Государственная социальная помощь: как получить, сроки предоставления
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Государственная социальная помощь: как получить, сроки предоставления». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Социальным страхованием называют один из видов социальной защиты населения, главная цель которого – выполнение конституционного права людей на материальную помощь в случае утраты здоровья или трудоспособности, безработицы и других подобных проблем.
Целевой принцип помощи
А главное, что деньги должны быть потрачены по целевому принципу, например, если человек без работы, то и помочь ему надо так, чтобы работать начал, на себя, например, а не просто выделить деньги, проесть их за какое-то время и опять на том же месте, условно, с протянутой рукой.
Именно такой подход предполагает социальный контракт, как адресная социальная помощь нуждающимся, которая включает целый перечень мероприятий, помогающая людям в сложной жизненной ситуации и помощь в определении постоянного источника дохода.
Среди разнообразных форм соцконтракта может быть и целевая денежная выплата, но обязательно направленная на конкретную цель.
Потому при заключении контракта совместно с соцработником человек составляет индивидуальную программу социальной адаптации.
В ней четко расписывается куда, на что и как планируется потратить выделяемую помощь, в зависимости от жизненной ситуации. Именно этим соцконтракт отличается от адресных пособий.
Государственная социальная помощь в связи монетизацией льгот
Как уже говорилось выше, Законом «О государственной социальной помощи» регулируются также отношения по предоставлению государственной социальной помощи, введенной в России в 2005 г. в связи с монетизацией льгот, которыми пользовались миллионы граждан по системе социального обеспечения. Данная помощь предоставляется в виде ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) либо частично в виде ЕДВ и набора социальных услуг.
Основной целью введения ежемесячных денежных выплат была замена «натуральных» видов социального обеспечения, предоставляемых гражданам в виде различного рода социальных льгот, их денежной формой. При этом законодатель не собирался гарантировать отменяемые льготы их адекватной стоимостью в денежном выражении. Такой вопрос даже не рассматривался при обсуждении и принятии закона о монетизации (Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ).
Эта тема весьма актуальна в современных условиях. Это объясняется рядом важных факторов. В последние годы многие ученые все чаще занимаются этой теоретической и практической проблемой. Однако ряд аспектов этой научно-практической задачи остаются нерешенными и достаточно широко обсуждаются в юридической теории и практике.
Социально-экономические реформы в России привели к радикальным переменам в общественной жизни. Ликвидированы либерализация экономики, внешняя деятельность, централизованная система планирования и управления. Кардинальные преобразования произошли в социальной структуре общества. Большинство населения является, в принципе, новые ценности, и все социальные условия русской жизни изменились.
Согласно ст. 7 Конституции РФ – Российская Федерация является социальным государством. Под социальным государством принято понимать государство, главной задачей которого является достижение общественного прогресса, основанного на правовых принципах социального равенства, солидарности и взаимной ответственности.
Социальное государство должно помогать слабым, влиять на распределение экономических благ по принципу справедливости, так что каждый может жить достойно.
Главная задача социальной политики Российской Федерации является достижение благосостояния человека и общества, обеспечение равных и справедливых возможностей для развития личности.
Одной из важнейших целей социального государства является социальное равенство. Социальное государство стремится уничтожить социальное неравенство-неравенство, связанное с потерей дохода или средств к существованию в силу различных обстоятельств. Инструментом социального государства, противодействующим этим колебаниям назначения, является социальное обеспечение.
Развитие системы социального обеспечения зависит не только от необходимости, но и от способности государства осуществлять такие гарантии. Переход социального общества от основной цели — обеспечение прожиточного минимума-к более высоким целям-нуждающимся людям или поддержание их нормального уровня жизни в значительной степени зависит от способности самого общества создавать фонды социального обеспечения в дополнение к средствам, выделяемым этому государству.
Актуальность данного исследования заключается в том, что в настоящее время социальное обеспечение в Российской Федерации постоянно развивается. Об этом свидетельствует большое количество утвержденных законодательных актов, регулирующих правоотношения в сфере социального обеспечения в России.
Целью данной курсовой работы является анализ государственной социальной помощи в Российской Федерации на современном этапе.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. проанализировать законодательство государственной социальной помощи;
2. рассмотреть цели и виды социальной помощи в РФ;
3. рассмотреть порядок и условия предоставления государственной социальной помощи;
4. рассмотреть основные проблемы и пути их решения.
Объектом исследования является гражданское право.
Предметом исследования является предоставление государственной социальной помощи гражданам РФ.
В процессе исследования использовались следующие методы: научной абстракции; исторический; монографический; аналитический; экономико-статистический и др.
