. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом и специальной целью — придание правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или имуществом.
4. Субъектом преступления не может быть лицо, которое участвовало в совершении первичного (основного) преступления, поскольку его действия охватываются ст. 174.1 УК.
5. Под лицом, использующим свое служебное положение при легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, заведомо приобретенных преступным путем, понимается должностное лицо, служащий, а также лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации.
1. Судебное толкование составов легализации дано в постановлении ПВС РФ от 07.07.2015 № 32 «О судебной практике по делам о легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, и о приобретении или сбыте имущества, заведомо добытого преступным путем», с изм. от 26.02.2019 (далее — постановление 2015 г.).
2. Предмет — денежные средства или иное имущество, приобретенные преступным путем. По разъяснению Пленума ВС 2015 г., это не только денежные средства или иное имущество, незаконное приобретение которых — признак конкретного состава преступления (например, хищения, получения взятки), но и денежные средства или иное имущество, полученные в качестве материального вознаграждения за совершенное преступление (например, за убийство по найму) либо в качестве платы за сбыт предметов, ограниченных в гражданском обороте. При этом, исходя из положений ст. 1 Конвенции Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности и о финансировании терроризма от 16 мая 2005 г. и с учетом Рекомендации 15 ФАТФ предметом преступлений, предусмотренных статьями 174 и 174.1 УК РФ, могут выступать в том числе и денежные средства, преобразованные из виртуальных активов (криптовалюты), приобретенных в результате совершения преступления (п. 1 постановления 2015 г.).
3. Если имущество, приобретенное преступным путем (в результате совершения преступления), ограничено законом в гражданском обороте и ответственность за его незаконный оборот предусмотрена одной из статей Особенной части УК (в частности, статьями 186, 191, 220, 222, 222.1, 228.1), то совершение с ним сделки в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению следует квалифицировать только по соответствующей статье как приобретение либо сбыт оружия, боеприпасов, наркотических средств и т.д. без совокупности со статьями 174 и 174.1 УК. Последующее совершение в указанных целях финансовых операций и сделок с денежными средствами, полученными в результате преобразования такого имущества (к примеру, с денежными средствами, приобретенными в результате продажи наркотического средства), образует объективную сторону преступлений, предусмотренных ст. 174 или ст. 174.1 УК (п. 2 постановления 2015 г.).
1. Предмет преступления — денежные средства, ценные бумаги в российской и иностранной валюте, иное движимое и недвижимое имущество, приобретенное заведомо преступным путем, а также имущественные права.
2. Заведомость означает, что субъекту достоверно известно, что он использует средства или иное имущество, которые были получены другим лицом в виде дохода от преступной деятельности.
3. Факт преступного приобретения денежных средств или иного имущества должен быть установлен. Сделать это возможно как во время, так и до судебного процесса, рассматривающего уголовное дело об отмывании преступных доходов (п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18 ноября 2004 г. N 23 «О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве и легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем»).
4. Под финансовыми операциями и другими сделками следует понимать действия с денежными средствами, ценными бумагами и иным имуществом, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав или обязанностей. Финансовая операция отличается от иных сделок тем, что она связана с обращением денег, ценных бумаг и платежных документов через банки или иные кредитные организации. Другие сделки с денежными средствами или имуществом представляют собой совершение любых гражданско-правовых сделок: дарение, мена, купля-продажа и т.д.
Для привлечения к уголовной ответственности достаточно совершить одну финансовую или другую сделку, не оцениваемую как малозначительное деяние (ч. 2 ст. 14 УК).
5. Преступление признается оконченным с момента совершения финансовой операции или иной сделки.
6. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом и специальной целью — придание правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или имуществом.
7. Субъект преступления — лицо, достигшее возраста 16 лет, совершившее финансовую или иную сделку с имуществом, приобретенным преступным путем, за исключением участвовавших в совершении первичного преступления.
Уголовная ответственность за отмывание денежных средств
[Уголовный кодекс] [Особенная часть] [Раздел VIII] [Глава 22]
1. Совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, заведомо приобретенными другими лицами преступным путем, в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом —
наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до одного года.
2. То же деяние, совершенное в крупном размере, —
наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере до пятидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до трёх месяцев либо без такового.
3. Деяния, предусмотренные частью первой или второй настоящей статьи, совершенные:
- а) группой лиц по предварительному сговору;
- б) лицом с использованием своего служебного положения, —
- наказываются принудительными работами на срок до трёх лет с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет или без такового либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до трёх лет или без такового, с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет или без такового.
4. Деяния, предусмотренные частью первой или третьей настоящей статьи, совершенные:
- а) организованной группой;
- б) в особо крупном размере, —
- наказываются принудительными работами на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет или без такового либо лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до пяти лет или без такового, с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определённой деятельностью на срок до пяти лет или без такового.
Примечание. Финансовыми операциями и другими сделками с денежными средствами или иным имуществом, совершенными в крупном размере, в настоящей статье и статье 174.1 настоящего Кодекса признаются финансовые операции и другие сделки с денежными средствами или иным имуществом, совершенные на сумму, превышающую один миллион пятьсот тысяч рублей, а в особо крупном размере — шесть миллионов рублей.
1. В Федеральном законе от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, определена как придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученным в результате совершения преступления, за исключением преступлений, предусмотренных ст. ст. 193, 194, 198, 199, 199.1 и 199.2 УК, ответственность по которым установлена указанными статьями. Легализация (отмывание) преступных доходов является преступлением международного характера, вопросы борьбы с которым отражены в целом ряде международных конвенций (например, Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности 2000 г., Конвенция Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности 1990 г. и др.). Они ратифицированы Российской Федерацией и таким образом стали частью ее правовой системы.
2. Предметом преступления являются денежные средства, ценные бумаги в российской и иностранной валюте и иное движимое или недвижимое имущество, приобретенные преступным путем как в России, так и за ее пределами.
Дискуссионным остается вопрос о необходимости установления приговором суда факта преступного происхождения легализуемого имущества. Пленум Верховного Суда РФ в п. 21 Постановления от 18.11.2004 N 23 указал, что «при постановлении обвинительного приговора по статье 174 УК РФ или по статье 174.1 УК РФ судом должен быть установлен факт получения лицом денежных средств или иного имущества, заведомо добытых преступным путем либо в результате совершения преступления». Однако из этого разъяснения вовсе не следует необходимость предварительного осуждения лица за основное (предикатное) преступление для применения нормы о легализации (отмывании) преступных доходов. Факт преступного приобретения денежных средств или иного имущества может быть установлен и судом, рассматривающим уголовное дело об отмывании преступных доходов. Важно лишь, чтобы субъект, привлекаемый к ответственности за легализацию, осознавал преступное происхождение имущества, с которым он совершает финансовые операции и иные сделки.
Статья 174 обязана своим появлением в Уголовном Кодексе так называемым «лихим 90-м». Именно в лексиконе тогдашних бизнесменов родилось короткое слово «обнал», которое подразумевало множество разнообразных схем выведения не совсем законно приобретенных сумм в наличные деньги, а также придание видимости законности приобретению активов.
Обнальщиками выступали тысячи физических и юридических лиц, начиная от гастарбайтеров и заканчивая крупными банками. Государство, лишенное возможности контролировать финансовые потоки, вынуждено было бороться с этим явлением, в том числе и с помощью средств уголовного принуждения.
Как статья 174, так и весьма схожая с ней ст. 174.1, регулируют уголовное наказание за легализацию (так называемое отмывание) денег и также любого другого имущества, полученного криминальным путем, с помощью финансовых операций либо сделок, принятых в гражданском обороте. Однако между ними есть существенная разница – ст. 174 карает за отмывание, например, обналичивание денег, добытых незаконными способами другими лицами, в то время как по ст. 174.1 может быть наказан лишь человек, который первоначально приобрел активы в процессе криминальной деятельности, а затем сам же попытался их легализовать.
Объектом правонарушения в случае легализации любым способом, в том числе и путем обналичивания денежных средств, являются установленный общественный порядок в сфере бизнеса и государственного контроля законности приобретения имущества. Механизм мониторинга со стороны государства был впервые предусмотрен законом о противодействии легализации имущества, добытого криминальным путем, и финансирования терроризма, принятым еще 2001 году.
Предусматривалась двухступенчатая система контроля, в том числе и со стороны Росфинмониторинга за сделками либо денежными операциями, сумма которых превышает 600000 рублей.
Предмет легализации – всегда имущество, включенное в гражданский оборот – деньги либо ценные бумаги, иные активы, которые возможно передать по сделке, либо, в случае денежных средств, – обналичить. Непременным условием для квалификации преступления по указанной статье является принадлежность имущества другим лицам. Например, индивидуальный предприниматель, по просьбе преступника и за определенный процент, соглашается на фиктивную сделку, затем обналичивает деньги и передает их обратно преступнику.
Диспозиция статьи построена таким образом, что предполагает два основных способа легализации имущества – путем финансовых операций, например, банковского вклада, либо с помощью заключения любых сделок. Даже дарение либо передача по наследству имущества, полученного в результате криминальной деятельности, признаются легализацией.
Совершение правонарушения путем осуществления финансовой операции зачастую используется интернет-мошенниками, наркодилерами, при незаконной торговле наркотиками с помощью платежных систем, и другими преступными организациями, для которых всегда актуальным является вопрос – как обналичить деньги? В данном случае используется перевод с телефонов или из электронных кошельков денег на банковский вклад.
Важно! Совершение преступного акта будет признаваться оконченным, даже если была произведена всего лишь одна сделка (финансовая операция).
Регулируется уголовная ответственность за отмывание денег статьями УК РФ 174 и 174.1. Различия статей состоят в том, что статьей 174 предусмотрены наказания для людей, участвующих в отмывке денег, а статья 174.1 регулирует уголовную ответственность людей, не только отмывающих, но и участвующих в незаконном получении денег.
Для лиц, преступные деяния которых отражены в статье 174 УК РФ, предусмотрены меры наказания, соответствующие тяжести преступления:
- За преступление средней тяжести предусмотрен штраф в размере до 120 тысяч рублей либо суммы заработных плат за 12-месячнысный период, либо суммы прочих доходов за 1 год.
- За преступление, совершенное в особо крупном размере наказывается мерами от штрафа в размере от 12 до 24 заработных плат, до лишения свободы на срок до двух лет со штрафом до 50 тысяч рублей или без штрафа.
- За преступление, совершенное группой лиц или должностным лицом – меры наказания от лишения права заниматься предыдущим видом деятельности до 3 лет и штрафа размером до 500 тысяч до лишения свободы на срок до 5 лет или комбинация нескольких мер наказания.
- За преступление, совершенное организованной группой, а также группой лиц или должностным лицом в особо крупном размере предусмотрены меры наказания от принудительных работ на срок до 5 лет или штрафа размером до 1 миллиона рублей до лишения свободы на срок до 7 лет. Также методы наказания могут комбинироваться.
Безосновательные обвинения в отмывании денег выдвигаются редко, а истца, который мог бы забрать заявление в таких делах часто нет. Поэтому преступники, преступная деятельность которых была рассекречена, всегда несут уголовную ответственность за свои злодеяния. Такая закономерность характерна для преступлений любой степени тяжести.
Рассмотрим примеры из судебной практики:
Обратите внимание
Обналичивание денежных средств через ИП является наиболее распространенным, так как предприниматели могут переводить деньги из безнала в наличные почти без ограничений.
В статье здесь вы можете прочитать о том, как действуют мошеннические схемы обнала и какая за это предусотрена ответственность
Ответчик согласился на просьбу своего друга за некоторое вознаграждение «отмыть» деньги, которые последний заработал от продажи наркотических веществ.
Ответчик приобрел на средства планшет, затем перепродал его, а деньги вернул другу. Преступные действия были обнаружены и ответчик понес наказание согласно п.1 статьи 174 УК РФ.
Участники организованной группы для помощи бизнесменам в отклонении от уплаты налогов создавали ряд фиктивных организаций и за свои услуги получали определенное вознаграждение.
После выявление преступления сотрудниками правоохранительных органов преступно полученные денежные средства, а также имущество, предположительно приобретенное на такие средства (недвижимость и автомобили) были конфискованы, а для самих преступников было назначено уголовное наказание в соответствии п. 4 статьи 174 УК РФ.
Если у вас остались вопросы по теме статьи — задавайте их в х
Источник: https://lexconsult.online/8349-otmyvaniya-legalizatsii-denezhnyh-sredstv
Объектом является определённая законодательством экономическая деятельность в Государстве.
Объективную сторону выражают действия по осуществлению сделок или финансовых операций с преступным имуществом.
Создано данное положение в законодательстве для предотвращения самого процесса легализации и, соответственно, уменьшения роста теневой экономики в государстве.
Данная тенденция пришла на территорию РФ с развалом Советского Союза и приходом рыночной экономической системы – до принятия УК РФ данное негативное явление законодательно урегулировано не было, вопрос относительно новый.
Получается, что человек перед совершением правонарушения осознаёт, что в случае полной реализации преступного замысла по схеме, например, «хищение –> легализация –> использование результатов», он будет привлечён к ответственности по нескольким составам преступлений, однако, отказаться от одной из частей схемы, ввиду специфической деятельности, будет невозможно. В этом проявляется и превентивная функция нормы.
Совершению преступлений также способствует наличие на территории государства «зон свободной торговли», которые имеют льготный порядок регулирования операций.
Статистика по данному составу показывает небольшую тенденцию спада уровня преступности по данной категории дел.
-
Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с принятием судами мер противодействия незаконным финансовым операциям
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 08.07.2020)
-
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 07.07.2015 N 32 (ред. от 26.02.2019)
«О судебной практике по делам о легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, и о приобретении или сбыте имущества, заведомо добытого преступным путем»
-
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.02.2019 N 1
«О внесении изменений в постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 7 июля 2015 года N 32 «О судебной практике по делам о легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, и о приобретении или сбыте имущества, заведомо добытого преступным путем»
Все документы >>>
-
Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020)
-
Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2020)
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020)
-
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.12.2020 N 43
«О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях, предусмотренных статьями 324 — 327.1 Уголовного кодекса Российской Федерации»
Все документы >>>
-
Федеральный закон от 07.04.2010 N 60-ФЗ (ред. от 03.07.2016)
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Все документы >>>
-
Федеральный закон от 28.12.2012 N 272-ФЗ (ред. от 30.12.2020)
«О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2021)
-
Федеральный закон от 30.12.2020 N 481-ФЗ
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия угрозам национальной безопасности»
-
Федеральный закон от 30.12.2020 N 526-ФЗ
«О внесении изменения в статью 267 Уголовного кодекса Российской Федерации»
Все документы >>>
-
Указ Президента РФ от 10.11.2007 N 1495 (ред. от 01.07.2020)
«Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации» (вместе с «Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации», «Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации», «Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации»)
-
Указ Президента РФ от 25.03.2015 N 161 (ред. от 01.07.2020)
«Об утверждении Устава военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации»
-
Распоряжение Президента РФ от 07.03.2020 N 57-рп
«О назначении официального представителя Президента Российской Федерации при рассмотрении палатами Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации»»
Организация расследования преступлений, предусмотренных ст. 174 УК РФ
Такое может случиться тогда, когда денежные средства на карту зачисляются с электронных кошельков либо же переводятся одним и тем же лицом.
Если банк заподозрит незаконный денежный оборот по карте, перевод денег в коррупционных целях, осуществление транзакций для ухода от налогов и так далее, тогда он действительно может заблокировать расчетный счет клиента.
Банк разблокирует счет только в том случае, если клиент предоставит сведения о том, что это был законный денежный оборот по его счету.
Для подтверждения проведения финансовых операций легальным путем клиенту нужно пойти в банк вместе с документами, которые подтверждают факт оплаты товара, предоставления услуг.
Если все запрашиваемые банком документы будут предоставлены клиентом, тогда счет будет разблокирован в течение одного дня.
Если клиент считает, что у банка не должно было быть оснований и подозрений насчет расчетного счета, то клиент может обратиться в службу по защите прав потребителей и миноритарных акционеров РФ.
В крайнем случае он может обратиться в суд. Но зачастую ему достаточно просто прийти в банк, выяснить, почему его счет был заблокирован и решить эту проблему на месте.
Отмывание денег – это процесс перехода денежных средств, полученных незаконным путем, в результате преступной деятельности.
При этом владелец «грязных» денег перемещает их через финансовую систему так ловко, что создается впечатление, будто деньги он получил на законных основаниях.
Между тем, в случае обнаружения прокуратурой и налоговой службой факта отмывания денег, злоумышленнику будет грозить уголовная ответственность по ст. 174 УК РФ, предусматривающая как штраф, так и более серьезное наказание – лишение свободы.
Объект преступления — установленный порядок осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» легализация (отмывание) — это придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления.
——————————— РГ. 2001. 9 авг.
Вопросы уголовно-правовой борьбы с легализацией (отмыванием) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступных путем, регламентируются и ратифицированными Россией международными актами: Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, принятая в г. Вена (Австрия) 20 декабря 1988 г.; Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности, принятая в г. Палермо (Италия) 15 ноября 2000 г.; Конвенция ООН против коррупции, принятая в г. Мерида (Мексика) 31 октября 2003 г.; Конвенция об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности, принятая в г. Страсбург (Франция) 8 ноября 1990 г.
Предмет преступления — денежные средства или иное имущество, приобретенное преступным путем.
Денежные средства — это наличные или безналичные деньги в российской или иностранной валюте. Иное имущество — это движимые и недвижимые вещи (ст. 130 ГК РФ), имущественные права, ценные бумаги (ст. 142 ГК РФ).
Деньги и иное имущество должны быть приобретены преступным путем, т.е. в результате совершения любого преступления на территории России или за ее пределами (например, хищение, вымогательство, получение взятки), за исключением ст. ст. 193, 194, 198 — 199.2 УК РФ.
Объективная сторона преступления выражается в действиях — совершении финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом.
В соответствии с п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18 ноября 2004 г. N 23 «О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве и легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем» под финансовыми операциями и другими сделками, указанными в ст. ст. 174 и 174.1 УК РФ, следует понимать действия с денежными средствами, ценными бумагами и иным имуществом, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав или обязанностей.
——————————— Бюллетень Верховного Суда РФ. 2005. N 1.
Финансовыми могут являться операции с денежными средствами в наличной или безналичной форме: снятие со счета или зачисление на счет; обмен банкнот одного достоинства на банкноты другого достоинства; размещение денежных средств во вклад (на депозит); их перевод на счет в другой банк; внесение физическим лицом в уставный капитал организации денежных средств и т.д.
Сделки — это действия граждан, юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей (ст. 153 ГК РФ). К ним могут относиться купля-продажа иностранной валюты, ценных бумаг, недвижимости, драгоценных камней, дарение, наследование, обмен, аренда и т.д.
Уголовная ответственность наступает и в случаях, когда виновным осуществлена лишь одна финансовая операция или одна сделка с приобретенными преступным путем денежными средствами или имуществом (абз. 2 п. 19 Постановления Пленума ВС РФ N 23).
Это любой процесс, действие, в результате которого происходит «очищение» денег от их преступного происхождения с целью их использования в официальной экономике.
Отмывание денег подрывает экономическую стабильность, делает нищим население, а также усиливает коррупцию. Самой уязвимой является банковская система.
Для борьбы с таким негативным явлением, как отмывание денег, банки должны: отлично знать своих клиентов, определять финансовые риски, работать чисто и безупречно, быть независимыми, быстро обмениваться информацией, правильно выстаивать отношения с политически уязвимыми лицами.
Существуют структуры (подставные организации), с помощью которых отмывателю денег обналичивают денежные средства.
Происходит это так: злоумышленник со своего расчетного счета перечисляет деньги на расчетный счет какой-то странной организации за услуги или товар, который по факту он не покупал или не получал. За такую услугу посредник получал от 3 до 10 процентов премии.
Знаменитый гангстер Аль Капоне под прикрытием мебельного бизнеса занимался отмыванием денег путем игорного бизнеса, сутенерства, благотворительности. Отследить источники его доходов власти не могли.
Самая простая схема, которой пользуются частные предприниматели – обналичка денежных средств через ИП.
Как это работает? Некий бизнесмен открывает ИП, фирму-однодневку, регистрирует ее не на себя, а на кого-то. Затем он проворачивает крупные сделки, после чего закрывает фирму, чтобы не вызывать подозрений у налоговиков.
Затем он снова открывает ИП, но уже оформляет его на другого человека и проводит те же самые операции. Так будет длиться до тех пор, пока он не отмоет все незаконные деньги.
Если кто-то из знакомых предлагает вам открыть ИП, ежемесячно получать неплохую зарплату, при этом ничего не делая, то нужно понимать, что легких денег не бывает.
Скорее всего знакомый хочет использовать ваши данные для отмывания денег. Если это так, то вам, как ИП будет грозить ответственность по ст. 174 УК РФ.
Наказание может быть в виде штрафа, принудительных работ, лишения свободы в зависимости от величины действия (сделки крупного, особо крупного или мелкого размера), а также от количества лиц, участвующих в незаконном обороте денег.
- Статья 204.1 УК РФ
- Статья 258.1 УК РФ
- Статья 174.1 УК РФ
- Статья 151.2 УК РФ
- Статья 193.1 УК РФ
- Статья 238.1 УК РФ
- Статья 282.3 УК РФ
- Статья 171.3 УК РФ
- Статья 230.1 УК РФ
- Статья 191.1 УК РФ
- Статья 199.2 УК РФ
- Статья 230.2 УК РФ
- Статья 354.1 УК РФ
- Статья 193.1 УК РФ
- Статья 199.4 УК РФ
- Статья 172.2 УК РФ
- Статья 243.3 УК РФ
- Статья 174.1 УК РФ
- Статья 282.3 УК РФ
- Статья 200.3 УК РФ
- Статья 230.1 УК РФ
- Статья 258.1 УК РФ
- Статья 238.1 УК РФ
- Статья 235.1 УК РФ
- Статья 204.1 УК РФ
- Статья 191.1 УК РФ
- Статья 200.2 УК РФ
- Статья 151.2 УК РФ
- Статья 171.3 УК РФ
- Статья 217.2 УК РФ
07.08.2001 года Федеральным Собранием Российской Федерации приняты Федеральные законы «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма» и «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём», вступившие в силу с 01.02.2002 года, 17.07.2002 года распоряжением Правительства РФ № 983-р утверждены «Рекомендации по разработке организациями, совершающими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем». В соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ ст. 174 УК РФ получила новую редакцию.
1. Общественная опасность преступления заключается в подрыве установленной законом экономической деятельности в государстве, в придании материальным ценностям, добытым в результате совершения преступления, легального статуса.
Комментируемая статья состоит из четырех частей, отражающих основной (ч. 1), квалифицированный (ч. 2) и особо квалифицированные (ч. 3, 4) составы преступлений.
