Статья 318 УК РФ. Применение насилия в отношении представителя власти

17.07.2023 0

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 318 УК РФ. Применение насилия в отношении представителя власти». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


ПРЕДСТАВИ́ТЕЛЬ ВЛА́СТИ, в за­ко­но­да­тель­ст­ве и юри­ди­че­ской нау­ке обоб­щаю­щее по­ня­тие, вклю­чаю­щее долж­но­ст­ных лиц, ко­то­рые осу­ще­ст­в­ля­ют пуб­лич­ную власть. В Рос­сии и за­ру­беж­ных стра­нах пуб­лич­ная власть реа­ли­зу­ет­ся разл. ор­га­на­ми и долж­но­ст­ны­ми ли­ца­ми го­су­дар­ст­ва как гос. власть, она реа­ли­зу­ет­ся ор­га­на­ми и долж­но­ст­ны­ми ли­ца­ми субъ­ек­тов фе­де­ра­ций, тер­ри­то­ри­аль­ных ав­то­ном­ных об­ра­зо­ва­ний, му­ни­ци­паль­ных об­ра­зо­ва­ний как их пуб­лич­ная власть (в пре­де­лах пред­ме­тов ве­де­ния и пол­но­мо­чий, пре­дос­тав­лен­ных кон­сти­ту­ци­ей го­су­дар­ст­ва), но в це­лом это еди­ная сис­те­ма пуб­лич­ной вла­сти на­ро­да (в Рос­сии – мно­го­на­цио­наль­но­го рос. на­ро­да). П. в. на­де­ля­ет­ся осо­бы­ми пол­но­мо­чия­ми, ко­то­рые вклю­ча­ют не толь­ко пра­ва, но его обя­зан­но­сти дей­ст­во­вать в го­су­дар­ст­ве в це­лом и в его пуб­лич­но-пра­во­вых об­ра­зо­ва­ни­ях в ко­неч­ном счё­те в ин­те­ре­сах об­ще­го бла­га на­ро­да (в Рос­сии – мно­го­на­цио­наль­но­го рос. на­ро­да).

Примечание к статье 285

Должностные лица – лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, ОМСУ, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях.

Признаки должностных лиц подразделяются на несколько групп (признаки из нескольких групп должны быть в совокупности):

1) по характеру выполняемых функций. Можно выделить 3 категории лиц, которых закон относит к должностным (одно лицо может выполнять несколько функций, в некоторых случаях все 3):

а) Лицо осуществляющее функции представителя власти (понятие представителя власти дано в УК в примечании к статье 318)

Представитель власти – должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости.

Властные полномочия – право должностного лица в пределах своей компетенции давать указания, либо принимать решения обязательные для исполнения гражданами, организациями, не зависимо от их ведомственной принадлежности.

К представителям власти относятся:

· представители законодательной власти,

· представители исполнительной власти,

· представители судебной власти.

Круг обязанностей и ответственность

Полномочные представители власти выполняют работу, которая предусмотрена должностной инструкцией. Она зависит от правоотношений и отрасли, в которой они трудятся. К ним принадлежат:

  • сотрудники МВД;
  • представители УИС, МЧС, таможенных служб;
  • персонал прокуратуры, ФСБ, СВР, ФССП;
  • работники фискальных органов;
  • депутаты;
  • военные при исполнении обязанностей по обеспечению безопасности государства.

Муниципалитеты, их главы, решают вопросы местного уровня с полномочиями, которые определяет устав и Федеральный закон № 131 статьей 36. За ненадлежащее выполнение функций представители власти несут ответственность публичную и правовую:

  • дисциплинарную;
  • административную;
  • гражданско-правовую;
  • уголовную.

За неисполнение обязательств перед населением, выбравшим граждан на высокий пост, последует публичное порицание.

