Проект «Права несовершеннолетних» 9 класс
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Проект «Права несовершеннолетних» 9 класс». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Права и свободы человека и гражданина нашли закрепление в международно-правовых документах (Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Пакт о гражданских и политических правах и Факультативный протокол к нему 1966 г., Пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Конвенция о правах ребенка 1989 г., Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и др.), в конституциях государств и внутренних законодательных и иных нормативных актах. Развитие концепции прав человека привело к тому, что права ребенка были выделены в особую категорию.
Документы, отражающие права подростка
Основными международными документами по защите прав ребенка являются:
- Всеобщая декларация прав человека;
- Декларация прав ребёнка;
- Конвенция ООН о правах ребёнка;
- Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей.
- Права и обязанности ребенка отражены в следующих нормативных документах федерального уровня:
- Конституция РФ;
- Гражданский кодекс;
- Семейный кодекс РФ
- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»;
- Закон РФ «Об образовании».
В течение 10 лет (с 1979г. по 1989г.) специалисты многих стран мира, участвовавшие в Комиссии ООН по правам человека, разрабатывали текст нового положения о правах ребенка, в котором бы максимально учитывались все стороны жизни ребенка в обществе. Этот документ получил название Конвенции о правах ребенка, и был принят Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989г.
Согласно Конвенции, основным принципом защиты прав детей является признание приоритета интересов детей. Особенно выделяется требование особой заботы общества о социально уязвимых группах детей: сиротах, инвалидах, беженцах, и т.п.
Главная цель Конвенции – максимальная защита интересов ребенка. Если будут соблюдаться все потребности и права ребенка, то мы получим счастливого, здорового, умного, образованного, талантливого гражданина.
В соответствии с этими принципами:
- Ребенок имеет право на жизнь и здоровое развитие.
- Ребенок имеет право на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи.
- Ребенок имеет право на свободу личности, свободу мысли, совести и религии. Это право включает в себя свободу выражать свое мнение в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка.
- Ребенок имеет право на защиту от всех форм физического или психологического насилия, эксплуатации, оскорбления, небрежного или грубого обращения как со стороны родителей, так и законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке.
- Ребенок, лишенный своего семейного окружения, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.
- Ребенок имеет право на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития. Неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества.
- Ребенок имеет право на здравоохранение и социальное обеспечение, включая социальное страхование.
- Ребенок имеет право на образование, которое должно быть направлено на развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме.
- Ребенок имеет право пользоваться родным языком, исповедовать религию своих родителей, даже если он принадлежит к этнической, религиозной или языковой группе, которая в данном государстве составляет меньшинство.
- Ребенок имеет право на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.
- Ребенок имеет право на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья, либо наносить ущерб физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию.
- Ребенок имеет право на защиту от всех форм эксплуатации и совращения.
- Государства-участники обеспечивают, чтобы ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания; ни один ребенок не был лишен свободы незаконным или произвольным образом; каждый лишенный свободы ребенок имел право на незамедлительный доступ к правовой и другой соответствующей помощи.
- Государства обязуются принимать меры для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы.
- Государства обязуются уважать и соблюдать нормы международного гуманитарного права в отношении детей, попавших в зону вооруженного конфликта. Государства принимают все возможные меры для того, чтобы лица младше 15 лет не принимали прямого участия в военных действиях.
- Общество меняется и развивается, будет меняться и развиваться, а, следовательно, меняются и представления людей о своих правах.
Конвенция о правах ребёнка утвердила ряд важных социально-правовых принципов. Главный из них – признание ребёнка полноценной и полноправной личностью. Это признание того, что дети должны обладать правами человека по собственному праву, а не как «придаток» своих родителей, опекунов или попечителей.
Документы, отражающие права подростка
Права и свободы человека и гражданина нашли закрепление в международно-правовых документах (Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Пакт о гражданских и политических правах и Факультативный протокол к нему 1966 г., Пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Конвенция о правах ребенка 1989 г., Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и др.), в конституциях государств и внутренних законодательных и иных нормативных актах. Развитие концепции прав человека привело к тому, что права ребенка были выделены в особую категорию.
Основными международными документами по защите прав ребенка являются:
- Всеобщая декларация прав человека;
- Декларация прав ребёнка;
- Конвенция ООН о правах ребёнка;
- Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей.
Права и обязанности ребенка отражены в следующих нормативных документах федерального уровня:
- Конституция РФ;
- Гражданский кодекс;
- Семейный кодекс РФ
- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»;
- Закон РФ «Об образовании».
В течение 10 лет (с 1979г. по 1989г.) специалисты многих стран мира, участвовавшие в Комиссии ООН по правам человека, разрабатывали текст нового положения о правах ребенка, в котором бы максимально учитывались все стороны жизни ребенка в обществе. Этот документ получил название Конвенции о правах ребенка, и был принят Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989г.
Согласно Конвенции, основным принципом защиты прав детей является признание приоритета интересов детей. Особенно выделяется требование особой заботы общества о социально уязвимых группах детей: сиротах, инвалидах, беженцах, и т.п.
Расторжение трудового договора с несовершеннолетним сотрудником
Согласно ст.269 ТК РФ, работникам в возрасте до 18 лет при расторжении трудового договора предоставляются дополнительные гарантии.
Расторжение трудового договора с работниками в возрасте до 18 лет по инициативе работодателя* помимо соблюдения общего порядка допускается только с согласия соответствующей государственной инспекции труда и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
*За исключением случая ликвидации организации или прекращения деятельности ИП.
Кроме того, согласно п.6 ст.9 Федерального закона от 21.12.1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», работникам:
- детям-сиротам,
- детям, оставшимся без попечения родителей,
высвобождаемым из организаций в связи с их ликвидацией, сокращением численности или штата, работодатели (их правопреемники) обязаны обеспечить за счет собственных средств необходимое профессиональное обучение с последующим их трудоустройством в данной или другой организациях.
Исследовательский проект “Права и обязанности несовершеннолетних”
Семейный кодекс закрепляет за ребенком право на имя. Однако изначально – это просто возможность обладать личными данными. Только по достижению десятилетнего возраста необходимо согласие на изменение имени малолетнего. А с 14 лет несовершеннолетний может изменить свои данные самостоятельно, с учетом мнения законного представителя.
Право воспитываться в семье также принадлежит гражданам с рождения. Достигнув 10 лет, они могут решать, с кем из родителей проживать, если они живут раздельно. Подросток, оставшийся без попечения, должен дать согласие на его семейное устройство. Кандидат в опекуны сначала устанавливает контакт и выстраивает с ним доверительные отношения.
Мнение несовершеннолетнего будет выясняться и в других вопросах, имеющих к нему непосредственное отношение. В частности, к ним относятся лишение родителей прав и их восстановление.
С момента рождения ребенок имеет право на обладание любыми вещами, не запрещенными законом. Четырнадцатилетие ознаменовывает новый этап в имущественных правах несовершеннолетнего. Теперь он может распоряжаться собственностью с согласия законного представителя.
Важно! При уменьшении имущества подростка, кроме решения родителей необходимо разрешение органа опеки.
Подросток имеет право на проживание в квартире, которая принадлежит его родителям на праве собственности, по договору аренды или безвозмездного предоставления. Когда ребенку исполняется четырнадцать лет, он может жить отдельно от мамы и папы, например, у бабушки или других родственников.
Важно! Несовершеннолетний, воспитывающийся в замещающей семье (опекунский, приемной) может проживать отдельной от законного представителя с 16 лет на основании соответствующего приказа органа опеки.
Подросток может не только владеть жилплощадью, но и участвовать в процессе распоряжения имуществом. Например, в продаже (с согласия опекуна) или сдавать внаем от своего имени.
Если сделка ухудшает жилищные права несовершеннолетнего, необходимо разрешение муниципального органа опеки на ее совершение. Для его получения нужно личное заявление подростка.
Несовершеннолетние могут осуществлять трудовую деятельность. При этом нагрузка и длительность рабочего дня должны соответствовать возрасту подростка. Рассмотрим подробнее:
- 14 лет – заключение трудового договора для осуществления легкой деятельности, не вредной для здоровья, с согласия законного представителя и муниципального отдела опеки.
- 15 лет – заключение трудового договора ребенком, получившим основное общее образование (9 классов) для осуществления легкой деятельности, не вредной для здоровья, по своему усмотрению.
- 16 лет – заключение трудового договора подростком, являющимся гражданином РФ, без учета мнения родителей.
Если несовершеннолетний получает образование, он может привлекаться к труду только внеурочное время и без ущерба для учебы. Запрещается использовать подростков для осуществления вредной и тяжелой деятельности.
Проект на тему «Права ребенка»
Подросток имеет право на проживание в квартире, которая принадлежит его родителям на праве собственности, по договору аренды или безвозмездного предоставления. Когда ребенку исполняется четырнадцать лет, он может жить отдельно от мамы и папы, например, у бабушки или других родственников.
Важно! Несовершеннолетний, воспитывающийся в замещающей семье (опекунский, приемной) может проживать отдельной от законного представителя с 16 лет на основании соответствующего приказа органа опеки.
Подросток может не только владеть жилплощадью, но и участвовать в процессе распоряжения имуществом. Например, в продаже (с согласия опекуна) или сдавать внаем от своего имени.
Если сделка ухудшает жилищные права несовершеннолетнего, необходимо разрешение муниципального органа опеки на ее совершение. Для его получения нужно личное заявление подростка.
Охрана прав является неотъемлемой частью гражданской дееспособности. Возможность подростка самостоятельно обращаться в специализированные органы за защитой нарушенных интересов возникает с 14 лет.
В настоящее время получил распространение такой превентивный метод охраны детей от насилия в семье, как «горячие линии». Подросток может круглосуточно позвонить специалисту с просьбой о предоставлении защиты.
Наиболее распространенной причиной обращения ребенка за помощью является жестокое обращение со стороны законного представителя. При этом несовершеннолетний может обратиться не только в муниципальный отдел опеки или прокуратуру, но и в суд от своего имени.
Дети в возрасте 16 лет являются частично дееспособными. Они могут вести половую жизнь, а при наличии особых обстоятельств вступать в официальный брак.
Позже (с 10 лет) для него становится возможной смена фамилии, имени и отчества, выражение собственного мнения при решении семейных вопросов, совершение мелких бытовых сделок и вступление в детские общественные объединения. 14 лет — особенный возраст в жизни каждого человека.
С какого возраста получают права на мотоциклы В отличии от ситуации с мопедами и легкими мотоциклами, порядок получения прав на категорию «А» строго регламентирован.
Но, есть и те права, которые человек приобретает по мере своего взросления. Чаще всего, они непосредственно зависят от законодательной структуры того государства, в котором родился и вырос ребенок. В данной статье мы рассмотрим права детей с 14 лет в России, какие особенности присущи этой возрастной категории.
С 14 лет подростка можно привлечь к ответственности. При совершении правонарушения лицо подлежит наказанию в соответствии с уголовным законодательством. Если ранее максимальной мерой была постановка на учет, то, достигнув указанного возраста, в зависимости от преступления, ребенок может получить наказание, даже связанное с лишением свободы.
С 16 лет несовершеннолетний может привлекаться к мерам административного воздействия. Нарушение правил дорожного движения, мелкое хулиганство, появление в общественных местах в состоянии алкогольного или наркотического опьянения являются основанием для привлечения подростка к ответственности на общих основаниях.
Кроме того, теперь на несовершеннолетнего возлагается обязанность по возмещению нанесенного ущерба. Данные действия производятся в соответствии с Гражданским законодательством.
Конвенция о правах ребенка
Вследствие этого, более действенным способом для выявления смысла правового статуса детей и подростков может стать Конвенция о правах ребенка, так как это международно-правовой документ, который входит в свод правил Российской Федерации.
Исходя из этого, анализ Конвенции нужен так же, как и анализ национального законодательства Российской Федерации, который, в свою очередь, регулирует правовой статус детей и подростков. Также Конвенция никак не возражает Конституционным нормам.
Зачастую права ребенка в Конвенции относятся к правам и свободам личности, а также к другим видам прав: политическим, социально-экономическим и культурным. Определение прав ребенка, указывает на его особенности гораздо больше, нежели Конституция. Но некоторые права в Конвенции не могут быть полными, как в Конституции, потому что перечень прав в Конституции не опровергает других прав ребенка, которые могут быть прописаны в законах государства или в нормах международного права.
