Чем ЧОП отличается от вневедомственной охраны
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Чем ЧОП отличается от вневедомственной охраны». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Ведомственная служба может использовать разнообразные средства для защиты объектов. К примеру, служебных животных, средства экстренной остановки транспорта, стрелковое оружие, дополнительные средства для поимки преступников. Некоторые члены отрядов могут являться юридическими лицами. Впрочем, они продолжают подчиняться министерствам и профильным организациям.
Таблица различий ведомственной и вневедомственной охраны
Отличия | Ведомственная охрана | Вневедомственная охрана |
1. Правовые основы | Действия регулируются ФЗ №77 от 14.04.1999. Подчиняется профильным ведомствам: МВД, МЧС, Минобороны, Минтранспорта и пр. | Структурное подразделение Росгвардии. |
2. Полномочия | Имеет широкие полномочия. Обеспечивает безопасность федеральных органов власти, госкорпораций, юридических лиц, подконтрольных различным министерствам. | Обеспечивает безопасность коммерческих и частных объектов разного назначения и масштаба. Работает на объектах военно-промышленного комплекса. |
3. Структура | Включает учебные центры и профильные отделы министерств и ведомств. | Включает центры оперативного управления, централизованные пункты охраны, строевые спецподразделения. |
4. Вооружение и оснащение | Стрелковое ручное боевое оружие, огнестрельное оружие, гладкоствольное длинноствольное оружие, спецсредства несмертельного действия, дубинки, электрошокеры, наручники, автомобильные заграждения. | Нарезное огнестрельное оружие, дальнобойное оружие, спецсредства нелетального действия, боевая экипировка, спецтранспорт. |
5. Формат оказания услуг | Работает в штате министерств и ведомств. | Работает по договору, как и ЧОПы. Строгий прайс. |
Оплачиваемые услуги вневедомственной охраны
Существует перечень оплачиваемых официальных услуг ведомства, утвержденный руководством ОВО. По состоянию на 2022 год в него входят:
— установка систем защиты с последующим техническим обслуживанием;
— пультовая охрана объекта или имущества;
— сопровождение груза вооруженной группой;
— военизированная защита охраняемого объекта с привлечением патрулей, вооруженных автоматическим оружием;
— охрана промышленных предприятий.
Вневедомственная охрана берет за свои услуги более высокую плату, чем ЧОП. Однако ей нередко отдают предпочтение из-за весомых преимуществ, которых нет у конкурентов. В первую очередь к таковым относятся высокая скорость прибытия на объект при получении сигнала тревоги и возможность использования боевого оружия.
Состав и численность организации
Для обеспечения максимально эффективной охраны вверенных ей объектов ВО Росгвардии четко структурирована на отдельные службы, каждая из которых выполняет исключительно возложенные на нее обязанности, но все вместе они координируются из единого центра, что позволяет добиться максимальной скорости реагирования на возникающую для охраняемых объектов опасность и быстрого задержания преступников.
Структурно ВО ВНГ подразделяется на:
- Главное управление ВО Росгвардии (находится в Москве);
- региональные Управления ВО (УВО) — есть в каждой области страны;
- отделы вневедомственной охраны (ОВО) — организованы во всех крупных и малых городах России.
Какие служебные полномочия предоставляются сотрудникам ОВО
В общем виде полномочия сотрудников УВО и ОВО Росгвардии схожи с правами, предоставляемыми всем служащим ВНГ вышеупомянутым 226-м Законом о Войсках национальной гвардии. Однако существуют и специфические права сотрудников ВО ВНГ, прописанные в отдельных внутренних документах службы (в частности, в Приказе Федеральной службы ВНГ РФ № 35 от 06.02.2019 г.).
Исходя из вышеперечисленных документов, служащие ВО Росгвардии имеют следующие права.
- Общие:
- пресекать административные правонарушения/уголовные преступления везде, где они являются свидетелями подобных противоправных действий;
- требовать от граждан соблюдения общественного порядка;
- проверять их документы и доставлять подозреваемых лиц в ближайшие ОВД МВД, если имеются основания полагать, что эти люди причастны к совершенным преступлениям;
- вскрывать любой автотранспорт для предотвращения преступлений/террористических актов и т. д.