ПРЕДСТАВИ́ТЕЛЬ ВЛА́СТИ

Ин­сти­тут П. в. в це­ло­ст­ном ви­де нор­ма­ми к.-л. од­ной от­рас­ли пра­ва не оп­ре­де­лён, его эле­мен­ты уре­гу­ли­ро­ва­ны час­тич­но в раз­ных от­рас­лях пра­ва – кон­сти­ту­ци­он­ном (напр., по от­но­ше­нию к де­пу­та­там), ад­ми­ни­ст­ра­тив­ном (ре­гу­ли­ру­ет­ся пра­во­вое по­ло­же­ние гос. слу­жа­щих), уго­лов­ном (П. в. – объ­ект по­вы­шен­ной уго­лов­но-пра­во­вой ох­ра­ны) и др. Для обо­зна­че­ния кон­крет­но­го П. в. в Рос­сии ис­поль­зу­ет­ся са­мая раз­ная тер­ми­но­ло­гия (от «гла­ва го­су­дар­ст­ва» до «по­ли­цей­ский»), в за­ру­беж­ных стра­нах в ка­че­ст­ве об­ще­го тер­ми­на при­ме­ня­ют­ся по­ня­тия «субъ­ект пуб­лич­ной вла­сти», «пуб­лич­ный агент», «офи­ци­ал» и др.

За­ко­но­дат. оп­ре­де­ле­ние П. в. в Рос­сии име­ет­ся в уго­лов­ном пра­ве (в осн. при­ме­ни­тель­но к этой от­рас­ли пра­ва): это долж­но­ст­ное ли­цо пра­во­ох­ра­ни­тель­но­го или кон­тро­ли­рую­ще­го ор­га­на, а так­же иное долж­но­ст­ное ли­цо, на­де­лён­ное в ус­та­нов­лен­ном за­ко­ном по­ряд­ке рас­по­ря­ди­тель­ны­ми пол­но­мо­чия­ми в от­но­ше­нии лиц, не на­хо­дя­щих­ся от не­го в слу­жеб­ной за­ви­си­мо­сти. В со­во­куп­но­сти др. от­рас­лей пра­ва по­ня­тие «П. в.» яв­ля­ет­ся бо­лее ши­ро­ким, в ка­че­ст­ве долж­но­ст­ных лиц (и, сле­до­ва­тель­но, П. в.) рас­смат­р­и­ва­ют­ся так­же де­пу­та­ты пред­ста­вит. ор­га­нов (ко­то­рые в ин­ди­ви­ду­аль­ном ка­че­ст­ве не име­ют рас­по­ря­ди­тель­ных пол­но­мо­чий в от­но­ше­нии лиц, не на­хо­дя­щих­ся от них в слу­жеб­ной за­ви­си­мо­сти, од­нако де­пу­та­ты – чле­ны кол­ле­ги­аль­но­го ор­га­на, ко­то­рый при­ни­ма­ет обя­зат. ре­ше­ния наи­боль­шей юри­дич. си­лы для дан­ной тер­ри­то­рии). П. в. – су­дьи, ко­то­рые в осо­бой про­цес­су­аль­ной фор­ме ре­ша­ют во­про­сы в от­но­ше­нии уча­ст­ни­ков су­до­про­из­вод­ст­ва, про­ку­ро­ры, от име­ни го­су­дар­ст­ва под­дер­жи­ваю­щие об­ви­не­ние в су­де, по­слы в иностр. го­су­дар­ст­вах, дей­ст­вую­щие от име­ни сво­его го­су­дар­ст­ва, гос. слу­жа­щие, имею­щие дис­кре­ци­он­ные пол­но­мо­чия при­ни­мать ре­ше­ния по от­но­ше­нию к не под­чи­нён­ным им ли­цам в пре­де­лах за­ко­на (напр., на­зна­че­ние пен­сии в оп­ре­де­лён­ном раз­ме­ре), по­лицей­ские и т. д. У ка­ж­до­го ви­да П. в. свои функ­ции и пол­но­мо­чия. Все они осу­ще­ст­в­ля­ют час­тич­ные функ­ции П. в. в со­от­вет­ст­вии с их за­да­ча­ми и пол­но­мо­чия­ми.

