Выход участника из общественной организации в 2024 году
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Выход участника из общественной организации в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Иногда бывает так, что учредитель некоммерческой организации (НКО) решает покинуть организацию по разным причинам. Такая ситуация может возникнуть не только в обычных организациях, но и в фондах и автономных некоммерческих организациях (АНО).
РАЗМЕР, СРОКИ И ПОРЯДОК ОПЛАТЫ ЮРИДИЧЕСКИХ УСЛУГ
- Стоимость услуг Исполнителя определяется Онлайн-заказе юридических услуг в соответствии с Прайс-листом. Исполнитель вправе самостоятельно вносить изменения в Прайс-лист. Стоимость оплаченных Заказчиком услуг на основании созданного Онлайн-заказа юридических услуг изменению не подлежит. Стоимость услуг Исполнителя не включает НДС в связи с применением Исполнителем упрощенной системы налогообложения.
- Юридическая услуга предоставляется в полном объеме при условии 100% (стопроцентной) предоплаты Заказчиком.
- Оплата юридических услуг производится Заказчиком в российских рублях с использованием банковской карты на веб-сайте Исполнителя после заполнения Онлайн-заказа юридических услуг. Также Заказчик может оплатить услуги Исполнителя с помощью банковской карты в Личном кабинете клиента или иным способом на основании Счета на оплату, размещенного Исполнителем в Личном кабинете клиента.
- Оплата стоимости услуг производится Заказчиком в срок не позднее 3 (трёх) дней с момента создания Заказчиком Онлайн-заказа юридических услуг. По истечении указанного срока Исполнитель вправе внести изменения в стоимость, состав и сроки оказания услуг.
- Услуги считаются оплаченными Заказчиком с момента поступлении всей суммы оплаты на расчетный счет Исполнителя.
- После проведения Заказчиком предоплаты и зачисления денежных средств на расчетный счет Исполнителя настоящий Договор вступает в силу.
- Настоящим Исполнитель и Заказчик (в дальнейшем – Стороны) договорились, что в случае, если на момент прекращения или расторжения Договора стоимость оплаченных услуг превышает стоимость фактически оказанных Исполнителем услуг, то разница между указанными суммами не возвращается, а признается внесенной Заказчиком в счет оплаты (предоплаты) услуг Исполнителя в рамках других (в том числе будущих) договоров. Для возврата указанных денежных средств Заказчик должен направить Исполнителю письменное заявление с указание полных банковских реквизитов расчетного счета.
СРОК ДЕЙСТВИЯ, ИЗМЕНЕНИЕ И РАСТОРЖЕНИЕ ОФЕРТЫ
- Акцепт Оферты Заказчиком в соответствии с п. 1.3. настоящей Оферты, влечет заключение Договора оказания юридических услуг на условиях Оферты (статья 438 Гражданского Кодекса РФ).
- Договор вступает в силу с момента Акцепта Оферты Заказчиком и действует:
- до момента исполнения Сторонами обязательств по Договору, а именно оплаты Заказчиком стоимости Услуг и оказания Исполнителем юридических услуг, акцептированных Заказчиком.
- до момента расторжения Договора.
- Исполнитель оставляет за собой право внести изменения в условия Оферты и/или отозвать Оферту в любой момент по своему усмотрению. В случае внесения Исполнителем изменений в Оферту, такие изменения вступают в силу с момента опубликования, если иной срок вступления изменений в силу не определен дополнительно при их опубликовании.
Пошаговая инструкция выхода учредителя из НКО в 2023 году (Фонд, АНО):
1) Учредитель пожелавший выйти из состава учредителей АНО или Фонда, должен уведомить об этом остальных учредителей, направив на имя руководителя соответствующего юридического лица письмо в произвольной форме о своем намерении. Данное письмо носит исключительно уведомительный характер, так как согласия учредителей не требуется.
2) Далее он в течение 3-х дней, со дня принятия решения о выходе должен направить заявление по форме P-13014 заверенное у Нотариуса в налоговые органы, через 5 рабочих дней, сведения о нем в выписке ЕГРЮЛ должны быть исключены.
Важно: Заявителем в данном случае является именно учредитель, а не руководитель Организации, согласно п. 2.2. ст. 17 Закона о государственной регистрации юридических лиц. И уставных документов Организации при себе иметь не требуется, так как в данном случае учредитель выступает как физическое лицо, а не как юридическое.
Если учредитель является единственным в Организации, то перед тем как выйти из НКО, необходимо возложить свои полномочия на другого учредителя. Т. е. ввести нового учредителя в Организацию, так как юридическое лицо без учредителя оставлять нельзя.
Ввод нового учредителя в НКО отличается от процедуры выхода. Так как уведомить об этом необходимо Минюст, поэтому сроки регистрации могут значительно затянуться.
Для данной процедуры в Минюст необходимо подать следующий пакет документов:
- решение о вводе нового учредителя;
- заявление нового учредителя о намерении войти в состав учредителей;
- заверенное у нотариуса заявление по форме P- 13014.
Кто может быть учредителями АНО и фондов?
Общие требования к составу учредителей содержатся в основном законе, регулирующим деятельность НКО. Дополнительные требования и детализация содержатся в отдельных законах, регламентирующих работу конкретного НКО.
Так, учредить фонд могут граждане и компании. Ограничений по количеству учредителей-физических лиц в фонде нет. Но есть особенности по составу учредителей — юридических лиц. Например, учредить благотворительный фонд не могут государственные, муниципальные, унитарные предприятия, органы местного самоуправления и государственной власти.
На сегодняшний день никаких ограничений в части учредителя фонда иностранцем — нет. Однако, если фонд будет получать иностранное финансирование, то к нему будет применяться Закон об иностранных агентах.
Учредителями АНО также могут быть как граждане, так и компании. Никаких ограничений по количеству и составу участников нет.
По какой причине у НКО нет обязанности уведомлять Минюст о смене участников?
Смена участников осуществляется в соответствии с Федеральным законом №129-ФЗ от 08.08.2001 г. и приказом ФНС РФ от 31.08.2020 г. №ЕД-7-14/617@ (по тексту — Приказ). Налоговики утверждают формы и требования к оформлению документов при регистрации юридических лиц. Так, в п.88 и п.89 Приказа, в котором речь идет о предоставлении сведений об учредителе юридического лица, сделан отсыл к п.43 Приказа. Данный же пункт не предусматривает внесение сведений об учредителях таких НКО в ЕГРЮЛ. Заявление и пакет документов об изменении состава учредителей подается только в отношении учредителей хозяйственного товарищества, ООО, единственного учредителя АО, крестьянского или фермерского хозяйства, хозяйственного партнерства, производственного, жилищного накопительного кооператива, ГУП, МУП, учреждения.
Минюста России от 08.12.2016 N 11-141929/16
Департамент по делам некоммерческих организаций Министерства юстиции Российской Федерации, рассмотрев в рамках компетенции обращение о разъяснении порядка заполнения заявления по форме Р11001 и изменения состава учредителей некоммерческих организаций, сообщает следующее.
Минюст России действует в рамках полномочий, определенных действующим законодательством. В соответствии с Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1313, разъяснение законодательства, практики его применения, включая оказание иной консультативной помощи по запросам граждан и организаций (за исключением вопросов исполнения Минюстом России государственных функций) к компетенции Минюста России не отнесено.
Вместе с тем полагаем возможным сообщить следующее.
Порядок государственной регистрации некоммерческих организаций строго регламентирован действующим законодательством Российской Федерации.
Специальное правовое регулирование порядка государственной регистрации некоммерческих организаций, предусмотренное пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон о государственной регистрации) и иными федеральными законами, в частности Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон о некоммерческих организациях) и Федеральным законом от 19.09.1995 N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее — Закон об общественных объединениях), предполагает особенности такой регистрации.
