ТРЕБОВАНИЯ СанПиН 2.4.1.3049-13 К ОРГАНИЗАЦИИ ПРОГУЛКИ
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ТРЕБОВАНИЯ СанПиН 2.4.1.3049-13 К ОРГАНИЗАЦИИ ПРОГУЛКИ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Настоящие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы регулируют деятельность дошкольных организаций независимо от вида, организационно-правовых форм и форм собственности. Настоящие санитарные правила не распространяются на семейные группы, размещенные в жилых квартирах (жилых домах).
Контроль за выполнением настоящих санитарных правил осуществляется Роспотребнадзором.
В дошкольную организацию принимаются дети в возрасте от 2 месяцев до 7 лет.
Количество детей в группах дошкольной образовательной организации общеразвивающей направленности определяется исходя из расчета площади групповой (игровой) комнаты — для групп раннего возраста (до 3 лет) не менее 2,5 метра квадратного на 1 ребенка и для дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) — не менее 2,0 метра квадратного на одного ребенка, фактически находящегося в группе.
Требования к отоплению и вентиляции.
Не допускается использование переносных обогревательных приборов, а также обогревателей с инфракрасным излучением.
Относительная влажность воздуха в помещениях с пребыванием детей должна быть в пределах 40 — 60%.
Сквозное проветривание проводят не менее 10 минут через каждые 1,5 часа. В присутствии детей допускается широкая односторонняя аэрация всех помещений в теплое время года. Длительность проветривания зависит от температуры наружного воздуха, направления ветра, эффективности отопительной системы. Проветривание проводится в отсутствие детей и заканчивается за 30 минут до их прихода с прогулки или занятий. При проветривании допускается кратковременное снижение температуры воздуха в помещении, но не более чем на 2 — 4 С. В помещениях спален сквозное проветривание проводится до дневного сна. При проветривании во время сна фрамуги, форточки открываются с одной стороны и закрывают за 30 минут до подъема. В холодное время года фрамуги, форточки закрываются за 10 минут до отхода ко сну детей. В теплое время года сон (дневной и ночной) организуется при открытых окнах (избегая сквозняка).
Основные составляющие прогулки в ДОУ
- Физические упражнения и игры – подвижная деятельность, которая также может включать элементы соревнований.
- Наблюдение. Этот компонент особенно интересен и ребятам, и воспитателям. Наблюдения ведутся за явлениями природы, за птицами, за происходящим вокруг. Зачастую воспитатели предлагают дошкольникам использовать наблюдение для решения несложных задачек, поиска ответов на загадки и т.п.
- Творческие задания и развивающие упражнения – проводятся с применением карточек, игровых приспособлений и другого выносного материала.
- Труд. Прогулки детей в ДОУ могут включать также несложную работу, связанную с приведением в порядок территории – сбор палой листвы, каштанов и т.д.
Как отслеживать развитие и здоровье детей согласно ФГОС?
Для этого удобно использовать соответствующие программные модули Системы контроля деятельности образовательного учреждения (СКДОУ):
- Модуль «Мониторинг развития ребенка» – позволяет формировать статистику и отчеты по развитию и здоровью детей за любой период в соответствии с ФГОС ДО. Попробовать программу бесплатно можно здесь.
- Модуль «Медкабинет» – содержит более 30 медицинских журналов, которые помогают следить за состоянием здоровья и заболеваемостью детей, контролировать диетическое питание и качество приготовления пищи, соблюдать нормы продуктов и санитарное состояние помещений и т.д. Подробности и бесплатная версия здесь.
Изменения СанПиН для детских садов в 2018 году
- Было: проветривание помещений в присутствии детей запрещено
- Стало: в жаркую и безветренную погоду разрешается одностороннее открытие окон, если в группе находятся воспитанники.
- Было: объем потребляемой пищи не распределялся по годам детей.
- Стало: увеличилось число потребляемых блюд, установлены нормы пищевой ценности для каждой возрастной группы детей.
- Было: Установление единого температурного режима: в спальной комнате — 19ºС , в игровой — 22 ºС.
- Стало: Разрешается увеличить предельные температурные показатели.
Таблица мебели в детском саду
Основные размеры столов и стульев для детей раннего возраста и дошкольного возраста
Группа роста детей (мм) | Группа мебели | Высота стола (мм) | Высота сиденья стула (мм) |
до 850 | 00 | 340 | 180 |
свыше 850 до 1000 | 400 | 220 | |
с 1000 — 1150 | 1 | 460 | 260 |
с 1150 — 1300 | 2 | 520 | 300 |
с 1300 — 1450 | 3 | 580 | 340 |
с 1450 — 1600 | 4 | 640 | 380 |
Основные составляющие прогулки в ДОУ
- Физические упражнения и игры – подвижная деятельность, которая также может включать элементы соревнований.
- Наблюдение. Этот компонент особенно интересен и ребятам, и воспитателям. Наблюдения ведутся за явлениями природы, за птицами, за происходящим вокруг. Зачастую воспитатели предлагают дошкольникам использовать наблюдение для решения несложных задачек, поиска ответов на загадки и т.п.
- Творческие задания и развивающие упражнения – проводятся с применением карточек, игровых приспособлений и другого выносного материала.
- Труд. Прогулки детей в ДОУ могут включать также несложную работу, связанную с приведением в порядок территории – сбор палой листвы, каштанов и т.д.