Уни­вер­саль­ный пред­ста­ви­тель гос. вла­сти – гла­ва го­су­дар­ст­ва. Он пред­став­ля­ет го­су­дар­ст­во внут­ри стра­ны и в ме­ж­ду­нар. от­но­ше­ни­ях. На уров­не субъ­ек­та фе­де­ра­ции уни­вер­саль­ный пред­ста­ви­тель пуб­лич­ной вла­сти субъ­ек­та фе­де­ра­ции – его гла­ва (в Рос­сии – гла­ва рес­пуб­ли­ки в со­ста­ве РФ, гу­бер­на­тор, мэр; в за­ру­беж­ных стра­нах – гла­вы тер­ри­то­ри­аль­ных адм. об­ра­зо­ва­ний, мэ­ры на уров­не му­ни­ци­паль­ных об­ра­зо­ва­ний).

Круг обязанностей и ответственность

Полномочные представители власти выполняют работу, которая предусмотрена должностной инструкцией. Она зависит от правоотношений и отрасли, в которой они трудятся. К ним принадлежат:

  • сотрудники МВД;
  • представители УИС, МЧС, таможенных служб;
  • персонал прокуратуры, ФСБ, СВР, ФССП;
  • работники фискальных органов;
  • депутаты;
  • военные при исполнении обязанностей по обеспечению безопасности государства.

Муниципалитеты, их главы, решают вопросы местного уровня с полномочиями, которые определяет устав и Федеральный закон № 131 статьей 36. За ненадлежащее выполнение функций представители власти несут ответственность публичную и правовую:

  • дисциплинарную;
  • административную;
  • гражданско-правовую;
  • уголовную.
Читайте также:  Судебная практика по страховым делам

За неисполнение обязательств перед населением, выбравшим граждан на высокий пост, последует публичное порицание.

Верховенство политики

Первым признаком принудительных властных органов является наличие у них силовых структур. Они контролируют население, применяя физическую силу, но для политологов интересно становление политической власти и ее вожаков или главенствующих представителей, способных повести за собой массы. Политики управляют страной с условием:

  • суверенитета;
  • верховенства;
  • неделимости;
  • легальности.

Власть не делится по определению между различными социальными группами и партиями. Даже при двоевластии, существование структур в истории зафиксирован под кратким периодом. Подобное правление заканчивается гражданскими войнами или передачей власти мирным способом. Сила политики зависит от ее представителей, их умения сплотить народ. Под легальностью следует понимать использование сил в одном государстве. Выполнение решений в обязательном порядке, проникновение в общественную деятельность — все эти качества присущи верховенству. Властью политиков:

  • сокращаются мощные корпорации;
  • замолкают смелые публикации в СМИ;
  • закрываются учреждения.

Должностное лицо под прикрытием политической власти может обращаться к обществу от его же имени, указывать на стремления и национальный интерес, выражая свои намерения.

Властные органы многолики и многофункциональны, все они обладают разными сырьевыми источниками для добротного существования на благо народа. У политической власти в образе их представителей находятся в полном распоряжении ресурсы:

  • принуждения;
  • экономики;
  • социальные;
  • культуры и информации.

Если один из перечисленных критериев у власти отсутствует, наступит безвластие и развал государственности. Господство власти возможно под надежным руководством, устойчивым управлением, строгим контролем.

Проблемы пенализации и уголовной ответственности за преступления, связанные с посягательством на здоровье, личную неприкосновенность, честь и достоинство представителя власти

Неотъемлемой частью и логическим продолжением уголовно-правового исследования общественно опасных посягательств на здоровье, личную неприкосновенность, честь и достоинство представителя власти является рассмотрение вопросов квалификации данных уголовно-правовых деяний и их отграничения от смежных составов преступлений.

Известно, что противодействие преступлениям осуществляется в рамках проводимой государством уголовной политики, одними из основных форм (этапов) реализации которой выделяются правотворческая и правоприменительная деятельность1. При этом сложно поставить под сомнение и тезис о том, что двумя основными направлениями повышения эффективности мер уголовно-правового противодействия преступлениям являются совершенствование уголовного закона и практики его применения. Не являются исключением в этом плане и изучаемые нами преступления против здоровья, личной неприкосновенности, чести и достоинства представителя власти (ст. 318, 319 УК РФ). В этой связи с учётом результатов исследования юридических признаков таких составов преступлений, как применение насилия в отношении представителя власти (ст. 318 УК РФ) и оскорбление представителя власти (ст. 319 УК РФ), представляется целесообразным остановиться на проблемах разработки путей улучшения качества применения соответствующих уголовно-правовых норм и их юридического конструирования.

Анализ материалов уголовных дел показал, что наиболее актуальной в контексте применения норм об уголовной ответственности за применение насилия в отношении представителя власти (ст. 318 УК РФ) и его оскорбления (ст. 319 УК РФ) является проблема разграничения названных преступлений от иных общественно опасных деяний.

Вопросы разграничения преступления, предусмотренного ст. 318 УК РФ, с общими нормами об ответственности за причинение вреда здоровью человека, побои, угрозу убийством или причинением тяжкого вреда здоровью (ст. 111, 112, 115, 116 и ст. 119 УК РФ) были раскрыты нами в ходе исследования признаков составов данных преступлений.

Для преступления, предусмотренного ст. 319 УК РФ, общей нормы в настоящее время нет1, поскольку, как мы отмечали ранее, ст. 130 УК РФ, предусматривавшая ответственность за оскорбление, декриминализована2. Выше мы отмечали, что ст. 318 УК РФ сконструирована законодателем по сути как специальная уголовно-правовая норма по отношению к названным преступлениям. Специальная уголовно-правовая норма помимо признаков общей нормы включает дополнительные, специальные признаки деяния .

Вместе с тем, как справедливо заметил В.Н. Кудрявцев, «процесс образования специальных норм связан не только с тем, что из какой-либо общей нормы выделяются конкретные случаи. Он может быть и более сложен. Зачастую, вновь образуемая специальная норма приобретает дополнительные признаки, характеризующие данный вид преступления гораздо полнее, чем общая норма, так что этот новый состав весьма существенно выходит за её пределы»1. Именно такой «сложной» формой конкуренции по отношению к соответствующим общеуголовным преступлениям и характеризуется уголовно-правовая норма, регламентированная ст. 318 УК РФ, поскольку она, например, существенно отличается по конструкции от объективной стороны.

Оскорбление власти в интернете

Интернет, в том числе социальные сети, активно используются для обсуждения тех или иных решений и действий органов власти и её конкретных представителей. Сетевые ресурсы наполнены множеством разнообразных мнений, в том числе содержащих явные признаки критического отношения и неуважения к власти. Мы полагаем, что термин «неуважение» не тождественен термину «оскорбление», поскольку неуважение может проявляться и в «приличной» форме.

Оскорбление представителя власти в интернете является публичным и подпадает под действие ст. 319 УК РФ, поскольку сетевые ресурсы, как правило, открыты для свободного доступа. Варианты наказаний за оскорбление власти и президента в соцсетях идентичны описанным выше.

Также обращаем внимание читателей на то, что в 2019 году в закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации…» добавлена статья 15.1-1. Ч. 1 этой статьи предписывает Роскомнадзору в случае обнаружения в интернете материалов, выражающих в неприличной форме явное неуважение к органам, осуществляющим государственную власть в РФ, принимать меры по их удалению либо по блокировке ресурсов в случае отказа от их удаления.

Общая характеристика системы исполнительной власти

На законодательную власть возлагается задача принимать законы, которые будут обязательны для выполнения на всей территории страны.

А вот исполнительная власть существует для того, чтобы эти законы выполнялись на практике.

Сюда относится и осуществление контроля соблюдения этих законом в государстве.

Если принимаемые законы по своей сути являются инструментов, позволяющим населению удовлетворять свои нужды и интересы, то исполнительная власть занимается тем, чтобы эти инструменты были правильно применены и использованы.

Это совсем не означает, что органы исполнительной власти не могут по собственной инициативе выдавать распоряжения в виде нормативно-правовых актов.

Для реализации требований, которые изложены в законах, эти органы имеют право действовать по собственной инициативе в пределах отведенной им компетенции.

Читайте также:  Как получить пенсионные накопления умершего?

Они вправе вдаваться до административного принуждения, принуждать к выполнению каких-либо действий.

То есть, исполнительная власть представляет собой деятельность, направленную на управление страной и ее обществом, осуществляется специальными государственными властными органами, действует в пределах предоставленной законодательством компетенции, осуществляя специальные функции, и которая находится под контролем других ветвей власти.

Что касается последнего, то в этом и состоит принцип разделения власти.

Между собой эти ветви не находятся в иерархическом подчинении, но осуществляют контроль друг за другом.

Уполномоченный представитель: частный случай

Отдельно можно остановиться на ответственности уполномоченного представителя (ст.29 НК РФ). Упомянутое лицо не является субъектом государственной власти, поскольку им не может быть сотрудник налогового или таможенного органа, отдела внутренних дел, суда или прокуратуры.

Налоговым (уполномоченным) представителем может выступать физическое или юридическое лицо, исполняющее возложенные функции на основании доверенности. Поскольку представитель действует от имени субъекта налогообложения, то это приравнивается к действию/бездействию физического или юридического лица. Правовая коллизия в том, что ответственности для налоговых представителей не предусмотрена. При несоблюдении закона вина ложится на налогоплательщика (постановление пленума ВАС РФ от 30.07.2013 №57).

Взаимоотношение доверенного лица и доверителя регулируется положениями гражданского или трудового законодательства.

Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа

Преступления против лиц, осуществляющих законный порядок управления, исследовались целым рядом отечественных ученых, посвятивших этому свои работы. Их появление, в том числе и в последнее время, свидетельствует о том, что вопросы квалификации и предупреждения указанных видов преступлений имеют большое теоретическое и практическое значение. Несмотря на наличие данных работ, в уголовно-правовой оценке конкретных видов преступных посягательств имеются еще не решенные или спорные, по нашему мнению, проблемы. Именно поэтому в этой главе мы подробно не останавливаемся на тех вопросах, которые с достаточной полнотой проанализированы и решены в приведенных выше исследованиях, и предложения их авторов не вызывают у нас возражений.

Целью написания данной главы является детальное исследование преступных посягательств на лиц, осуществляющих законный порядок управления, подкрепленное общероссийской и местной судебной практикой. Для достижения настоящей цели нам необходимо последовательно решить следующие задачи: проанализировать понятия посягательства на жизнь сотрудника правоохранительного органа, применения насилия в отношении представителя власти, оскорбления представителя власти и места данных преступлений в системе преступлений против порядка управления; изучить конструкции составов преступлений; проанализировать судебно-следственную практику по уголовным делам о них. Основное внимание будет уделено спорным или неразработанным отечественной теорией уголовного права вопросам, а также анализу ошибок, имеющих еще место в правоприменительной практике. Научная новизна и значимость данной главы диссертационной работы определяется, во-первых, комплексным исследованием проблем квалификации рассматриваемых общественно опасных деяний, проведенным с учетом современной криминогенной ситуации, во-вторых, анализом имеющейся судебно-следственной практики.

Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа представляет собой наиболее опасный вид в анализируемой нами группе преступлений. Степень общественной опасности данного преступления выходит за рамки видового объекта главы 32 УК РФ, и поэтому, на наш взгляд, оно не может быть отнесено к преступлениям против законной деятельности представителей власти. Нам представляется, что конструкция рассматриваемого состава преступления, когда жизнь при умышленном посягательстве на нее является не основным, а дополнительным объектом уголовно-правовой охраны, не является безупречной, так как жизнь всегда более важное благо, чем деятельность лица.

Однако, учитывая, что существующая система уголовно-правовых норм, предусматривающих ответственность за преступления против порядка управления, включает и ст. 317 УК РФ, предусматривающую уголовную ответственность за посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа, мы считаем необходимым проанализировать указанный состав преступления.

При решении вопроса об объекте посягательства на жизнь сотрудника правоохранительного органа в литературе существуют две позиции: согласно одной, объектом преступления, предусмотренного ст. 317 УК РФ, является законная деятельность сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности и жизнь указанных лиц, а также их близких;81 согласно другой позиции, объектами данного преступления являются: 1) порядок управления, который в данном случае нарушается путем физического воздействия на субъектов управленческой деятельности; 2) жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего или их близких; 3) законная деятельность указанных лиц по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.