Данная курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Эффективность социального обслуживания собственного народа должна быть гораздо большей, но меры социальной поддержки — это далеко не первая из забот современного общества нашей страны. Нет чёткого разграничения и перераспределения полномочий на всех уровнях власти, а потому в этой сфере не наблюдается ощутимых улучшений. Привлечение негосударственных организаций, конкурсное финансирование с альтернативными источниками и применение этого во всех видах социальной помощи — вот это меры социальной поддержки. Но всё перечисленное пока только в планах. Много говорится о том, что разрабатываются и будут реализованы государственные проекты по преодолению бедности, что ориентировочно её уровень снизится в среднесрочный период. Будут приниматься и другие меры социальной поддержки. Это поможет предупреждать бедность и не давать ей путей к разрастанию.
Планируется использование самых разных механизмов в подходе к определённым группам населения, социально и экономически неблагополучным. Прежде всего будет уточняться методология в определении прожиточного минимума и критериев бедности соответственно законодательству. Значит, действенное предоставление мер социальной поддержки состоится ещё не скоро, только после изучения вопроса критериев. При условии реформирования социальной среды возможна актуализация потребительской корзины, а потому будут практиковаться экспертизы потребительских корзин по регионам. Именно это теперь советуют пришедшим за помощью в учреждения социальной защиты: «Не нужно покупать дорогой стиральный порошок, лучше выбирать хозяйственное мыло, а зубы чистить зубным порошком, который значительно дешевле всех паст. В рационе должно быть больше макаронных изделий, поскольку мясо и овощи дорогие». И эти советы иногда — самое действенное предоставление мер социальной поддержки.
Государственная помощь малоимущим гражданам заключается в том, что один из родителей, который является неработающим и не состоит на бирже труда, имеет право получить единовременную выплату по случаю рождения ребенка. Кроме того, матери или отцу малыша может быть назначено пособие до момента достижения последним полутора лет. Но если родитель выходит на работу или приобретает иной источник дохода, он обязан сообщить об этом в соцзащиту для прекращения выплат. Здесь нужно отметить и то, что получать такое пособие может только отец или мать ребенка, которые считаются официально неработающими и не имеющими другого дохода. Кроме того, нужно предоставить в соцзащиту справку о том, что второй родитель не получает средства на ребенка по месту работы.
В этом году государство планирует пересмотреть некоторые льготы для людей, чей доход не достигает необходимого минимума. Категория малоимущих граждан в данном случае ничего не потеряет, они также будут получать бесплатные препараты для больных членов своих семей, наполовину оплачивать коммунальные услуги и иметь скидки на поездку в транспорте общего пользования.
Кому положена социальная помощь?
Многие полагают, что соцпомощь от Государства можно получить лишь очень узкому кругу лиц. С вопросом, кому положена соцпомощь, можно обратиться к закону РФ. Опираясь на него, можно сделать вывод, что соцподдержка предоставляется гражданам, семьям, находящимся в нелегкой жизненной ситуации.
На помощь от Государства могут рассчитывать:
- участники Великой Отечественной Войны;
- инвалиды войны;
- ветераны боевых действий (конкретнее прописано в Федеральном законе «О ветеранах»);
- определенные лица, имеющие прямое отношение к Великой Отечественной Войне, а также члены их семей;
- инвалиды;
- дети-инвалиды;
- малоимущие граждане и семьи.
Виды государственной помощи больше всего развиты в плане соцзащиты детей, семьи, пожилых людей и инвалидов.
Социальная поддержка и социальное обслуживание население
Социальная поддержка – специальные мероприятия, направленные на поддержание условий, достаточных для существования социально уязвимых категорий граждан, социальных групп, отдельных семей, личностей, испытывающих нужду в процессе своей жизнедеятельности и деятельного существования.
Трудная жизненная ситуация — ситуация, которая субъективно воспринимается человеком как трудная лично для него или является объективно нарушающей его нормальную жизнедеятельность (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, конфликты и жестокое отношение в семье, одиночество и т.п.).
Категории граждан, нуждающиеся в социальной поддержке:
1) нетрудоспособные: пенсионеры, инвалиды, дети, граждане, находящиеся на попечении государства (в домах инвалидов, престарелых и т.д.);
3) попавшие в экстренные ситуации: безработные, беженцы и переселенцы, лица, без определенного места жительства, пострадавшие при чрезвычайных ситуациях (пожары, наводнения, землетрясения, радиационное воздействие и др.).
Социальная защита и социальная поддержка граждан относятся к полномочиям государства. К компетенции ОМСУ относится только оказание содействия в установлении опеки и попечительства. Однако основную часть работы по социальной поддержке граждан традиционно осуществляют ОМСУ в качестве государственных полномочий.
Для каждой из перечисленных категорий государством разрабатываются специфические программы социальной защиты, а на местном уровне – программы социальной поддержки.
Виды программ социальной поддержки:
1) объектные, рассчитанные на определенную социальную группу населения;
2) проблемные, рассчитанные на решение какой-то социальной проблемы.
