Зачем нужна временная прописка и как ее получить
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Зачем нужна временная прописка и как ее получить». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Сейчас в России существуют два вида регистрации — временная и постоянная. Постоянная — это проживание по адресу, штамп о котором проставлен в паспорте. Постоянная прописка не имеет срока действия. Он может прекратиться только в результате выписки (снятия с регистрационного учета) гражданина по его собственному желанию либо по решению суда. На регистрационном штампе в паспорте указываются адрес и дата постановки или снятия с учета.
Временная регистрация и пенсия
Наличие временной регистрации позволяет существенно упростить порядок получения документов по месту проживания. Оформив временную регистрацию, граждане больше не должны ездить на место постоянной регистрации, чтобы получить нужный документ. То же самое касается пенсии.
«Все без исключения граждане России, а также лица, проживающие на территории иностранных государств, могут подать заявление о назначении пенсии в территориальное отделение ПФР по месту проживания. Следовательно, при наличии временной регистрации есть возможность получения пенсии по месту фактического проживания», — разъяснила член АЮР.
Однако пенсионер по временной регистрации может получать пенсию только по тарифу своего региона. Чтобы получать московские доплаты, гражданин должен прожить в столице не менее десяти лет. Поэтому при переезде сразу получить надбавки полностью не получится. Ранее данного требования не было. Но после введения надбавки, выплачивавшейся за счет городского бюджета, в столицу устремились пенсионеры со всей страны. Они регистрировались в жилых помещениях у своих родственников или знакомых, это давало им право на дополнительные выплаты, хотя они фактически там не проживали. В результате был введен данный ценз.
Какие документы нужны для временной регистрации иностранца
Для того, чтобы оформить разрешение на длительное пребывание, подготовить документы понадобится как иностранцу, так и принимающей стороне. В качестве последней могут выступать и физические, и юридические лица, предоставляющие жилье в аренду. Во всех случаях перечень требуемых бумаг универсален, однако способ их подготовки может разниться.
Гражданину иного государства необходимо будет предоставить:
- паспорт и его ксерокопии;
- нотариально заверенный перевод основного документа;
- миграционную карту (кроме граждан Беларуси);
- визу (при необходимости).
Для юридических и физических лиц существуют разные требования по необходимым бумагам.
Для юрлиц:
- свидетельство о госрегистрации и пребывании на учете ФНС (Федеральная налоговая служба);
- выписка из Росстата;
- выписка из ЕГРЮЛ (Единый государственный реестр юридических лиц), срок давности которой не превышает 40 дней;
- паспорт руководителя компании;
- договор об аренде недвижимости или документ, подтверждающий право собственности;
- ксерокопия договора найма иностранца (если он приехал в Россию с целью заработка);
- уведомление о прибытии, удостоверенное печатью компании.
Юрлицо не может принимать и регистрировать иностранцев без соответствующей государственной аккредитации. Физлицу понадобятся лишь копии документов о владении недвижимостью и разрешение на его сдачу в аренду.
Правовые основы для постановки на учет иностранцев в РФ в 2019 году
Правовое положение иностранцев в России и порядок постановки их на учет регулируются следующими нормативными актами:
ФЗ «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ» | В законе установлены правила проживания в стране, оформления приглашений. Отдельно определены вопросы получения РВП и ВНЖ. | Дополнительно определены вопросы получения разрешений на осуществление трудовой деятельности. |
ФЗ «О гражданстве» | Разъяснены случаи получения и отказа от российского подданства. Требуется получить РВП, затем ВНЖ. | В ряде случаев возможно получение паспорта РФ в упрощенном порядке при указании такого требования в государственной программе. |
Указ Президента РФ №1289 от 14.09.2012 | Регулируется вопросы предоставления документов о переселении в Россию. | Действует на основании специальной государственной программы. |
ФЗ «О порядке въезда в РФ » | Определяет порядок предоставления документов, оформления виз для отдельных категорий иностранных граждан. | Раскрывает вопросы заполнения миграционных карт и постановки на регистрационный учет. |
Сколько можно находиться в РФ без регистрации
Предусмотренный законом срок пребывания без регистрации иностранных граждан в РФ – 7 дней. При этом не имеет значения, являетесь ли вы гражданином страны, у которой визовый или безвизовый режим с Россией. Однако для некоторых категорий приезжих предусмотрены исключения:
- Разрешенный срок пребывания без регистрации граждан Таджикистана в РФ – 15 суток с момента пересечения границы.
- Высококвалифицированные специалисты, официально приглашенные на работу, могут находиться в стране без постановки на учет до 90 дней. После этого у них есть 7 рабочих дней, чтобы подать заявление в МВД. Если сам специалист или члены его семьи решат перебраться в другой регион России на срок менее 30 дней, то вставать на миграционный учет по новому месту пребывания не надо.
- Иностранцы, получившие вид на жительство или разрешение на временное проживание, должны зарегистрироваться в течение 7 рабочих, а не календарных дней после получения основного документа.
- Граждане стран, входящих в Евразийский экономический союз: Республика Беларусь, Киргизия, Армения, Казахстан, которые въезжают в Россию именно с целью работы, обязаны встать на учет в органах МВД в течение 30 суток после въезда. Для граждан Республики Беларусь не предусмотрено дополнительных льгот, как многие думают, и срок постановки на учет составляет все те же 30 дней.
- Однако, если же граждане стран-членов ЕАЭС решат въехать в Россию не с целью осуществления трудовой функции, а в иных целях, то они будут обязаны встать на учет в течение 7 рабочих дней.
Время регистрации для индивидуальных случаев
Закон предусматривает случаи, когда период, сколько иностранец может находиться в РФ без регистрации, может быть изменен. К таким частностям относится постановка на учет новорожденных детей, поскольку, если у иностранцев появился ребенок в России, они должны поставить его на учет в течение 7 суток после получения свидетельства о рождении. Разумеется, закон не требует от родителей бежать в МВД спустя неделю после рождения малыша: это затруднительно.
Однако если не прописать ребенка через 7 дней после получения свидетельства, родителей оштрафуют за нарушение миграционного законодательства, поэтому затягивать процедуру также не следует. С учетом того, что обычно свидетельство о рождении выдают в течение месяца после появления ребенка на свет, общий период пребывания новорожденного без прописки – около 5 недель.
Что нужно указать в ходатайстве
Заявление представляет собой документ, составленный в свободной форме, где необходимо указать следующие пункту:
- ФИО;
- место откуда прибыл мигрант;
- данные удостоверения личности (загранпаспорт);
- дата прибытия в Российскую Федерацию;
- место временного нахождения (прописку оформляют в течение рабочей недели с момента приезда);
- разрешение собственника недвижимости на жилье;
- сведения о принимающей стороне (родственник, работодатель и т.п.);
- номера личной документации (СНИЛС, страховое свидетельство, медбланки).
Далее потребуется зарегистрировать заявку в УФМС. В случае обнаружения неточностей или ошибок — сделать перерегистрацию бланка.
Комментарии к ст. 18.9 КОАП РФ
1. Порядок оформления приглашения на въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства регулируется Федеральными законами от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп.), от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (с изм. и доп.); от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (с изм. и доп.), а также принимаемыми во исполнение этих Законов постановлениями Правительства РФ. Законом предусмотрены соответствующие обязанности лиц, принимающих иностранных граждан или лиц без гражданства. Указано, что должностные лица, обеспечивающие обслуживание или выполняющие обязанности, связанные с соблюдением условий пребывания в стране иностранных граждан или лиц без гражданства, а также порядка их регистрации, оформления соответствующих документов, их передвижения в пределах РФ, изменения места их жительства, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 15 января 2007 г. N 9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (с изм. и доп.) утверждены Правила осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, в которых определены, в частности, сроки подачи заявлений о регистрации указанных лиц, сроки уведомления об их прибытии в место пребывания, направляемые в территориальный орган Федеральной миграционной службы, а также порядок направления уведомлений об убытии иностранных граждан и лиц без гражданства из места их временного проживания.
2. Комментируемая статья определяет ответственность указанных выше должностных лиц, юридических лиц, а также граждан за нарушение установленных правил пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в России.
3. Объективная сторона правонарушения по ч. 1 данной статьи выражается в нарушении должностными лицами организаций и юридическими лицами, принимающими иностранных граждан или лиц без гражданства, обеспечивающими их обслуживание, соблюдение условий их пребывания и транзитного проезда, установленного порядка их регистрации, оформления для них документов на право пребывания, проживания, передвижения и изменения места пребывания или жительства в Российской Федерации, а также выезда за ее пределы.
Субъектом правонарушения могут быть должностные лица организаций, которые принимают в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства, обеспечивают их обслуживание или выполняют перечисленные в ч. 1 данной статьи обязанности, а также сами такие организации.
4. Объективная сторона правонарушения по ч. 2 данной статьи выражается в необеспечении российскими гражданами и постоянно проживающими в РФ иностранными гражданами установленного порядка выезда иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывших к ним по частным делам, которым они предоставили жилое помещение.
Субъектом правонарушения по ч. 2 данной статьи могут быть граждане РФ и иностранные граждане, постоянно проживающие в РФ.
5. Объективная сторона правонарушения по ч. 3 данной статьи выражается в предоставлении жилого помещения или транспортных средств либо оказании иных услуг иностранным гражданам и лицам без гражданства, находящимся в РФ с нарушением установленного порядка или правил транзитного проезда через ее территорию.
Субъектом правонарушения, предусмотренного ч. 3 данной статьи, может быть гражданин РФ, должностное лицо или юридическое лицо.
6. Объективная сторона правонарушения по ч. 4 данной статьи состоит в неисполнении принимающей стороной обязанностей по миграционному учету, предусмотренных Федеральным законом от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» и Правилами осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15 января 2007 г. N 9.
Субъектами правонарушения по указанной части являются граждане, должностные лица, юридические лица.
7. Субъективная сторона правонарушения выражается в форме как умысла, так и неосторожности.
8. При совершении правонарушений, предусмотренных данной статьей, в отношении нескольких иностранных граждан и лиц без гражданства виновное лицо несет административную ответственность в отношении каждого из них в отдельности (см. примечание к данной статье).
9. Дела о правонарушениях рассматривают должностные лица органов, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции (ст. 23.67).
Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных органов и органов внутренних дел (полиции) (ч. 1 и п. 1 ч. 2 ст. 28.3).
Особенности регистрации иностранцев и сроки процедуры в 2023 году
Первичная регистрационная процедура проводится на срок до 90 суток, вне зависимости от того, какое гражданство имеется у лица. Такая временная регистрация дает возможность находиться на территории России до 90 дней, в эти три месяца можно жить в стране без выезда.
По истечении этого срока иностранец должен либо покинуть Россию на три месяца, либо продлить свою регистрацию. При этом такое продление возможно лишь по определенным основаниям.
Обратите внимание: граждане из стран ЕАЭС (Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия) оформляют первичную регистрацию на основании трудового соглашения на срок до года. То есть действующий трудовой контракт позволяет продлить разрешение на нахождение в стране, но не больше, чем на 12 месяцев.
Особенности регистрации трудовых мигрантов
Лицам, которые относятся к трудовым мигрантам, можно оформить разрешение на проживание на срок от года до трех лет. В этом случае есть свои нюансы:
- Регистрация высококвалифицированных специалистов (ВКС) выполняется на основании контракта. Срок их пребывания равен времени действия трудового договора. Такой документ заключается максимум на три года. Работодатель может решить продлить контракт. В этом случае продлевается и регистрация.
- Если с ВКС заключен трудовой договор меньше чем на три месяца, то работнику можно не оформлять разрешение. Если контракт был разорван раньше этого времени, человек имеет законное право оставаться в России еще один месяц без оформления разрешения.
- Если работник оформил патент на осуществление трудовой деятельности, то срок пребывания зависит от внесения пошлина за пользование патентом. Если оплата внесена за полгода, то гражданин может оставаться в России в течение шести месяцев.
Регистрация иностранцев
Согласно закону «О миграционном учёте», все иностранцы, въехавшие на территорию России, должны оформить временную регистрацию. На это даётся неделя. Зарегистрироваться необходимо по адресу пребывания: в арендованном жилье, квартире родственника или друга и т. п. Регистрацией занимается собственник помещения. Она происходит в уведомительном порядке, то есть разрешение не требуется. Для этого нужно обратится в миграционную службу, на почту или в МФЦ.
Срок временного пребывания составляет не больше 90 дней. При желании остаться на более долгое время необходимо оформить разрешение на временное проживание. Оно выдаётся на три года. Но для получения РВП придётся соответствовать ряду требований. Кроме того, количество разрешений ограничено, так как оно выдаётся по квоте. Оформление регулируется 6-й статьёй закона «О правовом положении иностранных граждан».
После получения РВП можно оформить вид на жительство (если для этого есть основания). Требования и правила описаны в 8-й статье закона «О правовом положении иностранных граждан». Законное нахождение иностранца в РФ возможно только в трёх вариантах: с регистрацией в качестве временно пребывающего, с разрешением на временное проживание или видом на жительство.
Различия между этими статусами представлены в таблице:
Временная регистрация | РВП | ВНЖ | |
Срок действия | не более 90 дней за полгода | 3 года | 5 лет |
Оформление | уведомительное | по решению УФМС в пределах квоты | по решению УФМС |
Продление | возможно в пределах максимального срока | нет | да |
Может ли жить иностранный гражданин не по месту регистрации
Закон о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации никак не запрещает гостям путешествовать, выбирать место жительства или работы в любом регионе нашей страны. Но жить не по месту регистрации иностранные граждане не имеют права. Те, кто покупает фиктивную приписку, грубо нарушают российское законодательство. также эти лица попадают под наложения штрафных санкций, а при неоднократном нарушении могут быть депортированы из страны.
Но и здесь есть свои особенности. Срок, на который разрешается покинуть местность постоянного пребывания, не установлен на законодательном уровне. Поэтому к правонарушениям нельзя отнести краткосрочную поездку в гости или по делам в границах населенного пункта или за его пределы. Получается, что проживание иностранного гражданина не по месту регистрации на короткий временной период законно и легально.
Как выполняется регистрация самостоятельно?
Любой иностранец может самостоятельно зарегистрироваться в ГУВМ МВД после приезда в Россию. Для этого можно обращаться не только в ГУВМ МВД, но и даже в МФЦ. Разрешается отправка документов по почте.
К правилам самостоятельной регистрации иностранного гражданина относится:
- важно грамотно заполнить бланк регистрации, причем процедура выполняется только на русском языке;
- если человек не знает русского языка, то ему придется воспользоваться помощью нотариуса или переводчика;
- все сведения вносятся на основании имеющегося паспорта и миграционной карты;
- не разрешается наличие исправлений на этом заявлении;
- желательно пользоваться образцами, имеющимися в миграционной службе, чтобы не допустить серьезных ошибок в заявлении.
Разрешается воспользоваться дистанционным способом регистрации, для чего в электронном виде отправляются в ФМС нужные документы. За регистрацию уплачивается пошлина в размере 300 руб. Специалист службы проверяет внесенные сведения, после чего отдает иностранцу отрывную часть заявления. Этот документ выступает доказательством того, что человек пребывает в РФ на законных основаниях. Если не выполнить процесс в течение 7 дней после пересечения границы, то придется уплачивать штраф за просрочку временной регистрации.
Временная регистрация иностранца по месту пребывания требует тщательного и внимательного подхода из-за большого числа противоречий, возникших из-за непонимания ситуации. Некоторые граждане полагают, что, зарегистрировав лицо на своей территории, он фактически наделяют его широкими правами относительно объекта недвижимости, на котором он проживает. Фактически дело обстоит несколько иначе.
Любой собственник может зарегистрировать на принадлежащей ему жилплощади абсолютно любых граждан. При этом нет никаких ограничений в зависимости от наличия или отсутствия родственных связей между собственником и такими гражданами.
При этом стоит помнить, что такие граждане, в свою очередь, могут зарегистрировать по данному адресу своих детей, которые не достигли возраста совершеннолетия, что может добавить некоторые трудности.
По сути, временная регистрация по месту пребывания — это учёт гражданина по адресу, который в силу некоторых обстоятельств не является основным местом его проживания. Такая временная регистрация возможна и для граждан России в случаях, когда гражданин проживает по одному адресу, но вынужден находиться по другому более девяносто суток.
Законодательство, регулирующее миграционные вопросы
В первую очередь стоит обратить внимание на ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», который регулирует основные вопросы учёта иностранных граждан на территории РФ.
Важное значение имеют некоторые подзаконные акты, такие как:
- Постановление Правительства РФ «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»;
- Приказ Федеральной миграционной службы №321 «Об утверждении Порядка принятия решения о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации».
Также стоит обратить внимание на материалы судебной практики относительно миграционных вопросов. Да, прецедент не имеет в России силы законодательного акта, но он поможет сформировать свою позицию и необходимую базу доказательств в случае возникновения необходимости обжалования действий сотрудников ФМС в судебном порядке и иных конфликтов, которые могут быть разрешены в порядке судебного процесса.
Нововведения в миграционной политике 2023 года
Действующее законодательство РФ в 2023 году обязывает иностранных подданных, кто пребывает в Российскую Федерацию, пройти регистрацию в службе миграции. Не позднее семидневного срока (рабочих дней) с даты въезда в страну должна быть представлена информация в миграционное ведомство.
Важно! Гражданам государств, как Белоруссия, Армения, Казахстан и Киргизия, необходимо встать на миграционный учет в иные сроки – не позднее 30 дней со дня прибытия. Для прибывающих из Таджикистана — 15 дней .
Обратиться для этого можно в:
- почтовое отделение;
- миграционную службу (УВМ);
- администрации гостиницы;
- ближайший МФЦ.
Ранее действовала норма, согласно которой иностранец обязан был уплачивать госпошлину в размере 1 рубля за каждый день нахождения на территории России, но не более 200 рублей. Теперь размер пошлины не измеряется количеством дней. Она составляет 350 рублей.
Отметим, что незаконное пребывание иностранцев на территории Российской Федерации наказывается по нормам Кодекса РФ об административных нарушениях N 195-ФЗ штрафом от 2 до 5 тысяч рублей с депортацией гражданина из страны. Осуществление трудовой деятельности эмигрантов без регистрации наказывается по статье 322.1 Уголовного кодекса РФ.
Сроки постановки на миграционный учет иностранных граждан
Согласно федеральному закону № 109, регулирующему нахождение иммигрантов в РФ, любой иностранец не позднее семи дней обязан передать документы, необходимые для регистрации. Следует предоставить свои документы принимающему, который подает уведомление о прибытии лично в управление, занимающееся мигрантами (ОВМ), при полиции, посредством многофункционального центра, или через отделение федеральной почтовой связи.
Имеются исключения из общего правила. Приехавшие из стран Евразийского экономического союза имеют право зарегистрироваться в течение 30 дней. Также имеется льгота и для граждан Таджикистана, они вправе зарегистрировать миграционные документы не позднее пятнадцати суток.
Примечание. Фактом постановки на миграционный учет является наличие корешка уведомления о прибытии, подтверждающий его получение УВМ.
В конце июня 2018 года в Федеральный закон, регулирующий миграционную регистрацию, были внесены поправки, которые коснулись понятия места пребывания и круга лиц, которые могут выступать в роли принимающей стороны.