Детский сад – это первая ступень ко всестороннему развитию ребенка, поэтому очень важно организовать верный подход к воспитанию малышей. Так, согласно установленным правилам СанПиН в 2023 году, распорядок дня в дошкольном образовательном учреждении должен содержать такие мероприятия:
- зарядку в помещении группы (должна проводиться минимум два раза и длительность упражнений зависит от возраста малышей и должна варьироваться в пределах 5-15 минут);
- физические нагрузки на свежем воздухе (что также включает активные спортивные игры);
- ролевые игры в группах, требующие активного участия;
- плаванье (если в детском саду имеются бассейны);
- обучающие занятия (длительность одного блока развивающих занятий не должна превышать десять минут и должна сменяться другими видами деятельности);
- физкультминутки (включают несколько простых упражнения).
Что касается обучающих уроков, то они включают в себя:
- знакомство с цифрами и буквами;
- художественные занятия;
- музыка и хореография;
- лепка из пластилина;
- изготовление поделок из естественных материалов;
- развитие логики и памяти.
От педагога требуется уметь правильно распределить все виды занятости, чтобы равноценно уделить внимание всем видам активности.
Организация режима пребывания детей в ДОО
Распорядок дня включает:
Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей 4-го года жизни — не более 15 минут, для детей 5-го года жизни — не более 20 минут, для детей 6-го года жизни — не более 25 минут, а для детей 7-го года жизни — не более 30 минут. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно, а в старшей и подготовительной 45 минут и 1,5 часа соответственно. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультминутку. Перерывы между занятиями — не менее 10 минут.
Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться во второй половине дня после дневного сна, но не чаще 2 — 3 раз в неделю. Ее продолжительность не более 25 — 30 минут в день. Непосредственно образовательную деятельность по физическому развитию детей в возрасте от 3 до 7 лет организуют не менее 3 раз в неделю.
- в младшей группе — 15 мин.,
- в средней группе — 20 мин.,
- в старшей группе — 25 мин.,
- в подготовительной группе — 30 мин.
Одно занятие по физическому развитию для детей дошкольного возраста круглогодично проводится на открытом воздухе. Его проводят только при отсутствии у детей медицинских противопоказаний и наличии спортивной одежды, соответствующей погодным условиям. В теплое время года при благоприятных метеорологических условиях непосредственно образовательную деятельность по физическому развитию максимально организуют на открытом воздухе.
- Занятия по дополнительному образованию (студии, кружки, секции и т.п.) для детей дошкольного возраста:
- для детей 5-го года жизни — 1 раз в неделю продолжительностью 20 минут;
- для детей 6-го года жизни — 2 раза в неделю продолжительностью 25 минут;
- для детей 7-го года жизни — 3 раза в неделю продолжительностью 30 минут.
- Каникулы. В январе для воспитанников дошкольных групп организовывают недельные каникулы, во время которых проводят непосредственно образовательную деятельность только эстетически-оздоровительного цикла (музыкальные, спортивные, изобразительного искусства).
- Общественно полезный труд детей старшей и подготовительной групп. Он проводится в форме самообслуживания, элементарного хозяйственно-бытового труда и труда на природе (сервировка столов, помощь в подготовке к занятиям). Его продолжительность не должна превышать 20 минут в день.
- Разные формы двигательной активности: утренняя гимнастика, занятия физической культурой в помещении и на воздухе, физкультурные минутки, подвижные игры, спортивные упражнения, ритмическая гимнастика, занятия на тренажерах, плавание и другие.
требования, предъявляемые к детским дошкольным учреждениям
Вот и начался новый учебный год… Малыши вновь стали посещать детские сады. И многие родители волнуются, соответствуют ли санитарно-эпидемиологическим требованиям школы или дошкольные образовательные организации. Ранее, на страницах нашего сайта, мы уже писали о гигиенических требованиях, предъявляемых к режиму образовательного процесса в школах, теперь же хотим обратить Ваше внимание на гигиенические требования, предъявляемые к детским садам.
Во всех помещениях детского сада должна быть комфортная температура и достаточная освещенность. В детском саду на должно быть посторонних запахов.
Все помещения дошкольной организации должны ежедневно проветриваться. Проветривание проводится не менее 10 минут через каждые 1,5 часа. Сквозное проветривание в присутствии детей не проводится. Проветривание через туалетные комнаты не допускается. В присутствии детей допускается широкая односторонняя аэрация всех помещений в теплое время года.
Длительность проветривания зависит от температуры наружного воздуха, направления ветра, эффективности отопительной системы. Проветривание проводится в отсутствие детей и заканчивается за 30 минут до их прихода с прогулки или занятий.
В помещениях спален сквозное проветривание проводится до дневного сна.
Контроль за температурой воздуха во всех основных помещениях пребывания детей осуществляется с помощью бытовых термометров.
Игровое оборудование, мебель, должны соответствовать возрасту детей и быть изготовлены из материалов, не оказывающих вредного воздействия на ребенка и предусматривающих возможность проведения влажной уборки с применением дезинфицирующих средств.
Стены помещений должны быть гладкими, без признаков поражений грибком и иметь отделку, допускающую влажную уборку с применением дезинфицирующих средств.
Раздевальные оборудуются шкафами для верхней одежды детей и персонала.
Стулья и столы должны быть одной группы мебели и промаркированы. Подбор мебели для детей проводится с учетом роста детей .
Основные размеры столов и стульев для детей раннего возраста и дошкольного возраста
В дошкольных образовательных организациях должно быть организовано отдельное помещение, с установкой кроватей, для сна детей.
Допускается использовать групповую комнату для организации сна детей с использованием выдвижных кроватей или раскладных кроватей с жестким ложем.