Социальное обслуживание – механизм осуществления социальной поддержки.
Социальное обслуживание представляет собой деятельность по социально-экономической поддержке, оказанию социально-бытовых, медико-социальных, психологических, правовых услуг, по осуществлению социальной адаптации и реабилитации граждан и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Главное звено организации социального обслуживания населения — городской и сельский районы, микрорайон (трудовой коллектив), малый город без административного деления.
Функции управления вопросами социального обслуживания населения на подведомственной территории осуществляют органы социальной защиты населения.
Осуществляется социальное обслуживание бесплатно и за плату, через систему соответствующих социальных служб, включающих государственные, муниципальные, частные и другие службы, на основании обращения клиента, его опекуна, попечителя или другого законного представителя.
Принципы социального обслуживания:
1. равных возможностей граждан независимо от национальности, пола, возраста;
4. содействия социальной адаптации с опорой на собственные силы;
5. адресности, приоритета содействия гражданам, находящимся в опасном или беспомощном состоянии;
6. гуманности, доброжелательности, соблюдения конфиденциальности в работе;
7. профилактической направленности;
8. законности и учета международных стандартов.
Цель создания системы социального обслуживания — организация разнообразных форм социальной работы с разными категориями населения в непосредственном контакте с ними и на наиболее адресном территориальном уровне. Она призвана включать в себя комплекс целевых услуг различным социальным группам, находящимся в зоне риска и нуждающимся с учетом новой социальной обстановки в поддержке.
Создание системы социального обслуживания ставит цель помочь в решении многих проблем по воспитанию, уходу за нетрудоспособными членами семьи, организации быта, досуга; проблем, связанных с конфликтностью в отношениях, снижающей способность к самообеспечению, а также поднять уровень социальных гарантий населению. Кроме того, система социального обслуживания позволит координировать усилия государственных органов и различных социальных структур, включая государственные, частные, благотворительные организации.
Социальная служба — система государственных, муниципальных, частных и иных органов, учреждений, предприятий и организаций, осуществляющих социальное обслуживание. Деятельность этих учреждений подлежит лицензированию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Работники социальной службы — лица, непосредственно оказывающие помощь либо организующие оказание помощи клиентам социальной службы и состоящие в штате органов, учреждений и организаций, осуществляющих социальное обслуживание.
Одно из требований — все эти работники должны иметь высшее или среднее образование по специальности «Социальная работа» либо образование медицинского, психологического, педагогического, юридического или иного профиля, соответствующее требованиям и характеру выполняемой работы. Лица, осуществляющие помощь на дому, могут иметь среднее образование, но должны пройти курсовую подготовку. Работники, осуществляющие социальное обслуживание, пользуются определенными льготами, правами и гарантиями.
Клиент социальной службы — человек или семья, находящиеся в трудной жизненной ситуации и нуждающиеся в связи с этим в социальном обслуживании.
Социальная работа – разновидность человеческой деятельности, направленная на оказание помощи людям, нуждающимся в ней, не способным без посторонней помощи решить свои жизненные проблемы.
С какой целью осуществляется поддержка государства?
Оказание господдержки в виде социальной помощи может осуществляться как материальной помощью, так и в виде натуральных продуктов.
Получение дотации осуществляется в разном виде и размере для каждого из граждан, зависимо от индивидуальной ситуации.
Каждая заявка подробно рассматривается сотрудниками уполномоченных федеральных органов, которые и определяют, какую именно социальную государственную помощь предоставлять для гражданина.
Оценка кандидата на льготы происходит по следующим алгоритмам:
- Оценивается материальное положение семьи, либо отдельного гражданина (оценивается официальная прибыль, заработанная собственным трудом);
- Определение разновидности государственной помощи;
- Оформление осуществляется только для малоимущих граждан по их обращению в управление соцзащиты, или МФЦ.
В связи со сложной экономической ситуацией, постоянным прогрессированием инфляции и цен, политика социальной помощи для малообеспеченных граждан имеет такие цели:
- Повысить уровень жизни в стране;
- Уменьшение безработицы, с целью сокращения количества малоимущих граждан;
- Повышение качественной подготовки кадров и рост конкуренции квалифицированных сотрудников;
- Увеличение эффективности контроля за доходами граждан;
- Контроль рынка кадров с целью баланса рабочей силы (не иметь большое количество безработных, но, и чтобы не было преизбытка кадров);
- Более тщательный отбор людей, нуждающихся в социальной государственной поддержке, путем проведения усиленного оценочного контроля;
- Увеличение заработных плат рядовых граждан;
- Уравнивание разных соц. слоев населения.