- Полномочия, которыми наделены исключительно сотрудники ВО ВНГ:
- требовать соблюдения пропускного/внутриобъектного режимов на ОО, охраняемых ВО Росгвардии, проверять документы, а также досматривать личные вещи и транспорт граждан, прибывающих на эти объекты;
- в любое время суток беспрепятственно входить на ОО, осматривать их для пресечения преступлений и/или задержания лиц, проникших на них с преступными целями;
- в случае совершения проникновения на ОО посторонних лиц задерживать их (в том числе и с применением табельного оружия). Если это не удалось — документировать обстоятельства случившегося и принимать все меры для сохранности следов преступления до прибытия на место наряда полиции.
Различия в работе ОВО и ЧОП
ОВО |
ЧОП |
|
Правовая основа |
Работа в рамках Федерального Закона №77 от 1999 года. |
Работа в рамках лицензии. |
Сотрудники |
Аттестованные сотрудники силовых структур. |
Охранники, работающие по трудовому договору и имеющие лицензию. |
Права |
ОВО может выполнять функции полиции. Есть право на задержание, возбуждение уголовного дела, досмотр личных вещей и транспорта. |
Ограничены, сотрудники могут только задерживать нарушителей до приезда полиции. Проведение обыска запрещено. |
Структура |
Центры оперативного управления, строевые подразделения, ЦПО (централизованные пункты охраны). |
Определяется уставом компании. |
Услуги в частном секторе |
Монтаж охранных и противопожарных систем, видеонаблюдения и их техобслуживание. Пультовая охрана. Выезд на объект, предотвращение правонарушения и задержание нарушителей. Физическая охрана. Установка спутниковых противоугонных систем и помощь в розыске автомобиля. Мониторинг автопарка. |
Монтаж охранных и противопожарных систем, видеонаблюдения и их техобслуживание. Пультовая охрана. Физическая охрана. Сыскная деятельность. |
Вооружение |
Все виды вооружения, включая автоматическое, специальные средства (наручники, резиновые дубинки, служебные собаки и т. д.). |
Служебное и гражданское, специальные средства. |
Скорость реакции |
Оперативная: ОВО имеет право пользоваться спецтранспортом и проблесковыми маячками, имеет приоритет на дороге. |
Более медленная, так как ЧОП использует стандартный транспорт, не имеет приоритета. |
Прайс |
Гибкий, конкретная сумма зависит от стоимости услуг ОВО в конкретном регионе. |
Гибкий, стоимость работы устанавливает сама организация. |
Задачи и обязанности ВО
Круг задач, решением которых занимаются сотрудники вневедомственной охраны, регламентирован федеральным законом № 226, принятым в 2016 году. В него входят:
— охрана на основе договора объектов, принадлежащих физлицам и юрлицам;
— соблюдение пропускного режима;
— обеспечение безопасности коммуникаций, важных грузов, ВГО, определенных перечнем, который утвержден председателем правительства России;
— проведение работ, мероприятий, оказание услуг по обеспечению сохранности вверенных объектов и имущества в рамках единой технической политики;
— повышение эффективности мер, касающихся защиты имущества, принадлежащего частным лицам, индивидуальным предпринимателям и организациям;
— оперативное реагирование на тревожные сигналы, которые поступают на охранные пульты центральных пунктов наблюдения.
Это то, чем в первую очередь занимаются сотрудники отделов вневедомственной охраны. По решению Главного управления МВД они могут выполнять и другие функции:
— обеспечивать безопасность должностных лиц и рядовых граждан;
— охранять общественный порядок, пресекать правонарушения;
— контролировать соблюдение режимов чрезвычайного или военного положения, введенного на территории РФ/отдельных субъектов федерации;
— противодействовать терроризму, участвовать по распоряжению президента России в контртеррористических операциях.
Общее руководство ОВО осуществляет Главное управление Росгвардии. Отделы вневедомственной охраны могут сотрудничать с полицейскими службами, ФСБ и иными государственными структурами. Совместная работа проходит в рамках межведомственного взаимодействия, при этом сотрудники ВО подчиняются только своим начальникам.
Основные отличия разных типов охраны можно представить в виде таблицы
Ведомственная | Вневедомственная |
Подчиняется своим профильным ведомствам. Является профильным отделом своего ведомства | Подразделение Росгвардии |
Очень широкие полномочия. Может обеспечивать безопасность любых юрлиц и государственных органов, которые подконтрольны соответствующему министерству | Охраняет частные и коммерческие объекты |
Имеет право производить досмотры, задержания, составлять протокол, транспортировать задержанного | Имеет право только задержать человека, чтобы немедленно передать его полиции |
В оснащении – богатый набор боевого вооружения, специальные средства нелетального действия, наручники, заграждения для автотранспорта | В оснащении – нарезное оружие, нелетальные спецсредства |
Осуществляет свою деятельность в составе штата ведомства | Предоставляет услуги на основании заключенного договора |
Отличия сфер деятельности МВД и Росгвардии
После выделения из состава МВД подразделений выраженной силовой направленности (СОБР, ОМОН, ВВ), большая часть функций полиции свелась к следственно-аналитическим действиям, предотвращениям и расследованиям уже совершённых преступлений. В то же время, за полицейскими подразделениями сохраняются функции по борьбе с экстремизмом и поддержанию общественного порядка. Но, с выведением из состава МВД сил быстрого реагирования, эти функции также в значительной степени сводятся к сбору и анализу информации, арестам предполагаемых преступников.
В то же время, значительным отличием является то, что в сферу задач структур Росгвардии не входят розыскная деятельность, направленная на раскрытие уже совершённых преступлений. Следственные функции, после выделения ВНГ, полностью остались в ведении МВД, как и штат специалистов соответствующих управлений и департаментов. Привлекаться к следственно-розыскным действиям росгвардейцы могут лишь для обеспечения безопасности оперативных работников и следователей МВД, прокуратуры, СК РФ, в качестве силового фактора на случай оказания подозреваемыми физического сопротивления.
Сотрудники нацгвардии не имеют также никакого отношения к обеспечению безопасности движения на дорогах общего пользования. Останавливать автотранспорт, проверять документы у водителей и пассажиров они могут только при определённых условиях:
- У нацгвардейцев имеются обоснованные подозрения, что в автомобиле перевозится запрещённый груз – оружие, боеприпасы, наркотики.
- В машине находятся лица, совершившие преступление или правонарушение.
- Для освобождения незаконно удерживаемых лиц, перевозимых в данном автомобиле.
- При пресечении попытки проезда на охраняемый Росгвардией объект, или за оцепленный периметр.
Ведомственная охрана в Российской Федерации
С 1999 года деятельность ведомственной охраны регулируется Федеральным законом от 14 апреля 1999 г. № 77-ФЗ «О ведомственной охране».
Федеральным законом от 14 апреля 1999 года № 77-ФЗ «О ведомственной охране» установлено, что федеральные органы исполнительной власти имеют право создавать только государственную ведомственную охрану. Федеральным законом могут быть установлены имеющие право на создание ведомственной охраны федеральные государственные органы, не являющиеся федеральными органами исполнительной власти, организации(ст. 5).
С 1999 по 2003 г. ведомственные охраны являлись структурными подразделениями министерств. С 2003 года в связи с проводимой административной реформой большинство ведомственных охран были преобразованы в юридические лица, находящиеся в ведении соответствующих федеральных министерств и агентств.
По состоянию на начало 2017 года в России фактически созданы две системы ведомственной охраны: государственная (около 120 тыс. чел., без учета ВО Минобороны России) и негосударственная (более 60 тыс. чел).
Ведомственная охрана имеет широкие полномочия. В частности, должностным лицам государственных специальных подразделений разрешено осуществлять досмотры вещей, транспорта, личные досмотры задержанных, составлять протоколы об административных правонарушениях в случаях и порядке, установленном КоАП. Также специалисты ведомственной охраны уполномочены выполнять иные процессуальные действия, не противоречащие действующему законодательству и находящиеся в рамках компетенций соответствующего подразделения. ВОХР обеспечивает безопасность федеральных органов власти; государственных корпораций; юридических лиц, подконтрольных различным министерствам и ведомствам.
Вневедомственная охрана уполномочена организовывать защиту различных объектов: от промышленных предприятий, административных учреждений, метро и аэропортов до объектов культурного наследия, складов мобилизационного резерва и мест хранения драгметаллов, наркотических веществ, боеприпасов. Также структурные подразделения ОВО охраняют:
- коммерческие объекты;
- квартиры и дома граждан;
- места хранения личного имущества частных лиц;
- объекты различных форм собственности, осуществляющие деятельность в кредитно-финансовом, телекоммуникационном, производственном и транспортном секторах.
Вневедомственная охрана привлечена и к обеспечению безопасности на специализированных объектах военно-промышленного комплекса.
Охраняемые объекты — здания, строения, сооружения, прилегающие к ним территории и акватории, транспортные средства, а также грузы, в том числе при их транспортировке, денежные средства и иное имущество, подлежащие защите от противоправных посягательств.
- Государственная ведомственная охрана федеральных государственных органов осуществляет защиту:
- охраняемых объектов, являющихся государственной собственностью и (или) находящихся в сфере ведения соответствующих федеральных государственных органов;
- охраняемых объектов иных форм собственности, находящихся в сфере ведения соответствующих федеральных государственных органов, в соответствии с заключенными договорами.
- Государственная ведомственная охрана Госкорпорации «Росатом» осуществляет защиту объектов:
- являющихся собственностью Госкорпорации «Росатом» (в том числе закрепленных за её учреждениями на праве оперативного управления);
- являющихся собственностью акционерных обществ (их дочерних обществ) Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»;
- являющихся федеральной собственностью и закрепленных на праве хозяйственного ведения за подведомственными Госкорпорации «Росатом» федеральными государственными унитарными предприятиями;
- Ведомственная охрана Госкорпорации «Роскосмос» осуществляет защиту объектов:
- являющихся собственностью Госкорпорации «Роскосмос» (в том числе закрепленных за её учреждениями на праве оперативного управления);
- являющихся собственностью акционерных обществ (их дочерних хозяйственных обществ) Госкорпорации «Роскосмос»;
- являющихся федеральной собственностью и закрепленных на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за государственными унитарными предприятиями и федеральными государственными учреждениями, в отношении которых Госкорпорации «Роскосмос» осуществляет от имени Российской Федерации права собственника имущества (функции учредителя);
- Негосударственная ведомственная охрана Госкорпорации «Ростех» осуществляет защиту объектов:
- являющихся собственностью Госкорпорации «Ростех»;
- являющихся федеральной собственностью и закрепленных на праве хозяйственного ведения за федеральными государственными унитарными предприятиями, в отношении которых Госкорпорация «Ростех» осуществляет права собственника имущества;
- являющихся собственностью организаций Госкорпорации «Ростех».
- Негосударственная ведомственная охрана ПАО «Газпром» (организации — собственника Единой системы газоснабжения) осуществляет защиту объектов топливно-энергетического комплекса, принадлежащих на праве собственности указанной организации и (или) её дочерним обществам, и продукции, поставляемой по государственному контракту.
- Негосударственная ведомственная охрана ПАО «Транснефть» (осуществляющего управление системой магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, принадлежащих ему и (или) акционерным обществам, более 50 процентов голосующих акций (долей в уставном капитале) которых находится в собственности этого стратегического акционерного общества или его дочерних обществ) осуществляет защиту объектов топливно-энергетического комплекса, принадлежащих на праве собственности указанным организациям, и продукции, поставляемой по государственному контракту.
- Негосударственная ведомственная охрана ПАО «Роснефть» (ведущего деятельность по добыче и переработке углеводородного сырья), осуществляет защиту объектов топливно-энергетического комплекса, принадлежащих на праве собственности указанному стратегическому акционерному обществу и (или) его дочерним обществам, и продукции, поставляемой по государственному контракту.
- Негосударственная ведомственная охрана АК «АЛРОСА» (ПАО) (ведущего деятельность по добыче природных алмазов), осуществляет защиту объектов алмазодобывающей промышленности, принадлежащих на праве собственности указанному стратегическому акционерному обществу и его дочерним обществам.
ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ ВЕДОМСТВЕННАЯ ОХРАНА ОТ ВНЕВЕДОМСТВЕННОЙ ОХРАНЫ
Для ведомственной охраны характерны достаточно широкие полномочия. К примеру, должностным лицам, входящим в структуру данного подразделения, разрешается осматривать вещи, предметы, автомобильную технику, составлять протоколы при нарушении гражданами административного порядка. Также сотрудники имеют возможность выполнять различные действия процессуального характера, которые соответствуют нормам и правилам основ действующего законодательства. В полномочия ВОХР входит охрана различных федеральных органов, корпораций государственного характера, юридических и физических лиц, которые контролируются государственным аппаратом.
В полномочия ВОХР входит охрана объектов. В этом случае речь идет, как о промышленных предприятиях, так и мест, в которых может осуществляться хранение драгоценных металлов, оружия и боеприпасов и многих других важных предметов.
В состав структуры ведомственной охраны входят не только учебные центры, но и отделы профильного характера. Специфические особенности функционирования различных специальных подразделений определяется особенностями, наблюдаемыми в процессе деятельности министерств и ведомств, где организована служба подобного характера.
В структуру ОВО входят следующие элементы:
- Центры, предназначенные для оперативного управления;
- Централизованные пункты, где осуществляется охрана;
- Строевые специальные подразделения, которые предназначены для осуществления охраны при сопровождении грузов;
- Подразделения, основная задача которых заключается в выполнении охранных мероприятий на различных объектах.
Ведомственная охрана – история создания, структура, задачи
9. Охрана объектов осуществляется подразделениями вневедомственной охраны в соответствии с условиями договора (государственного контракта) охраны объектов.
10. При охране объекта подразделением вневедомственной охраны с учетом вида охраны дополнительно разрабатываются:
план-схема охраняемого объекта с указанием границ занимаемой им территории, обозначением зданий (сооружений, помещений) и постов охраны объектов;
поэтажный план охраняемого объекта;
список смонтированного оборудования и ТСО на охраняемом объекте;
схема блокировки с указанием рубежей защиты и типов применяемого оборудования и ТСО;
дислокация постов и маршрутов патрулирования по охране объекта (приложение N 2 к настоящим Правилам).
11. Пропускной и внутриобъектовый режимы на объекте осуществляются подразделением вневедомственной охраны по согласованию с заявителем.
Постановление правительства №587 от 14.08.1992 определяет перечень объектов, которые не подлежат государственной защите. Эти объекты запрещено охранять ЧОПам.
Если такой объект включен в Перечень №514 или 928-р, закупайте охранные услуги у Росгвардии или у своей ведомственной охранной организации по п. 6 ч. 1 ст. 93 ФЗ №44-ФЗ. А вот, например, заключение договора по п. 6 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ с Росгвардией и СОШ или детским садом невозможно, т.к. эти объекты не включены в распоряжение №928-р.
Если ведомственная охрана не создана или объект не включен в Перечни №514 и 928-р, придется проводить конкурентную закупку или заключать контракт с единственным поставщиком по иным основаниям.
Перечень возможных способов закупки в таблице:
Способ закупки | В каких случаях применять | Дополнительные особенности |
---|---|---|
Электронный аукцион |
При любой НМЦ. Единственный критерий выбора победителя — цена |
Для охраны объектов образовательных и научных организаций устанавливаются дополнительные требования к участникам |
Открытый конкурс в электронной форме |
При любой НМЦ. Критерии выбора победителя: стоимостные и нестоимостные по постановлению правительства №1085 от 28.11.2013 |
Не проводится для охраны объектов образовательных и научных организаций |
Открытый конкурс с ограниченным участием в электронной форме |
При любой НМЦ. Критерии выбора победителя: стоимостные и нестоимостные по постановлению правительства №1085 от 28.11.2013. Устанавливаются дополнительные требования к участникам по постановлению правительства №99 от 04.02.2015 |
Проводится исключительно для охраны объектов образовательных и научных организаций |
Запрос котировок в электронной форме |
НМЦК не превышает 500 000 рублей. Сумма всех закупок не превышает 10% СГОЗ и 100 000 000 рублей |
Не проводится для охраны объектов образовательных и научных организаций |
Закупка у единственного поставщика по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона №44-ФЗ |
Цена контракта не превышает 600 000 рублей. Сумма всех закупок не превышает 2 000 000 рублей или 10% СГОЗ и 50 000 000 рублей |
|
Закупка у единственного поставщика по п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона №44-ФЗ |
Цена контракта не превышает 600 000 рублей. Сумма всех закупок не превышает 5 000 000 рублей или 50% СГОЗ и 30 000 000 рублей |
Применяется только отдельными категориями заказчиков, указанными в п. 5 (учреждения культуры, образования, науки, спорта и т.п.) |
Закупка у единственного поставщика по п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона №44-ФЗ |
При любой цене контракта. Единственный поставщик Росгвардия (по Перечню №928-р) или собственная ведомственная охрана (по Постановлению №514) |
Обязательно уведомление контрольного органа |
Определение НМЦ производится методом сопоставимых рыночных цен. Исключение — услуги Росгвардии; цена услуг охраны ВНГ подлежит госрегулированию. Правила установления тарифов определены в постановлении правительства №1303 от 06.12.2016.
Росгвардия хочет устанавливать цены охранных услуг по госзаказу. Постановлением №645 от 08.05.2020 правительство уполномочило Росгвардию определять НМЦ на все услуги по согласованию с Минфином. Сам порядок пока не утвержден.
Шаг 1. Установите требования к участникам по п. 1 ч. 1 с. 31 ФЗ № 44-ФЗ. При закупке услуг ЧОПа потребуйте наличие лицензии на частную (охранную) деятельность. Пропишите необходимые виды деятельности согласно ст. 3 закона №2487-1 от 11.03.1992. Для объектов, включенных в Перечень №587, установите требование: участник не является ЧОПом.
Как закупать охранные услуги: пошаговая инструкция
В соответствии со статьей 9 Федерального закона «О ведомственной охране» работники ведомственной охраны при исполнении должностных обязанностей имеют право на использование специальных средств и служебного огнестрельного оружия. Виды, типы и модели служебного огнестрельного оружия, патронов к нему, а также нормы обеспечения ими работников ведомственной охраны определяются Правительством Российской Федерации. Оборот служебного огнестрельного оружия, боевого ручного стрелкового оружия, патронов и боеприпасов к нему осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об оружии. При этом в силу статьи 1 Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» под оборотом оружия понимается, в том числе, и его передача, приобретение, учёт, хранение, ношение, перевозка, транспортирование, использование, изъятие и уничтожение. На основании статей 4 и 12 Федерального закона «Об оружии» ведомственные охраны, созданные в виде юридических лиц, а также государственные учреждения Росрезерва, являются юридическими лицами с особыми уставными задачами, которые могут получать в органах внутренних дел боевое ручное стрелковое оружие для исполнения возложенных на них федеральным законом обязанностей по охране особо важных объектов, а также при транспортировании особо опасных грузов, оружия, боеприпасов и др.
Охраняемые объекты — здания, строения, сооружения, прилегающие к ним территории и акватории, транспортные средства, а также грузы, в том числе при их транспортировке, денежные средства и иное имущество, подлежащие защите от противоправных посягательств.
- Государственная ведомственная охрана федеральных государственных органов осуществляет защиту:
- охраняемых объектов, являющихся государственной собственностью и (или) находящихся в сфере ведения соответствующих федеральных государственных органов;
- охраняемых объектов иных форм собственности, находящихся в сфере ведения соответствующих федеральных государственных органов, в соответствии с заключенными договорами.
- Государственная ведомственная охрана Госкорпорации «Росатом» осуществляет защиту объектов:
- являющихся собственностью Госкорпорации «Росатом» (в том числе закрепленных за её учреждениями на праве оперативного управления);
- являющихся собственностью акционерных обществ (их дочерних обществ) Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»;
- являющихся федеральной собственностью и закрепленных на праве хозяйственного ведения за подведомственными Госкорпорации «Росатом» федеральными государственными унитарными предприятиями;
- Ведомственная охрана Госкорпорации «Роскосмос» осуществляет защиту объектов:
- являющихся собственностью Госкорпорации «Роскосмос» (в том числе закрепленных за её учреждениями на праве оперативного управления);
- являющихся собственностью акционерных обществ (их дочерних хозяйственных обществ) Госкорпорации «Роскосмос»;
- являющихся федеральной собственностью и закрепленных на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за государственными унитарными предприятиями и федеральными государственными учреждениями, в отношении которых Госкорпорации «Роскосмос» осуществляет от имени Российской Федерации права собственника имущества (функции учредителя);
- Негосударственная ведомственная охрана Госкорпорации «Ростех» осуществляет защиту объектов:
- являющихся собственностью Госкорпорации «Ростех»;
- являющихся федеральной собственностью и закрепленных на праве хозяйственного ведения за федеральными государственными унитарными предприятиями, в отношении которых Госкорпорация «Ростех» осуществляет права собственника имущества;
- являющихся собственностью организаций Госкорпорации «Ростех».
- Негосударственная ведомственная охрана ПАО «Газпром» (организации — собственника Единой системы газоснабжения) осуществляет защиту объектов топливно-энергетического комплекса, принадлежащих на праве собственности указанной организации и (или) её дочерним обществам, и продукции, поставляемой по государственному контракту.
- Негосударственная ведомственная охрана ПАО «Транснефть» (осуществляющего управление системой магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, принадлежащих ему и (или) акционерным обществам, более 50 процентов голосующих акций (долей в уставном капитале) которых находится в собственности этого стратегического акционерного общества или его дочерних обществ) осуществляет защиту объектов топливно-энергетического комплекса, принадлежащих на праве собственности указанным организациям, и продукции, поставляемой по государственному контракту.
- Негосударственная ведомственная охрана ПАО «Роснефть» (ведущего деятельность по добыче и переработке углеводородного сырья), осуществляет защиту объектов топливно-энергетического комплекса, принадлежащих на праве собственности указанному стратегическому акционерному обществу и (или) его дочерним обществам, и продукции, поставляемой по государственному контракту.
- Негосударственная ведомственная охрана АК «АЛРОСА» (ПАО) (ведущего деятельность по добыче природных алмазов), осуществляет защиту объектов алмазодобывающей промышленности, принадлежащих на праве собственности указанному стратегическому акционерному обществу и его дочерним обществам.
Перечень охраняемых объектов определяется имеющими право на создание ведомственной охраны федеральными государственными органами и организациями и утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Летом 2009 года у Министра обороны А.Э. Сердюкова рассматривался вопрос создания ОАО «Оборонохрана» в виде управляющей компании с целью привлечения частных охранных организаций для охраны объектов Министерства обороны Российской Федерации (Минобороны России). Рабочая группа представила полный пакет документов для создания указанного ОАО. В марте 2010 года Министр обороны принял решение отказаться от охраны объектов силами частных охранных организаций из-за их слабой вооруженности. Было предложено создать ОАО «Оборонохрана» в виде самостоятельной охранной структуры.
Министр обороны рассмотрел представленные документы по созданию стратегического ОАО «Оборонохрана» и поручил согласовать их с ведомствами Минобороны России. В начале мая 2010 года было предложено создать военную полицию и передать ей охрану объектов.
Что такое вневедомственная охрана
Вневедомственная охрана занимается обеспечением безопасности вверенных ей объектов разных форм собственности (частных, государственных, муниципальных). Подразделение защищает граждан и их имущество.
Сотрудники ОВО занимаются не только защитой объектов собственности, но и профилактикой преступлений. Официальный статус к полицейским не приравнен. Полномочий у работников МВД больше. Однако вневедомственные охранники Росгвардии имеют более высокий правовой статус, чем работники ЧОПов. В этом заключаются основные отличия структуры от частных охранных фирм.
Название организации сложилось от структуры работы. Работники вневедомственной охраны не входят в штат фирм и концернов, имущество которых защищают от посягательств. Руководителям этих компаний они не подчиняются. Организация имеет отдельное руководство.
Ведомственная охрана – история создания, структура, задачи
Министерства, использующие такую структуру:
- транспорта;
- обороны;
- по ЧС;
- финансов.
Охраной также пользуются 2 Федеральных агентства:
- по ЖД;
- Росрезерв.
Остальные органы власти не включены в перечень структур, которым разрешено иметь ведомственную охрану. В 2015 г. правом на создание защиты хотели наделить и Министерство образования, но инициативу остановили.
К таким предприятиям относятся:
- «Роснефть»;
- «Газпром»;
- «Транснефть»;
- «АЛРОСА»;
- ЦБ РФ;
- «Росатом»;
- «Роскосмос»;
- «Ростех».
Часть из них в ходе приватизации, начатой в 2017 году, может отойти под контроль Росгвардии.
В нее входят:
- полиция;
- ЦОУ или центры оперативного управления;
- специальные строевые подразделения;
- ПЦО или пункты централизованной охраны.
Вся система в совокупности является подразделением Росгвардии.