Ставка земельного налога 2024 для юридических лиц
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ставка земельного налога 2024 для юридических лиц». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Нaлoгoвoй бaзoй выcтyпaeт кaдacтpoвaя cтoимocть oбъeктa (КC) caмoгo зeмeльнoгo yчacткa, ycтaнoвлeннaя нa мoмeнт нaчaлa нaлoгoвoгo пepиoдa. B cooтвeтcтвии co cт 391 НК PФ, нaлoгoвый пepиoд нaчинaeтcя c пepвoгo янвapя. Cooтвeтcтвeннo, имeннo c этoй дaты и пpoиcxoдит pacчeт зeмeльнoгo нaлoгa нa кoнкpeтный 3У. Cтoит oтмeтить, чтo oцeнкa кaдacтpoвoй cтoимocти пpoиcxoдит c yчeтoм изнoca oбъeктa и динaмики цeн.
Изменения в ставках налога на имущество
Размер налоговой ставки на имущество устанавливают субъекты РФ, однако максимальная ставка ограничена налоговым кодексом и составляет 2,2 %. Если налоговая база объектов недвижимости определяется на основе кадастровой стоимости, то субъекты РФ могут устанавливать ставку налога, которая не превышает 2 %.
Летние поправки затронули п. 1 ст. 380 НК РФ — добавили новое положение, которое устанавливает максимальную ставку налога, исчисляемого по кадастровой стоимости, для объектов недвижимости, принадлежащих личному фонду на праве собственности. Важно отметить, что это правило будет применяться только к объектам недвижимости, таким как жилые помещения, гаражи и машино-места с кадастровой стоимостью менее 300 млн рублей. Субъекты РФ будут вправе устанавливать размер налоговой ставки, который не превышает пороговый уровень — 0,3 %.
Кaк paccчитaть зeмeльный нaлoг в 2024 гoдy
Pacчeт зeмeльнoгo нaлoгa пpoиcxoдит иcxoдя из кaдacтpoвoй cтoимocти yчacткa. Этa cтoимocть ycтaнaвливaeтcя в нaчaлe нaлoгoвoгo пepиoдa — 1 янвapя. КC и cтaвкy oпpeдeляют гocyдapcтвeнныe или мyниципaльныe opгaны.
Cyщecтвyeт cпeциaльнaя фopмyлa pacчeтa зeмeльнoгo нaлoгa:
Cн = KC x Нcт, гдe:
- Cн — cyммa нaлoгooблoжeния;
- КC — кaдacтpoвaя cтoимocть 3У;
- Нcт — нaлoгoвaя cтaвкa нa кoнкpeтнoй тeppитopии в oтнoшeнии кoнкpeтнoй кaтeгopии зeмeльнoгo yчacткa.
Чтoбы oпpeдeлить вeличинy зeмeльнoгo нaлoгa в 2024 гoдy, пoтpeбyeтcя yзнaть КC зeмeльнoгo yчacткa нa 01.01. 2024 гoдa. Этy цифpy (КC) пoнaдoбитcя yмнoжить нa нaлoгoвyю cтaвкy. Oбpaтитe внимaниe, чтo измeнeниe cтaвки вoзмoжнo пpи пepeвoдe зeмли в дpyгyю кaтeгopию пo peшeнию влacтeй.
Изменения в законодательстве, касающиеся уплаты земельного налога, были приняты 31.07.23 отдельными положениями из ФЗ № 389. Все они вступают в силу единовременно, начиная с 1 января.
Какие изменения были утверждены:
- налоговая база на недвижимость будет рассчитываться как доля кадастровой стоимости земельного участка по пропорции конкретной части, если последняя занята жилищным фондом или объектами из числа инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального назначения, хотя изначально не относится к их числу (п. 2 ст. 391 ФЗ № 389);
- размер налогового платежа и аванса формируется по сведениям органов, которые ведут кадастровый учет и занимаются регистрацией прав на недвижимость, а также по иной информации, предоставленной в ФНС по действующему законодательству, юридические лица при этом производят расчет самостоятельно (п. 2 ст. 396 ФЗ № 289);
- исчисление налога на землю, осуществляющееся на основании сведений, предоставленных органами по контролю земельного имущества, производится по новым порядкам (ст. 396 ФЗ № 389).
Юридических лиц также затронут и другие изменения, связанные с работой налоговой. С ними можно ознакомиться отдельно.
Налоговые ставки по земельным участкам
Ставки, применяемые к земельному налогу, определяются правовыми актами муниципальных органов, а также отдельными законами Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя (п. 2 ст. 387 НК). Есть и особые нормативные документы федеральной территории «Сириус». Все ставки, утвержденные местными властями или представителями конкретных городов либо образований, учитывают тип участка и его назначение. При этом они не могут составлять более 0,3 или 1,5 %.
Ставки по земельному налогу дифференцируются по категории земли и имеющемуся разрешению на конкретный тип ее эксплуатации. Если государственные и местные органы не установили точного процента, то юридическому лицу следует определять его самостоятельно. Достаточно выбрать между 0,3 и 1,5 %, опираясь на особенности своего участка, включая его вид и имеющиеся цели использования (п. 1 ст. 394 НК).
Активному внедрению рыночных отношений в нашу жизнь уже 15 лет, а налог на недвижимость все эти годы оставался на уровне, при котором большая часть населения могла его заплатить без ущерба для своего кошелька. Однако, с 2016 года ситуация меняется и ежегодный налог становится ощутим как для граждан, так и для бюджета государства.
Суть новых правил проста — налог будет взыматься исходя из суммы кадастровой, а не инвентаризационной стоимости земельного участка. Новое правило принято с 1 января 2015 года. Рассчитываться по новым правилам налог будет только в 28 субъектах Российской Федерации. Остальные решили пока взимать налог по инвентаризационной стоимости, но с 2020 году на новую форму расчёта перейдёт вся страна.
Налоговая база и ставки
Налогообложение земельных участков осуществляется на основе налоговой базы. Согласно положениям ч. 1 ст. 390 НК РФ налоговой базой по земельному налогу является кадастровая стоимость участка. Особенности определения налоговой базы регламентируются ст. 391 НК РФ, выдержки из которой приводим здесь:
- кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января налогового периода;
- если участок был образован в течение налогового периода, налоговая база определяется, как его кадастровая стоимость на день внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН);
- если земельный участок находится на территории нескольких муниципальных образований, то налоговая база определяется, как сумма долей кадастровой стоимости по каждому муниципальному образованию;
- при изменении кадастровой стоимости она учитывается при определении налоговой базы, начиная с даты внесения изменений в ЕГРН.
Ч. 5 ст. 391 НК РФ определяет льготы по уменьшению налоговой базы для ряда категорий налогоплательщиках-физлиц, о которых расскажем в последнем разделе.
Ставки, применяемые для начисления земельного налога, устанавливаются нормативными актами представительных органов муниципальных образований, законами Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя (ст. 394 НК РФ). При этом данная статья устанавливает ограничения по их максимальным значениям:
- 0,3% для участков земель сельхозназначения, занятых объектами жилищного фонда и инженерной инфраструктуры, не используемых в предпринимательской деятельности, приобретённых (предоставленных) для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
- 1,5% для иных земельных участков.
Льготы по земельному налогу
НК РФ предусматривает для некоторых категорий налогоплательщиков льготы на налог на землю в двух формах:
- уменьшение налогооблагаемой базы;
- полное освобождение от уплаты налога.
Согласно положениям ч. 5 ст. 391 налоговая база может быть уменьшена на величину кадастровой стоимости 600 кв. м налогооблагаемого земельного участка. Такие льготы на земельный налог получают:
- Герои Советского Союза и России, полные кавалеры ордена Славы;
- инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, дети-инвалиды;
- ветераны и инвалиды ВОВ и боевых действий;
- «чернобыльцы» и другие лица, подвергшихся воздействию радиации из-за аварий, ядерных испытаний, учений и иных работ, связанных с ядерными установками, включая ядерное оружие и космическую технику, сбросов радиоактивных отходов;
- пенсионеры также платят меньше;
- имеющие 3-х и более несовершеннолетних детей.
Полностью освобождаются от уплаты земельного налога ряд категорий налогоплательщиков (более 10-ти, ст. 395 НК РФ), в частности:
- учреждения и органы уголовно-исполнительной системы;
- религиозные организации;
- общероссийские общественные организации инвалидов;
- представители коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, а также общины таких народов.
Важные сроки уплаты налога
Земельный налог представляет собой ежегодный платеж, который юридические лица обязаны уплачивать за использование земельных участков. Уплата налога происходит в определенные сроки, которые необходимо соблюдать, чтобы избежать штрафов и санкций.
Главные важные сроки уплаты земельного налога для юридических лиц в 2024 году:
- 1 марта: представление декларации по земельному налогу
- 1 мая: уплата первого платежа (50% от суммы налога)
- 1 ноября: уплата второго платежа (оставшиеся 50% от суммы налога)
Обратите внимание, что налоговые органы принимают во внимание только декларации, представленные до 1 марта. Отсутствие своевременной уплаты налога может повлечь за собой дополнительные проценты и штрафные санкции.
Рекомендации:
- Постарайтесь подготовить и представить декларацию по земельному налогу как можно раньше, чтобы избежать спешки в последние дни.
- Четко следуйте установленным срокам уплаты налога, чтобы избежать наказаний со стороны налоговых органов.
- Если у вас возникли сложности или вопросы, касающиеся уплаты земельного налога, обратитесь за консультацией к специалистам в области налогового законодательства.
Соблюдение указанных важных сроков позволит вам избежать лишних проблем и уплатить земельный налог вовремя.
Оформлением декларации по земельному налогу в 2023 году компаниям заниматься не придется. Закон не требует представлять ее в налоговые органы начиная с отчетности за 2022 год.
Авансы и итоговый налог компания уплачивает по собственным расчетам. А после наступления платежного срока по итогам года следует свериться с налоговиками – они сделают свой вариант расчета и вышлют в ваш адрес.
Существует три способа получения сообщений от контролеров: личное посещение инспекции, по почте или по ТКС. Чтобы изменить способ, контролерам нужно подать заявление.
При выявлении расхождений между самостоятельно вычисленным налогом и данными инспекторов, нужно выяснить причин и оспорить исчисленную инспекторами сумму либо доплатить разницу в бюджет.
Если от отчетности компании теперь избавились, то вопрос о том, когда платить земельный налог в 2023 году, по-прежнему актуален (см. далее).
Срок уплаты земельного налога за 4 квартал 2023
В 2023 году в связи с вводом единого налогового счёта и единого налогового платежа изменились сроки уплаты бюджетных платежей, в т.ч. и по земельному налогу:
- авансовые платежи — не позднее 28-го числа месяца, следующего за отчётным кварталом (за 1 квартал — до 28 апреля, за 2 — до 28 июля, за 3 — до 28 октября);
- годовой платёж — до 28 февраля следующего года.
Что делать, если ФНС прислали неверно рассчитанный земельный налог за 4 квартал 2023
Уведомление приходит по телекоммуникационным каналам связи — через оператора электронного документооборота, либо в личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС России. Его могут отправить по почте, на адрес регистрации организации.
Обязательная электронная отчетность
В рамках измененного Закона № 389-ФЗ о земельном налоге с 2024 года вводится обязательная электронная отчетность для федеральных налогоплательщиков. Это означает, что они должны будут предоставлять отчеты о своей земельной деятельности в электронной форме.
Такое нововведение связано с целью упрощения и автоматизации процесса сбора и анализа информации о земельных участках, а также снижения административной нагрузки на налогоплательщиков.
Обязательная электронная отчетность будет включать в себя следующие данные:
- Кадастровая стоимость земельных участков;
- Количество земельных участков, включая исключенные и добавленные;
- Изменения в правовых и фактических характеристиках участков;
- Информацию о льготах и иных основаниях, влияющих на налог;
- Данные об использовании земельных участков, включая информацию о наличии и амортизации объектов недвижимости на участках;
- Информацию о налогоплательщиках и их правах на землю.
В случае отсутствия изменений исключенные участки не указываются, а количество земельных участков может быть равно одному.
Периодичность предоставления отчетности будет определяться законодательством, но не может быть более одного раза в год.
В случае налоговых споров или судебных разбирательств, электронная отчетность, представленная налогоплательщиком, может служить законным основанием для защиты его прав и интересов.
Упрощение процедуры уплаты налога
Согласно изменениям, внесенным Законом № 389-ФЗ, процедура уплаты земельного налога будет значительно упрощена. Новые правила позволят субъектам РФ более эффективно осуществлять уплату данного налога и упростят взаимоотношения между налогоплательщиками и налоговыми органами.
Наиболее значимыми изменениями в процедуре уплаты земельного налога являются:
- Введение новой формы налогового декларирования. Новая форма декларации устанавливает более простые требования к заполнению и предоставлению данных, что упрощает процесс подачи декларации налогоплательщиками.
- Переход к электронному способу предоставления налоговой декларации. Теперь налогоплательщики могут подавать декларацию в электронной форме через специальные интернет-порталы и сервисы.
- Упрощение процедуры расчета и уплаты налога. Субъектам РФ будет предоставлена возможность самостоятельно рассчитывать сумму налога и осуществлять его уплату без участия налоговых органов.
- Установление единой ставки налога для всех видов земельных участков. Вместо различных ставок налога для земель сельскохозяйственного, промышленного и иного назначения будет установлена единая ставка налога, что сделает процедуру расчета и уплаты налога более прозрачной и предсказуемой для налогоплательщиков.
В целом, упрощение процедуры уплаты земельного налога позволит субъектам РФ более эффективно взаимодействовать с налоговыми органами и снизит административную нагрузку на налогоплательщиков. Это в свою очередь способствует развитию предпринимательской активности, улучшению инвестиционного климата и развитию экономики в целом.
Новые правила земельного налога с 2024 года
С 2024 года вступают в силу новые правила земельного налога, определенные Законом № 389-ФЗ. Этот закон вводит ряд изменений в порядок определения и уплаты земельного налога.
Согласно новым правилам, земельный налог будет исчисляться с учетом различных особенностей земельных участков. Например, для земель сельхозназначения ставка налога может быть повышающей. Такая ставка будет определяться в соответствии с установленным порядком и учитывать особенности использования земли для сельскохозяйственного производства и животноводства.
Также в новом законе определены объекты налогообложения. Земельный налог будет уплачиваться за земельные участки, находящиеся в собственности юридических и физических лиц. При этом, налоговики будут делать учет наличия договоров аренды или иных соглашений по использованию земли.
Одной из особенностей нового закона является возможность получения вычета из земельного налога. Для этого необходимо подать отчетный документ, в котором будет указано использование земли в соответствии с ее назначением. В случае, если такой отчетный документ не будет представлен, налогоплательщик будет обязан уплатить полную сумму налога.
Последние изменения в законодательстве также касаются порядка определения ставки земельного налога для автостоянок и организаций, использующих землю для коммерческих целей. Для этих категорий объектов налогообложения ставка земельного налога будет определяться повышающим коэффициентом.
В целом, новые правила земельного налога, установленные Законом № 389-ФЗ, вводят ряд изменений в порядок определения и уплаты налога. Чтобы избежать переплаты или проблем с налоговыми органами, необходимо внимательно ознакомиться с новыми правилами и правильно рассчитать сумму земельного налога с учетом всех определенных в законе особенностей.