В статье 41 Конвенции написано, что «Ничего в настоящей Конвенции не затрагивает любых положений, которые в большей степени способствуют осуществлению прав ребенка и могут содержаться: в законе государства-участника или в нормах международного права, действующих в отношении данного государства».
С помощью данной статьи можно полностью понимать другие положения международного права, которые фиксируют права ребенка и способ защиты, а также понимать, насколько законы Конвенции использованы в правовой системе Российской Федерации. Также поясняются права и обязанности детей и подростков, которых нет в Конвенции, но есть в других сферах российского права, которые действуют внутри государства и поясняют некоторые особенности правового статуса несовершеннолетнего.
Страхи родителей за то, что подросток попадёт в дурную компанию, иногда бывают оправданными, но когда родитель ставит жёсткие условия, он добивается только того, что ему начинают врать. Инна Прибора призывает родителей не к установлению анархии, а к лёгкой оттепели в отношениях с детьми-подростками. Консультацией ей помогает психолог и педагог Ирина Беляева.
Рассылка «Мела»
Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу
В отношениях между родителями и подростком неизбежно случаются критические периоды. Например, предкам не нравится, что ребёнок пишет пронзительные песни, посвящённые клатчу Селены Гомес, вместо того чтобы готовиться к поступлению на инженерный факультет. Или сын застал родителей за непристойным: они что-то искали в его ящике стола. Или дочь отказывается в мороз от папиной лыжной шапочки «Олимпийские резервы». Баталии ведутся из-за одежды, музыки, друзей, хобби или уборки в чьей-то авгиевой конюшне. Это, конечно, несущественные пустяки, которые служат только поводом для ссоры. Причины разногласий, как правило, залегают глубже.
Мы часто согласны на некие абстрактные права подростков: реализацию, ошибки, пробы, возможность выбора… Но когда дело доходит до выбора пальто и роковой проблемы: надевать ли парню шапочку — там ветер! — родители становятся невыносимыми существами с диктаторскими замашками. Вот набор священных и неотчуждаемых прав, необходимых каждому подростку.
Права детей до 18 лет
Этот материал обновлен 03.03.2021.
У детей есть все основные права человека: на безопасность, образование, охрану здоровья, частную собственность и свободный труд.
Но до 18 лет за них почти все делают родители: представляют в суде, подписывают договоры, платят налоги и штрафы.
Одни права у детей есть с рождения, например на общение с родителями. Другие они получают с возрастом: с 6 лет можно делать мелкие покупки, с 14 — открывать в банке вклады, а с 16 — пойти работать.
Распространите знания!
Отправьте статью тем, кому она пригодится
Переслать через вотсап
Сохраните карточки или таблицу, чтобы знать, что ребенок может потребовать у вас или у государства. Если вам еще нет 18 лет, узнайте, когда можно поменять имя, сесть за руль и уехать за границу без взрослых. Некоторые права вас удивят и помогут сэкономить деньги.
Общаться с родными после развода родителей
Как это работает. Бывшими могут быть супруги, но не родители, бабушки, дедушки, братья и сестры. Развод не должен влиять на отношения ребенка с родными и близкими ему людьми.
После развода бывшие супруги должны договориться, как и когда они будут общаться с ребенком. Может быть, он будет уезжать к отцу на выходные раз в две недели. Или бабушка будет гулять с внуком в парке каждый вторник и четверг. Здесь все зависит от того, как родители расстались и как потом сложились отношения.
Если договориться не выходит, отцу или матери, которые живут отдельно, надо обращаться в суд с требованием установить порядок общения с ребенком. Так они защитят и свои права, и права ребенка. В суд может обратиться и бабушка ребенка, а не только отец. Если будет решение в ее пользу, мама не может запретить общение. А если она не будет отдавать ребенка бабушке, как решил суд, маму могут оштрафовать.
Обзор услуг для детей и молодежи — журнал
Обзор услуг для детей и молодежи — это междисциплинарный форум для критических исследований программ обслуживания детей и молодежи . Журнал будет публиковать полные статьи, текущие исследования и аналитические заметки, а также обзоры книг.
Льготы для авторов
Мы также предоставляем множество льгот для авторов, например …
Читать больше
Обзор услуг для детей и молодежи — это междисциплинарный форум для критических исследований программ обслуживания детей и молодежи .Журнал будет публиковать полные статьи, текущие исследования и аналитические заметки, а также обзоры книг.
Льготы для авторов
Мы также предоставляем множество преимуществ для авторов, такие как бесплатные PDF-файлы, либеральная политика авторских прав, специальные скидки на публикации Elsevier и многое другое. Щелкните здесь, чтобы получить дополнительную информацию о наших услугах для авторов.
Информацию о подаче статей см. В нашем Руководстве для авторов. Если вам потребуется дополнительная информация или помощь, посетите наш Центр поддержки
Hide full Aims & Scope .
Права детей и молодежи
В 2011 году Мэриленд стал первым штатом США, в котором экологическая грамотность стала обязательным требованием для окончания средней школы с введением стандартов экологической грамотности (E-Lit). Каждое из 24 местных органов управления образованием (LEA) Мэриленда теперь обеспечивает целостную программу экологического образования и мероприятий, которые преподаются от детского сада до средней школы и объединены по широкому кругу предметов в учебной программе.
Мэриленд был отмечен за этот новаторский мандат и его успешную реализацию серебряной наградой за политику будущего в 2015 году.В октябре 2016 года мы провели международную конференцию и поездку на места, в которых собрались законодатели из 16 министерств окружающей среды и образования со всего мира, чтобы поучиться у Мэриленда и обменяться передовой практикой в области ОУР. С тех пор мы постоянно расширяем наши знания о политике и практике образования в интересах устойчивого развития. Результаты нашей поездки были обобщены и дополнены исследованиями, тематическими исследованиями, поездками на места, обзором литературы и интервью с международными экспертами по ОУР.Все эти новые знания собраны в нашем новом справочнике «Продвижение образования в интересах устойчивого развития». В этой публикации исследуются некоторые из центральных факторов успеха в политике, процессах и практике в некоторых странах-пионерах и в контекстах, где ОУР находит эффективное применение. В нем рассматриваются некоторые из основных тенденций, тематических исследований и проблем, связанных с внедрением более целостного, прогрессивного практического образования.
Учитывая огромные проблемы, с которыми сталкивается мир, очевидно, что нам нужно учить, учиться и жить совершенно по-другому.Образование в интересах устойчивого развития (ОУР) все чаще признается как играющее центральную роль в предоставлении учащимся всех возрастов возможности позитивно реагировать на местные и глобальные проблемы и действовать более мирно, справедливо, инклюзивно и устойчиво. Этот подход уже помогает людям развивать навыки, ценности и отношения, необходимые для создания более устойчивых обществ и перехода к квалифицированной, зеленой и низкоуглеродной экономике будущего.
.
И тут проявляется первая характеристика современного подростка – нежелание взрослеть!
Последние десятилетия в нашем обществе укрепилась модель «детоцентризма», когда ребёнок стал смыслом семьи, «визитной карточкой» родителя. Детство сейчас — это огромная инфраструктура: детские медиа, политика, бренды. И подростки прекрасно осознают свой детский статус. При этом подростки плохо понимают, например, зачем идти в банк и за что‑то платить. Для них взрослый мир — какая‑то далёкая реальность.
И, заявляя о своих правах на взрослость, современные подростки ориентированы на свои права, при этом игнорируя обязанности и ответственность, скрываясь за статусами «… я еще маленький», «… он ещё ребёнок».
И поэтому, дорогие родители, включите подростка в реалии взрослой жизни: делегируйте ему домашние обязанности, заботу о престарелых родственниках, заботу о младших братьях и сёстрах; включайте его в обсуждение домашних и жизненных проблем семьи; прислушивайтесь, поддерживайте его эффективно принятые решения; обращайтесь за советом; просите у него помощи и поддержки.
Прагматизм – это следующая особенность современных подростков. Не стоит думать, что они не хотят учиться. Они хотят и учатся, но не всему, а тому, что им может пригодиться в жизни и, ещё лучше, прямо сейчас. География им неинтересна – достаточно купить билет на самолёт, и он домчит в точку назначения, а в путешествии на автомобиле выручит навигатор. Музыка холодных цифр им не слышна, если нет необходимости посчитать стоимость покупки или выгоду при совершении небольшой сделки. Русский язык интересен им ровно насколько, сколько требуется, чтобы написать сообщение в социальной сети. Заинтересовать их в состоянии лишь задания прикладного характера. Даже будущую профессию они выбирают из расчёта будущего трудоустройства и получения хороших денег. Самая престижная работа для них – свой бизнес.
Дорогие родители, наша с вами задача — показать современному подростку необходимость фундаментальных знаний как основы образованности человека, практического успеха в любой сфере современной профессиональной деятельности, поддержки интереса к человеку для других и для себя.
«О какой семье я мечтаю».
Классный час в 10 классе по теме: «О какой семье я мечтаю».
Цель:
формирование у молодых людей понимания ценностей семьи, воспитание нравственных ценностей, помощь в моделировании будущей семьи; обсуждение приоритетов подрастающего поколения в вопросах планирования семьи.
Задачи:
— формирование у учащихся понимания роли семьи в обществе, своей роли в сохранении семейных традиций предков.
— развитие и укрепление эмоциональной памяти, навыка работы с текстом документов, способности к работе в диалоговом режиме.
— воспитание у учащихся чувства ответственности за членов своей семьи, гордость за свой род, за свою Родину.
Оборудование:
— Конституция РФ;
— Семейный Кодекс РФ;
— выдержки из “ Домостроя”
— высказывания известных людей о семье;
— вопросы анкеты.
Ход классного часа:
- Вступительное слово учителя.
Семейный Кодекс РФ определяет семью, как важнейший социальный институт нашего общества. Основой семейных отношений является брак, который регулирует отношение только между супругами. Семья же регулирует отношения между родителями, детьми, родственниками.
Сегодня мы будем говорить о том, какую семью вы мечтаете создать в будущем.
Но прежде, чем мы начнем разговор, ответьте на вопросы предложенной анкеты, которая поможет нам в дальнейшем разговоре. (Смотри приложение).
Поддержка подростков во время пандемии
Когда дело доходит до поддержки подростков во время пандемии, школы и семьи должны работать вместе, чтобы координировать социально-эмоциональную, а также академическую поддержку — независимо от того, происходит ли обучение дома или в классе.
На вебинаре Общества исследований подросткового возраста психолог Нэнси Хилл отметила, что школы всегда давали подросткам возможность мыслить независимо, экспериментировать и создавать сети поддержки со сверстниками.Однако в разгар пандемии это пространство для формирования их идентичности может быть потеряно, что скажется на их общем благополучии и развитии.
«Хотя основное внимание уделяется академическому обучению, по праву, для подростков мы не должны игнорировать значение потери отношений со сверстниками и дружбы для их психического здоровья и благополучия», — сказал Хилл, который участвовал в вебинаре вместе с подростком-психологом Ларри. Стейнберг. «Очень важно научиться ориентироваться и находить подтверждение в более широком социальном контексте.Закрытие школ и социальное дистанцирование особенно сложно в этом отношении ».
Хилл определил шесть областей развития, помимо академических наук, которым школы традиционно помогали воспитывать. Здесь мы суммируем ее предложения о том, как школы могут работать с семьями, чтобы продолжать работать в условиях пандемии.
Право на собственное мнение, на защиту и помощь
В актуальных правах ребёнка закреплено, что помощь и необходимая защита при прочих равных условиях, в первую очередь, оказывается именно детям. Эта особенность касается как медицинской, так и социальной, психологической помощи.
Семья, как ячейка общества, предполагает учёт интересов каждого из её членов во время принятия решения. Дети также принимают участие в решении вопросов, если они напрямую касаются их интересов. Официальное право на выражение собственного мнения появляется у детей от 10 лет и старше. Именно с этого момента они могут быть полноправными участниками судебных заседаний. Безусловно, статус определяющего детское мнение в силу многих причин получить не может. Но его обязательно принимают во внимание, учитывают во время принятия основных решений.
Действующее законодательство предусматривает ряд случаев, когда решение принимается исключительно после получения на то согласия ребёнка. В первую очередь, это касается вопросов усыновления и некоторых других сфер.
По достижении 15-летнего возраста у детей появляется право работы, если на неё даёт согласие профсоюз. Продолжительность рабочей недели ограничивается 24 часами. Создаются льготные условия труда.
Ряд прав получает ребёнок, которому исполняется 16 лет. С этого момента он может самостоятельно:
- вступать в брак, если на то есть разрешение местного самоуправления либо особые причины (например, беременность);
- вступать в кооперативы;
- получить полную дееспособность, если присутствует соответствующее решение от органов опеки либо суда (с согласия родителей допускается ведение предпринимательской деятельности);
- работать в пределах 36 часов в неделю;
- обучаться вождению машины, управлять мопедом.
Обязанности несовершеннолетних детей ещё больше расширяются, как и ответственность. Дополнительно наступает ответственность за совершение правонарушений административного характера, а также уголовного характера – назначается наказание в соответствии с УК РФ или КоАП РФ.
17-летние юноши обязаны самостоятельно встать на воинский учёт, оформить приписное свидетельство в военкомате, пройти медкомиссию.
Документы, отражающие права подростка
Права и свободы человека и гражданина нашли закрепление в международно-правовых документах (Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Пакт о гражданских и политических правах и Факультативный протокол к нему 1966 г., Пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Конвенция о правах ребенка 1989 г., Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и др.), в конституциях государств и внутренних законодательных и иных нормативных актах. Развитие концепции прав человека привело к тому, что права ребенка были выделены в особую категорию.
Основными международными документами по защите прав ребенка являются:
- Всеобщая декларация прав человека;
- Декларация прав ребёнка;
- Конвенция ООН о правах ребёнка;
- Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей.
Права и обязанности ребенка отражены в следующих нормативных документах федерального уровня:
- Конституция РФ;
- Гражданский кодекс;
- Семейный кодекс РФ
- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»;
- Закон РФ «Об образовании».
В течение 10 лет (с 1979г. по 1989г.) специалисты многих стран мира, участвовавшие в Комиссии ООН по правам человека, разрабатывали текст нового положения о правах ребенка, в котором бы максимально учитывались все стороны жизни ребенка в обществе. Этот документ получил название Конвенции о правах ребенка, и был принят Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989г.
Согласно Конвенции, основным принципом защиты прав детей является признание приоритета интересов детей. Особенно выделяется требование особой заботы общества о социально уязвимых группах детей: сиротах, инвалидах, беженцах, и т.п.
Главная цель Конвенции – максимальная защита интересов ребенка. Если будут соблюдаться все потребности и права ребенка, то мы получим счастливого, здорового, умного, образованного, талантливого гражданина.
В соответствии с этими принципами:
- Ребенок имеет право на жизнь и здоровое развитие.
- Ребенок имеет право на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи.
- Ребенок имеет право на свободу личности, свободу мысли, совести и религии. Это право включает в себя свободу выражать свое мнение в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка.
- Ребенок имеет право на защиту от всех форм физического или психологического насилия, эксплуатации, оскорбления, небрежного или грубого обращения как со стороны родителей, так и законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке.
- Ребенок, лишенный своего семейного окружения, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.
- Ребенок имеет право на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития. Неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества.
- Ребенок имеет право на здравоохранение и социальное обеспечение, включая социальное страхование.
- Ребенок имеет право на образование, которое должно быть направлено на развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме.
- Ребенок имеет право пользоваться родным языком, исповедовать религию своих родителей, даже если он принадлежит к этнической, религиозной или языковой группе, которая в данном государстве составляет меньшинство.
- Ребенок имеет право на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.
- Ребенок имеет право на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья, либо наносить ущерб физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию.
- Ребенок имеет право на защиту от всех форм эксплуатации и совращения.
- Государства-участники обеспечивают, чтобы ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания; ни один ребенок не был лишен свободы незаконным или произвольным образом; каждый лишенный свободы ребенок имел право на незамедлительный доступ к правовой и другой соответствующей помощи.
- Государства обязуются принимать меры для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы.
- Государства обязуются уважать и соблюдать нормы международного гуманитарного права в отношении детей, попавших в зону вооруженного конфликта. Государства принимают все возможные меры для того, чтобы лица младше 15 лет не принимали прямого участия в военных действиях.
Общество меняется и развивается, будет меняться и развиваться, а, следовательно, меняются и представления людей о своих правах.
Конвенция о правах ребёнка утвердила ряд важных социально-правовых принципов. Главный из них – признание ребёнка полноценной и полноправной личностью. Это признание того, что дети должны обладать правами человека по собственному праву, а не как «придаток» своих родителей, опекунов или попечителей.