Количество детей в группах дошкольной образовательной организации общеразвивающей направленности определяется исходя из расчета площади групповой (игровой) комнаты — для групп раннего возраста (до 3 лет) не менее 2,5 метра квадратного на 1 ребенка и для дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) — не менее 2,0 метра квадратного на одного ребенка.
Детская туалетная должна быть обеспечена персональными горшками для каждого ребенка, фактически находящегося в группе, дошкольной образовательной организации, а для детей в возрасте 5-7 лет персональными сиденьями на унитаз, изготовленными из материалов, безвредных для здоровья детей, допускающих их обработку моющими и дезинфекционными средствами, или одноразовыми сиденьями на унитаз.
В туалетных помещениях (рядом с умывальниками или напротив них) устанавливаются вешалки для детских полотенец (отдельно для рук и для ног) по списочному составу детей, хозяйственный шкаф. Допускается использование одноразовых полотенец для рук в туалетных для детей. Уборочный инвентарь должен храниться вне туалетных комнат.
Для каждой группы детского сада должна быть предусмотрена уличная групповая площадка.
Для защиты детей от солнца и осадков на территории каждой групповой площадки устанавливают теневой навес.
Ежегодно, в весенний период, на игровых площадках проводится полная смена песка. Песочницы в отсутствие детей необходимо закрывать во избежание загрязнения песка (крышками, полимерными пленками или другими защитными приспособлениями).
Рекомендуемая продолжительность ежедневных прогулок составляет 3-4 часа. Продолжительность прогулки определяется дошкольной образовательной организацией в зависимости от климатических условий. При температуре воздуха ниже минус 15°С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки рекомендуется сокращать.
Рекомендуется организовывать прогулки 2 раза в день: в первую половину дня и во вторую половину дня — после дневного сна или перед уходом детей домой.
Ежедневный утренний прием детей проводится воспитателями и (или) медицинскими работниками, которые опрашивают родителей о состоянии здоровья детей. По показаниям (при наличии катаральных явлений, явлений интоксикации) ребенку проводится термометрия.
Выявленные больные дети или дети с подозрением на заболевание в дошкольные образовательные организации не принимаются; заболевших в течение дня детей изолируют от здоровых детей (временно размещают в помещениях медицинского блока) до прихода родителей или их госпитализации в лечебно-профилактическую организацию с информированием родителей.
После перенесенного заболевания, а также отсутствия более 5 дней (за исключением выходных и праздничных дней) детей принимают в дошкольные образовательные организации только при наличии справки с указанием диагноза, длительности заболевания, сведений об отсутствии контакта с инфекционными больными.
При организации режима пребывания детей в дошкольных образовательных организациях (группах) более 5 часов организуется прием пищи с интервалом 3-4 часа и дневной сон; при организации режима пребывания детей до 5 часов — организуется однократный прием пищи.
На самостоятельную деятельность детей 3-7 лет (игры, подготовка к образовательной деятельности, личная гигиена) в режиме дня должно отводиться не менее 3-4 часов.
Образовательную деятельность, требующую повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, следует организовывать в первую половину дня. Для профилактики утомления детей рекомендуется проводить физкультурные, музыкальные занятия, ритмику и т.п.
Занятия по физическому развитию основной образовательной программы для детей в возрасте от 3 до 7 лет организуются не менее 3 раз в неделю. Длительность занятий по физическому развитию зависит от возраста детей и составляет:
-
в младшей группе — 15 мин.,
-
в средней группе — 20 мин.,
-
в старшей группе — 25 мин.,
-
в подготовительной группе — 30 мин.
«Требования СанПин к организации прогулки». Педагогам
ОРИЕНТАЦИЯ ОКОН ПОМЕЩЕНИЙ ПО СТОРОНАМ ГОРИЗОНТА
№ п/п |
Помещения |
Расчетный географический пояс северной широты 60° — 65° |
||
Оптимальная, в азимутах |
Допустимая, в азимутах |
|||
1 |
Групповая с зоной отдыха, игральная |
Ю |
от 85 до 275° |
|
2 |
Спальня |
В |
любая |
|
3 |
Залы для музыкальных занятий и занятий по физической культуре, палаты медицинского изолятора |
Ю |
любая |
|
4 |
Кухня, заготовочный и доготовочный цеха |
С |
любая |
|
5 |
Веранда |
любая |
||
6 |
Помещения детского творчества, в том числе изобразительной деятельности |
от 65° до 200° от 300°до 60° |
любая |
|
Режим дня в ДОУ по новому санпину 2021 для всех групп
Согласно СанПину, проветривание помещений детских групп необходимо осуществлять неоднократно, во время отсутствия детей. Длительность проветривания зависит от температуры воздуха за окном и качества отопления в помещении. За полчаса до возвращения детей в группы проветривание должно быть прекращено. В теплое время года допустимо проветривание в присутствии воспитанников, в таком случае желательно избегать сквозняка. В документе имеется таблица, в которой четко указана продолжительность таких процедур в дошкольном учреждении.
Согласно СанПину кварцевание групп в детском саду необходимо проводить дважды день согласно графику и после этого осуществлять проветривание.
Мытье и обработка игрушек в детском саду по СанПин необходимо производить ежедневно после ухода детей домой. В самых младших группах – дважды в день. Игрушки, предназначенные для игр на улице моют сразу после того как вернулись с ними с улицы. Также необходимо обрабатывать игрушки только что приобретенные, это необходимо делать мыльным раствором в течение 15 минут, затем ополоснуть в чистой воде. Моющее средство, которым обрабатывают игрушки должно быть безопасно для детей.
В соответствии с нормами СанПином смена постельного белья в детском саду должна производиться по мере его загрязнения, но не реже одного раза в неделю. Стирка белья и полотенец осуществляется либо в прачечной дошкольного учебного заведения, либо специальной организацией, с которой составлен договор на оказание прачечных услуг.
В соответствии с санитарными нормами, для каждого ребенка в группе детского сада должен быть индивидуальный горшок, а для детей старше 5 лет – на унитазы установлены персональные седушки из безопасных материалов. Обработку горшков следует проводить сразу после применения с использованием моющих и дезинфицирующих средств. Унитазы чистят не менее двух раз в день.
В каждой группе детского сада должна быть оборудована мойка для мытья посуды с горячей и холодной водой по СанПину. Посуду сначала очищают от остатков пищи, потом моют губкой с добавлением горчицы и соды. Далее моют в воде температурой 50 градусов с добавлением хлорки, затем ополаскивают в воде не менее 70 градусов и сушат на предназначенной для этого решетке. Ежедневно один раз посуда должна быть подвергаться кипячению в чистой воде.
Если возникло подозрение на появление заболевания, передающегося через продукты питания, тогда посуда должна после очистки и мытья должна обрабатываться и дезинфицироваться в растворе хлорамина или хлорной извести в течение 30 минут, затем тщательно ополаскиваться и просушиваться.
Вся посуда в ДОУ должна быть промаркирована согласно СанПину. На каждой кастрюле должна быть надпись для какого блюда она предназначена, маркировка наносится масляной краской.
Витаминизация в детском саду по СанПин проводится с учетом состояния воспитанника, при обязательном контроле медработника и с оповещением родителей.
Если в меню не включены витаминизированные напитки, то витамины добавляются в третьи блюда — компот или кисель, при определенной температуре
В СанПине по бассейну в детском саду четко прописано, какие должны быть помещения вблизи бассейна и чем оборудованы, также какой персонал необходим в бассейне. Особое значение следует уделить уборке и дезинфекции бассейна. При хорошей циркуляции воды в бассейне, полная замена воды должна производиться в течение 8 часов. При отсутствии циркуляции следует производить ежедневный слив воды. Очистка же чаши для плавания должна осуществляться ответственными за это работниками. Каждый день производиться обработка душевых, туалетов и раздевалок. Генеральная уборка ежемесячно. Осуществлять контроль за качеством воды в бассейне необходимо раз в сутки.
Цветы высаживаются во дворе детского сада с целью разделить площадки для игр от хозяйственных зон. По СанПину нельзя высаживать плодоносящие, ядовитые и колючие растения.
Ростовка мебели в детском саду по СанПин должна быть одной группы и соответствовать таблице, приведенной в указе. Каждой группе роста детей должна соответствовать ростовка мебели.
Режим дня в детском саду. В дошкольный период важно выработать у ребенка понимание полезности режима дня, научить правильно планировать день. Здоровый образ жизни – это всегда следование конкретному режиму, создание благоприятных условий для правильного развития организма, поддержания его в рабочем режиме. Все нагрузки – равномерны, все условия для физического развития, а также психологического при таком режиме соблюдены. Это значит, что нет условий для развития болезней, стрессов, провоцирующих сбой организма ребенка.
Существуют правила, которых следует придерживаться:
- Ребенок не должен испытывать дефицита сна и пищи;
- Грамотная гигиена.
- Ребенок должен принимать участие в мероприятиях по режиму дня.
- Поддержка положительного эмоционального состояния ребенка.
- Поощрение детей, соблюдающих требования.
- Развитие у детей культурных навыков.
- Индивидуальные особенности дошкольников учитываются.
- Создание благожелательной обстановки.
- Организация режима соответствует возрастным особенностям детей.
Рекомендуемая продолжительность ежедневных прогулок составляет в доу
В СанПине по бассейну в детском саду четко прописано, какие должны быть помещения вблизи бассейна и чем оборудованы, также какой персонал необходим в бассейне. Особое значение следует уделить уборке и дезинфекции бассейна. При хорошей циркуляции воды в бассейне, полная замена воды должна производиться в течение 8 часов.
При отсутствии циркуляции следует производить ежедневный слив воды. Очистка же чаши для плавания должна осуществляться ответственными за это работниками. Каждый день производиться обработка душевых, туалетов и раздевалок. Генеральная уборка ежемесячно. Осуществлять контроль за качеством воды в бассейне необходимо раз в сутки.
Цветы высаживаются во дворе детского сада с целью разделить площадки для игр от хозяйственных зон. По СанПину нельзя высаживать плодоносящие, ядовитые и колючие растения.
Ростовка мебели в детском саду по СанПин должна быть одной группы и соответствовать таблице, приведенной в указе. Каждой группе роста детей должна соответствовать ростовка мебели.
Весь персонал, в том числе и воспитатели детского сада, при приеме на работу должны проходить мед. осмотр и аттестацию на знание санитарных норм.
Далее каждые два года проводится проверка на знание тех же норм, а также регулярно проводится тестирование воспитателей. Например, тестирование «ФГОС дошкольного образования». Все воспитатели ДОУ обеспечиваются спецодеждой.
Медсестра детского сада по новому СанПину должна иметь минимум среднее медицинское образование и иметь опыт работы не менее 3х лет.
Наличие медицинской книжки обязательно, каждые три месяца должен проводиться медосмотр. При работе опирается на документ должной инструкции и правила внутреннего трудового распорядка.
В 2018 году для детей, которые находятся в детском саду, существует 5 разовое питание по санпину и картам. Это позволяет соблюдать баланс, который обеспечивает нормальное умственное и физическое развитие ребенка в такие важные для него годы. Что касаемо меню по санпину – это 10 дневное разнообразное меню, которое утверждено заведующей детского дошкольного учреждения.
Разнообразие меню обеспечивается не только за счет умелого комбинирования блюд поваром, но и за счет применения различных методов обработки выбранного продукта.
В зависимости от возраста детей, объем порций может варьироваться. Для старших групп разработан среднесуточный объем потребляемых белков, углеводов и жиров, для младшей несколько иной. Если этого требует ситуация, комиссия снимает пробы с каждого приготовленного блюда.
Согласно санпину и новым изменениям в текущем году в каждом дошкольном учреждении должна быть оборудована специальная мойка, в которой обязательно присутствие горячей и холодной воды. В случае на подозрение какого либо инфекционного заболевания по санпину, следует обработать технические и технологические поверхности специальным раствором, к примеру, хлорамином или хлоргексидином. Также, должным образом должна быть обработана посуда в детском саду, согласно новым правилам и картам.
В 2017 году технологические карты дополнились новыми блюдами, которые способны благотворно влиять на развитие и рост детей по санпину. Всего технологическая карта по санпину содержит около 280 различных блюд на каждый день, с учетом всех необходимых микро и макроэлементов, которые должны поступать в организм ребенка. Также технологическая карта содержит информацию про:
Температура окружающего воздуха оказывает большое влияние на организм ребенка. Если она слишком высокая, отдача организмом тепла затрудняется и ребенок перегревается. Слишком низкая температура, наоборот, усиливает отдачу тепла организмом и ребенок переохлаждается. Это неблагоприятно сказывается на самочувствии, работоспособности детей, затрудняет любую их деятельность. Отопление в ДДУ должно создавать условия теплового равновесия без резкого напряжения терморегуляции (тепловой комфорт). Комфортные тепловые условия ограничиваются определенными температурными пределами в соответствии с возрастом и зависят от состояния здоровья, вида деятельности и закаленности детей. В помещениях, предназначенных для здоровых детей от 1,5 до 7 лет, установлены определенные нормы температуры воздуха.
В игровых и групповых, расположенных на первом этаже, температура поверхности пола в зимний период должна быть не менее 22º С. Относительная влажность воздуха в детских помещениях 40-60 %, скорость движения воздуха — не более 0,1 м/с;
В дошкольном учреждении применяют различные системы отопления: центральное или автономное водяное, газовое. Все эти системы должны соответствовать следующим требованиям: обеспечивать достаточную и равномерную температуру и влажность воздуха, не загрязнять его продуктами неполного сгорания топлива, быть пожаробезопасными. Наиболее широко используется центральное водяное отопление низкого давления с температурой нагрева воды в котлах не выше 95º С. Колебание температуры в различных помещениях ДДУ в течение суток не превышает 2- 3 °С.
В качестве нагревательных приборов могут применяться радиаторы, трубчатые нагревательные элементы и др. Конструкция радиаторов должна обеспечивать достаточную и равномерную отдачу тепла в окружающий воздух и возможность легкого удаления с них пыли. Для поддержания оптимальных параметров температурного режима отопительные приборы оборудуются регулируемыми кранами. Средняя температура поверхности отопительных приборов должна быть не более 80º С. Во избежание ожогов и травм у детей отопительные приборы должны быть ограждены съемными решетками.
Уборку участка проводят ежедневно: утром за 1-2 ч до прихода детей и по мере загрязнения территории. Мусор немедленно убирают в мусоросборники. В летнее время не менее двух раз в день (перед приходом или подъемом детей и перед дневным сном) необходимо поливать участок. Вывоз мусора с участка ДДУ должен производиться ежедневно за 1-2 ч до прихода детей или после их ухода, при закрытых окнах основного здания. При входе в детское учреждение снаружи должны быть съемные скребки и деревянные решетки для очистки грязи с обуви, в тамбуре — маты, а в вестибюле — дорожки для окончательной очистки обуви от грязи и пыли. Приходя в детское учреждение, дети должны менять обувь. Уборка помещений проводится ежедневно 2 раза влажным способом при открытых окнах или фрамугах с применением моющих средств.
Полы следует мыть не менее 2 раз в день, при этом один раз с обязательным отодвиганием мебели; мебель, радиаторы, подоконники протирают влажной тряпкой; шкафчики для детской одежды протирают ежедневно и раз в неделю моют. Генеральную уборку всех помещений проводят один раз в месяц: мытье полов, осветительной арматуры, окон, дверей, протирание стен моющими и дезинфицирующими средствами. В комнате для музыкальных и гимнастических занятий уборку проводят после каждого занятия. Окна снаружи и изнутри моют по мере загрязнения, но не реже 2 раз в год (весной и осенью). Жалюзийные решетки вытяжных вентиляционных систем должны быть открытыми и систематически очищаться от пыли; прикрывать их следует только при резком перепаде температур воздуха помещений и наружного воздуха. Очистку шахт вытяжной вентиляции проводят два раза в год.
Столовая и чайная посуда выделяется для каждой группы. Она может быть изготовлена из фаянса, фарфора (тарелки, блюдца, чашки), а столовые приборы (ложки, вилки, ножи) — из нержавеющей стали. Не допускается использовать посуду с дефектами. Пищевые отходы в группах собирают в промаркированные метал-лические ведра с крышками или педальные бачки, очистка которых проводится по мере заполнения их не более чем на 2/3 объема. Ежедневно в конце дня ведра и бачки независимо от наполнения очищают. Посуду и столовые приборы моют в двух-трех гнездных ваннах, установленных в буфетных каждого группового помещения, с добавлением моющих средств (первая ванна) с температурой воды не ниже 40 °С, ополаскиваются горячей проточной водой с температурой не ниже 65 °С (вторая ванна) и просушивают. Допускается установка посудомоечной машины Чистые столовые приборы хранят в предварительно промытых металлических кассетах в вертикальном положении ручками вверх.
Столы моют горячей водой с мылом до и после каждого приема пищи специально выделенной для этого ветошью, которую затем простирывают, просушивают и хранят в специальной промаркированной посуде с крышкой. Мочалки, щетки для мытья посуды, ветошь для протирания столов при осложненной эпид. ситуации кипятят в течение 15 мин. в воде с добавлением кальцинированной соды или замачивают в дезинфицирующем растворе, затем простирывают в конце дня с моющим средством, прополаскивают, сушат и хранят в специальной промаркированной таре.
В помещениях пищеблока ежедневно проводят уборку: (полы, подоконники, радиаторы), еженедельно с применением моющих средств проводят мытье стен, осветительной арматуры, очистку стекол от пыли и копоти и т. п., ежемесячно проводят генеральную уборку с последующей дезинфекцией всех помещений, оборудования и инвентаря.
В буфетных, моечных столовой и кухонной посуды, а также возле всех ванн, которые используют для обработки инвентаря, вывешивают инструкции по режиму мытья посуды и обработки инвентаря с указанием концентраций моющих и дезинфицирующих средств, используемых в данный момент, правил приготовления рабочих растворов.
Полы в туалетных, унитазы моют два раза в день горячей водой и моющими средствами. В младших дошкольных группах полы следует мыть после каждого пользования горшками.
Санитарно-техническое оборудование подлежит обеззараживанию независимо от эпидемиологической ситуации. Сидения на унитазах, ручки сливных бачков и ручки дверей моют теплой водой с мылом ежедневно. Горшки моют после каждого пользования при помощи квачей и моющих средств. Ванны, раковины, унитазы чистят дважды в день квачами или щетками с использованием моющих и дезинфицирующих средств.
Весь уборочный инвентарь после пользования промывают горячей водой с моющими средствами. дезинфицирующие растворы хранят в темной посуде в местах, недоступных детям. Уборочный инвентарь (тряпки, ведра, щетки) маркируют и хранят в специальном шкафу в туалетных. Оборудование участка (столы, скамьи, физкультурные снаряды и др.) ежедневно протирают. Песок в песочных ящиках меняют не реже одного раза в месяц, на ночь ящики закрывают крышками. Перед игрой песок слегка увлажняют, перелопачивают, загрязненный песок заменяют чистым.
Дети, увлеченные интересной деятельностью (занятия, игры и др.), долго не чувствуют утомления. Но неправильно организованные виды деятельности даже за короткое время могут быть значительной нагрузкой для нервной системы ребенка, приводить к быстрому утомлению. При организации учебной деятельности ребенка необходимо строго соблюдать гигиенические требования.
Любая деятельность сопровождается формированием рабочей доминанты, которая обеспечивает наилучшие условия для функционирования всех органов и систем и повышает производительность работы. На ее фоне возникает явление врабатываемости, далее оптимальной работоспособности, которая держится на определенном уровне, а затем уровень работоспособности постепенно снижается, так как начинаются процессы утомления. Степень утомления отражают количественные снижения производительности труда за единицу времени, и качественные показатели — понижение точности выполняемой работы и появление большого количества ошибок. Происходит снижение эффективности физиологических затрат, когда на единицу выполняемой работы требуется больше энергии.
Существует ряд поведенческих реакций, по которым педагог может определить начало возникновения утомления у ребенка на занятиях.
Утомление — это состояние пониженной работоспособности, наступающее под влиянием интенсивной длительной деятельности или однообразной работы, а также в результате нервного напряжения (при волнении). Некоторые факторы могут привести к возникновению раннего утомления (заболевания, чувство голода, низкая освещенность, неудобная поза, монотонная однообразная работа). Утомление — это нормальный физиологический процесс, сопровождающий любую деятельность. Субъективное ощущение утомления отражает усталость. Утомление проявляется объективными признаками: изменяют свои параметры сенсорные системы, зрительные и моторные реакции, наблюдается изменение памяти и ряда объективных показателей.
На I стадии утомления у ребенка может наблюдаться возбуждение, которое проявляется в двигательных и речевых реакциях (вскакивание с места, подергивание ногой, посторонние разговоры, неадекватный смех). Для снятия начинающегося утомления необходимо провести физкультминутку, переключить внимание или предложить новый вид деятельности. Если педагог не замечает этих явлений или делает замечания дисциплинарного характера, не переключает внимание детей, то возникает II стадия утомления — двигательная заторможенность. Она характеризуется расслаблением тонуса, ребенок подпирает голову рукой, полулежит за столом, замедленно отвечает на вопросы. В этом состоянии учебный материал усваивается плохо, ослабляется память, выработанные условные связи непрочные.
При прогрессировании утомления может возникнуть III стадия, при которой наступает торможение в творческих отделах коры головного мозга. Если детей, находящихся в этой стадии, попросить опустить голову на руки, размещенные на столе, закрыть глазки, то через 5-10 мин. многие из них будут находиться в состоянии сна. Накопление утомления может привести к переутомлению. При переутомлении нормальный отдых, сон не снимают утомления, сильно ослабляется память, нарушается логическое мышление, способность к абстрактному мышлению, возникает опасность неврозов.
Организуя деятельность ребенка, надо учитывать возраст и состояние здоровья, индивидуальные особенности, жизненный опыт, Дети первого-второго года жизни могут радостно и активно бодрствовать лишь, когда удовлетворены все их физиологические потребности. При первых признаках ухудшения настроения у ребенка этого возраста: вялость, сонливости или перевозбуждение — игры-занятия следует прекратить. С детьми от полутора до 3 лет рекомендуется проводить 10 занятий в неделю, по два занятия в день (утром), продолжительностью 8 — 10 мин., с детьми 4-х лет – 11 занятий по 15 мин., 5 лет – 12 занятий по 20 мин., 6 лет – 15 занятий по 25 мин., в подгоовительной группе — 17 занятий по 30 мин. У детей старше 5 лет допускается проведение одного занятия после дневного сна, но не более 3 раз в неделю.
Перерывы между занятиями должны быть не менее 10 мин.
Организация всех видов деятельности и отдыха детей в течение дня строится на основе программы воспитания и обучения в ДДУ
Увеличение умственной и физической нагрузки детей — негативная неправомерная практика, вызывающая у детей переутомление, невротизацию, негативно отражающаяся на состоянии их здоровья.
Количество и вид занятий по группам
Вид занятий | Группа | |||
Младшая (3-4 года) | Средняя (4-5 лет) | Старшая (5-6 лет) | Подготовительная (6-7 лет) | |
Ознакомление с окружающим миром | — | — | ||
Развитие речи | ||||
Ознакомление с художественной литературой | ||||
Развитие элементарных математических представлений | ||||
Изобразительная деятельность: Рисование Лепка | 1 1 | 1 1 | 2 1 | 2 Через неделю |
Аппликация Конструирование | Через неделю Через неделю | Через неделю Через неделю | 1 1 | Через неделю 1 |
Музыкальные |
В середине занятий следует проводить физкультминутку.
Водоснабжение и канализация в детских и подростковых учреждениях
Здания детских и подростковых
учреждений должны быть оборудованы водопроводом, иметь горячее водоснабжение и
канализацию.
В неканализированных районах
детские учреждения должны оборудоваться внутренней канализацией при условии
устройства местных очистных сооружений. Качество воды должно удовлетворять
санитарным требованиям, предъявляемым к питьевой воде в соответствии с
действующим ГОСТом 2874—82 «Вода питьевая. Гигиенические требования и контроль
за качеством воды».
В яслях-садах с дневным
пребыванием расход воды принимают из расчета 75 л в сутки на одного ребенка, с
круглосуточным пребыванием детей — 100 л; в школе—15—20 л, в школе-интернате —
70—95 л на одного человека без учета расходов воды в столовой и прачечной.
В Детских дошкольных
учреждениях подводка горячей воды обязательна в кухню, постирочную, игровую 1-й
группы раннего возраста, буфетные и туалетные всех групп. Зимой к душам и
умывальникам должна подводиться пода температуры 37—60° С.
Санитарно-техническое
оборудование в учебно-воспитательных учреждениях представлено в табл. 21.
Какие нормы температуры в детских садах на 2019 год
Admin Дошкольный Возраст Интернет журнал fraui уже рассказывал о причинах частых заболеваний у детей, связанных с тем, что большую часть дня наши малыши, и уже совсем не малыши, проводят в плохо проветриваемых помещениях, с сухим теплым воздухом. Такой воздух высушивает слизистые оболочки, что не позволяет местному иммунитету полноценно работать, задерживая и уничтожая, всяческие микробы
Следить за иммунитетом ребенка достаточно важно, так как именно он играет роль главного препятствия на пути всех недугов
Помочь детскому иммунитету и устранить вредные для здоровья ребенка факторы совсем несложно: нужно регулярно проветривать, разумеется, избегая сквозняков в присутствии детей, поддерживать нормальную влажность воздуха в доме, не пренебрегать прогулками в любую погоду!
Но поддерживается ли такой же полезный для здоровья режим в детском саду, куда вы приводите ежедневно своего малыша, и где он проводит большую часть дня? Как выполняется режим в детском саду? Не каждый сможет ответить на этот вопрос, в основном потому, что мало кто об этом вообще задумывается. Утром, спеша на работу, мы приводим ребенка в группу, краем сознания отмечаем, что в помещении тепло, ну и ладно. Но, как мы уже говорили, тепло не всегда друг.
В то же время существуют четкие правила для детских садов, школ и других детских учреждений. Причем работа детского сада по данным правилам вовсе не вчера придуманы, это не прихоть администрации сада или воспитателя, и даже не выполнение пожеланий родителей. Все указанные в этом документе нормы устанавливались в соответствии с результатами научных исследований и наблюдений, а значит, призваны обеспечить оптимальный режим в детском саду, при котором заболеваемость среди детей стремилась бы к нулю.
Среди основных параметров: температура воздуха в групповых помещениях; относительная влажность воздуха; интенсивность воздухообмена. А как должно быть? Вполне возможно, что в группе он уже есть, тогда просто поинтересуйтесь его показаниями. Превышение верхнего предела хотя бы на один градус уже создает опасность для здоровья детей.
С влажностью воздуха разобраться сложнее, измеряется она неизвестным прибором гигрометром, который, в отличие от обычного градусника, не то, что в группе, во всем детском саду вряд ли найдется. А гигрометр, на самом деле, прибор достаточно простой и вполне доступный, цены на самые простые модели начинаются от двухсот рублей. Измерить интенсивность воздухообмена, пожалуй, практически невозможно, сводится он по большому счету к проветриванию помещений, а в СанПиНе описаны правила этого проветривания.
Несоблюдение данных правил приводит к тому, что ребенок болеет в детском саду часто и иммунитет не может защитить его организм. Вот эти правила: угловое и сквозное проветривание осуществляется в отсутствие детей; в холодное время года проветривание спальни должно заканчиваться за 30 минут до сна; во время сна должны открываться форточки или фрамуги, а закрываться за те же 30 минут до подъема; когда на улице тепло, во время сна окна должны быть открыты; в присутствии детей необходимо избегать сквозняков.
Вам эти условия кажутся варварскими? Но эти нормы, разработанные учеными и врачами, рассчитаны на обычных! Для школьных классов тоже есть правила проветривания. Куда смотрит комиссия по детским садам? Логично, что если есть правила, значит, должны быть ответственные за их выполнение. Это администрация сада, медицинский работник врач или медсестра , который в обязательном порядке есть в каждом детском дошкольном учреждении, а также это Санэпидемнадзор.
К сожалению, ни наличие правил, закрепленных законодательно, ни наличие ответственных лиц и контролирующих органов никак не меняют ситуацию. Сегодня практически невозможно найти детский сад, условия в котором соответствовали бы требованиям СанПиН. И вот ведь парадокс, сказать, что температурный режим совсем не контролируется, нельзя. Контролируется, еще как, только однобоко. О том, какова влажность воздуха в групповых помещениях сада и как проводится проветривание — тайна, покрытая мраком.
Что ж, у нас, родителей, к счастью, есть определенные права и возможности, чтобы повлиять на сложившуюся обстановку и добиться для своих детей нормальных, здоровых условий.
Организация прогулки в ДОУ. Температурный режим прогулки с детьми на воздухе
действует с 29 мая 2013 г. N 28564
• Ежедневная продолжительность прогулки детей составляет примерно от 3 до 4 часов в день.
• Прогулку организуют 2 раза в день:(в 1-ую половину дня – до обеда, во 2-ую половину дня – после дневного сна или перед уходом детей домой.)
• При температурном режиме воздуха ниже минус 15 градусов и скорости ветра более 7 метров в секунду продолжительность прогулки сокращается.
• Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже минус 15 градусов и скорости ветра более 15 метров в секунду – для детей до 4 лет, а для детей старше 5 – 7 лет – при температуре воздуха ниже минус 20 градусов С и скорости ветра более 15 метров в сек. (для средней полосы).
• Во время прогулки необходимо проводить игры и физические упражнения.
• Подвижные игры проводятся в конце прогулки перед возвращением детей в помещение
[h3]Воспитание на прогулке
Организация прогулок [/h3]
Процесс воспитания детей непрерывен. Большие потенциальные возможности для всестороннего гармонического развития личности ребенка заложены в процессе воспитательно-образовательной работы с детьми в условиях прогулки. Здесь как нигде малышам предоставляются.
Чем занять ребенка на прогулке
Помимо стационарно установленного оборудования, на участок следует выносить дополнительный материал, который служит целям закрепления, уточнения, конкретизации новых знаний детей об окружающем мире, а также тренирует их наблюдательность,.
Детские игры летом
Игрушки, рекомендуемые детям для игр в теплое время года: * Дидактические игрушки. Сборно-разборные матрешки, пирамидки, лото. * Моторные игрушки. Мячи и обручи трех размеров, пластмассовые шары, кегли, вожжи с бубенцами,.
Активный отдых дошкольников
Особенностью детей младшего дошкольного возраста является их потребность в активных и разнообразных движениях. В летнее время эта потребность полностью удовлетворяется. Дети беспрепятственно и довольно много времени ходят, совершая.
Планирование прогулки в детском саду
Непременным условием успешного развития и воспитания младших дошкольников на прогулке является одновременное овладение ими умственными и практическими действиями. Это успешно решается в ходе систематически проводимых.
Прогулки осенью
1. Наблюдения за растениями. Цветы. Взрослый выясняет, какие названия цветов знакомы детям, после чего начинает рассматривать с детьми цветы на клумбе, называя их. Младшие дети учатся показывать и называть 2—3 цветка, их цвет, величину.
Прогулки зимой
1. Наблюдения за растениями. Елка, береза. Продолжать работу, начатую осенью. Закреплять в памяти детей понятия дерево, куст. Объяснить, как отличить дерево от куста. Познакомить детей с березой (белоствольной, отметить: листьев.
Прогулки весной
1. Наблюдения за растениями. Луговые и садовые цветы. Наблюдать за распускающимся бутоном-домиком у цветка. Рассматривать первые весенние цветы. Элементарное умение различать цветы изменяет поведение ребенка. Он начинает приглядываться.
Прогулки летом
1. Наблюдения за растениями. Цветы. Наблюдения проводятся с целью обогащения представлений детей о луговых и садовых цветах. Дети узнают названия новых цветов, младшие различают и называют 2—3, а старшие 3—4 цветка. Формируется умение…
Занятия в детском саду
Как было сказано выше, продолжительность занятий зависит от возраста ребенка. Занятие в младшей группе длится 10 минут, 15 минут в средней, 20—30 минут в старшей и подготовительной.
На этих занятиях дошкольник узнает много нового, начинает формировать свой кругозор, знакомится с основами письма и математики. Если детский сад специализированный, с определенным уклоном, то в расписании могут присутствовать и дополнительные занятия. Также расписание в средней и старшей группе может включать дополнительные тематические занятия и развивающие кружки.
В детском саду регламентировано не только время занятий, но и их распределение в течение дня. Расписание составляется с тем, чтобы дети не только не переутомлялись, но и максимально задействовали свою активность.