Постановка на кадастровый учет линейных объектов в 2024 году
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Постановка на кадастровый учет линейных объектов в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В 2024 году вступят в силу новые правила постановки недвижимости на кадастровый учет. Это затронет всех владельцев недвижимости: от частных лиц до организаций. Владельцам придется выполнить определенные требования и пройти процедуру регистрации своей собственности.
Стоимость и сроки работ
Этапы работ | Стоимость, руб. | Сроки, дни |
---|---|---|
Топографическая съёмка | 15 000 | 30 |
Исполнительный чертёж линейного сооружения | 10 000 | |
Технический план | 10 000 | |
Постановка на кадастровый учёт и регистрации права | 20 000 | |
Итого | 55 000 |
Перечень документов необходимых для постановки недвижимости на кадастровый учет
Для постановки недвижимости на кадастровый учет в 2024 году необходимо предоставить следующие документы:
- Заявление о постановке недвижимости на кадастровый учет;
- Свидетельство о праве собственности на недвижимое имущество или иное подтверждающее документ;
- Договор купли-продажи или договор приватизации (если недвижимость была приобретена);
- Документы, подтверждающие право собственности на земельный участок (если недвижимость находится на земельном участке);
- План земельного участка (кадастровый план).
Дополнительно могут потребоваться следующие документы:
- Технический паспорт здания или сооружения;
- Кадастровый паспорт недвижимости;
- Документы, подтверждающие наличие или отсутствие арендных прав на недвижимость;
- Разрешение на строительство или реконструкцию (если необходимо);
- Иные документы, предусмотренные законодательством.
Необходимо учитывать, что перечень документов может различаться в зависимости от типа недвижимости (земельный участок, здание, квартира и т. д.) и конкретной ситуации. При подаче заявления на кадастровый учет рекомендуется обратиться к специалистам или изучить подробную информацию на сайте Росреестра или органа кадастрового учета вашего региона.
Последствия неправильной или несвоевременной постановки недвижимости на кадастровый учет в 2024 году
Неправильная или несвоевременная постановка недвижимости на кадастровый учет в 2024 году может иметь серьезные последствия для собственника объекта недвижимости. Важно понимать, что кадастровый учет является обязательным условием для защиты прав на недвижимость и участие в правоотношениях.
Одной из возможных последствий неправильной постановки недвижимости на кадастровый учет является невозможность совершения сделок с данным объектом. Если недвижимость не зарегистрирована в кадастре и не имеет учетного номера, то она не существует в официальной базе данных, что может создать проблемы при покупке, продаже или аренде объекта.
Также, при отсутствии постановки недвижимости на кадастровый учет, собственник не сможет участвовать в государственных программах, которые предусматривают предоставление льгот или компенсаций владельцам недвижимости.
Другим важным последствием неправильной постановки недвижимости на кадастровый учет может быть штрафное взыскание со стороны государственных органов. Законодательство предусматривает административные наказания для собственников, которые не соблюдают требования кадастрового учета.
Кроме того, неправильная постановка недвижимости на кадастровый учет может привести к спорам и конфликтам с другими заинтересованными сторонами. Если у другого лица появятся основания полагать, что он является законным владельцем недвижимости, которая не зарегистрирована в кадастре, это может привести к долгим и сложным судебным процессам.
Важно понимать, что постановка недвижимости на кадастровый учет является не просто формальностью, а важной процедурой, которая помогает обеспечить юридическую защиту прав собственника на недвижимость. Поэтому владельцам недвижимости необходимо знать и соблюдать все требования, связанные с кадастровым учетом, чтобы избежать негативных последствий.
Регистрация охранных зон
При строительстве линий электропередач, газопроводов, теплотрасс в соответствии с действующим законодательством предусмотрена необходимость устройства территорий отчуждения, которые позволяют увеличить безопасность эксплуатации и возможность беспрепятственного обслуживания коммуникаций. Для их регистрации необходимо воспользоваться услугами кадастрового инженера.
Специалист сделает графическое, текстовое описание, на основании которых территория вносится в ЕГРН. Дополнительные согласования могут потребоваться, если линейный объект проходит, к примеру, через водоохранную зону (в Росводресурсе). При прокладке ВЛЭП обязательно получение разрешения Ростехнадзора. Здесь действует множество ограничений в использовании. Их несвоевременное внесение в реестр в случае ЧП может стать поводом для привлечения собственника к уголовной ответственности.
Подписан закон, упростивший регистрацию линейных объектов
Закон содержит предложения Росреестра, направленные на снижение административных барьеров для бизнеса на рынке недвижимости и призван упростить процедуру кадастрового учета и регистрации прав линейных объектов (линии электропередачи, связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы (водопровод, канализация, газопровод, теплотрасса и другое), автомобильные дороги, железнодорожные линии и т.д.).
«Принятыйзаконустановилдопустимые пределы(5%) отклоненияфактической протяженности построенного линейного объекта от проектной — как для целей ввода объекта в эксплуатацию, так и для кадастрового учета и регистрации прав на такие объекты. Это позволит исключить отказы в выдаче разрешений на ввод линейного объектав эксплуатацию, а также сократить количество приостановлений кадастрового учета и регистрации прав», — сообщил статс-секретарь – заместитель руководителя Росреестра Алексей Бутовецкий.
В настоящее время различие проектной и фактической протяженности построенного линейного объекта является препятствием для получения разрешения на ввод такого объекта в эксплуатацию и его оформления. Кроме того, причиной приостановки кадастрового учета и регистрации прав на объект недвижимости (в том числе на линейный объект) может стать несвоевременное или неполное внесение изменений в проектную документациюи различие сведений о характеристиках объекта.
Росреестр проводит большую законодательную работу в целях снижения административных барьеров для граждан и бизнеса на рынке недвижимости. В июле 2023 года при участии Росреестра был принят закон, согласно которому застройщики получили возможность кадастрового учёта и регистрации прав на созданные объекты недвижимости (не являющиеся линейными) при разнице (в пределах 5%) между проектной и фактической площадью зданий и сооружений.
Постановка линейных объектов на кадастровый учет
В процессе кадастровых работ могут одновременно выполняться измерения как одного, так нескольких участков. При этом земельные участки могут быть одного типа (например, вновь образуемые) или разных типов (например, одновременно образуется два участка, и уточняются границы смежных участков). В соответствии с требованиями к подготовке межевого плана, допускается включать в один отчет сведения о нескольких участках. В тоже время, зачастую возникают ситуации, когда необходимо информацию об однотипных земельных участках поместить в несколько отчетов. Например, получить отдельный межевой план на каждый из вновь образованных участков в садовом товариществе.
Государственный кадастровый учет таких земельных участков осуществляется в общем порядке. Многоконтурному земельному участку присваивается один кадастровый номер. В целях идентификации (в реестре объектов недвижимости и на кадастровой карте) контурам границы многоконтурного земельного участка при осуществлении государственного кадастрового учета могут присваиваться учетные номера.
Как поставить на кадастровый учет объект недвижимости
Если ЗУ граничит с соседними участками, уже учтенными, необходимо оформить акт согласия на проведение границ. Участок выделяется из другого ЗУ и ставится на КУ, если есть обременение: залог, рента и т. д. Его площадь должна быть не меньше, чем предусмотрено в ЗК РФ и градостроительных актах.
- изменение характеристик недвижимости;
- ликвидация объекта, если он не был учтен;
- образование новых ОН после проведения комплексных кадастровых работ;
- объект — многоквартирный дом, машиноместа в нем, квартиры;
- образование земельного участка из государственной, муниципальной собственности или путем изъятия ЗУ у владельца.
Кадастровый учет линейных объектов 2021
Россияне в последнее время стали чаще жаловаться на банки. Одной из причин, по которой граждане перестают доверять банковским компаниям, является требование о передаче данных СНИЛС. Из статьи вы узнаете о порядке действий при нарушении действующего законодательства РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 41 Закона технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости далее — ГКН , и указаны сведения о сооружении, необходимые для постановки на учет такого объекта недвижимости, либо сведения о части или частях такого объекта недвижимости, либо новые необходимые для внесения в ГКН сведения о таком объекте недвижимости, которому присвоен кадастровый номер, в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений такого объекта недвижимости часть 2 статьи 41 Закона.
Новое в правовом регулировании размещения линейных объектов (Корякин В
Универсальный порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, действовавший до дня вступления в силу Федерального закона N 171-ФЗ, зачастую не учитывал особенности размещения линейных объектов, что приводило к возникновению существенных затруднений на практике — как при предоставлении, так и при последующем использовании таких земельных участков.
Ранее действовавшее правовое регулирование предусматривало лишь два способа предоставления для строительства земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности:
— с предварительным согласованием места размещения объекта;
— без предварительного согласования места размещения объекта.
Однако при проведении каждой из указанных процедур в полной мере не учитывались особенности размещения линейных объектов. Так, при предоставлении земельных участков с предварительным согласованием места размещения объекта варианты размещения объектов капитального строительства (в том числе линейных объектов) определялись посредством проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами. Однако ни один федеральный закон не регулировал порядок и степень участия каких-либо государственных органов, органов местного самоуправления или различных организаций в процедуре предварительного согласования места размещения объекта, что являлось причиной различных злоупотреблений на практике.
Кроме того, перечень таких согласований определялся органами местного самоуправления по их усмотрению при отсутствии каких-либо критериев целесообразности получения того или иного согласования.
При осуществлении процедуры предоставления земельных участков без предварительного согласования места размещения объекта также в полной мере не учитывалась специфика всей процедуры размещения линейного объекта, прежде всего из-за необходимости проведения торгов по продаже земельного участка или права его аренды, что противоречило сложившимся рыночным условиям деятельности отраслевых организаций, в том числе субъектов естественных монополий.
Законом N 171-ФЗ порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, существенно изменен, в том числе в целях размещения линейных объектов.
Так, по основаниям, предусмотренным подпунктом 4 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление земельных участков в аренду для размещения объектов, предназначенных для обеспечения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, связи, нефтепроводов, осуществляется без проведения торгов. При этом размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для размещения объектов, предусмотренных пунктом 2 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации (в том числе объектов систем электро-, газоснабжения, объектов систем теплоснабжения, объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения, линейных объектов федерального и регионального значения, обеспечивающих деятельность субъектов естественных монополий, автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, объектов федеральных энергетических систем и объектов энергетических систем регионального значения), а также для проведения работ, связанных с пользованием недрами, не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьями 39.14 и 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
Необходимо отметить, что предусмотренный земельным законодательством этап предварительного согласования предоставления земельного участка не является аналогом ранее действовавшего порядка предварительного согласования места размещения объекта.
Положения статей 30 и 31 Земельного кодекса Российской Федерации с 1 марта 2021 года утратили силу. Требование о подготовке и согласовании акта выбора земельного участка как документа, дублирующего градостроительный регламент и документацию по планировке территорий, исключено из Земельного кодекса Российской Федерации.
Перечень документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, утвержден Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации (далее — Минэкономразвития России) от 12 января 2021 года N 1.
10 февраля 2021 года Минэкономразвития России издан Приказ N 55 «О внесении изменений в Приказ Минэкономразвития России от 12 января 2021 года N 1 «Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов», которым предусмотрено в том числе указание на то, что документ «Справка уполномоченного органа об отнесении объекта к объектам регионального или местного значения» (далее — Справка) прилагается к заявлению в случае предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации для размещения объектов, предназначенных для обеспечения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, связи, нефтепроводов регионального или местного значения. Представление указанного документа не требуется в случае размещения объектов, предназначенных для обеспечения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, связи, нефтепроводов, не относящихся к объектам регионального или местного значения. Также представление указанного документа не требуется в случае размещения объекта федерального значения. Справка является документом, подтверждающим соблюдение требований, установленных пунктом 4 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в случае размещения объектов регионального или местного значения.
До введения в действие с 1 марта 2021 года новых положений земельного законодательства Российской Федерации срок оформления прав на земельный участок составлял более одного года. С учетом изменений, предусмотренных Законом N 171-ФЗ, и исключения из земельного законодательства лишних административных процедур, таких как предварительное согласование места размещения объекта, принятие решений об образовании земельного участка, о предоставлении земельного участка, срок оформления прав на земельный участок для размещения линейного объекта существенно сокращен.
Постановка Линейного Объекта На Кадастровый Учет 2021
Так что, самый идеальный исход дела — и для заявителя, и для специалистов кадастровой палаты — это кадастровый учет на основании грамотных и в соответствии с законодательством составленных документов, в том числе межевого плана, и, как результат, — получение кадастрового паспорта земельного участка при первом же обращении с заявлением.
Литература 1. Калюкина Н. Колесников Н. Рассмотрим особенности постановки на кадастровый учет участков, расположенных под линиями электропередачи. Межевой план при постановке на учет участков под линиями электропередачи составляется на многоконтурный земельный участок, который представляет собой множество замкнутых контуров, не имеющих общих точек соприкосновения, объединенных одним владельцем и назначением земельных участков.
Особенности постановки на кадастровый учет линейных объектов газопровод
- транспортные коммуникации (железные дороги, автомобильные дороги, троллейбусные линии, линии метро и т. д.);
- электрические сети;
- канализационные и ливневые коллекторы;
- линии связи;
- водоводы и водопроводы;
- газопроводы;
- нефтепроводы;
- водоводы;
- коллекторы;
- каналы,
- мелиоративные канавы.
- Во-первых, как объект недвижимости, т. е. как нечто «…прочносвязанное с землей, перемещение чего без несоразмерного ущерба их назначению невозможно…»
- Во-вторых, как «сооружение» – « …результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов».
- В-третьих, как «сложная неделимая вещь». Прописан и порядок регистрации таких объектов.
Технический план на газопровод – не самый востребованный тип документа, так как ввод в строй газопроводов в эксплуатацию производится разумеется намного меньше чем тех же индивидуальных жилых домов, но без него невозможно обойтись при постановке на кадастровый учет.
К сожалению, на сегодняшний день кадастровым законодательством недостаточно точно описана процедура постановки на учет газовых сетей и сооружений. Поэтому нередко у инженеров этого ведомства возникают вопросы и в ходе изучения предоставленного пакета документов, и затем в процессе осмотра объекта на месте.
Использовать Декларацию возможно и удобно при регистрации вспомогательных линейных объектов недвижимости, указанных в Акте ввода в эксплуатацию основного объекта, который возведен на данном земельном участке. Для протяженных линейных объектов придется все-таки тщательнее поискать в архивах акты ввода в эксплуатацию или сведения о строительстве, в составе какой очереди они строились и т. д.
Как поставить на кадастровый учет объект недвижимости
- изменение характеристик недвижимости;
- ликвидация объекта, если он не был учтен;
- образование новых ОН после проведения комплексных кадастровых работ;
- объект — многоквартирный дом, машиноместа в нем, квартиры;
- образование земельного участка из государственной, муниципальной собственности или путем изъятия ЗУ у владельца.
- Газопровод. Учитывается как ОН (линейный) только после введения в эксплуатацию в качестве единого неделимого объекта, даже если он проходит по территории разных муниципальных образований (судебная практика по последнему утверждению спорна). Для КУ необходим также межевой план и правоустанавливающие документы на землю под ним.
- Мост. Относится к линейным объектам. Ставится на КУ на основании техплана после ввода в эксплуатацию (нужен акт об этом).
- Муниципальная автомобильная дорога. Ставится на КУ согласно техплану. Необходим акт и разрешение на ввод в эксплуатацию, иначе Росреестр не будет рассматривать ее как ОН.
- Придомовая территория. Постановка на КУ земли под домом, в том числе придомовой территории, — это обязанность застройщика. Выделение доли и ее учет одним из жильцов недопустимо.
- Трансформаторные подстанции. Ставятся на КУ как сооружение (если ТП — это металлическая будка) или как здание (если стены ТП кирпичные). Нужен техплан, разрешение на ввод в эксплуатацию, межевой план земли и правоустанавливающие документы на нее.
- Гражданское кладбище. Ставится на ЗУ как земельный участок или как сооружение (комплекс из других объектов — дорог, будок, площадок, ЛЭП). Уточнять необходимо в Росреестре. В первом случае нужен межевой, во втором — технический план.
- Объект незавершенного строительства. Можно поставить на КУ, если степень достроенности позволяет с уверенностью сказать, что это самостоятельный ОН, отделенный от других зданий или помещений (обзор судебной практики ВС от 30.11.2022 г.).
- Разрушенные здания и сооружения необходимо поставить на учет на основании техплана, если планируются ремонтные работы и дальнейшая эксплуатация объекта.
- Памятники. Ставятся на учет, только если они занесены в Единый госреестр объектов культурного наследия.
- Заборы и ограждения. Могут быть классифицированы как ОН («вспомогательное сооружение»), только если они имеют признаки объекта недвижимости, например прочную связь с землей. В большинстве случаев заборы и мощения расцениваются как элементы благоустройства и не учитываются в ЕРГН.
Подтверждение кадастрового учета
Линейные объекты считаются объектами инженерной инфраструктуры и являются видом объектов капитального строительства. Для начала строительства и проведения данных коммуникаций необходимо получить специальное разрешение, которое должно соответствовать статье 51 Градостроительного кодекса РФ.
Вопрос о линейных объектах всегда был и является до сих пор одним из самых сложных в градостроительном и земельном законодательстве РФ. Отсутствие эффективного и универсального нормативно-правового регулирования существенно затрудняют градостроительное и земельно — имущественные отношения. Стало удобнее действовать через нотариуса: если нотариус заверил подлинность подписи на заявлении о кадастровом учете или регистрации прав на недвижимость, он же направляет заявление и приложенные к нему документы на госрегистрацию обязательно заказным письмо с уведомлением о вручении. Срок — 2 рабочих дня. При этом нотариально удостоверять сделку с объектом недвижимости не обязательно.
Процедура регистрации в ЕГРН (Едином государственном реестре недвижимости) регулируется Федеральным законом №221 от 2007 года. Сложность самостоятельно осуществляемой процедуры регистрации заключается в невозможности учесть все нюансы оформлении плана, который является основным документом для получения согласия в постановке на учет.
Особенности постановки на кадастровый учет объектов недвижимости
В России действует единый порядок постановки на кадастровый учет объекта недвижимости. Однако есть ряд важных особенностей, вызванных отличием характеристик объектов и их правового статуса. Отметим момент, что определять идентификационные признаки и характеристики недвижимости может и вправе это делать только кадастровый инженер. Именно этот специалист проводит обследования и координирование, готовит документы для Росреестра. В некоторых случаях допускается постановка на кадастровый учет через суд (например, при возникновении спора о границах на близлежащие участки).
Комментарий специалиста-эксперта. Правила постановки земельного участка на кадастровый учет позволяют сделать одновременный учёт и частного дома, здания или сооружения. На объект капитального строительства нужно получить Техплан (технический план). Кадастровый инженер может одновременно провести обследование участка и строения, определить координаты недвижимости, оформить два документа для Росреестра.