При решении вопроса об объекте преступления, предусмотренного ст. 317 УК РФ, сторонники представленных позиций, выдвигая на первое место законную деятельность сотрудников правоохранительных органов по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности или порядка управления, не учитывают в полном объеме, по нашему мнению, социальную значимость такого объекта, как жизнь человека, по сравнению с деятельностью данных лиц. Нам представляется, что основной непосредственный объект этого преступления — это жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего, а равно их близких, а законная деятельность указанных лиц по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности выступает в качестве дополнительного объекта. На наш взгляд, жизнь — всегда более важное благо, чем деятельность. Игнорировать личность, ее блага и интересы как объект защиты от преступного посягательства, предусмотренного ст. 317 УК РФ, было бы неправильно, так как это не соответствовало бы ст. 2 Конституции РФ, устанавливающей, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а обязанностью государства является признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина. Мы разделяем существующую в теории уголовного права позицию, согласно которой каждое преступление имеет свой непосредственный объект.

В составе рассматриваемого преступления Законодателем были фактически объединены два состава, известных УК РСФСР 1960 г. (ст. 1911 и 1915). При этом редакция данной статьи отличается от редакции указанных статей прежнего кодекса в первую очередь тем, что вместо перечисления, как это было в УК 1960 г., самых различных категорий потерпевших в ст. 317 УК 1996 г. указаны лишь три их разновидности: сотрудник правоохранительного органа, военнослужащий, их близкие. Повышенная общественная опасность этого преступления, являющегося наиболее опасным из всех деяний, включенных в главу 32 УК РФ, определяется прежде всего особой важностью его непосредственного объекта.

Объективные причины и условия преступных посягательств на представителей власти

Выявление причин и условий, способствовавших совершению конкретного преступления, является предусмотренной законом обязанностью следственных органов и суда. В ст. 73 УПК РФ, определяющей обстоятельства, подлежащие доказыванию по уголовному делу, установлено, что «подлежат выявлению также обстоятельства, способствовавшие совершению преступления». Под этими обстоятельствами законодатель понимает непосредственную причину или причины совершения преступления, а также условия, которые способствовали формированию данной причины и облегчившие ее реализацию. Учитывая дополнительное значение обстоятельств, способствовавших совершению преступления (ч. 2 ст. 73 УПК РФ), по отношению к обстоятельствам, перечисленным в ч. 1 ст. 73 УПК РФ, законодатель устанавливает необходимость их выявления. Все обстоятельства, подлежащие доказыванию в процессе предварительного расследования и судебного следствия должны быть доказаны и отражены в обвинительном приговоре суда.

Читайте также:  Есть ли наказание за повторную езду без страховки ОСАГО? Штраф и лишение прав

Как справедливо отмечается в юридической литературе, «правильная оценка действительности возможна лишь на основе объективной исти-ны». Устранение вскрытых в ходе расследования уголовного дела и рассмотрения его в суде причин и условий, способствовавших совершению преступления — это важный фактор предупреждения новых преступлений. Установление объективной истины по делу состоит не только в адекватном отражении фактов и обстоятельств конкретного уголовного дела, но и в проникновении в сущность этих фактов и обстоятельств, в раскрытии их предметной, то есть естественной, и социальной природы. Однако проникновение в сущность явления как момент установления истины требует всесторонности и полноты в исследовании конкретных обстоятельств, в надлежащей оценке их самих и их связей между собой и в построении правильных умозаключений, выводов о сущности содеянного. При этом имеет место субъективная оценочная деятельность правоприменителя, осуществляемая путем познания сущности явления в целях установления объективной истины по делу. Именно поэтому даже при бесспорной доказанности всех фактов и обстоятельств конкретного дела установление сущности содеянного является важной проблемой следственного и судебного исследования материалов конкретного уголовного дела. Доказывание обстоятельств, относящихся к событию преступления и виновности в нем конкретного лица, требуют установления всех признаков состава преступления, то есть его объекта, объективной стороны, субъективных признаков и субъекта преступления.165 Выявление обстоятельств, способствовавших совершению преступления, необходимо для профилактики преступлений. Кроме того, в ряде случаев они имеют квалифицирующее значение.166 В частности, когда устанавливается характер и размер вреда, причиненный преступлением, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность, обстоятельства, которые могут повлечь за собой освобождение от уголовной от сотруднику милиции, после чего забрал изъятые ранее сотрудниками охраны документы и скрылся.ветственности и наказание. Должностные лица, в производстве которых находится уголовное дело, обязаны как выявлять обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, по поводу которого ведется расследование, так и принять предусмотренные законом меры по их устранению. Установить наличие таких обстоятельств возможно только путем уголовно-процессуального доказывания. Именно поэтому законодатель включил данное положение в норму, в которой перечисляются обстоятельства, подлежащие доказыванию.

Верховенство политики

Первым признаком принудительных властных органов является наличие у них силовых структур. Они контролируют население, применяя физическую силу, но для политологов интересно становление политической власти и ее вожаков или главенствующих представителей, способных повести за собой массы. Политики управляют страной с условием:

  • суверенитета;
  • верховенства;
  • неделимости;
  • легальности.

Власть не делится по определению между различными социальными группами и партиями. Даже при двоевластии, существование структур в истории зафиксирован под кратким периодом. Подобное правление заканчивается гражданскими войнами или передачей власти мирным способом. Сила политики зависит от ее представителей, их умения сплотить народ. Под легальностью следует понимать использование сил в одном государстве. Выполнение решений в обязательном порядке, проникновение в общественную деятельность — все эти качества присущи верховенству. Властью политиков:

  • сокращаются мощные корпорации;
  • замолкают смелые публикации в СМИ;
  • закрываются учреждения.

Должностное лицо под прикрытием политической власти может обращаться к обществу от его же имени, указывать на стремления и национальный интерес, выражая свои намерения.

Властные органы многолики и многофункциональны, все они обладают разными сырьевыми источниками для добротного существования на благо народа. У политической власти в образе их представителей находятся в полном распоряжении ресурсы:

  • принуждения;
  • экономики;
  • социальные;
  • культуры и информации.

Если один из перечисленных критериев у власти отсутствует, наступит безвластие и развал государственности. Господство власти возможно под надежным руководством, устойчивым управлением, строгим контролем.

Комментарий к Ст. 319 Уголовного кодекса

1. Анализируемая норма предусматривает ответственность за оскорбление представителей власти, осуществляющих любую законную деятельность, в том числе и при отправлении правосудия или осуществлении предварительного расследования. Вместе с тем оскорбление судьи и ряда иных лиц в связи с проявлением неуважения к суду квалифицируется по ст. 297 УК.

2. Объективная сторона — действие — характеризуется: а) унижением чести и достоинства конкретного представителя власти; б) затрагивающим как личное, так и профессиональное (служебное) его достоинство. Оскорбление должно быть совершено при исполнении или в связи с исполнением представителем власти своих обязанностей; в) выраженным в неприличной форме, которая определяется судом в каждом конкретном случае на основе норм морали; г) многообразием внешних форм выражения оскорбления (оскорбление словами, действием, в письменном сообщении и др.); д) публичностью оскорбления. Публичность определяется или присутствием при оскорблении посторонних лиц, или доведением оскорбительного сообщения до сведения третьих лиц. Возможность признания посторонними коллег оскорбляемого представителя власти оценивается в литературе неоднозначно.

3. Если в действиях виновного содержатся признаки нескольких одновременно совершенных посягательств на нормальную деятельность представителей власти в связи с исполнением ими должностных обязанностей, например оскорбление и применение насилия, содеянное, по сложившемуся в судебной практике подходу, квалифицируется по статье УК, предусматривающей ответственность за наиболее тяжкий вид посягательства.

Кого относят к представителям власти

Понятие представителя власти дается в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ № 6 от 10 февраля 2000 года. Представителями властных структур принято считать лица, которые:

Вас консультируют лучшие квалифицированные юристы

Бесплатно: Наши адвокаты оказывают бесплатную первичную консультацию по любым юридическим вопросам. 90% процентов дел решаются одной бесплатной консультацией.

Круглосуточно: по недвижимости в онлайн-чате, либо позвоните по телефону горячей линии круглосуточно и без выходных

  • осуществляют законодательную, исполнительную или судебную деятельность;
  • работают в государственных, надзорных или контролирующих органах и наделены определенными служебными полномочиями: сотрудники МВД, работники налоговой службы, таможни.


Похожие записи: