1.1. Понятие земельного участка
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «1.1. Понятие земельного участка». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если конкретный участок земли не индивидуализирован, традиционно употребляется понятие «земля». Также понятие «земля» употребляется относительно земель, составляющих фонд природных ресурсов. А в случае, если возникают правовые отношения относительно определенного участка с указанием его характеристик (границы, площадь и проч.), следует употреблять понятие «земельный участок».
В толковом словаре Ожегова содержатся следующие значения понятия «земля».
- 1). Земля — третья от Солнца планета Солнечной системы, вращающаяся вокруг Солнца и вокруг своей оси.
- 2). Земля — суша в противоположность водному или воздушному пространству.
- 3). Земля — почва, верхний слой коры нашей планеты, поверхность.
- 4). Земля — рыхлое тёмно-бурое вещество, входящее в состав коры нашей планеты.
- 5). Земля — страна, государство, а также вообще какая-нибудь большая территория Земли.
- 6). Земля — территория с угодьями, находящаяся в чьём-нибудь владении, пользовании.
- 7). Земля — в Австрии и Германии: административно-территориальная (федеративная) единица.
В пункте 2 статьи 260 ГК РФ введено ограничение реализации прав правообладателей земельных участков в части их использования в соответствии с целевым назначением. Указано, в частности, что «на основании закона и в установленном им порядке определяются земли сельскохозяйственного и иного целевого назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается. Пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением».
Нарушение правила об использовании земельного участка в соответствии с его целевым назначением может повлечь за собой его изъятие у собственника или прекращение прав иных правообладателей (ст. ст. 285, 287 ГК РФ).
Исчерпывающий перечень категорий земель по целевому назначению приведен в пункте 1 статьи 7 ЗК РФ:
1) земли сельскохозяйственного назначения;
2) земли населенных пунктов;
3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
4) земли особо охраняемых территорий и объектов;
5) земли лесного фонда;
6) земли водного фонда;
7) земли запаса.
Как бесплатно получить земельный участок от государства
Земельный участок не только можно купить, его можно и приобрести бесплатно, хотя мало кто об этом знает. Земли предоставляются бесплатно преимущественно льготникам (ветеранам, многодетным семьям, потерявшим кормильца и другим). Чтобы получить бесплатный земельный участок надо обратиться с заявлением в органы местной администрации. Существует практика оформления в собственность участка так называемого бесхозного. Если участком долго никто не пользуется, на нем можно возвести строение и затем попробовать оформить его в собственность, но риск отказа такого оформления со стороны государства все же присутствует. Земельный кодекс РФ (ст. 39.5) устанавливает право бесплатного предоставления участка лицам, которые пользовались таким участком безвозмездно более пяти лет (это касается участков, выделенных для индивидуальных жилых застроек и ведения подсобного и фермерского хозяйства), а также религиозным организациям. В любом случае, прежде чем понять, можно ли получить бесплатно земельный участок в интересующем регионе, следует изучить действующее законодательство в отношении интересующего надела.
Понятие прав на земельные участки
ЗК, так или иначе, упоминает целый перечень прав на землю или возможностей, переданных гражданам, в границах которых они вправе использовать имеющуюся территорию. Часть из них существует благодаря ранее изданным нормативным актам, которые уже не действуют. Право всегда остается в действии, и гражданин вправе ним распоряжаться на собственное усмотрение, и они также защищаются законом. Различают следующие виды прав:
- бессрочное безвозмездное использование;
- безвозмездное использование на протяжении определенного срока;
- право пожизненного наследуемого владения;
- сервитуты – законное использование чужой собственности;
- право собственности;
- право аренды.
Понятие земли и земельного участка
В законодательстве не определяется и не различается, в каком случае термин «земля» используется в значении природного объекта, а в каком — природного ресурса. Не вносит достаточную ясность по этому вопросу и Земельный кодекс РФ, в п. 1 ст. 6 которого определяются объекты земельных отношений: 1) земля как природный объект и природный ресурс; 2) земельные участки; 3) части земельных участков.
В науке земельного права земля является объектом правового регулирования, который, в свою очередь, классифицируется на общий, т.е. вся земля РФ, родовой — определенная категория земель (например, земли сельскохозяйственного назначения, земли поселений, земли промышленности, транспорта, связи и т.д.), используемая по целевому назначению, и специальный, т.е. конкретный земельный участок, предоставленный и используемый по непосредственному целевому назначению Дегтев А.В. Земля — объект земельных и гражданских правоотношений. // Право и экономика 2005 № 8. С. 22..
Предметом земельного права как отрасли российского права являются общественные отношения по поводу земли как основы жизни и деятельности на соответствующей территории (земельные отношения).
Специфика этих отношений как самостоятельного предмета правового регулирования обусловливается их объектом – землей. Земля является природным объектом, природным ресурсом, основным средством производства в сельском и лесном хозяйстве и базисом для иной деятельности. Земля как природный объект находится в органической связи с иными природными объектами: недрами, водами, лесами, животным и растительным миром. Это обусловливает связь земельных правоотношений с иными правоотношениями по поводу пользования и охраны иных природных объектов и ресурсов в целом и каждого в отдельности, чем, в свою очередь, определяется наличие такой связи земельного права с другими природоресурсными отраслями законодательства.
Объектами земельных отношений являются: земля как природный объект и природный ресурс; земельные участки; части земельных участков.
Земля как природный объект и природный ресурс может выступать в качестве объекта земельных отношений в целом. Выделение земли как природного объекта связано с отношениями по охране земель и контролю за соблюдением требований по охране и рациональному использованию земли. Земельный участок как объект земельных отношений – это часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке. Данное понятие земельного участка следует считать основным для включения земельного участка в земельно-правовые отношения.
Земельный участок может быть делимым и неделимым. Делимым является земельный участок, который может быть разделен на части, каждая из которых после раздела образует самостоятельный земельный участок, разрешенное использование которого может осуществляться без перевода его в состав земель иной категории.
Особенности земли порождают специфику как земельных правоотношений, так и предмета земельного права.
Таким образом, предметом земельного права являются общественные отношения по использованию и охране земель в РФ как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
К отношениям по использованию и охране недр, вод, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, охране особо охраняемых природных территорий и объектов, охране атмосферного воздуха и охране объектов культурного наследия народов применяются законодательство о недрах, лесное, водное законодательство, законодательство о животном мире, об охране и использовании других природных ресурсов, об охране окружающей среды, об охране атмосферного воздуха, об особо охраняемых природных территориях и иные специальные федеральные законы.
К земельным отношениям нормы указанных отраслей применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством.
Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды.
1. Учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование земельных отношений осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей части природы, используемом в качестве средства производства в сельском и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности, и одновременно как о недвижимости, об объекте права собственности и иных прав на землю.
2. Приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимости, согласно которому собственники земельных участков осуществляют свои правомочия свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде.
3. Приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни или предотвратить негативное воздействие на здоровье человека.
4. Участие граждан, общественных организаций и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю, согласно которому они вправе принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель, а органы государственной власти, местного самоуправления, субъекты хозяйственной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия.
5. Единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе участков.
6. Приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий РФ, согласно которому изменение целевого назначения ценных земель с/х назначения, земель, занятых защитными лесами, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается.
7. Платность использования земли, согласно которому использование земли осуществляется за плату, если иное не установлено законом.
8. Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями закона.
9. Разграничение государственной собственности на землю на собственность РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, согласно которому правовые основы разграничения устанавливаются федеральными законами.
10. Дифференцированный подход к установлению правового режима земель, согласно которому при определении их режима должны учитываться природные, социальные и другие факторы.
11. Сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование земельных отношений осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий граждан на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащими им участками.
12. Разграничения действия норм гражданского законодательства и земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель.
13. Государственное регулирование приватизации земли.
Большое значение среди источников земельного права имеют нормативные акты высшей юридической силы – законы. Земельное законодательство представляет собой систему нормативных актов РФ, субъектов РФ, регулирующих земельные отношения. Земельное законодательство состоит из Земельного кодекса РФ, иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов РФ. Основные нормы земельного права содержатся в Земельном кодексе РФ, который основывается на нормах Конституции РФ. Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов РФ, должны соответствовать ЗК РФ.
Земельные отношения могут регулироваться также указами Президента РФ, которые не должны противоречить ЗК РФ, федеральным законам. Правительство РФ принимает решения, регулирующие земельные отношения, в пределах полномочий, определенных ЗК РФ, федеральными законами, а также указами Президента РФ, регулирующими земельные отношения. На основании и во исполнение ЗК РФ, федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ, законов субъектов РФ органы исполнительной власти субъектов РФ в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.
На основании и во исполнение ЗК РФ, федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.
Конституцией РФ устанавливается взаимоотношение нормативных актов. По предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным субъектом РФ, действует федеральный закон. Конституцией РФ и ЗК рФ установлено, какие вопросы должны быть урегулированы федеральными законами. В соответствии со ст. 36 Конституции РФ условия пользования землей определяются на основе федерального закона. Согласно ЗК РФ значительное число вопросов подлежит регулированию только федеральными законами.
Регулирование земельных отношений соприкасается с регулированием использования природных ресурсов, строений, сооружений и иной недвижимости. ЗК РФ определяет условия взаимодействия его норм и норм иных правовых актов. К отношениям по использованию и охране недр, вод, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, охране особо охраняемых природных территорий и объектов, охране атмосферного воздуха и охране объектов культурного наследия народов применяется специальное законодательство. К земельным отношениям нормы иных отраслей законодательства применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством.
Имущественные отношения с земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
Комментарии к ст. 6 ЗК РФ
1. Комментируемая статья основывается на двойственном подходе к земельным участкам. Во-первых, земельный участок является природным объектом, охраняемым в качестве важнейшей составной части природы, природным ресурсом, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно недвижимым имуществом, объектом права собственности и иных прав на землю. Следовательно, как объект земельных отношений земля выступает в этих двух качествах: в первом случае это земля как природный объект и природный ресурс, и в этом качестве она выступает объектом регулирования, например, гл. II Кодекса (при этом используется также термин «земли»); во втором случае это земля как имущество и объект прав, и в этом качестве она выступает в виде конкретных земельных участков и частей земельных участков.
Земельный участок — ключевое понятие земельного законодательства. Именно земельный участок является универсальным объектом прав с точки зрения государственной регистрации. Определение земельного участка содержится в законодательстве о кадастре объектов недвижимости.
Часть земельного участка не является ни объектом прав, ни природным объектом. Без выделения в качестве самостоятельного земельного участка часть земельного участка не может быть самостоятельным объектом имущественных прав и сделок. В ЗК РФ часть земельного участка как объект земельных отношений упоминается только в ст. 35 в контексте части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования.
Виды и назначение земельных участков
Один из важных поводов для классификации ─ виды использования земельных участков.
В «Градостроительном кодексе Российской Федерации» (Статья 37 «Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства») виды пользования земельным участком делятся на основные, условно разрешенные и вспомогательные. Последние допустимы только в качестве дополнительных к основным и условно разрешенным и должны осуществляться совместно с ними.
Изменение вида использования земельного участка осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Решения об изменении вида разрешенного использования земельных участков, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, принимаются в соответствии с федеральными законами.
В соответствии с ЗК РФ виды разрешенного использования земельных участков определяются с помощью классификатора, утвержденного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 г. № 540 был утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков. Учитывая достаточно протяженный временной разрыв между упоминанием в ЗК РФ классификатора и его реальным появлением, Федеральный закон от 23.06.2014 № 171-ФЗ определил, что разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом РФ классификатора, признается действительным вне зависимости от того, соответствует оно указанному классификатору или нет.
Классификатор видов разрешенного использования земельных участков представляет собой таблицу из трех колонок:
- наименование вида разрешенного использования земельного участка;
- описание вида разрешенного использования земельного участка;
- код (числовое обозначение) вида разрешенного использования земельного участка, иногда называемый коэффициент вида использования земельного участка.
Землепользование: понятие и особенности
Права на наделы приобретаются с целью использования земли для удовлетворения определенных нужд и потребностей: ведения сельскохозяйственной деятельности, создания и эксплуатации объектов недвижимости.
Субъект может осуществлять и другое рациональное использование земельных участков, если оно не противоречит законодательным нормам и назначению земли. В результате таких правоотношений возникает право землепользования. Оно представляет собой систему правовых норм, которые регулируют отношения, возникающие при получении полезных свойств земли.
Субъектами землепользования являются физические и юридические лица. Использование ими земельных наделов осуществляется на основе права собственности или пользования.
В этих случаях сущность землепользования заключается в извлечении полезных свойств из надела.
Выше уже упоминалось, что право землепользования отличается от землевладения. В некоторых случаях оно может быть ограничено. Это связано с назначением надела.
Законодательством предусмотрены и некоторые временные ограничения.
В земельном праве существует такое понятие как принцип устойчивости землепользования. Его сущность заключается в следующем:
- участок передается субъекту на длительный срок;
- создаются условия для развития его деятельности;
- гарантируется защита его интересов;
- закон ограничивает срок реализации права использования земли.
Процедура регистрации землевладений и землепользований
Регистрация землевладений и землепользований – это внесение специальной записи в документы установленного законом образца. В ней отображаются сведения о земельном наделе, позволяющие закрепить его правовое положение, качественные, количественные и ценностные характеристики, географическое положение и параметры.
Процедуру выполняет уполномоченный орган – Росреестр.
Зарегистрированное в соответствии с законодательством РФ землевладение находится под охраной государства, которое обеспечивает защиту прав владельцев земельных угодий.
Регистрация землевладений и землепользований происходит на основании:
- принятого уполномоченным госорганом решения о выделении надела для строго определенных нужд;
- документов о проведении работ по землеустройству и установлению границ на местности.
ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА КАК ОБЪЕКТА ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ
Действующий Гражданский кодекс РФ достаточно последовательно исходит из того, что земельные участки являются объектами гражданских прав (см. ст. 130, 132, 216, 261 и т.д.), но не содержит при этом легального определения земельного участка.
Законодательно определение земельного участка закреплено в Земельном кодексе РФ. До 1 марта 2015 года Земельный кодекс РФ в ст. 11.1 определял земельный участок как часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. С 1 марта 2015 г. земельный участок в п. 3 ст. 6 ЗК РФ определяется как недвижимая вещь, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить её в качестве индивидуально определенной вещи.
Как можно заметить, в новой редакции законодатель не упоминает границы земельного участка в качестве обязательного индивидуализирующего признака земельного участка. Законодатель не указывает также, какие именно характеристики земельного участка позволяют определить его в качестве индивидуально определенной вещи.
Буквальное толкование положений ст. 1, 7 ФЗ от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»53 позволяет сделать вывод о том, что к числу характеристик, позволяющих определить земельный участок в качестве индивидуально определенной вещи, относятся кадастровый номер земельного участка, описание местоположения границ земельного участка, а также площадь земельного участка.
С тем, что границы земельного участка являются одним из его необходимых индивидуализирующих признаков, соглашаются многие исследователи54. Устанавливаемые посредством межевания границы земельного участка позволяют определить территориальную и пространственную сферу осуществления прав и исполнения обязанностей лиц, использующих земельные участки на законных основаниях55.
Законодатель справедливо относит к числу обязательных индивидуализирующих признаков земельного участка его площадь. В соответствии с п. 8 ст. 38 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» площадью земельного участка является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость. Определение площади земельного участка имеет фискальную цель – взимание земельного налога.
Как представляется, законодателю следовало признать обязательным индивидуализирующим признаком земельного участка и его местоположение (адрес). Границы земельного участка устанавливаются путем определения координат характерных точек таких границ, т.е. точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части(п. 7 ст. 37 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»). Однако для лиц, обладающих земельными участками, особый интерес представляют не точные координаты границ земельного участка, а местоположение (адрес) участка. Как справедливо отмечает О.И. Крассов, «ограниченность земли в пространстве как юридически значимая ее характеристика определяет исключительную важность местоположения земельного участка. Именно это обстоятельство обуславливает привлекательность как объекта права собственности, его рыночную стоимость»56.