Следовательно, положения Закона о государственной регистрации и изданных в соответствии с ним нормативных актов, в том числе приказа Федеральной налоговой службы от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, предоставляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств» (далее — приказ ФНС от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@), предусматривающего универсальные формы заявлений, используемых при государственной регистрации всех юридических лиц при государственной регистрации некоммерческих организаций применяются с учетом особенностей специального порядка их регистрации.
Так, перечень документов, необходимых для государственной регистрации некоммерческих организаций и порядок их представления в Минюст России и его территориальные органы предусмотрены статьей 13.1 Закона о некоммерческих организациях, статьей 21 Закона об общественных организациях, а также пунктами 28 и 29 Административного регламента предоставления Минюстом России государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденного приказом Минюста России от 30.12.2011 N 455.
Указанными нормами закреплено, что для государственной регистрации некоммерческих организаций необходимо представление сведений об учредителях, которые указываются в соответствующих приложениях к заявлению, то есть в листах А, Б, В, Г и (или) Д заявления по форме Р11001, утвержденного от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@. Согласно статье 5 Закона о государственной регистрации данные сведения подлежат обязательному внесению в Единый государственный реестр юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ).
Согласно статье 50.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — Гражданский кодекс), статье 13 Закона о некоммерческих организациях учредителем некоммерческой организации является лицо, принявшие решение о ее создании.
Изменение состава лиц, участвующих в принятии решения о создании некоммерческой организации, после государственной регистрации этой организации (то есть после фактической реализации принятого решения) не возможно, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом — статьей 15 Закона о некоммерческих организациях.
При этом положения пункта 2.2 статьи 17 Закона о государственной регистрации также подлежат применению с учетом порядка и случаев изменения учредителей некоммерческих организаций, предусмотренных статьей 15 Закона о некоммерческих организациях и статьей 123.24 Гражданского кодекса Российской Федерации и не подлежат применению ко всем без исключения некоммерческим организациям.
Так, статьей 15 Закона о некоммерческих организациях предусмотрена возможность изменения состава учредителей некоммерческих корпораций, фондов и автономных некоммерческих организаций. Изменение данных сведений возможно в двух случаях: добровольный выход лица из состава учредителей и принятие в состав учредителей новых лиц с согласия других учредителей, то есть по решению, принятому всеми действующими учредителями.
Так, в соответствии с пунктом 3 статьи 15 Закона о некоммерческих организациях, если иное не предусмотрено федеральным законом, учредители некоммерческих корпораций, фондов и автономных некоммерческих организаций вправе выйти из состава их учредителей в любое время без согласия остальных учредителей, направив в соответствии с Законом о государственной регистрации сведения о своем выходе в регистрирующий орган.
Перечисленные положения закона позволяют сделать вывод, что добровольный выход из состава учредителей некоммерческих корпораций, фондов и автономных некоммерческих организаций по отношению к остающимся их учредителям данных организаций носит уведомительный характер.
Порядок оформления решения учредителя о своем выходе из состава учредителей законом не определен. Такое решение может быть оформлено в соответствии с порядком, установленным уставом при соблюдении порядка принятия решений, предусмотренного главой 9.1 Гражданского кодекса. В случае если уставом указанный порядок не предусмотрен, решение оформляется при соблюдении порядка принятия решений, предусмотренного главой 9.1 Гражданского кодекса.
В случае выхода из состава учредителей последнего либо единственного учредителя он обязан до направления сведений о своем выходе передать свои права учредителя другому лицу в соответствии с федеральным законом и уставом.
Порядок оформления передачи прав учредителя от одного лица другому законом также не определен. Такое решение может быть оформлено по аналогии с решением о выходе из состава учредителей.
Для внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о выходе учредителей, лицо, выходящее из состава учредителей, представляет в регистрирующий орган заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ (пункт 2.2 статьи 17 Закона о государственной регистрации).
Под регистрирующим органом, согласно статье 13.1 Закона о некоммерческих организациях, статье 2 Закона о государственной регистрации и постановлению Правительства Российской Федерации от 17.05.2002 N 319 «Об уполномоченном федеральном органе, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей», понимается Федеральная налоговая служба (ее территориальные органы).
Принятие решений по данному вопросу к компетенции территориальных органов Минюста России вышеперечисленными нормами закона не отнесено.
Следовательно, заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ по форме N Р14001, утвержденной приказом ФНС N ММВ-7-6/25@, в части изменения сведений об учредителях в связи с их выходом, подлежит представлению в территориальный орган Федеральной налоговой службы по месту нахождения некоммерческой корпорации, фонда или автономной некоммерческой организации. Заявителем в данном случае выступает лицо, выходящее из состава учредителей (пункт 2.2 статьи 17 Закона о государственной регистрации, абзац первый пункта 3 статьи 15 Закона о некоммерческих организациях). В пункте 1 листа Р заявления заявитель может быть обозначен как лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом (числовое значение «03»).
В соответствии с пунктом 7 статьи 32 Закона о некоммерческих организациях некоммерческие организации обязаны информировать об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Закона о государственной регистрации, к которым в том числе относятся сведения об учредителях юридического лица, в течение трех дней со дня наступления таких изменений.
Процесс и последствия выхода из состава учредителей
В случае выхода из состава учредителей некоммерческой организации (НКО), процесс может быть довольно сложным и требовать выполнения определенных юридических процедур. Кроме того, выход из состава учредителей может иметь некоторые последствия для самой организации и ее деятельности.
Один из основных шагов в процессе выхода из состава учредителей НКО — это оформление соответствующих документов, которые подтверждают решение учредителя о выходе. Это может быть письменное уведомление, протокол решения учредителя или иной юридически значимый документ.
После оформления документов учредителю следует обратиться в налоговый орган для получения информации о необходимости процедуры ликвидации участия в Учредительном договоре (или уставе) и о возможных налоговых последствиях.
Если НКО имеет имущественные активы, то процесс выхода из состава учредителей может включать также передачу доли активов или имущества на другого учредителя или третье лицо. Отдельно следует обратить внимание на вопросы переоформления договоров или контрактов, которые были заключены учредителем от имени организации.
Последствия выхода из состава учредителей могут быть разнообразными. Они могут включать в себя как положительные, так и отрицательные аспекты.
Среди положительных последствий можно отметить возможность прекращения личной ответственности учредителя за обязательства НКО. Это особенно актуально в случае, если НКО имеет долги или иные финансовые обязательства.
Возможные изменения в уставе некоммерческой организации при выходе из состава учредителей
Одним из возможных изменений, которые могут произойти при выходе учредителя из организации, является изменение количества учредителей, указанных в уставе. Если устав организации прописывает конкретное число учредителей и один из них решает выйти из состава, то устав может потребовать внесения изменений.
Также возможны изменения в распределении прав и обязанностей между оставшимися учредителями. Выход одного из учредителей может повлечь за собой перераспределение долей участия в организации и перераспределение ответственности.
При выходе учредителя может возникнуть необходимость изменить процедуры принятия решений в организации. Если ранее устав предусматривал необходимость согласования каждого решения всеми учредителями, то после выхода одного из них может быть решено изменить эту процедуру.
Важно отметить, что изменение устава некоммерческой организации при выходе из состава учредителей требует соблюдения определенных процедур. Необходимо составить и утвердить новую редакцию устава, а также произвести его государственную регистрацию.
Отчетность НКО и особенности деятельности
Основная сложность в ведении учета в НКО — целевое финансирование ее деятельности. Если НКО оказывает платные услуги, прибыль от которых идет на обеспечение основной деятельности, то учет по ней ведется практически также как в обычной организации. А вот поступление, например, от членов СНТ или ассоциации это уже членские взносы и особый порядок учета.
Для целей налогообложения НКО выбирают обычно систему налогообложения попроще — УСН. И отчетности тут минимум (декларация раз в год), и если выбрать режим «доходы», то нет заморочек по учету расходов (с точки зрения налогов, конечно).
Кроме того не забудьте, что за 2020 год бухгалтерская отчетность абсолютно для всех становится электронной, а еще только в электронном виде сдается декларация по НДС и сведения о трудовой деятельности сотрудников СЗВ-ТД (эти данные придется сдавать очень быстро — в течение одного дня после кадрового события).
Расходовать средства по собственному усмотрению нельзя. Есть устав и положения, которые регулируют — на какие цели идут все поступления. Для того, чтобы рассчитать необходимую сумму расходов, требуются сметы. Для получения грантов они также нужны.
Отчетность у НКО обычная, но кроме общепризнанных отчетов придется дополнительно сдавать специальные формы в Минюст. Перед этим надо зарегистрироваться на портале (ничего сложного).
Виды отчетов в Минюст:
- ОН0001 — Отчет о деятельности некоммерческой организации и персональном составе ее руководящих органов
- ОН0002 — Отчет о целях расходования некоммерческой организацией денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников
- ОН0003 — Отчет об объеме денежных средств и иного имущества, полученных общественным объединением от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников, о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании
Из названий в общем понятно о чем отчеты. Вести учет можно в любой бухгалтерской программе, но лучше, если это будет специализированная, уже настроенная под нужды НКО, платформа. Такая есть у SCloud — 1С: Бухгалтерия некоммерческой организации. Она позволяет вести учет целевого финансирования, взносов, составлять сметы и знает как проводить основные средства именно в НКО (есть отличия от стандартного учета).
Кто может стать учредителем НКО
Учредителем может стать только дееспособное и совершеннолетнее лицо. Им может являться и резидент, и нерезидент, и ФЛ, и ЮЛ. Иностранное лицо и лицо без гражданства имеет право на создание НКО, однако существуют некоторые ограничения. В частности, учредителями не могут являться эти лица:
- Иностранное лицо или человек без гражданства, пребывание которых на территории страны нежелательно на основании правовых актов.
- Перечень лиц, оговоренных в пункте 2 статьи 6 ФЗ №115 «О противодействии легализации средств, добытых незаконным путем».
- Объединение или сообщество религиозного характера в том случае, если их работа остановлена на основании статьи 10 ФЗ №114 «Об ограничении экстремизма».
- Лицо, действия которого признаны экстремистскими.
Во всех других случаях ФЛ или ЮЛ могут стать учредителями.
Как выйти из учредителей общественной организации
Общественная организация является одним из видов общественного объединения и деятельность в отношении ее учредителей регулируется законом ФЗ «Об общественных объединениях» и ст. 123.5 ГК РФ, в соответствии с которыми вопросы, связанные с выходом участником из общественного объединения должны быть предусмотрены уставом соответствующей общественной организации.
Уважаемые юристы наша некоммерческая организация создана в форме общественной организации. В настоящее время один из учредителей желает выйти из состава учредителей в связи со сменой места работы, поступает на государственную службу. Какова процедура выхода из учредителей именной общественной организации (другие формы общественных организаций в виде автономной некоммерческой организации и проч. не интересует? Нужно ли смену учредителей регистрировать в Мин.юсте?
Учредители и устав общественной организации
Ключевыми особенностями общественных организаций признаются: фиксированное членство; обязательная выдача членских билетов; уплата членских взносов как ключевого источника формирования финансово-материальной базы деятельности. Именно по признаку обязательного членства общественная организация отличается от некоммерческих структур иных организационных форм, например – общественных движений.
- ее наименовании;
- юридическом адресе;
- территории, на которую распространяется деятельность организации (последние могут быть общероссийскими, региональными, местными);
- целях и предмете деятельности;
- членстве, участии;
- процедуре и основаниях обретения и утраты членства;
- составе, компетенции, сроке полномочий руководящих и ревизионных органов;
- порядке принятия решений;
- перечне вопросов, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством;
- о правах и обязательствах членов (отдельно описывается их ответственность);
- правах общественной организации и ее территориальных органов по управлению активами;
- процедуре внесения изменений в устав;
- порядке распределения имущества, оставшегося после ликвидации организации.
О выходе участника из состава общества говорится в статье 26 закона № 14-ФЗ от 8 февраля 1998 года. Он дает участнику право передать свою долю ООО без согласия других собственников лишь в том случае, если это закреплено в уставе. Поэтому перед тем как выйти из состава учредителей, необходимо обратиться к уставу организации и удостовериться в том, что такое положение в нем есть.
Норма о возможности выхода участника может быть внесена в устав и в момент его составления перед регистрацией ООО в уполномоченном федеральным органом исполнительной власти порядке. Можно внести ее и позже, зарегистрировав изменение в обычном порядке. Для этого проводится общее собрание, на котором должно быть принято единогласное решение по данному вопросу.
Если же в уставе не прописано право на выход из общества, то рассчитывать на подобное участник не сможет. Ему придется искать того, кто захочет выкупить его долю.
Важный момент: в уставе может содержаться запрет на отчуждение доли третьим лицам без согласия других участников. Если такого запрета нет, то можно продать либо подарить долю кому угодно!
Выход участника из состава некоммерческой организации
Автономная некоммерческая организация (АНО) не основана на постоянном членстве. Согласно п. 6 ст. 123.24 Гражданского кодекса РФ выйти из АНО можно по собственному желанию, без предварительного согласия других участников.
Если сведения об участниках содержаться в ЕГРЮЛ, выйти из АНО можно следующим образом:
- член НКО, желающий покинуть общество, отправляет письменное заявление о своем решении почтой или передает документ руководителю АНО;
- заполняется заявление по форме Р14001, а подпись заявителя подлежит удостоверению нотариусом;
- заявление подается в регистрирующий орган по месту нахождения АНО.
Если информация об участниках АНО не внесена в Единый государственный реестр юридических лиц, то покинуть организацию можно в соответствии с процедурой, предусмотренной Уставом. Информация о решении участника выйти из АНО фиксируется протоколом соответствующего собрания или внутренним реестром.
Согласно п. 3 ст. 15 ФЗ «О некоммерческих организациях» любой участник НКО вправе осуществить выход из числа учредителей в любой момент по собственному усмотрению. Согласие других участников для этого не нужно. Выход из состава лиц-учредителей НКО можно осуществить несколькими способами:
- если сведения об учредителях НКО не внесены в ЕГРЮЛ – процедура производится согласно Уставу;
- если сведения внесены в ЕГРЮЛ – подается заявление по форме Р14001.
Выход единственного или последнего действующего учредителя и (или) участника НКО допускается, если назначается лицо, которому передаются права и обязанности учредителя.
Смена учредителей в некоммерческой организации в 2022 году
Учредитель (участник), вышедший из состава учредителей (участников), обязан направить уведомление об этом соответствующему юридическому лицу в день направления сведений о своем выходе из состава учредителей (участников) в регистрирующий орган. Уведомление составляется в свободной форме.
Таким образом, для оформления выхода учредителя НКО из состава учредителя достаточно в большинстве случаев 2 документов: заявления о регистрации изменений в ЕГРЮЛ по форме № Р13014 и уведомления в свободной форме в НКО.
При смене учредителя образовательной АНО потребуется изменение устава АНО, так как указание учредителей в уставе образовательной организации обязательно.
Подготовьте в соответствии с уставом НКО решение (протокол) о принятии нового учредителя и внесении изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ.