Что изменится для учителей с 1 сентября в 2024 году
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что изменится для учителей с 1 сентября в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Федеральная государственная информационная система (ФГИС) «Моя школа» – информационная платформа, осуществляющая автоматизацию учебного процесса в школах и позволяющая получить доступ к образовательным ресурсам ученикам, преподавателям, родителям. Легко и просто получить информацию о расписании уроков, дневниках успеваемости, изучить учебные материалы электронной библиотеки, посетить онлайн-курсы.
Внедрение ФГИС «Моя школа»
Возможности ФГИС «Моя школа»:
- Просмотр данных электронных журналов и дневников.
- Сетевые сообщества и видеоконференции на основе программы «Сферум».
- Облачное хранилище документов, инструментов для их создания и редактирования.
- Оценка знаний учащихся при помощи тестирующей подсистемы, возможность более полного овладения учебным материалом на онлайн-тренажерах.
- Новости, опросы, ссылки для учащихся
- Только верифицированные образовательные и воспитательные материалы.
- Подключение устройств Смарт ТВ.
Упрощенная аттестация
Важно! Упрощенная аттестация возможна при подтверждении уже присвоенной педагогу квалификационной категории, при достижении пенсионного возраста, а также в случае продления срока действия квалификации в особых случаях (беременность, болезнь и т.д.).
По упрощенной системе аттестуют учителей, имеющих государственные награды, почетные звания или отраслевые знаки отличия.
Право на особую форму аттестации в упрощенном варианте с присвоением новой квалификационной категории получают педагоги, ставшие победителями всероссийских конкурсов:
- «Воспитатель года»;
- «Преподаватель года»;
- «Учитель года»;
- «Педагогический дебют».
Презентация от Минобрнауки говорит о том, что новая аттестация педагогов будет лучше стимулировать учителей с 2024 года к повышению категории. Главный стимул – привязка заработной платы к уровню квалификации.
Формирование зарплаты будет происходить с учетом трех составляющих:
- базовая ставка;
- региональные надбавки;
- компенсационные и стимулирующие выплаты.
Базовая ставка оплаты учительского труда как и ранее будет устанавливаться региональными властями, поэтому может существенно отличаться в разных субъектах РФ.
По результатам аттестации педагоги смогут претендовать на следующие уровни доплат:
Аттестация | Доплата |
на соответствие должности | до 10% |
на учителя-методиста | до 25% |
на учителя-наставника | до 40% |
Во всех школах вводятся единые ФГОСы – федеральные образовательные программы. Это базовая планка, ниже которой школам опускаться нельзя. «Золотой» стандарт знаний коснется нескольких предметов.
В начальной школе будет единая для всех учебных заведений программа по русскому языку, литературному чтению и окружающему миру. В средней школе обязательными для использования станут программы по русскому языку, литературе, истории, обществознанию, географии и ОБЖ. Соответственно, появятся и новые единые учебники по этим предметам, они уже отпечатаны и поступают в школы. Раньше закон «Об образовании в Российской Федерации» описывал учебную школьную программу как примерную, рекомендательную. Это часто вызывало разночтения. Например, при переезде семьи в новый город, при переходе в другую школу ребенок мог столкнуться с трудностями. Теперь по всей России детям будут давать одинаковые знания.
Средняя зарплата учителей официально выросла до 63 тыс. Но есть нюансы
Медианная зарплата на ставку в муниципальной российской школе едва превышает «чистыми» 20 тыс.
В первом полугодии 2023 года средняя зарплата учителей в России увеличилась до 63,6 тыс. рублей. Такие данные опубликовал Росстат.
Наибольшая зарплата учителей на Чукотке — 161 тыс. Далее идут Ямало-Ненецкий АО — 156 тыс., Москва — 135 тыс., Магаданская область — 134 тыс., Ненецкий АО — 123 тыс. А самые нищенские зарплаты учителей в Карачаево-Черкессии — всего 21 тыс. Даже в Ингушетии, расположенной на втором месте с конца, средняя зарплата составила 30 тыс.
В целом данные по средней зарплате впечатляют, однако важные детали существенно снижают оплату труда педагогов в соотношении к их нагрузке.
Как подсчитало «Равенство.Медиа», нагрузка учениками выросла за 10 лет минимум на 27%. Если в 2013 году в школах было менее 14 млн учеников на 1,06 млн учителей, то сегодня их более 18 млн на 1,08 млн учителей. То есть в расчете на одного учителя было 13 учеников, а сейчас — почти 17. Бюрократическая нагрузка тоже выросла, хотя предпринимаются попытки ее сократить. Так, с 1 сентября вступили в силу изменения в федеральном законе об образовании, согласно которым, с учителей теперь запрещено требовать более того, что установлено законом. Перечень документов, которые обязан заполнять учитель, содержит «всего» пять пунктов:
- рабочая программа учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля;
- журнал учета успеваемости;
- журнал внеурочной деятельности (для педагогических работников, осуществляющих внеурочную деятельность);
- план воспитательной работы (для педагогических работников, осуществляющих функции классного руководства);
- характеристика на обучающегося (по запросу).
При этом первые четыре пункта нужно умножать на количество классов и предметов. Например, если учитель ведет физику в 7-11 классах, то ему нужно подготовить пять рабочих программ. Если же учитель ведет в пяти классах русский язык и литературу, то ему нужно подготовить десять этих документов. То же самое касается журнала учета успеваемости, внеурочной деятельности и плана воспитательной работы. Также пишутся отчеты об исполнении каждого вида работы. Поэтому на педагоге по факту может «висеть» не один десяток документов.
Что касается средней зарплаты, то она испытывает влияние регионов с высоким ее уровнем, которые «тянут» ее вверх. И если влияние северных регионов незначительное, так как учителей там мало, то влияние Москвы, где проживает 10% населения России, очень существенно. В этих условиях гораздо важнее медианная зарплата, то есть та, больше которой и меньше которой получают половина учителей.
Если исходить из общероссийской пропорции за 2022 год, когда средняя зарплата по стране составила 65 тыс., а медианная — 40 (она как раз учитывает распределение населения по регионам), то в первом полугодии 2023 года, то есть даже после существенного повышения, медианная начисленная зарплата учителей составила всего около 39 тыс. После вычета налогов сумма уменьшается примерно до 33-34 тыс. Именно эта сумма делит учителей на две половины, одна из которых находится ниже данной черты.
Влияние увеличения зарплаты на рынок труда
Увеличение зарплаты учителям в России с 1 сентября 2022 года действительно будет положительным событием для реального рынка труда. Это повышение зарплаты станет стимулом для тех, кто считает себя опытным преподавателем и готов к новым вызовам.
СМИ раскрыли, что начиная с 2024-2024 годов, учителя в России будут получать новую зарплату на основе новых правил начисления зарплаты. Она будет зависеть от реулирующих коэффициентов, а также от квалификационного уровня каждого учителя.
Повышение зарплаты учителям с 1 сентября сможет привлечь новых преподавателей на рынок труда, которые будут считать эту профессию более привлекательной. Также это повышение может удержать продвинутых учителей в данной профессии, которые в прошлом искали другие источники дохода.
Повышение базовой заработной платы
Повышение базовой заработной платы является следствием стремления правительства придать большую значимость образованию и привлечь к этой сфере более квалифицированных специалистов. Увеличение зарплаты должно стать стимулом для привлечения талантливых и профессиональных педагогов, а также помочь удержать уже работающих учителей в системе образования.
Повышение базовой заработной платы будет производиться поэтапно и зависеть от опыта работы и квалификации учителя. Таким образом, профессиональные достижения и опыт будут учитываться при определении размера заработной платы каждого педагога.
Важно отметить, что увеличение базовой заработной платы будет применяться ко всем учителям, работающим в общеобразовательных учреждениях, без исключения. Это касается как учителей начальных классов, так и преподавателей старших классов.
Повышение базовой заработной платы имеет целью не только повысить уровень оплаты труда учителей, но и улучшить качество образования в целом. Более достойная зарплата должна способствовать привлечению и удержанию высококвалифицированных специалистов, а также повысить мотивацию учителей к профессиональному росту и самосовершенствованию.
Повышение базовой заработной платы — это одно из ключевых изменений в системе оплаты труда учителей с 1 января 2024 года, которое направлено на повышение престижа профессии учителя и улучшение условий труда для педагогов.
Категория учителя | Размер повышения базовой заработной платы |
---|---|
Учитель начальных классов | 10% |
Учитель средних классов | 15% |
Учитель старших классов | 20% |
Преподаватель предмета с повышенной сложностью | 25% |
Изменения в аттестации учителей в школах
Обновлённые категории учителей:
Молодой специалист — выпускник педагогического вуза без категории.
Учитель, соответствующий должности, — молодой специалист, который проработал в образовательном учреждении три года и удачно прошёл аттестацию.
Учитель-методист — в его обязанности входит разработка новых педагогических технологий, учебных пособий и методичек. Также методист выступает экспертом на семинарах и мастер-классах.
Учитель-наставник — высший уровень квалификации. Наставник консультирует молодых педагогов и студентов, отвечает за работу с педагогическим составом школы.
Аттестация педагогов в 2023 году может быть добровольной и обязательной. Обязательная проверяет соответствие занимаемой должности и проводится раз в пять лет. Кроме того, обязательную аттестацию проходят молодые специалисты после трёх лет работы учителем. Добровольная проводится по инициативе работника и нужна для перехода на более высокую категорию.
Новая аттестация учителей — система оценивания
Новая аттестация учителей будет осуществляться по трёхступенчатой системе оценивания:
1. Письменная работа, в которой проверяются предметные и методические компетенции педагога.
2. Видеозапись урока.
3. Педагогический кейс — учителю будет предложена вымышленная ситуация, и он должен будет рассказать о способах её разрешения.
Помимо этих трех пунктов, оцениваются успеваемость школьников, собственные достижения педагога и условия профессиональной деятельности.
Результативность определяется в баллах. Максимальное число — 100 баллов. Для обязательной аттестации требуется набрать не менее 70.
Государственные информационные системы
С 1 января 2023 года организации основного общего и среднего профессионального образования обязаны использовать только государственные информационные системы в рамках образовательных программ. Для учебных заведений подготовлена ФГИС «Моя школа». Она создана как инструмент в помощь учителю, родителю и ученику и служит дополнением к традиционной системе образования. На платформе размещены учебные симуляторы, электронные дневники и журналы, образовательные ресурсы и другой учебный контент.
Советники по воспитательной работе
В некоторых регионах советники директоров уже работают в экспериментальном порядке, а в этом году они появятся во всех школах, колледжах и училищах.
Занять эту должность может педагог, имеющий опыт воспитательной работы и прошедший переподготовку на базе Международного детского центра «Артек». В обязанности советника по воспитанию входят разработка и реализация программ воспитания в школе, вовлечение учащихся в проекты детских и молодёжных объединений.
Кому купят новые учебники в 2023 году
В соответствии с новым федеральным перечнем учебников, утвержденным Приказом Минпросвещения № 858 и вступившим в действие 12 ноября 2022 года, до сентября текущего года школам в обязательном порядке нужно закупить новые учебники для первоклассников и пятиклассников. Теоретически ученики вторых и шестых классов смогут пользоваться старыми учебниками в следующем учебном году, но есть ли смысл продолжать обучение по старым пособиям, если через год их все равно придется менять! То есть рационально будет заказывать новые учебники и для них. Пока можно не менять учебники школьникам 3-4 классов.
» Не обязательно, но рекомендовано Министерством просвещения обновить учебники для 7 классов по тем предметам, изучение которых начинается (алгебра, геометрия, информатика, физика). Помимо этого в ведомстве считают целесообразным заменить учебную литературу, выпущенную в 2022 году и ранее, по географии для 8-9 классов и по истории России для 10-11 классов.
Таким образом, согласно новому перечню учебников при формировании заказа на 2023-2024 учебный год школе необходимо будет учитывать предельный срок использования учебника по каждому предмету для конкретной параллели. На выходе получается, что общеобразовательным учреждениям придется обновить внушительную часть учебной литературы и значительно потратиться.
Датой утверждения единых федеральных основных общеобразовательных программ Министерством просвещения РФ было обозначено 1 марта 2023 года, но в настоящее время нет никакой информации о том, на какой стадии находится этот процесс. К тому же неизвестно, прошли ли новые программы апробацию и экспертную оценку. Есть опасения, что спешка может привести к ошибкам и недоработкам.
» Неясно также, сделан ли Минпросвещения госзаказ на учебники и пособия, которые планируется использовать с 1 сентября, успеют ли их утвердить и напечатать нужным тиражом к началу нового учебного года.
Руководство школ обеспокоено необходимостью менять большую часть учебных пособий и внушительными тратами, с этим связанными. Помимо этого, единые программы принимаются лишь по некоторым предметам, и учебники появятся только по ним, однако не исключено, что в скором будущем список таких дисциплин пополнится – и это повлечет за собой очередной обмен пособий.
» Многим учителям придется перерабатывать действующие рабочие программы и календарные планы воспитательной работы. Не всех педагогов устраивает и возможная перспектива перераспределения учебных часов.
Ставится под сомнение и плюс нововведений, касающийся простоты перехода учеников из одной в школу в другую – ведь поправки в закон обозначают только нижнюю планку знаний, а свыше этого давать не запрещается. Потому может случиться так, что ребенок с базовым «золотым стандартом» придет в школу, уровень знаний учеников которой выше установленного ФООП, и столкнется с такими же трудностями, как и сейчас.
Изменения в учебном плане и программе
С 1 сентября 2024 года вступают в силу значительные изменения в учебном плане и программе образования. Новый формат обучения направлен на развитие ключевых навыков у учащихся, необходимых для успешной адаптации в современном мире.
Одним из главных изменений является пересмотр учебных предметов. В учебный план вводятся новые дисциплины, которые будут уделять большее внимание развитию критического мышления, коммуникационных навыков, цифровой грамотности и творческого потенциала учащихся.
В рамках нового учебного плана также происходит пересмотр существующих программ. Учебники и методические материалы будут обновлены с учетом современных требований и подходов в образовании. Программы будут более гибкими и адаптированными к потребностям каждого ученика.
Также значительное внимание будет уделяться развитию проектной деятельности и практическим навыкам. Учащимся будет предоставлена возможность участвовать в проектах по выбору, которые будут способствовать развитию их творческого потенциала и применению полученных знаний на практике.
Изменения в учебном плане и программе также затронут оценивание успеваемости учащихся. Вместо традиционных контрольных работ будут проводиться разнообразные формы проверки знаний, включая проектные работы, практические задания и коллективные проекты.
Все эти изменения направлены на создание более современной и гибкой системы обучения, которая будет лучше отвечать потребностям современного общества и обеспечивать высокий уровень подготовки учащихся к жизни и работе в будущем.
Интеграция современных технологий в учебный процесс
С 1 сентября 2024 года в российских школах будет введен новый формат обучения, который предусматривает интеграцию современных технологий в учебный процесс. Это позволит значительно улучшить качество образования и обеспечить более эффективное усвоение учебного материала.
Основными современными технологиями, которые будут внедрены в учебный процесс, являются использование интерактивных досок, электронных учебников и мультимедийных материалов. Интерактивные доски позволят учащимся взаимодействовать и общаться с учителем и другими учениками, а также решать задачи и выполнять упражнения вместе. Это поможет повысить мотивацию и интерес к учебе.
Электронные учебники и мультимедийные материалы предоставят возможность изучать учебный материал в интерактивном формате, с использованием текстов, видео, аудио и графических элементов. С такими материалами ученикам будет легче понимать и запоминать информацию, а также самостоятельно изучать учебный материал в удобное для них время и темпе.