Защита обвиняемого в легализации денежных средств
- Штраф в размере до одного миллиона рублей. Дополнительно стоит сказать о том, что штраф может быть взыскан в размере заработной платы или иного дохода осужденного гражданина за период до пяти календарных лет;
- Ограничение свободы на срок до двух лет;
- Лишение осужденного права занимать определенные должности или запрет на занятия деятельностью определенного характера на срок до пяти лет.
Размер наказания во многом зависит от тяжести совершенного общественно-опасного наказания, характера преступления, особенностей его совершения, наличия отягчающих или же смягчающих вину обстоятельств уголовного дела.
Чтобы не получить реальный срок лишения свободы надо еще в момент доследственной проверки выстроить грамотную линию защиты. В первую очередь следует отказаться от бесплатного адвоката, который положен гражданам. Лучше всего найти опытного защитника, который разбирается в специфике экономических преступлений. Надо сказать, о том, что не все имущество может быть признано незаконным.
- Правовые основы деятельности
- Нормативные акты
- Постановления Европейского Суда по правам человека
- Судебная практика
- Конституционный Суд
- Верховный Суд
- Научно-методические материалы
- По вопросам надзора за исполнением федерального законодательства
- По иным вопросам надзорной деятельности
- Статистические данные
- Об использовании выделяемых бюджетных средств
- О деятельности органов прокуратуры
- Новости
- Основные документы
- Главное управление международно-правового сотрудничества
- Региональное представительство
Международной ассоциации прокуроров в России
Организация расследования преступлений, предусмотренных ст. 174 УК РФ
Объектом правонарушения в случае легализации любым способом, в том числе и путем обналичивания денежных средств, являются установленный общественный порядок в сфере бизнеса и государственного контроля законности приобретения имущества. Механизм мониторинга со стороны государства был впервые предусмотрен законом о противодействии легализации имущества, добытого криминальным путем, и финансирования терроризма, принятым еще 2001 году.
Предусматривалась двухступенчатая система контроля, в том числе и со стороны Росфинмониторинга за сделками либо денежными операциями, сумма которых превышает 600000 рублей.
Предмет легализации – всегда имущество, включенное в гражданский оборот – деньги либо ценные бумаги, иные активы, которые возможно передать по сделке, либо, в случае денежных средств, – обналичить. Непременным условием для квалификации преступления по указанной статье является принадлежность имущества другим лицам. Например, индивидуальный предприниматель, по просьбе преступника и за определенный процент, соглашается на фиктивную сделку, затем обналичивает деньги и передает их обратно преступнику.
Диспозиция статьи построена таким образом, что предполагает два основных способа легализации имущества – путем финансовых операций, например, банковского вклада, либо с помощью заключения любых сделок. Даже дарение либо передача по наследству имущества, полученного в результате криминальной деятельности, признаются легализацией.
Совершение правонарушения путем осуществления финансовой операции зачастую используется интернет-мошенниками, наркодилерами, при незаконной торговле наркотиками с помощью платежных систем, и другими преступными организациями, для которых всегда актуальным является вопрос – как обналичить деньги? В данном случае используется перевод с телефонов или из электронных кошельков денег на банковский вклад.
Важно! Совершение преступного акта будет признаваться оконченным, даже если была произведена всего лишь одна сделка (финансовая операция).
Выделяются следующие способы отмывания доходов, добытых преступным путем:
- Неоправданное завышение стоимости услуг и продукции.
- Заключение соглашений с фиктивными организациями с последующими переводами на счета крупных сумм средств. Полученные средства направляются на законную деятельность.
- Нелегальные операции по обезналичиванию и обналичиванию средств через банковское учреждение, фиктивные фирмы.
- Формирование видимости получения кредитных средств от банковского учреждения или организации-нерезидента, оформленной в оффшорной зоне. Создается эта видимость путем множественного перечисления безналичных средств на счета разных компаний. После этого средства возвращаются обратно.
- Проведение сделок и банковских операций через оффшорные компании, созданные банковским учреждением. Сделки могут осуществляться через финансовые фирмы, которые не являются аффилированными. Признаки этого способа отмывания: сделки с компаниями, зарегистрированными в оффшорных зонах, фиктивные переводы средств в форме кредита на счета банковского учреждения, не являющегося резидентом. Затем средства переводятся в другой оффшорный банк. После этого средства возвращаются обратно. Сложная сеть операции нужна для того, чтобы скрыть источник поступления средств.
- Пересылка средств в другую страну, из другой страны или на территории одного государства. Сюда относятся международные переводы. К примеру, это может быть перевод средств в другую страну для приобретения недвижимости.
- Направление средств, которые ранее переведены на зарубежные счета, на инвестирование в РФ. Это может быть приобретение ценных бумаг крупных предприятий. Этот способ крайне распространен. Связано это с тем, что огромные объемы нелегальных средств хранятся именно на зарубежных счетах. Тратить средства в этих же странах сложно, так как легко отслеживается их преступное происхождение. Поэтому средства возвращаются в РФ. Самый простой способ возврата – приобретение акций.
- Создается фиктивное предприятие. Доход от преступной деятельности оформляется как законная прибыль этого предприятия. В качестве этого предприятия может быть создан, к примеру, кинотеатр, ресторан.
- Создание нелегальной сети трансграничных расчетов. Она позволяет осуществлять переводы, которые невозможно отследить. Средства передаются оператору по месту нахождения плательщика. Оператор направляет запрос другому оператору, сообщает сумму перевода средств. Средства поступают на указанный счет.
- Прочие способы. Это может быть имитация выигрыша в игорном учреждении, создание интеллектуального труда и его реализация в другой стране. Участники теневой экономики часто используют метод нелегального возмещения налога.
Это лишь малый перечень способов отмывания средств. Для обхода закона создаются все новые и новые схемы. Новые методы сложнее отследить.
Субъектом правонарушения по ст. 174 УК РФ признается совершеннолетнее вменяемое лицо. Обязательное условие – человек, привлекаемый к ответственности по данной статье, непосредственно не должен участвовать в криминальной деятельности по приобретению легализуемого имущества. При этом он заведомо осведомлен о его незаконном происхождении и имеет своей целью помочь преступнику в создании видимости, что имущество приобретено легальным путем.
Внимание! Субъект преступления может быть не осведомлен обо всех подробностях или обстоятельствах криминальной деятельности, например, знает только в общих чертах, что денежные суммы представляют собой прибыль от торговли наркотиками, не владея информацией о конкретных сделках и их участниках. При этом он соглашается произвести обналичку денег, совершая тем самым их легализацию.
Легализация средств, полученных преступным путем, производится со следующими целями:
- Сокрытие источников и характеров происхождения средств.
- Формирование видимости легальности имеющихся доходов.
- Сокрытие лиц, которые являются владельцами нелегальных доходов и занимаются их отмыванием.
- Уклонение от перечисления налогов.
- Формирование беспрепятственного доступа к деньгам.
- Формирование условий для безопасного использования средств.
- Создание возможности для свободного инвестирования в законный бизнес.
Отмывание средств – характерный признак деятельности преступных объединений.
Чтобы легализовать незаконное имущество
Написать комментарий
Система финансового мониторинга состоит из первичного и государственного уровней.
К субъектам первичного финансового мониторинга Законом отнесены:
- банки, страховщики (перестраховщики), страховые (перестраховочные) брокеры, кредитные союзы, ломбарды и другие финансовые учреждения;
- платежные организации, участники или члены платежных систем;
- товарные и другие биржи, которые проводят финансовые операции с товарами;
- профессиональные участники фондового рынка (рынка ценных бумаг), кроме лиц, осуществляющих деятельность по организации торговли на фондовом рынке;
- операторы почтовой связи, другие учреждения, оказывающие услуги по переводу средств (почтового перевода) и осуществления валютных операций;
- филиалы или представительства иностранных субъектов хозяйственной деятельности, которые предоставляют финансовые услуги на территории Украины;
- специально определенные субъекты первичного финансового мониторинга (кроме лиц, которые предоставляют услуги в рамках трудовых правоотношений):
- а) субъекты аудиторской деятельности;
- б) бухгалтеры, субъекты хозяйствования, предоставляющие услуги по бухгалтерскому учету;
- в) субъекты хозяйствования, осуществляющие консультирование по вопросам налогообложения;
- г) адвокатские бюро, адвокатские объединения и адвокаты, осуществляющие адвокатскую деятельность индивидуально;
- г) нотариусы;
- д) субъекты хозяйствования, которые предоставляют юридические услуги;
- е) лица, оказывающие услуги по созданию, обеспечению деятельности или управлению юридическими лицами;
- е) субъекты хозяйствования, которые предоставляют посреднические услуги при осуществлении операций по купле-продаже недвижимого имущества, а также субъекты хозяйствования, которые предоставляют за вознаграждение консультационные услуги, связанные с куплей-продажей недвижимого имущества;
- ж) субъекты хозяйствования, осуществляющие торговлю за наличные драгоценными металлами и драгоценными камнями и изделиями из них;
- з) субъекты хозяйствования, предоставляющиех услуги в сфере лотерей и / или азартных игр;
- поставщики услуг, связанных с оборотом виртуальных активов;
- другие юридические лица, которые по своему правовому статусу не являются финансовыми учреждениями, но предоставляют отдельные финансовые услуги.
Субъектами государственного финансового мониторинга являются Национальный банк Украины, центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование и реализацию государственной политики в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, Министерство юстиции Украины Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку, Министерство цифровой трансформации Украины и специально уполномоченный орган.
Исполнение обязанностей субъекта первичного финансового мониторинга обеспечивается:
- адвокатскими бюро, адвокатскими объединениями и адвокатами, осуществляющими адвокатскую деятельность индивидуально, нотариусами, субъектами хозяйствования, которые предоставляют юридические услуги, если они участвуют, действуя от имени и / или по поручению клиента, в любой финансовой операции и / или помогают клиенту планировать или осуществлять операцию по:
- купли-продажи недвижимости или управлении имуществом при финансировании строительства жилья;
- купли-продажи субъектов хозяйствования и корпоративных прав;
- управления средствами, ценными бумагами или другими активами клиента;
- открытие и / или управление банковским счетом или счетом в ценных бумагах;
- привлечению средств, необходимых для создания юридических лиц и фондов, обеспечению их деятельности или управления ими;
- создание, обеспечение деятельности или управление юридическими лицами, фондами, трастами или другими подобными правовыми образованиями;
- субъектами хозяйствования, предоставляющими посреднические услуги при осуществлении операций по купле-продаже недвижимого имущества, а также субъектами хозяйствования, предоставляющими за вознаграждение консультационные услуги, связанные с куплей-продажей недвижимого имущества, при предоставлении консультационных услуг, подготовке и / или осуществлении сделок по купле-продаже недвижимого имущества;
- субъектами хозяйствования, которые осуществляют торговлю за наличные драгоценными металлами и драгоценными камнями и изделиями из них, если сумма финансовой операции равна или превышает 40 000 гривен, или сумму, эквивалентную указанной сумме, в том числе в иностранной валюте, банковских металлах, других активах, при проведении финансовых операций с предметами высокой стоимости (в частности, с драгоценными металлами, драгоценными камнями, антикварными вещами, предметами искусства и т.п.) или при организации торговли такими предметами, в том числе аукционной;
- субъектами хозяйствования, предоставляющими услуги в сфере лотерей и / или азартных игр при осуществлении финансовых операций по принятию или возвращению в совокупности или отдельно платы (ставок) непосредственно игроков, выплаты выигрыша (приза).
Предприятие, предоставляющее услуги в сфере лотерей и / или азартных игр, обязано также выполнять обязанности субъекта первичного финансового мониторинга при осуществлении финансовых операций по принятию или возврату платы (ставок), выплаты выигрыша (приза) , если такие финансовые операции осуществляются ��т его имени и по его поручению (на основании договора) третьими лицами.
Субъект первичного финансового мониторинга обязан отказаться от установления (поддержания) деловых отношений / отказать клиенту в открытии счета (обслуживании), в том числе путем расторжения деловых отношений, закрытия счета / отказаться от проведения финансовой операции в случае:
- если осуществление идентификации и / или верификации клиента, а также установление данных, позволяющих установить конечных бенефициарных владельцев, невозможно или если у субъекта первичного финансового мониторинга возникает сомнение относительно того, что лицо выступает от собственного имени;
- установление клиенту неприемлемо высокого риска или непредоставления клиентом необходимых для осуществления надлежащей проверки клиента документов или сведений;
- представление клиентом или его представителем субъекта первичного финансового мониторинга недостоверной информации или представление информации с целью введения в заблуждение субъекта первичного финансового мониторинга;
- выявления в порядке, установленном соответствующим субъектом государственного финансового мониторинга, что банк или другое финансовое учреждение, с которым установлены корреспондентские отношения, является банком-оболочкой и / или поддерживает корреспондентские отношения с банком-оболочкой
- если осуществление идентификации лица, от имени или в интересах которого проводится финансовая операция, и установка его конечного бенефициарного владельца или извлекающих выгоду (выгодоприобретателей) по финансовой операции невозможно.
Субъект первичного финансового мониторинга вправе отказаться от проведения подозрительной финансовой операции.
Законом увеличена пороговая сумма и уменьшено количество признаков для обязательной отчетности о финансовых операциях субъектами финансового мониторинга.
Финансовые операции является пороговыми, если сумма, на которую осуществляется каждая из них, равна или превышает 400 000 гривен (для субъектов хозяйствования, которые предоставляют услуги в сфере лотерей и / или азартных игр, — 30 000 гривен) или равняется или превышает сумму в иностранной валюте, банковских металлах, других активах, эквивалентную по официальному курсу гривни к иностранным валютам и банковских металлам 400 000 гривен на момент проведения финансовой операции (для субъектов хозяйствования, которые предоставляют услуги в сфере лотерей и / или азартных игр — 30 тысяч гривен), при наличии одного или более следующих признаков:
- зачисление или перевод средств, предоставление или получение кредита (займа), осуществление других финансовых операций в случае, если хотя бы одна из сторон — участников финансовой операции имеет соответствующую регистрацию, место жительства или местонахождение в государстве (юрисдикции), что не выполняет или ненадлежащим образом выполняет рекомендации международных, межправительственных организаций, задействованных в сфере борьбы с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, финансированием терроризма или финансированием распространения оружия массового уничтожения (в том числе дипломатическое представительство, посольство, консульство такой иностранного государства), либо одной из сторон — участников финансовой операции является лицо, имеющее счет в банке, зарегистрированном в указанном государстве (юрисдикции);
- финансовые операции политически значимых лиц, членов их семей и / или лиц, связанных с политически значимыми лицами;
- финансовые операции по переводу средств за границу (в том числе в страны, отнесенные Кабинетом Министров Украины к оффшорным зонам)
- финансовые операции с наличными (внесение, перевод, получение средств).
Финансовые операции или попытка их проведения независимо от суммы, на которую они проводятся, считаются подозрительными если субъект первичного финансового мониторинга подозревает или имеет достаточные основания для подозрения, что они являются результатом преступной деятельности или связаны, касаются финансирования терроризма или финансирования распространения оружия массового уничтожения.
При определении того, является ли подозрительной финансовая операция или деятельность, субъекта первичного финансового мониторинга учитывают типологические исследования, подготовленные специально уполномоченным органом и обнародованные им на своем сайте, а также рекомендации субъектов государственного финансового мониторинга.
Субъект первичного финансового мониторинга (ликвидатор (кроме Фонда гарантирования вкладов физических лиц), уполномоченное лицо Фонда гарантирования вкладов физических лиц) обязан немедленно, без предварительного уведомления клиента (лица), заморозить активы, связанные с терроризмом и его финансированием, распространением оружия массового уничтожения и его финансированием.
В день принятия решения о замораживании таких активов субъект первичного финансового мониторинга (ликвидатор (кроме Фонда гарантирования вкладов физических лиц), уполномоченное лицо Фонда гарантирования вкладов физических лиц) обязан одновременно с замораживанием таких активов сообщить специально уполномоченному органу и Службе безопасности Украины в установленном законодательством порядке про замороженные активы.
После замораживания активов субъект первичного финансового мониторинга сообщает клиенту (лицу) в письменной форме о таком замораживания на его (ее) письменный запрос.
Субъект первичного финансового мониторинга обязан немедленно разморозить активы:
- не позднее следующего рабочего дня со дня исключения лица или организации из перечня лиц;
- не позднее следующего рабочего дня со дня поступления от Службы безопасности Украины информации о том, что лицо или организация, которая имеет такое же или похожее имя (наименование), как и лицо или организация, включенная в перечень лиц и активы которой стали объектом замораживания, по результатам проверки не является включенной в указанный перечень.
Перечень лиц формируется в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины. Основанием для внесения лица в указанный перечень является:
- решение суда о включении физических лиц, юридических лиц и организаций, которые отвечают критериям, определенным резолюциями Совета Безопасности ООН, в указанный перечень;
- сведения, формируемые международными организациями или уполномоченными ими органами об организациях, юридических и физических лиц, связанных с террористическими организациями или террористами, а также о лицах, в отношении которых применены международные санкции.
Легализация (отмывание) имущества, полученного преступным путем
1. В Государственном реестре прав регистрируются вещные права и их обременения на земельные участки, а также на объекты недвижимого имущества, расположенные на земельном участке, перемещение которых невозможно без их обесценивания и изменения назначения, а именно: жилые дома, здания, сооружения, а также их отдельные части, квартиры, жилые и нежилые помещения.
2. Если законодательством предусмотрено принятие в эксплуатацию недвижимого имущества, государственная регистрация прав на такое имущество проводится после принятия его в эксплуатацию в установленном законодательством порядке, кроме случаев, предусмотренных статьей 31 настоящего Закона.
3. Право собственности на жилой дом, здание, сооружение, а также их отдельные части могут быть зарегистрировано независимо от того, зарегистрировано ли право собственности или иное вещное право на земельный участок, на котором они расположены.
Право собственности на квартиру, жилое и нежилое помещение может быть зарегистрировано независимо от того, зарегистрировано ли право собственности на жилой дом, здание, сооружение, а также их отдельные части, в которых они расположены.
4. Не подлежат государственной регистрации вещных правах и их обременения на полезные ископаемые, растения, а также на малые архитектурные формы, временные, некапитальные сооружения, расположенные на земельном участке, перемещение которых невозможно без их обесценивания и изменения назначения, а также отдельно на сооружения, что является принадлежностью главной вещи, или составной частью вещи, в частности на магистральные и промысловые трубопроводы (в том числе газораспределительные сети), автомобильные дороги, электрические сети, магистральные тепловые сети, сети связи, железнодорожные пути.
1. Организационную систему государственной регистрации прав составляют:
- 1) Министерство юстиции Украины и его территориальные органы;
- 2) субъекты государственной регистрации прав:
- исполнительные органы сельских, поселковых и городских советов, Киевская, Севастопольская городские, районные, районные в городах Киеве и Севастополе государственные администрации;
- (Абзац третий пункта 2 части первой статьи 6 исключен на основании Закона № 159-IX от 03.10.2019)
- 3) государственные регистраторы прав на недвижимое имущество (далее — государственные регистраторы).
2. Исполнительные органы сельских, поселковых и городских советов (кроме городов областного и / или республиканского Автономной Республики Крым значения) получают полномочия в сфере государственной регистрации прав в соответствии с настоящим Законом в случае принятия соответствующим советом такого решения.
3. (Часть третья статьи 6 исключена на основании Закона № 159-IX от 03.10.2019)
К таким объектам в Украине относятся частные жилые дома, дачные домики, гаражи, объекты хозяйственного предназначения, а также постройки промышленного и гражданского строительства, возведенные вопреки существующим строительным нормам и без сопровождения разрешительной документации.
Самострой, как явление, имеет широкое распространение в странах, где отсутствует четкая и прозрачная процедура согласования строительства и отведения под строительство земельных участков.
Важно! В Украине таких объектов несравнимо больше, чем в европейских странах, поэтому эта проблема является актуальной и важным шагом по ее решению стали принятые в апреле 2018 года поправки в законодательство о самовольном строительстве и как узаконить самострой.
Специалистами выделяются несколько основных типов самостроя:
- Строение возведено на участке, не предназначенном для строительства (на сельскохозяйственных угодьях, на участке, непригодном для жилого строительства).
- Объект возведен без соответствующих документов (разрешения на строительство, проектной документации, разрешение муниципальных органов на строительные работы).
- Объект возведен с нарушением строительных правил и норм (факт нарушения устанавливается путем проведения строительной экспертизы). Доказать незаконность такого типа самостроя весьма сложно, поскольку нарушение строительных норм может быть установлено только организациями, имеющими соответствующую лицензию на проведение экспертизы.
- Реконструкция, перепланирование, изменение фасада – все это также квалифицируется как самостоятельное строительство, поскольку фактически происходит самовольное изменение первоначального строительного проекта.
Для проведения государственной регистрации права собственности на объекты недвижимого имущества, построенные в результате деятельности жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или другого кооператива, заявитель представляет:
- справку жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или другого кооператива о членстве в кооперативе и внесении таким членом кооператива паевого взноса в полном объеме;
- технический паспорт на объект недвижимого имущества.
Какие документы должен предоставить регистратору застройщик:
- документ, подтверждающий возникновение, переход и прекращение прав на земельный участок (кроме случаев реконструкции объектов недвижимого имущества без изменения внешних геометрических размеров их фундаментов в плане);
- документ, подтверждающий возникновение, переход и прекращение права собственности на такой объект до проведения реконструкции (в случае проведения реконструкции объекта недвижимого имущества);
- документ, который в соответствии с требованиями законодательства удостоверяет принятие в эксплуатацию законченного строительством объекта;
- документ, подтверждающий присвоение объекту недвижимого имущества адреса (кроме случая, когда в результате реконструкции объекта недвижимого имущества его адрес не изменился);
- утвержденный застройщиком перечень физических и юридических лиц, средства которых привлекались на инвестирование (финансирование) объекта строительства.
Кооператив после принятия дома в эксплуатацию представляет:
- документ, подтверждающий возникновение, переход и прекращение прав на земельный участок (кроме случаев реконструкции объектов недвижимого имущества без изменения внешних геометрических размеров их фундаментов в плане);
- документ, который в соответствии с требованиями законодательства удостоверяет принятие в эксплуатацию законченного строительством объекта;
- документ, подтверждающий присвоение объекту недвижимого имущества адреса (кроме случая, когда в результате реконструкции объекта недвижимого имущества его адрес не изменился);
- утвержденный общим собранием кооператива список членов кооператива.
По истечении срока, отведенного законом на регистрацию права собственности на объект недвижимого имущества, а именно 5 рабочих дней, заявителю выдается Свидетельство о праве собственности на недвижимое имущество, после чего он становится полноправным собственником квартиры.