Она оказывается тогда, когда следует поддержать социально незащищенные слои населения. Это бывает, как правило, во время войн, стихийных бедствий, катастроф и на сложных этапах экономического и социального развития. Как правило, такая социальная помощь гражданам осуществляется в виде товаров первой необходимости (медикаменты, одежда, обувь, медицинское оборудование). Для решения острейших проблем образования, здравоохранения, поддержки инвалидов и других слоев населения в период с октября 1997 до сентября 1998 года было направлено в 64 региона нашей страны более тридцати миллионов долларов. Основными поставщиками гуманитарной помощи выступили Германия и США (60%). В 1998 году около 26 тысяч тонн грузов поступило в 70 регионов России. Социальная помощь населению была оказана более чем тридцатью странами мира.
Государственная помощь пожилым
В силу физиологических особенностей люди пожилого возраста являются социально-уязвимой группой населения. Соответственно, они нуждаются в поддержке со стороны государства. Социальная помощь пожилым, в соответствии с законодательством, это:
— помощь на дому, в том числе социально-медицинское обслуживание;
— стационарное обслуживание в учреждениях (пансионатах, домах-интернатах и др.);
— полустационарная помощь в отделениях дневного пребывания;
— срочная помощь разового характера;
— социально-консультативная помощь, которая направлена на адаптацию инвалидов и граждан пожилого возраста в обществе.
Для реализации данных форм были созданы специальные территориальные центры, занимающиеся выявлением пожилых граждан, которые нуждаются в социальной поддержке. Они определяют виды социальных услуг, необходимые для них, и обеспечивают их предоставление, а также ведут учет нуждающихся.
Права и обязанности граждан, политического строя страны прописаны в Конституции РФ. Это главный документ государства, выступающий гарантом оказания всесторонней помощи населению. Фундаментом выступает социальная основа, создающая условия для достойного существования и личностного развития людей.
Правовая и организационная сторона вопроса, затрагивающая механизм финансового обеспечения многодетных семей, одиноких граждан и иных социальных слоёв населения, уровень дохода которых не превышает прожиточного минимума, изложена в Федеральном Постановлении №178 от 1999 года, принятого на очередном заседании ГосДумы.
Перечень льгот, размер и виды социальной помощи, порядок назначения пособий прописан и регулируется законом «О государственной социальной помощи», а в федеральном акте «О прожиточном минимуме РФ» от 1997 года изложены основные понятия и представлен регламент для проведения расчётов минимального уровня доходов населения.
Полномочия по оказанию социальной помощи населению в денежном и натуральном виде на законодательном уровне переданы субъектам федерации. Норма зафиксирована в статье 12 закона № 178-ФЗ от 17.07.1999. На основании ее положения региональные власти проводят следующую работу:
- выявляют:
- категории граждан, нуждающихся в соцподдержке;
- необходимые в определенной ситуации меры помощи;
- планирую финансирование в местном бюджете на реализацию государственной соцполитики;
- определяют орган исполнительной власти, который будет работать с гражданами;
- распределяет функции между структурами регионального и муниципального значения.
Кому положена соцпомощь?
Виды оказания государственной социальной помощи разнообразны, как и круг лиц, которому она предназначается. На территории Российской Федерации проживает более 146 млн. граждан около 30 млн. из них с доходами ниже прожиточного минимума. Программа господдержки направлена на улучшение уровня жизни людей с незначительным доходом. Вопрос о предоставлении решается на местном уровне и обратиться за соцпомощью могут:
- Нетрудоспособные граждане:
- пенсионеры;
- инвалиды;
- несовершеннолетние иждивенцы;
- лица, находящиеся на гособеспечении.
- Малоимущие.
- Попавшие в трудную жизненную ситуацию:
- безработные;
- переселенцы;
- беженцы;
- люди без определённого места жительства;
- пострадавшие в результате ЧС (наводнение, землетрясение, пожары, радиация).
За оказанием поддержки со стороны местных властей семья или человек, чей доход ниже среднего показателя прожиточного уровня, могут обратиться по месту жительства в территориальный орган.
Государство оказывает содействие несовершеннолетним по трём направлениям:
- в социальной сфере деятельности;
- в семейном окружении;
- в образовательном вопросе.
Права и обязанности детей, также, как и их родителей, прописаны в Семейном Кодексе РФ. В стране, в регионе, где проживает несовершеннолетний гражданин, власти обязаны обеспечить среду пребывания, которая будет отвечать всем требованиям правильного развития личности с точки зрения психического, физического состояния. Для этого работают социальные центры, районные кружки.
Образовательная сфера регламентирована и регулируется законодательно. Дети получают бесплатное начальное, общее, среднее-специальное, полное среднее и даже высшее образование, но на конкурсной основе. Также, начиная с детского сада, малоимущим родителям полагается субсидия, чтобы они смогли оплатить услуги пребывания детей в муниципальном учреждении.