Интеграция современных технологий в учебный процесс также позволит расширить возможности дистанционного обучения. Ученикам будет доступно онлайн-обучение с использованием специальных платформ и программ, которые позволят получать обратную связь от учителя, выполнять задания и тесты, а также общаться с другими учениками и преподавателями удаленно.
Таким образом, интеграция современных технологий в учебный процесс с 1 сентября 2024 года позволит сделать образование более доступным, интересным и эффективным для всех участников учебного процесса – учителей, учеников и их родителей.
Преимущества интеграции современных технологий: | Недостатки интеграции современных технологий: |
Улучшение качества образования | Нужен доступ к компьютерам и интернету |
Повышение мотивации учеников | Требуется обучение учителей |
Интерактивное обучение | Возможность отвлечения на неподходящие материалы |
Повышение зарплаты стажировочным учителям
Стажировочные учителя, как правило, получают меньшую заработную плату по сравнению с опытными преподавателями. Однако, с 2024 года сумма выплат для стажировочных учителей будет увеличена в рамках повышения общего фонда оплаты труда в системе образования. Такое решение принято для привлечения молодых и перспективных специалистов в сферу образования и мотивации карьерного роста в профессии учителя.
- Сумма выплат для стажировочных учителей будет зависеть от длительности стажировки и степени образования. Чем дольше стажировка и выше уровень образования, тем выше будет выплата.
- Помимо повышения зарплаты, стажировочные учителя также получат возможность профессионального обучения и развития, что является важным фактором для приобретения необходимых навыков и опыта в педагогической работе.
- Стажировочные учителя смогут участвовать в специализированных программах и проектах, как на региональном, так и на федеральном уровне. Такие практики позволят им расширить свои знания и навыки, а также поделиться опытом с коллегами из разных регионов страны.
В целом, повышение зарплаты стажировочным учителям является важной стимулирующей мерой, которая способствует улучшению условий труда и повышению престижа этой профессии. Отобранные для стажировки учителя могут быть уверены в том, что их работа и вклад в образование будут по достоинству оценены и вознаграждены.
Премии для педагогов с высокой оценкой труда
В рамках повышения зарплаты учителям с 2024 года, одним из существенных изменений будет введение премий для педагогов с высокой оценкой труда. Такая система мотивации позволит поощрять учителей, которые активно и качественно выполняют свои профессиональные обязанности.
Премии будут предоставляться педагогам, которые достигают высоких результатов в образовательном процессе, получают положительные отзывы от учеников и родителей, принимают активное участие в развитии школы и внедрении инновационных методик обучения.
Величина премии будет зависеть от ряда факторов, включая оценку педагогической деятельности, стаж работы и категорию, а также финансовые возможности школы или образовательного учреждения.
Предполагается, что система премирования будет организована на местном уровне, с учетом специфики каждой школы и региона. Это позволит учителям получать достойное признание за свои профессиональные достижения и мотивировать их на продолжение развития и совершенствования своей педагогической деятельности.
Учителям математики и физики — бонусы
Первый бонус заключается в увеличении базовой ставки заработной платы учителей математики и физики. Это позволит предоставить учителям дополнительный стимул для профессионального развития и повышения качества образования в данных предметных областях.
Кроме того, учителям математики и физики будут доступны дополнительные финансовые поощрения за достижения в своей работе. Такие поощрения будут предоставляться на основе результатов участия учителя в научно-исследовательских и инновационных программах, а также за успешное обучение учащихся на олимпиадах и конкурсах.
Учителям также будут предоставлены возможности для повышения квалификации и профессионального развития в области математики и физики. Будут проводиться специальные тренинги, мастер-классы и семинары, которые помогут учителям улучшить свои навыки преподавания и актуализировать свои знания в сфере научных исследований и инновационных технологий.
В целом, данные бонусы и возможности создадут благоприятную среду для развития учителей математики и физики, повысят престиж и стимулирующий фактор для этих профессий, а также способствуют достижению высоких результатов в образовании.