Что такое заказ наряд на перевозку груза
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое заказ наряд на перевозку груза». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Заказ-наряд в грузоперевозках используется для оформления договора между грузоотправителем и перевозчиком на выполнение перевозки груза. Он содержит информацию о грузе, маршруте перевозки, условиях перевозки и оплате, а также подтверждает согласие сторон на выполнение перевозки. Заказ-наряд является основанием для оплаты услуг перевозчика и может использоваться в качестве доказательства в случае возникновения споров.
Правила заполнения электронного заказа-наряда
При заполнении электронного заказа-наряда необходимо учитывать следующие правила:
- Информация о заказчике и исполнителе должна быть полной и точной.
- Перечень работ должен быть четким и понятным, с указанием необходимых деталей.
- Сроки выполнения работ должны быть реалистичными и согласованными с заказчиком.
- Стоимость работ должна быть указана с учетом всех налогов и сборов.
- Требования к качеству и безопасности работ должны соответствовать действующим стандартам и нормам.
- Электронный заказ-наряд должен быть подписан электронной подписью обеих сторон для подтверждения его действительности.
Договора являются коммерческим документом, предметом которого являются перевозка грузов автотранспортными средствами. Договор выступает соглашением между отправителем — клиентом и перевозчиком — исполнителем, доставляющим багаж в обозначенное заказчиком место. В нем указывают, какую денежную сумму должна получить транспортная организация.
Договора могут быть заключены как для одного рейса, так и на любые сроки (месяца, года и т.д.). «Разовый» договор чаще всего действует при транспортировании индивидуальных грузов (в качестве примера можно рассмотреть перевозку мебели). В данном случае, документ может быть устным или письменным. В нем производят описание определенных обязательств сторон. При его подписании перевозчик подтверждает, что согласен осуществить перевозку, приняв багаж.
Что касается соглашений на долгосрочной основе, то они заключаются письменно. В условиях предусматривается, что заказчик должен в установленный срок предоставить к транспортированию грузы. В случае действия договора на организацию грузов, собственнику необходимо подать соответствующую заявку.
Чаще всего типовые договора на автоперевозку грузов могут быть заключены следующим образом: грузоотправитель — исполнитель/перевозчик или заказчик — перевозчик. Также обязательства и права сторон могут быть регламентированы контрагентами.
Что подписывают в общем случае
Практически все транспортные компании точно знают, что им делать. Обычно они сами сообщают заказчику, какая документация потребуется при перевозке грузов, чтобы в процессе не возникало проблем и сложностей. Официальный перечень для большинства типов товаров небольшой:
- товарно-транспортная накладная, подписанная на каждый элемент ассортимента в составе посылки, даже если их сотни видов;
- водительское удостоверение лица, которое будет за рулем, с соответствующей категорией;
- соглашение между грузоотправителем, получателем и фирмой, которая занимается доставкой;
- путевой лист.
Все, что указано выше, необходимо вне зависимости от того, какого сорта продукты или изделия перевозятся. Их нельзя заменить на другие документы на перевозимый груз или отказаться от их оформления.
Кроме того, дальнобойщик должен быть вписан в разрешение или доверенность, в соответствии с которой он имеет право управлять этим ТС. Важно, чтобы это было документально закреплено.
Давайте разберем некоторые из них подробнее.
Оформление договорных отношений
Как показывает практика, надлежащим образом заключенный договор является неким гарантом исполнения сторонами принятых обязательств. Безусловно, оформленные отношения не дают полной уверенности в соблюдении достигнутых договоренностей, тем не менее договор помогает решить многие вопросы, возникающие в процессе сотрудничества.
Итак, перевозка груза осуществляется на основании договора перевозки груза. До его заключения перевозчик по требованию грузоотправителя представляет документ (прейскурант), содержащий сведения о стоимости транспортных услуг и порядке расчета провозной платы. Такая информация позволит решить часть вопросов еще до оформления договора перевозки груза, который заключается по следующим правилам.
1. Перевозчик принимает к рассмотрению заказ (заявку) от потенциального грузоотправителя.
2. Заключается договор посредством оформления транспортной накладной или заказа-наряда, в которых указываются все существенные условия договора перевозки.
3. Составляются и проверяются сопроводительные документы на перевозимый груз.
4. В случае обнаружения недостатков и нарушений при перевозке составляется акт.
Внимательный читатель может заметить: в описанном алгоритме нет этапа составления самого договора перевозки груза, как это принято, — с указанием предмета, стоимости, прав и обязанностей сторон, порядка разрешения разногласий и ответственности за неисполнение обязательств. В принципе Правила не исключают составления подробного договора, но можно обойтись и без него, закрепив все основные договоренности по порядку и условиям перевозки груза в подтверждающем документе (транспортной накладной или заказе-наряде).
Вероятно, авторы Правил решили перенять международный опыт ведения бизнеса, когда один документ одновременно служит и договором, где прописаны все существенные условия, и подтверждением хозяйственной операции (сделки). Это удобно и занимает меньше времени, но есть и недостатки. Главный из них заключается в том, что договор — это, как правило, двусторонний документ, составляемый индивидуально на каждую сделку. Подтверждающие же документы унифицированы, предполагают наличие заранее установленных показателей, характеризующих операцию. Совмещение договора и подтверждающего операцию документа приводит к тому, что условия диктует только одна из сторон договора, вторая же с ними либо соглашается, либо нет, и тогда сделка расторгается. То есть объединенный документ может фактически стать односторонним, хотя и подписывается двумя сторонами. Компромиссный вариант (когда условия договора обсуждаются вместе) возможен, но это повлечет изменение объединенного документа, типовая форма которого, как правило, исполнителем уже «отработана» и редко меняется.
Однако эта проблема решаема. Транспортным организациям и предпринимателям, выступающим в роли перевозчиков — исполнителей услуг, выгодно диктовать свои условия заказчикам (клиентам). Поможет достигнуть цели заключение договора путем составления транспортной накладной или заказа-наряда, формы которых приведены в Приложениях 4 и 5 к Правилам. Рассмотрим структуру названных документов по обязательным к заполнению разделам.
Разделы транспортной накладной |
Разделы заказа-наряда |
— данные о грузоотправителе и |
— данные о фрахтователе и |
Предоставление подвижного состава для перевозки
Положения Правил по данному вопросу в большинстве своем повторяют нормы гражданского законодательства, поэтому выделим лишь конкретные предложения.
Во-первых, перевозчик в срок, установленный договором перевозки груза (договором фрахтования), подает грузоотправителю под погрузку исправное транспортное средство. Таковыми считаются автомобили и контейнеры, соответствующие установленным договором назначению, типу и грузоподъемности, а также оснащенные оборудованием. Подача транспортного средства и контейнера, непригодных для перевозки груза, приравнивается к неподаче ТС. Опозданием считается ситуация, когда транспорт прибывает в пункт погрузки с задержкой более чем на два часа от времени, установленного в согласованном перевозчиком заказе (заявке) или заказе-наряде.
Во-вторых, в общем случае сроки погрузки груза в транспортные средства и контейнеры, а также выгрузки из них стороны перевозки (фрахтования) определяют по взаимному согласию. В качестве ориентира можно взять Приложение 6 к Правилам, в котором выделены рекомендуемые сроки погрузки и выгрузки. Следует помнить, что в эти сроки не включается время, необходимое для выполнения работ по подготовке груза к перевозке на ТС.
В-третьих, при погрузке груза в транспортное средство и контейнер (выгрузке из них) стоит обратить внимание на Перечень работ, приведенный в Приложении 7 к Правилам. Если при погрузке и выгрузке с транспортного средства снимается контейнер, то подача порожнего контейнера грузоотправителю или груженого контейнера получателю оформляется сопроводительной ведомостью (Приложение 8 к Правилам). Документ фактически заполняет перевозчик, грузоотправитель и грузополучатель в нем делают только отметки о датах убытия, прибытия, состоянии контейнера, его пломб. Сопроводительная ведомость составляется в трех экземплярах — для каждой из сторон (грузополучателя, грузоотправителя и перевозчика), чтобы все могли проконтролировать перемещение порожнего и груженого контейнера.
В-четвертых, состояние груза при его предъявлении к перевозке признается соответствующим установленным требованиям, если:
— груз подготовлен, упакован и затарен в соответствии со стандартами, техническими условиями и иными нормативными документами на груз, тару и упаковку;
— при перевозке груза в таре или упаковке он маркирован;
— масса груза соответствует массе, указанной в транспортной накладной.
В-пятых, Правила требуют проводить маркировку груза в таре или упаковке, что в принципе должен делать грузоотправитель. По соглашению сторон маркировка грузовых мест может осуществляться перевозчиком (фрахтовщиком). Груз маркируется с помощью основных, дополнительных и информационных надписей, а также манипуляционных знаков. Представим их в таблице.
Маркировочные надписи груза |
Сопроводительные документы на перевозку груза
Есть документы, которые понадобятся независимо от типа перевозимого товара, и специфические, которые дополняют основной пакет.
Для осуществления перевозки у транспортировщика должно быть действующее водительское удостоверение с соответствующей категорией и все допуски, требуемые для работы с конкретным типом груза. Водитель должен пройти обучение и инструктаж о правилах работы на конкретном транспортном средстве.
В обязательном порядке требуются документы, подтверждающие право собственности или управления конкретным ТС. В пакет документации должен входить путевой лист, выписываемый компанией-отправителем перевозки.
При его оформлении должны обязательно указываться:
- сроки действия с конкретными датами;
- день и время, когда водитель прошел медицинское освидетельствование;
- фактический пробег автомобиля до отправления;
- расчет расхода ГСМ на конкретный маршрут.
Иногда приходится перевозить нестандартные грузы. В таких случаях водителю и экспедитору потребуются дополнительные бумаги, дающие допуск на транспортировку. Если груз имеет сверхбольшие габариты, либо оригинальную конфигурацию, не позволяющую провести перевозку обычным способом, то потребуется специальное разрешение. В противном случае ТС будет запрещено движение по дорогам. Такие разрешения сопровождаются оплатой госпошлины.
Для транспортировки нестандартных грузов пакет документов должен содержать:
- безопасность перевозимого груза и свойства используемой тары должны быть подтверждены сертификатом;
- в маршруте обязательно прописываются сроки, разрешающие осуществление доставки;
- должны быть прописаны данные на всех лиц, имеющих отношение к процессу отправки и перевозки конкретной партии – ФИО, адреса, контактные телефоны;
- необычные товары маркируются специальным знаком отличия;
- оформленный по всем правилам ООН путевой лист с прописанным номером опасности;
- свидетельство для водителя, с подтверждением водительского стажа в течение 3 лет без перерыва деятельности, указанием прохождения спецподготовки и разрешением заниматься перевозками нестандартных, огромных грузов;
- свидетельство, подтверждающее соблюдение требований по подготовке ТС к указанным задачам транспортировки;
- удостоверение, подтверждающее право компании на транспортировку нестандартных, сверхбольших или опасных партий.
Внимание
Заказ-наряд – это документ, способный организовать перевозки пассажиров на автобусах по заказу в случае осуществления нерегулярных маршрутов. Так как пассажирские автобусные перевозки должны в обязательном порядке подкрепляться договором фрахтования, то в заказе-наряде также должны отражаться условия данного соглашения.
Фрахтование должно быть предусмотрено между транспортной компанией и компанией, сдающей в аренду автобус с целью осуществлять перевозки людей по нерегулярным маршрутам. Такие отношения регулируются законом – гл. 5 ст. 31 №259-ФЗ от 08.11.07 г., с вступившими 19.10.15 г.
в юридическую силу изменениями. Все нормы и требования к специфике заполнения заказа-наряда регулируются общими Правилами по надлежащей перевозке пассажиров (с багажом или без него).
Такие Правила определены федеральным законодательным актом №259-ФЗ (ст.27) от 08.11.07 г., правительственным Постановлением №112 от 14.02.09 г. (Раздел 3), измененного 28.04.15 г. А также административным Кодексом России, который управляет процессами привлечения к ответственности при допущенных нарушениях, в том числе и недостоверной информации в заказе-наряде. Например, если водитель отказывается предъявить сотруднику полиции заказ-наряд, то он может быть оштрафован на 5000 рублей. А отсутствие договора фрахтования вместе с заказ-нарядом влечет административные штрафы для физических лиц – 50 000 руб.
а юридических – 200 000 руб. Вот почему так важен такой документ, как заказ-наряд на перевозку пассажиров, у которых, к слову сказать, обязательно должны быть на руках свои проездные документы (билеты, талоны, путевки и др.). Следует также подчеркнуть, что на основании п.
Заказ-наряд на перевозку пассажиров
БЛАНК ЗАКАЗ-НАРЯДА ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРОВ Вообще такие бланки в ходу практически в любой сфере, где требуется оформление заказного типа предоставления услуг или товаров, готовой продукции при специальном производстве чего-либо. В сфере транспортных услуг по предоставлению перевозок людей населению используются свои бланки заказа-наряда.
Сам документ очень привязан к договору фрахтования. Можно сказать, что этот документ – его спутник. Поэтому наряд должен всегда быть с водителем на время всей поездки – от начала до конца действия договора, отражающего заказ.
Перевозчик обязан доставить груз в срок, установленный договором. Однако стороны не всегда прописывают этот момент в соглашении. В таких случаях действуют следующие сроки доставки (п. 63 Правил):
- в городском, пригородном сообщении груз должен быть доставлен в суточный срок;
- в междугородном или международном сообщениях груз должен быть доставлен в срок из расчета одни сутки на каждые 300 км расстояния перевозки.
О задержке доставки перевозчик обязан проинформировать грузоотправителя и грузополучателя.
Грузоотправитель и грузополучатель вправе считать груз утраченным, если он не был выдан грузополучателю по его требованию (п. 64 Правил):
- при перевозке в городском и пригородном сообщениях – в течение 10 календарных дней со дня приема груза для перевозки;
- при перевозке в междугородном сообщении – в течение 30 календарных дней со дня, когда груз должен был быть выдан грузополучателю.
В таких случаях грузоотправитель и грузополучатель имеют все основания потребовать возмещения ущерба за утраченный груз. Это положение действует, если стороны своим соглашением не установили другое правило.
Какую информацию должен содержать заказ-наряд
В заказе-наряде на предоставление транспортного средства указывается:
- название и дата документа на транспортировку пассажиров с багажом;
- реквизиты фрахтователя и контактный телефон. Если участник договора фрахтования — частное лицо, в бланке должны быть прописаны его ФИО, данные паспорта и телефон;
- название фрахтовщика, ИНН и телефон.
- регистрационный знак, марка транспортного средства, его мощность и прочее;
- ФИО водителя транспортного средства;
- пункт, время и дата подачи автобуса;
- промежуточные и конечные пункты, где запланированы остановки;
- ФИО, должность и подпись лица, ответственного за составление сметы расходов на пользование транспортного средства;
- точное время прибытия и убытия транспортного средства в пункте подачи;
- количество пассажиров;
- должность, ФИО и подпись представителя компании-фрахтователя, утверждающего исполнение заказа-наряда.
Для примера стоит рассмотреть одну из таких заявок, которая заполнялась для перевозки 120 человек детей из московской школы № 10 в Санкт-Петербург. Такой заказ-наряд на перевозку пассажиров считается предварительным и не может служить в качестве договора.
Поэтому зачастую применяют после таких заполнений также способ заполнения более расширенного варианта заказа-наряда на бумажном носителе. Тем не менее, для расчетов заранее и планирования подобные заявки очень удобны.
Они также позволяют забронировать на определенное число либо места в пассажирском автобусе, либо сами автобусы целиком.
Для заполнения на бумаге заказа-наряда используются все те рекомендации по включению реквизитов, которые указаны в Приложении № 4 и 5 Постановлений российского Правительства по урегулированию безопасности и Правил пассажирских перевозок с багажом или без него.
Цены на такие поездки могут отличаться от типа пассажиров – дети, инвалиды или взрослые, например, туристы. Также немаловажно учесть, будет ли автобус везти этих людей обратно.
Если да, тогда в стоимость будет в обязательном порядке включаться еще и простой, а также обратный путь. В любом случае само заполнение бланка должно быть вдумчивым, все расчеты должны быть сделаны заранее и реквизиты указываться правильно, согласно подписанным строчками в бланке.
Без наличия заказа-наряда провоз людей в пассажирском автотранспорте будет считаться неправомочным, если таковые маршруты осуществляются по заказу и не являются регулярными или спонтанными.
Ведь никто с таксистов не требует заказа-нарда, если он работает на маршрутах целый день и возит всегда случайных людей. Но вот если его машину закажут для специализированной поездки, тогда ему понадобиться такой документ.
Тогда помимо договора фрахтования на руках у водителя на протяжении всей поездки должен быть еще и заказ-наряд, а также перечень с фамилиями пассажиров и багажа.
Тогда никаких неприятностей со штрафами не случиться по дороге при проверке документов сотрудниками ГИБДД.